Социальная фасилитация: когда присутствие других прибавляет нам сил — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Социальная фасилитация: когда присутствие других прибавляет нам сил

2020-12-27 87
Социальная фасилитация: когда присутствие других прибавляет нам сил 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пришло время вашего годового экзамена по психологии. Вы потратили уйму времени, изучая материал, и чувствуете, что готовы. Когда вы приходите в аудиторию, где назначен экзамен, то обнаруживаете, что это — очень маленькая комната, в которую набилось множество студентов. Вы протискиваетесь к свободному месту и садитесь на него, едва вместившись между своими однокурсниками. Входит профессор и объявляет, что если кто-нибудь из студентов чувствует себя неудобно в такой тесноте, то может сдавать экзамен в отдельной комнате — дальше по коридору есть еще несколько совсем маленьких помещений. Как бы вы поступили?

Вопрос в том, отразится ли на ваших успехах простое присутствие других рядом с вами (Geen, 1989; Guerin, 1993; Kent, 1994; Sanna, 1992). Присутствие рядом других людей может означать две вещи: (а) выполнение задачи вместе с другими работниками, которые делают то же, что и вы, (б) выполнение задачи на глазах у аудитории, которая ничего не делает, а только смотрит на вас. Суть, в любом случае, состоит в том, что вы не взаимодействуете с другими людьми — они просто присутствуют в помещении, образуя несоциальную группу. Имеет ли какое-то значение их присутствие? Если вы сдаете экзамен в переполненной комнате, заставит ли это вас нервничать и помешает ли вспомнить нужный материал? Или присутствие однокурсников поможет вам сдать экзамен даже лучше, чем если бы вы сдавали его в одиночку?

 

Простой социальный контакт приводит к... стимуляции жизненной энергии, которая повышает эффективность труда каждого отдельного рабочего.

Карл Маркс (1818-1883)

 

Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется поговорить о насекомых — как ни смешно, о тараканах. Хотите — верьте, хотите — нет, но классическое исследование, в котором роль участников эксперимента играли тараканы, может помочь решить, в каких условиях вам лучше сдавать свой экзамен по психологии. Роберт Зайонк и его коллеги (Zajonc et al., 1969) построили хитроумный прибор, предназначенный для того, чтобы выяснить, как присутствие сородичей влияет на поведение таракана. Исследователи поместили в одном конце (291:) трубки источник яркого света (известно, что тараканы не любят яркий свет), и замечали время, которое требуется таракану, чтобы добежать до другого конца трубки, где он мог скрыться в затемненной коробочке (см. левую схему на рис. 9.1). Ученые хотели узнать, при каких условиях таракан быстрее выполнит эту простую задачку — когда он будет один, или когда рядом будут присутствовать другие тараканы?

Рис. 9.1. Тараканы и социальная фасилитация. В эксперименте с использованием прибора, изображенного слева, тараканам нужно было выполнить очень простую задачу: по прямой прозрачной трубке добежать от исходной точки до затемненной коробочки Эту простую задачу они выполняли быстрее в случае, когда их могли видеть другие тараканы, чем тогда, когда они были одни. Однако прибор, изображенный справа, ставит перед тараканами более сложную задачу. Здесь таракану требовалось больше времени на то, чтобы найти правильный путь, когда другие тараканы наблюдали за ним, чем тогда, когда он был один (Zajonc, Heingartner, & Herman, 1969).

 

Вероятно, вы хотите спросить, как исследователям удалось заставить других тараканов быть зрителями. Они добились этого, посадив несколько тараканов в прозрачную пластиковую коробочку рядом с трубкой. Эти тараканы находились как бы на трибуне, отделенной забором от беговой дорожки, по которой бежал их одинокий сородич (см. рис. 9.1). Оказалось, что отдельные тараканы выполняют задачу быстрее, когда рядом присутствуют другие тараканы.

Конечно, мы не собираемся на основе опытов, поставленных на тараканах, давать вам советы, как следует вести себя на экзамене по психологии. Однако история на этом не заканчивается. Для исследования эффекта простого присутствия других были проведены десятки экспериментов с участием как людей, так и представителей других видов, например, муравьев или птиц (напр., Bond & Titus, 1983; Guerin, 1986; Rajecki, Kidd & Ivins, 1976; Zajonc & Sales, 1966). И все эти эксперименты давали очень похожие результаты. До тех пор пока задача была относительно простой и хорошо известной, как для таракана — задача убежать от яркого света по прямой трубке, в присутствии других люди и животные выполняли ее лучше. Например, в одном из первых экспериментов в области социальной психологии Норман Триплет (Norman Triplett, 1898) просил детей намотать рыболовную леску на катушку — в одиночестве или в присутствии других детей. И в присутствии других дети делали это лучше, чем наедине с собой.

Исследования, посвященные социальной фасилитации, показали, что люди лучше справляются с простыми и хорошо известными задачами, когда они находятся на глазах у других, чем когда они одни.

Простые и сложные задачи

Прежде чем сделать вывод, что если вы хотите хорошо сдать экзамен, вам следует остаться в переполненной аудитории, мы должны рассмотреть еще один набор экспериментальных данных. Вспомним, что присутствие других облегчает выполнение простых, хорошо известных задач. Убегать от света — привычное дело для таракана, и намотать леску на катушку не так уж трудно даже ребенку. Но что произойдет, если мы дадим человеку более сложную задачу и заставим его выполнять ее на глазах у других. Чтобы выяснить это, Зайонк и его коллеги в 1969 году включили в свой эксперимент с тараканами еще одну стадию. На этот раз у таракана было несколько путей, куда он мог бежать, и только один из этих путей вел в затемненную коробочку (см. правую схему на рис. 9.1). При такой более сложной постановке задачи результаты оказались обратными: в присутствии своих сородичей тараканам требовалось больше времени на то, чтобы найти правильный путь. Множество других исследований также показали, что если задача трудная, то люди и животные хуже справляются с ней в присутствии себе подобных, чем наедине (напр., Bond & Titus, 1983; Geen, 1989).


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.