Динамический стереотип, особенности у детей — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Динамический стереотип, особенности у детей

2020-08-20 1034
Динамический стереотип, особенности у детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Динамический стереотип. Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию динамического стереотипа.

Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей. Благодаря образованию цепных условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем — сигналом последующей. Таким образом, предыдущей деятельностью организм подготавливается к осуществлению последующей. Проявлением динамического стереотипа является условный рефлекс на время, способствующий оптимальной деятельности организма при правильном режиме дня. Например, прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение; постоянство соблюдения времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию и, таким образом, более продолжительному сну детей и подростков; осуществление учебной работы и трудовой деятельности всегда в одни и те же часы приводит к более быстрой врабатываемости организма и лучшему усвоению знаний, навыков, умений.

Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков.

Ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на рояле, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо — все это навыки, в основе которых лежит образование динамических стереотипов в коре больших полушарий.

Образование динамического стереотипа лежит в основе режима дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы, возникшие в раннем детском возрасте, очень трудно поддаются переделке.

Две сигнальные системы действительности

Первая сигнальная система

Сигнальная система – это все процессы в нервной системе, которые направлены на восприятие, анализировании информации и формирование ответной реакции организма. Первую сигнальную систему по Павлову можно описать как деятельность коры мозга, которая направлена на рецепторное восприятие внешних раздражителей, таких как тепло, звук, боль и других. Через эту систему формируются условные рефлексы, которые закрепляются в течение жизни и не передаются по наследству. Знаменитые собаки Павлова, которые при появлении света начинали выделять слюну, так как после этого сразу им несли еду. Этот рефлекс выработался через длительное повторение, с рождения его не существовало вовсе.

Вторая сигнальная система

Вторая же система это наша речь, язык. Слово для нервной системы будет тем же самым, что и реальное описываемая действительность. То есть благодаря словам, у человека появляется условный рефлекс. Допустим, на слово море человек отреагирует так же, как на реальное море. Эта особенность присуща именно человеку, появившаяся благодаря социализации и общественную труду для лучшей коммуникации между индивидуумами. Во время работы и обучения у человека формируются временные нейронные связи в мозгу, которые могут перерасти в постоянные при длительном повторении. Они воспринимают сигналы от разных предметов, явлений и преобразуют их в словесное значение.

Именно поэтому условный рефлекс у человека может проявляться после словесного раздражителя, допустим «горячая картошка». И животные могут воспринимать слова, формируя условные рефлексы, но без понимания самого слова. То есть дальше цепочки «слово – предмет» у собак не зайдёт.

Значение сигнальных систем

За счет первой системы возможен какой-либо ответ на внешние раздражители, если холодно, то можно сильнее укутаться в плед, заварить себе горячего чая. Если жарко, то открыть окно, выключить батарею, снять с себя одежду, принять холодный душ и так далее. То есть чувства, ощущения играют роль в этой системе.

Вторая же система более глубокая и обширная. Абстрактное мышление получилось именно через неё. Например, говоря слово «мебель» никто не думает о конкретном стуле или столе, а о совокупности. Человек использует мышление для постановки целей, выбору определенного пути осуществления их. Мышление является главной частью человека как вида, через него формируются, накапливаются и распространяются мысли, знания. Тут можно увидеть абстрактность и обобщение внешнего мира, что очень помогает в его изучении и преобразовании.

Обе системы непрерывно взаимодействуют и дополняют друг друга. На базе первой системы появилась вторая, которая совершенствует первую и так по кругу. Допустим, если не закрепить слово (вторая сигнальная система) в опыте, чувствах (первая сигнальная система), то и понять его очень трудно. Инстинкты, которые генерируются в первой системе, обуздываются и берутся под контроль второй системой, что очень удобно в текущем обществе, где важно сдерживать свои желания сексуального характера, например. Никто не ест еду с прилавка, не заплатив за неё.

Павлов делил людей по соотношению этих систем друг к другу. При доминировании первой из человека получится человек искусства. Усиленное восприятие слуховых и зрительных центров делает человека более чувствительным и тонким. При преобладании второй системы человек становился мыслителем, ученым, как Павлов, например. Если же первая и вторая одинаково сильно проявляются, то такой человек получается всесторонне развитым, самым обычным, среднестатистическим человеком. Однако, бывает, что обе системы настолько переразвиты, что человек становится гением, Павлов таковым считал Леонардо Да Винчи.

Важны ли сигнальные системы

Важность сигнальных систем сложно переоценить. Вся история человечества держится именно на них. Межличностное взаимодействие невозможно без речи и языка, как и любое воздействие на внешнюю среду. Определенно, сигнальные системы необходимы для дальнейшего развития человека и окружающей среды.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.