История и развитие федоскинской росписи — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История и развитие федоскинской росписи

2020-07-07 389
История и развитие федоскинской росписи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Искусство лаковой миниатюры зародилось в Китае, еще до нашей эры. В XVIII веке лаковые шкатулки покорили Европу, их производили и во Франции, и в Италии, и в Англии, и в Германии. В послепетровские времена «лакирное производство» начало развиваться и в России, а вскоре стало органичной частью народной культуры, в которой отразились русские преставления о красоте, об уюте.

Федоскинскому промыслу более двухсот лет – здесь продолжается старейшая непрерывная традиция русской лаковой миниатюры. В конце XVIII века предприимчивый купец Петр Коробов основал в Подмосковье фабрику лакирных изделий – поначалу выпускали кивера, да козырьки. Работа шла в усадьбе Данилкове – ныне она входит в село Федоскино. Незадолго до этого купец побывал в Германии, в Брауншвейге, на фабрике Иоганна Штобвассера – и восхитился тамошней лаковой росписью. Вот и решил Коробов создать нечто подобное в Марфинской волости Московского уезда.

В 1824 г. фабрика перешла к зятю Коробова, Петру Лукутину. При нем и его сыне Александре промысел в Данилкове и Федоскине достиг своего расцвета, «Лукутинская миниатюра», получили широкое признание. Они успешно конкурировали с другими лаками на отечественном и заграничном рынках, изделия фабрики можно было увидеть в любом купеческом доме и во многих дворянских.

Тогда-то и зародилась традиция украшать шкатулки сюжетной росписью: жанровой, исторической, мифологической, пейзажной, портретной. Нередко это были фантазии на темы популярных картин. Большое влияние на лукутинские лаки оказала русская живопись того времени – Венецианов, Боровиковский, Тропинин, Кипренский, Орловский. Без них не состоялось бы федоскинское чудо: они в конце XVIII – начале XIX века приоткрыли красоту России.

 

 

Рисунок 1. кошелек "Пляшущие крестьяне", 1843-1855 гг., Фабрика Лукутина.

Кроме сюжетной, применялась декоративно-орнаментальная роспись под шотландку, черепаху, слоновую кость, а также инкрустация перламутром и металлическими пластинами. Нередко использовались сочетания лакированного папье-маше с другими материалами: костью, металлом, фарфором, панцирем черепахи. Федоскинские диковинки славились по всей империи. Выработанные тогда техника и приемы живописи сохранились и в наше время.

Рисунок 2. Декоративно-орнаментальная роспись-шотландка

 

 

В годы Первой Мировой войны федоскинская артель считалась одной из ведущих, ее изделия с успехов участвовали в выставках. Федоскинцы не прекращали работу и в годы Гражданской войны, а потом начался новый расцвет Федоскина. Старые мастера передавали свои знания молодым, невесомые, прочные федоскинские шкатулки стали популярнейшим русским сувениром.

В послереволюционные годы власть враждебно отнеслась к артели, обложила мастеров непосильным налогом и пыталась несколько раз закрыть мастерские. Перелом наступил после 1923 г., когда федоскинские миниатюры были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Важнейшими событиями в жизни промысла в советский период всегда были юбилейные даты в политической и культурной жизни страны, поскольку именно к ним приурочивались крупные государственные заказы.

Рисунок 3. Шкатулка с Владимиром Лениным.

В 1945 г. для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели была создана экспериментальная мастерская. Возродились утраченные способы декорировки изделий – «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру. Принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся на конец 1950 гг.

 Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М.С. Чижов, С.П. Рогатов, М.Г. Пашинин, И.И. Страхов, В.Д. Липицкий, П.Н. Пучков и др.

В 1960 гг. артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. Основные сюжеты произведений: природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России.

Удивительного совершенства в 1980 – 90 гг. достигает традиционное для Федоскино искусство орнаментального оформления шкатулок. Современная федоскинская скань несравнима по своему богатству с незатейливыми лукутинскими узорами.

В неизменной прелести родной природы, в преемственности дела, дающего мастерам и хлеб насущный и духовную радость, и состоит тот секрет, что не даёт прерваться традиционному искусству федоскинской лаковой миниатюры.

 

Рисунок 4. Шкатулка-ракушка «Царство Нептуна».

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.