Актуальность — значимость и срочность стимула — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Актуальность — значимость и срочность стимула

2020-12-27 58
Актуальность — значимость и срочность стимула 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтобы некий стимул вызвал в организме стресс, недостаточно, чтобы он был непривычным для организма. Необходимо чтобы он был ещё и актуальным, значимым для организма и требовал немедленной реакции.

В часы тренировок спортсмен затрачивает энергии во много раз больше, чем во время соревнований, однако стресс он испытывает на официальных турнирах. Это совершенно понятно. Если результат, который он показывает на тренировке, чуть хуже ожидаемого — ничего страшного. Всё можно исправить завтра. А вот неудачу на соревнованиях сразу не поправишь. Ждать придётся целый год. Да и включат ли неудачника  в сборную? Вот почему, несмотря на то, что на тренировках спортсмен порой работает на грани возможностей, стрессорная реакция при этом небольшая из-за относительно невысокой значимости происходящего.

Стресс может возникнуть и при получении новой информации — художественной, научной или чисто бытовой. Но чтобы информация об изменениях в среде обитания вызвала стресс, она должна быть не только новой, но и актуальной для данного человека, быть для него значимой. Например, недавно я узнал об открытии, сделанном астрономами: оказывается, в нашей Галактике в тысячу раз больше звёзд, чем считалось раньше. Эта совершенно новая для меня информация оставила меня совершенно равнодушным, потому что я не астроном. Зато у астрономов, у людей, занимающихся космологическими проблемами, это сообщение наверняка вызвало стресс. А вот у меня вызвало бы стресс известие о том, что ученым удалось получить живую клетку, но не из другой клетки, но и из смеси неживых молекул. И не у меня одного тогда возник бы стресс -  у всех биологов мира. Вот почему когда появляется сообщение о каком-то неожиданном открытии, всё мировое сообщество учёных, специалистов в данной области, бросается его «закрывать», искать ошибки в постановке исследования или интерпретации полученных результатов. Никому не хочется перестраивать свою систему устоявшихся взглядов, испытывая при этом, естественно, стресс.

Чтобы новое и значимое событие вызвало стресс, необходимо,  чтобы оно было важным именно сейчас, требовало бы срочной реакции. Стресс возникает при дефиците времени на реакцию, когда мы узнаём, что какое-то событие в самое ближайшее время может нам угрожать, или может не угрожать, а, напротив, принести существенные выгоды, нужно лишь чуть-чуть помочь фортуне. А может и не угрожать, и не быть полезным, а совершенно нейтральным, но выяснить это надо срочно! Словом, когда надо что-то решить, а времени нет. Когда есть время тихонечко присесть и поразмыслить, почему это нечто, что происходит,  такое странное, или почему рядом этого  странного нет, или почему этого странного не было вчера, да не лучше ли повернуть назад, или взять вправо, да подальше держаться — вот в таких случаях стресса не возникает. Стресс развивается, когда надо действовать быстро, когда нет времени на размышления и чтение  справочной литературы и к тому же  не у кого спросить совета.

Говорят, что студенты во время сессии испытывают стресс. Это справедливо в отношении учащихся младших курсов, для которых сессия — еще дело непривычное. Или для лентяев и разгильдяев, которые занимаются только перед самым экзаменом, а в семестре наслаждаются вольной жизнью. Нормальный студент-старшекурсник стресса во время сессии не испытывает, потому что напряжённая работа, хотя и вызывает утомление, ему привычна.

В начале второго курса преподаватели напоминают студентам, что им предстоит в этом году писать курсовую работу.

— Жанр это для вас незнакомый, — говорят студентам преподаватели. — Курсовая — это не реферат, это другая работа, к которой предъявляются свои требования. Поэтому зайдите на свою кафедру, попросите у секретаря, для образца, хорошие курсовые прошлых лет. Определитесь с темой пораньше и начинайте делать наброски. Показывайте их тому, кого вы выберите в научные руководители. Не откладывайте всё это на апрель — тогда будут другие заботы.

Известие о значимом событии — предстоящей курсовой работе — не вызывает стресса у студентов. Ведь сдавать ее надо будет в мае, а сейчас у нас сентябрь! Советы преподавателей пропадают втуне. В данном случае стресс бы не помешал, потому что при стрессе растёт тревога, то есть повышается мотивация. Стресс начинается в апреле. Но теперь тревога мешает сосредоточиться, как говориться в известном анекдоте: некогда думать, трясти надо. Студенты уподобляются Гомеру Симпсону, который возмущался: «Ты говорил, что платить надо будет в будущем, а у нас теперь настоящее!»

Итак, стресс вызывают не просто новые, непривычные изменения в среде. Чтобы возник стресс, изменения должны быть для нас значимыми. И кроме того, ещё одно условие: стресс возникает при дефиците времени на принятие решения. Чем больше времени у человека или животного, чтобы «осмотреться», тем менее выраженным будет стрессорное поведение. Недостаток же времени, увеличивая субъективную новизну ситуации, резко повышает уровень стресса. На основании понятия субъективной новизны сформулирована теория «хроностресса»[3].

 

Подведём промежуточный итог. Итак, что же мы успели узнать о стрессе?

 1. Стресс — это реакция организма на новизну, на непривычную для нашего организма ситуацию.

2. Стресс — это неспецифическая реакция, он не зависит от модальности раздражителя, любое изменение в окружающей среде или во внутренней среде организма может вызвать стресс.

3. Стресс развивается при актуальных изменениях в среде, т.е. значимых для нас и требующих срочной реакции.

Поскольку стресс — это реакция на новизну, невозможно повысить свою устойчивость к стрессорным ситуациям, уменьшить чувствительность к ним путем каких-либо специальных упражнений и тренингов. Врут психологи, обещающие сделать это за несколько занятий. Только накопление опыта, житейского и профессионального, ведет к уменьшению числа ситуаций, вызывающих стресс.

 

 

Глава 2


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.