Раздел 1 сущность административного права — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Раздел 1 сущность административного права

2020-11-19 238
Раздел 1 сущность административного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАЗДЕЛ 1 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 1. Предмет и метод административного права.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). Главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности — это функционирование системы органов исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на органы исполнительной власти, действующие в рамках разделения властей. В центре его внимания находятся отношения, которые связаны с практическим выполнением функций государственного управления.

Раздел 3 Административно-правовые формы и методы государственного управления.

Глава 10 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Формы управления могут выступать в роли: - форм реализации исполнительной власти

- форм внутриаппаратной работы

Форма управления – внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществляющиеся в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Классификация форм управленческой деятельности может производиться по различным основаниям. Наиболее частым основание является деление на правовые и неправовые

Правовые формы всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия. Они являются административно-правовыми формами в собственном смысле, т. е. формами реализации исполнительной власти, составляющих ее содержание юридически властных полномочий. Это прежде всего правовые акты.

Неправовые формы прямых юридических последствий не влекут. Например, это проведение семинаров, совещаний, инструктивных сборов, обработка получаемой информации и т. п., т. е. осуществление различного рода организационных действий либо материально-технических операций

(экспедиция, транспорт, охрана и т. п.).

Административное-правовой метод управления – средство практического осуществления государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей.

Виды административно-правовых методов:

Убеждение и принуждение

С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное поведение участников управленческих общественных отношений путем проведения воспитательных (включая правовое воспитание), разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия.

Выделяется две группы методов: Административные и экономические.

Административные (прямые) – субъект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение (правовой акт управления) юридически обязательное для объекта управления.

 Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов.

Экономические методы (косвенные) – характеризуются экономическим или косвенным действием субъекта государственного управления на объекты управления. Должное поведение добивается давлением на материальные интересы субъекта. Поведение объекта материально стимулируется. (Предоставление льгот и тп)

Цель - реализация управленческого воздействия субъекта управления на поведение объекта управления.

 

ГЛАВА 13 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ И ИХ ВИДЫ

РАЗДЕЛ 4. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ

Освобождение от административной ответственности

РАЗДЕЛ V АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

Административное дело

Административное дело — это юридическая процессуальная категория, отправная точка процедурного процесса, начало административно-процессуальной деятельности, итогом которой должен стать юридический результат. Для того чтобы открыть, начать, возбудить административное дело, необходим юридический факт, предусмотренный материальными нормами административного и других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового. Таким юридическим фактом может быть, например, приказ (поручение) начальника (руководителя), обращение гражданина в орган исполнительной власти, подача документов для регистрации юридического лица. Вслед за юридическим фактом на основе материальных административно-правовых норм и норм иных отраслей права возникает административное правоотношение, одной из сторон которого выступает гражданин или представитель организации, а другой — обязательно орган исполнительной власти или его должностное лицо. В таком административном власте-отношении, например руководитель — подчиненный, юридическое равенство сторон, разумеется, отсутствует. Вот здесь и возникает необходимость в административном процессе, в административном деле, в рамках которого стороны равны перед законом, в том числе процессуальным.

Именно административное дело как совокупность административно-процессуальных действий и регулирующих их административно-процессуальных норм обеспечивает равную защиту прав, законных интересов и обязанностей сторон, достижение законного и справедливого юридического результата. В то же время вынесение решения по делу является односторонне властным правовым актом государственного органа или его должностного лица, а его исполнение обеспечивается всей мощью исполнительной власти, включая Федеральную службу судебных приставов (ФССП России).

 

Административное дело: понятие, виды и место в административно-процедурной деятельности

 

Административное дело представляет собой сочетание двух слов: «административное» (означает, что речь идет о государственном управлении, о деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц) и «дело» (происходящее от глагола «делать», что говорит о том, что в управленческой сфере происходят какие-либо действия (бездействие) или события позитивного либо негативного характера, требующие своего разрешения). Административное дело непосредственно связано с государственным управлением, материальными и процессуальными правовыми нормами.

 

Административное дело — это юридическая процессуальная категория, отправная точка процедурного процесса, начало административно-процессуальной деятельности, итогом которой должен стать юридический результат. Для того чтобы открыть, начать, возбудить административное дело, необходим юридический факт, предусмотренный материальными нормами административного и других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового. Таким юридическим фактом может быть, например, приказ (поручение) начальника (руководителя), обращение гражданина в орган исполнительной власти, подача документов для регистрации юридического лица. Вслед за юридическим фактом на основе материальных административно-правовых норм и норм иных отраслей права возникает административное правоотношение, одной из сторон которого выступает гражданин или представитель организации, а другой — обязательно орган исполнительной власти или его должностное лицо. В таком административном властеотношении, например руководитель — подчиненный, юридическое равенство сторон, разумеется, отсутствует. Вот здесь и возникает необходимость в административном процессе, в административном деле, в рамках которого стороны равны перед законом, в том числе процессуальным.

 

 

Именно административное дело как совокупность административно-процессуальных действий и регулирующих их административно-процессуальных норм обеспечивает равную защиту прав, законных интересов и обязанностей сторон, достижение законного и справедливого юридического результата. В то же время вынесение решения по делу является односторонне властным правовым актом государственного органа или его должностного лица, а его исполнение обеспечивается всей мощью исполнительной власти, включая Федеральную службу судебных приставов (ФССП России).

 

Таким образом, административное дело занимает важную роль в государственном управлении, в реализации исполнительной власти и полномочий ее должностных лиц. Административное дело обеспечивает достижение законного и справедливого результата во всех управленческих делах, защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а в итоге, занимая центральное место в административном процессе, эффективно обеспечивает законность и правопорядок в нашей стране.

Административное дело возникает из управленческих (административных) правоотношений, где хотя бы один из субъектов является исполнительный орган публичной власти (администрация).

Административные дела бывают трех видов: нормотворческие, правоприменительные, юрисдикционные.

К административно-юрисдикционным делам относятся следующие дела:

1) о привлечении к административной ответственности;

2) о привлечении к дисциплинарной ответственности;

3) о пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

4) по административным спорам субъектов публичной власти о компетенции 5) по административным спорам о правомерности нормативных и ненормативных актов органов публичной власти по вопросам компетенции;

6) по спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросам компетенции;

7) по спорам между субъектами Российской Федерации;

8) по спорам, возникающим в ходе проведения избирательной компании, референдума;

9) о взимании налогов, сборов, иных обязательных платежей, пеней и по иным налоговым спорам;

10) по спорам в области таможенного дела и таможенного регулирования и др.

Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

 

Административно-процессуальная правосубъектность – основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

 

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

 

Административно-процессуальная правоспособность – способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

 

Административно-процессуальная дееспособность – способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

 

Виды субъектов административного процесса:

 

1) физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);

 

2) государственные органы, предприятия и учреждения;

 

3) государственные служащие;

 

4) общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

 

5) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

 

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

 

• субъекта, возбудившего управленческое дело;

 

• субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

 

• стороны административного процесса;

 

• третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

 

• уполномоченного представителя;

 

• лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

 

• лица, защищающего права и интересы других лиц;

 

• лица, содействующего отправлению административного процесса.

труктура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

 

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы.

 

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

 

Общие стадии административного процесса:

 

• анализ управленческой ситуации;

 

• рассмотрение дела и принятие решения;

 

• исполнение принятого по делу решения. Черты стадий административного процесса:

 

• регламентируются нормами административно-процессуального права;

 

• обусловлены логикой всего производства;

 

• направлены на решение конкретных задач;

 

• характерен определенный круг участников;

 

• определенные сроки совершения;

 

• соответствующее процессуальное оформление.

 

19.5. АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ И ЧЕРТЫ

Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.

 

Общие черты административно-нормотворческого процесса:

 

• является составным элементом (частью) административного процесса;

 

• ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;

 

• осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;

 

• реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;

 

• результатом является подзаконный нормативный правовой акт.

 

19.6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОНАДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ, СТРУКТУРА

Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.

 

Общие черты административно-правонаделительного процесса:

 

• является составным элементом (частью) административного процесса;

 

• направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти;

 

• в ходе административно-правонаделительного процесса разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела;

 

• правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов;

 

• состоит из административных производств;

 

• результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт.

 

Виды производств административно-правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.

 

19.7. АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ, СТРУКТУРА

Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

 

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

 

• является составным элементом (частью) административного процесса;

 

• регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;

 

• направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;

 

• выступает средством реализации охранительной функции административного права;

 

• характеризуется множественностью субъектов осуществления;

 

• состоит из определенных административных производств;

 

• результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.

 

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно-процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

 

 

РАЗДЕЛ 1 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.