Коллективная организация текущей деятельности — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Коллективная организация текущей деятельности

2020-07-07 66
Коллективная организация текущей деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На этапе планирования определяются события и ответственные за каждое дело, его организаторы. Дальше придуманные дела должны быть организованы. Организаторами дел могут быть совет коллектива, творческая или инициативная группа, отдельный экипаж и пр. Их работа и является содержанием данного этапа. Важно, чтобы у команды организаторов был руководитель, который собирает организаторов и отвечает за их общую работу (Председатель совета дела, руководитель творческой группы и пр.). Иначе общее руководство придётся выполнять вожатому, но для него это просто работа, а для ребёнка – возможность для роста. Задачей организаторов является сравнение промежуточных результатов с замыслом и осуществление возможной коррекции.

В текущей жизни отряда есть деятельность, которая повторяется изо дня в день, которую кому-то надо организовывать. Например, нужно организовывать подъём, проводить зарядку, разучивать песни, проводить игры, обновлять информацию в отрядном уголке и т. д. Многие вожатые дают индивидуальные поручения ребятам, которые вначале радостно берутся за дело. Но активность детей быстро падает, они начинают забывать о поручении, так как удовольствие от доверия они уже получили, а сама деятельность постепенно становится утомительной рутиной. Гораздо проще и эффективнее давать не индивидуальные, а групповые поручения и чередовать их выполнение. Система чередования традиционных поручений между экипажами была предложена академиком И.П. Ивановым (8). Данная система обеспечивает включение каждого в организацию текущей деятельности через работу экипажа и преодолевает ощущение рутинности работы. Какими могут быть поручения экипажей? Приведём для примера варианты поручений и их названий:

Затейники (аниматоры, веселята, служба настроения) – готовят поздравления, сюрпризы для огонька, затевают игры, розыгрыши и пр.

Пресс-служба (редакторы, журналисты) – оформляют газеты, обновляют рубрики отрядного уголка, берут интервью, ведут радио или телепередачи.

Спортсмены (олимпийцы, физорги) – организуют творческую зарядку, проводят спортивные игры, организуют соревнования, тренировки и пр.

Хозяева – отвечают за чистоту, убирают территорию, поддерживают порядок в сушилке, чемоданной, организуют конкурсы чистоты.

Кормильцы – дежурят в столовой, готовят и раздают сухари, приносят воду, следят за хранением продуктов, организуют отрядное \чаепитие и пр.

Информаторы (знайки, смекалистые) – сообщают о событиях в лагере, о памятных датах календаря, готовят тематические сообщения, проводят викторины и другие интеллектуальные конкурсы.

ООН – отряд особого назначения – служит для выполнения неожиданных поручений, участия в экстренной работе.

Варианты поручений и содержание деятельности по каждому поручению зависят от условий жизни лагеря, его традиций, от уклада жизни отряда.

Экипаж, получив поручение, знает, что и как делал предыдущий экипаж и старается сделать что-то по-своему, придумать новое. Выполнение поручения становится делом творческим, перестаёт быть утомительным.

Чтобы стимулировать активное выполнение ребятами поручений, необходимо организовать соревнование между экипажами. Процесс передачи поручений включает в себя отчёт каждого экипажа о том, что именно они сделали по поручению, и коллективную оценку. Полученные экипажем оценки отмечаются в уголке и по итогам нескольких смен поручений экипажи награждаются. В качестве награды может быть встреча восхода солнца, чаепитие с тортом, вечерняя рыбалка для экипажа и т.д.

В старших отрядах дети уже определились в своих пристрастиях, увлечениях, поэтому можно создавать экипажи по интересам и увлечениям детей, то есть создавать пресс-службу из тех, кто любит журналистику и хорошо рисует, спортивный сектор – из увлекающихся спортом и т.д. Но если ребятам наскучит такая система, предложить попробовать себя в разных амплуа через сменность поручений.

Этап подведения итогов

Подведение итогов – анализ - представляет собой самостоятельную деятельность – оценивание, обслуживающую другие виды деятельности. Этот этап сопряжен с выявлением причин успехов и неудач, извлечением уроков на будущее, вычленением смысла сделанного, осознанием эффективности использованных средств и методов, анализом вклада каждого.

 Подведение итогов происходит на общем сборе-огоньке, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы – задачи на размышление. Анализируются не только дела, но и отношения, поступки, проявленные качества личности.

Условие организации коллективного анализа: работа малых групп, в которых своё мнение, суждение высказывает каждый и происходит обобщение суждений. На общем разговоре мы заслушиваем мнения групп по заранее составленным вопросам. Традиционные вопросы для обсуждения:

1.Что нам особенно понравилось за прошедший период и почему?

Кому мы хотим сказать спасибо?

2. Что не удалось, не понравилось и почему? Что нам хотелось бы изменить?

3. Какие уроки извлечём на будущее? Возникшие предложения.

Существуют негласные правила проведения обсуждения дня в микрогруппе. Одно из них – начинают разговор с самого малоопытного члена отряда, кто младше, не уверен в себе. Ведь если начнут говорить более опытные ребята, то новички будут стесняться и могут вообще промолчать. Другое правило заключается в том, что если ты не можешь ничего сказать положительного о дне, о работе дежурного командира или по любому другому вопросу, то лучше не говорить вообще. Это правило для тех, кто не умеет ничему радоваться, а только вносит пессимистические настроения. Если ты критикуешь, то важно объяснить свою позицию, уточнить, что именно не понравилось и почему.

При обсуждении заслушивается мнение групп сначала по одному вопросу, происходит обобщение мнений, формулировка общего мнения, принятого решения. Только затем мы переходим к другому вопросу. Необходимо продумать способ сбора и обработки информации, поступающей в процессе коллективного анализа. Можно вести протокол обсуждения, просить каждую группу сдать свои мнения, суждения письменно, может работать пресс-центр, который фиксирует основные идеи и результаты коллективной мыследеятельности.

Формы коллективного анализа могут быть разнообразными: творческие отчёты, просмотр видеоклипов о прожитом периоде жизни, игра-испытание “Чему мы научились”, ”Какими мы стали”, работа проблемных лабораторий, КВН и т. д. Огоньки - анализы дня желательно проводить ежедневно. Их цель: проанализировать прошедший день - что было хорошего, плохого, как можно изменить ситуацию, определить план на завтрашний день. Здесь не обязательно высказываться каждому ребенку. Варианты могут быть следующие:

1. Говорят желающие.

2. Один человек говорит, затем передает “свободный микрофон”, кому пожелает.

3. Вожатый передает “свободный микрофон” кому пожелает.

    Начинать и заканчивать общий сбор можно песней. Общий сбор подведения итогов не должен быть длинным – высказались по делу, поблагодарили наиболее запомнившихся участников, спели песню и разошлись по спальням. Огонек - анализ дня идет 15-20 минут.

    При проведении итогового общего сбора старайтесь не ограничиваться одной формой, подключайте свое творчество.

Некоторые варианты:

1. Белые и черные камни, которые вы собрали на прогулке, могут быть символом хорошего и плохого.

2. Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить “кирпичи” из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, каким был прошедший день.

3. Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому, и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

4. Вечер «Спасибо». На этом вечере говорят: “Спасибо” одному человеку из отряда, уточняя за что. Затем говорят спасибо второму члену отряда и т.д. Такой анализ эффективно проводить после эмоционального спада.

 

Разговор “Расскажи мне обо мне”, обсуждение и оценка дня, дела, периода – это не просто “нравится – не нравится”, это особая сложно организованная общая работа. Хорошо провести анализ – тяжелей, чем самый трудный урок. Результатом коллективного анализа становится оценочное суждение, присвоенное детьми, то есть осуществленные на индивидуальном уровне выводы, представления, скорректированное отношение к предмету состоявшейся деятельности, к отряду и к самому себе. Обогащение сознания, чувственного опыта, изменение системы отношений к себе и к миру – это и есть результат воспитания. Таким образом, этап подведения итогов становится главным педагогическим звеном цикла деятельности, так как обеспечивает переход социальной внешней деятельности во внутреннюю. Поэтому сбор-подведение итогов необходимо продумывать, готовить заранее.

    Сущностью описанной выше коллективной организаторской деятельности является активное участие каждого во всех этапах цикла управления. В коллективной организаторской деятельности субъектом самоуправления становится весь коллектив. Механизмом включения каждого в выполнение властных функций является опора на микроколлективы и временные объединения воспитанников, постоянная смена тех, кто выполняет руководящие роли. И.П. Иванов показал, что последовательное применение в единстве всех трёх этапов КОД для решения жизненно-практических задач неизбежно ведёт к развитию коллектива и уровня его организованности. Например, если планирование работы проводилось в виде конкурса на лучшее предложение между экипажами, то первоначально каждое звено может добиваться победы в конкурсе, а не принятия лучших для всех решений. Но если затем ребята сами воплощают спланированное, сами анализируют результаты, то для них становятся очевидными допущенные ошибки. Так если при анализе выполненного дела станет ясно, что для его подготовки не хватило времени, значит, на этапе планирования формально подошли к вопросу о сроках проведения и в следующий раз это будет учтено. Каждый вопрос планирования благодаря приобретённому опыту становится понятен и значим. Здесь важно при анализе умение руководителя выдвигать проблемные вопросы-задачи, направлять мысль и усилия ребят на главное. Самыми важными вопросами планирования всегда остаются вопросы «что делать?» и «для кого делать?», но на собственном опыте ребята убеждаются в том, что успешное осуществление задуманного зависит и от выбора организаторов, участников, места действия и т.д. У самого коллектива появляется потребность в предварительной разведке, подготовке к планированию.

Детское самоуправление может реализоваться на практике с искажениями. Например, коллективное планирование может подменяться обсуждением уже готового плана, чередование традиционных творческих поручений – системой нарядов по очереди, сбор-огонек – педагогическими разборками или чаепитием с танцами и т.д. Хотелось бы, чтобы мы работали неформально, и чтобы самоуправление в отряде стало источником роста наших воспитанников.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.