Ваш голос: хрупкий инструмент, который надо беречь — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Ваш голос: хрупкий инструмент, который надо беречь

2021-01-29 67
Ваш голос: хрупкий инструмент, который надо беречь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ваш голос путешествует вместе с вами, так позаботьтесь же о нем. Берегите его, ибо никто, кроме вас, этого не сделает.

 

Понимание своего музыкального инструмента, гортани, позволяет избежать неуместного форсирования голоса, способного повлечь за собой необратимые изменения.

Наш дальнейший рассказ должен заинтересовать всех, кто профессионально работает с голосом: певцов, актеров, адвокатов, политиков, преподавателей, стюардесс, секретарей, а также преподавателей физической культуры. Анатомическое строение нашего голосового инструмента – лишь верхушка айсберга. Использование нами голоса зачастую обусловлено нашим психологическим состоянием.

Конечно, голосового ипохондрика встретишь не часто, но они существуют! «Все время лечатся, никогда не излечиваются».

Голосовые ипохондрики винят в интонациях своего голоса временную хрипоту, першение в горле, микроба, который наверняка поселился на их голосовых складках. Иногда в их жалобах есть доля истины, но чаще всего причиной подобных ощущений является аллергия. От легких до носовых пазух, от голосовых складок до губ – малейшее повреждение может изменить тембр нашего голоса, окраску, частоты и силу.

«У меня пропал голос»

В феврале 2003 года, во вторник, ближе к вечеру, ко мне на консультацию пришел известный адвокат М. Услышав его «Здравствуйте, доктор», я сразу понял, что у него серьезные проблемы с дисфонией. «Что случилось, любезный мэтр?» Ответ был весьма красноречив: «У меня пропал голос, я больше не могу выступать в суде. Я в постоянном напряжении и, вместо того чтобы сосредоточиться на том, что мне предстоит сказать, думаю только о своем голосе и каждую минуту задаюсь вопросом, не изменит ли он мне». В свои пятьдесят девять так и не бросивший курить, мэтр М. продолжал: «Четыре месяца назад у меня начался астмоидный кашель. Я кашлял очень сильно, почти задыхался. Мне несколько раз прописывали спрей на основе кортизона, а также назначали терапию для носа, потому что у меня был аллергический ринит. Но, несмотря на лечение, голос продолжал ухудшаться. Эпизодические отказы стали постоянными. Сегодня он почти всегда пропадает в конце дня. А по ночам усиливается кашель. Я практически не могу выступать в суде. Вот уже больше месяца мне приходится отказываться от всех выступлений. Как вы понимаете, я думаю только о голосе и перестаю обращать внимание на то, что мне надо сказать. Мой голос перестал подчиняться мне. Я перестал быть убедительным. Голос больше не следует за мыслью, и мысль угасает. Позвольте, я вам объясню: моя мысль меня убивает; она работает так быстро, что голос не успевает выразить ее, она пожирает меня».

В трагической речи мэтра М. звучала полнейшая растерянность; он напомнил мне пианиста, утратившего беглость пальцев. Что я должен был ответить, слушая этот сорванный, охрипший, временами почти неслышный голос, прерываемый приступами кашля?

«У вас раньше были инфекционные заболевания горла?» – «Нет», – решительно ответил он. «У вас бывали аллергии? Астма? Вы принимаете лекарства?» (Некоторые лекарства сами провоцируют астмоидный кашель.) И снова негативный ответ. Единственное, на что он пожаловался помимо сорванного голоса, были комочки слизи, попадавшие так глубоко в горло, что ему приходилось их проглатывать. Из его рассказа я не извлек никакой особенной информации, а потому не стал предпринимать ничего серьезного. Для этого было слишком мало данных. Прежде чем принять решение, я продолжил расспросы. «Теперь, доктор, когда вы заставили меня покопаться в памяти, я действительно вспоминаю, что между приемами пищи у меня возникает чувство переполнения, отрыжка, легкое покалывание, но ничего больше. Мне прописали лекарство на основе кортизона, антибиотики, противовоспалительные, но ничего не помогло». Данных для определения диагноза все еще не хватало. Осмотрев его, я с удивлением увидел красную воспаленную гортань, усеянную крошечными белыми точками, словно ее припорошило снегом. Голосовые складки, язычок, мягкое нёбо, корень языка были поражены кандидозом, или молочницей, какая часто бывает у младенцев. Рассеянные белые точки были грибком. Более того, на задней стенке гортани виднелась значительная припухлость. Это, очевидно, микоз, но не только.

Откуда взялся грибок и как долго он там живет? Откуда взялось ощущение покалывания, преследующее пациента уже два месяца? Столь серьезную дисфонию могли вызвать два фактора. Первый, из которого следует второй, – это гастроэзофагеальный рефлюкс. Второй – это грибок, поселившийся в горле и, возможно, явившийся следствием агрессивного лечения кортизоном и антибиотиками, которые пациент принимал на протяжении нескольких недель.

Логичнее всего предположить, что пациенту стал мешать гастроэзофагеальный рефлюкс. Содержимое желудка, поднявшись по пищеводу, попадает в трахею и вызывает кашель. Кашель поддерживает рефлюкс, так как порождает брюшные спазмы, которые, в свою очередь, поддерживают кашель, и так далее, и так далее. Цепная реакция продолжается: спустя несколько недель пациенту прописывают спрей на основе кортизона, предварительно не защитив слизистую от кислого рефлюкса. Теперь флора горла разбалансирована кислотой из желудка и спреем с кортизоном. Почва для микоза готова. Механизм кашля вызывает столкновение двух голосовых складок: это похоже на хлопок в ладоши. Когда такой «хлопок» происходит за день раз двадцать, а то и больше, неудивительно, что гортань от этого страдает. Симптомы найдены, можно назначать лечение: с одной стороны, лечить микоз, с другой – рефлюкс и, наконец, кашель, но при полном запрете кортизона. И сочетать лечение с диетой. Спустя десять дней: «Доктор, мой голос долго был узником болезни, но теперь он освободился. Моя мысль снова нашла свой верный путь. Я могу выступать в суде, думая не о том, как звучит мое выступление, а лишь о том, как мне лучше убедить судей».

Случай мэтра М. весьма примечателен. Он свидетельствует о слиянии голоса и личности, мысли и ее выражения. Травмировать голос – значит травмировать чувства. Тем, кто работает голосом, необходимо лечить рефлюкс, но еще важнее выявить его раньше, чем его замаскируют другие заболевания.

Для здоровья голоса необходимо соблюдать пищевую гигиену. Основную пищу должны составлять фрукты, овощи, паста, рыба. Опыт показывает, что во время выступлений молочные продукты, блюда с соусами, сыры создают плотные налеты на слизистых глотки, а это отрицательно влияет на голосовые складки. За два часа до выступления есть надо немного и в основном пищу на основе простых элементов: медленно всасывающиеся углеводы, которые содержатся в пасте, фрукты, содержащие витамин С, сухофрукты. Избегайте тяжелых мясных блюд и пива. Чай или кофе даже в умеренной дозе, на мой взгляд, могут стать обременительными. Еще я попросил адвоката М. начать носить подтяжки, ибо его слишком узкий ремень способствовал рефлюксу. Также я предписал ему почаще пить, что, разумеется, не означало выпивать пол-литра воды за двадцать секунд, что могло бы привести к резкому расширению желудка, а пить по стакану воды, но часто. Неплохо также разбавлять питье спортивными напитками из тех, что хорошо зарекомендовали себя на рынке, соединяя их с водой: полстакана напитка на полстакана воды.

Но пищевая гигиена на этом не заканчивается. Для правильного прохождения пищи через желудочно-кишечный тракт нужны зеленые овощи, к примеру брокколи. Каждый продолжительный запор или постоянная диарея нарушают работу диафрагмы, а следовательно, дыхательный контроль. Искусство голоса представляет собой очень сложный комплекс, который, впрочем, достаточно легко защитить.

Чемпионы голоса

Профессионалов голоса вполне можно приравнять к спортсменам. Певцы, актеры, все, кто выходит на трибуну, должны сочетать голосовую деятельность с занятиями спортом. Они должны поддерживать и развивать брюшные и грудные мышцы, участвующие в дыхании, а также поддерживать общефизическую форму.

Защитить свой голос в первую очередь означает защитить свое дыхание: энергия голоса – это выдыхаемый воздух. Вдох обычно делается через нос. Нос играет роль фильтра, увлажнителя и обогревателя вдыхаемого воздуха.

В технике разговорного и певческого голоса фраза, просодия, мелодия зачастую требуют коротких вдохов при широко разведенных голосовых складках, за которыми следуют медленные контролируемые выдохи, совершаемые, когда складки находятся в вибрационном контакте. Смазка играет очень важную роль. Из-за постоянного прохождения воздуха в обе стороны голосовые складки могут быстро высохнуть, что влечет за собой их относительное обезвоживание. Поэтому в гримерных наших певцов и актеров, в домах адвокатов, преподавателей и лекторов все чаще появляются увлажнители воздуха. Перед важными выступлениями профессионалам голоса рекомендуется есть только здоровую пищу, чтобы не задавать лишней работы дыхательному дереву, снабжающему кислородом наши органы пищеварения, которые после обильной еды требуют дополнительной оксигенации. Также любой профессионал знает, что сырой дом, где завелась плесень, и дом слишком теплый, «пересушенный», равным образом вредны для голоса.

Умение одеваться

Одежда также играет важную роль. Надо давать легким возможность свободно дышать, а потому нельзя носить ни узкие брюки, ни корсет, предписанные ролями в произведениях авторов XVIII и XIX веков. В грудной клетке нижние, или плавающие, ребра, как указывает их название, подвижны в своей передней части и, в отличие от других, не прикреплены спереди к грудине, а в задней части сочленяются с грудным отделом позвоночника. Именно они играют главную роль в распределении воздуха при вдохе. Посмотрите, как великий тенор готовится взять до верхней октавы! Он максимально увеличивает эту область своего тела. И ни в коем случае нельзя нарушать амплитуду движений грудной клетки между вдохом и выдохом. Необходимо правильное соединение грудного и абдоминального дыхания.

Относительно подтяжек хочу сделать пару замечаний: для некоторых профессионалов голоса, которые находятся в прекрасной форме, их использование позволяет полностью высвободить диафрагмальное и абдоминальное дыхание, однако при этом брюки должны быть широкими! Впрочем, носить подтяжки имеет смысл также потому, что своим давлением на ключицы они напоминают нашему профессионалу, что во время использования голоса не стоит поднимать плечи.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.