Тренинг эффективного взаимодействия в конфликтных ситуациях — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тренинг эффективного взаимодействия в конфликтных ситуациях

2020-08-21 249
Тренинг эффективного взаимодействия в конфликтных ситуациях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Школьное посредничество

Школьные посредники — это ученики, обу­ченные проведению обсуждений между спорящими учениками или группами с це­лью поисков решения. Их цель — создать спорящим сторонам возможность продук­тивнее общаться и лучше понять друг дру­га, что нередко позволяет найти взаимо­приемлемое решение конфликта. Ценные навыки регулировании конфликтов, приоб­ретенные в самой раннем возрасте, пригодности ученика" на протяжении всей жизни. (Д. Шапиро)

В последнее время в западной практике увеличивается число работ, посвящен­ных обучению школьников навыкам медиаторской деятельности, а так называемое «школьное посредничество» становится важным явлением школьной жизни.

Специалисты соревнуются между собой в указании на позитивные эффекты обучения школьников навыкам посреднической деятельности и внедрения посред­нической практики в школьную жизнь.

Д. и Р. Джонсоны указывают на три обстоятельства, являющиеся, по их мне­нию, важными аргументами в пользу необходимости обучения учащихся конструк­тивному управлению конфликтами. Это, прежде всего, интересы самих школ, свя­занные с обеспечением благоприятной и миро­любивой атмосферы получения образования. Во-вторых, возможность использовать потенциал конфликта для поддержки внимания, усиления мотивации к учебе, возбуждения интеллектуаль­ного любопытства, улучшения качества работы и развития творческого подхода в решении про­блем. Третье — это подготовка будущих поколе­ний к конструктивному управлению конфликта­ми в собственной жизни, карьере, семье, обществе. национальных и международных ситуациях. Чем раньше учащиеся научаются конструктивному управлению конфликтами и чем дольше продолжается их тре­нинг, тем более вероятно упрочение и дальнейшее использование ими процедур и навыков разрешения конфликтов. В идеале, по мнению авторов, учащиеся должны обучаться способам разрешения конфликтов в начальной, средней и старшей шко­лах.

Д. Шапиро указывает на следующие позитивные функции школьного посредни­чества:

1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов. Уладить кон­фликт ученикам помогают их сверстники, тогда как обычно они используют только три возможности: обратиться к администрации школы, драться или избежать спорной ситуации.

2. Конфликт превращается в положительный, созидательный процесс. По­средничество открывает возможность сотрудничества, разрешения конфлик­та на основании удовлетворения взаимных интересов, а не по принципу «вы­игрыша-проигрыша».

3. Улучшаются взаимоотношения. Ослабляются враждебность и напряжен­ность, присущие конфликтам, в целом улучшаются отношения между учени­ками и общая атмосфера в школе.

4. Дисциплина становится менее обременительной. Внедрение посредниче­ства в школьную жизнь улучшает дисциплину, уменьшается количество ис­ключений учащихся и их отстранений от занятий.

5. Ученики учатся не только разрешать конфликты. В процессе овладения посредничеством приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения.

6. Поощряется приверженность демократическим идеалам. Участие в по­среднической деятельности развивает чувство ответственности за свой вы­бор и решения, а также усиливает чувство личной значимости

Для обеспечения обучения посредничеству, по мнению Джонсонов, необходи­мы три условия: кооперативное обучение, учебные дискуссии и медиация.

1) Кооперативное обучение создает контекст, в котором конфликты могут ре­шаться конструктивно. Мало смысла в обучении учащихся конструктивному управлению конфликтами, если школа ставит их в условия соперничества и ориентации на собственный выигрыш за счет другого. Кооперативный кон­ текст создается, прежде всего, организацией учебных ситуаций как коопера­тивных. Как отмечают авторы, за последние 99 лет разными исследователями в разных областях было выполнено более 550 экспериментальных и 100 корре­ляционных исследований с субъектами разного возраста. Общие результаты исследований сводятся к следующему. Кооперативное обучение по сравне­нию с соревновательным и индивидуальным обучением обеспечивает боль­шие усилия, направленные на достижение (включая результативность, за­крепление учебного материала, более высокий уровень развития и использо­вания аргументации, внутреннюю мотивацию, мотивацию достижения и т. д.), более позитивные отношения между учащимися (включая учебную и лич­ную поддержку, а также симпатию по отношению к учащимся, которые отли­чаются по этническим признакам, тендерным характеристикам, культуре и достижениям) и лучшее психологическое приспособление (включая психо­логическое здоровье, самооценку и социальную компетентность). Каждый из этих эффектов кооперативного обучения оказывает влияние на остальные. Установление кооперативного контекста позволяет проводить прямое обуче­ние процедурам и навыкам конструктивного управления конфликтами.

2) Учебные дискуссии имеют свои преимущества: в них сочетаются кооперативность и конфликт, поскольку сама по себе кооперативность еще не обес­печивает высокого результата. Авторы отмечают различия учебных дискус­сий (полемики) и простого индивидуального обучения (каждый сам незави­симо готовит свой материал), дебатов (учащиеся представляют разные точки зрения, и судья определяет, чья позиция лучше) и поиска соглашения (кото­рый, как считают авторы, может вести к феномену «группового мышления), поскольку участники начинают ограничивать дискуссию, чтобы избежать разногласий и побыстрее достичь согласия). Для организации учебной дис­куссии учащимся предлагается тема, они делятся на пары и готовят аргумен­тацию для защиты противоположных позиций. Джонсоны рассматривают процесс полемики как состоящий из пяти основных стадий:

—организация информации и подготовка сообщения;

—представление и защита своей позиции;

—возникновение концептуального конфликта вследствие столкновения с противоположной, защищаемой и аргументируемой позицией;

— поиск дополнительной информации и изучение вопроса с обеих позиций одновременно;

– синтез обеих позиций на основе реконцептуализации, интегрирующей
обе перспективы.

Благодаря этой практике конструктивного разрешения интеллектуальных конфликтов учащиеся приобретают позитивный опыт, необходимый для эф­фективного разрешения конфликтов интересов с их сверстниками. 3) Программы медиации, по мнению авторов, являются лучшим способом на­учить учащихся вести переговоры по достижению соглашений и быть посред­ника-ми в конфликтах других. Любая переговорная процедура предполагает определение конфликта, обмен позициями и предложениями, рассмотрение ситуации с обеих точек зрения, поиск взаимоудовлетворяющих вариантов и достижение разумного «оглашения.

Джонсоны операционализируют этот процесс в следующем алгоритме.

1. Сообщите о своих желаниях («Я хочу сейчас получить эту книгу»).

2. Сообщите о своих чувствах («Я переживаю»).

3. Сообщите о причинах своих желаний и переживаний («Ты уже пользуешься этой книгой весь последний час. Если я сейчас не получу эту книгу, я не ус­пею подготовить доклад. Я переживаю, что жду так долго»).

4. Обобщите ваше понимание того, что хочет и что чувствует другой, и причи­ны, лежащие в их основе («Я понимаю, что ты...»).

5. Найдите три альтернативы разрешения конфликта.

6. Выберите одну и пожмите руки.

Для обучения процедуре медиаторства предлагается использование следующих шагов.

1. Прекращение враждебности: Остановите враждебные столкновения и охладите участников.

2. Обеспечение включения участников в процесс медиаторства: Чтобы
обеспечить вовлечение участников в процесс медиации и их готовность к
добровольным переговорам, медиатор представляет процесс медиации и вво­дит основные правила. Прежде всего, медиатор представляет себя. Далее ме­диатор спрашивает участников, хотят ли они решить проблему, и не продол­жает, пока они не говорят «да». Затем медиатор объясняет:

а) «Медиаторство — это добровольная процедура. Моя роль состоит в том, чтобы помочь вам найти решение вашего конфликта, приемлемое для вас обоих»;

б) «Я нейтрален. Я не принимаю чью-то сторону и не пытаюсь решить, кто из вас прав, а кто нет»;

в) «Каждый будет иметь возможность сказать о своих взглядах на конфликт, и его не будут останавливать или перебивать»;

г) «Правила, которые вы должны принять, следующие: 1) согласиться ре­шать проблему, 2) не называть имен, 3) не перебивать, 4) быть столь чест­ным, сколь это возможно, 5) если вы согласны с решением, вы должны
придерживаться его (делать то, с чем вы согласились) и 6) все, что гово­рится в процессе медиаторства, является конфиденциальным (и вы, и ме­диатор не будут говорить о том, что обсуждалось).

3. Помогите участникам вести успешные переговоры друг с другом. Их пос­ледовательно проводят через шаги переговоров: а) совместное определение конфликта обеими сторонами, сообщающими о том, что они хотят, и что они чувствуют, б) обмен аргументами, в) перестановка точек зрения таким образом, что каждый участник в состоянии представить позицию другого и его чувства удовлетворяющим того образом, г) нахождение, по меньшей мере трех взаимовыгодных альтернатив и д) достижение разумного соглашения пожимание рук.

4. Формализуйте соглашение: Соглашение должно быть подтверждено контрактом. Диспутанты должны согласиться выполнять принятое ими окончательное решение, и медиатор становится «хранителем контракта».

3. Медиативный подход в различных организациях.

Внедрение медиативных процедур в исполнительное производство предусматривает Долгосрочная программа повышения эффективности исполнения судебных решений (2011 - 2020 годы). Вступление в силу с 1 января 2011 г. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ влечет необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве в сфере альтернативного урегулирования разногласий путем обращения сторон исполнительного производства к процедуре медиации. В тоже время указанный Закон не регулирует вопросы медиации в рамках исполнительного производства, поскольку в исполнительном производстве отсутствует спор о праве в собственном смысле слова, т.к. предполагается, что такой спор уже был разрешен судебным решением, вступившим в законную силу. Возможности медиации в исполнительном производстве востребованы при реструктуризации задолженности, проведении соответствующих переговоров между должником и кредитором.

Может ли медиация – способ урегулирования конфликтов при деятельном участии посредника остановить разрушительную лавину судебных исков. Естественно – может при условии, когда стороны конфликта не задались целью «уничтожить» друг друга, на годы завязнув в судах всех инстанций, или используют государственную систему подавления под «заказ» для устранения оппонентов, воровства чужого имущества, удовлетворения собственных непомерных амбиций.

Принципиально важно использовать возможности нейтрального и не заинтересованного в споре медиатора во внесудебном порядке, когда стороны конфликта еще не предприняли действий к судебному разбирательству, а интимные детали спора не стали публичным достоянием СМИ, правоохранительных органов, судебной системы, или фишками в игре недобросовестных представителей сторон – профессиональных юристов - игроков.

Руководителям и обычным гражданам, прежде чем бросаться с головой в бессмысленные разбирательства, только лишь из принципа наказать и отомстить, рекомендую сделать паузу – притормозить и отдохнуть. А медиатор постарается понять - есть ли в предмете спора пути к компромиссу, общаясь с каждой из сторон в отдельности и анализируя доводы и претензии оппонентов на совместных встречах.

В процедуре медиации вся деятельность медиатора и осознанные действия конфликтующих сторон в целом сводятся к одной и единственной цели – урегулировать спор. Если сторонам удается достигнуть взаимопонимания по существу спора, то они фиксируют его в итоговом документе - медиативном соглашении. Любое обоюдно-позитивное соглашение, которое было достигнуто сторонами в процессе медиации, является компромиссом – системой уступок. Такое соглашение в любом случае можно рассматривать как мировое соглашение (или договор о примирении) как в гражданских, так и в экономических правоотношениях вне зависимости от предмета спора или стадии рассмотрения спора.

Возможности медиатора востребованы в кредитно-финансовой сфере. Медиатор крайне необходим как должникам, так и кредиторам. Довольно часто в указанной сфере стороны не находят компромисса и все правоотношения сводятся исключительно к судебным разбирательствам. Противостояние сторон зачастую усугубляет и противозаконное вмешательство в ситуацию так называемых «коллекторов» - полукриминальных или криминальных структур.

При использовании сторонами медиации решение может охватывать множество аспектов, что не всегда встречается при судебном разбирательстве. Медиация эффективна в случаях, когда в жизни добросовестных должников возникают сложности, быстро не решаемые. В этих случаях работа с эмоциональным аспектом спора сторон, конфиденциальность которой гарантируется законом, может качественно улучшить ситуацию. К примеру, в ряде штатов США медиация стала обязательным досудебным способом урегулирования споров при просрочках выплат по ипотечным кредитам. Медиация была признана эффективной при разрешении споров банков с клиентами, находящимися в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Эффективный потенциал медиации применим во многих сферах.

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. Все виды частных правоотношений, в том числе реализация прав и свобод человека; социальное обеспечение и здравоохранение; наука и образование; культура и авторское право; бытовые отношения; жилищно-коммунальный комплекс.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. Все виды экономической и предпринимательской деятельности, в том числе финансовая и банковская деятельность; система страхования; различные отрасли промышленности; инженерия и высокие технологии; недвижимость, строительство и проектирование; индустрия туризма и отдыха.

СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. Все виды отношений в семье, за исключением правоотношений, регулируемых отдельным законодательством, в том числе связанных с защитой прав ребенка.

ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. Все виды трудовых отношений, за исключением коллективных трудовых споров, регулируемых отдельным законодательством.

Этапы реализации программы.

1.Разработка программы.

2.Создание тренинговой группы.

3.Адаптация в группе.

4.Выяснение ожидания от групповой работы.

5.Диагностика проблемы и определение путей для ее устранения.

6.Тренинговая работа, направленная на реализацию целей.

7.Подведение итогов работы.

Ожидаемые результаты

1. Создана доброжелательная атмосфера общения.

2. Сформирована на базе тренинговой группы референтная группа с приоритетом социально значимых ценностей, с преимущественно бесконфликтным поведением;

3. Выяснены ожидания группы, их мотивация к учебной или профессиональной деятельности, их социальные потребности и психологических особенностей;

4. Организован процесс самореализации и доброжелательной конструктивной обратной связи на принципах сотрудничества.

5. Расширение представления о видах и динамике конфликтов;

6. Выявлены факторы эффективного общения, способствующие достижению взаимопонимания.

 

Состав группы: от 5 – 20 человек

 

Место проведения: зал для тренинговых занятий

 

Психологический театр

Для начала рассмотрим, как и почему возникают конфликты между родителями и детьми. Предлагаю вам решить несколько педагогических ситуаций. Но не просто решить, а разыграть. Для чистоты эксперимента попрошу родителей взять в партнеры детей из других пришедших к нам семей.

Сейчас я раздам участникам карточки, в которых прописаны модели поведения каждой из сторон. Ваша задача: максимально правдоподобно сыграть свою роль и найти выход из сложившейся ситуации.

Ситуация №1

Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть хочет каждый свое. Например, сын - заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ждала»; сын никак не может отказаться от матча: «он ждал его еще дольше!».

Задача мамы: любым способом переломить ситуацию в свою сторону, заставив сына уступить.

Задача сына: не уступать маме ни под каким предлогом.

(далее обсуждение аудитории)

 

Ситуация №2

Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются…

Задача мамы: добиться своего.

Задача дочери: мотивировать свой отказ.

(далее обсуждение аудитории)

 

Далее:

 

Занятие 1

Знакомство:

 

Участники представляются друг другу и руководителю т - группы

Принятие правил тренинга:

Умейте слушать друг друга

 

Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

 

Говорите по существу

 

Иногда обучающиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?"

Проявляйте уважение

 

Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

4. Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)

 

Все участники должны собираться до установленного времени.

Конфиденциальность

 

То, что происходит на занятии, остается между участниками.

6. Правило "стоп"

 

Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".

Упражнение «Интервью»

Цель упражнения:

· развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки,

· сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.

 

Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

 

Инструкция:

 

"Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды 1 раз".

Усложнение:

· сделать то же самое, но на время

· "А быстрее можете?"

· выполнить любым другим способом на время.

 

Ведущий предлагает всем участникам команды после завершения упражнения сесть в круг и выразить свое состояние на момент начала работы и ее окончания.

На что следует обратить внимание:

- выработка командной стратегии

- понимание идеи упражнения

- понимание других участников

- принятие решений

- изменения в поведении

- изменение на эмоциональном уровне и в степени участия каждого.

 

Вопросы ведущего должны быть нейтральными и оставлять свободу выбора, анализа и фантазии:

ü Что вы чувствовали?

ü Что изменилось в момент?..

ü Почему вы выбрали это решение?

 

Занятие 2

 

Упражнение «Приветствие»

Цель упражнения:

· формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;

· создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

 

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве (см. упражнение "Представление") Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов.

По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

 

Упражнение «Диспут»

 

Цель упражнения: развитие умений и навыков активного слушания

 

Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды.

С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации.

В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать поддакиванием и задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же одобрить доклад, если создалось впечатление полной ясности.

Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, "да, именно это я и имел в виду").

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания. Можно давать разъяснения типа, "Да, Вы меня поняли правильно'" легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута"

 

3. Упражнение. Ролевая игра "Сглаживание конфликтов"

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

 

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

· Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

· Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

· Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Занятие 3

1. Упражнение «Если бы..., я стал бы...»

Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

 

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация.

К примеру: "Если бы меня обсчитали в магазине...".

Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение.

К примеру: "... я стал бы требовать жалобную книгу".

Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

 

Упражнение «Контраргументы»

Цель упражнения:

· создание условий для самораскрытия;

· умение вести полемику и контраргументацию.

 

Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.

Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

Упражнение «Сигнал»

Цель упражнения: разминка, улучшение атмосферы в группе.

 

Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

 

Занятие 4

Упражнение «Позиция»

Цель упражнения: рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.

 

Участники образуют небольшие группы (группу) фразы:

"Я вижу тебя",

"Я хочу тебе сказать",

"Мне нравится в тебе".

Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.

Завершающий этап.

 Выводы

  • Предупредить конфликт всегда легче, чем выходить из него.
  • Предупредить конфликт может тот, кто первым начинает «выяснять отношения».
  • Не нужно критиковать собеседника и перекладывать всю ответственность за ситуацию на него, лучше попытаться его понять, разобраться в проблеме вместе или предложить помощь

Рефлексия.

Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?

Упражнение «Благодарность».

Инструкция. Предлагаю участникам пройти по залу, поблагодарить участников за совместную работу. Возможно, есть те, которым хочется что-то сказать, чего не успели.Посмотрите ещё раз друг на друга, поблагодарите друг друга.

Спасибо вам за работу! Удачи вам в разрешении и, главное, предупреждении всех конфликтов в вашей жизни!

 

Школьное посредничество

Школьные посредники — это ученики, обу­ченные проведению обсуждений между спорящими учениками или группами с це­лью поисков решения. Их цель — создать спорящим сторонам возможность продук­тивнее общаться и лучше понять друг дру­га, что нередко позволяет найти взаимо­приемлемое решение конфликта. Ценные навыки регулировании конфликтов, приоб­ретенные в самой раннем возрасте, пригодности ученика" на протяжении всей жизни. (Д. Шапиро)

В последнее время в западной практике увеличивается число работ, посвящен­ных обучению школьников навыкам медиаторской деятельности, а так называемое «школьное посредничество» становится важным явлением школьной жизни.

Специалисты соревнуются между собой в указании на позитивные эффекты обучения школьников навыкам посреднической деятельности и внедрения посред­нической практики в школьную жизнь.

Д. и Р. Джонсоны указывают на три обстоятельства, являющиеся, по их мне­нию, важными аргументами в пользу необходимости обучения учащихся конструк­тивному управлению конфликтами. Это, прежде всего, интересы самих школ, свя­занные с обеспечением благоприятной и миро­любивой атмосферы получения образования. Во-вторых, возможность использовать потенциал конфликта для поддержки внимания, усиления мотивации к учебе, возбуждения интеллектуаль­ного любопытства, улучшения качества работы и развития творческого подхода в решении про­блем. Третье — это подготовка будущих поколе­ний к конструктивному управлению конфликта­ми в собственной жизни, карьере, семье, обществе. национальных и международных ситуациях. Чем раньше учащиеся научаются конструктивному управлению конфликтами и чем дольше продолжается их тре­нинг, тем более вероятно упрочение и дальнейшее использование ими процедур и навыков разрешения конфликтов. В идеале, по мнению авторов, учащиеся должны обучаться способам разрешения конфликтов в начальной, средней и старшей шко­лах.

Д. Шапиро указывает на следующие позитивные функции школьного посредни­чества:

1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов. Уладить кон­фликт ученикам помогают их сверстники, тогда как обычно они используют только три возможности: обратиться к администрации школы, драться или избежать спорной ситуации.

2. Конфликт превращается в положительный, созидательный процесс. По­средничество открывает возможность сотрудничества, разрешения конфлик­та на основании удовлетворения взаимных интересов, а не по принципу «вы­игрыша-проигрыша».

3. Улучшаются взаимоотношения. Ослабляются враждебность и напряжен­ность, присущие конфликтам, в целом улучшаются отношения между учени­ками и общая атмосфера в школе.

4. Дисциплина становится менее обременительной. Внедрение посредниче­ства в школьную жизнь улучшает дисциплину, уменьшается количество ис­ключений учащихся и их отстранений от занятий.

5. Ученики учатся не только разрешать конфликты. В процессе овладения посредничеством приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения.

6. Поощряется приверженность демократическим идеалам. Участие в по­среднической деятельности развивает чувство ответственности за свой вы­бор и решения, а также усиливает чувство личной значимости

Для обеспечения обучения посредничеству, по мнению Джонсонов, необходи­мы три условия: кооперативное обучение, учебные дискуссии и медиация.

1) Кооперативное обучение создает контекст, в котором конфликты могут ре­шаться конструктивно. Мало смысла в обучении учащихся конструктивному управлению конфликтами, если школа ставит их в условия соперничества и ориентации на собственный выигрыш за счет другого. Кооперативный кон­ текст создается, прежде всего, организацией учебных ситуаций как коопера­тивных. Как отмечают авторы, за последние 99 лет разными исследователями в разных областях было выполнено более 550 экспериментальных и 100 корре­ляционных исследований с субъектами разного возраста. Общие результаты исследований сводятся к следующему. Кооперативное обучение по сравне­нию с соревновательным и индивидуальным обучением обеспечивает боль­шие усилия, направленные на достижение (включая результативность, за­крепление учебного материала, более высокий уровень развития и использо­вания аргументации, внутреннюю мотивацию, мотивацию достижения и т. д.), более позитивные отношения между учащимися (включая учебную и лич­ную поддержку, а также симпатию по отношению к учащимся, которые отли­чаются по этническим признакам, тендерным характеристикам, культуре и достижениям) и лучшее психологическое приспособление (включая психо­логическое здоровье, самооценку и социальную компетентность). Каждый из этих эффектов кооперативного обучения оказывает влияние на остальные. Установление кооперативного контекста позволяет проводить прямое обуче­ние процедурам и навыкам конструктивного управления конфликтами.

2) Учебные дискуссии имеют свои преимущества: в них сочетаются кооперативность и конфликт, поскольку сама по себе кооперативность еще не обес­печивает высокого результата. Авторы отмечают различия учебных дискус­сий (полемики) и простого индивидуального обучения (каждый сам незави­симо готовит свой материал), дебатов (учащиеся представляют разные точки зрения, и судья определяет, чья позиция лучше) и поиска соглашения (кото­рый, как считают авторы, может вести к феномену «группового мышления), поскольку участники начинают ограничивать дискуссию, чтобы избежать разногласий и побыстрее достичь согласия). Для организации учебной дис­куссии учащимся предлагается тема, они делятся на пары и готовят аргумен­тацию для защиты противоположных позиций. Джонсоны рассматривают процесс полемики как состоящий из пяти основных стадий:

—организация информации и подготовка сообщения;

—представление и защита своей позиции;

—возникновение концептуального конфликта вследствие столкновения с противоположной, защищаемой и аргументируемой позицией;

— поиск дополнительной информации и изучение вопроса с обеих позиций одновременно;

– синтез обеих позиций на основе реконцептуализации, интегрирующей
обе перспективы.

Благодаря этой практике конструктивного разрешения интеллектуальных конфликтов учащиеся приобретают позитивный опыт, необходимый для эф­фективного разрешения конфликтов интересов с их сверстниками. 3) Программы медиации, по мнению авторов, являются лучшим способом на­учить учащихся вести переговоры по достижению соглашений и быть посред­ника-ми в конфликтах других. Любая переговорная процедура предполагает определение конфликта, обмен позициями и предложениями, рассмотрение ситуации с обеих точек зрения, поиск взаимоудовлетворяющих вариантов и достижение разумного «оглашения.

Джонсоны операционализируют этот процесс в следующем алгоритме.

1. Сообщите о своих желаниях («Я хочу сейчас получить эту книгу»).

2. Сообщите о своих чувствах («Я переживаю»).

3. Сообщите о причинах своих желаний и переживаний («Ты уже пользуешься этой книгой весь последний час. Если я сейчас не получу эту книгу, я не ус­пею подготовить доклад. Я переживаю, что жду так долго»).

4. Обобщите ваше понимание того, что хочет и что чувствует другой, и причи­ны, лежащие в их основе («Я понимаю, что ты...»).

5. Найдите три альтернативы разрешения конфликта.

6. Выберите одну и пожмите руки.

Для обучения процедуре медиаторства предлагается использование следующих шагов.

1. Прекращение враждебности: Остановите враждебные столкновения и охладите участников.

2. Обеспечение включения участников в процесс медиаторства: Чтобы
обеспечить вовлечение участников в процесс медиации и их готовность к
добровольным переговорам, медиатор представляет процесс медиации и вво­дит основные правила. Прежде всего, медиатор представляет себя. Далее ме­диатор спрашивает участников, хотят ли они решить пр


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.181 с.