Третье направление - развитие связной устной речи — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Третье направление - развитие связной устной речи

2020-12-06 71
Третье направление - развитие связной устной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Связная речь является наиболее сложной стороной речи. Она характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Раз­личают два вида экспрессивной формы речи: диалогическую и мо­нологическую речь.

Диалог — это подготовленный или неподготовленный разго­вор собеседников (простые, часто непол­ные предложения, своеобразный порядок слов, внеязыковые (экстралингвистические) фак­торы: мимика, жест, общая ситуация, эмоциональный настрой и др., которые вместе с репликами собеседников создают дополни­тельные условия для продолжения разговора).

Монолог является более сложным видом речевой деятельно­сти, чем диалог. Он не поддерживается репликами, поэтому требует сильных внутренних мотивов для продолжения речи. Для того чтобы быть понятным слушателям, монологическое высказыва­ние должно строиться логично, развернуто, последовательно.

Результатом речевой монологической деятельности является текст. Лингвисты характеризуют его с точки зрения смысловой цельности и языковой связности.

Цельность текста, т.е. его тематическое единство. Оно проявляет­ся в заголовке, отражающем предмет высказывания или коммуни­кативную цель, которую преследует автор; в смысловой и временной логике изложения событий, в завершенности структурных частей (начало, основное содержание, конец); в специальном отборе слов, связанных с темой.

Связность устного речевого сообщения достигается за счет использования лексико-грамматических и интонационных средств. К ним относятся: местоимения, местоименные наре­чия, союзы и союзные слова, частицы, видо-временные формы глаголов (морфологические средства); порядок слов, вводные слова, неполнота предложений, актуальное членение (синтакси­ческие средства); повторы отдельных лексических единиц, фра­зовые синонимы (лексические средства); различные виды инто­нации (фонетические средства). Включение в текст этих языко­вых средств цементирует предложения, делает их взаимозависи­мыми, тесно связанными друг с другом.

Типы высказываний:

Повествование — это сообщение о событиях и явлениях, развертывающихся во времени. Эти тексты имеют сюжет, дей­ствующих лиц, экспрессивно-эмоциональную окраску.

Описание, как правило, не имеет сюжета и действующих лиц. В нем дается перечисление ряда признаков, присущих предмету, явлению, событию. В художественном описании, в отличие от научного, широко используются образные средства языка. Это придает описанию определенный эмоциональный настрой.

Рассуждение — наиболее «строгий тип» текста. В нем развива­ется и доказывается определенная мысль. По своей структуре и лексико-грамматическим средствам текст-рассуждение при­ближается к научному стилю речи.

В разделе «Работа над связной речью» на основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения пред­ложением ведется работа по овладению учащимися смыслом вы­сказывания, развитию навыков и умений в точном выражении мысли, умения устанавливать последовательность действий в рас­сказе, выявлять причинно-следственные отношения.

Программой предусматривается овладение разными формами речи (диалогической (разговорной) и монологической), видами (устной и письменной), а также различными ее типами, или сти­лями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).

Вначале учащиеся усваивают диалогическую (разговорную) форму речи. Основную роль берет на себя учитель, затем под его руководством школьники учатся самостоятельно составлять диа­лог. Ведущим приемом обучения становится беседа. Тематика бесед на первых порах непосредственно связана с восприятием детей, их живыми впечатлениями, трудовыми и учебными процесса­ми (подготовительный, I классы). Тематика приводится в программе.

На последующих этапах обучения (II—III классы) необходи­мо учить вести диалог не только в пределах наглядной ситуации, но и переходить к таким ее формам, которые черпают свое содер­жание из конкретных представлений детей.

Наряду с диалогической (разговорной) речью у школьников формируются умения в построении развернутого целостного и связного (монологического) высказывания.

В I классе ученики должны уметь составлять 3—5 предложе­ний, объединенных общей темой, научиться понимать и выделять смысловые ориентиры текста.

В последующих классах устные высказывания детей посте­пенно должны становиться все более развернутыми, включающи­ми 20—30 слов. Школьники учатся строить высказывания на учеб­но-бытовую тему, давать описание хорошо известных предметов, передавать содержание картин сначала по вопросам учителя, а за­тем самостоятельно, используя план, а потом и без него. Необхо­димо следить, чтобы самостоятельность детей все время воз­растала.

На первых порах преобладают упражнения по созданию тек­стов по образцу (изложение), а затем — собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного.

Пересказ содержания картин, прочитанных или прослушан­ных текстов подготавливает детей к самостоятельному изложению своих мыслей, наблюдений.

Для того чтобы речь детей была связной, необходимо учить их самостоятельно отбирать слова, синтаксические конструкции предложений, которые наиболее точно передали бы замысел вы­сказывания, использовать интонацию, логическое (фразовое) уда­рение для выделения наиболее важных слов, несущих смысловую нагрузку, разнообразные межфразовые средства для связи пред­ложений и перехода от одного предложения к другому.

С этой целью необходимо учить детей распределять свое вни­мание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически обоснованных и правильных в языковом отноше­нии высказываний.

В школьной практике используются такие виды связных устных высказываний: развернутые ответы на вопросы; пересказ прочитанного; устное словесное рисование; короткий отзыв о прочитанной книге; составление рассказа по картинкам на основе имеющегося опыта, по опорным словам, по заданной теме, по заданному началу и концу; описание наблюдаемого объекта, явления.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.