Кто может стать космонавтом. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Кто может стать космонавтом.

2020-08-21 195
Кто может стать космонавтом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Космонавт — редкая профессия. Космонавтам везде почёт и уважение. А легко ли добиться этого почёта, легко ли стать космонавтом? Рассуди сам.

Не хочется рано вставать? Пересиль себя, поднимись вовремя. Работа не нравится? Всё равно, сделай её аккуратно и до конца. Задача не получается? Сиди и решай, пока не получится.

Любой из космонавтов окончил школу, потом военное училище или институт. Все они хорошо учились. В космонавты берут только старательных людей, которые не ленятся много заниматься.

Чтобы стать космонавтом, надо с детства закалять свою волю, тренировать память, не бояться трудностей, не стесняться любой работы. И ещё надо много заниматься физкультурой, спортом, чтобы быть здоровым, крепким, сильным.


СКАФАНДР.

Для выхода в космос необходима особая одежда, и из станции или космического корабля просто так, как из квартиры, не выйдешь. В космосе человека поджидают опасности. Там нет воздуха и нечем дышать. Обжигают ослепительные лучи Солнца, а в тени, наоборот, всё замерзает. Поэтому перед выходом из станции космонавт надевает свой особый, космический костюм, который называется скафандром.

На спине скафандра сделан люк. Космонавт входит в люк, нажимает на ручку, и скафандр плотно закрывается дверцей. Повернул другую ручку — скафандр надулся, напружинился. Теперь космонавт дышит воздухом, заключённым в баллонах.

Вот какой костюм у космонавта, в нём не замёрзнешь и не вспотеешь. По желанию можно менять температуру внутри скафандра. Но всё равно в скафандре трудно двигаться, трудно работать. О том, как космонавт выходит из станции, ты узнаешь дальше.

вырваны страницы 115-116


была решена. Корабли успешно стартовали, дважды проводили стыковку на орбите, космонавты побывали в гостях друг у друга.

Международные экипажи поднимались в космос и на одном корабле. Международный — значит, из разных стран. Первые такие полёты состоялись на советском корабле «Союз». А в космосе экипажи ожидал гостеприимный дом — станция «Салют».

Началось всё с того, что учёные социалистических стран приняли совместный план исследования космоса. Называется он программой «Интеркосмос», то есть международной программой. Сначала космонавтов обучали на Земле, в Звёздном городке. И только после того, как они изучили программу работы, сдали экзамены, их допустили к полёту в космос. Кто же они?

Владимир Ремек из Чехословакии, Мирослав Гермашевский из Польши, Зигмунд Йен из Германской Демократической Республики, Георгий Иванов из Болгарии, Берталан Фаркаш из Венгрии, Фам Туан из Вьетнама, Арнальдо Тамайо Мендес из Кубы, Жугдэрдэмидийн Гуррагча из Монголии, Думитру Прунариу из Румынии.

Впереди новые старты, новые встречи на орбите.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ОРБИТЕ.

Эксперимент — это опыт. Ты хочешь проделать опыт, подобный тому, который проводится на орбите? Пожалуйста!

Всыпь в стакан речного песку и наполни его водой. А теперь ложечкой размешай эту смесь. Пока ложечка движется в стакане, песок и вода перемешиваются. Но стоит убрать ложечку, как песок тут же осядет на дно. Это потому, что он тяжелее воды. Сколько бы ты ни пробовал, однородной смеси всё равно не получится.

Другое дело, если подняться на орбиту. Там, в космосе, песок и вода ничего не весят. Они так и останутся равномерно перемешанными. Образуется смесь, которую нельзя получить на Земле. Она может получиться только в невесомости.

Конечно, на орбитальной станции не смешивают песок и воду. Там берут разные металлы, расплавляют их в электрической печи и потом смешивают. На Земле в такой смеси тяжёлый металл осядет, а лёгкий всплывёт наверх, как сливки в молоке. В невесомости этого не произойдёт. Если металлы хорошо перемешались, то в таком состоянии они и застынут, не разделятся: один — вверху, другой — внизу. Образуется сплав, который трудно получить на Земле. А такие сплавы очень нужны. Они применяются и в технике, и в медицине.

А как поведут себя в невесомости растения и животные? Чтобы узнать это, на станции устроили огород и живой уголок. В живом уголке побывали и головастики, и рыбки, и насекомые. Побывали в космосе паучки Анита и Арабелла, муха Нюрка. Их полёт тоже был запланирован.

Паучки, когда оказались на орбите, вначале никак не могли сплести паутину. Она получалась неровной, путаной. Наверное, невесомость мешала им. Но потом они всё же освоились, приспособились, и паутиновая сеть получилась ровной, натянутой, как на Земле. Только ловить в эту сеть паучкам было нечего.

Так выглядит на фотографии сплав двух металлов — свинца и сурьмы. Расположение кристаллов в сплаве, полученном в космосе (верхний левый рисунок) и на Земле (нижний левый рисунок).

 

Нюрка же храбро металась по отсекам, совсем как на Земле, и словно не ощущала невесомости.

А вот растениям оказалось труднее приспособиться к необычным условиям. Как-то раз посадили в банку горох и отправили его в космос. Уже через несколько дней появился первый побег. Клонится зелёный стебелёк гороха то в одну сторону, то в другую. Нет на станции тяжести, и не знает стебелёк, в какую сторону надо расти. В конце концов горох не справился с невесомостью и погиб. И с другими растениями получалось не лучше. Они не выживали. Но опыты продолжались, и успех пришёл. На «Салюте-7» космонавты Анатолий Николаевич Березовой и Валентин Витальевич Лебедев впервые получили урожай.

Забота о живом уголке, об огороде, наблюдения за животными и растениями — это тоже обязанность космонавтов.

Много, очень много экспериментов проводится на орбите. И простых, и сложных. Все они нужны. Ведь люди ещё так мало знают о космосе!

ВЫХОД В КОСМОС.

Первым человеком, который покинул космический корабль и шагнул в открытый космос, был Алексей Архипович Леонов. Это было 18 марта 1965 года, когда он летал вместе с Павлом Ивановичем Беляевым на корабле «Восход-2». Потом в космос выходили и другие космонавты.

А знаешь ли ты, как выйти в космос из станции «Салют»?

Дверью для космонавтов служит боковой люк переходного отсека. Протиснет космонавт туловище в люк, прикрепит фал к поручню, чтобы не уплыть от станции, и, держась за поручень, выходит в космос. Снаружи, на корпусе станции, сделаны скобки с помощью которых космонавт передвигается для выполнения какой-либо работы. А она бывает самая неожиданная.

Вот какой случай произошёл во время полёта космонавтов Владимира Ляхова и Валерия Рюмина.

Полёт подходил к концу. Всё было готово для возвращения на Землю. Оставалось отделить от станции десятиметровую антенну с «зонтиком» размером с трёхэтажный дом. Валерий Рюмин выдал команду на отделение антенны. Сейчас она отойдёт, и всё. К удивлению космонавтов, антенна дёрнулась, но осталась на месте. Такого не ожидал никто.

Что делать? Бросить всё как есть и покинуть станцию или попытаться отделить антенну? Посоветовавшись с ЦУПом, космонавты решили выполнить эту работу.

Вот что рассказывает об этом Валерий Рюмин:

«После обеда стали облачаться в специальные костюмы, на головы надели шапочки с наушниками, а потом «вошли» в скафандры. При моём некосмическом росте — метр восемьдесят пять! — это не самая простая задача. Володя помогал, а точнее, просто запихивал меня в скафандр.

Открываю люк, выбираюсь на поверхность и встаю на якорь, держась за поручень. Вдруг мгновенно, как это здесь происходит, день накрывается ночью. И сразу стали видны огни городов на чёрном фоне. Это Япония. А дальше тёмный Тихий океан. Луны не было, только звёзды. Я поёжился. Работать в такой темноте нельзя. Но этого и не требовалось. Так около получаса висел как на подножке трамвая.

Но вот вдали, над горизонтом Земли появилась тоненькая синевато-зеленоватая полоса. Решили начинать. Володя вышел из отсека. Я разворачиваюсь и начинаю двигаться к антенне, а он теперь занимает моё место.

Вот и торец станции. Антенна висит. Металлические спицы вошли в мягкую обшивку станции, расклинили её. Да, работка!

Рассказываю об этой ситуации Володе. Решаем, что надо перекусить четыре стальных тросика. А там посмотрим. Действовать следует осторожно, а то антенна накроет меня, как сетью.

Приблизился к тросику, толщина его около миллиметра, и натянут, как струна. Примерился, и... щёлк, но звука не слышал — только антенна, эта махина, дрогнула и быстро пошла прямо на меня. Еле успел увернуться. Обрезал второй тросик, и антенна опять качнулась, но в другую сторону. И так все четыре. Однако антенна покачалась-покачалась, но не отвалилась. С собой у меня была длинная, метра в полтора, палка с усами. Отдыхаю. Затем наклоняюсь, поддеваю антенну и со всей силой, резко отталкиваю её. Пошла!

Пока космонавты совершают первые выходы в открытый космос, художники-фантасты уже мечтают о создании первых космических поселений.

И тут мне захотелось вернуться в наш космический дом. Уж слишком удачно всё вышло. Нет, ещё нельзя уходить — надо осмотреть станцию снаружи. Да, поработал над ней космос, поизмывался: обшивка кое-где порвалась, выцвела. Салфеткой вытер пыль с иллюминаторов — и в карман: на Земле, думаю, эта пыль доставит специалистам удовольствие.

Тут начался сеанс связи. Представляю, каково им на Земле было ждать. Докладываем, что антенны нет. А в ответ тишина, не верят. Это потому, что всё сделали быстрее, чем планировали. Земля запросила нас снова, и мы подтвердили, что идем назад, а антенна... гуляет в космосе. И тут в Центре управления грянули такие аплодисменты, будто это был огромный зрительный зал».

Выход А. Леонова в открытый космос.


ТАМ, ЗА ОБЛАКАМИ.

Наступила ночь. Астроном сел к телескопу, нацелил его на звёзды и... расстроился: опять мешают облака, не видно звёзд. Теперь надо ждать следующей ночи.

На следующую ночь небо оказалось чистым. Но астроном снова огорчён: наблюдать за звёздами очень и очень трудно. Они качаются, плавают, перемигиваются. Разве так уследишь за ними? Мешает воздух. Астроном вздохнул глубоко и подумал: «Эх, поднять бы телескоп высоко-высоко, за облака!»

Прошло время, и вот телескоп оказался на орбите, на станции «Салют». Теперь целыми сутками можно наблюдать за небом без всякого перерыва. Ничто не мешает. И потому стали космонавты астрономами — наблюдают за звёздами и за Солнцем. А потом рассказывают о своих наблюдениях.

Вот приборы показали: поток невидимых лучей, которые испускает Солнце, усилился. Космонавты знают: на Земле в это время в одних местах учащаются грозы, а в других наступает засуха, ухудшается радиосвязь. И даже больных становится больше. Надо срочно сообщить на Землю, ведь многие лучи невозможно обнаружить с Земли. Так космонавты помогают учёным раскрыть тайну Солнца.

А ещё космонавты с помощью приборов изучают атмосферу — покрывало Земли. Они фотографируют облака, полярные сияния. Потом эти снимки доставляются на Землю, они помогают учёным раскрыть тайну воздушного океана, предсказывать погоду на всей планете.

 

На снимке, сделанном с орбитальной станции, видна солнечная вспышка.


НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЗЕМЛЁЙ.


Люди хорошо изучили поверхность Земли, и всё же многое для них остаётся загадкой. Вот один из примеров.

В Северном Ледовитом океане трудно угадать ледовую обстановку. Одни корабли, отправляясь в плавание, не могут пройти сквозь льды, другие же, наоборот, их не встречают. Как же угадать, какие корабли должен сопровождать ледокол?

На разведку отправляются самолёты. Нужно много самолётов, чтобы постоянно следить за океаном, за движением льдов. День и ночь должны кружить самолёты и осматривать весь океан.

А если эту работу поручить космонавтам? С орбиты далеко видно вокруг. Вот чистая вода, а там, в стороне, большое поле льда. Но оно не страшно кораблям, это ледяное поле можно обойти стороной, и ледокол не потребуется. А вот другое поле протянулось на тысячу километров, и здесь кораблям без ледокола не обойтись. Вот так космонавты могут помочь морякам, плавающим в студёных водах северных морей.

Они также могут помочь рыбакам отыскать рыбу в океане, подсказать геологам, где спрятаны клады Земли или запасы воды, определить чистоту атмосферы, болезнь растений и многое другое.

КОСМОДРОМ НА ОРБИТЕ.

Такого ещё не было в космонавтике. «Салюту-7» предстояло стать летающим космодромом. В стартовую команду вошли космонавты Анатолий Николаевич Березовой и Валентин Витальевич Лебедев.

На четвёртые сутки их пребывания в «космическом доме» началась подготовка к запуску малого искусственного спутника «Искра», который хранился в одном из отсеков станции. Лебедев осторожно прикоснулся к спутнику, облепленному солнечными батареями.

— Молодцы, ребята! — воскликнул он.

Фонограмма Солнца, полученная Г. Гречко и Ю. Романенко с борта «Салюта-6». Спутники помогают учёным изучать Солнце. Вот изображение солнечной вспышки, полученное на специальной плёнке.

 

  Помогают космонавты и морякам. По снимку ледовой обстановки в районе Курильских островов можно уточнить безопасный маршрут. Голубое пространство — это лёд, синее — свободное ото льда море.

 

— Это ты о ком? — спросил Березовой.

— Да о студентах авиационного института. Это в их конструкторском бюро была изготовлена «Искра».

Вдвоём они проверили системы спутника. Всё в порядке! Осторожно, чтобы не повредить корпус, поместили «Искру» в шлюзовую камеру — этакую матрёшку, состоящую из двух шаров. Во внутренний шар загрузили спутник. Потом закрыли входной люк и повернули шар со спутником так, чтобы отверстие, через которое прошла «Искра», совпало с выходным отверстием на внешнем шаре.

Закончены последние операции перед стартом. До выхода в космос «Искру» отделяет одна-единственная команда. Вот показалось внизу Чёрное море. «Салют-7» подлетал к территории Советского Союза.

А в это время в Московском авиационном институте студенты нацелили на станцию антенны КИПа, которые они тоже создали сами.

А вот снимок полупустыни. Его сделал спутник «Метеор-2». Красный цвет — засушливые участки, зелёный — покрытые травой.

— Пуск! — скомандовал оператор Центра управления полётом.

Выброшенный из шлюзовой камеры пружинными толкателями спутник начал самостоятельный полёт. Одна за другой раскрывались его антенны, включались бортовые системы.

«Смотрим в иллюминатор, — вспоминает Анатолий Николаевич Березовой, — и кажется, что «Искра» совсем рядом — рукой подать. Но после каждого витка она всё дальше удаляется от станции. На другой день мы уже не нашли в бескрайнем космосе рукотворную «звёздочку».

Позже, в ноябре 1982 года те же космонавты запустили с борта орбитальной станции ещё один спутник— «Искру-3». На этот раз отход спутника от станции космонавты сняли на киноплёнку. Эти кадры вошли в телевизионный фильм «Эта длинная дорога в космос».

ПРОЩАЙ, КОСМИЧЕСКИЙ ДОМ!

Самолёт прилетает на аэродром. У космических кораблей, возвращающихся на Землю, аэродрома нет. Для их посадки выбирают большой и ровный участок, даже не участок, а целый район. Его так и называют: район посадки.

Лётчику хорошо: лёгкое движение штурвала, и самолёт плавно коснулся посадочной полосы. И сесть может в любое время, на любой аэродром. Лишь бы топлива хватило.

Космический корабль вернуться на Землю, подобно самолёту, не может, хотя его район посадки намного больше аэродрома. Что же необходимо для этого?

Прежде всего, дождаться такого времени, когда корабль будет пролетать точно над этим районом. А это, как ты знаешь, зависит от вращения Земли, и такие моменты бывают всего два-три раза в сутки. Поэтому баллистики в ЦУПе очень точно рассчитывают время схода корабля с орбиты. Затем его сообщают космонавтам, чтобы они могли не только перейти из станции в свой «космический автомобиль» — корабль «Союз», но и успеть перенести свой багаж.

А багаж большой. Во время работы на станции космонавты получили новые сплавы, вырастили кристаллы, вели наблюдения и фотографировали Землю. У них много тетрадей, блокнотов, журналов с записями о проделанной на станции работе. Надо не забыть ещё семена, ростки растений. Груза получается много. Он едва умещается в «космическом автомобиле». Поэтому его тщательно упаковывают, привязывают, чтобы при спуске он не летал по кабине, не мешал управлять кораблём.

Наконец багаж уложен. Космонавты выключают приборы, гасят свет, закрывают люки и переходят в свой «космический автомобиль». Там они надевают скафандры, садятся в кресла и привязываются ремнями, чтобы не плавать по кабине.

Лёгкий толчок — и корабль «Союз» медленно отчаливает от станции.

ЗДРАВСТВУЙ, ЗЕМЛЯ!

Постепенно расстояние между кораблём и станцией увеличивается. Но это ещё не начало спуска. Корабль не сойдёт с орбиты до тех пор, пока не включится его тормозной двигатель.

Тикает маятник часов, космонавты не спускают глаз со стрелок. Всё ближе минутная стрелка подходит к заданной отметке. И наконец приборы ожили, а сам корабль слегка задрожал. Это заработал тормозной двигатель. Космонавты перестали быть пленниками космоса, их путь лежит к Земле, прямо в район посадки.

Выключился двигатель. Свою задачу он выполнил: корабль снижается. Ненужным оказывается не только двигатель, но и бытовой и приборно-агрегатный отсеки. Поэтому космический корабль, подобно ракете, отбрасывает лишний груз. От него остается только тяжёлая прочная кабина, в которой сидят космонавты и уложен их багаж. Она имеет свои маленькие движки и приборы, которые управляют её полётом в район посадки. Называется эта кабина спускаемым аппаратом.

На Землю по радио космонавты сообщают:

«Тормозная двигательная установка работала по программе.

Всё в порядке. Самочувствие хорошее».

Но вот космонавты начинают ощущать резкие толчки, как при езде по ухабистой дороге. Неведомая сила слегка толкнула, а потом прижала их к креслу. А в иллюминаторах в это время появились яркие языки пламени.

Что это? Пожар? Нет! Просто спускаемый аппарат вошёл в атмосферу. От сильного трения о воздух кабина раскалилась так, что начала гореть. Но пламя космонавтам не страшно: снаружи кабина покрыта огнеупорной оболочкой, которая предохранит их от любого огня.

Нелегко переносить торможение. Космонавты долго пробыли в невесомости и уже привыкли к ней. А тут сразу большая перегрузка, и с Землёй не свяжешься, не услышишь поддержки товарищей. Когда вокруг бушует пламя, связь с Землёй прерывается.

Но вот перегрузки уменьшаются. Исчезает пламя. Атмосфера погасила космическую скорость. Космонавты облегчённо вздыхают: благополучно пройден ещё один отрезок пути к Земле. Теперь спускаемый аппарат летит прямо вниз, как самый обыкновенный камень.

У спускаемого аппарата работают автоматы. Они узнают высоту над Землёй, скорость полёта. Остаётся 15, 12, 10... километров. И вдруг космонавты услышали, как в кабине что-то щёлкнуло, а потом почувствовали резкий толчок. Громадный цветной зонтик появился в небе.

Теперь спуск идёт на парашюте. В его стропах находится антенна. Включается передатчик, и во все стороны полетел сигнал: бип-бип-бип... Их улавливают антенны самолётов и вертолётов. Теперь лётчики знают, куда лететь для встречи космических посланцев.

 

Спускаемый аппарат ещё висит на парашюте, а вокруг него, точно стрекозы, вьются вертолёты. В одном из них летят работники телевидения. Кружась вокруг бело-оранжевого купола по спирали, они ведут съёмку всех подробностей последних минут космического полёта. В другом вертолёте, стараясь перекричать шум мотора, записывает на магнитофон свой репортаж радиокомментатор и делают записи в своих блокнотах журналисты. В третьем, высунувшись из иллюминаторов, щёлкают короткими очередями своих фотоавтоматов фотокорреспонденты. А в четвёртом летят врачи. И вот, как будто для них, пришло сообщение космонавтов:

«Самочувствие хорошее. С нетерпением ждём приземления».

Всё ближе и ближе Земля. Сейчас кабина коснётся её. И в этот момент из-под днища кабины вырывается столб огня, и на мгновенье она скрывается в дыму. Взрыв? Нет, это сработали пороховые двигатели мягкой посадки. Они уменьшили скорость снижения и мягко опустили кабину на землю.

Тут же отбрасывается парашют, чтобы ветер не тащил кабину по земле. Рядом садятся вертолёты. К спускаемому аппарату первыми спешат врачи. Если нужно, они окажут помощь космонавтам. Открывается люк кабины. Оттуда показываются взволнованные и радостные лица космонавтов. Они ещё в скафандрах, но уже дома, на Земле. Космический полёт закончен.

 

Такими, как на этой гравюре, представляются некоторым фантастам космические аппараты будущего. Может быть, через каких-нибудь два-три десятка лет и сбудутся их мечты. Тогда первые спутники покажутся людям такими же простыми и несовершенными, как кажутся нам сегодня первые паровые машины. А те, кому сегодня нет ещё и десяти, будут не без гордости говорить: «Как же, как же, помню некоторые из них. Это же было не так давно, в моём детстве». И они вспомнят о «Космической азбуке», первых космических аппаратах, которые помогали человеку находить полезные ископаемые, налаживать связь, предсказывать погоду и водить морские суда.

 

А АНТЕННА — устройство для передачи и приёма радиосигналов.
Л ЛУНОХОД — механизм, управляемый по радио и служащий для работы на поверхности Луны. Советский «Луноход-1» был первым в мире таким самодвижущимся устройством.
Н НАВИГАЦИЯ — наука о безопасном вождении судов, самолётов, космических аппаратов.
С СПУТНИК — так был назван первый космический аппарат, запущенный в Советском Союзе 4 октября 1957 года.
С СТАНЦИЯ МЕЖПЛАНЕТНАЯ — автоматическое устройство для изучения планет и межпланетного пространства.
  Человек всё-таки может летать в небе, рассчитывая только на собственные силы. Летающий велосипедист англичанин Б. Аллен пересек пролив Ла-Манш на «Альбатросе» за 2 часа 50 минут.

 

 

Первый искусственный спутник Земли был запущен в Советском Союзе 4 октября 1957 года. Потом такие же спутники запустили в США и в других странах. С тех пор почти три тысячи спутников, самых различных по форме, весу и назначению, поднималось в космос. Среди них спутники связи, метеорологические, навигационные, спутники исследования Земли и Солнца (рисунок на развороте).


КОСМИЧЕСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ.


Люди создали искусственные спутники для того, чтобы они стали помощниками в их делах, чтобы помогали изучать Землю, Солнце, планеты, звёзды, разгадывать тайны природы.

Время от времени в газетах можно прочитать сообщение о запуске очередного искусственного спутника Земли.

Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи спутников. Часть из них закончила свою работу, другие продолжают нести космическую вахту. Среди спутников больше всего советских и американских. Но всё чаще стали появляться космические аппараты других стран: Франции, Китая, Японии, Индии...

Космическое поселение растёт очень быстро.

НАШИ СВЯЗНЫЕ.

Ещё не так давно телевизор был редкостью. А сегодня его можно встретить почти в каждом доме. Мы привыкли к нему и не задумываемся над тем, каким образом на экране возникает изображение, например, театральной сцены или футбольного поля.

Происходит это вот как. В театре или на стадионе устанавливают телевизионные камеры и нацеливают их объективы на сцену или на зелёное поле. Всё, что попадает в объектив: изображение артистов, декораций, зрителей, спортсменов,— тут же с помощью специальных устройств превращается в невидимые сигналы — радиоволны. Телевизионная станция излучает эти волны в разные стороны. Их ловят антенны домашних телевизоров, и там, в телевизорах, невидимые сигналы снова превращаются в изображение. Его-то мы и видим на экранах.

Разные виды спутников

 

Если бы Земля была плоской, как стол, волны долетели бы до любой её точки. И передачи из Москвы, например, можно было бы принимать всюду, хоть в Америке. Но Земля, как ты знаешь, выпуклая, и радиоволны, которые летят только по прямой, не могут залететь за горизонт. Чтобы вести телевизионные передачи на большие расстояния, например, из Москвы на Дальний Восток или из Америки в Европу, нужно поднять телевизионную антенну высоко над Землёй. Как же это сделать? Может быть, водрузить антенну на вертолёт? Хорошо бы. Но у вертолёта через несколько часов кончится горючее. Придётся прерывать передачу и садиться на Землю.

«А что, если поставить антенну на спутник? — подумали инженеры. — Спутник в горючем не нуждается и может летать очень долго».

И вот появился такой спутник. Он называется «Молния». С высоты его полёта видна чуть ли не половина Земли. Посылает главная телебашня свои сигналы на спутник — он их принимает, усиливает и отправляет обратно на Землю.

 
Земная станция системы «Орбита».



Вслед за «Молнией» появились и другие спутники: «Радуга», «Экран», «Горизонт». Они помогают людям не только смотреть телепередачи, но и вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы. Эти спутники связывают людей друг с другом. Поэтому их и назвали связными.

СПУТНИК, ГДЕ Я?

 

Ты, наверное, помнишь стихотворение Пушкина:

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.

 

А знаешь ли ты, кто прокладывает путь кораблю? Штурман. Трудные и сложные у него обязанности. Штурман всегда должен знать, где находится корабль, куда ему плыть дальше и когда корабль прибудет в порт.

Определять положение корабля в океане помогают береговые маяки. А вдали от берегов положение корабля узнают по звёздам и по солнцу. Но погода не всегда балует моряков. Часто бывает так, что небо закрыто тучами, не видно ни солнца, ни звёзд. Раньше в такую погоду трудно было определить положение корабля в океане. Теперь люди придумали искусственные звёзды.

Видел ли ты, как по ночному небу катится мерцающая звёздочка? Нет, это не метеор и не комета. Звёздочка эта не что иное как спутник, освещенный лучами Солнца.

В наше время для моряков созданы специальные спутники. Их называют навигационными. Слово «навигация» возникло давно и означает безопасное вождение кораблей.

Как же с помощью спутников штурман определяет место корабля в океане и находит безопасный маршрут?

Навигационные спутники, летая вокруг Земли, непрерывно посылают радиосигналы. Штурман включает специальное устройство, оно, поймав сигналы спутника, с помощью электронно-вычислительной машины рассчитывает, где находится корабль, и тут же печатает данные на бумажной ленте. По этим данным штурман определяет, куда плыть дальше и когда корабль прибудет в порт.

Если же корабль терпит крушение, то и здесь на помощь морякам приходят спутники. Приняв сигналы бедствия, они передают их в Центр управления полётом, и к кораблю направляется спасательное судно.

Снимок поверхности Земли, сделанный со спутника.


Навигационный спутник может помочь определить место не только кораблям. Ему всё равно, кто с ним держит связь: корабль, самолёт, турист или... лось. Был однажды такой случай: лосю, по кличке Моу, повесили на шею маленький радиопередатчик и выпустили в лес, а потом, с помощью спутника, улавливающего сигналы этого передатчика, определяли, в каком месте бродит лось.

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЙ СПУТНИК.

Вспомни сказку про Колобок. Надоело Колобку на окошке лежать, и сбежал он от бабушки и дедушки. Катится Колобок по дороге мимо лесов и лугов, мимо полей и рек...

Если бы нарисовать всё это на бумаге, получилась бы карта тех мест, мимо которых катился Колобок. Правда, на настоящих картах леса, моря, реки, пустыни, города, посёлки и дороги обозначаются своими знаками, различаются и цветом.

Карты нужны лётчикам и морякам, строителям и геологам, военным и туристам. Они должны быть подробными и обязательно точными.

Так выглядит географиче­ская карта маленького ку­сочка Земли. Снимки из космоса ис­пользуются для составле­ния географических карт.

 

И это тоже Земля. Такой снимок можно получить только на специальной плёнке и специальным аппаратом. По нему учёные легче определяют, как распределяются над поверхностью Земли атмосферные газы. Снимок дельты реки. На нём хорошо различаются участки полей.


 

Что случится, если карты, которыми пользуются люди, окажутся неверными? Лётчики и моряки не найдут нужный порт, геологи не смогут правильно указать места, где они нашли полезные ископаемые, строители, прокладывающие дорогу между двумя городами, не встретятся друг с другом, а туристы и военные заблудятся в своих походах.

Составить хорошую карту очень трудно. А не может ли помочь в этом деле спутник? Оказывается, может. Подобно Колобку, катится он по орбите. Летит и, как прилежный фотограф, отщёлкивает снимок за снимком. А поскольку снимает он с большой высоты, то на одной фотографии умещается сразу вся Московская область. Снял Московскую, а через полминуты он уже над Владимирской. Щёлк — и готов новый снимок, теперь уже Владимирской области. Ещё полминуты — ещё один снимок. Остаётся только правильно перенести на бумагу всё, что изображено на снимках, и карта готова.

КАКАЯ ЗАВТРА БУДЕТ ПОГОДА?

В одних местах на Земле стоит лютый мороз, и люди с нетерпением ожидают тепла. В других в это же самое время жители изнывают от жары и ждут не дождутся, когда пойдёт дождь или наступит прохлада.

Везде, где бы ни жил человек, его всегда интересует, какая будет погода сегодня, завтра, послезавтра или через неделю. Причём одни хотят знать погоду в своём городе или деревне, другие — на берегу Чёрного моря, третьи — на Камчатке. Это и понятно. Ведь первые работают дома, вторые едут отдыхать, третьи собираются в командировку.

Чтобы предсказать погоду, надо знать, где находится тёплый воздух, где холодный, куда дует ветер и что он принесёт с собой. Для наблюдения за погодой во многих местах Земли построили метеорологические станции. Чем больше станций, тем легче предсказывать погоду. Да вот беда: больше половины поверхности Земли занимает океан, а в океане станции не построишь. Да и на суше есть немало пустынных и горных районов, где нет метеостанций.

Тут-то и приходит на помощь метеорологам спутник. Называется он «Метеор». На нём установлены телекамеры и различные приборы. Кружась вокруг Земли, он с помощью телекамер просматривает всю её поверхность. С высоты полёта спутника очень хорошо видны облака, ураганы, штормы. Видно, куда и с какой скоростью они перемещаются. А приборы позволяют узнать температуру в любом месте Земли и на любой высоте.

Все свои наблюдения «Метеор» передаёт в метеорологический центр. Сюда поступают данные и от метеостанций. По ним-то метеорологи и составляют прогноз погоды на сегодня, завтра, послезавтра, на неделю вперёд для всех районов Земли.

С давних пор люди связывали с погодой урожаи на полях, здоровье своих детей и даже удачи на охоте. Важную роль в жизни человека играет погода и сейчас. Какой она будет завтра? Это хотят знать лётчики и моряки, крестьяне и строители, геологи и туристы. Сегодня предсказывать погоду помогают метеоспутники.



 

Автоматические межпланетные станции «Луна»


ПОЛЁТЫ НА ЛУНУ.

С давних времён люди мечтали совершить путешествие на Луну. Чего они только не придумывали для этого: и крылья, и стрелы, и огромные пушки, стреляющие ядрами, в которых должен был находиться путешественник. Но только с изобретением ракеты стал возможен полёт на Луну. И не простой ракеты, а многоступенчатой. Первым таким аппаратом стала ракета конструкции Сергея Павловича Королёва. В январе 1959 года она стартовала с Байконура, унося к Луне межпланетную станцию «Луна-1». Но «Луна-1» в Луну не попала, промахнулась: слишком мала была точность её приборов. Один учёный сравнил полёт «Луны-1» с выстрелом из винтовки по летящему воробью из окна движущегося поезда.

Но прошло немного времени, и новая межпланетная станция, «Луна-2», достигла лунной поверхности. Произошло это 14 сентября 1959 года. А вскоре станция «Луна-3» совершила облёт планеты и сфотографировала её обратную сторону. Снимок «затылка» Луны станция передала на Землю с помощью телевизионной аппаратуры.

С этого времени начались регулярные рейсы советских и американских аппаратов к Луне. Они фотографировали её с близкого расстояния и передавали её изображение на Землю, исследовали окололунное пространство и отрабатывали посадку на планету. И вот в феврале 1966 года советская станция «Луна-9» впервые мягко опустилась на поверхность Луны.

Позже учёные придумали, как доставить на Землю лунный грунт, чтобы лучше его изучить. Это сделали другие межпланетные станции — «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24».

В наши дни луноход — одна из самых распространённых детских игрушек. А ещё совсем недавно конструкторы ломали головы над тем, как доставить «Луноход-1» на Луну, как его заставить работать. Целый год ездил луноход по Луне. За время работы он передал на Землю много различных снимков лунной поверхности, исследовал грунт в разных её местах и обо всём этом сообщал учёным. Луноход был первым самодвижущимся роботом, посетившим Луну. Управляли им с Земли по радио, а он послушно выполнял все команды.

Побывал на Луне и человек. В июле 1969 года американский корабль «Аполлон-11» с тремя космонавтами на борту был отправлен к Луне. При подлёте к ней корабль разделился на две половины. В первой, которая называлась лунным отсеком, находились космонавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин. Выбрав удобное место для посадки, они спустили свой аппарат на Луну. Во второй половине корабля находился третий космонавт, Майкл Коллинз. Он должен был состыковаться с лунным отсеком и забрать своих товарищей после того, как они на своём аппарате покинут Луну и выйдут на окололунную орбиту.

Первые шаги по лунной поверхности.

 

Что же увидели и что почувствовали космонавты на Луне? Они увидели, что Лу


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.