VIII. Камень, на котором основана церковь — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

VIII. Камень, на котором основана церковь

2020-07-07 98
VIII. Камень, на котором основана церковь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Еще одним аргументом католиков и некоторых православных хри­стиан в защиту истинности их конфессии является неверная интерпретация библейского текста о якобы передаче Иисусом функций правления цер­ковью апостолу Петру, от которого, мол, и берет свое начало их «единая» церковь:

«ТыПетр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18).

Причем Западная церковь считает, что имеет на это больше осно­ваний, ведь, согласно преданиям (хотя довольно поздним), Петр был первым епископом Рима. Однако не правы ни те, ни другие. И этому есть масса подтверждений в Священном Писании.

Если внимательно читать текст 16 главы Евангелия от Матфея, то видно, что Иисус перед указанным утверждением спросил учеников: «За кого люди почитают Меня?» (Мф. 16:13). На что они Ему ответили: «За Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одно­го из пророков» (Мф. 16:14). А Петр сказал: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). Христос — в переводе означает Мессия. То есть Петр, в отличие от других учеников первым признал в Иисусе Мессию, приход которого был предсказан в Писании и которого так долго ждали все иудеи. Именно на это признание Иисус сказал Петру: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). Затем Иисус произнес так знакомую всем фразу: «И Я говорю тебе: тыПетр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Далее Христос рассказал ученикам, что эту церковь не одолеет ад, что ей надлежит приводить людей в Цар­ство Божие, а Ему придется скоро пострадать в Иерусалиме.

Я думаю, из контекста ясно следует, что Иисус выразил согласие с утверждением Петра о том, что Он является Мессией. Истина «Иисус есть Христос, Сын Бога Живого» и есть тот камень, о котором Иисус сказал: «На сем камне Я создам Церковь Мою». Здесь мы видим «игру слов», так как в греческом оригинале в этом высказывании Христа употреблены два разных слова с корнем petr *. В 18 стихе в первом случае слово Petros * (греч.) мужского рода относится к Петру, во втором — petra * (греч. — скала, каменная глыба) женского рода относится не к Петру, а к произнесенной Петром истине, что Иисус — это Христос, Сын Бога Живого:

«Ты — Петр (Petros *, м. р.), и на сем камне (petra *, ж. р. — каменной глыбе — истине о божественности Иисуса) Я создам Церковь Мою».

Иисус в Библии неоднократно именуется камнем, на котором по­строена церковь: «Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф. 2:20,21, см. также 1 Пет. 2:6,7, 1 Кор. 10:4, Мф. 21:42,44, Рим. 9:33, Пс. 117:22). Говорил об этом и сам Петр (см. 1 Пет. 2:7, Деян. 4:8-12).

Из текста Нового Завета отчетливо видно, что одной из главных задач апостолов и первых христиан являлось убеждение всех людей, что Иисус из Назарета есть Христос (Мессия) — Сын Божий (см. Деян. 2:36). Именно на этой истине, как и предсказал Иисус, была построена христианская церковь.

18

19

 

А апостолы в Библии именуются основанием этой церкви, постро­енной на краеугольном камне — Христе. Не один Петр, а все апостолы и пророки: «Вы уже не чужие.., но сограждане святым... утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеуголь­ным камнем» (Еф. 2:19,20, см. также 1 Кор. 3:3-11).

Петра же, как единую руководящую личность, никто и никогда не выделял в церкви, хоть он и считался первым руководителем римской общины. В первоапостольское время равнозначными были все церкви: Иерусалимская, Ефеская, Коринфская и др. Ведь Духа Святого Иисус дал всем апостолам (см. Ин. 20:19-23). Столпами церкви считали не только Петра, но и Иоанна, и Иакова (см. Гал. 2:9).

Из Нового Завета хорошо видно, что Петр был обыкновенным человеком, не раз заблуждающимся как при жизни Иисуса (даже од­нажды названный Христом сатаною за попытку отговорить Его от выполнения миссии — Мф. 16:23), так и после — во время апостольского служения. Библия показывает, как Павел открыто критиковал Петра (см. Гал. 2:11-14). То есть Петр не имел непререкаемого авторитета среди апостолов.

Сам Петр, обращаясь к пастырям, не приказывает, а просит их с любовью относиться к своей пастве и труду по распространению Еван­гелия, при этом называя себя лишь сопастырем:

«Пастырей... умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых... пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно» (1 Пет. 5:1,2).

Также следует отметить, что не Петра, а Павла Библия называет апостолом язычников, то есть не иудеев, а римлян, греков и, конечно, нас с вами — славян, скифов. А Петру было поручено Господом благовестие обрезанным, то есть иудеям (см. Гал. 2:7,8, Рим. 11:13, 2 Тим. 1:11).

Следует отметить, что от православных богословов часто слышна верная трактовка текста Евангелия от Мф. 16:18: «Церковь основана не на Петре, а на истине Боговоплощения Иисуса».

 

IX. РУКОПОЛОЖЕНИЕ

 

Говоря о преемственности в церкви, нельзя не вспомнить о руко­положении. И православные, и католики гордятся, что получили благодать Духа Святого от апостолов, и передают его, как и показано в Библии, дальше путем рукоположения. Действительно, в Новом Завете описано, что людей, решивших посвятить себя Богу на служение, рукополагали старшие братья по вере:

«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помо­лились с постом и предали их Господу» (Деян. 14:23).

Однако, как мы знаем, православие и католицизм имеют суще­ственные расхождения в вероучении. Также нельзя забывать, что от апостолов рукоположение ведут восточно-католические церкви (Маронитская, Халдейская, Сиромалабарская и др.), использующие в служении не латинские (римские), а восточные литургические обряды, и полнос­тью самостоятельные древневосточные православные церкви (Армянская, Коптская, Эфиопская и др.). Конечно, и эти конфессии имеют различия в доктринах, богослужениях и обрядах. Таким образом, мы видим, что рукоположение, идущее от апостолов, не дает гарантии единства и посто­янства в вероучении. А значит, мы должны констатировать либо отсут­ствие Святого Духа во всех этих церквях, кроме какой-то одной из них, единственной, на что, естественно, претендуют все церкви, либо при­знать возможность присутствия Духа во всех конфессиях, в том числе и вышедших в свое время из лона вышеуказанных церквей.

Последнее соответствует действительности, потому что, согласно учению Библии, рукоположение — это не «магический» ритуал переложе­ния и распределения Божественной силы, а лишь частный случай возложения рук. Руки возлагали для символической передачи чего-либо. Так, на жертвенное животное перед его убиением возлагали руки для символического перенесения на него греха (см. Лев. 1:1-5, Лев. 4:1-4). А в положительном свете возложение рук являлось зримым символом передачи Духа Святого. Руки возлагали при благословении, при благословении на служение, а также при исцелении.

«Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:14,16).

«Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возло­жив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию... и проповедывали слово Божие» (Деян. 13:2-5, см. также Деян. 19:6, Деян. 6:2-6, Деян. 8:14-17).

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возло­жат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17,18, см. также Деян. 28:8, Лк. 13:13, Мк. 8:23).

Посмотрите, Библия описывает два возложения рук на апостола Павла (Савла): перед отправлением на служение в Селевкию (см. выше Деян. 13:2-5), а также для выздоровления и принятия Духа. Это подтвер­ждает смысловое значение обряда возложения рук.

«Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус... послал меня, чтобы ты прозрел и испол­нился Святаго Духа» (Деян. 9:17).

Конечно, благословение никак нельзя считать наложением пожиз­ненной «гарантии качества»: на человека возложили руки, на него снизошел Дух Святой и служитель всю жизнь стал творить лишь дела, угодные Богу. Если бы дело обстояло так, то сегодня существовала бы единая церковь с одними доктринами. Но люди и после рукоположения остают­ся лишь людьми. Многие закрывают уши от голоса Духа Святого. Не напрасно Библия учит «возогревать» этот Дар, то есть постоянно вникать в учение Господа:

«Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1:6, см. также Деян. 17:11, 1 Тим. 4:16).

Стоит отметить, что начало рукоположение — благословение берет не в Новом, а в Ветхом Завете.

«Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему... а левую на голову Манассии ...благословил Иосифа и сказал:... Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Быт. 48:14-16, см. также Лев. 9:22).

«Приведи левитов их пред Господа, и пусть возложат сыны Израилевы руки свои на левитов; Аарон же пусть совершит над левитами

20

21

посвящение их пред Господом от сынов Израилевых, чтобы отправляли они служение Господу» (Числ. 8:10,11, см. также Числ. 27:18,19, Втор. 34:9).

Задумайтесь, несмотря на преемственное рукоположение, значи­тельная часть иудейского священства не признала в Иисусе Мессию и Господа и распяла Его.

И в христианской церкви можно увидеть много примеров, нагляд­но показывающих, что рукоположение не гарантирует впоследствии постоянного нахождения рукоположенного под влиянием Духа Божьего. Рукоположенные епископы не раз пытались внести в церковь еретичес­кие учения: например, епископ Антиохийский Павел Самосатский (200—275 гг.), епископ Лаодикийский Аполлинарий (310—390 гг.), епископ Кизика Евномий (умер ок. 394 г.), архиепископ Константинопольский Несторий (381—451 гг.), Антиохийский патриарх Севир (Северий) (456— 538 гг.) и другие, за что в последствие были низложены. В современной церкви отступление служителей от влияния Духа Святого продолжается. Рукоположенные католические священники множество раз были уличены в развращении малолетних мальчиков. А некоторые православные служители раскалывали и продолжают раскалывать церковь, противопоставляя прихожан друг другу. Как мы уже упоминали, реформам патриарха Никона в XVII веке противились рукоположенные служители. Епископ Павел Коломенский был гоним за открытое сопротивление своему официальному руководству. Его примеру последовало много священников, которые ушли в «раскольники», создав старообрядческую церковь. В современном православии Киевский митрополит Филарет уже более 10 лет пытается сделать украинскую православную церковь независимой от русской. А епископ Чукотский Диомид не так давно, наложив анафему на действующего Патриарха Московского и всея Руси, пытался отделить Чукотскую епархию от основной православной церкви. И таких примеров можно привести множество.

Проанализировав вышеизложенное, можно сделать только один вывод: рукоположение, идущее от апостолов, не дает гарантии правиль­ного учения и поведения рукоположенных, а значит, не может являться признаком истинности церкви.

X. ОБМАНЧИВОСТЬ ВРЕМЕН

Еще одним аргументом в пользу истинности исторических кон­фессий некоторые их представители считают тот факт, что соборы, на которых сегодня опирается учение этих церквей, были гораздо ближе к Христу во времени, чем мы сегодня. А значит, их участники якобы были больше «пропитаны» Духом Иисуса и поэтому принимали богодухно-венные решения.

Об имевших место небогодухновенных решениях соборов мы уже размышляли. Теперь давайте подумаем, имеет ли большое значение хронологическая близость церкви и ее членов к временам Христа и апостолов?

Легко посчитать, что со времени смерти Иисуса до I Вселенского шбора, состоявшегося в 325 году, прошло около трехсот лет. При сред­ней смене поколения в 25 лет получается, что за три столетия родилось 12 (!) поколений. Задумайтесь, много ли мы сегодня знаем о наших прапрапрапрапра...дедах и о том, что было 300 лет назад — в первой половине XVIII века? Наши сведения о жизни тех людей строятся ис­ключительно на письменных источниках. В свою очередь, и знания христиан IV столетия о жизни и учении церкви I века базировались не на рассказах прапрапрапрапра.дедов, а на письменных источниках, которыми являлись Евангелия, послания апостолов, переписка и труды богословов II и III столетий. Получается, что мы сегодня находимся в почти равных условиях с христианами, собравшимися в IV веке на I Вселенский собор, так как располагаем в значительной степени теми же самыми историческими свидетельствами, что и они.

Что уж говорить о более поздних соборах... У католиков собор под статусом «Вселенский» проходил совсем недавно — в 1962—1965 годах. А в православии последний гобор, признаваемый Вселенским, состоялся в 787 году, то есть более чем через 750 (!) лет от времени служения Иисуса. После него в православных церквях проходили только поместные собо­ры. Как уже было отмечено, именно на поместных соборах принималась большая часть постановлений, определивших доктринальные учения исторически популярных конфессий. О некоторых из этих канонов мы поговорим позже. А пока я лишь хочу, чтобы вы, дорогой читатель, задумались над огромной временной пропастью, отделявшей церковные соборы и Иисуса Христа.

Но главная проблема даже не в количестве прошедших лет. Дело в том, что христианская церковь начала заблуждаться и ошибаться уже во времена апостолов. Сейчас я аргументирую данное серьезное утвержде­ние. Наверное, многие задавали себе вопрос: «Может ли в принципе такое случиться, чтобы церковь отступила от учения Бога?» В Священ­ном Писании ни разу не говорится о том, что Божья церковь безгрешна и не может ошибаться. Наоборот, Библия не пытается скрыть, а сама рассказывает о многочисленных фактах такого отступничества.

Евреи — Богом избранный народ (см. Втор. 7:6-8, 1 Пар. 12:22) — вместе с их священниками и помазанными царями не раз отходили от соблюдения законов Божьих, вплоть до впадения в ужасные идолопок­лонства с жертвоприношением новым богам своих детей (см. 4 Пар. 16, 4 Пар. 17, 4 Пар. 21, Иез. 23). Обратите внимание, ошибались не раз и не два, не один или два человека, а неоднократно и большая часть народа. И самое главное — ошибалось священство:

«Враг и неприятель вошел во врата Иерусалима. Все это — за грехи лжепророков его, за беззакония священников его» (Плач. 4:12,13).

«Священники его оскверняют святыню, попирают закон» (Соф. 3:4, см. также Иер. 5:31, Иер. 6:13, Иер. 23:1,11, Мих. 3:11, Ос. 4:6-9, Мал. 2:1,8, Мф. 15:12-14, Мф. 23:2,13-15,27-32).

А ведь иудейское священство изначально было учреждено Самим Богом (см. Числ. 3:6-12, Числ. 18:1-6) и, как было отмечено выше, полу­чило «посвящение» через обряд рукоположения. Мы знаем, чем это закончилось: непринятием всею «государственной» иудейской «Божьей церковью» и подавляющей частью Богом избранного народа Сына Бо­жьего Иисуса Христа, а затем и казнью Мессии. Все это подробно описывается на страницах Священного Писания.

Так и христианская церковь с самого начала своего существова­ния стала понемногу отходить от учения Господа. Звучит шокирующе. В это не хочется верить. Но это факт! Об этом также прямо пишет Библия.

Апостол Иоанн сожалел о перегибах некоторых представителей церковного руководства: «Я писал церкви; но любящий первенствовать

22

23

у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольству­ясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (3 Ин. 1:9,10).

Также Иоанн предупреждал о появившихся лжепророках, то есть не истинных пророках, но очень похожих на них: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1).

Апостол Павел упрекал христиан Галатии в том, что они отошли от учения Христа: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию» (Гал. 1:6).

Павел обличал некоторых христиан в пресыщении, обогащении, блудодеянии, незнании Бога, заблуждении (см. 1 Кор. 4:8, 1 Кор. 5:1, 1 Кор. 15:34, 2 Кор. 11:3,4,13,26, 1 Тим. 1:7,19,20, 2 Тим. 2:16-18, Тит. 1:10-16, 2 Фес. 2:5-7, 2 Фес. 3:11).

Павлу Господом было открыто и будущее церкви, поэтому он пре­дупреждал братьев: «Я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29,30, см. также 2 Кор. 11:13-15).

Апостол Петр говорил о том же: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси... И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми слова­ми; суд им давно готов» (2 Пет. 2:1-3).

Сам Иисус Христос через апостола Иоанна в книге «Откровение» обличал первые церкви. Из текста видно, что практически во всех церк­вях конца I века имели место серьезные недостатки и отступления от изначального учения Христа (см. Откр. 2 и 3 гл.). Со временем церковь все дальше и дальше уходила от чистоты учения Господа.

Если посмотреть на историю, видно, что в IV веке, после того как римский император Константин взял христианство под крыло государ­ства, до этого гонимая церковь начала поднимать голову. Далее прослеживается, как церковь постепенно срастается с политической властью империи. Ее священники становятся практически чиновника­ми, а решения церковных соборов принимают статус государственных эдиктов.

Конкретные дела христианской церкви в постбиблейское время находят отражение в истории. Многочисленные документы и летописи не могут скрыть ни войн за веру, ни уничтожения инакомыслящих. Хотя Господь учил: «Не убивай» (Исх. 20:13), «Любите врагов ваших, моли­тесь за обижающих вас» (Мф. 5:44). Поражают как жестокость крестовых походов католиков, так и крещение князем Владимиром Руси в православие кровью и мечом. Хотя апостол Павел призывал «с кротостью настав­лять противников» (2 Тим. 2:25) и «побеждать зло добром» (см. Рим. 12:21). Папство после нескольких столетий костров инквизиции и миллионов замученных людей лишь в XX веке признало в этом перегиб. Также и православие препятствовало инакомыслию далеко не с помо­щью одних простых уговоров. В гораздо меньшем количестве, но были и здесь костры, казни, пытки. А особенно дурно прославились тюрьмы при монастырях, многие из которых поражают бесчеловечными условия­ми содержания узников.

Автор этой книги был православным христианином и негативно относился ко всем иным религиозным течениям. Именно поэтому я так поступательно пытаюсь подвести вас, дорогие читатели, к важному вы­воду. Сначала вы узнали, что отцы церкви могут ошибаться. Затем, надеюсь, вы убедились, что среди решений Вселенских соборов были постановления, явно противоречащие учению Иисуса и апостолов. Да­лее вы увидели, что ни рукоположение, ни многовековая история не могут являться гарантами правильности вероучения церкви, чему под­тверждение — многочисленные ошибки древних и современных церквей.

После серьезного, объективного анализа этих фактов становится очевидным вывод: современные православная, католическая и иные церкви могут ошибаться!

Естественно, возникает вопрос: «Кому же тогда верить?»

 

XI. БИБЛИЯ САМОДОСТАТОЧНА

Почему же так произошло? Почему церковь из группы верующих людей, единомышленников, с любовью несущих Евангелие, преврати­лась в противостоящие государственные религии? На этот вопрос мы сможем ответить, если поймем, какая же церковь является истинной.

Священное Писание дает определение церкви: «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Другими словами, церковь — это группа верующих, воплощающих и провозглашающих истину. Также Библия объясняет понятие истины: «Слово Твое есть истина» (Ин. 17:17, см. также Ин. 1:14, Пс. 118:86,142). То есть истина — это Слово Божие. Таким образом, истинная церковь должна являться столпом и утверждением Слова Божьего. Только такая церковь, на основании Библии, истинна.

Теперь нам осталось понять, что является Словом Божьим? Сегод­ня все христианские церкви соглашаются с тем, что Библия — это Богодухновенная книга. И само Священное Писание утверждает, что оно является Словом Божьим (см. главу «Библия — Послание Бога человечеству»). Таким образом, бесспорным Словом Божьим является Библия!

Иисус говорил, что суд над людьми будет производиться именно на основании Его Слова, то есть на основании Библии: «Не принимаю­щий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48).

Поэтому Бог, предвидя возможность и желание вмешательства служителей в Его учение, преподанное через пророков и апостолов, стро­го запретил что-либо прибавлять к Его Слову и убавлять от Него:

«Не мудрствовать сверх того, что написано» (1 Кор. 4:6).

«Все, что Я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того» (Втор. 12:32).

«Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Пр. 30:6).

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8, см. также Втор. 4:2, Еккл. 3:14, Еккл. 12:12, 2 Кор. 4:2).

Именно поэтому в Библии собраны все наставления и пожелания, которые Бог хотел донести до человечества. Задумайтесь, ведь Создатель

 

24

25

не мог дать людям истину и рассказ о Себе по кусочкам: часть — в Библии, часть — в учении православных отцов, часть — в катахезисах католиков и т. д. Ведь тогда у каждой конфессии был бы свой собственный «Бог» и свое «истинное учение». Также Творец не мог оставить нас — Свое творение — без какой-то необходимой информации. Поэтому в Священном Писании так или иначе даны ответы на все вопросы, которые являются важными для спасения и духовной жизни человека. Верующему, который всего один раз внимательно прочитал Библию, нетрудно увидеть в ней спасительную весть и наставления в праведности. На страницах Священного Писания неоднократно говорится о заместительной жертве Христа за грехи человека, сначала Прообраза в виде жертвенных живот­ных, затем Его буквальной смерти на Голгофе. Также в Библии много говорится о морально-нравственных качествах, которыми должны обла­дать истинные верующие.

Так считали и некоторые отцы церкви, до сего дня являющиеся духовными авторитетами практически для всех христианских конфес­сий. Выдающийся раннехристианский богослов Тертуллиан (прибл. 160—230 гг.) в своем труде «Против Гермогена» (п. 22) писал:

«Я преклоняюсь перед полнотой Писания, ибо оно показывает мне и Творца, и творение».

Афанасий Великий (ок. 298—373 гг.), епископ Александрийский, в книге «Житие преподобного отца нашего Антония» (п. 16) цитировал Антония, который возвещал:

«К научению достаточно и Писаний».

А что мы видим сегодня в церквях? В исторических конфессиях Священному Писанию, несмотря на его признание, зачастую уделяется недостаточно внимания. Отцы церкви пишут теологические труды, собо­ры принимают постановления, решения и доктрины. С одной стороны, все кажется нормальным — жизнь идет, люди трудятся. Но с другой — катастрофа. Церковь все меньше обращается к Библии, но все больше — к «священным» письменам, которые сама и создала. То есть в ряде христианских конфессий изменился ориентир с непререкаемого главен­ства Священного Писания на авторитет отцов, соборов, преданий, катахезисов. То есть с Праведности Божьей — на самоправедность и непогрешимость церкви.

А выглядит это так: если человек (священник или мирянин) видит в Библии текст, который, как ему кажется, противоречит доктринам церкви, то он должен обратиться к комментариям отцов церкви, одобрен­ных соборами. Там он узнает, что, оказывается, здесь идет речь не о том, что он видит, а немного о другом. Тогда человек вынужден либо согласиться с мнением церкви и умалить для себя авторитет бесспорного Божьего Слова. Либо уйти из церкви, то есть кардинально изменить свою жизнь и, возможно, подвергнуть себя и семью насмешкам и гоне­нию со стороны бывших братьев по вере. Несложно догадаться, какое решение принимают чаще всего верующие популярных конфессий.

В процессе изучения Библии я часто ловил себя на мысли: «Вот на этот вопрос я уж точно никогда не найду ответа в Священном Писа­нии, я ведь его не раз прочитал, а многие места — десятки раз.» И мной начинали овладевать сомнения: «А если не найду? Есть ли тогда Бог? Его ли это Книга?» Но опытные христиане мне советовали, что не нужно торопиться, а необходимо возрастать в познании Бога и ответы на вопро­сы найдутся в свое время. Об этом говорит и сама Библия: «Кто из нас совершен, так должен мыслить (как учил апостол Павел. — Прим. авт.); Если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. .. до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Флп. 3:15,16). Конечно, я не до конца этому верил. Но каждый раз со временем находил ответы в Слове Божьем на очередные, казалось бы, неразрешимые вопросы. Теперь я уверен, что если у меня возникнут еще вопросы — найду ответ и на них.

 

XI.I. ПРЕДАНИЯ

Христианские конфессии, на протяжении веков раскалываясь, отсоединяясь и разъединяясь, всегда при этом оставляли у себя и хра­нили Библию. К Богодухновенной Книге многие христианские течения впоследствии прибавляли свои дополнительные вероучительные источ­ники: предания, правила, постановления, катахезисы, жития, послания, пророчества и т. д. и т. п., идущие зачастую вразрез друг с другом, а иногда и с учением Священного Писания.

Однако Бог неоднократно обличал людей, отошедших от Его Слова и погрязших в своих человеческих мудрствованиях, преданиях и заповедях:

«И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного» (Ис. 28:13).

«И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение запове­дей человеческих; то вот, Я... поступлю с этим народом... так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет»

(Ис. 29:13,14).

Господь прямо упрекал Израильтян за то, что они соблюдали по­становления своих отцов, игнорируя заповеди Его закона:

«И говорил Я сыновьям их в пустыне: не ходите по правилам отцов ваших, и не соблюдайте установлений их... Я Господь Бог ваш: по Моим заповедям поступайте, и Мои уставы соблюдайте, и испол­няйте их» (Иез. 20:18,19).

Иисус по поводу человеческих постановлений категорично говорил:

«Зачем... вы преступаете заповедь Божию ради предания ваше­го?» (Мф. 15:3).

«Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюс­ти свое предание?» (Мк. 7:9, см. также Мк. 7:13).

«Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9, см. также Мк. 7:7).

Обратите внимание, что упомянутое в Библии понятие «предание» часто используют православные христиане и католики. Как уже было отмечено в главе «Библия и церковь», церковным преданием католики называют учение церкви, не вошедшее в Священное Писание. А право­славие — все источники своего вероучения письменные и устные, где Библия составляет лишь малую часть письменного предания, а большая — это описание жизни святых, труды отцов церкви, решения соборов, древняя практика церкви, обряды и церемонии. И, как мы уже отметили, к сожалению, письменам людей в популярных церквях зачастую уделяется больше внимания, чем исследованию прямого Слова Божьего — Библии.

 

26

27

На вопрос представителям исторически распространенных церк­вей: «Почему вы игнорируете запрет Иисуса и уделяете большое внимание человеческим преданиям?» часто можно услышать ответ: «У нас не иудей­ские предания, которые запрещал Иисус. Предания христианской церкви появились уже при апостолах, что хорошо видно из Нового Завета».

Действительно, термин «предание» упоминается в Новом Завете не только в отрицательном, но и в положительном свете. Прежде чем разоб­рать эти тексты, давайте посмотрим, что обозначает слово «предание» по мнению знаменитых языковедов.

«Предание — рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению в устной форме; устар. — традиция, традиционное установление, порядок, правило» (новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т. Ф. Ефремова).

«Предание — передать, завещать, передать потомству обычаем или законом. Живем, как предали нам отцы и деды». «Заповеди преданы нам чрез Моисея» (В. И. Даль).

Мы видим, что слово предание обозначает как устоявшуюся тра­дицию, так и переданные заповеди, законы, правила. В тексте Нового Завета «предание» имеет те же значения. Это слово переведено с греческого paradosis *, которое означает передача, преподавание, передача учения. Иисус критиковал предания в виде человеческих традиций, то есть установленные людьми религиозные правила. А апостолы отзывались одобрительно о предании только в том его значении, как его видел В. И. Даль — «заповедей, преданных через» вестника Божьего. Посмот­рите, говоря о предании в положительном свете, апостолы всегда отождествляли его исключительно с преподаванием своего учения, пояс­няя, что они, как Моисей и пророки, передают Слова Господа:

«Чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророка­ми, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами» (2 Пет. 3:2).

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите преда­ния так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2).

«Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15).

«Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете испол­нять то, что мы вам повелеваем. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, по­ступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес. 3:4,6).

«Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвра­титься назад от преданной им святой заповеди» (2 Пет. 2:21).

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам» (1 Кор. 15:1,2).

«О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пус­тословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6:20, см. также 2 Тим. 2:2, 2 Тим. 3:13,14).

То есть апостолы призывали держаться их учения, так как они передавали его от Бога:

«Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине» (1 Фес. 2:13).

«Слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:25).

«Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго» (1 Кор. 2:13).

«Вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам» (1 Ин. 1:5).

«Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовество-вал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11,12).

«Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разу­меет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (1 Кор. 14:37, см. также 1 Фес. 4:2).

При этом апостолы, продолжая наставления Иисуса и Бога Отца, прямо предупреждали людей остерегаться человеческих преданий — пре­подаваемого людьми собственного учения:

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8).

Поэтому они запрещали что-либо прибавлять к переданному через них Богом учению:

«Это, братия, приложил я... чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано» (1 Кор. 4:6).

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8,9, см. также 1 Кор. 15:1,2, Тит. 2:7,8, Откр. 2:25,26, Откр. 22:18,19).

Как мы видим, упомянутые в положительном аспекте в Новом Завете апостольские «предания» представляли собой переданное через них церкви учение от Бога, а не введение в христианство института преданий старцев, что наоборот, как мы рассмотрели выше, порицалось Богом Отцом, Его Сыном Иисусом, а затем и апостолами.

Итак, никоим образом нельзя путать два разных «вида» преданий (передаваемой информации): «с небес» и «от человеков» (см. Мф. 21:25), то есть первый — от Бога к людям через вестников; второй — от людей друг другу.

В Ветхом Завете: первый «вид» предания — переданная через Мои­сея, а затем через пророков, информация от Самого Бога, тщательно записанная и сохраненная по воле и при помощи Создателя (см. Иоль 1:1-3, Деян. 6:14, Мал. 4:4, 1 Пар. 16:15, 2 Пет. 3:2, Втор. 28:58-61, Втор. 30:10-15, Дан. 9:10, Ос. 6:5, Зах. 7:7,12, Рим. 1:2, 2 Пет. 1:21); второй

«вид» — человеческие предания — правила сверх записанных пророками Божьих откровений и наставлений, придуманные иудейскими мудреца­ми и старцами, которые порицались Богом, а затем Иисусом Христом и апостолами (см. Ис. 28:13, Ис. 29:13,14, Иез. 20:18,19, Втор. 4:2, Пр. 30:6, Мф. 15:2,3,9, Мк. 7:7,9,13, Гал. 1:14, Кол. 2:8).

В Новом Завете: первый «вид» предания — это переданная через апостолов информация от Бога Отца, Сына и Святого Духа, записанная и сохраненная благодаря Создателю (см. Лк. 1:2, 1 Фес. 2:13, 1 Кор. 2:13, 1 Кор. 11:2,23, 1 Кор. 14:37, Гал. 1:11,12, 2 Пет. 3:2, Ин. 14:26, 2 Тим. 3:16); второй «вид» — человеческие предания — правила и каноны отцов церкви и соборов, добавленные впоследствии сверх ветхозаветного и новозаветного Писания, что категорично запрещалось апостолами (см. 1 Кор. 4:6, Гал. 1:8,9, 1 Кор. 15:1,2, Откр. 22:18,19).

 

28

29

Если присмотреться, то несложно увидеть аналогию в поступках ветхозаветных иудейских старцев и иерархов ставшей государственной христианской церкви по отношению к Священному Писанию. Как в ветхозаветное время, так и в новозаветное, священство пыталось допол­нить учение Бога, записанное пророками и апостолами, своими правилами, уставами, заповедями и постановлениями. Конечно, духовные лидеры утверждают, что добавления сверх Священного Писания — это новые откровения Бога «святым» людям. Либо это древние предания, которые идут прямо от Бога через пророков и, соответственно, апостолов, посред­ством устной передачи информации, то есть, якобы, эти «знания» пере­даются Божьими служителями из уст в уста, из поколения в поколение, пока их не запишут.

Странно, что никто не задается вопросами: «Зачем Бог в Писании строго-настрого запрещал вносить дополнения и изменения в Его Слово?», «С чем связано разделение Богом информации на ту, которую Он поручил записать, и ту, которую Он либо не просил фиксировать, либо завещал передавать устно?», «Почему «устную» информацию впоследствии служители, вопреки первоначальным указаниям Бога, все-т


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.