Олимпийские игры 1996 года. Атланта (по 12 игрокам) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Олимпийские игры 1996 года. Атланта (по 12 игрокам)

2020-12-27 87
Олимпийские игры 1996 года. Атланта (по 12 игрокам) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

№ пп Команда Место на Олим­пиаде Сред­ний воз­раст 30 лет и старше 1977 г.р. и моложе Средний рост 200см и выше 205-209 в т.ч. 210 и выше 190 и ниже
1. Нидерланды 1 27,9 3 0 201,6 9 3 0 1
2. Италия 2 27,2 5 0 197,2 4 0 0 1
3. Югославия 3 26,0 2 1 197,2 3 1 0 0
4. Россия 4 24,9 0 0 202,3 8 0 2 0
5. Бразилия 5 26,2 2 0 194,9 2 0 0 2
6. Куба 6 26,3 1 1 195,5 2 1 0 1
7. Болгария 7 26,7 3 0 197,8 4 1 1 2
8. Аргентина 8 24,5 1 2 193,7 3 0 0 2
9. США 9-12 26,8 3 0 197,8 4 1 0 0
10. Ю.Корея 9-12 24,9 2 0 193,0 2 0 0 3
11. Польша 9-12 23,8 1 2 201,9 9 3 1 1
12. Тунис 9-12 23,3 0 0 192,8 1 0 0 2

Данные по 12 командам

144 игрока 25,7 23 7 197,1 51 10 4 15

 

98

Мировая лига 1999 года (по 18 игрокам)

№ пп Команда Место на лиге Сред­ний воз­раст 30 лет и старше 1977 г.р. и моложе Сред­ний рост 200 см и выше 205-209 в т.ч. 210 и выше 190 и ниже
1. Нидерланды 1 27,1 5 1 201,0 12 3 1 3
2. Италия 2 27,1 6 0 196,1 4 0 0 2
3. Россия 3 25,2 1 1 200,7 11 1 2 0
4. Куба 4 25,4 2 3 196,2 3 1 0 1
5. Бразилия 5 25,3 2 1 195,2 3 0 0 2
6. Китай 6 25,7 2 0 196,3 6 1 0 0
7. Испания 7-11 24,1 0 1 195,2 4 1 0 2
8. Аргентина 7-11 23,5 1 5 194,7 6 0 0 3
9, Япония 7-11 27,3 3 0 192,9 3 2 0 6
10. Болгария 7-11 25,7 3 1 198,0 7 1 2 3
11. Греция 7-11 24,8 2 3 197,8 7 1 0 1

Данные по 11 командам

игрока 25,6 27 16 196,7 66 11 5 23

99

 

Таблица 10

 

Чемпионат Европы 1996 года среди молодежных команд Израиль

№ ПП Команда Место на Европе Кол-во игроков Средний рост 200 см и выше 205-209 см в т.ч. 210см и выше 190см и ниже
1. Польша 1 18 196,9 7 2 0 3
2. Италия 2 18 196,5 6 0 0 1
3. Россия 3 18 199,8 11 3 0 0
4. Нидерланды 4 12 196,6 3 0 0 0
5. Греция 5 16 196,8 4 0 0 1
6. Югославия 6 18 197,7 5 1 0 0
7. Бельгия 7 18 192,6 1 0 0 2
8. Франция 8 18 192,6 1 0 0 4
9. Белоруссия 9 18 197,3 5 0 0 0
10. Финляндия 10 18 193,1 2 0 0 3
11. Украина 11 16 197,1 4 1 0 1
12. Израиль 12 15 189,2 0 0 0 6

Данные по 12 командам

198 игрока 203 195,5 9 7 0 21

100

 

Таблица 11

 

Сводная таблица команд-участниц чемпионатов России 1997 года (по лигам)

Кома-нда Кол-во Кол-во Средний 30 лет 1977 г.р. Средний 200см 205-209 210 190
пп   игроков команд возраст и старше И  моложе возраст и выше в т.ч. и выше и ниже
                       
1. Супер­лига 90 8 24,2 10 11,1% 13 14,4% 197,7 34 37,8% 8  8,9% 2 11 12,2%
2. Высшая 140 13 23,2 14 31 194,7 34 7 0 34
  лига       10,0% 22,1%   24,3% 5,0%   24,3%
3. Первая 222 23 22,9 26 71 193,6 42 7 0 75
  лига       11,7% 32,0%   18,9% 3,2%   33,8%
4. Вторая 215 22 21,7 23 89 192,1 24 5 1 90
  лига       10,7% 41,4%   11,2% 2,3%   41,9%

Всего

667 66 23,0 70 204 194,5 134 27 3 210

Команд

      10,9% 30,6%   20,1% 4,0%   31,5%

 

 

101

наты  и кубки мира, мировая лига, чемпионаты   Европы,     добиваются    

команды более опытные, прошедшие многолетнюю совместную под­готовку и имеющие за своими плечами 3-5 лет совместных выступле­ний на самом высоком уровне. Наиболее яркий пример — это резуль­таты сборных команд Италии и Нидерландов и их составы протяже­нии 3-5 последних лет. Конечно, возможно появление в составах на­циональных сборных и молодых игроков. Но стопроцентно, что это те игроки, которые прошли перед этим 2-3-годичную школу молодеж­ных сборных команд. Такими игроками в последние годы стали В. де Гоор (Нидерланды), Меони и Папи (Италия), Стоев, Иванов и Узу-нов (Болгария), братья Грбичи (Югославия), Негрио (Бразилия), Хер-нандес (Куба), а ранее наш Я.Антонов, которые в возрасте 20-22 лет твердо закрепились в составах национальных сборных и входили в ос­новную шестерку или были близки к ней, т.е. реально влияли на ре­зультат команды. Так, на Олимпиаде 1996 года в Атланте были три игрока 1977 года рождения, выступившие в том же году на молодеж­ном чемпионате Европы в Израиле: Герич (Югославия), Грушка и Загумны (Польша).

Таблицы возрастных данных команд-участниц чемпионата России приведены ранее и подтверждают, что на более высоком уровне высту­пают более опытные команды, или как минимум вопрос результата в этих командах решают более опытные игроки. 

 

                                        Изменения в технике

 

Техника пожалуй наиболее консервативная составляющая часть во­лейбола. Хотя и в этой области заметны изменения, связанные прежде всего с ускорением выполнения технических приемов. Скоростная тех­ника — направление совершенствования техники. Вторая тенденция раз­вития в технике — это ее рациональность. Все прежде всего направлено на результат.

При приеме подач и нападающих ударов заметна тенденция к более частому использованию приема двумя руками сверху. Это связано с последними изменениями в правилах. В подаче заметно стремление тре­неров к тому, чтобы игроки имели два варианта подач — чаще это сочетание силовой подачи в прыжке с планирующей или укороченной подачей. Акцент в нападении все же делается на силовом нападении. Очевидно, это вызвано, с одной стороны, подбором более мощных и рослых нападающих, а с другой — явным улучшением игры в защите, которую необходимо «пробивать». Кроме силового нападения заметно оптимальное применение обманов. Заметна тенденция к более быстро­му «съему» при игре первым темпом (Ван де Гоор, Нидерланды). Уси­ление игры в защите, с одной стороны, связано с известными измене­ниями в правилах, а с другой, — с очень заметной тенденцией в на­строе всех игроков на то, чтобы поднять любой мяч, на отдачу в защи-

 

102

те, но это, скорее, из области психологической подготовки. В остальных технических приемах особо заметных изменений не произошло. Говоря о тенденции в развитии техники в будущем наиболее вероятно два на­правления — рациональная и скоростная техника.

                                   Развитие тактики

В этом разделе прежде всего заметно то, что мы уже говорим о тех­нике — рациональность. Исчезли комбинации ради комбинаций. Все подчинено результату, и тактика в том числе. Это касается как команд­ной тактики, так и индивидуальной. При игре в нападении заметно, пожалуй, более частое использование нападения с задней линии, и не только с первой зоны, но и с пятой и, особенно, шестой. Заметно более частое подключение к нападению игроков задней линии, когда пасующий также находится на задней линии, т.е. четвертым нападаю­щим. При игре в защите не отдается явного предпочтения какой-то системе, хотя все же, пожалуй, чаще команды страхуют блокирующих не участвующим в блоке игроком передней линии.

Усиление игры в защите за счет настроя и отдачи заметно прежде всего у сборных команд Италии и Нидерландов, и это не в последнюю очередь является причиной их самых высоких результатов.

В комплектовании стартовой шестерки явное предпочтение и в сбор­ных и в клубных командах отдается принципу 5-1 (5 нападающих + 1 пасующий). Надо отметить стремление тренеров всех команд к подбору ровного состава всех 12 игроков и более широкому использованию за­пасных игроков. Но далеко не всем это удается. Так, олимпийские чем­пионы 1996 года в Атланте голландцы отыграли весь турнир практичес­ки одной шестеркой. А у тренера вице-чемпионов олимпиады итальян­цев возможности в этом плане были намного шире — практически ис­пользовались 10, а то и все 12 игроков.

 

              Совершенствование физической подготовки

 

В последние годы этому элементу подготовки уделялось очень боль­шое внимание всеми национальными и клубными командами, кото­рые ставили перед собой более или менее высокие задачи. Кроме про­ведения специализированных сборов по физической подготовке за­метна тенденция к самостоятельной индивидуальной работе в этом направлении. Причем внимание функциональной и скоростно-силовой подготовке уделяется если не ежедневно, то уж еженедельно. В большинстве ведущих команд в каждом микроцикле выделяются спе­циализированные тренировки или отдельное время для этого. Заметна тенденция к индивидуализации работы по физической подготовке. За­метен и акцент на расширении самостоятельной работы игроков в этой области.

 

103

 

В дальнейшем можно с уверенностью сказать, что внимание в этой очень важной части подготовки волейболиста снижаться не будет. По нашему мнению, будет повышаться роль самостоятельной, индивиду­альной работы, т.е. будет повышаться профессионализм волейболистов.

 

      Совершенствование психологической подготовки

Очень важно воспитание «психологии победителя». В мужском во­лейболе было и есть достаточно много команд, у которых есть все, чтобы достичь большого результата, кроме этой самой «психологии по­бедителя». В этом вопросе можно, пожалуй, выделить только три сбор­ных команды, которые достигали успеха на протяжении достаточно про­должительного времени: это прежде всего сборная команда СССР об­разца 1977-1985 годов (тренер В.Платонов), сборная команда США 1984-1990 годов (тренеры Д. Бил и М.Данфи) и сборная команда Италии 1989-1996 годов (тренер Х.Веласко). В последние 3-4 года на этот уро­вень вышла команда Нидерландов (тренер ДАльберда). Остальные ко­манды (Бразилия, Куба, Болгария, Аргентина, Югославия) могли вы­стрелить в каком-то отдельном чемпионате, но на более продолжитель­ное время их не хватило или из-за смены состава и утери этой «психо­логии победителя», или из-за полного ее отсутствия, несмотря на очень высокий потенциал в остальных составляющих подготовки. Из наших клубных команд необходимо отметить команду ЦСКА образца 1970-1991 годов, где эти тенденции передавались из поколения в поколение. «Психология победителя» в очень большой степени базируется на высо­чайшей сознательной тренировочной, бытовой и игровой дисциплине.

Из отдельных элементов хотелось бы еще раз отметить повышение качества и эффективности игры в защите, что практически невозмож­но без высочайшего уровня настроя и самоотдачи.

Особо хотелось бы отметить настрой на стопроцентную и даже выше отдачу как во время отдельного игрового эпизода от свистка до свист­ка, так и на всю игру и, естественно, на весь турнир. Без этого доби­ваться высоких результатов невозможно. Если игроки могут позволить себе малейшее расслабление или отвлечение хотя бы только мыслей от волейбола, от результата — победы добиться будет невозможно, где-то эти послабления проявятся, выйдут наружу.

Профессиональных психологов в командах пока нет, что не исклю­чает их периодических консультаций. Так что психологической подго­товкой игроков и команд занимаются главные тренеры.

 

                                  Научное обеспечение

 

Необходимо отметить, что без внимания к этому разделу подготовки волейболистов и команд высокого класса результата достичь невозможно. Ранее при сборных командах СССР существовали комплексные научные группы. Нельзя сказать, что все в их деятельности и той продукции, кото-

 

104

рую они выдавали, было хорошо. Но основа все же была здоровая. В на­стоящее время КНГ со сборными и тем более клубными командами прак­тически не работают. Выполняются какие-то отдельные разделы работы.

В то же время достижения сборных команд Италии и Нидерландов в очень большой степени связаны с научным обеспечением. На основе всесторонних обследований тренеры получают индивидуальные рекомен­дации по подготовке игроков прежде всего в таких разделах, как физи­ческая и техническая подготовка. Это возможно только с постоянным использованием тренировочной и игровой деятельности игроков. Коман­да Италии и Нидерландов постоянно используют для этой цели компью­терные данные. Записи всеми командами записывались в той или иной степени давно. Но только компьютер дает возможность пользоваться опе­ративной, даже в ходе игры и отдельной партии, информацией.

На уровне чемпионата России компьютерными записями пользова­лись команда «Самотлор» (Нижневартовск), ЦСКА и ранее «Рассвет» (Москва).

Большинство сборных и клубных команд широко использует видео­записи, как для разбора своей игры, так и для моделирования игры будущего соперника на установках.

Отсутствие высококвалифицированной научной помощи нашим ко­мандам лишает их возможности прогресса как в ближайшее время, так и на перспективу.

 

                    Коммерциализация волейбола

 

Коммерциализация спорта коснулась в последние годы и волейбола. В мужском волейболе это стало заметно прежде всего с приходом в ФИВБ президента Р.Акосты и с появлением в календаре соревнований с 1990 года игр Мировой лиги. Эти соревнования в большой степени связаны с телевидением и рекламой. Появление этих соревнований в международ­ном календаре кроме явно видимых плюсов принесло немало и минусов.

Плюс — это прежде всего высокие гонорары игроков. Минус — перегруженность международного календаря с появлением соревнова­ний Мировой лиги.

Коммерциализация волейбола заметна как на уровне сборных ко­манд, так и на клубном уровне. Большинство команд имеют постоян­ных спонсоров и заключают с фирмами, производящими спортивную форму, весьма выгодные контракты на ее рекламу.

 

                 Тенденции развития женского волейбола

 

Ростовые данные. Среди ведущих национальных сборных женских команд мира средний рост нападающих игроков составляет 188-190 см, пасующих — 182-184 см (имеются в командах пасующие и более низко­го роста, но это исключение). В командах появляются игроки с ростом 200 см. В перспективе рост 188-190 см коснется не только нападающих

 

105

игроков, но и пасующих, хотя можно предположить, что невысокие, но высококлассные игроки пока сохранят право на жизнь в волейболе.

Возрастные особенности. В последние годы наблюдается тенденция воз­растных игроков (25-26 лет), прошедшие многолетнюю совместную под­готовку и побеждавшие на мировых и континентальных соревнованиях (ранее это было в возрасте 22-23 года). Есть в национальных сборных игро­ки до 20 лет и старше 30 лет, но реально они не влияют на результат.

Совершенствование физической подготовки. Основной акцент при под­готовке к соревнованиям делается на атлетизм (сила удара, высота прыж­ка, быстрота). В некоторых европейских и азиатских командах главный упор делается на развитие силы. Основное направление в физической подготовке сборных Кубы и России — развитие быстроты естественно не опуская основные компоненты атлетизма.

Состояние техники игры. Радикальных изменений в исполнении тех­нических приемов нет, хотя заметны изменения, связанные с ускоре­нием выполнения технических приемов. Будет возрастать роль блокиро­вания в связи с изменением подсчета очков (система тай-брейк). Одна из тенденций развития техники приема подач, передач, нападающих ударов — их рациональность. Все, прежде всего, направлено на резуль­тат. Увеличивается мощь подач. Количество спортсменок подающих по­дачу в прыжке увеличивается. Планирующая подача была сильна, когда «судился» прием сверху. Смягчение правил судейства приема сверху снизило значимость этой подачи. Каких-либо новаций в области техни­ки выполнения приемов пока не предвидится.

Развитие тактики. В связи с улучшением показателей атлетизма в так­тике нападения будет преобладать скоростная атака с усилением таких двигательных компонентов как координация и точность действий. Скоро­стная атака с краев сетки, атака игроком задней линии увеличит атакую­щий потенциал. В организации защитных действий в женском волейболе не возможно одновременно защищаться и страховать из-за недостаточно­го уровня развития скоростных качеств. Поэтому защитные построения организуются в зависимости от двигательного потенциала спортсменок с учетом взаимодействия с игроком задней линии с функцией нападающе­го игрока.

Психологическая подготовка. В психологической подготовке важными компонентами являются устойчивость психики и концентрация вни­мания. При отборе в команду эти компоненты классифицируются как основные. Без настроя на победу и самоотдачи игроков невозможно добиться высоких результатов.

Научное обеспечение. Без внимания этому разделу волейболисток и команд высокого класса высокого результата достичь невозможно. На основе всестороннего обследования тренеры получают рекомендации о подготовленности игроков, а компьютерные данные соревновательной деятельности спортсменок дают возможность пользоваться оператив­ной информацией для корректировки хода игры.

 

106

            Глава 4. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

 

                           4.1. Структура системы подготовки

 

Под системой понимается совокупность взаимосвязанных элемен­тов, образующих целостное единство и ориентированных на достиже­ние определенной цели. С этих позиций подготовка волейболистов будет успешной только в том случае, если ее рассматривать как единую сис­тему, все составные части которой согласованы между собой и направ­лены на успешное решение основных задач.

Подготовка волейболистов включает в себя всю совокупность ме­роприятий по обеспечению достижения волейболистами наивысших спортивных результатов, с одной стороны, и массового охвата систе­матическими занятиями как можно большего числа детей и взрослых — с другой. Нельзя подготовку волейболистов отождествлять с трениров­кой волейболистов, которая входит составной частью в подготовку на­ряду с другими.

Подготовка волейболистов — процесс многолетний и сложный, в нем выделяют составные части взаимосвязанные между собой. Выделя­ют три составные части в подготовке волейболистов: подготовку волей­болистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подго­товку в массовых формах физкультурно-спортивной и оздоровитель­ной работы.

Подготовка волейболистов высшего разряда являет собой высший уровень достижений по всем параметрам волейбола, оказывает опреде­ляющее влияние на подготовку резервов и массовый волейбол в плане модельных характеристик и комплекса контрольных нормативов, эф­фективных средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, популяризации волейбола, вовлечения в занятия широких масс населения.

Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ори­ентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов по основным показателям, отвечающим модельным характеристикам волейболистов команд высших разрядов. Это главный критерий эффективности системы подготовки спортивных резервов, ориентируясь на него, устанавливают требования, которым должны отвечать юные волейболисты на всех этапах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготовки спортивных резервов происходит в тесной связи с общеобразовательными школами, средними специ­альными учебными заведениями и другими организациями, осуществ­ляющими занятия в массовых формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Массовые занятия волейболом с охватом широких слоев населения

 

107

 

 

Рис. 38. Модель системы подготовки квалифицированных волейболистов

108

осуществляются в процессе обязательных учебных занятий в образова­тельных учреждениях; при прохождении службы в рядах Вооруженных Сил; в процессе самодеятельных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по производственному принципу и по месту жительства; на платных хозрасчетных условиях.

Каждая из трех составных частей, взятая отдельно, рассматривается уже как самостоятельная система. В этом случае в ней выделяются под­системы и элементы, взаимосвязанные между собой в целостной струк­туре. Принципиальный подход к построению модели системы подготов­ки волейболистов показан на рис. 38.

Модель включает в себя подсистему целевых функций и модельных командно-индивидуальных характеристик волейболистов на весь пери­од подготовки как важнейший системообразующий фактор, цементи­рующий в единое целое составные части подсистемы и системы; подси­стему функций обеспечения, куда входят отбор спортсменов на всех этапах подготовки, профессионализм тренеров и повышение их квали­фикации, материально-техническая оснащенность компонентов под­готовки, формы организации и управления многолетней подготовкой;

подсистема непосредственной реализации целей, которую составляют тренировка, соревнования, профилактике-восстановительные мероп­риятия, формирование личности спортсмена. Взаимосвязь составных ча­стей системы и эффективное функционирование ее в целом обеспечи­ваются наличием системы упражнения.

Полный набор элементов в подсистемах характерен для подготовки волейболистов высших разрядов, например национальных сборных ко­манд, и для подготовки спортивных резервов. В массовом волейболе набор элементов будет зависеть от целей и возможностей конкретного колиектива.

 

                4.2. Цели системы подготовки, прогнозирование,

                                   моделирование и нормативы

Определение цели служит исходной позицией построения системы. Под целью понимаются конечные результаты, на достижение которых направлена деятельность. Неправильное или неточное определение цели не приводит к желаемым результатам даже при хорошо налаженной системе.

Цель подготовки волейболистов высших резервов заключается в том, что спортсмены должны соответствовать параметрам командных и ин­дивидуальных мировых волейбольных моделей и обладать необходимой спортивно-игровой конкурентоспособностью, обеспечивающей наивыс­шие достижения на международной арене.

Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные волейболисты по уровню физической, технико-тактической, интеграль­ной, психологической, теоретической подготовленности отвечали тре-

 

109

бованиям на уровне команд высших разрядов и обладали потенциаль­ными возможностями для достижения в перспективе целей системы подготовки волейболистов высших разрядов.

Цель массовых форм занятий волейболом — максимально содей­ствовать решению задач физического воспитания, вовлекать в занятия физической культурой и спортом широкие слои населения нашей стра­ны, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрению здорового образа жизни.

Прогнозирование. Цель системы подготовки связана с конечным ре­зультатом в отдаленном (для сборных команд страны — это олим­пийское четырехлетие; для спортивных резервов — это включение в состав команд высших разрядов) будущем. Поэтому в настоящем надо по возможности более полно знать требования будущего. Отсюда осо­бенно велика роль прогнозирования при построении многолетнего про­цесса подготовки спортсменов. Под прогнозированием понимают дея­тельность по разработке прогнозов, под прогнозом — вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта или процесса в определен­ный момент в будущем, о тенденциях его развития.

При прогнозировании учитываются история, современное состоя­ние и тенденции развития волейбола, данные обобщения опыта подго­товки сильнейших волейболистов, динамики их основных показателей в возрастном аспекте — от начала занятий волейболом и до высших спортивных достижений. Основные тенденции в развитии волейбола сводятся, во-первых, к атлетической подготовке, создающей необхо­димые условия для успешного решения специальных (игровых) задач;

во-вторых, к овладению широким технико-тактическим арсеналом уни­версальности в подготовке и высокому уровню мастерства примени­тельно к избранной игровой функции; в-третьих, к увеличению скоро­сти выполнения игровых действий, умению быстро переключаться в действиях, гибко используя технико-тактический арсенал.

Прогнозирование охватывает по существу, все компоненты систе­мы подготовки волейболистов. В практике физической культуры и спорта применяются методы прогнозирования экспертных оценок, логичес­кого анализа, экстраполяции, статистические.

Метод экспертных оценок состоит в том, что прогноз составляется на основе оценки квалифицированных специалистов волейбола — экс­пертов. Это может быть коллективное обсуждение и непосредственное формирование прогноза. Мнения специалистов могут подвергаться ана­лизу уже без их участия. Мнения специалистов могут быть получены при помощи анонимной анкеты (дельфийский метод).

При логических методах тщательно анализируется опыт прошлого и по аналогии с возможными ситуациями формируется прогноз на буду­щее. Особое место в логическом прогнозировании занимают деловые игры. Суть метода заключается в том, что одни участники предлагают варианты решения проблемы, другие выступают как критики, в про-

 

110

цессе полемики выявляется наиболее приемлемый вариант решения проблемы.

Метод экстраполяции применяется для предсказания результатов, имеющих количественное выражение (показатели соревновательной, тренировочной деятельности). При этом динамика изменения показа­телей на определенном отрезке времени в прошлом переносится на оп­ределенный отрезок времени в будущем (показатели прыгучести, эф­фективности нападения и т.п.).

Статистический метод предполагает использование и анализ статис­тических материалов в области волейбола: количество занимающихся, разрядников, результаты обследования соревновательной деятельности волейболистов, документы планирования, отчеты команд высших раз­рядов, спортивных школ и т.д. В зависимости от прогнозируемого объекта используются те или иные данные статистики. Наряду со статистичес­кими материалами используются данные литературы, научных иссле­дований. Необходимо использовать соответствующие данные из других видов спорта.

Деятельность по составлению прогнозов тесно связана с управлен­ческой, что находит отражение в разработке целевых комплексных про­грамм, например, подготовки сборных команд страны к олимпийским играм, комплексной целевой программы развития волейбола и т.д.

Прогнозирование в отношении отдельного спортсмена включает показатели тренировочной (морально-волевая, технико-тактическая, физическая, функциональная, психологическая) и соревновательной (в атаке и защите) деятельности, свойства высшей нервной деятельно­сти, черты характера.

Прогнозирование в отношении команды включает показатели пси­хологической совместимости игроков, преемственности состава, спло­ченности коллектива, отношения игроков к тренеру, социометрического статуса команды; тактико-технического мастерства команды (сыг­ранность звеньев, разнообразие взаимодействий игроков в нападении и защите и наличие новых их видов); комплектования команды (по возрасту, игровым функциям), наличия резерва (молодежные, юно­шеские, команды; материально-технической оснащенности; наличия квалифицированных тренерских кадров, качественного тренировочно­го процесса.

Моделирование. Цель системы и прогнозирование тесно связаны с моделированием, которое представляет собой выражение конечного (желаемого для нас) состояния отдельных волейболистов и команды в целом. Выделяют «модель спортсмена», «модель команды», «модель со­ревнований», «модель тренировки», «модель подготовки». Они разраба­тываются на основе изучения специфики волейбола, выделения факто­ров, обусловливающих эффективность соревновательной деятельности и достижение высоких спортивных результатов.

Разрабатываются модельные характеристики требований к идеаль-

 

111

ному спортсмену-волейболисту (команде) — показатели соревнователь­ной деятельности и уровня подготовленности (технико-тактической, физической, теоретической, психологической, интегральной); модели­рование соревновательной деятельности — по степени адекватности глав­ным соревнованиям; моделирование при помощи программирующих тренажеров и технических устройств для развития определенных («за­данных») качеств и овладения структурой («заданной») приемов игры, совершенствования тактического мышления волейболистов; моделиро­вание структурных компонентов тренировочного процесса (типы мик­роциклов, средних циклов и т.п.).

Другой тип моделей — абстрактные, логико-математические. При помощи таких моделей получают новые знания, которые нельзя была получить, использую предыдущие типы. В спорте к ним относятся кор­реляционные, регрессионные и факторные модели. Это модели струк­туры физической подготовленности, структуры технико-тактического мастерства, взаимосвязи сторон подготовленности волейболистов и эф­фективности соревновательной деятельности, взаимосвязи сторон под­готовленности.

Большое значение имеет разработка моделей сильнейших спортсме­нов и команды высокой квалификации (В.В.Кузнецов, А.А.Новиков, 1975; Ю.Д.Железняк, 1978, 1981; Ю.Н.Клешев, 1985; В.И. Баландин и др., 1986). При этом выделяют три условия: первое — показатели сорев­новательной деятельности (по основным компонентам); второе — по­казатели уровня подготовленности (по основным компонентам); тре­тье — показатели функциональной и психологической подготовленно­сти, морфофункциональных особенностей, возраста и стажа занятий волейболом.

Четкие модельные показатели в количественно-качественном вы­ражении как конечная цель системы подготовки и гарантия достиже­ния прогнозируемого спортивного результата служат важным условием эффективного управления тренировкой волейболистов. На основании модельных характеристик устанавливаются нормативные требования по основным компонентам спортивного мастерства, результаты выполне­ния которых характеризуют состояние подготовленности на определен­ном промежутке времени и степень готовности на момент основных соревнований.

Модельные характеристики сильнейших волейболистов мира слу­жат исходной информацией для разработки моделей игроков и команд сборных страны и команд высших разрядов. Модельные требования ко­манд высших разрядов являются основой для разработки модельных характеристик в сфере многолетней подготовки резервов, высококва­лифицированных волейболистов (от начального отбора до включения в команды высших разрядов).

Целевые нормативы. Модельные характеристики отражают «конеч­ный результат» процесса подготовки волейболистов: для сборных стра-

 

112

ны это окончание четырехлетнего олимпийского цикла и каждого года на период основных соревнований (чемпионат мира, Европы, кубок мира), для команд национальных лиг — сроки первенства России, для юных волейболистов — окончание этапа многолетней подготовки и каж­дого годичного цикла.

На основании модельных характеристик разрабатываются норматив­ные требования по основным параметрам подготовленности. Норма­тивные требования охватывают более широкий круг показателей, при этом они рассчитаны на промежутки времени между модельными уров­нями, т.е. в пределах годичного цикла (средние циклы, микроциклы) и являются своего рода этапными модельными требованиями.

Поскольку эти требования органически связаны с модельными ха­рактери<


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.