Журналистика как профессия. Профессиональные качества журналиста. Из истории журналистики. Этико-правовые основы журналистики. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Журналистика как профессия. Профессиональные качества журналиста. Из истории журналистики. Этико-правовые основы журналистики.

2020-08-20 51
Журналистика как профессия. Профессиональные качества журналиста. Из истории журналистики. Этико-правовые основы журналистики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

«Школьная газета» - дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности.

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, пейджинговые и мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в данной программе.

Школьная газета – мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, совершенствованию и развитию навыков литературного творчества, повышению грамотности, приобретению первого журналистского опыта.

Тематика газеты отражает проблемы повседневной школьной жизни: учебу, досуг, творчество, спорт и др.

Актуальность данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, раскрывает творческие способности учащихся при освещении школьных событий, идет освоение новых информационных технологий (освоение программ, которые не рассматриваются в рамках школьной программы по информатике и информационным технологиям), создает живую, активно работающую информационную среду.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить творческие способности подростков.

Задачи программы

Развивающие:

развитие образного и логического мышления;

развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Оздоровительные:

- создание условий для эмоционального, благополучия, психического и физического здоровья детей

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что

· она опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по литературному редактированию, культуре речи

· расширяет сведения по лексике и грамматике

· реализуется на базе МБОУ «Центр образования»

подготовка детей к будущей профессиональной деятельности

· готовит детей к будущей профессиональной деятельности

 

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 11–17 лет.

Настоящая программа рассчитана на 1год:72 часа  по 2 часа в неделю.

Формы занятий, предусмотрнные программой:

1.свободная творческая дискуссия;

2.ролевые игры;

3.творческих заданий;

4.активные методы формирования системы общения;

5.практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Ожидаемый результат:

– умение построить устное и письменное сообщение;

– умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

– умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

– самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является создание редколлегии из учащихся, ежемесячный выпуск газеты.


Учебно-тематический план

Тема Общее количество часов Теория (количество часов) Практика (количество часов)
1 Вводное занятие. Организация редколлегии. Инструктаж по технике безопасности   2   2   0
2 Журналистика как профессия. Функции журналистики. Разработка основных разделов школьной газеты 2 1 1
3 Введение в систему основных жанров журналистики. 2 1 1
4 Дизайн газеты. Создание газеты в формате Publisher. Выпуск праздничного номера ко Дню учителя. 2 1 1
5 Основные методы сбора информации 2 1 1
6  Информационные жанры журналистики. 2 1 1
7 Аналитические жанры Разнообразие аналитических жанров Выпуск новостного номера 2 1 1
8 Создание макета газеты в MicrosoftWord Подготовка выпуска газеты. Отбор материала 4   4
9 Художественно-публицистические жанры Выпуск новостного номера. 4 2 2
10 Очерк. Разновидности очерка как портретный очерк и проблемный очерк. 4 2 2
11 Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Выпуск новостного номера. 2 1 1
12 Заметка. Разновидности заметки 2 1 1
13 Письмо в газету. Языковое оформление письма. 2 1 1
14 Вставляем текст и иллюстрации. Выбираем шрифт. Редактирование и выпуск номера газеты 6 2 4
15 Статья. Языковые и композиционные особенности статьи. 4 2 2
16 Путешествие. Черты жанра. Выпуск новостного номера 4 2 2
17 Язык журналистики. Профессиональная лексика 4 2 2
18 Жанровые особенности журналистики. Выпуск новостного номера 4 2 2
19 Размещаем фотографии и иллюстрации. Подготовка и выпуск номера газеты 6   6
20 Стилистические фигуры речи Выпуск новостного номера 3 3  
21 Стилистические фигуры в тексте газетных статей 6 2 4
22 Итоговое занятие. Экскурсия в редакцию газеты 3   3
  Итого 72 29 43
  Всего

72


Содержание программы

Тема 1 (4 часа)

Тема 2 (28 ч.)

Художественно-публицистические жанры. Зарисовка. Очерк. Фельетон. Заметка. Репортаж. Дневник. Путешествие. Отзыв. Портретный очерк. Языковые и композиционные особенности художественно-публицистических жанров.

Тема 3 (6 ч.)

Тема 4 (16 ч.)

Язык журналистики. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Тема 5 (18 ч.)

Номер газеты. Редакционный коллектив. Дизайн газеты. Создание газеты в формате Publisher. Создание макета газеты в M icrosoftWord. Вставляем текст и иллюстрации. Выбираем шрифт. Размещаем фотографии и иллюстрации.

Методическое обеспечение

Тематика занятий Форма занятия
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Беседа
2 Распределение ролей Анализ газет прошлых лет Беседа, анализ рубрик школьной газеты прошлых лет
3 Журналистика как профессия. Функции журналистики лекция
4 Разработка основных разделов школьной газеты Круглый стол
5- 6 Основные жанры журналистики Лекция, практикум
7 Дизайн газеты. Создание газеты в формате Publisher. Публицистический стиль речи Презентация «Основные понятия стилистики. Публицистический стиль» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/1195-osnovnye-ponyatiya-stilistiki-publicisticheskiy-stil-rechi.html
8 Основные методы сбора информации. Работа с документами и людьми Беседа
9 Работа на школьном сайте. Подготовка праздничного номера ко Дню учителя. Презентация «Виды тропов и стилистических фигур» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/2485-vidy-tropov-i-stilisticheskih-figur.html
10 Выпуск праздничного номера ко Дню учителя. Практикум
11 Информационные жанры Лекция
12 Написание заметки, репортажа, интервью Практическая работа в группах
13 Аналитические жанры Лекция
14 Аналитические жанры. Практическая работа Работа на сайте Практическая работа в группах
15 Создание макета газеты в MicrosoftWord ИКТ
16 Классификация ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. Выпуск новостного номера Презентация «Коммуникативные качества речи» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/1051-kommunikativnye-kachestva-rechi.html
17 Художественно-публицистические жанры (Зарисовка, очерк, заметка, репортаж) Работа на сайте Лекция Презентация «Выразительные средства языка» http://powerpt.ru/prezentacii-po-literature/1598-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html
18 Художественно-публицистические жанры (Дневник, путешествие, очерк) Выпуск новостного номера. Презентация «Художественный стиль речи» http://powerpt.ru/prezentacii-po-literature/4342-hudozhestvennyy-stil-rechi.html
19-20 Практическая работа над газетным номером   Групповая и индивидуальная работа
21-23 Очерк. Разновидности очерка Работа на сайте Презентация «Культура речи и языковая норма» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/674-kultura-rechi-i-yazykovaya-norma.html
23-24 Практическая работа. Языковые особенности очерка Презентация «Выразительные средства языка» http://powerpt.ru/prezentacii-po-literature/1598-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html
25 Работаем над очерком. Выпуск новостного номера. Групповая работа
26 Виды заметок   Лекция
27 Заметка информационного характера. Заметка-благодарность Практическая работа Презентация «Наша книга» http://powerpt.ru/prezentacii-po-literature/1349-nasha-kniga.html
28-29 Письмо в газету. Языковое оформление письма. Учимся работать со словарёмhttp://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/4082-slovari-nashi-druzya-i-pomoschniki.html
30-31 Работа над новогодним номером и на сайте Инд. и групповая работа
32-33 Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Новогодняя сказка Презентация «Морфологические нормы» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3738-morfologicheskie-normy.html Инд. и групповая работа
34 Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции), Групповая работа с газетным материалом
35 Вставляем текст и иллюстрации. Выбираем шрифт. Практическая работа «Слова-помощники» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3817-slova-pomoschniki.html Инд. и групповая работа
36-37 Статья. Языковые и композиционные особенности статьи. Лекция Презентация «Морфологические нормы» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3738-morfologicheskie-normy.html «Синтаксические нормы» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3685-sintaksicheskie-normy.html
38-41 Практическое занятие. Написание статьи. Анализ работ Выпуск новостного номера «Текст» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3581-tekst.html Инд. и групповая работа
42-43 Путешествие. Черты жанра. Лекция
44-45 Путевые заметки. Практическая работа Инд. работа
46-47 Язык журналистики. Профессиональная лексика «Диалектные слова и их роль в тексте» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/1186-dialektnye-slova.html   «Заимствованные слова и их роль в тексте» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/4222-zaimstvovannye-slova-i-ih-poyavlenie.html
48-49 Заметка на дискуссионную тему Работа на сайте   Практическая работа
50-53 Работа над газетным номером Практическая работа
54 Роль фотографа в журналистике Конкурс «Полиглот» http://powerpt.ru/prezentacii-po-angliyskomu/3691-konkurs-poliglot.html
55 Конкурс фотографий «Весенние каникулы» Конкурс
56-58 Стилистические фигуры речи Лекция, презентация
59 Стилистические фигуры в тексте газетных статей Выпуск новостного номера Лекция, презентация
60 Практическая работа. Анализируем газетную статью Практикум
61-62 Творческая работа «Всё в лесу поёт» Практикум
63-64 Экскурсия в редакцию газеты экскурсия
65-66 Встреча с ветеранами ВОВ. Интервью Круглый стол
67-68 Работа над газетным номером. Работа на сайте Практикум
69 Смотр лингвистических газет «Из истории языка» Смотр-конкурс
70-71 Моя газета. «Если бы я был редактором…» Круглый стол
72 Заключительное занятие Круглый стол

 

Материально-техническое обеспечение выполнения программы:

· компьютер

· сканер

·  копировальная техника

· Фотоаппарат

Средства, необходимые для реализации данной программы:

· - разработки по темам;

· - карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

· - тематический материал периодической печати;

· - справочники;

· - словари;

·  -Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования


 

Список литературы:

1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ Авт.: О.И. Лепилкина и др. – М.: Вентана-Граф, 2006

2. Гринина-Земскова А.М. сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2006

3. Лобанова В.Ю. Работа над сочинениями публицистических жанров: Пособие для учителей. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

4. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007

 

Пояснительная записка

«Школьная газета» - дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности.

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, пейджинговые и мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в данной программе.

Школьная газета – мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, совершенствованию и развитию навыков литературного творчества, повышению грамотности, приобретению первого журналистского опыта.

Тематика газеты отражает проблемы повседневной школьной жизни: учебу, досуг, творчество, спорт и др.

Актуальность данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, раскрывает творческие способности учащихся при освещении школьных событий, идет освоение новых информационных технологий (освоение программ, которые не рассматриваются в рамках школьной программы по информатике и информационным технологиям), создает живую, активно работающую информационную среду.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить творческие способности подростков.

Задачи программы

Развивающие:

развитие образного и логического мышления;

развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Оздоровительные:

- создание условий для эмоционального, благополучия, психического и физического здоровья детей

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что

· она опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по литературному редактированию, культуре речи

· расширяет сведения по лексике и грамматике

· реализуется на базе МБОУ «Центр образования»

подготовка детей к будущей профессиональной деятельности

· готовит детей к будущей профессиональной деятельности

 

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 11–17 лет.

Настоящая программа рассчитана на 1год:72 часа  по 2 часа в неделю.

Формы занятий, предусмотрнные программой:

1.свободная творческая дискуссия;

2.ролевые игры;

3.творческих заданий;

4.активные методы формирования системы общения;

5.практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Ожидаемый результат:

– умение построить устное и письменное сообщение;

– умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

– умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

– самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является создание редколлегии из учащихся, ежемесячный выпуск газеты.


Учебно-тематический план

Тема Общее количество часов Теория (количество часов) Практика (количество часов)
1 Вводное занятие. Организация редколлегии. Инструктаж по технике безопасности   2   2   0
2 Журналистика как профессия. Функции журналистики. Разработка основных разделов школьной газеты 2 1 1
3 Введение в систему основных жанров журналистики. 2 1 1
4 Дизайн газеты. Создание газеты в формате Publisher. Выпуск праздничного номера ко Дню учителя. 2 1 1
5 Основные методы сбора информации 2 1 1
6  Информационные жанры журналистики. 2 1 1
7 Аналитические жанры Разнообразие аналитических жанров Выпуск новостного номера 2 1 1
8 Создание макета газеты в MicrosoftWord Подготовка выпуска газеты. Отбор материала 4   4
9 Художественно-публицистические жанры Выпуск новостного номера. 4 2 2
10 Очерк. Разновидности очерка как портретный очерк и проблемный очерк. 4 2 2
11 Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Выпуск новостного номера. 2 1 1
12 Заметка. Разновидности заметки 2 1 1
13 Письмо в газету. Языковое оформление письма. 2 1 1
14 Вставляем текст и иллюстрации. Выбираем шрифт. Редактирование и выпуск номера газеты 6 2 4
15 Статья. Языковые и композиционные особенности статьи. 4 2 2
16 Путешествие. Черты жанра. Выпуск новостного номера 4 2 2
17 Язык журналистики. Профессиональная лексика 4 2 2
18 Жанровые особенности журналистики. Выпуск новостного номера 4 2 2
19 Размещаем фотографии и иллюстрации. Подготовка и выпуск номера газеты 6   6
20 Стилистические фигуры речи Выпуск новостного номера 3 3  
21 Стилистические фигуры в тексте газетных статей 6 2 4
22 Итоговое занятие. Экскурсия в редакцию газеты 3   3
  Итого 72 29 43
  Всего

72


Содержание программы

Тема 1 (4 часа)

Журналистика как профессия. Профессиональные качества журналиста. Из истории журналистики. Этико-правовые основы журналистики.

Тема 2 (28 ч.)


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.