История капитанов Палтусовых — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История капитанов Палтусовых

2021-01-29 177
История капитанов Палтусовых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сначала она читала про отца капитана.

Он был нищим крестьянским ребёнком. И отец и мать у него умерли во время эпидемии холеры. Тогда от страшных болезней умирали целыми деревнями.

Ему грозила судьба несчастливая и голодная. Но однажды полупьяный деревенский дьячок забавы ради показал ему азбуку. Так отец Палтусова научился читать. Он ходил с нищенской сумой под стылыми осенними дождями из деревни в деревню, питался объедками, которые подавали, и читал всё, что можно было прочесть.

И была у него тайная мечта.

Пешком, ободранный и босой, он дошёл за три года до моря, до Одессы, нанимаясь по дороге на любую грязную работу. В Одессе он пробрался в порт и уговорил капитана дряхлого торгового судна взять его юнгой. И здесь он не отказывался от любой работы – мыл камбуз, убирал каюты. Но зато и на мачты лазал, и стоял у компаса – учился всему, что умели другие. За работу он не просил денег, лишь бы его учили морской науке.

Через несколько лет он сошёл на берег и добился, чтобы в морском училище у него приняли экзамены на штурмана. Ему долго отказывали, наконец, он убедил всех и сдал экзамены на отлично.

Постепенно он стал известнейшим капитаном, его судну доверяли возить самые важные грузы.

У него была уже семья, шестилетний сын. Однажды он взял сына с собой на судно, но это плавание оказалось несчастливым. В тумане на них наскочил греческий торговый корабль. Оба судна получили страшные пробоины и быстро пошли ко дну. Палтусов‑отец успел спустить спасательный бот для команды и посадить туда сына. Сам он погиб вместе с кораблём на глазах у семилетнего мальчика. Спасшиеся моряки доплыли до берега и поклялись помогать семье любимого капитана.

Семилетний Палтусов‑сын вернулся к тому, с чего начал его отец. Мать его не перенесла потерю мужа и через месяц умерла. Матросы, поклявшиеся помогать, нанялись на другие суда и ушли в море. Дальние родственники матери определили сироту мальчиком‑посыльным к купцу. Купец унижал его, морил голодом, бил. Вскоре он от купца сбежал и стал скитаться по дворам, подбирая объедки.

Потом заболел. Оборванный, обессиленный, он добрёл до бывшего своего дома, где ещё недавно жил в тепле и уюте. Он решил здесь умереть. Мимо шли сытые, хорошо одетые люди и брезгливо обходили грязного маленького оборванца, сидящего возле красивого дома на тротуаре.

Тут и подобрал его матрос, который прежде плавал с Палтусовым‑отцом.

Денег у него было чуть‑чуть, но он кликнул извозчика и отвёз мальчика в свою хибару. Десять дней, пока не началось плаванье, он выхаживал сына погибшего капитана.

За эти десять дней он сумел обойти семьи других моряков, ушедших в плаванье, собрал немного денег. Потом пробился к начальству и уговорил принять сироту в городское училище на казённый счет.

Теперь Палтусов‑сын был сыт, одет и начал учение. А дальше он, как и отец, стал пробивать себе дорогу сам. Зимой он учился, летом зарабатывал деньги. Юношей каждое лето нанимался в порту грузчиком. Наконец, стал штурманом. Потом получил судно.

Следующие десять лет он завоёвывал право на арктическую экспедицию. Знаменитый исследователь Норденшельд прошёл на шхуне «Вега» весь Великий Северный морской путь за два года. Палтусов мечтал пройти этот путь за одну навигацию и открыть маршруты другим судам. Ежегодно он отправлялся в арктические экспедиции, изучал северные проливы, острова и устья рек. Не раз проваливался под лёд, дважды о его экспедициях писали в газетах, будто все её участники или погибли, или пропали без вести в пустынном ледовом краю, что равносильно гибели. Но экспедиции со славой возвращались в Петербург, и на географических картах вместо широких белых пространств появлялись очертания изученных берегов, рек, проливов. Имя его уже знали полярные исследователи всех стран. И через десять лет крепкое судно «Святой Пётр» стояло в Петербургской гавани, готовое отправиться по полярным морям под его началом.

В команде было шестнадцать крепких отчаянных людей и молодой попугай Изабелла, которого незадолго до отплытия подарили Палтусову бывшие матросы его отца. На берегу оставались жена и четырёхлетний сын.

«Святой Пётр» обогнул Скандинавию, добрал необходимые продукты и уголь в Архангельске и смело отправился дальше.

В последний раз его видели у пролива Югорский Шар. Пролив был забит льдами. Несколько торговых кораблей пережидали, пока льды разойдутся. «Святой Пётр» вошёл в пролив и скрылся в тумане. Торговые суда так и не дождались в тот год чистой воды, вернулись в Архангельск.

Лет через пять у выхода из пролива под сложенным из камней знаком нашли почту экспедиции. Капитан писал, что пролив пройден благополучно и судно выходит в Карское море.

Первые год‑два Палтусова ждали спокойно. Ведь газеты уже не раз писали о его гибели, но он всегда возвращался со славой. Тем более что на следующее лето отправились Арктические экспедиции Седова, Русанова и Брусилова. Они могли помочь терпящему бедствие судну. Но и все эти три экспедиции закончились трагически.

А потом Россия вступила в Первую мировую войну, и у царского правительства не было ни средств, ни возможностей, а главное – желания, чтобы направить спасательные суда на поиски отважных исследователей. Да и где было их искать среди безбрежных ледяных полей? Никто указать не мог.

 

План Максима

И снова помешали родители. Точнее, один родитель – папа.

Хорошо, что Оля закрыла дверь на большой железный крюк. И пока папа с удивлением дёргал ключом, Максим успел положить назад толстые тетради, захлопнуть крышку и накрыть её ковриком.

– А я завтра в школу иду! – похвастала Оля, когда папа, наконец, вошёл.

Конечно, это был одновременно и отвлекающий манёвр.

– Да ну! – попался на манёвр папа. – Снова будешь ставить рекорды! И давний гость здесь? – поздоровался он, увидев Максима. – Как дела? Как успехи? Жизнь удалась?

– Мы географию изучали, – проговорил зачем‑то Максим.

Папа притворно удивился:

– Как же, слыхал о такой науке! – Он прошёл в Олину комнату и увидел на столе книгу Максима. – «Великий Северный морской путь», – прочитал он. Ого! Это кто из вас интересуется?

– Мне Максим дал почитать.

Папа полистал желтоватые страницы.

– Мне тоже можно после тебя?

Максим молча кивнул.

Папа ушёл на кухню, поставил чай и позвал всех к столу.

– Ау меня тоже новость, – сказал он. Мы завтра красавицу выводим.

– Уже поедете?! – удивилась Оля.

– Попробуем. Красавица – это гоночная машина, – объяснил папа Максиму. Бегает как зверь. Сами собрали. Приходите смотреть.

– Спасибо, но у меня завтра дела, – ответил солидно Максим.

Он попил чаю, снова сказал «спасибо», потоптался в прихожей около сундука, вздохнул и стал одеваться.

– Я тоже выйду, – сказала Оля папе и пошла с Максимом на улицу.

– Понимаешь, нам надо все те записи исследовать, – сказал Максим, остановившись посреди двора. – Это важно для науки.

– Понимаю, – ответила Оля.

– Ваш дом на ремонт не ставят?

– Мама говорит, пока нет.

– Это хорошо. Я придумал, что делать. Ведь дневники из сундука уносить нельзя?

– Нельзя! – Оля даже испугалась. Она решила, что Максим немедленно начнёт выпрашивать эти дневники хотя бы на день‑два. – Мама откроет и увидит.

– А мы и не будем брать. Мы всё перепишем. Каждую тетрадь. И у нас будет копия. А дневники пусть спокойно лежат у вас в сундуке.

– Три тетради – это же целый год писать.

– А мы ребят из класса позовём.

Мишка Фраерман может разобрать любой почерк. Он будет дешифровщиком, как в разведке. Я тоже буду диктовать – с моими каракулями писать нельзя. А ты, Лида Кокушкина и Валя Полякова будете записывать. Олег Саркисян – он и читать и писать может. Тетрадь на двоих, и за один месяц мы всё перепишем. Здорово придумал?

Максим придумал действительно здорово. И Оля согласилась.

– Ты поговоришь с девочками, а я с ребятами, ладно? Будем приходить сразу после школы и по часу писать.

– А если не захотят?

– Надо так сказать, чтоб захотели.

 

Сговор

Интересно приходить в школу после болезни – все тебе радуются. Не то, что в обычные дни, когда могут и не заметить.

Максим пришел позже Оли.

В первую перемену он встал рядом с Мишкой Фраерманом. Тот играл в шахматы вместе с другим пятиклассником. Они все перемены играли в карманные шахматы. Ещё в третьем классе некоторым нравилось подскочить сбоку и поддеть их шахматную доску, так чтобы все фигуры разлетелись по полу. Но с тех пор как Мишка стал учится приемам каратэ у соседа‑милиционера, подавальщики вывелись. Ещё Мишка умел разобрать любой почерк, в две минуты расшифровать любую запись, ребус. Это у него само собой получалось. И он многим помогал разгадывать ребусы. О своих способностях он узнал, когда в летнем лагере читал рассказ «Золотой жук» Эдгара По и разобрал записку знаменитого пирата раньше, чем герой рассказал о зашифрованном смысле.

Максим подождал конца партии и позвал его. Мишка неохотно отошёл от окна, но слушать стал внимательно. О чём‑то они тихо поговорили, Мишка согласно кивнул и вернулся к шахматам.

А Оля всё не могла подойти к Лиде Кокушкиной и Вале Поляковой, потому что не знала, с чего начать разговор. Не начинать же его со слов: «Девочки, мы с Максимом сделали открытие, и нужна ваша помощь». А если рассказывать о капитане Палтусове, то перемены не хватит.

Наконец она решилась.

Лида Кокушкина была добрым человеком. Если кому‑нибудь несправедливо ставили двойку, и он плакал, Лида плакала вместе с ним. Даже если тот человек терпел и не плакал, она всё равно плакала из сострадания.

На физкультуре Лида стояла последней, но весила больше многих девочек. В этом году девочки увлеклись похуданием, соревновались, кто меньше весит, перестали есть на переменах и ссорились с родителями, когда те заставляли их плотно обедать. Одна Лида не старалась похудеть. Она жевала с утра до вечера. То ириску, то пряничек, то яблочко. И любила угощать других.

Когда Оля отвела её в сторону, Лида спросила:

– Хочешь пряничка?

Оля взяла пряник, чтобы не обидеть Лиду, надкусила и лишь потом проговорила:

– Приходи, пожалуйста, после уроков ко мне домой.

– Зачем? У вас праздник, да? – спросила Лида. Она обожала ходить к подругам на дни рождения.

– Это тайна. Приходи ко мне и всё узнаешь.

– Какая тайна, а? Скажи только мне, Оля, – стала просить Лида. – Я больше никому.

– Мы с Максимом Михеевым сделали одно открытие, и ты должна нам помочь…

– С Максимом? Разве вы с ним помирились? – удивилась Лида. – А Валя тоже придёт?

В последнее время Лида дружила с Валей Поляковой и без неё никуда не ходила.

– Придёт, я её тоже зову.

Олег Саркисян читал книги с пяти лет. А в шесть лет он уже стал писать романы. Первый его роман назывался «ОЛЕК ЭТО КАРЛСУН КАТОРЫЙ ЖЕВЕТ НА КРЫШИ» и состоял из трёх страниц.

Сейчас он увлекался историей древних народов и сочинял романы про них. Один роман назывался «Принцесса в пещере первобытного племени», другой «Гильгамеш возвращается». На каждый роман уходило по четыре‑пять школьных тетрадок. Но пока сам он был и единственным читателем своих романов. Лишь однажды он решился показать один из романов Лиде Кокушкиной. Та поплакала над судьбой несчастной принцессы, попавшей к дикарям, и попросила его написать заметку в стенную газету о дежурстве на этажах. Олег заметку написал, но романы свои больше ей не показывал. Он ходил отдельно от всех, потому что постоянно жил своими творческими планами.

Когда другой занятый человек Максим Михеев подошёл к нему, сначала Олег не понял, чего Максим от него хочет. Он даже решил, что Максим предлагает ему писать совместный роман о тайне полярного плавания.

– Понимаешь, их считали погибшими, а мы нашли личные дневники капитана, они у Найдёновой дома хранятся.

Личные дневники Олег уважал. Он и сам пытался вести дневник своей жизни, но пока ничего увлекательного в его жизни не происходило. Вот почему он согласился помочь разобрать и переписать личный дневник капитана Палтусова.

С Валей Поляковой было труднее всего – она любила командовать.

– Валя, мы нашли у меня дома одну тайну. Приходи сегодня, пожалуйста, к нам, – проговорила Оля и сама почувствовала, как нелепо у неё всё сказалось.

– Кто это – мы?

– Я и Максим. – Теперь Оля даже покраснела.

– Михеев? – удивилась Валя. – Не ужели ты с ним начала дружить? – Валя спросила недоверчиво и слегка насмешливо.

– Не дружу, а так. Мы случайно нашли одну тайну…

– Ладно, приду, – смилостивилась Валя, и Оля успокоилась.

 

Слухи и сборы

Оля сказала о тайне Лиде и Вале. Лида и Валя сказали по секрету Гале, Марине и Зое. Галя, Марина и Зоя сказали Пете, Наташе, Юре, Вике, Андрею, Ире и старосте класса Тане Мануйловой.

К последнему уроку весь класс знал о страшной тайне, которую обнаружила у себя дома Оля Найдёнова с помощью Максима Михеева.

– Покажи тайну, а? – просили Олю по очереди Ира, Андрей, Ника, Боря, Наташа и Петя. – Ну что там за тайна?

– Не скажешь – завуча приведу! – пообещала Таня Мануйлова.

Оля не выдержала и громко, чтобы слышал весь класс, объяснила Тане Мануйловой, что никакой особой тайны дома нет. А просто хранятся дневники знаменитого капитана Палтусова, о которых никто не знает. Их надо переписать, что бы они стали известны всему миру.

– А‑а‑а, подумаешь, дневники. Ну и переписывайте на здоровье, – отказались сразу некоторые.

Зато другие стали просить, чтобы Оля показала тетради капитана и разрешила переписывать.

 

В первый день

В первый день они только по странице успели переписать. Пока разглядывали кошку, пока с Орликом разговаривали. Потом читали про жизнь капитана в книге «Великий Северный морской путь».

Наконец Оля достала три тетради – три части дневника, и все разделились по парам.

Максим диктовал Оле в её комнате. Олег Саркисян и Валя Полякова писали и диктовали друг другу по очереди в комнате родителей. Миша Фраерман диктовал Лиде на кухне и помогал всем разбирать непонятные слова.

Оля поставила будильник на без пятнадцати пять. Пятнадцать минут, чтобы сложить дневники в сундук, а тетради спрятать в секретере. Ещё десять минут чтобы одеться и незаметно уйти, потом могли появиться родители.

Будильник зазвонил, а они почти ничего не узнали о плавании.

– Давайте сначала прочитаем, а потом будем писать, – предложил Миша.

Все согласились. Следующий день была суббота.

– Я маму с папой постараюсь в кино отправить, – сказала Оля.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.