История мировой журналистики — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История мировой журналистики

2020-12-06 263
История мировой журналистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История журналистики России (конец XIX - начало XXI вв.)

История журналистики неразрывно связана с историей страны и государства. На страницах газет и журналов нашли отражение процессы повседневной жизни. История журналистики - это история жизни народа, воплощенная в газетные полосы, журнальные страницы, показанная на экранах телевизоров, звучащая по радиоволнам. Знание истории ведущих изданий, умение анализировать тексты, печатавшиеся в газетах и журналах, освободят современных журналистов от множества ошибок, помогут пишущим в дальнейшей работе.

Октябрь разделил весь русский мир на два враждебных лагеря, предоставив одной группе право обвинять всех и во всем, монополизировать все виды печати, другой... эмигрировать. Отдельный вид прессы - это журналистика русского зарубежья. За границей, в эмиграционных центрах постепенно возникали русскоязычные средства информации, которые отражали, в большинстве своем, позицию эмигрантов на судьбу России, на события, происходящие на родине. Сборники статей, альманахи, еженедельники, газеты и журналы наводнили печатный рынок Праги, Парижа, Берлина, Женевы, Харбина. Каждая эмигрантская группа, объединенная печатным органом, резко нападала на бывших сограждан, бросая обвинения и вопрошая: Кто виноват в том, что произошло с Россией? Что делать?

Журналистика в годы Советской власти (1917-1991 гг.) была большей частью идеологизированной, отражала взгляды правящей партии на построение социализма в стране. Но, изучая журналистику советского государства как целостную систему, необходимо выделять то положительное, что было наработано поколениями журналистов.

Последнее десятилетие (1991-2001гг.) - годы качественных изменений СМИ. Появление новых средств информации и новых форм печатных изданий (журналы-ревю, журналы на дискетах, электронные версии газет и журналов), повсеместное развитие Internet. Укрепление законодательной базы об учредителях и издателях СМИ. Типологические изменения в современных СМИ. Закономерности формирования и развития информационного рынка.

Коммерциализация СМИ. Влияние рыночных отношений на формирование системы журналистики России. Образование новых радиостанций, каналов телевидения, выпуск новых программ, засилие шоу-программ. Многопартийность и журналистика. Реклама в СМИ: простота и образность; новые принципы финансирования журналистики.

Журналистика России в годы реакции (1907-1910 гг.)

Положение в стране, обстановка подавления революции. Невозможность легальной издательской деятельности для большинства партийных организаций. Расцвет крупнейших книгоиздательств:

а) Сытина И. Д. в Москве;

б) Суворина А. С. в Петербурге.

Монополия в торговле периодическими изданиями. Официальная печать проводит режим "столыпинского галстука". Поддержка официальной периодикой крупного капитала. Жесточайшие гонения на печать, усиление цензуры. Судебные литературные процессы над Короленко В. Г., Ковалевским М. М., произведениями Толстого Л. Н. Массовое закрытие газет и журналов. Возникновение нового вида издания - "Газеты - копейки". Особенности пропаганды кадетской печати в период столыпинской реакции. Положение партии конституционных демократов в Думе, их влияние на общественную жизнь России. Выход в свет книги "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции". Резонанс вокруг "Вех". Современные оценки сборника. Издание газеты "Социал-Демократ".

Средства массовой информации России в период революционного подъема (1910-1914гг.)

Реорганизация "Петербургского телеграфного агентства" (ИТА). Создание "Бюро печати" ("пресс-бюро"). Капитализация печати, захват банками крупных газет. Характеристика научного, литературного и политического журнала "Русская мысль" (1880 - 1918 гг.). Роль печати политических партий в общественной жизни. Задачи политических сил - увеличение издательской деятельности, расширение влияния на массы. Роль "Звезды" в подготовке "Правды". Обсуждение в прессе нового законопроекта о печати.

Развитие печати в 1917 году

Отражение послереволюционной обстановки в прессе. Особенности печати - публикация резолюций собраний, митингов, коллективных писем, обилие политической информации. Орган партии кадетов, газета "Речь", о политических партиях, независимом государстве, сохранении свободы и завоеваний революции. Особенности газеты эсеров и меньшевиков "Известия". Ежедневная газета меньшевиков-интернационалистов "Новая жизнь". Публикации Горького А. М. под рубрикой "Несвоевременные мысли". Июньский и июльский кризисы, конец периода мирного развития революции. Новые задачи печати. Репрессии Временного правительства против большевистской прессы. Закрытие газет "Правда" и "Солдатская правда". Журналистика на фронте, работа типографий, книжных складов. Возобновление выхода Центрального органа партии большевиков под старым названием "Правда". Курс на создание советского государства, провозглашенный большевиками.

Журналистика Европы и Сша

УОЛЛ СТРИТ ДЖОРНАЛ

Уолл Стрит Джорнал крупнейшая общенациональная газета начала свою карьеру скромно. Чарльз Доу и Эдвард Джонс принялись за дело в 1882, обхаживая ньюйоркский деловой район в поисках новостей и затем переписывали их от руки и отправляли с ними курьеров своим клиентам. По мере роста числа заинтересованных в информации инвесторов издание переросло в новостной листок, и наконец в 1889 году была основана газета.

USA TODAY

Меньше чем за десять лет газета основанная в 1984 году достигла тиража в 1,6 милл. экземпляров, уступая только Уолл Стрит Джурнал, и у ее владельцев хорошие виды на будущее.

КРИСТИАН САЙНС МОНИТОР

Бостонские ежедневники, как и газеты в других городах США были сенсационалистскими, сосредоточенными на рассказах о преступлениях и находились в постоянной борьбе за аудиторию. Вступая в эту борьбу, Мэри Бейкер Эдди представила газету с другой миссией. Ее Кристиан Сайнс Монитор, основанный в 1908 году был посвящен вопросам и проблемам более высокого плана и предназначался для разрешения мировых проблем.

ГАЗЕТЫ МЕТРОПОЛИЙ

Нью-Йорк Таймс. С момента своего основания в 1851 году Нью-Йорк Таймс имеет репутацию за тщательное и достоверное освещение зарубежных новостей.

Лос-Анджелес Таймс. Лос-Анджелес Таймс в 1990 году обошли угасающую Нью-Йорк Дэйли Ньюс став крупнейшей в стране газете метрополии с тиражом в 1,3 миллиона экземпляров.

Вашингтон Пост. Вашингтон Пост завоевали имя в журналистских расследованиях, приняв участие в разоблачении Вотергейтского скандала в 1972 году, что привело к отставке президента Никсона.

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ГАЗЕТЫ

С тщательными расследованиями на региональные и национальные темы газеты метрополий привлекают большее внимание чем небольшие газеты, но большинство американцев читают и газеты малых городов. Более или менее, эти регионально ориентированные газеты были достаточно доходны в период прогресса журналистики по окончанию второй мировой войны.

50 лет назад люди из провинции покупали как местные газеты так и газеты метрополий. Газеты провинции были тонкими малопознавательными. Колонки редакторов как правило освещало лишь одно мнение. Читатели почти не имели альтернативных источников информации. С тех пор, провинциальным газетам удалось нанять более профессиональных журналистов, развить новые технологии и усилить местную рекламную базу.

АМЕРИКАНСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

98% американских семей имеют по крайней мере один телевизор. Он включен в среднем по 7 часов в сутки. Телевидение имело огромное влияние на американское общество. Это привело к тому, что американцы ранее посещавшие церковь, общественные собрания и небольшие кафе, ныне большую часть времени проводят у телевизора.

ТЕХНОЛОГИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

В 20-х годах молодой фермер из Идахо Фило Фарнсворт выдвинул идею показа движущихся фигур при помощи вакуумной трубки и далее передавать их на экран. Фарнсворт нашел спонсоров, чтобы создать лабораторию и в 1927 году состоялась передача первого движущегося изображения. В 21 год Фило Фарнсворт изобрел телевидение.

СТРУКТУРА АМЕРИКАНСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Американская телевизионная система построена как на национальном так и региональном уровнях. В то же время сети придали системе национальный характер. Конгресс и ФКК были в целом удовлетворены американской радио-системой, как она сложилась в 30-х годах. ФКК приглашали людей заинтересованных в создании станций приобрести для этого лицензию. Эти станции, передовавшие волны, как и радио-станции стали сердцевиной расположенной в районах национальной системы телевидения.

NBC - федеральное правительство лицензировало первую телестанцию в 1941 году. С началом же Второй Мировой Войны работы в этом направлении были приостановлены. После войны, в 1947 году сеть Эн-Би-Си начала вещание.

CBS - начали вещание в 1947 году. К 1953 году Си-Би-Эс обошли по колличеству аудитории Эн-Би-Си. Основным фактором этого было создание популярных сериалов и мыльных опер.

ABC- телевизионная сеть Эй-Би-Си была основана в 1948 году. Но дела шли не очень хорошо, пока в 1953 году не произошло соединение Эй-Би-Си с United Paramount Theatre принадлежавшей компании Уолта Диснея.

Журналистика Европы

Пресса Великобритании.

В Великобритании издается 135 ежедневных и 17 воскресных газет, 1325 еженедельников, 5128 журналов и около 1200 справочников и других периодических изданий. Пресса Великобритании принадлежит пяти крупнейшим газетным корпорациям: Associated newspapers ltd., Biverbook newspapers Ltd., International publishing corporation, Thompson organization Ltd., News of World organization Ltd.

Журналистика Африки

Завоевание политической независимости африканскими колониями относят к началу второй половины ХХ века, и не случайно 1960 год называют годом Африки. Появление печатных периодических издании на континенте относятся к 1798-1801 г.г. Именно в эти годы проходил египетский поход Наполеона, после чего в Тунисе и Египте были созданы типографии. Первые африканские газеты (1801г.) "Рояал газетт энд Сьерра-Леоне адвертайзер" и "Кейптаун газетт" (1800г.). Пресса распространяется в тех регионах Африки, которые 19 веке стали объектами колониальной экспансии Великобритании, Франции, Португалии. Появляется миссионерская печать "Ине Ирохин", "Нигерия" 1860-1867 г.г. Создается крупная монополия в области газетно-журнального дела "Африкин стандарт". С возникновением антиколониальных организации и партии усиливается вклад газет в просвещении африканцев.

1960 годы укрепляются позиции печати на национальных языках, появляются национальные информационные агентства, создается Ассоциация африканских журналистов, а в 1965 году Федерация арабских информационных агентств - Фана, объединившая информационные агентства 14 арабских стран. Позднее с мая 1983 года начала действовать ПАНА - Всеафриканское информационное агентство, куда вошли информационные агентства из службы 40 африканских стран. ПАНА выступает против тенденциозного освещения африканских проблем иностранными СМИ.

В 1970-е годы на первый план среди СМИ выдвигается радио, которое информирует и просвещает африканцев. В это же время на телевидении создаются образовательные программы. Африканские страны с целью концентрации национальных и региональных усилий в сфере информации стремятся создать Панафриканскую систему телевидения (ПАНАФТЕЛЬ), Объединение национальных радиовещательных и телевизионных компаний, Международный союз африканских журналистов (МСАЖ).

В 1980-е годы печать развивается неравномерно. Нехватка квалифицированных кадров, высокий процент неграмотности среди населения, отсутствие современных технических средств, рост цен на газетную бумагу, типографское оборудование приводят к тому, что у одних странах вместо ежедневных газет издаются информационные бюллетени, в других многие газеты закрываются в третьих странах пресса более развита, но не пользуется спросом. В арабских странах Африки наиболее развитую прессу имеют Алжир (более 150 периодических изданий, в том числе 4 ежедневные газеты), Тунис (200 газет и журналов), Марокко (около 100 изданий) и Египет (300 изданий). Ведущее место в Египетской журналистике занимают проправительственные газеты "Аль-Ахрам", "Аль-Ахбар", "Аль-Гумхурия", "Аль-Ахали".

В 90-х годах на Африканском континенте произошло важное событие - крушение апартеида в Южно-Африканской республике. С 1980 г. здесь действовала облеченная карательными функциями Комиссия по расследованию деятельности СМИ, существовала серия ограничительных законов, указов и постановлений в области печати.

С приходом власти в 1994 году нового смешанного в расовом отношении правительства началось превращение ЮАР в открытое демократическое общество. Отныне Конституцией страны гражданам предоставлено право на свободу высказываний.

Телевидение и радио влияет на жизнь африканцев гораздо значительнее чем пресса. Арабское космическое телевидение пережило в 1990-е годы период стремительного подъема. Пережив быстрый количественный рост, оно находится в поисках программной политики, форм и методов работы, адекватных потребностям современного арабского общества. Его развитие противоречиво и требует дальнейшего осмысления: в нем причудливо сочетаются попытки противодействия тотальной глобализации, осуществляемой гигантскими медиа-конгломератами Запада, со стремлением освоить наиболее передовой мировой опыт технологии спутникового телевидения, практики трансграничной вещательной деятельности. Тем не менее это развитие привело к реальному формированию единого для всего арабского мира коммуникационного пространства, способствующего значительной активизации межарабских информационных и культурных обменов, укреплению духовного единения арабов - в какой бы части мира они ни проживали.

Опыт развития арабского спутникового ТВ может быть интересен для республик СНГ, находящихся на стадии поиска форм и методов информационного взаимодействия, как пример успешных коллективных усилий различных государств с общим историко-культурным наследием по формированию единого коммуникационного пространства, обеспечивающего восстановление и развитие культурных связей и обменов информацией в арабском мире в постколониальный период.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://agroweb.unesco.kz/

История мировой журналистики

История зарубежной журналистики является предметом, который изучает историю газет, журналов, информационных агентств, а также некоторые особенности возникновения и функционирования телевидения и радио зарубежных стран, творчество известных публицистов, вопросы развития Интернет. Курс призван познакомить студентов с эволюцией средств коммуникации в мире, выработать у них четкую концепцию исторического развития средств массовой информации как модели общемировой журналистики. За основу градации выбран территориально-географический принцип.

Как свидетельствует эволюция журналистики, одним из главных направлений ее развития было наиболее полное удовлетворение потребностей человека в коммуникации, т. е. необходимой ему социально значимой информации. Уже в доисторические времена человек сам выступал как средство коммуникации: различные сведения распространяли среди сородичей шаманы, предсказатели, оракулы, а средством консервации ее являлась наскальная живопись, пергамент, глиняные дощечки.

К настоящему времени большинство исследователей едины во мнении, что появление прессы следует отнести к V в. до н. э., когда в Риме выходили первые газеты, которые стали напоминать современные при Юлии Цезаре - в 60 году до н. э. Наиболее известным является ежедневный бюллетень "Acta diurna" ("События дня"). Вместе с тем имеются сведения, что и в Азии также имелись доисторические издания (например, в Ките в VIII веке нашей эры выходила "Дибао"-"Придворная газета", "Кибелчжи"-"Хроникальная газета"; в Японии на глиняных досках выпускалась "Иомиури каварабан"-"Читать и передавать"), являющиеся, по сути, прагазетными явлениями.

В средневековье широкое хождение имели так называемые "летучие листки" (среди них - реляции, ревю, куранты и др.), носившие ярко выраженный информационно-прикладной характер. Изобретение в 1440 г. И. Гуттенбергом процесса печати с помощью подвижных литер дало толчок развитию прессы и журналистики. Родиной прессы как социального института можно считать территорию Западной Европы. Первой газетой в собственном смысле этого слова принято считать бельгийскую "Niewe Tydingen" ("Все новости"), которая стала выходить в Антверпене приблизительно с 1605 года в типографии Авраама Вергевена. С 11 марта 1702 г. в Англии, в Лондоне, стала издаваться первая ежедневная газета "Daily Courant" ("Ежедневный вестник").

В древние времена формы языка реализовывалась в летописях, хрониках, анналах, жизнеописаниях, историях, путешествиях, в многообразных эпистолярных формах - от личного письма до официальных посланий, от поучений и наказов до булл, рескриптов, прокламаций. А с возникновением печатной журналистики стала формироваться система журналистских жанров. Среди начальных можно назвать информацию-хронику, репортаж, памфлеты. Далее стали появляться и другие газетно-журнальные жанры.

Принято выделять следующие типы журналистик: религиозно-клерикальная (XV-XVI вв.), феодально-монархическая (XVI-XVIII вв.), буржуазная (XIX-XX вв.), социалистическая (XX вв.) и общегуманистическая (конец ХХ в. - начало III тысячелетия).

В средневековье, в период религиозно-клерикального типа, диапазон творчества был резко ограничен. Это объяснялось не столько малым числом грамотных людей, сколько влиянием религии на все сферы жизни. Не допускалось инакомыслия, которое находило отражение в периодических изданиях. Феодально-монархический тип отражает невысокую экономическую развитость общества и начало перехода от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям. Развитие торговли требовало обмена информацией о товарах, прибытии кораблей, ценах. В XIX в. журналистика стала важнейшей частью общественно-политической жизни и хозяйствования. Она превратилась в орудие политической борьбы - 80 процентов прессы носили ярко выраженный политический и общественно-политический характер. Произошло классическое разделение прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). К концу ХХ в. к ней прибавился тип промежуточных СМИ. Социалистическая журналистика всецело была ориентирована на идеологическую зависимость, главной константой в ней была партийность. К настоящему времени мы можем говорить о формировании общегуманистической журналистики. Давая оценку существовавшим типам, нужно отметить, что не везде они существовали обязательно в таком порядке и чистой форме - их наличие зависело от конкретной ситуации в государстве.

В буржуазной и социалистической журналистике, которые развивались (по большому счету) параллельно, проявился в наиболее полной степени феномен массовой информации - обращение к широчайшей аудитории, возможность системно, многоступенчато влиять на палитру мнений в обществе.

В общегуманистической журналистике, которая формируется в настоящее время, основным принципом является отказ от ее любого силового воздействия на другие институты. Журналистика - средство коммуникации, а не дубинка. СМИ должны побуждать выражать общественное мнение и предоставлять информацию, четко отделяя ее от других мнений и комментариев.

Фактически с первых шагов журналистики в ней обозначились три подхода, которые, сменяя друг друга, определяли ее типологию на разных этапах: казуалистский, функциональный и коммуникационный. Казуалистский подход основан на понимании средств массовой информации как безотказного орудия массового воздействия по схеме "причина - следствие", т. е. в конечном счете по принципу "коммуникатором сказано - реципиентом сделано". Этот подход предполагал форсированное насаждение авторитета прессы, ее верховенство над умами. Функциональный подход покоился на несогласии с такой установкой, отстаивая отношения равноправного партнерства реципиента с коммуникатором, в результате чего реципиенту не обязательно брать на веру и принимать к исполнению все, что ему сообщает и что от него требует коммуникатор. Наконец, если во главу угла ставить не партнерство коммуникатора и индивидуального реципиента, а весь комплекс взаимоотношений средств массовой коммуникации и общества, то возникает подход, называемый коммуникационным.

Основные этапы развития СМИ:

1) до начала нашей эры - прагазетные явления;

2) с начала нашей эры до XV в. н. э. - эпоха рукописных изданий;

3) с XV в. до XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;

4) с XVIII в. до начала ХХ в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии;

5) с 1900 г. по 1945 г. - приобретение печатью функций "четвертой власти";

6) с 1945 г. по 1955 г. - процесс концентрации и монополизации СМИ;

7) с 1955 г. по 1990 г. - эпоха становления электронных средств коммуникации;

8) с 1990 г. по настоящее время - становление нового информационного порядка в мире.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.