Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Vii . Будьте внимательны к своему окружению

2020-12-06 133
Vii . Будьте внимательны к своему окружению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Осознание всего, что вы замечаете вокруг себя, сделает ваши действия более эффективными. Наблюдайте за огнями светофора на перекрестке — по какой схеме происходит их переключение? Вы сможете тогда предвидеть, как долго будет гореть красный свет. Определите самые быстрые пути проезда. Подмечайте различные указатели и знаки в своей окрестности и считайте делом чести запомнить хоть часть их. В противном случае вы ничего не запомните и не будете иметь ясного представления о плане данного квартала. Вы попадете в затруднительное положение, если даже не знаете названия соседней улицы.

VIII. НАБЛЮДАЙТЕ ЦВЕТА

 

Обращайте внимание на цвета. Они имеют целую гамму оттенков. Изучайте различные оттенки каждого из основных цветов (например, красные тона включают пурпурный, алый, вишневый, розовый, малиновый, червонный...), степень яркости (сверкающий, матовый) и густоту тона (темный или светлый). Когда вы идете за покупками, рассматривайте ткани и одежду и сравнивайте их цвета. Находите гармонию в тонах и оттенках и гармонию в самих цветах. Тогда вы обнаружите, что цвет, настроение и индивидуальность часто сливаются воедино. Если вы попробуете ткань на ощупь, тем самым подключая осязание, вы лишь подкрепите следы в памяти.

Когда вы совершаете прогулку, обращайте внимание на естественные цвета природы — цвет неба, облаков, земли, травы, листьев, стволов деревьев, цветков. Пользуйтесь случаем наблюдать такое разнообразие оттенков и красок, обычно неуловимое с первого взгляда.

Примечание. Вы можете научиться различать и анализировать цвета, смешивая различные исходные краски (красную, желтую, синюю). Познакомьтесь с правилами смешения красок и сами испробуйте их на опыте. Таким образом вы сможете, например, определить, чего в данном фиолетовом цвете больше: красного или синего.


ГЛАВА 7

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Предмет, на который мы обращаем внимание, останется

в нашей памяти, а то, что мы в рассеянности

игнорируем, не оставит в ней никакого следа.

Уильям Джеймс

 

Термин «избирательное (селективное) внимание» означает, что мы сами выбираем предмет своей сосредоточенности. Этот процесс отбора очень важен для развития хорошей памяти. В школе или на работе выбор того, что нам нужно запомнить, часто делают за нас другие. Нам предлагают изучить определенный материал, и мы это делаем с легкостью, даже не отдавая себе отчета в том, что именно этот выбор позволяет нам автоматически сосредоточить внимание на самом существенном. Когда мы предоставлены самим себе, мы должны принимать решение сами. Подсознательно мы выбираем из поступающей информации необходимое для наших целей, а остальное предоставляем случаю. Тщательно отбирая то, что с вашей точки зрения достойно запоминания, вы можете усилить контроль над своей памятью.

Рассматривая предмет своего внимания, вы делаете еще более узкий выбор: что именно в нем существенно? Не нужно ли особо сосредоточиться на какой-то детали? Лишь постоянно задаваясь вопросом, что именно стоит запомнить, вы приучитесь концентрировать внимание на самом важном для вас. Например, если вы хотите запомнить разных людей из какой-нибудь однородной группы (люди одного возраста, коллеги по работе), не обращайте внимания на черты сходства между ними — не уподобляйтесь той растерянной женщине, которая жаловалась: «Я не могу запомнить людей в этом доме для престарелых; они все одинаковые, седые и в морщинах». На самом деле не бывает двух идентичных шевелюр (всегда найдутся различия в оттенках седины, количестве волос, их густоте, стрижке) и существует поразительное разнообразие морщин. Вы добьетесь большего успеха в запоминании, если будете уделять внимание прежде всего не сходствам, а различиям, т.е. отличительным особенностям каждого. Далее, должно быть желание их запомнить. Исследования показали, что запоминание не происходит автоматически. Желание запомнить должно быть выражено сознательно. Например, один испытуемый никак не запоминал набора цифр, который ему предъявляли много раз. И вдруг до психолога дошло, что он забыл дать испытуемому такое задание — запоминать цифры. Как только оплошность была исправлена, испытуемый сразу же эти цифры запомнил. Чтобы сконцентрироваться на акте запоминания, наш ум должен получить специальные указания. Сознательная запись информации в памяти облегчает ее извлечение.

Что делать, если вы сами не знаете, на каких именно деталях сосредоточить внимание? В этом случае выбирайте их произвольно — рассматривайте то одно, то другое, уделяя наибольшее внимание тому, что покажется самым интересным. Если вам трудно что-нибудь выделить, выберите любую подмеченную вами деталь и приступайте к ее мысленному анализу. Главное, действуйте и отбрасывайте любые сомнения, мешающие вам сосредоточиться.

С возрастом становится все труднее это реализовать из-за потери способности к выделению наиболее существенного и яркого в своих ощущениях. Мы начинаем уделять одинаковое внимание каждой детали или вещи и поэтому легче становимся рассеянными. Если к этому добавляется неспособность к расслаблению при стрессе, а также трудности в выработке четких и ясных чувственных впечатлений, тогда весьма вероятными становятся нарушения внимания и его концентрации. Внимание бывает нарушено больше чем в половине случаев затруднений с памятью. Тут вам могут помочь упражнения на концентрацию внимания и rfa селективное внимание. Делая их, вы разовьете свою наблюдательность: как заметил Фрэнсис Робинсон, «способность к концентрации внимания — черта не врожденная, а приобретенная».

УЧАСТИЕ ЭМОЦИЙ

 

В главе 6 «Пробуждение чувств: осознанное восприятие» вы узнали, насколько важно уделять должное внимание чувствам как первому этапу в восприятии максимума того, что вас интересует.

Вместо того чтобы взирать на предмет, например картину, безучастным взором, не отдавая себе даже отчета в том, что фиксирует ваш ум, обратите внимание на то, как вы этот предмет воспринимаете. «Какое впечатление производит он на меня? Как я реагирую на его цвет, форму, на элементы окружения, которые выделяются на общем фоне?» Подобные вопросы натолкнут вас на анализ своих эмоциональных реакций. Теперь вы будете рассматривать сам предмет под принципиально иным углом зрения, уже не воспринимая его пассивно. Наоборот, вы уже вовлечены в активный процесс, в который сознательно включаете эмоциональный фактор, гарантирующий лучшую долговременную запись в памяти.

Исходя из повседневного опыта, согласно которому мы помним прежде всего то, что произвело на нас впечатление, попробуем сначала выделить в рассматриваемом предмете наиболее яркие детали. Это «импрессионистский» подход: предполагается, что главную роль в нашем восприятии играют впечатления, а не объективные критерии. Достаточно довериться лишь своей интуиции, назвать специфические, характерные черты, выделяемые нашим сознанием, и затем проанализировать их повторно. На этой стадии вы должны быть внимательны к своим чувствам — пусть они подскажут, что же именно произвело на вас наибольшее впечатление. Ведь лучше запоминается то, что глубоко затрагивает наши чувства.

На следующем этапе вам нужно сосредоточить внимание на эмоциях. Наблюдая объект, постарайтесь уловить его воздействие на вас. Спросите себя: «Нахожу ли я его приятным или неприятным? Раздражающим или успокаивающим? Впечатляющим или бесцветным? Грустным или забавным? Увлекательным или скучным?» Такого рода размышления о вызываемых эмоциях способствуют лучшему закреплению следов в памяти.

Профессор Гордон Бауэр из Стэнфордского университета исследовал взаимосвязь между настроением и памятью. «Ваше настроение прямо влияет на выбор информации, на основании которой вы делаете суждения. По-видимому, память зависит от настроения и окружащей обстановки: если настроение плохое, велика вероятность того, что останутся лишь негативные воспоминания». Это позволяет объяснить «цепную реакцию» при депрессии, когда одна черная мысль влечет за собой другие. Можно и специально настраивать себя на определенный лад, создавать подходящую обстановку, тем самым провоцируя воспоминания о событиях, имевших место в сходных условиях. Если ваша память воспроизведет прежнюю эмоцию, пусть даже смутную и неопределенную (гнев, радость, возбуждение, огорчение и т.п.), это может привести к более конкретному и детальному воспоминанию. Кроме того, очевидно, что и любое наше суждение отчасти зависит от нашего настроения в данный момент. Осознание этого факта должно бы умерить в нас критический пыл и заставить пересмотреть иные из наших суждении.

ЛОГИЧЕСКОЕ ОСОЗНАНИЕ

 

Теперь мы будем исследовать предмет или картину больше с позиций «чистой логики», привлекая скорее наш разум, чем эмоции. Простая стратегия анализа поможет вам сосредоточиться на главных, особо значимых аспектах картины.

1. Окиньте картину беглым взором и определите ее предмет или сюжет, дав ей соответствующее название. Иными словами, уловите суть произведения.

2. Обратите внимание на композицию. Посмотрите, какие на картине краски, декоративные элементы, что изображено на переднем плане, в каком месте расположены носители основной смысловой нагрузки. Делая это, вы будете воспринимать сюжет картины в его пространственном контексте.

3. Найдите особо значимые элементы, дающие вам специфическую информацию о смысле картины. На этом этапе углубитесь дальше в описание, более подробно изучая тот или иной аспект, сосредоточиваясь на той или иной детали. Делая комментарии по поводу деталей изображения (таких, например, как платье и т.п.), вы запоминаете сюжет в его пространственно-временном контексте и открываете для себя индивидуальный стиль художника, который можно определить как отклонение от «нормы». Этот этап может быть более или менее сложным в зависимости от количества деталей, которое вы хотите удержать в памяти. Очевидно, что при столкновении с новыми для вас вещами потребуются более подробные описания.

Объединив все «ресурсы» своего сознания — чувственное восприятие, эмоции и интеллект, вы добьетесь наибольшего контроля над процессом запоминания. Для лучшей работы памяти следуйте описанной выше схеме, начиная с осознания при участии эмоций и кончая чисто логическим анализом. Это вовсе не трудно: разве само естественное развитие сознания не идет от эмоционального к рациональному?

Лишь поначалу это может показаться трудным — ведь при анализе нужно будет расчленить различные этапы, обычно воспринимаемые как одна мысленная операция; однако на самом деле это очень просто. Вся процедура занимает немного времени, и результаты гарантированы. Таким образом вы сознательно делаете именно то, что особенно эффективно, вместо того чтобы предоставлять это на волю случаю. Как напоминает нам Фрэнсис Робинсон, «Мы становимся способны действовать эффективно не благодаря усилию своей воли..., а скорее потому, что приобретаем организационные навыки, помогающие нам упорядочивать свою деятельность». Когда это входит в привычку, такого рода упорядоченная стратегия мышления становится нашей второй натурой и мы сами дивимся своим успехам.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.