Вологодский институт права и экономики — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Вологодский институт права и экономики

2020-11-19 170
Вологодский институт права и экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

 

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

 

Методические материалы для слушателей

Отделения заочного обучения

По специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность»

 

 

Вологда – 2013

 

История государства и права России: методические материалы для слушателей отделения заочного обучения, по специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2013. – 68 с.

 

 

Составители:

Брызгалова И.В. – преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, майор внутренней службы

Перебинос Ю.А. – доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, к.и.н., доцент, майор внутренней службы

 

Данные методические указания предназначены для подготовки к семинарским и практическим занятиям, а также для выполнения контрольно-проверочной работы по курсу «История государства и права России» слушателями ОЗО по специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность».

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин 28 января 2013 г., протокол № 5

 

Вологодский институт права и экономики, 2013


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..4

Планы семинарских и практических занятий с

методическими рекомендациями…………………………………………..6

Методические рекомендации по выполнению

контрольно-проверочной работы…………………………………………29

Рекомендуемая литература………………………………………………...57

Примерный перечень вопросов к экзамену……………………………...63

Типовые задания к экзамену……………………………………………….66


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «История государства и права России» входит в базовую часть профессионального цикла, изучается на первом курсе всех форм обучения. Приступая к изучению дисциплины, обучаемые должны иметь твердые познания по дисциплинам школьного курса: отечественной истории, обществознания и других социально-гуманитарных дисциплин. Слушатели должны знать основные этапы истории России, события и имена исторических деятелей, обладать навыками анализа исторического материала, уметь работать с учебной и научной литературой.

История государства и права России как дисциплина, изучающая становление и развитие институтов и отраслей отечественного права, является предшествующей для освоения учебных курсов основных отраслей современного российского права: конституционного (государственного), гражданского, уголовного, процессуального права и др.

Целью освоения дисциплины является формирование у слушателей теоретических знаний и научных представлений об истории становления и развития государственно-правовых институтов России.

Задачи освоения дисциплины:

- рассмотреть генезис российского государства и права, раскрыть содержание основных этапов их развития;

- представить эволюцию системы высших, центральных и местных органов управления;

- познакомить с основными законодательными памятниками в истории России;

- привить навыки работы с правовыми источниками

- сформировать навыки решения юридических задач.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

а) общекультурных (ОК): способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

б) профессиональных (ПК): способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-5).

В результате изучения дисциплины слушатель должен:

- знать: роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни, основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, основные особенности становления и развития государства и права России; научные понятия и термины дисциплины, основные исторические типы и формы государства и права;

- уметь: систематизировать, обобщать, аргументировано излагать и оценивать историко-юридические проблемы российского государства и права; сопоставлять государственно-правовые явления в различные исторические периоды; самостоятельно работать с первоисточниками и научной литературой по государственно-правовой проблематике; оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

- владеть: методикой историко-юридического анализа для изучения государства и основных отраслей и институтов права, системным подходом к изучению истории государства и права России, юридической терминологией, навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права.

Программа по курсу «История государства и права России» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность» (воспитательно-правовая специализация). Преподаваемый курс по заочной форме обучения рассчитан на 216 часов, из них 22 часа отведено аудиторным занятиям, 194 часа выделено на внеаудиторную нагрузку. В рамках аудиторных занятий предусмотрены лекции (16 часов), семинары (2 часа) и практические занятия (4 часа).

В целях формирования указанных компетенций семинарские и практические занятия проводятся в активной и интерактивной форме. Используются следующие методы и формы работы: работа в малых группах, анализ первоисточников, решение задач-казусов с использованием законодательных памятников.

По итогам изучения курса во втором семестре предусмотрены формы контроля: контрольно-проверочная работа и экзамен.

Данные методические материалы включают:

1) планы семинарских и практических занятий с методическими рекомендациями;

2) методические рекомендации по выполнению контрольно-проверочной работы;

3) примерный перечень вопросов к экзамену;

4) типовые задания к экзамену.

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С

МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

Тематическим планом по Истории государства и права России для слушателей отделения заочного обучения (специальность 31001.65 – «Правоохранительная деятельность») предусмотрено 3 групповых занятия: 1 – семинарское занятие, 2 – практических занятия.

Семинарские занятия являются важнейшим элементом учебного процесса. Они проводятся с целью закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Прежде чем готовиться к первому семинарскому занятию, необходимо ознакомиться с программой курса «История государства и права России», что позволит составить четкое представление о данной дисциплине и обратить внимание на связь отдельных вопросов между собой.

При подготовке к семинару следует сначала обратиться к вопросам и рекомендациям, которые содержит данное пособие к каждой конкретной теме, изучить конспект лекции и только потом приступить к подбору указанной учебной литературы. Работая с книгой, следует искать к нужным вопросам по предметному, алфавитному указателю или оглавлению. Обращайте внимание на литературу, указанную в сносках. Если в учебной литературе окажутся ссылки на те или иные статьи правовых документов, необходимо тут же ознакомиться с соответствующими документами и статьями. Прежде всего, следует изучить соответствующий раздел учебника, а затем приступить к конспектированию первоисточников. Делая выписки, не забудьте указать автора, название книги, номер страницы, с тем, чтобы на семинаре можно было сослаться на первоисточник. Работая с конспектом, выпишите вопросы, вызывающие затруднение, чтобы на семинарском занятии обсудить их.

На семинарском занятии допустимо пользоваться записями, сделанными на самоподготовке, так как эти знания получены самостоятельно. Пользоваться учебниками и конспектами лекций при ответе не разрешается.

При подготовке к семинару по вопросам, вызывающим определенные трудности, следует обращаться к преподавателю за индивидуальной консультацией.

Для углубленного изучения тем лекций и семинаров проводятся практические занятия, на которых ставятся главные задачи – сформировать у обучающихся навык аналитической работы с учебной и научной литературой, Интернет-ресурсами, нормативными правовыми актами; отработать умение «читать» и понимать юридические памятники прошлого, применять их положения к конкретным ситуациям. С этой целью в рамках практических занятий предполагается решение казусов (юридических задач) с привлечением соответствующих правовых документов, учебной и научной литературы; критический анализ нормативно-правовых актов и материалов дополнительной литературы; составление на их основе конспектов, сравнительных таблиц, схем, написание эссе и т.д.

Проведению практического занятия, как правило, предшествует подготовка теоретической части: рассмотрение слушателями учебных вопросов самостоятельно и их обсуждение на занятии. Далее на основе изученного теоретического материала следует выполнение различных практических заданий.

 

Половине XVIII в.

Практическое занятие

Целью практического занятия является закрепление у слушателей целостных представлений о процессе развития основных отраслей отечественного права в первой половине XVIII в. через отработку навыка работы с текстом источников и анализа их статей. На занятиях предполагается проанализировать содержание нормативных правовых актов первой половины XVIII в.

При подготовке к занятию необходимо изучить теоретический материал, ознакомиться с соответствующими разделами учебной и научной литературы.

I. Теоретическая часть. При подготовке к занятию необходимо изучить по учебной и научной литературе следующие теоретические вопросы:

1. Источники права в XVIII веке.

2. Гражданское право (вещное, обязательственное, семейное, наследственное).

3. Уголовное право (источники уголовного права, понятие и система преступления, понятие и система наказаний).

4. Процессуальное право (источники процессуального права, формы, стадии, участники процесса, доказательная база).

Основные понятия: именной указ, сенатский указ, манифест, устав, регламент, жалованная грамота, Артикул Воинский, Табель о рангах, Уложенная комиссия, недвижимость, договор товарищества, вексель, шельмование, анафема, политическая смерть, совершенные и несовершенные доказательства, теория формальных доказательств, розыскной процесс.

Рекомендации для подготовки к занятию:

Изучение темы следует начать с того, что в Российском государстве в начале XVIII века действовали нормы Соборного Уложения 1649 года. Также появляются совершенно новые формы законодательных актов: указы (именные, сенатские и др.), манифесты, уставы, регламенты, жалованные грамоты, Артикул Воинский, Табель о рангах. При ответе необходимо дать характеристику каждого вида законодательных актов и привести конкретные примеры. В заключении необходимо затронуть проблему создания в XVIII веке нового Уложения.

При раскрытии второго вопроса следует использовать нормы указов «О единонаследии» от 18 марта 1714 г., «О покупке к заводам деревень» 1721 г. Необходимо остановиться на характеристике вещного, обязательственного, семейного и наследственного права. Особое внимание следует уделить процессу по уравнению в правовом положении вотчин и поместий, новым видам гражданско-правовых договоров, институту заключения брака.

Отвечая на третий вопрос, необходимо использовать Воинский артикул 1715 г. Начать следует с истории принятия, структуры и особенностей Артикула. Далее следует подчеркнуть, что в Артикуле законодатель постепенно переходит от казуального изложения к абстрактному. Многие статьи снабжены толкованием (комментарием). В заключении важно охарактеризовать понятие преступления, виды преступлений, понятие и цели наказания и определить четкую систему наказаний по Воинскому артикулу.

Рассматривая четвертый вопрос, следует указать, что основной тенденцией развития российского процессуального права в XVIII веке стало окончательное вытеснение состязательного процесса розыскным. Особенно отчетливо это прослеживается при сравнении указа 1697 г. и «Краткого изображения процессов или судебных тяжб». Тем не менее отдельные элементы состязательности сохранялись (например, возможность устных объяснений сторон в суде, представительство и др.), что хорошо видно из указа «О форме суда» 1723 г.

II. Практическая часть предполагает решение задач, используя следующие нормативные правовые акты: Указ о единонаследии (1714 г.), Воинсктий Артикул (1715 г.), Краткое изображение процессов или судебных тяжеб (1715 г.).

Задача №1

По Указу «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» 1714 г.:

После смерти в 1719 г. дворянина Андрея Ивановича Арсеньева остались два его сына (старший Иван 20 лет и младший Антон 18 лет) и дочь Елизавета 17 лет. Арсеньев завещания не оставил. Как будет поделено его движимое и недвижимое имущество между детьми? Может ли Елизавета Арсеньева жить в родительском доме после смерти отца? При каких условиях?

Задача № 2

По Артикулу воинскому 1715 г.:

Двенадцатилетний Ванька Смирнов, сын дворового человека майора лейб-гвардии Измайловского полка, был пойман при попытке украсть из лавки фунт сахара. Какое наказание ожидает Ваньку Смирнова?

Задача № 3

По Артикулу воинскому 1715 г.:

В 1720 году в Преображенский приказ поступило анонимное письмо, в котором сообщалось, что капитан Семеновского полка Андрей Новокрещенов просил своего дворового «найти ворожею, которая бы приворотила государя, чтобы был по-старому ко мне добр». Следствие по анонимке установило, что капитан Новокрещенов действительно искал колдунью для приворота царя. Какое наказание ожидает Андрея Новокрещенова? Будет ли наказан аноним? Если будет, то каким образом?

Задача № 4

По Указу «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» 1715 г.:

В 1742 году 14-летняя Прасковья Федорова убила двух своих подружек. Суд для выяснений обстоятельств дела приговорил Прасковью Федорову к пытке. Правомерны ли действия суда? Почему?

Задача № 5

По Указу «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» 1715 г.:

По делу об обвинении офицера Лопухина в дезертирстве мнения судей разделились. Какой должен быть вынесен приговор в случае такого противоречия? Как решалось дело, если мнения судей разделялись поровну?

 

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2012.
  2. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. – М.: Проспект, 2009.
  3. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2007.

Сборники документов и хрестоматии:

  1. Законодательство Петра I / Под ред. А.А. Преображенского, Т.Е. Новицкой. М., 1997.
  2. История государства и права России: Хрестоматия: В 3 ч. / сост. И.В. Брызгалова, Ю.А. Перебинос. – Ч. I (XI – XVIII вв.). - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.
  3. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6-и тт. / Научн. консультант проекта Е.А. Скрипилев. Т. I. Начала формирования судебной власти / Отв. ред. Н.М. Золотухина. М., 2003.
  4. Отечественное законодательство XI – ХХ веков: Пособие для семинаров. Часть I (XI – XIX вв.) / под ред. проф. О.И. Чистякова. М., 2006.
  5. Российское законодательство IX–XX вв. / Под ред. О.И. Чистякова. Т. I. М., 1984.
  6. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. М., 2010.

Дополнительная литература:

  1. Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб., 2008.
  2. Анисимов Е.В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII в. М., 1999.
  3. Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России. СПб., 2004.
  4. Вдовина Л.Н. Право и суд // Очерки русской культуры XVIII в. / Под ред. Б.А. Рыбакова. Ч. 2. М., 1987.
  5. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2005.
  6. Власов В.И., Гончаров Н.Ф. История розыскного процесса в России (законодательство и практика): Монография. Домодедово, 1997.
  7. Ворошилова С.В. Положение женщины в крестьянской семье в дореволюционной России // История государства и права. 2012. № 3.
  8. Дорская А.А. Церковное и уголовное право Российской империи: проблемы взаимодействия и взаимовлияния // История государства и права. 2005. № 3.
  9. Жильцов С.В. Политические аспекты наказания в уголовной политике Петра I // Правоведение. 2002. № 1.
  10. Косарев С.Ю. Расследование преступлений в России в XVIII в. // История государства и права. 2005. № 3.
  11. Лебедев В.В. Религиозные преступления в законодательстве Российской империи в XVIII – начала XX вв.: монография. Псков, 2007.
  12. Серов Д.О. Судебная реформа Петра I. Историко-правовое исследование: монография. М., 2009.
  13. Серов Д.О. Особенности уголовного процесса России конца XV - первой четверти XVIII в. // Журнал российского права. 2009. № 9.
  14. Серов Д. Палач взялся за топор: Сенаторы и губернаторы под судом Петра I // Родина. 2006. №8.
  15. Смыкалин А. Формирование судебной системы в период абсолютизма // Российская юстиция. 2001. № 1.
  16. Токарчук Р.Е. Эволюция понятий «кража» и «грабеж» в законодательстве императора Петра I: историкорегулирование ответственности за воинские преступления в эпоху правления Петра I // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2011. № 3.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

Задание на эрудицию.

Для успешного выполнения задания слушателю, во-первых, необходимо определить к какому историческому периоду относится определенное высказывание, фраза, аббревиатура и т.п. Во-вторых, слушатель должен с помощью источников, учебной и научной литературой, Интернет-ресурсами сформулировать ответ на поставленный вопрос. Данное задание ориентировано на эрудицию слушателей и предполагает самостоятельную творческую работу обучающихся, привлечение их интереса к углубленному изучению отечественного государства и права и нацелен на формирование творческой активности обучающихся.

Требования, предъявляемые к контрольно-проверочной работе:

Контрольная работа должна быть:

1). Выполнена и оформлена с соблюдением всех требований, предъявляемых к контрольно-проверочной работе (Приложение 1).

2). Написана в тетради или на листах А4.

2). Выполнена самостоятельно.

3). Представлена на отделение заочного обучения за месяц до начала следующей сессии.

Оценивается контрольно-проверочная работа: «зачтено», «к собеседованию», «не зачтено»:

- «зачтено» ставиться, если слушатель правильно и в полном объеме выполнил задание на анализ текста исторического правового источника, справился с решением задачи, продемонстрировав необходимые навыки и умение правильно применять теоретические знания в практической деятельности, творчески подошел к выполнению задания на эрудицию.

- «к собеседованию» оценивается, если обучающийся, недостаточно полно ответил на поставленные вопросы, допустил неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушил последовательность в изложении материала, задачу решил не в полном объеме или неправильно, а также не выполнил одно из заданий. В этом случае, необходимо доработать и исправить все то, что указано в замечаниях преподавателя.

- «не зачтено» ставится, если слушатель выполнил работу не по своему варианту и не самостоятельно. В этом случае, следует переписать работу по другому варианту.

 

Варианты контрольно-проверочных работ

Вариант 13/1

1. Задание на анализ текста исторического правового памятника.

Опираясь на ст. 48, 54 – 55 Пространной редакции Русской Правды, охарактеризуйте договор купеческого займа (форма и условия заключения, порядок рассмотрения споров по договору), укажите виды банкротства купца и их возможные последствия. В каких случаях банкротство купца влекло за собой уголовную ответственность? В какой форме?

2. Задача.

Используя, текст Воинского Артикула 1715 года решите задачу. Ответ должен быть подтвержден соответствующей статьей.

Солдат Ростовского полка Никита Бобылев предстал перед военным судом по обвинению в утрате своего мундира. На суде он показал, что будучи пьяным, продал свой мундир купеческому сыну Алексею Антипину. Какое решение должен принять суд?

3. Задание на эрудицию.

Кому приписывается фраза: «Каждая кухарка должна научиться управлять государством». Что под ней подразумевается?

 

Вариант 13/2

1. Задание на анализ текста исторического правового памятника.

Проанализируйте и сравните ст. 9 и 10 Псковской судной грамоты. Какие доказательства использовались для подтверждения права собственности на землю и на лесные участки? Как Вы полагаете, почему таким образом отличается порядок разрешения споров о собственности на землю и на лесные участки? Почему не может возникнуть право собственности на лесные участки по давности владения?

2. Задача.

Используя, текст Жалованной грамоты дворянству 1785 года решите задачу. Ответ должен быть подтвержден соответствующей статьей.

Потомственная дворянка Чехова влюбилась в мещанина Белова, который предложил ей выйти за него замуж. Чехова, несмотря на протест родителей, вступила с Беловым в брак. Отец Чеховой, которая была у него единственной дочерью, заявил, что лишает ее всего наследства. Кроме того, отец пригрозил, что ей также придется распрощаться со своим дворянским званием. Будет ли Чехова за брак с недворянином лишена дворянского звания? Если нет, то может ли она передать дворянство мужу и детям?

3. Задание на эрудицию.

Что такое «завещание Ленина»? Каково было его содержание?

 

Вариант 13/3

1. Задание на анализ текста исторического правового памятника.

Проанализируйте ст. 57 Судебника 1497 г. и укажите, какой социальный процесс нашел отражение в данной статье. Сравните ее содержание со ст. 88 Судебника 1550 г. Какие изменения были внесены в соответствии с царским судебником?

2. Задача.

Решите задачу, определив нормативный правовой акт и ссылаясь на его соответствующие статьи.

В 1840 г. умер дворянин С.П. Хоминский. В своем завещании он указал, что имение село Хоминки он передает в городскую казну г. Калуги для обустройства там богадельни. Сыну Хоминского были завещаны все денежные сбережения в размере 200 тыс. рублей, а жене – ежегодное содержание в размере 10 тыс. рублей. Однако сын Хоминского решил опротестовать завещание отца на том основании, что Хоминки являются родовым имением их семьи. Какое решение примет суд?

3. Задание на эрудицию.

В советское время из уст в уста передавалась его давняя шутка: «У нас со Сталиным разногласия по аграрному вопросу: он желает, чтобы в земле лежал я, а я желаю наоборот». Какому советскому государственному деятелю принадлежит эта острота? Как сложилась судьба этого человека?

 

Вариант 13/4

1. Задание на анализ текста исторического правового памятника.

Опираясь на текст главы II Соборного Уложения 1649 года, охарактеризуйте институт доноса (ложного доноса) по политическим преступлениям (проверка доноса, кто рассматривал дело по ложному доносу, наказания за ложный донос, вознаграждение за донос).

2. Задача.

Решите задачу, определив нормативный правовой акт и ссылаясь на его соответствующие статьи.

В 1869 г. в уездном городе N отставной титулярный советник П. украл у коллежской асессорши Ч. бронзовый подсвечник ценой 15 рублей. В каком суде будет рассматриваться дело? Какое решение примет суд?

3. Задание на эрудицию.

В 1950 – 1960-е гг. появились новые лозунги, отражающие политический и социально-экономический курс государства: «Догнать и перегнать Америку»; «Дадим Родине 50 центнеров чудесницы с гектара!»; «Кукуруза, товарищи, это танк в руках бойцов»; «Кукуруза – царица полей»; «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Что они означали? Каково их происхождение?

 

Вариант 13/5

1. Задание на анализ текста исторического правового памятника.

Проанализируйте текст Указа «О единонаследии» 1714 г. и ответьте на следующие вопросы: кто в семье имел преимущественное право наследования недвижимого имущества; какой порядок наследования имущества был установлен Указом в случае, если собственник имущества умирал бездетным; с наступлением какого возраста можно было передавать по наследству движимое и недвижимое имущество? Подтвердите свои ответы соответствующими статьями.

2. Задача.

3 июня 1907 г. Император распустил II Государственную Думу, при этом он внес изменения в Положение о выборах в Государственную Думу. Оцените правомерность действий Императора с точки зрения норм, содержащихся в Основных законах Российской империи в редакции от 23 апреля 1906 г.Ответ должен быть подтвержден соответствующей статьей.

3. Задание на эрудицию.

Расшифруйте самую длинную аббревиатуру эпохи развитого социализма: HИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОHИМОHКОHОТДТЕХСТ-РОМОHТ.

 

Вариант 13/6

1. Задание на анализ текста исторического правового памятника.

Используя Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству, определите, какие дополнительные права были предоставлены дворянству России в 1762 году? Ответ подтвердите соответствующими статьями.

2. Задача.

Решите задачу, определив нормативный правовой акт и ссылаясь на его соответствующие статьи.

В июле 1925 г. нэпман Кузнецов обратился к исполкому районного совета рабочих и крестьянских депутатов с просьбой продать ему старый локомотив и пять вагонов, чтобы использовать их для перевозки товаров. Кузнецов располагал информацией, что данный локомотив и вагоны из-за высокой степени изношенности собираются снять с эксплуатации и пустить на металлолом. Какой ответ даст исполком?

3. Задание на эрудицию.

Почему князь Олег был прозван «Вещим», князь Игорь – «Старым», князь Владимир – «Красным Солнышко», князь Ярослав – «Мудрым», князь Владимир – «Мономахом», князь Юрий – «Долгоруким», князь Андрей – «Боголюбским», князь Всеволод – «Большим Гнездом?» Кем были даны эти прозвища?

 

Вариант 13/7

1. Задание на анализ текста исторического правового памятника.

Используя главы XVI и XVII Соборного Уложения 1649 года, докажите, что в XVII веке шел процесс сближения вотчины и поместья. В чем состояли его последствия и значение?

2. Задача.

Решите задачу, определив нормативный правовой акт и ссылаясь на его соответствующие статьи.

В сентябре 1918 г. в Петрограде умер бездетный и неженатый инженер Прохоров. После своей смерти он оставил квартиру стоимостью 30 тыс. рублей и домашнюю обстановку в ней, оцененную в 10 тыс. рублей, а также 25 тыс. рублей сбережений. Могут ли его 25-летний брат, работающий в суде, и 30-летняя сестра инвалид претендовать на наследство Прохорова? Каким образом будет распределено имущество умершего инженера?

3. Задание на эрудицию.

Определите, кому из российских политических и государственных деятелей принадлежат следующие высказывания:

- «Хотели как лучше, а получилось как всегда»;

- «Да и я вон в своем седле премьерском – только ветер в ушах»;

- «Диктатуры Ельцина не было и не будет, а других диктатур я не допущу»;

- «Как хороший врач всегда думает о своих пациентах, так и политик всегда думает о выборах»;

- «Кто хочет, пусть прячется по пещерам. А кто не спрятался – я не виноват»;

- «Наш народ миролюбив и незлобив. 800 лет провел в боях и походах»;

- «Ленин - один из немногих людей, оставивших отпечатки своих пальцев на истории мира»;

- «Реформы должен завершать тот, кто их начал. А начал-то их я!»;

- «Россия может подняться с колен и как следует огреть»;

- «В военном строительстве кризиса нет. У нас такой приказ – кризиса не замечать»

- «Мы не лица, мы – это чётко прописано – депутаты»;

- «Правительство нельзя трясти, как грушу. Я часто получаю от людей вот такие месседжи: «Немедленно поменяйте этого министра! Как не стыдно? У нас произошла авария, а он до сих пор работает!» Но мы должны понимать, что не все аварии зависят от министров, у нас реально очень непростая ситуация и в промышленности, и в экономике»;

- «Не Пыталовский район они получат, а от мёртвого осла уши»;

- «Я самый бедный депутат в России»;

- «Парламент остался единственной возможной преградой для стабилизации ситуации в стране»;

- «Я свою молодую жизнь начинал со службы в Германии... Кстати, там и вступил в КПСС. Так что если есть претензии, то к немцам»;

- «Я думаю, что если бы Черненко не было, его надо было придумать».

 

Вариант 13/8

1. Задание на анализ текста исторического правового памятника.

Используя нормы главы 3 Артикула Воинского 1715 года, определите, какие преступления именовались «государево слово и дело» и какие наказания за них предусматривались? Ответы подтвердите соответствующими статьями.

2. Задача.

Используя, текст Судебника 1497 года решите задачу. Ответ должен быть подтвержден соответствующей статьей.

Житель города Коломны Иван Машков нанялся в работники к купцу Щелконову на хозяйский харч и три рубля сроком на один год. По истечении шести месяцев Машков решил уйти и потребовал половину годового жалованья. Получив отказ, он подал на Щелконова в суд. Какое решение должен вынести суд по данному иску?

3. Задание на эрудицию.

 В России его называли «Белым генералом», а в Средней Азии и на Балканах – «Ак-пашой». Кто это и почему его так называли?

 

 

Вариант 13/9

1. Задание на анализ текста исторического правового памятника.

Проанализировав Жалованную грамоту городам, укажите разряды городского населения, которые устанавливает законодатель. Какие из них занимали наиболее привилегированное положение? Докажите это нормами ЖГГ.

2. Задача.

Жена купца Воронова отравила своего мужа, которого не любила. О своем поступке она рассказала своей соседке Пироговой, которую ее муж часто колотил. Воронова предложила Пироговой сделать со своим мужем то же самое. Но Пирогова не стала травить мужа, а сообщила о деянии Вороновой в Разбойный приказ. Когда Воронову доставили в Разбойный приказ, она под пыткой созналась в убийстве мужа. Также было установлено, что Воронова беременна. Что ожидает Воронову по нормам Соборного Уложения? Может ли она быть освобождена от наказания?

3. Задание на эрудицию

Почему антибольшевистское сопротивление названо «белым»? Как возникли термины «белое движение», «белое дело», «Белая армия», «Белая гвардия»? Что они означали?

 

Вариант 13/10

1. Задание на анализ текста исторического правового памятника.

ПроанализируйтеРуководящие начала по уголовному праву 1919 г. иукажите, что такое «преступление», назовите стадии его совершения, установите возраст привлечения к уголовной ответственности, перечислите смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, а также обстоятельства, исключающие ответственность. Дайте характеристику институту соучастия в преступлении.

2. Задача. Используя, текст Соборного Уложения 1649 года (Главу II) решите задачу. Ответ должен быть подтвержден соответствующей статьей.

Стрелец одного из московских полков Семен Жеглов, недовольный размером жалованья и постоянными задержками его выплаты, кричал в кабаке: «Какое жалованье – такая и служба! Сколько платит, столько и царствует!» По указке кабатчика стрелец был схвачен приставами и брошен в застенок Приказа тайных дел. Как будут квалифицированы действия Семена Жеглова? Какое наказание ожидает стрельца?

3. Задание на эрудицию

Откуда пошло выражение «потемкинские деревни»? Что оно означает? Было ли это в действительности?

 

Вариант 14/1

1. Задание на анализ текста исторического правового памятника.

Используя ст. 90 – 109 Пространной редакции Русской Правды, охарактеризуйте наследственное право: назовите формы наследования, опишите круг наследников, покажите отличия в наследовании различными социальными группами древнерусского общества.

2. Задача. Используя, текст Указа «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» 1714 г. решите задачу. Ответ должен быть подтвержден соответствующей статьей.

Помещик Скворцов, имевший двух сыновей от разных жен, свое недвижимое имущество (три деревни с шестьюстами крестьянскими душами) завещал старшему сыну, а младшему сыну выделил две тысячи рублей и драгоценности его матери. После смерти отца младший сын подал в суд иск, оспаривающий завещание. В своем иске он указал, что одна деревня и сто двадцать душ крестьян являются приданным его матери. Какое решение должен вынести суд?

3. Задание на эрудицию.

Что такое «керенки»? Когда появился этот термин и что он означает?

 

Вариант 14/2

1. Задание на анализ текста исторического правового памятника.

Дайте характеристику института «кормли» как права пожизненного пользования имуществом (ст. 72, 88, 89 ПСГ): кому принадлежало это право, когда оно возникало и прекращалось, какими правомочиями обладал держатель «кормли»?

2. Задача. Решите задачу, определив нормативный правовой акт и ссылаясь на его соответствующие статьи.

Петербургский купец третьей гильдии Юрьев пожелал открыть трактир в центре города. За разрешением он обратился к городским властям. Через несколько дней он получил отказ. Отказ был мотивирован тем, что иметь трактиры дозволяется только представителям первой и второй гильдий. Правы ли городские власти, отказав Юрьеву? Может ли он открыть трактир? Какие виды доходов дозволялось иметь представителям третьей гильдии?

Задание на эрудицию.

Расшифруйте аббревиатуры первых лет Советской власти: Чеквалап, Викжель, Рабочкомсод, Горем, Губтрамоты, Командюж, Ружпульогонь, Потельработники, Трепетун, Перпетун, Замкомпоморде, Чусоснабарм.

 

Вариант 14/3

1. Задание на анализ текста исторического правового памятника.

Опираясь на текст Судебника 1497 г., охарактеризуйте институт судебного поединка (по каким делам назначался, кто организовывал его проведение, с кого взыскиваются издержки на его проведение, чьи интересы могли представлять наймиты на судебном поединке, чем мог закончится поединок, каким образом наказывался побежденный и т.д.). Ответ подтвердите соответствующими статьями.

2. Задача. Решите задачу, определив нормативный правовой акт и ссылаясь на его соответствующие статьи.

Вечером 10 января 1920 г., когда магазин был уже закрыт и продавцы подсчитывали выручку, к задней его двери подошел Григорьев, находившийся в состоянии опьянения, и стал требовать, чтобы ему продали водку. Сторож Ландышев, 45 лет, сначала попросил Григорьева уйти, потом потребовал это сделать и даже произвел предупредительный выстрел в окно. Григорьев не уходил, скандалил, выбил стекло в окне и вступил в борьбу с


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.178 с.