Вампиры, дьяволы и просто летучие мыши — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Вампиры, дьяволы и просто летучие мыши

2020-12-27 157
Вампиры, дьяволы и просто летучие мыши 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Летучих мышей мы выделили в отдельную главу. Да и главы для них очень мало: если записать все рассказы и легенды о летучих мышах, то получится очень толстая книга - ведь нет, пожалуй, в мире ни одного животного, о котором рассказывали бы столько небылиц, столько легенд, как об этих крылатых зверьках. Если же описать действительные чудеса летучих мышей, которые уже известны науке, то описания эти займут не одну, а несколько книг.

Фантастические рассказы о летучих мышах можно условно разделить на две категории: первая - мистические представления о летучих мышах; вторая - реалистические, но неверные, основанные на незнании.

Итак, летучие мыши с давних времен фигурировали в различных религиях, с ними связано множество примет.

У древних греков богини вихря - злые Гарпии - изображались иногда с крыльями летучих мышей, сами же летучие мыши были посвящены жене властителя загробного царства.

Считалось, что души грешников отправляются в ад на летучих мышах, а в самом аду эти зверьки были приближенными сатаны. Художники прошлого, изображая ад, обязательно рисовали каких-то фантастических существ с крыльями летучих мышей (в отличие от ангелов, у которых крылья с птичьими перьями). К тому же ни один шабаш ведьм не обходится без летучих мышей.

Понятно поэтому, что встреча с летучими мышами ничего хорошего предвещать не могла. А если учесть, что они считались еще и оборотнями-вампирами (они же, наверное, и упыри, и вурдалаки), усыпляющими людей и высасывающими их кровь, то совсем уж страшно делалось от одного только упоминания об этих зверьках.

Правда, не везде летучие мыши были воплощением или символом зла. Например, охотники некоторых африканских племен поедали мясо летучих мышей, надеясь, что благодаря этому станут видеть в темноте и не будут спать, когда спят все остальные люди.

В Сицилии верили, что летучие мыши - это души умерших, летающие над землей, пока решается вопрос о дальнейшем их местопребывании - в раю или аду.

В Финляндии суеверные люди были убеждены, что летучая мышь - душа спящего человека: пока человек спит, душа его летает. И верили: если убить летучую мышь, то человек уже никогда не проснется.

Летучие мыши считаются священными у аборигенов Австралии и в Китае. Тем не менее большинство людей не любили и боялись летучих мышей.

Даже те, кто не верил в связь этих зверьков с нечистой силой, были убеждены, что мыши вцепляются в волосы, особенно в волосы женщин, что они пьют кровь животных, что обладают необыкновенным слухом, зрением, осязанием и обонянием и так далее. И самое главное, что многое из этого - правда. Сейчас мы уже знаем о летучих мышах такие "чудеса", которые не могло бы придумать самое буйное воображение. А ведь знаем мы, очевидно, еще не все - многое ждет разгадки.

Действительно, скрытый образ жизни плюс страшная, с нашей человеческой точки зрения, внешность, а главное, необычные качества, которыми обладают летучие мыши, - все это породило ужас перед летающими зверьками, родило множество примет и поверий.

Да и как не рождаться этим поверьям, если летучие мыши на каждом шагу во всех частях света постоянно поражают людей.

Рассказывают, например, что европейцы, переселившиеся в Америку, были очень взволнованы, увидав издали что-то похожее на вулкан или на какой-то страшный пожар: огромные столбы черного дыма и пепла поднимались в небо. Однако на поверку это оказался не вулкан и не пожар: то, что люди приняли за дым или пепел, были миллионы летучих мышей, отправлявшихся на ночную охоту.

Такое скопление летучих мышей - явление не частое, но и не исключительное. В знаменитой Новой пещере (штат Техас, США), по приблизительным подсчетам обитает примерно 30 миллионов летучих мышей. Польский ученый А. Кршановский описал другую пещеру - Бракенскую, находящуюся на юге США, где в некоторые годы собирается до 20 миллионов летучих мышей. Можно себе представить, какое впечатляющее зрелище - массовый вылет этих зверьков. А. Кршановский так описывает это: "В воронке, на дне которой находится вход в пещеру, образуется густой вихрь, состоящий из летучих мышей, вылетающих из отверстия. Образуя кольцо, они поднимаются в этом вихре все выше и выше, и лишь на высоте нескольких метров вихрь превращается в сплошной черный поток в несколько метров шириной, движущийся медленно и исчезающий где-то вдали".

Огромные скопления летучих мышей существуют не только в Америке. Есть такие скопления и на острове Ява, и в других местах.

Никто из млекопитающих никогда не образовывал еще таких колоний. А летучие мыши образуют!

Жители тропических лесов испытывали суеверный ужас перед "драконами" - существами, нападающими на человека и высасывающими у него кровь. Но этот страх имел под собой реальную почву.

Исследователи, постепенно отделяя истину от фантазии, добрались, наконец, до "драконов". И установили, что это те же летучие мыши. Действительно, некоторые виды летучих мышей прокусывают кожу человека и животных и высасывают, точнее, слизывают выступающие капельки крови. Причем в слюне вампиров имеются обезболивающие вещества и вещества, не позволяющие крови свертываться. Жители европейских стран еще во время Колумба, прослышав о существовании таких кровососов, наделили кровожадными свойствами всех летучих мышей. Так появилось убеждение, что и наши европейские летучие мыши - кровопийцы. Но европейские летучие мыши не пьют кровь. А вот в волосы они вцепляются, это факт. Многие люди тому свидетели. Опровергнуть такое поведение зверьков было невозможно, а объяснить - тоже. Сделали это лишь недавно.

Полет летучих мышей удивительный: быстрый, верткий. Он издавна привлекал внимание ученых. Однако понять, как эти зверьки ориентируются в воздухе, что дает им возможность так летать, удалось лишь в середине XX века.

Даже в начале нашего столетия еще считали, что органами осязания у летучей мыши служат крылья, что "слух у нее так тонок, что хищные виды должны затыкать себе уши для того, чтобы спать спокойно; они имеют для этого маленькие подвижные наушники, при помощи которых могут по желанию делать себя глухими... Растягивание носовых перепонок позволяет им также закрывать ноздри, для того чтобы воздух не вылетел во время полета"...

Нельзя обвинять ученых прошлого в недобросовестности, не следует смеяться над их выводами. Лишь последние достижения науки в области физики, химии, развитие техники помогло установить, что не осязание, не зрение позволяет летучим мышам так хорошо летать, так ориентироваться в темноте, находить и ловить насекомых. А дело в том, что летучие мыши способны издавать неслышные для нашего уха звуки. Благодаря этим звукам летучие мыши и ориентируются в полете и ловят насекомых.

Говоря о звуках, мы обычно имеем в виду те, что слышит человек. Так как всякий звук - это колебание воздуха, то, значит, подразумеваем те колебания, которые воспринимает барабанная перепонка человеческого уха. От частоты, то есть от количества колебаний в секунду, зависит качество звука. Чем колебаний меньше, тем звук ниже, и наоборот: чем больше колебаний, тем звук выше. Однако человек слышит не все звуки: мы начинаем слышать звук, когда частота его переходит за полтора-два десятка колебаний в секунду, и перестаем его слышать, когда колебаний становится около двадцати тысяч. Но в природе существуют звуки с частотой в сотни тысяч и даже миллионы колебаний в секунду. Частота звука выражается в условных единицах - герцах. И считают: 1 герц - это одно колебание в секунду, или, иными словами, через выбранную точку в одну секунду проходит одна волна (одно колебание).

Вот таким высокочастотным голосом, достигающим 150 тысяч герц (150 тысяч колебаний в секунду!), обладают некоторые летучие мыши. Остальные, правда, издают звуки с меньшим числом колебаний, но все же и они находятся за пределами человеческого восприятия.

Летучие мыши обладают способностью не только издавать высокочастотные звуки, но и улавливать их отражение, то есть эхо. Вот на этом и построен принцип ориентировки летучих мышей. Звуки, издаваемые летучей мышью, уходят в пространство, как бы наталкиваются на препятствие и возвращаются обратно. Чем ближе препятствие, тем быстрее возвращаются звуки. Ими зверек как бы ощупывает все вокруг, определяя не только препятствия, но и очень мелкие предметы, встречающиеся на пути. На этом построен принцип охоты за насекомыми. "Запеленговав" жука или бабочку, летучая мышь безошибочно хватает их, не пользуясь при этом ни зрением, ни осязанием.

Конечно, такие приспособления вырабатывались у летучих мышей в течение многих тысячелетий. Но совершенствовалась и защита насекомых. Так, одна из форм защиты - мелкие волоски, которыми некоторые бабочки густо покрыты. Мягкие предметы гасят звуки, не отражают их, и мохнатых бабочек летучей мыши поймать очень трудно.

Все это и многое другое ученые узнали сравнительно недавно. Потребовались десятки открытий в разных областях науки, которые помогли натуралистам раскрыть тайну летучих мышей, а заодно и выяснить, почему зверьки питают пристрастие к женским волосам.

Оказывается, летучие мыши вовсе не нарочно вцепляются в волосы. Происходит это по той же причине, по которой не могут они ловить мохнатых бабочек: волосы гасят звуки, не отражают их, и, не получив эха-сигнала, зверьки продолжают свой путь и запутываются в волосах. Некоторые натуралисты считают, что в темные волосы рукокрылые попадают чаще, чем в светлые, особенно днем. Объясняют это обстоятельство следующим образом: летучие мыши летят на темное пятно, принимая его за отверстие в каком-либо убежище. То, что долгие годы считалось умышленным и злонамеренным действием, объясняется именно отсутствием эхо-сигнала. Наука сняла с летучих мышей обвинение в их причастности к "нечистым" силам, доказала, что далеко не все они кровопийцы и так далее. Иными словами, полностью реабилитировала летучих мышей. Мало того, ученые доказали, что эти зверьки приносят огромную пользу, поедая в больших количествах вредящих насекомых. И тем не менее по сей день за летучими мышами еще держится репутация "нечистых" тварей, по сей день их еще нередко преследуют, боятся, уничтожают.

И наконец, о кошках...

Вообще-то о кошках можно было бы поговорить и раньше, когда мы рассказывали о культе животных в Древнем Египте или об оборотнях. Ведь кошка в Египте была очень почитаема, а в Европе среди легенд об оборотнях занимала, вероятно, первое место. Но мы решили поговорить о кошке отдельно - уж больно много примет и поверий с ней связано, к тому же и противоречий много. Надо подробно разобраться. А для этого следует знать историю кошки.

Кошка не была тотемическим животным ни у жителей Америки, ни у жителей Африки, ни у жителей Австралии и Европы. В те времена, когда появлялись тотемы, когда их почитали, когда, наконец, они постепенно превращались в богов, кошки, какой мы ее знаем, еще не существовало. Она не прошла все ступеньки на пути к божеству, а сразу стала богиней.

И произошло это в Древнем Египте.

В пятом тысячелетии до новой эры в Египте начался расцвет земледелия - египтяне научились выращивать зерновые культуры. Земледелие стало основным занятием египтян, а зерно - основным богатством Древнего Египта. Но у хлебопашцев появились сильные враги, которые разбойничали в полях и уничтожали большое количество собранного зерна в хранилищах, - грызуны. Чего только ни делали египтяне для спасения своего богатства, все было тщетно. И вот тогда появилась кошка.

Безусловно, это было не одномоментное явление: вдруг очень уж стали досаждать грызуны - и тогда на них напустили кошку. Нет, видимо, тут потребовались века, пока люди осознали цену кошке, а она поняла свое назначение.

Однако кошка - не исконно египетское животное. Между первым и шестым порогами Нила, там, где сейчас находится Восточный Судан, была когда-то очень богатая страна - Нубия. Древнеегипетские фараоны время от времени совершали на нее набеги. И вместе со скотом и ценными породами дерева, вместе с золотом и слоновой костью они вывозили оттуда и водившихся там кошек. Зоологи называют этих кошек булаными, желтыми, но чаще - нубийскими.

Сегодняшним любителям кошек нубийская вряд ли понравилась бы. Она была очень длинноногой, имела короткую шерсть и маленькую головку. Но может быть, именно такая кошка нравилась египтянам? А может быть, они быстро оценили ее охотничьи качества?

Да, кошку использовали на охоте. И не на мышей, а на достаточно крупных животных. До нас дошли изображения сцен охоты, в которых участвовали кошки (кстати, в ошейниках).

Мы уже говорили, что богами в Египте нередко становились животные, которые приносили людям пользу (или считалось, что приносят ее). В таком случае кошка по праву заняла одно из первых мест в пантеоне. Тут мы сталкиваемся с любопытным явлением какого-то обратного, что ли, действия, принявшего уродливую форму: за пользу, приносимую кошками, люди начали их боготворить, а это стало уменьшать пользу кошек. Их закармливали, в храмах валялись на роскошных ложах обленившиеся и ожиревшие коты и кошки.

Да, именно в храмах. Потому что у кошек в Египте были и свои храмы, и свои жрецы, и свои почитатели. Живых кошек ублажали так, как только могли, умерших хоронили на специальных кладбищах в специальных гробах, перед этим их бальзамировали и проделывали различные манипуляции с ними.

В 1860 году в Среднем Египте, недалеко от селения Бени-Хасан, обнаружили кошачье кладбище, где было похоронено 180 тысяч кошек, многие из которых лежали в золотых или серебряных ящиках, украшенных драгоценными камнями. Бени-Хасан был одним из центров поклонения кошкам. Но главным центром почитания кошек был город Бубаст, или Бубастис, как называли его греки. Там ежегодно устраивались пышные празднества в честь кошек, на которых присутствовали сотни тысяч человек.

И все это потому, что среди многочисленных египетских богов кошка занимала очень важное и почетное место. Сначала один из самых главных египетских богов - бог солнца Ра выступал как "великий кот", а потом кошка стала богиней луны, плодородия и деторождения и получила имя Бастет. А с великим Ра она связь не потеряла - считалась его родной сестрой. Прямые признаки родства были на лице, Точнее - на мордочке кошки. Это глаза. Чем выше солнце, тем зрачки у кошки уже. И наоборот, чем солнце ниже, тем зрачки шире. Солнце зашло, наступила темнота, и зрачки кошки совсем расширились, а глаза стали круглыми и засветились, как маленькие солнца. Разве это не прямое указание на связь с могущественным Ра?

И естественно, что богине Бастет поклонялись, - она изображалась женщиной с кошачьей головой. Саму кошку считали добрым духом дома и тщательно оберегали. Во время пожара, например, египтяне в первую очередь старались спасти кошку, если она находилась в доме, а потом уже спасали имущество или гасили огонь (а ведь поймать в горящем доме обезумевшую от страха кошку было нелегко!).

Смерть кошки в доме воспринимали как огромное несчастье. В знак траура все члены семьи брили брови. Убийство же кошки считалось тяжелейшим преступлением. Даже нечаянное убийство каралось смертью. Так было установлено по закону. Но народ, не дожидаясь законного исполнения приговора, нередко сам устраивал самосуд.

Существует предание, в котором рассказывается, как египтяне из-за кошек проиграли сражение персам. Царь персов Камбиз, готовясь напасть на египетский город Пилузу (сейчас на месте этого города находится Порт-Саид), приказал наловить в его окрестностях побольше кошек. Пустив впереди себя этих кошек и взяв в руки по одной кошке вместо щита, персы пошли в наступление. И египтяне сдались без боя: ведь драться с персами - значило убить священных животных. А на это египтяне пойти не могли.

Шли века. В Египте менялись правители, приходили и уходили завоеватели, а кошка продолжала быть священной, неприкосновенной и глубоко почитаемой. Даже когда исчезла древнеегипетская культура и на смену ей пришла культура арабская, когда в Египте утвердилось мусульманство, кошки продолжали оставаться в привилегированном положении. Коран к кошкам был благосклонен. Правда, кошки потеряли своих жрецов и свои храмы, но почетом, уважением они были окружены, и "материальная помощь" у них оставалась еще долго. Рассказывали даже, что сам Магомет любил кошек. Причем настолько, что когда одна из кошек заснула у него на коленях, а он должен был уйти, то основатель ислама отрезал полу халата, на которой спала кошка, чтобы не потревожить ее сон.

Что касается Магомета, который за свою любовь к кошкам якобы носил, помимо прочих титулов, звание "отца котов", то это, конечно, легенда. Относительно же других покровителей и ревностных защитников кошек имеются достоверные сведения. В частности, султан Эль-Дахер-Бейбарс, царствовавший в Египте в XIII веке и сравниваемый некоторыми учеными с Цезарем по храбрости и с Нероном по злобности, так любил кошек, что завещал им в окрестностях Каира громадный фруктовый сад для жительства и огромные богатства на их содержание. И в течение многих десятилетий сад этот кишел кошками, в определенное время суток туда сбегались кошки чуть ли не со всего города, уже зная, что между полуднем и закатом солнца их будут кормить.

Заметим кстати, что культ кошек в Египте существовал чуть ли не до наших дней (а может быть, и сейчас кое-где сохранился). Во всяком случае, еще в XIX веке в Верхнем Египте было очень распространено поверье, что в кошек вселяются духи добрых джиннов, приносящих счастье. Однако почтительное отношение к кошкам имеет и оборотную сторону: сейчас в Египте они так размножились, что "кошачья проблема" превратилась в общегосударственную: там их сейчас примерно 10 миллионов.

Так было в Египте. В Европе же было иначе - кошек там не почитали по той простой причине, что они в Европе отсутствовали. Странно: не так уж далеко от Греции и Рима, на берегах Нила, в течение пяти тысячелетий жила и царствовала кошка, а европейцы и не знали о ней. (Правда, некоторые ученые и историки упоминали об этом животном в своих трудах.) Объясняется это, видимо, тем, что египтяне под страхом смерти запрещали вывозить кошек из страны.

Однако рано или поздно это должно было случиться - кошки попали в Европу. В IV веке, как считают, они уже появились в Греции, а вскоре и в Риме. В этих странах, как и в Египте, кошки пользовались любовью и уважением, были покровительницами дома, их запрещалось убивать. В Риме кошка считалась еще и символом свободы и независимости - ее изображали рядом с богиней свободы Либертас.

В Южной Европе кошка несколько задержалась, а затем отправилась дальше, покорять другие страны. И покорила: всюду она была желанной гостьей, в некоторых странах быстро превратилась в священное животное, в других - стала просто очень уважаемой.

А коль священная она или хотя бы весьма почитаемая, то и предсказать может что-нибудь, указать или о чем-нибудь предупредить. Когда-то в Древнем Египте жрецы внимательно приглядывались к поведению кошек, истолковывая каждый ее жест, каждое движение как какой-то знак или какую-то весть. В Европе к поведению кошек тоже присматривались, хотя, конечно же, не так внимательно, как в Древнем Египте.

Уважали кошек всех цветов, но наиболее почитаемыми были именно трехцветные. Так, в некоторых странах считалось, что трехцветные кошки предохраняют дом от пожаров, а людей - от лихорадки. Черные кошки (особенно это относится к черным котам) тоже очень ценились - люди верили: они охраняют сады и поля от всякой напасти, а человека - от болезней.

В Англии считалось, что если черная кошка перебежит дорогу - это добрая примета, если она забежит в дом или в комнату - хозяина ждет радость, если чихнет неподалеку от невесты - молодоженам обеспечена счастливая жизнь.

У английских моряков издавна существовала (говорят, существует и сейчас) такая примета: если на корабле имеется кошка, особенно черная, без единого белого волоска, - это верный признак того, что корабль во время плавания избежит всех опасностей. Если же кошка подводила и корабль терпел бедствие, моряки тем не менее в первую очередь старались спасти животное. В прибрежных районах Англии люди были твердо убеждены: пока кошка в доме, рыбаку не грозит опасность. Вообще в Англии, пожалуй, существовало больше всего добрых примет, связанных с кошками. И когда в средние века началось гонение на кошек, Англия оказалась единственной в Западной Европе страной, где этих животных не преследовали. В X веке был издан закон, определяющий даже наказание за жестокое отношение к кошке и указывающий ее стоимость. И кошки в Англии продолжали благоденствовать.

Но положение кошек в других странах было трудным.

Дело, конечно, не в самих кошках. Христианская церковь, набрав достаточно силы, пошла в открытое наступление на "еретиков". Жгли библиотеки-сокровищницы мировой культуры, уничтожали уникальные памятники, убивали ученых. Девиз у фанатиков-верующих был один: жги, бей, разрушай все, что "против Христа". А "против Христа" было даже умение читать! И христианская церковь обрушилась не только на библиотеки, не только на ученых, но и просто на грамотных людей.

Обрушилась она и на животных, почитаемых раньше (все, что почиталось "там", то есть на Востоке, должно быть уничтожено "здесь").

Епископ Августин Блаженный заявил: "Неужели из опасения кратковременного пламени, в котором погибнут немногие, представить всех вечному огню геены?" Пламя костров инквизиции было не кратковременным - оно горело века, и погибло в нем огромное число людей (по приблизительным подсчетам историков в средние века было казнено за "ересь", "колдовство" и тому подобные "преступления" не менее 9 миллионов человек). Но жгли не только людей, обвиненных в колдовстве, не только "ведьм" - жгли вместе с ними или отдельно животных, которые были "связаны с дьяволом". Кошкам тут уделялось особое внимание - их всех поголовно объявили ведьмами-оборотнями.

Причин для такого обвинения имелось более чем достаточно. (Помимо главной, но не оглашаемой: кошка пользовалась почетом на Востоке.) Где бывает кошка по ночам и что делает во время своих таинственных прогулок? Ведь сколько ни пытались подсмотреть за кошкой, проследить за ней не удавалось. Значит, не зря таится, значит, творит черные дела! А почему ходит бесшумно? Любой зверь, состоящий из плоти и крови, считали церковники, производит хоть какой-то шум. А эти?.. Так ходить может только дьявол! А почему у кошки в темноте горят глаза? И что это за огонь - уж не адский ли? Имелось немало и других подобных вопросов, но ответ был всегда один: кошка - нечистая сила, исчадие ада, пособница ведьм или сама ведьма-оборотень. И это мнение было узаконено: в 1503 году папа Юлиус II писал, что ведьмы особенно опасны потому, что умеют превращаться в кошек.

Конечно, путаница была изрядная: кошки сами по себе ведьмы и дьяволы или люди принимают обличие кошек? Или наоборот - кошки принимают обличье людей? Но стоило ли разбираться? Проще жечь ведьм на кострах, в каком бы обличье они ни были - человечьем или кошачьем. И жгли. И пытали. Кошек еще и поджаривали, и закапывали, живыми в землю. Во всех странах Европы, где господствовал католицизм, творили суд и расправу над кошками (особенно над черными, некогда наиболее уважаемыми); существовали определенные дни (обычно в христианские праздники или в специальные "кошачьи среды"), когда объявлялись массовые облавы и уничтожение кошек.

И ведь так продолжалось несколько столетий.

Естественно, что с изменением "статуса" кошек, с превращением этих животных из уважаемых и почитаемых в гонимых и уничтожаемых появилось множество дурных примет, связанных с кошкой. Главная плохая примета - встреча с кошкой, особенно с черной, - укоренилась почти во всех странах. Считалось, что черная кошка - это ведьма в облике кошки. А что хорошего можно ждать от ведьмы? Только одних неприятностей. И перебежала она дорогу или повстречалась как раз потому, что торопится эти неприятности доставить человеку, идущему по каким-то делам!

В России кошек не преследовали, но тем не менее отношение к ним было не однозначное. С одной стороны, относились к кошке доброжелательно. Верили, что она может предсказать не только появление гостей, но и подскажет, откуда их ждать: куда хвост кошки направлен, оттуда и придут гости. Радовались, когда кошка тянулась к человеку: явное указание, что его ждет обновка или подарок.

Была и такая примета, о которой писал В. И. Даль: "Кто кошек любит, будет и жену любить". Верили, что кошка может излечить от зубной боли, что хвост черного кота якобы избавляет человека от ячменя на глазу, а хвост трехцветной кошки - от бородавок. Была даже примета, охранявшая этих животных: "Убить кота - семь лет ни в чем удачи не видать".

На кошек возлагались и очень важные обязанности - отводить беду. Издавна в России был обычай пускать в новое жилище сперва кошку, а уж потом входить самим.

Когда-то человек считал, что, срубая дерево, он причиняет ему боль, и обязан как-то искупить свою вину, задобрить. Язычники приносили жертвы, в средневековье существовал обычай закапывать овец или коз под фундаментом возводимых храмов.

Но все это было в далеком прошлом. Потом кошка взяла на себя все заботы по регулированию отношений человека со "злыми силами", которые могут поджидать человека в новом пустом доме. Кошка смело переступала порог, и уж как ей это удавалось - никто не знает, но всегда умудрялась отвести беду от хозяев дома.

Однако в России бытовало и иное отношение к кошкам. Их боялись перевозить в санях или на телеге из опасения, что лошадь после этого начнет сохнуть. Потому что они все-таки ведьмы и напустят на лошадь порчу. Или еще: во время сильной грозы считалось, что Илья Пророк мечет молнии в бесов. А так как кошка тоже бес (или в нее вселился бес), то Илья может попасть и в животное. Начнется пожар. Чтоб избежать этого, кошек в сильную грозу выбрасывали на улицу.

Было еще немало примет - добрых и недобрых, - связанных с кошками. Одни люди боялись всех кошек, веря что они ведьмы, другие боялись только черных, третьи не боялись кошек, любили их, верили в их добрые "предсказания".

Давно прошли времена, когда боялись и преследовали кошек. Они снова стали обычными домашними животными, и многим хорошо живется у людей, которые их любят. И кошки отвечают людям взаимностью. И никто уже не верит в ведьм и оборотней. А вот в "кошка дорогу перебежала" еще многие верят.

Нелепо, правда?


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.