Учёт возрастных особенностей младших школьников                                     в процессе взаимодействия — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Учёт возрастных особенностей младших школьников                                     в процессе взаимодействия

2020-12-27 66
Учёт возрастных особенностей младших школьников                                     в процессе взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Возраст 7-9 лет 9-10 лет 10-11 лет
Ведущий вид деятельности Учебный Учебный Общение
Образ себя и самопонимания Я – школьник, Я – товарищ

Я – член определенной группы

Социально-педагогическая ситуация Меняющаяся Стабильная Меняющаяся
Физиологические особенности возраста Активное анатомо-физиологическое созревание организма. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких. Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носит относительный характер, поэтому отмечается высокая утомляемость. Неразвитость произвольных процессов. Работоспособность сохраняется 25-30 мин. Завершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. Перестройка организма. Усиливается обмен веществ в организме, рост тела в длину, отстает развитие сердечно-сосудистой системы, что приводит к снижению давления, «малокровию мозга», вялости и повышенной утомляемости. Увеличивается потребность в питании, щадящем режиме.
Психологические особенности возраста Отсутствие социального опыта в новых условиях и как следствие обостренное чувство незащищенности. Дети эмоциональны, подвижны, впечатлительны, любознательны. Произвольность Эмоциональное самочувствие ребенка целиком зависит от педагога, который становится центром его жизни. Большое место занимает игровая деятельность. Внутренняя уравновешенность, постоянное стремление к активной практической деятельности, преобладающая жизнерадостность. Дружелюбие, открытость и контактность со сверстниками и взрослыми. Стремление к совместной деятельности, легкость выполнения поручений, имеющих социальную значимость. Резкая потеря к деятельности в случае неуспеха, большой эмоциональный подъем в случае успеха. Ценят смелость, верность другу, физическую силу. Любят тайны, приключения, поиск, новое, яркое, незнакомое. Ориентированы на ближайшие цели. Воспринимают конкретное содержание беседы. Особое значение начинает приобретать мнение сверстников. Отсутствие социального опыта в новых условиях и как следствие обостренное чувство незащищенности. Не могут полноценно анализировать свои поступки, склонны переоценивать свои возможности, остро переживают чувство неуверенности. Неумение рассчитать свои физиологические потребности. Импульсивность. Бурное проявление симпатии к противоположному полу. Стремление к самостоятельности и независимости, завоевать авторитет, занять достойное место в коллективе, растет автономия от семьи.
Новообразования Принятие роли школьника, системы новых социально-психологических требований. Сформированность внутренней позиции школьника. Сформированность основных компонентов учебной деятельности. Произвольность психических процессов, развитие внутреннего плана действий, способность к саморегуляции, рефлексии. Формирование чувства социальной и психологической компетентности (или при неблагоприятном развитии –неполноценности), чувство дифференцированности своих возможностей. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Формируется устойчивая система отношений к окружающим и самому себе, стремление разобраться в своих качествах и поступках.
Сензитивный (наиболее чувствительный) период - К развитию интеллектуальных способностей и познавательной сферы; - к воспитанию и укреплению эмоционально-волевой сферы и произвольности поведения; - к развитию сопереживания к людям, приоритета «должен» над «хочу», прилежности, дисциплинированности; - к развитию самоконтроля, саморегуляции, рефлексии, положительной самооценки, умения доводить начатое дело до конца, положительного отношения к занятиям - К развитию интеллектуальных способностей и познавательной сферы; - к воспитанию и укреплению эмоционально-волевой сферы и произвольности поведения; - к развитию сопереживания к людям, приоритета «должен» над «хочу», прилежности, дисциплинированности; - к развитию самоконтроля, саморегуляции, рефлексии, положительной самооценки, умения доводить начатое дело до конца, положительного отношения к занятиям - К самовоспитанию, воспитанию характера
Основные задачи развития Полноценная социально-психологическая адаптация к новой ситуации развития - Развитие образного и логического мышления; - формирование социальной позиции; - формирование чувства полноценности и умелости; - овладение навыками конструктивного общения со сверстниками Полноценная социально-психологическая адаптация к новой ситуации развития
Перспективные задачи развития - Развитие интеллектуальных возможностей, в частности – логического мышления, освоение культурного опыта; - формирование чувства полноценности – умелости, прежде всего в учении и общении со значимыми взрослыми; - развитие произвольности, способности ориентироваться на сложную систему социальных требований новой среды (воспринимают ребенка серьезно, более значимо) - Развитие мыслительной гибкости, способности приспосабливаться к различным системам требований; - формирование контроля и самоконтроля учебной деятельности; - достижение соответствующего уровня социальной и личностной зрелости - Нравственное развитие: переход от догматической правильности к развитию критической оценки и выработка индивидуальных норм поведения; - поощрение способности занять ответственную позицию в отношении взрослых и сверстников; - переориентация учебного и воспитательного процесса с передачи знаний на развитие мышления учащихся
Проблемы - Возможны нарушения в мотивационно-личностной сфере, связанные с возникновением и закреплением чувства неполноценности (неумелости), ориентацией на реальный мир, а на мир фантазии; - фиксация на семье и других значимых взрослых (демонстрация сверхзависимого поведения); - дезадаптация, снижение способности к произвольному контролю - Хроническая неуспешность: снижение учебной мотивации и самооценки, неэффективная учебная деятельность, нарушения поведения; - под воздействием чувства неполноценности (неумелости) возможны психосоматические и невротические нарушения   - Недостаточная ориентация на новую систему требований взрослых и сверстников; - разрушение учебной мотивации, снижение интереса к занятиям, потеря положительного статуса среди сверстников; - возможен возврат к более инфантильным эмоциональным реакциям и формам общения со сверстниками и взрослыми – по принципу «не хочу быть взрослым»
Работа с ребенком - Выявление индивидуальных особенностей, контроль эмоционального состояния детей; - проведение работы с детьми, направленной на осознание ими индивидуальных особенностей собственной учебной деятельности, формирование индивидуального стиля деятельности; - развитие навыков конструктивного общения, совместного решения проблем; - расширение социального опыта детей; - развитие логического мышления, умения оперировать информацией - Выявление индивидуальных особенностей познавательной деятельности; - контроль за эмоциональным состоянием ребенка, индивидуальная работа на развитие или компенсацию слабо развитых психических функций; - психологическая поддержка ребенка; - работа по осознанию детьми индивидуальных особенностей собственной учебной деятельности, формирование индивидуального стиля деятельности; - развитие навыков конструктивного общения, совместного решения проблем; - расширение социального опыта детей, - развитие логического мышления, умения оперировать информацией - Построение системы отношений детей друг с другом; - развитие навыков конструктивного общения со взрослыми и сверстниками; - обучение навыкам ответственного поведения
Работа с социально-педагогической ситуацией - Создание фона успешной адаптации, постоянная поддерживающе-профилактическая работа; - создание ситуации успеха в учебной деятельности для ребенка; - щадящий учебный режим; - эмоциональная поддержка ребенка и его родителей; - просвещение родителей по вопросам возрастных особенностей их детей, организации домашних занятий и контроля в процессе их выполнения; - создание условий для формирования положительной самооценки и уверенности в себе у детей - Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся, - создание ситуаций успеха для ребенка, поддержка чувства полноценности в учебной деятельности, создание возможностей для развития логического мышления, самостоятельности; - анализ и корректировка программы с точки зрения перегрузки и т.п.; - сопровождение родителей в воспитании ребенка - Разработка единой системы требований и её предъявления учащимся; - просвещение родителей и педагогов по вопросам общения с младшими подростками; - создание щадящего учебного режима с учетом эмоциональных и волевых возможностей ребенка; - поддержка самостоятельности в учебной деятельности и общественной жизни

 

 


Приложение 2


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.