С. Ю. Витте – государственный деятель, реформатор. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

С. Ю. Витте – государственный деятель, реформатор.

2020-08-20 243
С. Ю. Витте – государственный деятель, реформатор. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С.Ю. Витте. 1849-1915 (Может спросить про него, как мы знаем, все что угодно.)

Среди крупных государственных деятелей России трудно найти личность сколь незаурядную, яркую, столь и неоднозначную, противоречивую, каким был С. Ю. Витте. Этому человеку было суждено испытать головокружительный взлет - подняться от третьеразрядного канцелярского чиновника до самого влиятельного министра в переломные для судеб России годы - быть председателем Комитета министров, а затем стать главой осажденного революцией правительства.

Ему довелось ярко блистать на дипломатическом поприще, быть свидетелем Крымской войны, отмены крепостного права, реформ 60-х годов, бурного развития капитализма, русско-японской войны, первой революции в России. Для тусклого вицмундирного высшего света Российской империи С.Ю. Витте был выскочкой из провинции. По сути дела он представлял для рубежа XIX-ХХ вв. принципиально новый тип чиновника-менеджера, талантливого администратора, слабо связанного с сословными традициями дворянства и внесшего существенный вклад в первую российскую модернизацию. Жизнь, политическая деятельность, нравственные качества Сергея Юльевича Витте всегда вызывали противоречивые, порой полярно противоположные оценки и суждения. По одним воспоминаниям его современников перед нами исключительно одаренный, в высокой степени выдающийся государственный деятель, превосходящий разнообразием своих дарований, громадностью кругозора, умением справляться с труднейшими задачами блеском и силой своего ума всех современных ему людей.

По другим - это делец, совершенно неопытный в народном хозяйстве, страдавший дилетантизмом и плохим знанием русской действительности, человек со среднеобывательским уровнем развития и наивностью многих взглядов, политику которого отличали беспомощность, бессистемность и беспринципность. Нужно отдать должное, реформаторов никогда не оценивали только хорошо или только плохо. В любом изменении жизни есть и положительные и отрицательные стороны, а уж способы достижения целей и вовсе порой кажутся настолько не гуманными, не оправдывающими средства, хотя на самом деле поступить иначе и не было никакой возможности. Всё это отражается на общем мнении о реформаторе, таком как С.Ю. Витте. Каждый из нас может отнести его или в ранг выдающихся деятелей или выдающихся дилетантов, но никто не может поспорить с тем, что хотя Витте и строил могущество империи на костях подданных, он заботился о будущем России, видел её развитой и мощной державой и делал всё для достижения этих целей.

С.Ю. Витте родился 29 июня 17-го по старому стилю 1849 г. в Тифлисе. Его отец, Юлий Федорович Витте, был директором департамента государственных имуществ на Кавказе, дворянином Псковской губернии, предками которого были выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику и в середине XIX века получившие потомственное дворянство. Мать,Екатерина Андреевна Фадеева, была дочерью члена Главного Управления наместника Кавказа, в прошлом Саратовского губернатора Андрея Михайловича Фадеева и княжны Елены Павловны Долгорукой, которая была последней из старшей отрасли князей Долгоруких, происходящей от Григория Федоровича Долгорукова, сенатора при Петре I, брата знаменитого Якова Федоровича Долгорукова. Сам Витте очень охотно подчеркивал свои родственные узы с князьями Долгорукими, но не любил упоминать, что происходил из семьи малоизвестных обрусевших немцев.В семье Витте было пятеро детей три сына Александр, Борис, Сергей и две дочери Ольга и Софья. Детские годы Сергей провел в семье своего деда А. М. Фадеева, где получил обычное для дворянских семей воспитание, причем первоначальное образование вспоминал С. Ю. Витте мне дала бабушка она выучила меня читать и писать. Воспитанием также занимались часто сменяющиеся гувернеры француз Ренье, швейцарец Шаван, русский немец Паульсон. Одновременно с этим приходила масса различных учителей Тифлисской гимназии, которые готовили мальчиков к поступлению в гимназию. В Тифлисской гимназии, куда Витте и его брат Борис были допущены в качестве вольнослушателей, Сергей учился очень плохо, предпочитая заниматься музыкой, фехтованием, верховой ездой. В результате в шестнадцать лет он получил аттестат зрелости с посредственными отметками по наукам и единицей по поведению.

Несмотря на это, будущий государственный деятель отправился в Одессу с намерением поступить в университет. Но юный возраст в университет принимали людей не моложе семнадцати лет, а ко всему - единица по поведению закрыли ему туда доступ Пришлось снова поступить в гимназию - сначала в Одессе, потом в Кишиневе. И только после усиленных занятий Витте сдал экзамены успешно и получил приличный аттестат зрелости. В 1866 г. Сергей Витте поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. 

Витте получил известие о кончине отца незадолго до этого он потерял деда - А. М. Фадеева. Вышло так, что семья осталась без средств к существованию незадолго до смерти дед и отец вложили весь свой капитал в компанию Чиатурских копей, которая вскоре потерпела крах. Таким образом, Сергей получил в наследство лишь отцовские долги и был вынужден взять на себя часть забот о матери и маленьких сестрах. Продолжить учебу ему удалось лишь благодаря стипендии, которую выплачивало Кавказское наместничество. Студентом С. Ю. Витте мало интересовался общественными проблемами. Его не волновали ни политический радикализм, ни философия атеистического материализма, будоражившие умы молодежи 70-х годов. Витте не принадлежал к числу тех, чьими кумирами были Писарев, Добролюбов, Толстой, Чернышевский, Михайловский.

Его духовный мир складывался под влиянием родных, в особенности дяди - Ростислава Андреевича Фадеева, генерала, участника покорения Кавказа, талантливого военного публициста, известного своими славянофильскими, панславистскими взглядами.

Несмотря на свои монархические убеждения, Витте был избран студентами в комитет, заведовавший студенческой кассой. Эта невинная затея чуть было не закончилась плачевно. Эта так называемая касса взаимопомощи была закрыта как опасное учреждение, а все члены комитета, в том числе Витте, оказались под следствием. Им грозила ссылка в Сибирь. И только случившийся с ведшим дело прокурором скандал помог дорог, захватила и Витте. Стремясь досконально изучить практическую сторону предприятия, Витте сидел в станционных кассах, исполнял обязанности помощника и начальника станции, контролера, ревизора движения, побывал даже в роли конторщика грузовой службы и помощника машиниста. Полгода спустя он был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги, вскоре перешедшей в руки частного общества.

Однако после многообещающего начала карьера С. Ю. Витте чуть было не оборвалась совсем. В конце 1875 г. недалеко от Одессы произошло крушение поезда, повлекшее за собой много человеческих жертв. Начальник Одесской железной дороги Чихачев и Витте были преданы суду и приговорены к четырем месяцам тюрьмы. Однако пока тянулось расследование, Витте, оставаясь на службе, сумел отличиться в перевозке войск к театру военных действий шла русско-турецкая война 1877-1878 гг чем обратил на себя внимание великого князя Николая Николаевича, по велению которого тюрьма для обвиняемого была заменена двухнедельной гауптвахтой. В 1877 г. С. Ю. Витте становится уже начальником движения Одесской железной дороги, а после окончания войны - начальником эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Получив это назначение, он переехал из провинции в Петербург, где принял участие в работе комиссии графа Э. Т. Баранова по исследованию железнодорожного дела. Служба в частных железнодорожных обществах оказала на Витте чрезвычайно сильное влияние дала опыт управления, научила расчетливому, деловому подходу, чувству конъюнктуры, определила круг интересов будущего финансиста и государственного деятеля.

К началу 80-х годов имя С. Ю. Витте было уже достаточно хорошо известно в среде железнодорожных дельцов и в кругах русской буржуазии. Уже в эти годы проявилась многогранность энергичной натуры Витте качества превосходного администратора, трезвого, практичного дельца хорошо сочетались со способностями ученого-аналитика. В 1883 г. С. Ю. Витте опубликовал Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов, принесшие ему известность среди специалистов. Это была, кстати, не первая и далеко не последняя работа, вышедшая из-под его пера.

В 1880 г. С. Ю. Витте был назначен управляющим Юго-Западными дорогами и поселился в Киеве. Удачная карьера во время моего пребывания управляющим Юго-Западными железными дорогами поставить эти дороги в совершенно твердое положение в финансовом отношении акции этой дороги значительно повысились, и дорога в мое время начала давать регулярный дивиденд принесла ему и материальное благополучие. Как управляющий Витте получал больше любого министра - свыше 50 тысяч рублей в год. Активного участия в политической жизни в эти годы Витте не принимал, хотя и сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом, был хорошо знаком с известным славянофилом И. С. Аксаковым и даже опубликовал в его газете Русь несколько статей. Серьезной политике молодой предприниматель предпочитал общество актрис.

Изменения в жизни Витте Убийство народовольцами Александра II резко изменило отношение С.Ю. Витте к политике. После 1 марта он активно включился в большую политическую игру.

Узнав о гибели императора, Витте написал своему дяде Р.А. Фадееву письмо, в котором подал идею создания дворянской конспиративной организации для охраны нового государя и борьбы с революционерами их же методами. Витте писал С анархистами надо бороться их же оружием. Следовательно, нужно составить такое сообщество из людей безусловно порядочных, которые всякий раз, когда со стороны анархистов делается какое-нибудь покушение или подготовление к покушению на Государя отвечали бы в отношении анархистов тем же самым, т. е. также предательски и также изменнически их бы убивали. Р. А. Фадеев подхватил эту идею и с помощью генерал-адъютанта И. И. Воронцова-Дашкова создал в Петербурге так называемую Святую дружину. Это было секретное сообщество в роде тех сообществ, которые существовали в средние века в Венеции и которые должны были бороться с врагами и оружием, и даже ядом. В середине марта 1881 г. С. Ю. Витте был торжественно посвящен в члены дружины и вскоре получил первое задание - организовать в Париже покушение на известного революционера-народника Л. Н. Гартмана. К счастью, вскоре Священная дружина скомпрометировала себя неумелой шпионско-провокаторской деятельностью и, просуществовав чуть более года, была ликвидирована.

Надо сказать, что пребывание Витте в этой организации отнюдь не украсило его биографию, хотя и дало возможность продемонстрировать горячие верноподданические чувства. После смерти Р. А. Фадеева во второй половине 80-х годов С. Ю. Витте отходит от людей его круга и сближается с контролировавшей государственную идеологию группой Победоносцева-Каткова. В конце 80-х годов Витте меняет и своё место работы становится директором департамента железнодорожных дел. Авторитет С.Ю. Витте как теоретика и практика железнодорожного дела привлек к себе внимание тогдашнего министра финансов И.А.Вышнеградского, который обратился к нему с просьбой представить свои соображения о ликвидации дефицитности казенных железных дорог. Глубоко изучив этот вопрос, Витте заявил, что корень зла - в хаосе, царившем в области тарифов. Он предложил разработать специальный закон, который поставил бы тарифное дело под контроль правительства, и создать в министерстве новый департамент для заведования тарифной частью железных дорог и регулирования их финансовых отношений с государством. Предложения были приняты. Встал вопрос о назначении их автора главой нового министерского подразделения. Первый раз о таком предложении упоминает Вышнеградский после одобрения тарифного закона, составленного

Витте, в Петербурге, но Витте прямо отклонил это предложение. Витте затем вспоминает Я совсем не намеревался перейти от железнодорожного дела, оставить место управляющего Юго-Западными железными дорогами которые имели более 3.000 верст, на котором я получал громадное содержание, был совершенно свободным человеком сам себе хозяин перейти на чиновничье место, хотя бы и высшего ранга. Затем это предложение повторилось уже в Киеве. Конечно, я отказался и написал Вышнеградскому, что я совсем не намерен переменить свою частную независимую службу на службу директора департамента. На это я получил от Вышнеградского письмо, в котором он мне говорил, что отказаться от этого места мне невозможно, так как этого желает Император Александр III, который сказал ему, Вышнеградскому, что он желал бы, чтобы на место директора департамента был назначен управляющей Юго-Западными дорогами - Витте, так как он меня прочит на дальнейшую службу. Причиной тому был случай 17 октября 1888 г. в Борках произошло крушение царского поезда. Это произошло из-за нарушения элементарных правил движения поездов тяжелый состав царского поезда с двумя товарными паровозами шел с превышением установленной скорости. С. Ю. Витте ранее предупреждал министра путей сообщения о возможных последствиях. С присущей ему грубоватостью он сказал как-то в присутствии Александра III, что императору сломают шею, если будут водить царские поезда с недозволенной скоростью, на что самодержец отвечал Я на других дорогах езжу, и никто мне не уменьшал скорость, а на вашей дороге нельзя ехать просто потому, что ваша дорога жидовская! После крушения в Борках от которого, впрочем, ни император, ни члены его семьи не пострадали Александр III вспомнил об этом предупреждении и выразил желание, чтобы на вновь утвержденный пост директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов был назначен С. Ю. Витте. Таким образом, вопреки желанию, Витте начинает эту карьеру. Одновременно с назначением на должность директора департамента он был произведен из титулярных сразу в действительные статские советники т. е. получил генеральский чин. Это был головокружительный скачок вверх по бюрократической лестнице. Витте попадает в число ближайших сотрудников И. А. Вышнеградского. Вверенный Витте департамент сразу становится образцовым. Новому директору удается на практике доказать конструктивность своих идей о государственном регулировании железнодорожных тарифов, проявить широту интересов, недюжинный талант администратора, силу ума и характера.Надо заметить, что отношения Витте с высшим светом складывались далеко не просто.

Сергей Юльевич возглавил второе по значимости после МВД ведомство дореволюционной России, поскольку Минфину подчинялись Государственный банк, Корпус пограничной стражи, Фабрично-заводская инспекция. Оно контролировало все финансовые потоки в стране не только в сфере казенной государственной экономики, но частной и акционерной. В его руках сосредоточивалось управление не только финансами, но и промышленностью,торговлей, торговым мореплаванием, отчасти народным образованием, коммерческим и аграрным кредитом. Под его контролем фактически находилось Министерство путей сообщения. Карьера 43-летнего Витте достигла своей сияющей вершины. Витте хорошо знал человеческие слабости и беззастенчиво подкупал нужных ему людей. В качестве министра финансов он располагал широчайшими возможностями для раздачи денежных субсидий,предоставления привилегий, концессий, назначения на доходные места. Он одним из первых понял силу печатного слова и пользовался газетами для проведения собственных планов. Заказные статьи практиковались и до него, но Витте придал этому делу соответствующий размах. Через прессу велись кампанию по дискредитации противников Витте и продвижении его собственные планы. Сам Витте не был чужд публицистике, хотя степень его личного участия в изданных под его именем трудов, всегда вызывала споры. Характеризуя деятельность министра финансов, П. Б. Струве писал Экономический гений Витте следует искать не в плохих трактатах по политической экономии, написанных чужими руками, а в государственном творчестве, свободном от пут доктрин и с какой-то державной легкостью разрешавшей трудности, перед которыми останавливались мудрецы и знатоки.

Если у Витте и имелась собственная теория, то она состояла в том, чтобы не быть слепым приверженцем каких-либо идей. Не отрицая всеобщих законов развития экономики, Витте изумлялся доктринерам, которые пытались проводить реформы с помощью учебников политической экономики, не считаясь с особенностями конкретной страны. Мы, русские с сарказмом писал он в области политической экономии, конечно, шли на буксире Запада, а потому при царствовавшем в

России в последние десятилетия беспочвенном космополитизме нет ничего удивительного, что у нас значение законов политической экономии и житейское их понимание приняли нелепое направление.

Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенных десятилетий послужили отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики.

Главной его задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства, что должно было в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене. Особая роль в программе Витте отводилась иностранным капиталам министр финансов выступал за их неограниченное привлечение в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя лекарством против бедности. В целом на этом этапе он попытался приспособить экономическую политику к общеполитической доктрине царствования Александра III с ее курсом на отстаивание консервативных начал во всех сферах жизни страны, к укреплению и расширению роли самодержавного государства. В основе его программы лежало следующее индустриализация при действенной поддержке государства проведение протекционистской политики и активная внешняя торговля, обеспечиваемая собственным торговым флотом использование иностранных займов введение твердого золотого рубля модернизация сельского хозяйства. Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74,3 млн. руб. Расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли с 1893 г. по 1903 г, они возросли почти вдвое - с 1040 до 2071 млн. руб. Первое время он носился с мыслью получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного станка. Идея выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег буквально вызвала панику среди финансистов. Новый министр скоро понял ошибочность такого шага к оздоровлению бюджета. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогового обложения, с ростом прямых и косвенных налогов.

 Питейная реформа_ Немалую роль сыграла замена в 1894 году акцизной системы обложения спирта и вина казенною монополией торговли питьями. Питейная реформа имела целью, с одной стороны, увеличить доходы казны, обратив в ее пользу те прибыли, которые раньше поступали торговцам вином, с другой - дать правительству орудие для борьбы с вредными сторонами питейного дела, в интересах поддержания доброй нравственности, предупреждения экономического упадка населения и охраны народного здравия. Действительность была безмерно далека от нарисованной министром благостной картины. При Витте винная монополия давала миллион рублей поступлений в день, и именно при нем бюджет страны окончательно стал строиться на спаивании населения. Реформа заключалась в объявлении питейной торговли монополией казны и производстве ее через посредство казенных винных складов и лавок. Полные финансовые результаты казенной продажи питей определились уже после того, как Витте покинул пост министра финансов, и доход казны собственно от монополии не считая акциза повысился до 200 и более миллионов рублей в год. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли пьяным бюджетом. Винная монополия являлась самой эффективной, но не единственной мерой для пополнения казны и косвенного обложения народа. Существенное значение имело также повышение акцизов, а, следовательно, и розничных цен на товары повседневного массового потребления спички, табак, керосин, сахар, чай и др. На целый ряд таких товаров акцизы повышались неоднократно.

Денежная реформа Основным шагом в укреплении экономики была стабилизация российского рубля, которая была достигнута с помощью денежной реформы. Денежная реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов - М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке на крутом подъеме была промышленность продолжался бурный процесс железнодорожного строительства ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение приобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. руб. при И. Вышнеградском - на 309 млн. руб Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка. Суть реформы сводилась к введению свободного обмена бумажных денег на золотую валюту. Частные кредитные банки, во избежание спекуляции с их стороны на курсе рубля, были строго предупреждены о том, что подобная спекуляция и содействие ей поведут к лишению их правительственной поддержки и даже права производить коммерческие операции. Установлены были надзор за этими учреждениями, а также контроль и пошлины на вывоз из страны и ввоз в нее российских денег. С русской биржи были удалены агенты иностранных банков. Чтобы реформа для общества не была шокирующей, было позволено до официального решения о реформе производить финансовые операции с использованием золотого обращения при курсе 5 золотых рублей за 7,5 кредитных рублей. Также в это время был заключен таможенный договор с Германией. В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт Витте провел через Государственный совет закон, в соответствии с которым тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наибольшего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия такого режима не придерживалась и ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке. Германия была вынуждена пойти на уступки. В 1894 г. был заключен новый торговый договор. Лишь после таких подготовительных мер Витте в 1896 г. официально поставил вопрос о денежной реформе в высших инстанциях. Денежная реформа была осуществлена указом царя, который был издан в 1897 г. в определенной мере чрезвычайным путем, без соблюдения тогдашнего законодательного порядка, минуя Государственный совет. Осуществление реформы в России в 1895-1897 гг. проходило в условиях острой полемики между ее сторонниками и противниками, между теми, кто думал об обновлении страны и ее росте, и теми консервативными силами, которые хотели сохранить сложившуюся ситуацию. За денежную реформу выступали представители промышленности и торговли. Это было связано с тем, что вводимые меры по стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадали с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров. Против денежной реформы выступало дворянство, а также кулачество. Ее осуществление лишило дворянство дешевых денег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей чистым европейским золотом. Этим и объясняется в конечном счете сопротивление реформе со стороны Государственного совета. Реформа понижала золотое содержание рубля на 1 3. Кредитный рубль приравнивался к 66 2 3 коп. золотом. На 1 3 уменьшался вес золотого рубля он стал содержать 0.774235 г золота равно 17.424 долям. Существовавшие до реформы 10-рублевые золотые монеты превращались в 15-рублевые империалы, а 5-рублевые - в 7,5-рублевые полуимпериалы. Впоследствии в обращение вновь были выпущены 10-рублевые и 5-рублевые золотые монеты, но с соответственно пониженным весом. Пятирублевая монета содержала 5Х17.424 87.12 долей золота, а десятирублевая - 1 золотник 78.24 доли золота 1 золотник 96 долям. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.

Поскольку осуществленная реформой девальвация носила скрытый характер, то сама реформа была реализована сравнительно безболезненно, не вызвав обычного после девальвации существенного изменения товарных цен. Иностранные капиталы Денежная реформа имела очень большое значение.Она поставила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в. господствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов. Против этого выступали некоторые русские предприниматели, национал-патриотическая печать, а в правящих верхах такие влиятельные консервативно-охранительные деятели, как председатель постоянно изливался золотой дождь. От Витте, как представителя частного капитала, ждали продолжения той же политики. Однако он, вопреки, а быть может, благодаря многолетнему опыту частной службы, считал казенные дороги более эффективными. Если к моменту появления Витте в Петербурге частным акционерным обществам принадлежало более 70 российских железных дорог, то к концу его министерства соотношение изменилось в прямо противоположную сторону и уже почти 70 дорог были казенными. Железнодорожное строительство стимулировало экономический рост заводы и фабрики европейской части России получили выход на огромные рынки Сибири, Закавказья и Средней Азии. Быстро стал формироваться новый центр горнометаллургической промышленности на Украине, в Донецко-Криворожском бассейне. Следует отметить, что если для строительства железнодорожной сети в европейской части России приходилось импортировать рельсы, то Транссибирская магистраль создавалась уже на основе отечественной продукции, которая не уступала по качеству импортной и была на 30 дешевле. За 10 лет в строительство железных дорог было вложено более двух среднегодовых национальных доходов страны.

Особое значение Витте придавал строительству Транссибирской магистрали, особенно ее участку, проходившему по территории Китая Китайско-Восточной железной дороге КВЖД, сокращавшей путь к Владивостоку, а также проектируемой Южно-Маньчжурской железной дороге ЮМЖД, Туркестанской Оренбург - Ташкент, Закавказской на Тбилиси и далее до Джульфы, Тегерана и Абадана, Закаспийской Красноводск - Ташкент дорогам. Они открывали путь российским товарам в Японию, Корею, Китай, Монголию, Иран, Индию и другие центрально азиатские государства. Устанавливая торгово-финансовые связи с южными и дальневосточными соседями Российской империи, Витте отводил им важную роль моста, благодаря которому продукция российских предприятий займет достойное место и на европейском рынке. Видя жесткую конкуренцию, царившую в Европе, он понимал, что если Россия выйдет на рынок с промышленными товарами, не соответствующими европейскому спросу, то может сложиться негативное мнение о возможностях российского производства, которое нанесет ущерб ее авторитету. Поэтому путь продукции российских предприятий в Европу он прокладывал через Азию. Формируя азиатский рынок для российских товаров,Витте решал две задачи экономическим путем расширять российское влияние в Азии и обеспечить необходимые время и средства для становления отечественного индустриального производства. Массовое железнодорожное строительство, успешно проводимая индустриализация требовали огромных капиталовложений. Для активизации частного предпринимательства настоятельно необходимым признавался пересмотр устаревшего, в большинстве своем еще дореформенного, промышленного и торгового законодательства.Предполагалось, в частности, упростить оформление документов при учреждении фабрик и заводов, избавившись от всевозможных утрясок, согласований и проволочек со стороны не только местных, но порой и центральных административных органов модернизировать законы, определяющие порядок акционерного учредительства заменить разрешительную систему этого учредительства явочной, реформировать биржевое законодательство.

НАЛОГИ ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ

С. Ю. Витте. За время, в которое Витте руководил финансами страны, прямые налоги выросли незначительно. Были несколько увеличены налоги на городскую недвижимость доходы, от «денежных капиталов». (распространялся на банковские вклады», промысловый налог. В законе 1858 года гораздо большее значение придавалось обложению торговых и промышленных предприятий по их прибыльности, а для предприятий, «обязанных публичной отчетностью», к которым относились акционерные общества и полные товарищества, нелогу на прибыль было придано главное значение. В результате доходы в казну от этой группы налогов в 1900 году удвоились по сравнению с 1898-м. Другие косвенные налоги либо остались без изменений, либо даже были снижены. В частности, был уменьшен поземельный налог, что определялось сельскохозяйственным кризисом в стране. Нерасположенность Витте к прямым налогам относилась и к пошлинам. По его инициативе был отменен паспортный сбор, пошлины с застрахованныхкапиталов и другие. Отменен сбор с ценности грузов, следующих водным путем.

К косвенным налогам отношение Витте было совершенно иным. Именно они были увеличены практически по всем позициям. Нефтяным маслам, фосфорным спичкам и сахару повезло лишь в том, что акциз на эти товары повышался лишь однажды. Дважды повышался питейный и табачный акциз, трижды – акциз с пивоварения. Еще большее число раз увеличивались таможенные пошлины.

Принятые меры по изменению структурны налогообложения, впрочем, преследовали чисто фискальные цели и кардинальных изменений не несли. Иное значение имела реформа питейная.

 

 

В 1999 г. в России было достаточно широко отмечено 150-летие Сергея Юльевича Витте (1849—1915). В С.-Петербурге 22-23 июня прошла конференция, организованная С.-Петербургскими государственным университетом, филиалом Института российской истории РАН и научным обществом историков и архивистов. Юбилейные заседания состоялись в Министерстве финансов и Государственном банке. Институту экономики РАН удалось издать сборник, задуманный еще к 140-летию Витте (сборник открывается большой статьей академика Л. И. Абалкина «Экономические воззрения С. Ю. Витте и его государственная деятельность»). Наконец, увидели свет две серьезные монографии, написанные известными специалистами.

Нынешнее внимание к сложной фигуре Витте органично вписывается в контекст более широкой и злободневной проблемы — «Россия, которую мы потеряли». При этом Витте явно повезло — его миновали невежественные славословия и пошлость современных апологетов монархии.

Первое падение

На пути Витте встал его давний противник В. К. Плеве, назначенный министром внутрен­них дел. Аграрный вопрос оказался ареной противоборства двух влиятельных министров. Реализовать свои идеи Витте так и не удалось. Однако инициатором перехода правительства к буржуазной аграрной политике был именно С. Ю. Витте. Что же касается П. А. Столыпина, то впоследствии Витте неоднократно подчеркивал, что тот «обокрал» его, использовал идеи, убежденным сторонником которых был он сам, Витте. Именно поэтому Сергей Юльевич не мог вспоминать о П. А. Столыпине без чувства озлобления. «... Столыпин, — писал он, — обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсут­ствием государственной культуры и образования. По образованию и уму... Столыпин представлял собою тип штык-юнкера».

События начала XX в. поставили под сомнение все грандиозные начинания Витте. Мировой экономический кризис резко затормозил развитие промышленности в России, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Востоке обострила русско-английские противоречия, приблизила войну с Японией.

Экономическая «система» Витте явно пошатнулась. Это дало возможность его противникам (Плеве, Безобразову и др.) постепенно оттеснить министра финансов от власти. Кампанию против Витте охотно поддержал Николай II. Надо заметить, что между С. Ю. Витте и Николаем II, вступившим на российский престол в 1894 г., установились довольно сложные отношения: со стороны Витте демонстрировались недоверие и презрение, со стороны Николая — недоверие и ненависть. Витте теснил собой сдержанного, внешне корректного и прекрасно воспитанного царя, постоянно оскорблял его, сам того не замечая, своей резкостью, нетерпеливостью, самоуверенностью, неумением скрыть свое неуважение и презрение. И было еще одно обстоятельство, которое превращало простое нерасположение к Витте в ненависть: все-таки без Витте никак нельзя было обойтись. Всегда, когда требовались в самом деле большой ум и изворотливость, Николай II, хоть и со скрежетом зубовным, обращался к нему.

Со своей стороны, Витте дает в «Воспоминаниях» весьма резкую и смелую характеристику Николаю. Перечисляя многочисленные достоинства Александра III, он все время дает понять, что его сын ни в коей мере ими не обладал. О самом же государе он пишет: «... Император Николай II... представлял собою человека доброго, далеко не глупого, но неглубокого, слабовольного... Основные его качества — любезность, когда он этого хотел... хитрость и полная бесхарактерность и безвольность»1. Сюда же он добавляет «самолюбивый характер» и редкую «злопамятность»2. В «Воспоминаниях» С. Ю. Витте немало нелестных слов досталось и императрице. Автор называет ее «странной особой» с «узким и упрямым характером», «с тупым эгоистическим характером и узким мировоззрением»1.

В августе 1903 г. кампания против Витте увенчалась успехом: он был снят с должности министра финансов и назначен на пост председателя Комитета министров. Несмотря на громкое название, это была «почетная отставка», так как новый пост был несоизмеримо менее влиятелен. Вместе с тем Николай II не собирался окончательно удалять Витте, ибо тому явно симпатизировали императрица-мать Мария Федоровна и брат царя великий князь Михаил. Кроме того, на всякий случай Николай II и сам хотел иметь под рукой такого опытного, умного, энергичного сановника.

Потерпев поражение в политической борьбе, Витте не вернулся к частному предпринимательству. Он поставил себе целью отвоевать утраченные позиции. Оставаясь в тени, он добивался того, чтобы не потерять окончательно расположения царя, почаще привлекать к себе «высочайшее внимание», укреплял и налаживал связи в правительственных кругах. Начать активную борьбу за возвращение к власти позволила подготовка к войне с Японией. Однако надежды Витте на то, что с началом войны Николай II призовет его, не оправдались.

Летом 1904 г. эсером Е. С. Созоновым был убит давний противник Витте министр внутренних дел Плеве. Опальный сановник приложил все усилия, чтобы занять освободившееся место, но и здесь его ждала неудача. Несмотря на то, что Сергей Юльевич успешно выполнил возложенную на него миссию — заключил новое соглашение с Германией, — Николай II назначил министром внутренних дел князя Святополка-Мирского.

Пытаясь обратить на себя внимание, Витте принимает самое активное участие в совещаниях у царя по вопросу о привлечении выборных от населения к участию в законодательс


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.