Упражнения для развития сценического движения. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Упражнения для развития сценического движения.

2020-10-20 353
Упражнения для развития сценического движения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Упражнения для развития сценического движения.

Ход занятия:

Упражнения на баланс.-10 мин.

Упражнения на развитие координации.-10 мин.

Упражнения на развитие напряжения.-10 мин.

Тренинг «прыжки».-10 мин.

Тренинг «вращения».- 5мин.

Выполнение домашнего задания.

Знакомство с чувством движения.

Упражнения индивидуального тренинга.

Упражнения на правильную осанку.

Упражнения на баланс.

Исходное положение: левая нога поднята и согнута в колене. Баланс на правой ноге. Руки в натуральном положении. Выполняем наклоны корпусом вправо-влево, вперёд-назад, затем круговые движения торсом. Возвращаемся к исходному, прыжком меняем опорную ногу на левую, правая согнута в колене. Повторяем алгоритм.

1. Исходное положение: стоя на одной пятке, в руке – воображаемый веер. Делаем им легкие движения, сохраняя баланс и устойчивость. Если это даётся без труда – меняем опорную ногу, продолжаем обмахивать себя веером, а второй рукой делаем движения, приглашая воображаемого партнёра подойти поближе.

2. Исходное положение: стоя на одной ноге. Правой рукой зовём, левой рукой прогоняем, поднятой ногой отталкиваем. Все три движения выполняются одновременно. Прыжком меняем опорную ногу. Теперь нога зовёт, одна рука прогоняет, другая угрожает.

3. Исходная позиция: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки в стороны, пальцы собраны в мягкий кулак. Начинаем вращать руками от локтей. Переносим вес тела сначала правую ногу, поднимая левую ногу пока бедро не будет в положении параллельно полу. Вращаем левой ногой от колена, стопа расслаблена. Плавно меняем опорную ногу, движения совершаем в другую сторону. При смене позиции движение руками не прекращается. Задача: удерживать баланс. Амплитуда движений – максимальная, скорость чередуется от низкой до высокой.

Упражнения на развитие координации

1. Исходное положение: стоя на одной ноге. Правой рукой зовём, левой рукой прогоняем, поднятой ногой отталкиваем. Все три движения выполняются одновременно. Прыжком меняем опорную ногу. Теперь нога зовёт, одна рука прогоняет, другая угрожает.

2. Исходная позиция: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки в стороны, пальцы собраны в мягкий кулак. Начинаем вращать руками от локтей. Переносим вес тела сначала правую ногу, поднимая левую ногу пока бедро не будет в положении параллельно полу. Вращаем левой ногой от колена, стопа расслаблена. Плавно меняем опорную ногу, движения совершаем в другую сторону. При смене позиции движение руками не прекращается. Задача: удерживать баланс. Амплитуда движений – максимальная, скорость чередуется от низкой до высокой.

Упражнения на развитие напряжения

Напряжение – физическое и психическое проявление чувства воли. Говоря понятным языком, контроль над напряжением позволяет актёру правильно выполнять движения – не механически, но и не подчеркнуто гиперболизировано или небрежно.

1. Представляем огромный камень. Пытаемся его сдвинуть, упираясь в него руками и ногой, на другой ноге держим баланс. Меняем ногу. Продолжаем двигать, упираясь в камень левым плечом и правой рукой. Воссоздаём другие возможные варианты перемещения. Задача: держим баланс на одной ноге, постепенно увеличиваем напряжение.

2. Стоим на одной ноге так долго, сколько сможем. Обычно продлить это время помогает сосредоточение на воображаемом объекте. Можно, к примеру, мысленно пройти ежедневный путь из дома на работу или в магазин. От чрезмерной нагрузки мышцы через какое-то время расслабятся, и мышечное напряжение после возвращения в нормальное состояние пройдёт.

 

Тренинг «Прыжки».

1.Упражнение «Прыгающая тряпочка». Задача: прыгая с одной ноги на другую, встряхнуть тело и ощутить постепенно напряжение в мышцах шеи, плеч, спины. Меняя положение корпуса немного вперед, назад, вправо, влево, продолжать прыжки с одной ноги на другую.

2.Упражнение «Прыгающий столбик». Строго фиксировать позицию: корпус прямой, руки вдоль тела взгляд перед собой, ноги прямые; прыжки мелкие, работает только стопа.

3. Прыжки на двух ногах: вперед, назад, вправо, влево. Не менять позицию ног при приземлении.

4. Прыжки с поворотом на 180° и обратно.

5. Прыжки в группировке с подъемом коленей к груди.

6. Высокий прыжок без предварительной группировки и мягкое приземление.

7. Прыжки через воображаемое препятствие вперед, в сторону, с поворотом на 180°.

8. Прыжки по сигналу "хлопок" с одной ноги на другую, на полу пальцах, с мягким приземлением в заранее определенные точки - вершины воображаемого равностороннего треугольника.

9. Движение прыжками с одной ноги на другую вправо и влево.

10. Движение прыжками со сменой ноги вперед и назад.

11. Прыжки на месте, а затем с разворотом на 180°, на двух ногах, когда ноги находятся на одной линии - одна впереди, другая сзади на расстоянии большого шага.

12. Прыжки на одной ноге с разворотом на 180°.

13. Прыжки на предмет, с предмета и через него (стул, скамейка, стол, ступеньки и т.д.; из разных положений разными способами).

14. Прыжки через препятствие с опорой на одну руку, на две руки, на одну руку и одну ногу.

15. Прыжки через препятствие, не касаясь препятствия.

16. Прыжки через воображаемые препятствия.

Тренинг «Вращения».

Вращательные движения.

1. Кисть

2. Рука от локтя.

  1. Плечи.
  2. Голова.
  3. Грудная клетка.
  4. Таз.
  5. Голень.
  6. Стопа.

10. Упражнения на координацию вращательных движений разными частями тела в разных направлениях.

11. Кисть одной руки, другая рука от локтя, стопа.

12. Таз, голова в противоположных направлениях (противоход).

13. Плечи - противоход.

14. Грудная клетка и кисти рук - противоход.

15. Прямая рука от плеча назад, указательный палец другой руки, таз.

16. В позиции баланса на одной ноге корпус и руки-противоход.

17. В позиции баланса на одной ноге корпус по большому кругу в одну сторону, кисть одной руки и стопа свободное ноги в другую.

18. Вращения в разных скоростях, где через ощущение скорости ученик контролирует меру мышечного напряжения. Цепочки вращений - спирали. Эти вращательные движения представляют единое, цельное движение, которое перетекает от одной части тела к другой.

19. Кисть одной руки, локоть, плечо, таз, колено противоположной ноги, стопа; обратно.

20. Голова, грудная клетка, таз, колени, ступни; обратно.

21. Смена плоскостей вращательных движений. Движения плечом могут быть не только назад и вперед, но и когда мы точкой плеча рисуем круг перед собой, или грудной клеткой впереди себя рисуем круг на предполагаемой плоскости, стоящей перед нами; головой рисуем круг на потолке, когда точка находится над центром головы, и т. д.

22. Вращения, объединенные "волной": четыре вращательных движения плечом назад, затем через "волну" по диагонали к тазу; вращение тазом. Далее, дав импульс на переход движения по другой диагонали по корпусу в другое плечо, мы продолжаем движение этим плечом, затем проходим через всю руку до запястья и заканчиваем движение вращением одним пальцем. Потом из точки, в которую превратилось круговое движение пальцем, мы можем вернуться через "волну" к шее и начать вращательные движения головой. Затем через грудную клетку, таз, бедра, колени мы можем спуститься к ступне левой ноги; через "волну" по диагонали к кисти правой руки. Упражнение заканчивается импровизацией-игрой. Оно обостряет ощущение непрерывного движения, в едином режиме напряжения. Это путь в мягкий пластический тренинг.

 

Чувство ДВИЖЕНИЯ
Предмет "Сценическое движение" ведущий в формировании пластической культуры актера. Это базовая дисциплина, освоение которой обеспечивает активное и интересное существование актера на сцене.
Конечно, сценическое движение, как предмет в русской театральной школе, имеет давнюю историю и традиции. И его научную основу можно рассматривать гораздо шире, чем прямое использование открытий К. Станиславского и Вс. Мейерхольда в работе над внешней техникой актера, а также опыта основоположников предмета - И. Иванова, Е. Шишмаревой, И. Коха, А. Немеровского. Современный, научный подход к преподаванию сценического движения осуществляется, опираясь на достижения во всех сферах науки и искусства, начиная с исследований Н. А. Бернштейна в книге "Биомеханика и физиология движений", и театральными экспериментами Э. Барбы, Е. Гротовского, А. Васильева.
Цель разнообразных разделов предмета - раскрыть способности актера и сформировать в нем потребность в выразительном движении, опираясь на законы биомеханики. Принципы театральной биомеханики вытекают из самой природы, движения человека.
Сознательный уход от автоматизма в движении на сцене, ощущение развития движения как единого процесса, точность и оригинальный колорит жеста, умение выстраивать пластическую фразу и пластический диалог с партнером на основе хорошо освоенных навыков - вот слагаемые актерской техники, делающие движение на сцене выразительным. Причиной невыразительной игры часто становится "невоспитанное" тело, находящееся не в ладах с сознанием актера, противоречащее ему, протестующее против непривычного и необычного. Отсутствие в нашей повседневной жизни естественных ситуаций, требующих активной работы тела, ведет к потере способности координировать движение, нарушению баланса оптимальных энергетических затрат, связанных с новым физическим действием. Проблема тела и сознания актера сродни проблеме материи и духа. Степень творческого совершенства актера определяется тем, насколько успешно эта проблема решается, насколько ясно, ярко и адекватно актер может выразить в движении и жесте эмоции и мысли персонажа, насколько сознательно актер подходит к процессу творчества.
Конечно, гармония движения и сознания является результатом длительного труда, требующего, прежде всего, времени. Но начинающий актер уже в начале своей деятельности должен стремиться сделать свое тело мудрым, то есть гибким и подвижным, смелым и ловким, послушным и отзывчивым, умным и образованным.
Мудрое тело можно отправить в "свободное путешествие", довериться ему в своей игре. Мудрое тело допускает ту меру контроля, которая не уничтожает творческую инициативу в импровизации. Оно дает ощущение внутреннего баланса между собственными возможностями и творческими импульсами.
Легкость сознательного управления телом особенно важна в экстравагантной пластике, которая, как и простое движение, конструируется в репетиции, и должна быть исполнена актером с минимальной долей контроля, присущей и выполнению простого движения.

Выразительность актера на сцене зависит от его способности чувствовать движение. Чувство движения - это слияние ряда психофизических качеств актера, которые проявляются в видимой форме и могут и должны быть проконтролированы через амплитуду, скорость, силу и четкость линий движения. Чувство движения - это навык, который формируется в процессе "переживания" движения, то есть сознательного освоения его структуры, и совершенствуется через сознательное отношение к процессу построения движения.
Чувство движения всегда индивидуально: в гибком теле - одно, в теле с перекачанными мышцами - другое; у актера, способного к быстрой и точной пластической реакции на определенный сигнал - один мышечный тонус; актер, не способный реализовать свой собственный внутренний импульс в движение. имеет ощущения иной окраски.
От микро жеста до "жеста" всем телом - вот путь, который нужно проделать актеру, почувствовать свое тело как материю, наполненную энергией, находящейся в постоянном движении. К чувству движения можно приблизиться через воспитание чувства ракурса, где главная задача - научиться ощущать изменение позиции тела по миллиметрам.
Предмет "Сценическое движение" предполагает понимание и освоение движения как структуры; его терминология основана не только на театральной лексике, но и на понятиях точных наук - центр тяжести, статика, динамика. инерция, импульс, энергия. амплитуда, скорость и т. д. Ученику каждый раз необходимо делать усилие, наполняя свою мышечную память новыми впечатлениями, полученными от хорошо знакомых упражнений, таким образом воспитывая в себе чувство движения.
Эти впечатления могут быть приятными и неприятными, положительными и отрицательными. Поэтому педагог должен уберечь ученика от эмоции страха, научить его не бояться себя и партнера даже в экстремальных сценических ситуациях. Все это - проблемы индивидуального, и особенно парного, тренинга, в котором страх становится труднопреодолимым вдвойне. На УРОК надо приходить с мечтой измениться.

Вот пластические аспекты актерской техники, и, одновременно, принципиально важные темы предмета "Сценическое движение", объединенные проблемой и темой чувства движения.
Чувство баланса
- умение сохранять устойчивую позицию на различных видах конструкций, зависящее от способности актера управлять центром тяжести, удерживая равновесие в непривычных для тела положениях.
Чувство координации - умение координировать движения в заданном рисунке и, прежде всего, управлять периферией тела, включая мышцы лица.
Чувство скорости - умение управлять скоростью движения, играть скоростями, способность к взрывной реакции, рождающей активное движение.
Чувство инерции - умение мягко и быстро тормозить и управлять процессом изменения действия.
Чувство напряжения - умение управлять своим актерским напряжением и играть напряжением персонажа.

Предложенные для первых занятий «Сценическим движением» упражнения дают возможность решить перечисленные проблемы пластического развития актера. Этот тренинг своей необычностью и неожиданность формы дает возможность избежать автоматизма в выполнении упражнений. Он построен таким образом, что невозможно выполнить задание, не включая полностью движенческий аппарат, не управляя «вживую» балансом, координацией, скорость, инерцией, напряжением. Кроме того, предложенные упражнения комплексно развивают все перечисленные навыки и умения, обеспечивая новизну впечатлений, максимальное включение в движение.

Фундаментальным отличием предлагаемых упражнений является присутствие в них позиции баланса.
Все упражнения объединены общими задачами:
- Сохранять баланс, контролируя переход из одной позиции в другую.
- Контролировать меру напряжения тела, как можно подробнее прорабатывая каждый этап упражнения.
- Координировать движения в соответствии с предлагаемыми структурой и задачами.
- Осваивать упражнения, сохраняя максимальную амплитуду, мягкость и непрерывность движения.
- Не допускать механического выполнения движений, управлять инерцией движения.
- Во время выполнения упражнений следить за непрерывным, свободным дыханием. Не сдерживать выдох.
Некоторые упражнения состоят из нескольких групп движений, и их следует выполнять как единую форму. Контролировать работу периферии тела (ног, рук, лица) до мельчайших подробностей. Во время выполнения упражнений контролировать ощущение движения.


УПРАЖНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРЕНИНГА

Упражнения на «разогрев» суставно-мышечного аппарата. Потянуться в разных направлениях от плеча; от бока; от поясницы; от колена; от центра груди и т.д.

Упражнения на координацию во вращении:

- Кисти в одном направлении, стопа поднятой ноги в другом. - В позиции баланса на одной ноге, голень поднятой ноги от колена, плечи-«противоход».

- Прямые руки от плеч и таз. Таз, кисть вытянутой вперед руки, плечо другой руки, опущенной вдоль тела. Голень поднятой левой ноги и правое плечо.

Упражнения в потягивании:

- Баланс на одной ноге, руки над головой, пальцы в "замке". Наклон корпусом в сторону с одновременным потягиванием. Сменить опорную ногу. Наклон в другую сторону.

Задачи: сохранять равновесие и мягкость наклонов. - Баланс на одной ноге, руки сзади в "замке". Наклон вперед. Сменить опорную ногу, повторить упражнение. - Одна рука сверху, другая снизу, пальцы в "замке" за спиной, ступни параллельно, ноги прямые. Наклоны вперед, спина параллельна полу, взгляд вперед. Поменять позицию рук, повторить наклоны.

- Соединить ладони за спиной, развернув руки так, чтобы мизинцы касались позвоночника. Баланс на одной ноге. Наклонить корпус вперед, поднятой ногой потянуться назад вверх, мягко вернуться в исходную позицию. Сменить опорную ногу и повторить упражнение.

Задачи: контролировать свободное дыхание, чтобы зазвучать в этой позиции (имеется в виду позиция наклона и потягивания поднятой ногой вверх).

Упражнение "Прыгающая тряпочка: - Легкими прыжками с одной ноги на другую встряхнуть тело; не терять пружинистого прыжка.
- Продвигаться прыжками по залу в разных направлениях. Добиваться легкости в прыжке, внимательно следить за продвижением партнеров, стараться не сталкиваться с ними, не делать много прыжков, работать разнообразно и аккуратно.

Перейти на ходьбу в разных направлениях.

Чаще менять направление движения. Использовать 9 скоростей движения. Пробовать контрастные изменения скорости - от 9-й к 1-й, от 1-й к 9-й. Переход от 9-й к 1-й должен происходить за счет быстрого, но плавного торможения без рывка и остановки, от 1-й к 9-й - за счет плавного, быстрого ускорения. Соотносить свою скорость со скоростью партнеров, таким образом, находя единую скорость для всей группы. Переход от одной скорости к другой должен быть процессом видимым, который можно наблюдать со стороны.
Продолжать ходьбу в разных скоростях. По сигналу зафиксировать позицию. Дыхание свободное.

Снова ходьба. По сигналу остановиться. Тело принимает позицию, которую зафиксировали до этого.

Задача: выполнять остановку по сигналу, давая себе секунду, чтобы войти в процесс торможения. Сигнал не должен быть раздражителем, парализующим актерскую природу. Это лишь импульс к изменению действия (от ходьбы к остановке с фиксацией определенной формы).

Упражнение для плеч.

Вращение плеч назад. Поочерёдно и вместе.

6. Упражнение для головы. Вращение головы по кругу (медленно, прослушивая).

7. Фиксированные повороты головы вправо-влево, с задержкой в повороте на 3 секунды.

Упражнение для стоп.

Стоя  на одной ноге, вращаем другую ступню по часовой и против часовой стрелки. Остальные мышцы тела неподвижны.

Упражнение для бёдер.

Руки на плечах. Вращение бёдер по часовой и против часовой стрелки. Рисуем бёдрами цифры от 1 до 9. Остальные части тела неподвижны.

13. Упражнение для коленей. Стоя, вращаем чуть согнутые колени вправо-влево, остальные части тела неподвижны.

14. Упражнение «Замок». Обе руки (ладони соединены за спиной. Наклон корпуса вниз, голова смотрит прямо.

15. «Замок». Закидывая одну руку через плечо, дотягиваемся ладонью до ладони другой руки.

Упражнение «Волна».

Стоя, руки раскинуты в стороны. От кончика пальцев ладоней одной руки через туловище до кончиков пальцев другой руки делаем волнообразное движение. Так, будто бы руки – это лента реки.

Упражнение «Пламя».

Стоя, ладони перед собой, разомкнуты на уровне груди. От кончиков пальцев выполняем «дрожащее» движение, будто разгорающееся пламя. Затем «загораются», подражая волнообразному движению пламени, кисти руки, постепенно весь корпус, включая ноги. Ладони руки, движутся вверх. Поочерёдно вытягиваясь, как языки пламени. Также постепенно «угасает» «пламя».

Упражнение «Берёза».

Руки скрещены ниже живота одна поверх другой. Приподнимаясь на цыпочки, поворачиваем голову вправо, делаем несколько шагов в одну сторону, чуть припадая корпусом на опорную ногу. То же в другую сторону. Это упражнение делаем по 1, 2, 3, человек, добиваясь синхронности. Затем, выбрав ведущего, его можно выполнять с текстом, двигаясь хороводом по кругу.

Упражнение «Полуласточка».

Опираясь на одну ногу, поднимаем другую за спиной, полусогнутую, обхватив одной рукой. Другая рука вытянута в сторону, голова прямо.

22. Упражнение «Ласточка». Стоя на одной ноге, руки раскинуты, вытягиваем другую ногу вертикально, носок оттянут.

Упражнение «Стена».

Стоя, «ощупью» определяем пространство невидимой стены перед собой. Поочерёдно, ладонью каждой руки. С поворотом корпуса в разные стороны.

Упражнение «Шаг».

Работаем стопами обеих ног, поочерёдно отталкиваясь пяткой от пола, имитируя шаг. Движение на месте.

Упражнение «Камень».

Наклонившись, или полуприсев, поднимаем воображаемый камень, лежащий перед нами.

 

Упражнения для развития сценического движения.

Ход занятия:


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.