Тема. Лечение бронхиальной астмы. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема. Лечение бронхиальной астмы.

2020-12-06 73
Тема. Лечение бронхиальной астмы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бригада ЛД 181 - 4 ч.

Практическое занятие 2.

Тема. Лечение бронхиальной астмы.

1. Актуальность темы (мотивация изучения темы). Астма является серьезной проблемой во всем мире. Бронхиальная астма приводит к высокому уровню инвалидности и смерти. До 10% населения мира страдает бронхиальной астмой, у каждого пятого она диагностируется на поздних стадиях. Проект „Глобальная инициатива по астме”(GINA) был основан в мире, чтобы помочь специалистам снизить распространенность астмы, разработать новые подходы к лечению и улучшить качество жизни пациентов. В 1998 году полученные данные были проанализированы и по полученным результатам разработаны рекомендации для медицинских служб. Тексты этих рекомендаций переведено на пятнадцати языках мира и распространенные ВОЗ для внедрения. С 1999 года рекомендации GINA введены в России и Украине.

2. Учебные цели. ПК 2.1., ПК 2.3.

Знать:

- принципы лечения и ухода в терапии, гериатрии, фтизиатрии, при осложнениях заболеваний болезней органов дыхания;

- фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов, применяемых в пульмонологии;

- показания и противопоказания к назначению лекарственных средств пациентам с бронхиальной астмой в межприступный период и во время приступа;

- побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;

- особенности применения лекарственных препаратов у пациентов с БА разных возрастных групп.

Уметь:

- проводить дифференциальную диагностику БА с другими заболеваниями сопровождающихся обструктивным синдромом;

- определять тактику ведения пациента в межприступный период и во время приступа БА;

- назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение с учётом тяжести течения и формы заболевания, периода заболевания, определять показания и противопоказания к применению лекарственных средств;

- определять показания к госпитализации пациента и организовать транспортировку в лечебно-профилактическое учреждение;

- проводить лечебно-диагностические манипуляции;

- проводить контроль эффективности лечения и осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста.

Цели развития личности. ОК 2, ОК 3, ОК 5.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Б. Материалы контроля и коррекции профессиональных умений и навыков.

1. Дайте ответы на вопросы.

1. Назовите клинические признаки приступа бронхиальной астмы

2. Назовите степени тяжести обострения (приступа) бронхиальной астмы.

3. Перечислите группы препаратов, применяемых для лечения атопической и инфекционно-зависимой бронхиальной астмы

Опорный конспект.

Приступ бронхиальной астмы

Приступ удушья является основным клиническим признаком бронхиальной астмы. Он возникает вследствие спазма бронхов, отёка слизистой оболочки бронхов, повышенного образования (гиперсекреции) слизи в бронхах.

Выделяют три периода типичного приступа бронхиальной астмы:

Предвестниками удушья часто являются заложенность носа, ринорея, надсадный кашель, кожный зуд в области грудной клетки, возбуждение, холодный пот. Период предвестников обычно длится от нескольких секунд до несколько минут и переходит в период разгара.

Период разгара характеризуется типичным приступом экспираторного удушья, во время которого пациент занимает вынужденное положение, сидя с фиксированным приподнятым плечевым поясом, упором руками на колени или впереди стоящий предмет. Грудная клетка расширена, принимает бочкообразную форму, перкуторно – коробочный звук, выдох затруднен, часто слышны дистанционные свистящие хрипы.

В период обратного развития все симптомы постепенно исчезают.

Выделяют 4 степени тяжести обострения (приступа) бронхиальной астмы: легкая, средней тяжести, тяжелая и угроза остановки дыхания.

Тяжелое состояние, угрожающее жизни пациента, характеризующееся пролонгированным приступом бронхиальной астмы, развитием синдрома острой дыхательной недостаточности и резистентностью к стандартной терапии – определяется как астматический статус (астматическое состояние). Выделяют две клинические формы астматического состояния. Одна из них анафилактическая, быстро приводящая к острой дыхательной недостаточности, встречается довольно редко и фактически представляет собой анафилактический шок. Другая форма астматического статуса, часто встречаемая, - метаболическая - отождествляется с крайне тяжёлым затянувшимся не купирующимся приступом бронхиальной астмы, формирующимся постепенно на фоне обострения заболевания и прогрессирующей гиперреактивности бронхов.

Ныне, согласно международным и отечественным рекомендациям термин «астматический статус» применяется реже. В настоящее время это состояние определяют как угрозу остановки дыхания.

Причинами тяжелого обострения бронхиальной астмы являются:

- резкое прерывание длительно проводимой глюкокортикостероидной терапии;

- бесконтрольный приём симпатомиметических препаратов и ГКС;

- обострение хронических воспалительных заболеваний бронхолегочной системы и не эффективно лечённый острый воспалительный процесс;

- неудачно проведённая специфическая гипосенсибилизация;

- злоупотребление снотворными и седативными препаратами, подавляющими кашлевой рефлекс и стимулирующими образование вяжущего секрета, что усиливает обтурацию бронхов.

Решите ситуационные задачи.

Задача 1. Пациентка обратилась фельдшеру ФАПа с жалобами на периодически возникающие, примерно 2 раза в месяц, приступы удушья. Болеет полгода. Грудная клетка обычной формы, перкуторно - ясный легочный звук, аускультативно - небольшое количество свистящих сухих хрипов. Частота дыхания 20 в мин. Со стороны сердечно-сосудистой системы и органов брюшной полости патологии не выявлено.

1.Что за состояние наблюдается у пациентки? Обоснуйте.

2. Составьте алгоритм действия по ведению данной пациентки.

3. Подготовьте памятку «Применение антровента»

Задача 2. Вашу бригаду скорой помощи вызвали к больному с приступом удушья. Пациент сидит, опираясь руками о колени, кожа бледная, дыхание с удлиненным выдохом, слышны дистанционные хрипы. Над легкими определяется коробочный звук, аускультативно – большое количество сухих хрипов. Пульс 80 за. мин., АД 120/70 мм.рт.ст.

1. Что случилось с больным? Обоснуйте.

2. Составьте план неотложной помощи.

3. Подготовьте памятку «Применение фенотерола (беротек)»

Задача 3. Вы работаете в составе фельдшерской бригады скорой помощи. Пациентка 29 лет, страдает бронхиальной астмой, развившейся 8 лет назад, после перенесенной пневмонии. Последние 3 месяца приступы участились, настоящий приступ продолжается около 6 часов. Лекарства, которые раньше купировали приступ, не приносят облегчения. Пациентка сидит, кожа бледная с серым оттенком. Дыхание поверхностное, 40 в мин., с затрудненным выдохом. Местами дыхание не прослушивается, местами – небольшое количество сухих хрипов. Пульс 130 в мин., слабого наполнения, АД 100/60 мм.рт.ст.

1. О каком патологическом состоянии идёт речь? Обоснуйте.

2. Составьте план неотложной помощи.

3. Подготовьте памятку «Применение адреналина»

 

Критерии общей оценки качества работы на практическом занятии. При выполнении студентом всех заданий итоговая оценка выводится как среднее арифметическое. При получении студентом неудовлетворительной оценки по одному из заданий, итоговая оценка не выставляется.

 

Литература.

Основные источники:

1. Маколкин В.И. Внутренние болезни: Учебник для мед. училищ. - М.: Медицина, 2013 -592с

2. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие.- 3-е изд. - Ростов на /Д.: Феникс, 2011.- 367с.

3.Федюкович Н.И. Внутренние болезни: учебник / Н.И.Федюкович. Изд. 7-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 573с.

4. Мироненко О.И. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи. Теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 286с.

5. Мартынов А.И. Внутренние болезни: учебник /А.И Мартынов.- М.: ГЭОТАРМЕД, 2011.-314с.

6. Mедицинская студенческая библиотека [Электронный ресурс] //http:// www.rosmedlib.ru/.

Дополнительные источники:

1. Смолева,Э.В., Шутов, Ю.Э.Терапия для фельдшера [Текст] / Э.В. Смолева, Ю.Э. Шутов.- Ростов-н/Д:Феникс, 2013.-213с.

2. Мухин, Н.А., Моисеев, В.С., Мартынов, А.И.Внутренние болезни: учебник для студентов мед.вузов: в 2 т. + СD/ Н.А. Мухин, В.С. Моисеев, А.И.Мартынов,-М.:ГЭОТАР МЕДИА, 2012. -Т.1. -672 с., Т.2. -592с.

3. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи / Э.В.Смолева, Е.Л.Аподиакос. – Изд. 10-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 652с.

4. Зудбинов Ю.И. Азбука ЭКГ и боли в сердце / Ю.И.Зудбинов. – Изд. 12-е. -Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 235с.

5. Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 464с.

 

2. Домашнее задание.

Опорный конспект.

Диагностика пневмоний.

В общем анализе крови: умеренный лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, увеличение СОЭ.

При биохимическом исследовании крови: незначительное повышение уровня сиаловых кислот, глобулинов, С-реактивного протеина, фибрина, серомукоида.

Общий анализ мокроты: слизисто-гнойная, сначала вязкая, затем жидкая, содержит много лейкоцитов, цилиндрического эпителия, бактериальную микрофлору.

Рентгенологическое исследование: очаги воспалительной инфильтрации - негомогенные затмение без четких контуров, некоторые из них сливаются, образуя пятнистый затмения; расширены за счет увеличения лимфатических узлов корни легких, усиленный сосудистый рисунок.

Принципы лечения.

Больные с негоспитальной пневмонией и не тяжелым течением лечатся амбулаторно при соблюдении постельного режима и рекомендованного приема лекарств.

Больные с тяжелым течением подлежат срочной госпитализации.

Режим постельный в положении Фаулера.

Основной вариант стандартной диеты (15). Еда полужидкая, небольшими порциями 6-8 раз в сутки, назначаются фруктовые соки, щелочные минеральные воды, настои из отхаркивающими травами, питье с калиной, малиной, смородиной.

Медикаментозное лечение.

1. Антибиотикотерапия:

· полусинтетические пенициллины III поколения - амоксициллин, аугментин внутрь;

· макролиды - эритромицин для в/м и в/в введения по 0,05; 0,1; 0,2г.;

· фторхинолоны III и IУ поколений - офлоксацин (таривид, заноцин, флобоцин) в табл. по 0,1,0,2г; для парентерального введения - во флаконах по 0,2г, пефлоксацин (абактал) в табл. по 0,4г; в ампулах по 0,4г.

· цефалоспорины II и III поколений: пероральные - цефаклор, цефуроксим-аксетил; для парентерального введения - цефотаксим во флаконах по1г, моксалактам и др;

· противогрибковые макролиды - амфотерицин В для в/в капельного введения, флуцитозина (анкобан) - внутрь.

2. По показаниям применяют бронхолитики, муколитики, дезинтоксикационную, противовоспалительную, кислородную, иммуномодулирующую и симптоматическую терапии (см лекцию «Бронхиты острые и хронические»).

Физиотерапевтическое лечение, массаж, ЛФК - после нормализации температуры, улучшение состояния.

Профилактика. Специфической профилактики пневмоний на сегодня не существует.

Средствами по повышению неспецифической резистентности организма является систематическое занятие спортом, дыхательной гимнастикой; полноценное сбалансированное питание, с достаточным количеством витаминов; укрепление иммунитета с помощью препаратов эхинацеи, эрбисола, рибомунила, экстракта элеутерококка, пантокрина и тому подобное; адекватное лечение острых респираторных заболеваний, острых и хронических бронхитов; проведения санации очагов хронической инфекции.

Прогноз благоприятный при условии своевременного диагностирования заболевания и адекватного лечения.

 

Бригада ЛД 181 - 4 ч.

Практическое занятие 2.

Тема. Лечение бронхиальной астмы.

1. Актуальность темы (мотивация изучения темы). Астма является серьезной проблемой во всем мире. Бронхиальная астма приводит к высокому уровню инвалидности и смерти. До 10% населения мира страдает бронхиальной астмой, у каждого пятого она диагностируется на поздних стадиях. Проект „Глобальная инициатива по астме”(GINA) был основан в мире, чтобы помочь специалистам снизить распространенность астмы, разработать новые подходы к лечению и улучшить качество жизни пациентов. В 1998 году полученные данные были проанализированы и по полученным результатам разработаны рекомендации для медицинских служб. Тексты этих рекомендаций переведено на пятнадцати языках мира и распространенные ВОЗ для внедрения. С 1999 года рекомендации GINA введены в России и Украине.

2. Учебные цели. ПК 2.1., ПК 2.3.

Знать:

- принципы лечения и ухода в терапии, гериатрии, фтизиатрии, при осложнениях заболеваний болезней органов дыхания;

- фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов, применяемых в пульмонологии;

- показания и противопоказания к назначению лекарственных средств пациентам с бронхиальной астмой в межприступный период и во время приступа;

- побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;

- особенности применения лекарственных препаратов у пациентов с БА разных возрастных групп.

Уметь:

- проводить дифференциальную диагностику БА с другими заболеваниями сопровождающихся обструктивным синдромом;

- определять тактику ведения пациента в межприступный период и во время приступа БА;

- назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение с учётом тяжести течения и формы заболевания, периода заболевания, определять показания и противопоказания к применению лекарственных средств;

- определять показания к госпитализации пациента и организовать транспортировку в лечебно-профилактическое учреждение;

- проводить лечебно-диагностические манипуляции;

- проводить контроль эффективности лечения и осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста.

Цели развития личности. ОК 2, ОК 3, ОК 5.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.