Справедливая рыночная стоимость — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Справедливая рыночная стоимость

2020-07-07 77
Справедливая рыночная стоимость 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Толкование принципов компенсации также различается. Различие касается даты, на которую дается оценка, и критериев определения компенсации.

В ДИД России с США говорится о "справедливой рыночной цене".

В ДИД России с Кувейтом говорится, что "компенсация должна соответствовать рыночной стоимости экспроприированного капиталовложения непосредственно до момента, когда экспроприация осуществлена или когда о предстоящей экспроприации стало известно, в зависимости от того, что произошло раньше".

В ДИД России с Японией использован критерий "нормальной рыночной стоимости капиталовложений и доходов на момент, когда об экспроприации, национализации или любых других мерах, равных им по последствиям, было публично объявлено или когда экспроприация, национализация или такие меры были предприняты, в зависимости от того, что произошло раньше, без снижения этой стоимости из-за предполагаемой конфискации, которая в конце концов произойдет" (ст. 5).

В ДИД России с Финляндией предусматривается, что при определении реальной стоимости изымаемых капиталовложений должны быть учтены мировые цены, действовавшие непосредственно перед осуществлением мер по изъятию капиталовложений или перед опубликованием решения о таких мерах.

В соответствии с нормами международного права материальная ответственность нарушившего международно-правовые нормы государства наступает перед государством, предъявившим требования, но не перед находящимся под его защитой субъектом национального права. Национальное государство, в свою очередь, не обязано перераспределять полученную материальную компенсацию в пользу пострадавшего физического или юридического лица. Государства имеют право вступать в любые договоренности между собой как о размере материальной компенсации, так и о единовременной выплате частичной компенсации по всем предъявленным требованиям*(434).

Формула ДЭХ о достаточной компенсации по справедливой рыночной стоимости разрешает некоторые проблемы, но в то же время создает и новые. Фактическая оценка стоимости значительных иностранных инвестиций является трудным процессом. Для крупных инвестиций или для инвестиций в политически или экономически нестабильных районах часто из-за отсутствия рынка бывает трудно подсчитать справедливую рыночную стоимость. Экономисты разработали поэтому методы экстраполяции имеющихся данных для определения того, какой "была бы" стоимость инвестиции при наличии рынка. Как правило, это предусматривает применение метода так называемого дисконтированного потока денежных средств, с помощью которого прогнозируются будущие доходы компании, а затем пересчитываются (дисконтируются) в текущую стоимость. Этот метод принят как в деловых кругах, так и в арбитраже. Однако он основан на многочисленных предположениях, касающихся как будущих макроэкономических условий, так и перспектив работы самой компании и, как следствие, в большей степени пригоден лишь для некоторых случаев.

Поэтому справедливая рыночная стоимость является лишь ориентиром. Стоимостная оценка применительно к конкретной инвестиции обязательно требует рассмотрения большого числа вопросов фактологического характера, которые не решаются - и не могут быть решены - положениями ДЭХ. Само существование этих вопросов практически гарантирует, что любая экспроприация по условиям ДЭХ будет в первую очередь предметом переговоров по стоимостной оценке между принимающей стороной и инвестором и, если эти переговоры окажутся безуспешными, предметом определения согласно договорным процедурам урегулирования споров. В обеих процедурах неизбежно присутствуют элементы субъективности, и именно здесь наибольшее практическое значение может сыграть различие между законной и незаконной экспроприацией. Если действия принимающего государства противоречат положениям инвестиционного соглашения, являются дискриминационными или иным образом незаконными, то инвестор может получить в свое распоряжение больше средств воздействия в ходе любых переговоров по оценке инвестиций, а арбитражный трибунал может более благосклонно отнестись к претензиям инвестора, которые не столь легко определить количественно.

Такого рода меры "должны сопровождаться принятием положений, предусматривающих выплату возмещения, размер которого должен соответствовать реальной стоимости затронутых капиталовложений на день, предшествующий дню принятия или обнародования этих мер". Далее: "...такое возмещение без задержки выплачивается инвесторами в свободно конвертируемой валюте и свободно переводится" (ст. 5 Соглашения России с Бельгией).

В Соглашении России с Австрией (п. 3 ст. 4) юридически закреплено право инвестора "на проверку размера и порядок выплаты компенсации через компетентный орган Договаривающейся Стороны, которая осуществила мероприятие по принудительному изъятию, либо через международный третейский суд, в соответствии со статьей о порядке разрешения споров". Право инвестора на беспристрастную оценку стоимости инвестиций предусмотрено также и Финляндией (ст. 4 п. 5 Соглашения России с Финляндией).

Но тем не менее вышеприведенные уточнения не дают четкой регламентации того, как должна рассчитываться сумма компенсации, выплачиваемой иностранному инвестору в случае национализации, экспроприации его инвестиций. По нашему мнению, эти вопросы должны быть подробным образом урегулированы в национальном законодательстве, поскольку отсутствие норм во внутреннем законодательстве лишает иностранного инвестора возможности определить степень риска с самого начала осуществления инвестиций. Кроме того, поскольку в силу действия принципа суброгации проблема расчета суммы компенсации переходит в область межгосударственных отношений, недостаточная ясность в вопросе расчета суммы компенсации может отрицательно сказаться на развитии международных экономических отношений между договаривающимися государствами, когда эти вопросы придется решать только на основании двусторонних соглашений о защите инвестиций.

В Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций МБРР сказано, что при задержке выплаты компенсации на последнюю подлежит начислению "разумный, определяемый условиями рынка процент, применяемый к отсроченным платежам". В соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, условия выплаты процентов различаются как по срокам начисления, так и по критерию процентной ставки.

В ДИД России с Венгрией, Швецией, Кувейтом, Италией проценты подлежат начислению с момента экспроприации и до момента выплаты компенсации. В пункте 3 ст. 5 Соглашения России с Кувейтом предусмотрено применение "коммерческой ставки, устанавливаемой на рыночной основе", а в Соглашении России с Аргентиной о поощрении и взаимной защите капиталовложений - "обычной коммерческой ставки той Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены" (ст. 6).

Но не все ДИД содержат толкование терминов. Например, соответствующая норма отсутствует в ДИД России со Швецией. В этом случае, а также в спорах с инвесторами, государства которых не заключили с Россией двусторонние соглашения, на первый взгляд, должна применяться ст. 8 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации": "При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки". Данная норма по сравнению с ДИД расширяет перечень объектов, стоимость которых подлежит возмещению и расширяет круг субъектов, имеющих право на получение возмещения. Помимо инвесторов указанное право предоставлено и коммерческим организациям с иностранными инвестициями.

Как упоминалось выше, оговорка о защите и обеспеченности, распространяющая свое действие на российские юридические лица, принадлежащие полностью или частично иностранному инвестору, содержится только в ДИД России с Кувейтом, Италией, Ирландией, Германией, США, Японией и Швейцарией. Для инвесторов из других государств, с которыми Российская Федерация заключила ДИД, ст. 8 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" будет применяться к коммерческим организациям с иностранными инвестициями, только если ДИД содержит так называемую конфликтную оговорку, согласно которой национальное законодательство подлежит применению, если оно предоставляет преимущества по сравнению с ДИД*(435).

 

Сроки выплаты компенсации

 

В Руководстве о регулировании прямых иностранных инвестиций МБРР также говорится, что "компенсация будет считаться быстрой (prompt) в нормальных обстоятельствах, если она выплачивается без задержек". Далее сказано, что "если государство находится не в обычных, а в исключительных обстоятельствах, как они характеризуются в документах Международного валютного фонда, или в аналогичных им объективных обстоятельствах, связанных с действием валютных ограничений, компенсация в валюте может быть выплачена по частям в течение наиболее короткого срока, который не должен превышать более пяти лет с момента экспроприации...".

Двусторонние договоры по-разному определяют сроки выплаты компенсации: два месяца (ст. 6 Соглашения с Канадой, ст. 5 Соглашения с Великобританией и Республикой Корея); 30 дней (ст. 4 п. 3 Соглашения с Францией); один месяц (ст. 5 Соглашения с Италией); три месяца (ст. 4 Соглашения с Австрией; ст. 4 п. 4 Соглашения с Финляндией). По-разному определено в рассматриваемых международно-правовых актах и начало течения срока, в пределах которого государство обязано выплатить компенсацию: "со дня принятия меры", относимой к числу мер по национализации и экспроприации" (Соглашения с Финляндией, Великобританией, Республикой Корея и др.); "со дня вступления в силу решения о размере компенсации" (Соглашение с Австрией). Неисполнение государством своего обязательства по выплате компенсации в срок, указанный в соглашении, влечет за собой обязанность выплаты банковского процента по коммерческой ставке, обычно применяемой в указанном государстве, который начисляется с момента просрочки выплаты компенсации до ее выплаты (например, Соглашения с Великобританией, Италией).

Срок выплаты компенсации в ДИД России с Венгрией, Швецией и США не установлен. Согласно ДИД России с Албанией, Грецией, Кувейтом, Японией, Китаем компенсация должна быть выплачена "без необоснованной задержки".

Статья 4 ДИД России с Финляндией содержит следующую формулу: "Сумма компенсаций переводится без необоснованной задержки в течение срока, обычно требуемого для выполнения связанных с переводом формальностей, но не позднее трех месяцев со дня принятия предусмотренной п. 2 настоящей статьи меры" (имеется в виду экспроприация. - Прим. авт.). Применительно к данной норме возникает вопрос: что является днем принятия соответствующей меры? В отличие от предыдущего варианта в ДИД России с Италией, Австрией установлен трехмесячный срок с даты определения размера компенсации. Причем в ДИД России с Австрией говорится о моменте "вступления в силу решения о размере компенсации".

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.