Традиции и табу: как объяснить? — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Традиции и табу: как объяснить?

2020-08-21 47
Традиции и табу: как объяснить? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В чем смысл

Одна из целей ритуала- предложить человеку готовый сценарий не столько действий, сколько переживаний, ввести эмоции человека в заданное русло, воспроизвести однажды уже испытанный всплеск радости, горя или корпоративного рвения. Ритуалы структурируют бытие любой социальной организации независимо от ее размеров. С перечисленными задачами прекрасно справляются и корпоративные ритуалы - как формальные, так и неформальные.

Любопытно, что там, где руководство пренебрегает формальной ритуалистикой (не заставляет сотрудников петь гимны по утрам и выполнять ритуал отпрашивания с работы по вечерам), пышным цветом цветут ритуалы неформальные (утренние кофепития, пятничные выпивки, перекуры). И наоборот.

Так, в компании "Агроторг", владеющей сетью универмагов "Пятерочка", большинство руководства - бывшие военные. Вероятно, по этой причине корпоративные ритуалы "Пятерочки" родом из армии. Помимо флага и гимна это еще и так называемый текст утреннего настроя - своеобразная корпоративная молитва. По мнению руководства компании, все перечисленное помогает сотрудникам работать в напряженном ритме (кассир "Пятерочки", согласно правилам, должен обслужить 60 клиентов в час) и не только не сойти с ума, но и сохранить должную дисциплину.

Замечено, что в компаниях, сотрудников которых набирают не из случайных людей, а ищут среди единомышленников, ритуальный формализм сведен к минимуму. "Мы даже не отмечаем День защиты окружающей среды или День Земли, хотя могли бы,- рассказывает сотрудник "Гринпис" Вадим Кантор,- а Рождество, дни рождения или Восьмое марта - обязательно и по доброй воле".

Выпивка и спорт обязательны

Скучным духом формализма можно пропитать любой, даже самый приятный корпоративный ритуал. "На моей прошлой работе,- вспоминает москвич Николай,- было обязательным посещение корпоративных мероприятий с непременным употреблением алкоголя: ежели не пьешь, значит, что-то затаил. Нарушение правила могло стать причиной увольнения".

Или вот еще пример формализма: топ-менеджеры ММК (Магнитогорского металлургического комбината) раньше в обязательном порядке плавали в бассейне, а теперь отправляются на горнолыжную трассу, где сдают зачет генеральному директору. Или взять модный нынче "веревочный тренинг" и прочие тимбилдинги, когда сотрудников вывозят за город, заставляют лазить по деревьям и падать спиной назад прямиком на руки коллег - считается, что именно этот кульбит развивает невероятное доверие между коллегами. Вот как отзывается о подобном мероприятии его непосредственный участник, сотрудник одной из крупных компаний, занятых информационным бизнесом: "Все делают счастливые лица и играют в бредовые игры. Тренеры позиционируют это как нечто важное, а сотрудники воют. И все это продолжается три дня, два из которых - выходные. На третий день я все это начал откровенно саботировать".

Однако тем же самым можно заниматься добровольно и с удовольствием. Например, в московской компании "Аква Лого" весь руководящий состав увлекается горным туризмом и рафтингом, а подчиненных подбирают среди друзей по интересам. Выходные, праздники или отпуска сотрудники "Аква Лого" почти всегда проводят в походных условиях, не считая это времяпрепровождение тимбилдингом. А командный дух при этом развивается естественным образом.

Инициация и хоровод

Социальные антропологи считают, что существует всего четыре типа ритуалов: календарные, переходные, кризисные и магические. Почти любой корпоративный ритуал прекрасно укладывается в эту типологию.

Календарные ритуалы- самые незыблемые благодаря своей привязке к конкретным датам. Из формальных: это празднование годовщины основания компании, новогодние корпоративные вечеринки, празднование дня рождения шефа. Из неформальных: выпивка в кругу коллег по тем же самым поводам, но абсолютно добровольная.

Переходные ритуалы- ими обставляется переход человека в иное качество, смена статуса. Часто сопровождается испытанием, в процессе которого человек должен доказать свое соответствие новому статусу.

В корпоративной культуре к переходным ритуалам можно отнести процедуру собеседования, где проверяют не только знания соискателя, но и испытывают его на прочность. Особенно это актуально для так называемого шокового собеседования. Если соискатель с честью выдержит вопросы о личной жизни, испытание на полиграфе и не упадет при этом со сломанного стула (который является одним из атрибутов шокового собеседования), инициацию следует считать успешно пройденной.

К формальным переходным ритуалам относятся исполнение гимна компании и даже отмечание посредством магнитной карточки или записи в журнале о явке на работу. Благодаря этому сотрудники осознают, что из статуса свободных людей переходят в статус наемных работников. Иногда переходные ритуалы приходится отправлять, просто перемещаясь внутри компании: так, в питерской компании "Картинформ", заходя в кабинет начальника, следовало обуваться в специальные тапочки.

Магические ритуалы - самые древние и самые живучие.

В корпоративной культуре магический оттенок приобретают переходные ритуалы начала рабочего дня. Особенно в компаниях, специализирующихся на сетевом маркетинге.

Например, по свидетельству одного анонимного участника ритуального действа, рабочий день в их компании начался с "круга благодарения", когда сотрудники водили своего рода магический хоровод.

Кризисные ритуалы. По мнению доктора исторических наук, профессора факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Альберта Байбурина, ритуал- "наиболее действенный и единственно возможный способ переживания человеком критических жизненных ситуаций". Кризисный ритуал в масштабах государства - это обращение его главы к народу.

В масштабах отдельно взятой компании - обращение ее главы к сотрудникам с просьбой затянуть пояса, поработать сверхурочно, отказаться от отпуска или... добровольно уволиться. Сюда же относятся мозговые штурмы, желательно с привлечением кризис-менеджера, а также уже упомянутые тренинги персонала.

Все в баню

Возможно, нашим руководителям следует брать пример с их французских коллег, которые, как сообщает французская La Tribune, предлагают своим подчиненным разнообразные приятные варианты корпоративного времяпрепровождения. Так, в честь пятилетия ИТ-компании Cilaos ее руководитель Серж Холл отправил своих подчиненных в спа-центр. Там "айтишники" посидели в джакузи, погрелись в хаммаме, расслабились в массажном и преобразились в косметическом кабинетах.

"Сначала мужчины - а их в компании большинство - отнеслись к затее с некоторой настороженностью,- рассказывает глава компании,- но я хотел, чтобы мои сотрудники пережили незабываемые моменты и получили ни с чем не сравнимые ощущения, отличающиеся от традиционных командных игр team building".

Серж Холл не одинок в своей инициативе: корпоративные визиты обеспечивают 30% торгового оборота французских спа-салонов. Более того, коллективные походы за удовольствиями стали частью маркетинговой тенденции, получившей название art de vivre - " искусство жить ". По мнению Марилин Пассини, директора консалтинговой компании Proame, "необходимо предлагать сотруднику то, что его может заинтересовать, например, гурманство, возвращение к природе. Возможно, в компаниях в скором времени войдут в практику посещения сельских хозяйств, прохождение курсов садоводства..." А сейчас сотрудники некоторых французских компаний с удовольствием учатся за счет руководства на кулинарных курсах и даже создают коллективные живописные полотна. Именно работой над фреской 300 нотариусов компании Monassier отметили приближение нового 2006 года.

Приживутся ли подобные новации у нас? Почему бы и нет. Но только неизвестно, как отреагируют на них наши менеджеры, если походы к косметологу или на кулинарные курсы станут обязательными, а отказ от них будет грозить увольнением. В том, что иные руководители российских компаний организуют эти посещения именно таким образом, сомневаться не приходится.

В чем смысл

Одна из целей ритуала- предложить человеку готовый сценарий не столько действий, сколько переживаний, ввести эмоции человека в заданное русло, воспроизвести однажды уже испытанный всплеск радости, горя или корпоративного рвения. Ритуалы структурируют бытие любой социальной организации независимо от ее размеров. С перечисленными задачами прекрасно справляются и корпоративные ритуалы - как формальные, так и неформальные.

Любопытно, что там, где руководство пренебрегает формальной ритуалистикой (не заставляет сотрудников петь гимны по утрам и выполнять ритуал отпрашивания с работы по вечерам), пышным цветом цветут ритуалы неформальные (утренние кофепития, пятничные выпивки, перекуры). И наоборот.

Так, в компании "Агроторг", владеющей сетью универмагов "Пятерочка", большинство руководства - бывшие военные. Вероятно, по этой причине корпоративные ритуалы "Пятерочки" родом из армии. Помимо флага и гимна это еще и так называемый текст утреннего настроя - своеобразная корпоративная молитва. По мнению руководства компании, все перечисленное помогает сотрудникам работать в напряженном ритме (кассир "Пятерочки", согласно правилам, должен обслужить 60 клиентов в час) и не только не сойти с ума, но и сохранить должную дисциплину.

Замечено, что в компаниях, сотрудников которых набирают не из случайных людей, а ищут среди единомышленников, ритуальный формализм сведен к минимуму. "Мы даже не отмечаем День защиты окружающей среды или День Земли, хотя могли бы,- рассказывает сотрудник "Гринпис" Вадим Кантор,- а Рождество, дни рождения или Восьмое марта - обязательно и по доброй воле".

Выпивка и спорт обязательны

Скучным духом формализма можно пропитать любой, даже самый приятный корпоративный ритуал. "На моей прошлой работе,- вспоминает москвич Николай,- было обязательным посещение корпоративных мероприятий с непременным употреблением алкоголя: ежели не пьешь, значит, что-то затаил. Нарушение правила могло стать причиной увольнения".

Или вот еще пример формализма: топ-менеджеры ММК (Магнитогорского металлургического комбината) раньше в обязательном порядке плавали в бассейне, а теперь отправляются на горнолыжную трассу, где сдают зачет генеральному директору. Или взять модный нынче "веревочный тренинг" и прочие тимбилдинги, когда сотрудников вывозят за город, заставляют лазить по деревьям и падать спиной назад прямиком на руки коллег - считается, что именно этот кульбит развивает невероятное доверие между коллегами. Вот как отзывается о подобном мероприятии его непосредственный участник, сотрудник одной из крупных компаний, занятых информационным бизнесом: "Все делают счастливые лица и играют в бредовые игры. Тренеры позиционируют это как нечто важное, а сотрудники воют. И все это продолжается три дня, два из которых - выходные. На третий день я все это начал откровенно саботировать".

Однако тем же самым можно заниматься добровольно и с удовольствием. Например, в московской компании "Аква Лого" весь руководящий состав увлекается горным туризмом и рафтингом, а подчиненных подбирают среди друзей по интересам. Выходные, праздники или отпуска сотрудники "Аква Лого" почти всегда проводят в походных условиях, не считая это времяпрепровождение тимбилдингом. А командный дух при этом развивается естественным образом.

Инициация и хоровод

Социальные антропологи считают, что существует всего четыре типа ритуалов: календарные, переходные, кризисные и магические. Почти любой корпоративный ритуал прекрасно укладывается в эту типологию.

Календарные ритуалы- самые незыблемые благодаря своей привязке к конкретным датам. Из формальных: это празднование годовщины основания компании, новогодние корпоративные вечеринки, празднование дня рождения шефа. Из неформальных: выпивка в кругу коллег по тем же самым поводам, но абсолютно добровольная.

Переходные ритуалы- ими обставляется переход человека в иное качество, смена статуса. Часто сопровождается испытанием, в процессе которого человек должен доказать свое соответствие новому статусу.

В корпоративной культуре к переходным ритуалам можно отнести процедуру собеседования, где проверяют не только знания соискателя, но и испытывают его на прочность. Особенно это актуально для так называемого шокового собеседования. Если соискатель с честью выдержит вопросы о личной жизни, испытание на полиграфе и не упадет при этом со сломанного стула (который является одним из атрибутов шокового собеседования), инициацию следует считать успешно пройденной.

К формальным переходным ритуалам относятся исполнение гимна компании и даже отмечание посредством магнитной карточки или записи в журнале о явке на работу. Благодаря этому сотрудники осознают, что из статуса свободных людей переходят в статус наемных работников. Иногда переходные ритуалы приходится отправлять, просто перемещаясь внутри компании: так, в питерской компании "Картинформ", заходя в кабинет начальника, следовало обуваться в специальные тапочки.

Магические ритуалы - самые древние и самые живучие.

В корпоративной культуре магический оттенок приобретают переходные ритуалы начала рабочего дня. Особенно в компаниях, специализирующихся на сетевом маркетинге.

Например, по свидетельству одного анонимного участника ритуального действа, рабочий день в их компании начался с "круга благодарения", когда сотрудники водили своего рода магический хоровод.

Кризисные ритуалы. По мнению доктора исторических наук, профессора факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Альберта Байбурина, ритуал- "наиболее действенный и единственно возможный способ переживания человеком критических жизненных ситуаций". Кризисный ритуал в масштабах государства - это обращение его главы к народу.

В масштабах отдельно взятой компании - обращение ее главы к сотрудникам с просьбой затянуть пояса, поработать сверхурочно, отказаться от отпуска или... добровольно уволиться. Сюда же относятся мозговые штурмы, желательно с привлечением кризис-менеджера, а также уже упомянутые тренинги персонала.

Все в баню

Возможно, нашим руководителям следует брать пример с их французских коллег, которые, как сообщает французская La Tribune, предлагают своим подчиненным разнообразные приятные варианты корпоративного времяпрепровождения. Так, в честь пятилетия ИТ-компании Cilaos ее руководитель Серж Холл отправил своих подчиненных в спа-центр. Там "айтишники" посидели в джакузи, погрелись в хаммаме, расслабились в массажном и преобразились в косметическом кабинетах.

"Сначала мужчины - а их в компании большинство - отнеслись к затее с некоторой настороженностью,- рассказывает глава компании,- но я хотел, чтобы мои сотрудники пережили незабываемые моменты и получили ни с чем не сравнимые ощущения, отличающиеся от традиционных командных игр team building".

Серж Холл не одинок в своей инициативе: корпоративные визиты обеспечивают 30% торгового оборота французских спа-салонов. Более того, коллективные походы за удовольствиями стали частью маркетинговой тенденции, получившей название art de vivre - " искусство жить ". По мнению Марилин Пассини, директора консалтинговой компании Proame, "необходимо предлагать сотруднику то, что его может заинтересовать, например, гурманство, возвращение к природе. Возможно, в компаниях в скором времени войдут в практику посещения сельских хозяйств, прохождение курсов садоводства..." А сейчас сотрудники некоторых французских компаний с удовольствием учатся за счет руководства на кулинарных курсах и даже создают коллективные живописные полотна. Именно работой над фреской 300 нотариусов компании Monassier отметили приближение нового 2006 года.

Приживутся ли подобные новации у нас? Почему бы и нет. Но только неизвестно, как отреагируют на них наши менеджеры, если походы к косметологу или на кулинарные курсы станут обязательными, а отказ от них будет грозить увольнением. В том, что иные руководители российских компаний организуют эти посещения именно таким образом, сомневаться не приходится.

Традиции и табу: как объяснить?

 

Помимо традиций «что-то делать» существуют и запреты на определенные действия, или табу. Наш следующий и закономерный вопрос к экспертам: есть ли в вашей компании "корпоративные табу"? Как вы объясняете их смысл новым сотрудникам компании?


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.