Павел Парфентьев, Петр Безруков — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Павел Парфентьев, Петр Безруков

2021-01-29 103
Павел Парфентьев, Петр Безруков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Павел Парфентьев, Петр Безруков

Четвертый Крестовый поход. Миф и реальность

 

Scan unknown; OCR Miledi http://www.infanata.org

 

Аннотация

 

Привлекая широкий круг первоисточников и научных работ, автор подробно анализирует сложный ход событий IV Крестового похода (1202–1204), приведшего к захвату и разграблению Константинополя латинянами. Автор последовательно показывает, что расхожая мифологизированная «антикатолическая» версия событий не соответствует исторической действительности и обвинять в событиях 1204 г. Католическую Церковь на разумных основаниях невозможно.

 

Павел Парфентьев

При участии Петра Безрукова

Четвертый Крестовый поход

Миф и реальность

 

 

 

Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. Миниатюра XV в. Bibliothuque nationale de France

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОТНОШЕНИИ КРЕСТОНОСЦЕВ К ВИЗАНТИЙЦАМ

 

Венеция и ее чаяния

 

Единственной силой, которая способна была организовать перевозку в Святую Землю такого большого войска со всем необходимым для длительных военных действий, в этот исторический момент оказывается Венеция, Республика св. Марка. В принципе, с этой задачей могли бы справиться ее основные европейские торговые конкуренты – Генуя и Пиза, однако в это время они находились в состоянии войны друг с другом, и попытки примирить их не достигли успеха.[66]

К концу XII в. Венеция вступила в период пика своего величия и мощи. Интересы этой богатейшей торговой республики распространялись на все восточное Средиземноморье, она пользовалась торговыми привилегиями во многих восточных портах. Венецию волновали, прежде всего, коммерция и прибыль. Религиозные вопросы не сильно заботили республику – среди современников не случайно ходила поговорка: «Siamo Venetiani, et poi Christiani» – т. е. «Прежде всего мы венецианцы, и уже затем – христиане».[67]

В своем стремлении к прибыли они не гнушаются даже торговлей оружием с врагами христианства – мусульманами, что вызывает осуждение духовных властей и сохристиан. Уже в 1198 г., имея в виду венецианцев (хотя и не называя их прямо), Папа Иннокентий III запрещает продавать оружие и военные ресурсы сарацинам. Всем нарушителям этого запрета понтифик угрожает анафемой. «Папа, конечно, адресовал эти угрозы Венеции. Последняя, однако, игнорировала и запреты Иннокентия III, и соответствующие постановления церковных соборов, на заседаниях которых аббаты и епископы метали громы и молнии против тех католиков, которые наживы ради не брезгуют предоставлением оружия врагам христовой веры».[68]

Современники, размышляя над событиями IV Крестового похода, даже предполагали, что венецианцы изменили христианскому делу и направили войска на Константинополь по секретному договору с египетским султаном[69] – историки, правда, убедительно показали ошибочность этих предположений.[70] Отношение венецианцев к религии, впрочем, эти слухи демонстрировали достаточно верно.

По отношению к Византии у торговой Венеции есть свои претензии. Прежде всего, речь идет о ситуации, произошедшей в 1171 г. В этом году венецианская торговая республика была попросту ограблена Византией. Император Мануил I Комнин,[71] «может быть, желая из‑за недостатка средств воспользоваться громадными богатствами венецианских купцов на территории его государства»,[72] как сообщают венецианские источники, постарался «льстивыми словами» заманить в империю как можно больше торговцев республики св. Марка. «Два венецианских посла, находившихся в то время в Константинополе, были императором обласканы, и он рассеял их опасения, вызванные дошедшими до них слухами о готовящемся нападении, заверениями в своей дружбе. Удар обрушился на голову нескольких тысяч венецианцев, что не так уж невероятно при обширности тех экономических связей, которые существовали у венецианцев в Византийской империи. Почти двадцать тысяч их, – уверяют нас венецианские анналисты, – находилось весной 1171 г. в пределах Романии и около половины этого числа было сосредоточено в одном Константинополе. „Подобно льву“ обрушился Мануил на венецианских купцов и в столице, и на всем протяжении империи. Их хватали в домах, на площадях, ловили на море. Кто не успел бежать, были посажены в тюрьмы, – для узников в них не хватало места, ими стали заполнять монастырские кельи и казематы. Имущество, деньги и товары были конфискованы, но только часть всего этого попала в казну, – остальное было расхищено местными чиновниками, исполнителями распоряжения императора».[73] Ограбленная Венеция была глубоко возмущена.

После восстановления торговых и политических отношений Византии с Венецией, было подписано (при Андронике I Комнине, в 1185 г.) соглашение, обязывающее империю возместить Венеции убытки, понесенные в 1171 г. Соглашение это было возобновлено в 1189 г. при императоре Исааке II Ангеле. И хотя узурпатор Алексей III,[74] занимавший византийский престол ко времени IV Крестового похода, и возобновил эти соглашения в 1199 г.,[75] а изрядная часть компенсации была выплачена до этого,[76] долг Византии в пользу Венеции был еще довольно велик и не вполне известно, продолжался ли он потом выплачиваться.[77] По соглашению 1199 г. Алексей III также обязался освободить венецианские корабли от налогов и поборов во многих византийских портах – это условие договора не выполнялось, и налоги продолжали взиматься с венецианцев, что, конечно же, их не радовало. Бизнес шел хуже, чем при Исааке II Ангеле.[78] Кроме того, Алексей III еще раньше спровоцировал конфликт между пизанцами и венецианцами в самом Константинополе, и после подписания договора столкновения между ними продолжались. В 1199 г. он, после договора с Венецией, особым договором возобновил все привилегии пизанцев в Византии, закрепив последующим указом их особое положение в Фессалониках, а в 1201 г. – восстановил и даже улучшил прежнее положение генуэзцев в империи.[79] Едва ли и это радовало Венецию. Все это надо иметь в виду, рассматривая события IV Крестового похода – не случайно глубоко изучавший Венецию этого периода историк Н. П. Соколов писал, что «венецианцы редко следовали христианской заповеди о прощении обид и никогда не прощали материального ущерба».[80]

Во главе венецианской республики ко времени IV Крестового похода стоял дож Энрико Дандоло,[81] фигура в своем роде замечательная. Восьмидесятипятилетний,[82] практически слепой старец – был вместе с тем тонким и успешным дипломатом и политиком, любой ценой отстаивавшим венецианские коммерческие и государственные интересы. Соколов пишет о нем: «Неукротимая энергия, уменье дерзать, мудрая дальновидность и тонкий политический расчет, беззастенчивость в выборе средств для достижения поставленных целей, безусловная преданность интересам своего класса и государства сочетались в нем с редкой в те времена свободой от религиозных предрассудков, делавшей его нечувствительным к громам папской курии и равнодушным к делам веры и благочестия, если они не сочетались с серьезными мирскими интересами».[83] Дандоло возглавлял в 1172 г. одно из венецианских посольств в Византии, пытавшееся восстановить отношения с империей – рассказывали, что он подвергся там личному оскорблению.[84]

В событиях IV Крестового похода Венеции и лично дожу Дандоло принадлежит исключительная, без преувеличения ведущая роль: «Выдающаяся роль, которую играла Венеция в четвертом крестовом походе, широкое использование ею результатов его в целях своей захватнической политики дали повод рассматривать весь этот поход, как тонко и издалека задуманное и проведенное с большим мастерством предприятие политиков св. Марка».[85]

 

ВЫВОДЫ

 

Выводы, к которым мы приходим при тщательном изучении обстоятельств и событий IV Крестового похода, можно было бы кратко изложить словами одной из статей профессора Томаса Мэддена, крупнейшего современного специалиста по истории Крестовых походов вообще и IV Крестового похода в частности:

«IV Крестовый поход (1201–1204) сел на мель, запутавшись в хитросплетениях византийской политики, которую люди Запада так никогда до конца и не поняли. Зайдя „по дороге“ в Константинополь, чтобы восстановить на престоле законного императора, сын которого обещал огромную награду и помощь Святой Земле, крестоносцы столкнулись с предательством греков и в 1204 г. захватили и жестоко разграбили величайший христианский город на свете. Папа Иннокентий III, успевший к тому времени дважды отлучить неверных своим обетам баронов от Церкви, мог лишь еще раз осудить их».[259]

Полностью соглашаясь с этими словами, постараемся более подробно изложить наши выводы:

1. В истории православной Византии до IV Крестового похода имели место тяжкие злодейства в отношении латинян (массовое ограбление венецианских купцов в 1171 г.; массовая резня латинян в Константинополе в 1182 г., число погибших в котором в несколько раз превышало численность убитых при захвате и разграблении города в 1204 г.; отвратительные предательства – в частности союз с Саладином против III Крестового похода). Все эти события стали частью восприятия византийцев на Западе и косвенно оказали свое влияние на события IV Крестового похода, хотя и не были их прямой причиной.

2. Крестоносным воинством манипулировали сперва венецианцы, а затем – в дополнение к ним – также и светские руководители похода при потворстве сопровождающих их епископов, постоянно игнорирующих распоряжения из Рима. Папское руководство походом было с самого начала прямо отклонено венецианцами, не принявшими присланного Папой Иннокентием III легата, который вынужден был покинуть крестоносцев.

3. Примерно за два года до разграбления Константинополя крестоносцы и венецианцы захватили и разграбили католический город Задар, находившийся под защитой Святого Престола и вопреки прямому запрету Папы Иннокентия III. Венецианская часть участников дальнейших событий на протяжении всего времени находилась за это под папским отлучением от Церкви. Этот факт, однако, был сознательно скрыт от простых крестоносцев лидерами похода и высшим духовенством, вопреки приказам Святого Престола.

4. Под страхом отлучения от Церкви Папа Иннокентий III запрещал крестоносцам отклоняться от следования в Святую Землю и прямо запрещал нападение на Константинополь. Поход к Константинополю противоречил планам Апостольского Престола, ведшего в это время переговоры об унии с узурпировавшим престол Алексеем III. Этот запрет также был сознательно скрыт от масс крестоносцев сопровождавшими поход епископами и светскими руководителями похода.

5. Крестоносцы направились в Византию по приглашению законного наследника императорского престола, Алексея Ангела для того, чтобы помочь ему вернуть принадлежавший ему по праву трон. Взамен за это он клятвенно обещал богатое вознаграждение, настоятельно необходимое для продолжения движения в Святую Землю.

6. Свои обязательства крестоносное войско выполнило. Однако император Алексей IV, как и его отец, восстановленный ими на престоле император Исаак II Ангел, выполнив часть своих обязательств в резкой форме отказались выполнять оставшиеся. Фактически, крестоносцы были вероломно обмануты главами Византийской Империи. Это побудило их начать войну против Алексея IV, направленную на взыскание законно принадлежавшего им по договору имущества.

7. Следом за этим власть в империи была незаконно захвачена узурпатором Алексеем V Дукой Мурзуфлом. Он не только отказался уплатить долги, перешедшие к нему от предательски убитого им императора Алексея IV и сведенного им в могилу Исаака II, но и, по‑видимому, пытался обманом убить вождей крестоносного воинства. Это вызвало справедливое возмущение крестоносцев. Признавшие Мурзуфла жители Константинополя, согласно взглядам эпохи, рассматривались ими как пособники убийцы и узурпатора.

8. Светские руководители похода в этой ситуации считали единственным решением завоевать город, сместить узурпатора и восстановить порядок в империи, учредив собственное управление, поскольку династия Ангелов пресеклась и законного наследника престола не было. Сопровождающие поход епископы, зная о запрете Папы на такой шаг, тем не менее, одобрили его; при этом они сознательно обманули простых крестоносцев приравняв в их глазах взятие Константинополя к исполнению крестоносного обета.

9. Светские вожди похода составили договор о разделе Империи. Этот договор предусматривал не только разграбление города – что полностью соответствовало военной этике эпохи – но и присвоение завоевателями‑мирянами большей части церковного имущества (т. е. ограбление храмов). Это условие всецело противоречило законам и интересам Католической Церкви и носило антицерковный характер.

10. Вход в сдавшийся после сражения город сопровождался массовым разграблением храмов, а также эксцессами неуправляемого войска (избиение богатых горожан, изнасилования женщин, кощунство в отношении храмов и Святых Даров). Главным злодеянием в глазах современников было бы разграбление храмов, о котором поэтому не было сообщено Папе (как и о других эксцессах) и которое замалчивали хронисты‑участники похода.

11. Хотя и недовольный тем, что, вопреки его указаниям, крестоносцы не исполнили основной цели – помочь освободить Иерусалим, Папа Иннокентий III приветствовал переход Константинополя под власть католического правителя, как деяние Провидения. Однако, когда он, через несколько месяцев узнал об эксцессах разорения города и об ограблении храмов, он жестко и недвусмысленно осудил эти деяния.

12. Если не принимать во внимание нарушений папских распоряжений и возмутительных эксцессов при разграблении Константинополя, военные действия участников похода вполне соответствовали принципам справедливой войны и не могут рассматриваться, как злодейские.

13. Все нарушения и злодеяния в ходе похода совершались вопреки известной воле и прямым распоряжениям Папы Иннокентия III, главы Католической Церкви. Ответственность за эти деяния падает, таким образом не на Католическую Церковь, а на светских вождей похода и сопровождавших их епископов (не бывших представителями Рима и отправившихся в поход по собственной инициативе; один из епископов даже был под отлучением); именно они, ради собственных интересов использовали войско, замалчивая распоряжения Папы и сознательно действуя вопреки им.

14. Эти действия, и особенно действия епископов, сопровождавших поход, никоим образом не являются выражением католического духа; напротив, злостно игнорируя указания Папы и исходя из «местных» интересов, они действуют в духе автономности епископской власти, более свойственном, скорее, православной экклесиологии. Католическому взгляду на Церковь эти действия прямо противоречили.

Грешники, совершившие злодеяния в 1204 г., как светские, так и духовные лица, были, несомненно, католиками. Однако, поскольку они действовали вопреки воле земного главы Католической Церкви и церковным законам, совершенно непонятно, как можно вину за их поступки возлагать на всю Католическую Церковь в качестве ее «исторической ответственности». Подобные обвинения противоречат справедливости и христианской истине. Можно усмотреть лишь единственную причину, по которой они могут производиться теми, кто знает реальный ход событий – желание насадить и оправдать вражду и ненависть, противоречащие духу Христову. Да убережет Господь от этого нас всех.

 

ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ

 

Автор статьи выражает глубокую признательность всем, кто помогал и содействовал ему в работе над ней. Особую благодарность хотелось бы выразить: Петру Безрукову за библиографическую поддержку, участие в работе над справочным аппаратом статьи и ценнейшие замечания; Дмитрию Оленеву и Илоне Маневской, неоценимо содействовавшим мне в поиске необходимых публикаций; Анне Лейциной и Ф. Л. Моисееву за любезно сделанный перевод на русский язык необходимых цитат из первоисточников; членам нашей общины и моей семьи – за неизменное терпение, участие и помощь на протяжении всей работы.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Источники

 

1. Виллардуэн Ж., де. Завоевание Константинополя / пер., ст. и коммент. М. А. Заборова. М.: Наука, 1993. (Памятники исторической мысли.)

2. История крестовых походов в документах и материалах / ред. М. А. Заборов. М.: Высшая школа, 1977.

3. Клари Р., де. Завоевание Константинополя / пер., ст. и коммент. М. А. Заборова. М.: Наука, 1986. (Памятники исторической мысли.)

4. Никита Хониат. История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина / пер. с греч. под ред. В. И. Долоцкого. СПб: Григорий Трусов, 1860. Т. I. (Византийские историки…)

5. Никита Хониат. История со времени царствования Иоанна Комнина / пер. с греч. под ред. Н. В. Чельцова. СПб: Департамент уделов, 1862. Т. II. (Византийские историки…)

6. Одон Дейльский. О странствовании Людовика VII, франкского короля, на Восток // Памятники средневековой латинской литературы X–XII вв. / отв. ред. М. Е. Грабарь‑Пассек и М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1972. С. 171–176.

7. Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 г. / подг. текста, пер. и примеч. О. В. Творогова // «Изборник»: Сборник произведений литературы Древней Руси. М., 1969. С. 280–289, 734–735.

8. Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита / пер. и коммент. О. А. Акимовой. М.: Индрик, 1997. (Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы.)

9. [Anonimus Halberstadensis.] Gesta Episcoporum Halberstadensium // Monumenta Germaniж Historica… Scriptorum. Hannoverж: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1874. T. XXIII. P. 73–123.

10. [Ansbertus.] Historia de expeditione Friderici imperatoris / ed. A. Chroust // Monumenta Germaniж Historica… Scriptores rerum Germanicarum. Berolini: Apud Weidmannos, 1928. N. S. T. 5. P. 1–115.

11. Contemporary Sources for the Fourth Crusade / ed. by A. J. Andrea. Leiden: Brill Academic Publishers, 2000. (Medieval Mediterranean. Vol. 29.)

12. The Deeds of Innocent III / ed. and trans. by J. M. Powell. Washington, DC: Catholic University of America Press, 2004.

13. The Devastatio Constantinopolitana. A Special Perspective on the Fourth Crusade: An Analysis, New Edition, and Translation / ed. and trans. by A. J. Andrea // Historical Reflections. Alfred, NY, 1993. Vol. 19, No. 1. P. 131–149.

14. [Eustathius Thessalonicensis.] Die Normannen in Thessalonike: Die Eroberung von Thessalonike durch die Normannen (1185 n. Chr.) in der Augenzeugenschilderung des Bischofs Eustathios / bbers., eingel. und erkl. von H. Hunger. Graz: Verlag Styria, 1955. (Byzantinische Geschichtsschreiber. Bd. 3.)

15. [Eustathius Thessalonicensis.] Eustathii Thessalonicensis Opera Minora / hrsg. von P. Wirth. Berlin; New York: Walter de Gruyter Inc., 2000.

16. Exuviж sacrж constantinopolitanж / ed. par P. Riant; pref. de J. Durant. Paris: Editions de CTHS, 2004. 2 vols.

17. Geoffroi de Villehardouin. La Conquкte de Constantinople / ed. et trad. par E. Faral. Paris: Belles Lettres, 1938–1939. Vol. 1–2. (Les classiques de l’histoire de France au Moyen Age. Vol. 18–19.)

18. Gesta Innocentii III // Patrologia Latina / ed. J. P. Migne. Lutetia Parisiorum: Excudebat Migne, 1855. T. 214. Col. XV–CCXXVIII.

19. Guillelmus Tyrensis. Historia rerum in partibus transmarinis gestarum // Patrologia Latina / ed. J. P. Migne. Lutetia Parisiorum: Excudebat Migne, 1855. T. 201. Col. 209–892.

20. Gunther of Pairis. The Capture of Constantinople: The «Historia Constantinopolitana» of Gunther of Pairis / ed. and trans. by A. J. Andrea. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press, 1997.

21. Gunther von Pairis. Hystoria Constantinopolitana: Untersuchung und kritische Ausgabe / hrsg. von P. Orth. Hildesheim: Weidmann, 1994. (Spolia Berolinensia. Bd. 5.)

22. [Guntherus Parisiensis.] Guntheri Cisterciensis Historia captж a Latinis Constantinopoleos // Patrologia Latina / ed. J. P. Migne. Lutetia Parisiorum: Excudebat Migne, 1855. T. 212. Col. 223–255.

23. [Hugo comes Sancti Pauli. Epistola ad Henricum Lovanium] / ed. G. Waitz // Monumenta Germaniж Historica… Scriptores rerum Germanicarum. Hannoverж: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1880. T. 18. S. 203–208.

24. [Innocentius III.] Die Register Innocenz’ III / Bearb. von O. Hageneder und A. Haidacher. Graz; Kцln: Цsterreichischen Kulturinstitut, 1964–. Bd. 1–.

25. [Innocentius III.] Innocentii III Romani Pontificus regestorum sive epistolarum // Patrologia Latina / ed. J. P. Migne. Lutetia Parisiorum: Excudebat Migne, 1855. T. 214–216.

26. [Robertus Autissiodorensis.] Canonici S. Mariani Autissiodorensis Chronicon / ed. O. Holder‑Egger // Monumenta Germaniж Historica… Scriptorum. Hannoverж: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1882. T. XXVI. P. 219–276.

27. [Robertus de Monte.] Roberti de Monte Cronica / ed. D. L. C. Bethmann // Monumenta Germaniж Historica… Scriptorum. Hannoverж: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1843. T. VI. P. 475–535.

 

Литература

 

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / ред. А. А. Сванидзе. 12‑е изд. М.: Просвещение, 2005.

2. Асмус В., прот. Четвертый крестовый поход (1198–1204): Слово на торжественном акте в день Покрова Божией Матери // Богословский вестник. № 3. М.: Греко‑латинский кабинет им. Ю. А. Чичалина; Сергиев Посад: МДА, 2003. С. 237–247.

3. Афиногенов Д. Е. Рассказ Никиты Хониата о падении Константинополя: некоторые замечания о стилистической структуре // Византия и Запад (950‑летие схизмы христианской церкви, 800‑летие захвата Константинополя крестоносцами). Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М.: ИВИ РАН, 2004. С. 13–14.

4. Васильев А. А. История Византийской империи: От начала Крестовых походов до падения Константинополя / вступ. ст., прим., науч. ред., пер. с англ. яз. и имен. указ. А. Г. Грушевого. СПб: Алетейя, 1998. (Византийская библиотека.)

5. Виймар П. Крестовые Походы: Миф и реальность священной войны / пер. с фр. Д. А. Журавлевой. СПб.: Евразия, 2006. (Историческая библиотека.)

6. Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М.: Наука, 1980.

7. Иоанн Павел II. «Прощаем и просим прощения» // Новая Европа. 2001. № 14. С. 23–25.

8. Каждан А. П. Никита Хониат и его время. СПб: Дмитрий Буланин, 2005.

9. Каждан А. П., Заборов М. А. Гийом Тирский о составе господствующего класса в Византии (конец XI–XII в.) // Византийский временник. М., 1971. Т. 32. С. 48–54.

10. Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Православная церковь / пер. с англ. Г. Вдовина. М.: Библ. – богосл. ин‑т св. апостола Андрея, 2001. (Современное богословие.)

11. Карпов С. П. Латинская Романия. СПб: Алетейя, 2000. (Византийская библиотека.)

12. Культура Византии. 2‑я пол. VII–XII вв. / отв. ред. З. В. Удальцова, Г. Г. Литаврин. М.: Наука, 1989.

13. Лебедев А. П. История Греко‑Восточной Церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени. СПб: Изд‑во Олега Абышко, 2004. Кн. 1–2. (Библиотека христианской мысли. Исследования.)

14. Лебедева Г. Е., Якубский В. А. О. А. Добиаш‑Рождественская как историк крестовых походов // Византия и Запад (950‑летие схизмы христианской церкви, 800‑летие захвата Константинополя крестоносцами). Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М.: ИВИ РАН, 2004. С. 102–106.

15. Митрофанов П. П. Изменение в направлении четвертого крестового похода // Византийский временник. 1897. Т. 4. Вып. 3–4. С. 461–523.

16. Мэдден Т. О подлинной истории Крестовых походов // «Una Fides» [online]. 25 Aug. 2005. URL http://www.christianity.org.ru/unafides/madden_crusades.html.

17. «Православная Византия и Латинский Запад (К 950‑летию разделения Церквей и 800‑летию захвата Константинополя крестоносцами)»: Сб. мат. М.: Паломнический центр Московского Патриархата, 2005.

18. Райли‑Смит Дж., Булл М., Ллойд С., и др. История крестовых походов / пер. с англ. Е. Дормана. М.: Крон‑Пресс, 1998. (Экспресс.)

19. Ратцингер Й. «Запятнавшая себя грехами, но прекрасная благодатью Твоей» // Новая Европа. 2001. № 14. С. 26–31.

20. Ришар Ж. Латино‑Иерусалимское королевство / пер. с фр. А. Ю. Карачинского. СПб: Евразия, 2002. (Clio.)

21. Соколов Н. П. Образование Венецианской колониальной империи. Саратов: Саратов. гос. ун‑т, 1963.

22. Суттнер Э. К. Христианство Востока и Запада: В поисках зримого проявления единства / пер. с англ. О. Величко. М.: Библ. – богосл. ин‑т св. апостола Андрея, 2003. (История Церкви.)

23. Трубников А., Бойчук Б. Четвертый крестовый поход. Взгляд из второго тысячелетия // Журнал «Самиздат»: Александр Трубников. Музей альтернативных историй[online].7Aug.2005. URL http://zhurnal.lib.ru/t/trubnikow_a/crusade_04_1.shtml.

24. Успенский Ф. И. История Византийской империи: В 5 тт. Т. 4: Отдел VI: Комнины; Отдел VII: Расчленение империи. М.: АСТ: Астрель, 2002. (Классическая мысль)

25. Успенский Ф. И. История крестовых походов. СПб: Евразия, 2000. (Clio.)

26. Юревич О. Андроник I Комнин / пер. с англ. К. Л. Дробинской. СПб: Евразия, 2004.

27. Andrea A. J. Cistercian Accounts of the Fourth Crusade: Were They Anti‑Venetian? // Analecta Cisterciensia. Rome, 1985. Vol. 41. P. 3–41.

28. Andrea A. J. Conrad von Krosigk, Bishop of Halberstadt, Crusader, and Monk of Sittichenbach: His Ecclesiastical Career, 1184–1225 // Analecta Cisterciensia. Rome, 1987. Vol. 43. P. 11–91.

29. Andrea A. J. The Historia Constantinopolitana: An Early Thirteenth Century Cistercian Looks at Byzantium // Analecta Cisterciensia. Rome, 1980. Vol. 36. P. 269–302.

30. Angold M. The Road to 1204: the Byzantine Background to the Fourth Crusade // Journal of the Medieval History. Amsterdam, 1999. Vol. 25, No. 3. P. 257–278.

31. [ Bartholomew I. ] His All Holiness Ecumenical Patriarch Bartholomew On the Quest for the Unity of the Orthodox and Roman Catholic Churches. Wednesday, May 12, 2004 // Ecumenical Patriarchate of Constantinople [online]. 12 May 2004. URL http://www.patriarchate.org/making_peace/?id=16.

32. Brand Ch. M. The Byzantines and Saladin, 1185–1192: Opponents of the Third Crusade // Speculum. Cambridge, MA, 1962 (Apr.). P. 167–181.

33. Carroll W. H. A History of Christendom. Vol. 3: The Glory of Christendom (1100–1517). Front Royal, VA: Christendom Press, 1993.

34. Cleve T. C., van. Markward of Anweiler and the Sicilian Regency: A Study of Hohenstaufen Policy in Sicily During the Minority of Frederick II. Pinceton: Princeton University Press; Oxford: Oxford University Press, 1937.

35. Day G. W. Genoese Involvement with Byzantium, 1155–1204: a Diplomatic and Prosopographical Study. [Ph. D.] Urbana, IL: University of Illinois at Urbana‑Champaign, 1978.

36. Dietren J.‑L., van. Niketas Choniates: Erläuterungen zu den Reden und Briefen nebst einer Biographie. Berlin: Walter De Gruyter Inc., 1971.

37. Durant W. The Age of Faith: A History of Medieval Civilization – Christian, Islamic, and Judaic – from Constantine to Dante: A.D. 325 – 1300. New York: Simon and Schuster, 1950. (The Story of Civilization. Vol. 4.)

38. Edbury P. W., Rowe J. G. William of Tyre: Historian of the Latin East. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1988.

39. El‑Cheikh N. M. Byzantium through the Islamic Prism from the Twelfth to the Thirteenth Century / The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World / ed. A. E. Laiou and R. P. Mottahedeh. Washington, DC: Dumbarton Oaks Publishing Service, 2001. P. 53–69.

40. Fotheringham J. K. Genoa and the Fourth Crusade // English Historical Review. Oxford, 1910 (Jan.). Vol. 25, No. 97. P. 26–57.

41. Gibbon E. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire. London: John Murray, 1887. 8 vols.

42. Harris J. Distortion, Divine Providence and Genre in Nicetas Choniates’s Account of the Collapse of Byzantium, 1180–1204 // Journal of Medieval History. Amsterdam, 2000. Vol. 26, No. 1. P. 19–31.

43. The History of the Crusades. Vol. I: The First Hundred Years / ed. by M. W. Baldwin. Madison, WI: University of Wisconsin Press, 1969.

44. The History of the Crusades. Vol. II: The Later Crusades, 1189–1311 / ed. by R. L. Wolff and H. W. Hazard. Madison, WI: University of Wisconsin Press, 1969.

45. Jacoby D. Italian Privileges and Trade in Byzantium before the Fourth Crusade: A Reconsideration // Anuario de estudios medievales. Barcelona, 1994. Vol. 24. P. 349–369.

46. John Paul II. Address to Holy Synod [of the Orthodox Church of Greece] // L’Osservatore Romano: Weekly Edition in English. 9 May 2001. P. 3.

47. Kazhdan A. P. Latins and Franks in Byzantium: Perception and Reality from the Eleventh to the Twelfth Century // The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World / ed. by A. E. Laiou and R. P. Mottahedeh. Washington, DC: Dumbarton Oaks Publishing Service, 2001. P. 83–100.

48. Krey A. C. William of Tyre: The Making of an Historian in the Middle Ages // Speculum. Cambridge, MA, 1941 (Apr.). Vol. 16, No. 2. P. 149–166.

49. Madden Th. F. Enrico Dandolo and the Rise of Venice. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 2006.

50. Madden Th. F. The New Concise History of the Crusades. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers, 2005.

51. Marin Ş. The First Venetian on the Patriarchal Throne of Constantinople. The Representation of Tommaso Morosini in the Venetian Chronicles // Quaderni della Casa Romena 2 (2002): Occidente‑Oriente. Contatti, influenze, l’image de l’autre / cura di I. Bulei, Ş. Marin e R. Dinu. Bucarest: Casa Editrice Enciclopedica, 2003. P. 49–90.

52. Maleczek W. Petrus Capuanus: Kardinal, Legat am vierten Kreuzzug, Theologe († 1214). Vienna: Verlag der Цsterreichischen Akademie der Wissenschaften, 1988.

53. Moore J. C. Pope Innocent III (1160/61–1216): To Root Up and to Plant. Leiden: Brill Academic Publishers, 2003. (Medieval Mediterranean. Vol. 47.)

54. Noble P. S. Eyewitnesses of the Fourth Crusade: the Reign of Alexius V // The Medieval Chronicle II. Proceedings of the 2nd International Conference on the Medieval Chronicle. Driebergen/Utrecht 16–21 July 1999 / ed. by E. Kooper. Amsterdam; New York, NY: Rodopi, 2002. P. 178–189. (Costerus New Series, 144.)

55. Noble P. S. Eyewitnesses of the Fourth Crusade – the War against Alexius III // Reading Medieval Studies. Reading, 1999. Vol. 25. P. 75–90.

56. Noble P. S. The Importance of Old French Chronicles as Historical Sources of the Fourth Crusade and the Early Latin Empire of Constantinople // Journal of the Medieval History. 2001. Vol. 27, No. 4. P. 399–416.

57. Noble P. S. Villehardouin, Robert de Clari and Henri de Valenciennes: their different approaches to the fourth crusade // The Medieval Chronicle I. Proceedings of the 1st International Conference on the Medieval Chronicle, Diebergen/Utrecht, 13–16 July 1996 / ed. by E. Kooper. Amsterdam; Atlanta, GA: Rodopi, 1999, p. 202–211. (Costerus New Series, 120.)

58. Pixton P. B. The German Episcopacy and the Implementation of the Decrees of the Fourth Lateran Council, 1216–1245: Watchmen on the Tower. Leiden: Brill Academic Publishers, 1995. (Studies in the History of Christian Thought)

59. Queller D. E., Compton Th. K., Campbell D. A. The Fourth Crusade: The Neglected Majority // Speculum. Cambridge, MA, 1974 (Jul.). Vol. 49, No. 3. P. 441–465.

60. Queller D. E., Day G. W. Some Arguments on Defense of the Venetians on the Fourth Crusade // American Historical Review. Washington, DC, 1976 (Oct.). Vol. 81, No. 4. P. 717–737.

61. Queller D. E., Madden Th. F. The Fourth Crusade: The Conquest of Constantinople, 1201–1204. 2nd ed. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press, 1999.

62. Schmandt R. H. The Fourth Crusade and the Just‑War Theory. Philadelphia, PA: Saint Joseph’s College Press, 1975.

63. Sweeney J. R. Hungary in the Crusaders, 1169–1218 // International History Review. Burnaby, BC, 1981. Vol. 3. P. 467–481.

64. Swietek F. R. Gunther of Pairis and the Historia Constantinopolitana // Speculum. Cambridge, MA, 1978 (Jan.). Vol. 53, No. 1. P. 49–79.

65. Wolff R. L. Baldwin of Flanders and Hainaut, First Latin Emperor of Constantinople: His Life, Death, and Resurrection, 1172–1225 // Speculum. Cambridge, MA, 1952 (Jul.). Vol. 27, No. 3. P. 281–322.

66. Wolff R. L. Politics in the Latin Patriarchate of Constantinople, 1204–1261 // Dumbarton Oaks Papers. Washington, DC, 1954. Vol. 8. P. 225–303.

67. Wolff R. L. Romania: the Latin Empire of Constantinople // Speculum. Cambridge, MA, 1948 (Jan.). Vol. 23, No. 1. P. 1–34.

Информация для цитирования: Эта статья была опубликована в электронном виде на сайте http://www.Baznica.Info. Просьба при цитировании ссылаться на него, как на место расположения электронной публикации.

 

 

 


[1] Романией, т. е. «Царством ромеев» или «греков», восточную часть Римской империи называли на Западе задолго до Крестовых походов. Позднее, в европейской медиевистике, термином Латинская Романия стали обозначать «совокупность владений западноевропейских феодалов, а также итальянских морских республик, Генуи и Венеции, на территории Византии» (Карпов С. П. Латинская Романия. СПб, 2000. С. 9). См. также Wolff R. L. Romania: the Latin Empire of Constantinople // Speculum. 1948 (Jan.). Vol. 23, No. 1. P. 1–34.

 

[2] Показателен в плане мифологизации сознания учебник Истории средних веков для 6 класса Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского (по нему, с незначительными изменениями, учились поколения российских детей до недавнего времени, а многие продолжают учиться и сегодня). В разделе о IV Крестовом походе ничего не говорится о приглашении царевича Алексея и о промежуточных событиях похода, включая и разграбление Задара. После изложения истории о задолженности крестоносцев венецианцам, авторы сразу же, без какой‑либо смычки переходят к событиям после второго штурма Константинополя: «Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол. В 1204 году „освободители Гроба Господня“ штурмом овладели византийской столицей. Ворвавшись в христианский Константинополь, они стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады» (Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков. М., 2005. С. 143). Вероятно, таким образом авторы учебника пытаются привить читателям критическое и последовательное историческое мышление и побудить их к лучшему пониманию всей сложности исторических событий.

 

[3] Уже в этих словах заключается один из расхожих мифов. Современные исследования историков показали, что желание наживы практически не играло роли мотива в умонастроениях участников Крестовых походов. Дж. Райли‑Смит пишет: «Крестоносцы понимали, что их предприятие может потребовать огромных затрат, и мы уже видели, насколько разорительными оказывались крестовые походы. Не сохранилось почти никаких сведений о том, что первые крестоносцы возвращались домой разбогатевшими, хотя они и привозили с собой разнообразные христианские реликвии <…> С другой стороны, вернувшиеся крестоносцы и их семьи должны были выкупать заложенные перед походом земли и имущество, отдавать долги <…>» (Райли‑Смит Дж., и др. История крестовых походов. М., 1998. С. 92). В современной историографии, стоящей на надежной почве изучения источников и фактов, «наконец‑то ищущие приключений и богатств младшие сыновья исчезли со сцены. Очень немногие современные историки продолжают верить в теорию о том, что в походы отправлялись в первую очередь младшие члены баронских семей, не имевшие владений и не находившие себе применения на родине» (Там же. С. 16). Крестовый поход был способом покаяния и искупления грехов. Война в крестовом походе рассматривалась, прежде всего, «как акт благочестия, форма религиозного служения, которое можно сравнить с вознесением молитвы» (Там же. С. 95).

 

[4] Иоанн Павел II. «Прощаем и просим прощения» // Новая Европа. 2001. № 14. С. 24. Здесь мы не будем вдаваться в сложную богословскую проблематику различения между применением насилия и оправданным использованием силы.

Очень осторожно выражено и более раннее высказывание Папы Иоанна Павла II о событиях 1204 г. – в обращении к архиепископу Афинскому, во время визита в Грецию, от 4 мая 2001 г.: «Конечно, нас отягчают прошлые и нынешние противоречия, и продолжающееся непонимание. Но в духе взаимной любви мы можем и должны их преодолеть, ибо этого от нас требует Господь. <…> За прошлые и нынешние случаи, когда сыны и дочери Католической Церкви грешили действием или бездействием против своих православных братьев и сестер, да дарует нам Господь прощение, которого мы просим у Него. Некоторые воспоминания особенно болезненны, и некоторые события отдаленного прошлого оставили глубокие раны в умах и сердцах людей до сего дня. Я думаю об ужасном нападении на имперский град Константинополь, столь долго бывший оплотом христианства на Востоке. Трагично, что воители, направлявшиеся, чтобы обеспечить свободный доступ христиан в Святую Землю, обратились против своих братьев по вере. Тот факт, что они были латинскими христианами, наполняет сердца католиков глубокой скорбью. Как мы можем не увидеть здесь тайны беззакония, действующей в человеческом сердце? Богу одному принадлежит суд, и потому мы вверяем тяжкое бремя прошлого Его бесконечному милосердию, прося его исцелить раны, от которых до сих пор страдает дух греческого народа». (John Paul II. Address to Holy Synod [of the Orthodox Church of Greece] // L’Osservatore Romano: Weekly Edition in English. 9 May 2001. P. 3).

В 2004 г. константинопольский Патриарх Варфоломей I выразил свое положительное отношение к высказыванию Папы: «В этом году мы с глубокой скорбью вспоминаем разграбление Константинополя в 1204 г. Восемьсот лет назад западные крестоносцы вступили в город и разграбили его. Эта трагедия отражает сложные политические и коммерческие факторы того времени. Однако она серьезно отягчила отношения между Церковью Рима и Церковью Константинополя. Некоторые историки выражали мнение, что IV Крестовый поход и временное учреждение Римом западной иерархии на Востоке могли стать действительным знаком начала раскола. Нет никаких сомнений, что трагедия IV Крестового похода углубила враждебность между христианским Западом и христианским Востоком, особенно среди мирян. Мы глубоко ценим то, что Его Святейшество Иоанн Павел II признал катастрофические последствия IV Крестового Похода 1204 г. Во время своего визита в Грецию в 2001 г., Его Святейшество Иоанн Павел II заявил, что крестоносцы „обратились против братьев по вере“. Его Святейшество просил Господа о прощении за грехи, которые „сыны и дочери Католической Церкви“ содеяли „действием или бездействием против своих православных братьев и сестер“. Мы глубоко тронуты этой мольбой о прощении со стороны Его Святейшества Иоанна Павла II. Это еще одно выражение его желания исцелить разделение между нашими Церквями. С благодарением Господу, мы признаем искренность Папы и почитаем его просьбу о прощении. Дополняя его молитву, мы также возглашаем: „Да простит наш благой и милосердный Бог всех, согрешивших против единства Церкви, и да ведет он всех верующих по пути к воссоединению!“» (Bartholomew I. His All Holiness Ecumenical Patriarch Bartholomew On the Quest for the Unity of the Orthodox and Roman Catholic Churches. Wednesday, 12 May 2004 // Ecumenical Patriarchate of Constantinople [online]. 12 May 2004. URL http://www.patriarchate.org/making_peace/?id=16).

Несколько иной тон имели выступления высших иерархов Русской Православной Церкви на конференции «Православная Византия и латинский Запад», посвященной 950‑летию разделения Церквей и 800‑летию захвата Константинополя крестоносцами, которая состоялась 26–27 мая 2004 г. в Москве. Хотя в своем выступлении митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) и признает, что Папа Иннокентий III осудил эксцессы крестоносцев при взятии Константинополя, он видит все же причину событий в духовном состоянии западной Церкви: «Между событиями разделения Церквей и разорения Константинополя много общего, ибо и то, и другое являют собой пагубные последствия оскудения любви, ложного понимания духовного авторитета, стремления утвердить свой частный взгляд на окружающее в качестве единственно верного, что неизбежно приводит к столкновениям и конфронтации» («Православная Византия и латинский Запад» (К 950‑летию разделения Церквей и 800‑летию захвата Константинополя): Сб. мат. М., 2005. С. 10–11). Те же мотивы слышатся и в обращении к участникам Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II: «Было бы непростительной ошибкой <…> разрушение Константинополя в апреле 1204 г. объяснять лишь жаждой об


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.