Исследование роли обращений в сферах общественной  жизни представителей  разных  возрастных категорий. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Исследование роли обращений в сферах общественной  жизни представителей  разных  возрастных категорий.

2020-12-27 137
Исследование роли обращений в сферах общественной  жизни представителей  разных  возрастных категорий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Я решила выяснить, что знают об обращениях наши современники, как общаются между собой. Было проведено анкетирование учащихся 8 класса, учителей и  родителей. Учащимся     нашей школы, родителям и учителям был предложен следующий вопрос:

"Какие из общепринятых обращений начала XX века вам известны?"

Учащиеся – «господа»,

Родители- «господин», «госпожа». «сударь», «сударыня». «гражданин», «ваше величество»

Учителя - «господин», «госпожа». «сударь», «сударыня», «ваша милость», «ваше величество», «милостивый государь»

Приведенные данные свидетельствуют о том, что школьники мало знают обращений прошлого века, а вот люди старшего возраста лучше осведомлены.

На вопрос: "Какие обращения вы могли бы предложить в качестве общепринятых в наше время?"

учащиеся затруднились ответить. Были такие варианты: господин и госпожа, сударь и сударыня, просто «привет», «салют».

Ответы родителей и учителей такие: сударь и сударыня, дама, мадам, барышня, господин и госпожа.

Учащиеся – «привет», «салют», «друг»

Родители- «господин», «госпожа». «сударь», «сударыня». «мадам», «барышня»

Учителя – имя человека, «сударь», «сударыня»

Трудно сейчас предложить какое-то обращение, привычные обращения прошлого века в среде молодых людей будут неуместными, странными для окружающих. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в области обращений современный русский язык испытывает известный дефицит, имеющихся обращений явно недостаточно, поэтому возникает желание их разнообразить, что отражает мнение опрошенных. Конечно, трудно представить, что когда-нибудь мы будем называть друг друга милостивыми сударями и сударынями, но уже сегодня видно: прочно входят в обиходную речь обращения «господин» и «господа».

Обращения в официальной сфере общения

Для исследования оценочной функции обращений были использованы сферы официального и неофициального общения школьников, учителей и родителей.

Им были предложены следующие вопросы:

«Какие обращения вы используете при официальном общении со старшими и учителями, сотрудниками по работе?»

Использование в роли обращения к старшим по возрасту полного имени и отчества оказалось наиболее распространенной формой как для школьников, так и для людей более старшего возраста, Использование обращения без конкретизации имени (употребление местоимения Вы) при

общении со старшими указывает на затруднения в выборе обращения у школьников. А вот использование в роли обращений отчества и фамилии свойственно для людей старшего возраста (для родителей и учителей).

Учащиеся – имя человека, Вы, фамилия

Родители- имя, имя и отчество, фамилия

Учителя – имя человека, имя отчество

 

«Какие обращения используют учителя, обращаясь к учащимся, как к группе лиц?»

Многообразие форм обращения учителей к учащимся как группе лиц выявляет широкий спектр оценочного воздействия (осуждения или одобрения) на адресата. Многие слова в роли обращения становятся штампами разговорной речи, например: «дети», «ребята»; а многие характеризуются повышенной экспрессивностью и эмоциональностью, например: «друзья», «ребятки», «ребятишки». «орлы». Неодобрительный отзыв находят обращения по фамилии «Иванов», «Сидоров» и т.д.

Обращения в неофициальной сфере общения

«Какие обращения используют учащиеся, родители и учителя в среде сверстников?»

Учащиеся – никнеймы, имя, клички

Родители- имя, имя и отчество, фамилия, «сосед», «друг»

Учителя – имя человека, имя отчество, «коллеги», «друзья»

Наиболее нейтральными в этом плане стали собственные имена.

«Какие формы обращения используются при установлении речевого контакта с незнакомыми людьми в официальной и неофициальной обстановке?»

Учащиеся – Вы, ты, «друг», «привет», «вау»

Родители- Вы, «брат», «гражданин», «друг», «извините», «женщина», «мужчина», «брат»

Учителя – Вы, «коллеги», «друзья», «девушка», «будьте добры». «извините»

Итак, в ситуации нейтрального, обиходно-делового обращения на улице, в общественном транспорте, в магазине, на почте, в больнице и т.д. наиболее распространенной стала форма использования местоимения ВЫ, вместо обращения среди представителей молодого поколения «привет», «вауу». Этикетная форма в сочетании с местоимением ВЫ (извините, пожалуйста, Вы…) наиболее употребима. Также распространены обращения «женщина», «девушка», «мужчина», «брат», «друг».


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.