Юридические параметры режимов иностранных инвестиций — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Юридические параметры режимов иностранных инвестиций

2020-07-07 76
Юридические параметры режимов иностранных инвестиций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Какие же виды режимов деятельности характерны для современного правового регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов? Условия о режимах деятельности содержат самые различные международные соглашения - многосторонние и двусторонние договоры, прежде всего различные торговые соглашения, соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а также двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите зарубежных капиталовложений.

Теория и практика международного инвестиционного права режимы иностранных инвестиций делит на абсолютные и относительные. Первые базируются на принципах полной защиты и безопасности, недискриминации, справедливого и равноправного обращения, обязанности соблюдать обязательства, касающиеся инвестиций, обращения в рамках международного права. Ко вторым относятся режим наибольшего благоприятствования и национальный режим*(355).

Принципы абсолютного режима иностранных инвестиций направлены на обеспечение полной защиты зарубежных капиталовложений.

Справедливый и равноправный режим является традиционным общепринятым обычаем в международном праве, тесно связанным с классическим определением так называемого должного прилежания, хотя его значение точно не определено. В официальном комментарии ст. 1 проекта Конвенции о защите иностранной собственности указывается, что "справедливое и равноправное обращение означает минимальный международный стандарт, который составляет часть обычного международного права". В соответствии с этой точкой зрения данный стандарт охватывает всю систему международно-правовых принципов, в том числе принцип недискриминации, обязанность защищать иностранную собственность и международный минимальный стандарт.

Как известно, некоторые развивающиеся государства подвергают сомнению особое правовое положение определенных стандартов международного права и их применимость к иностранным инвестициям.

По этой логике значение принципа справедливого и равноправного обращения объясняется относительным недостатком абстрактного содержания.

Принципиальное место в международных двусторонних договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений занимает определение общего правового режима. Это объясняется тем, что четкое обозначение общего юридического стандарта для иностранных инвестиций имеет важное значение для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в любой стране. Новым, по сравнению с положениями российского законодательства, является включение в двусторонние международные соглашения о защите иностранных инвестиций условий режима, который получил в международно-правовой практике название "режим абсолютного стандарта". Такой режим предполагает общую характеристику предоставляемого иностранным инвестициям режима: "равноправный" и "справедливый режим", "режим, обеспечивающий полную и безусловную защиту инвестиций в соответствии с теми стандартами, которые приняты в международном праве".

Конкретной интерпретации "благоприятного и справедливого режима" не существует, хотя некоторые его элементы считаются более или менее общепринятыми. Речь в данном случае идет о недискриминации, некоем минимальном стандарте, обязанности государства-капиталополучателя защищать иностранную собственность.

Применяются иногда и другие аналоги этих понятий. Например, в Договоре к Энергетической Хартии в ст. 10 (1) предусматривается "справедливый и равноправный режим" и "постоянная максимальная защита и безопасность", которые, кстати, определены на основе формулировок ДСМ и ДИД, заключенных между США и Великобританией. Добавляют ли эти два термина что-либо к международному минимальному стандарту? Они не обладают атрибутами жесткой ответственности, которую берут на себя государства в отношении ущерба, понесенного иностранцами в связи с внутренней нестабильностью, а являются скорее определенным выражением надлежащей разумной осторожности государств в отношениях с иностранцами.

"Поощряет и создает стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия инвесторам" - данное положение ст. 10 (1) ДЭХ применимо главным образом к прединвестиционной деятельности, однако возможно его применение и к послеинвестиционной деятельности. Но это понятие не является одним из элементов международного минимального стандарта, поскольку государства в соответствии с принципом суверенитета свободны, если они этого желают, в поощрении или противодействии иностранным инвестициям.

Концепция, в соответствии с которой нельзя "никоим образом препятствовать посредством неоправданных или дискриминационных мер управлению, поддержанию", представляется весьма сходной с минимальным международным стандартом. Считается, что эта концепция относится к таким случаям, которые имели место вскоре после иранской революции. В этом случае народ в условиях терпимого отношения, негласной поддержки, а иногда и поощрения со стороны некоторых государственных структур нанес существенный коммерческий урон, который во многих случаях выражался в прямой или "ползучей" экспроприации.

Абсолютное большинство двусторонних договоров содержит термин "справедливый и равноправный" режим. "Каждая из Договаривающихся Сторон будет обеспечивать справедливый и равноправный режим капиталовложений инвесторов другой Договаривающейся Стороны и не будет путем принятия неоправданных или дискриминационных мер препятствовать эксплуатации, управлению капиталовложениями, осуществляемых этими инвесторами. Каждая из Договаривающихся Сторон обеспечивает таким капиталовложениям полную безопасность и защиту", - говорится, например, в Соглашении России с Королевством Нидерландов (ст. 2).

Стандарт справедливого и равного режима не определяет материальные нормы в сфере международно-правового регулирования, так как это нереально с точки зрения государственного суверенитета. То есть стандарт справедливого и равного режима выполняет "не прямую, а опосредованную функцию: он позволяет оценивать соответствие международному праву национальных норм, определенных государством, на территории которого осуществляются инвестиции, в том что касается статуса международных инвестиций". Стало быть, норма "справедливый и равноправный режим" имеет во многом декларативный характер. В ней зафиксирована воля государства поощрять иностранные инвестиции, вести благожелательную политику в отношении зарубежных инвесторов. Более конкретные формулировки двустороннего договора содержатся в последующих статьях, где говорится о предоставлении иностранным инвесторам режима наибольшего благоприятствования или национального режима.

Примечательно, что в Соглашениях России с Канадой и Францией при определении режима инвестиций предусматривается прямая отсылка к общим принципам международного права. Например: "Каждая из сторон обязуется обеспечивать на своей территории... капиталовложениям инвесторов другой Договаривающейся Стороны в соответствии с принципами международного права справедливый и равноправный режим, исключающий любую несправедливость или дискриминационную меру, которая могла бы помешать управлению, содержанию, пользованию или ликвидации этих капиталовложений" (ст. 3 п. 1 Соглашения России с Францией).

Включение условия о предоставлении режима абсолютного стандарта, на взгляд специалистов, означает, что при разрешении тех или иных вопросов в ходе осуществления инвестиционной деятельности не исключается обращение к нормам международного права. Если условие международного соглашения содержит прямую отсылку к нормам и принципам международного права, то толкование таких категорий, как "справедливый" и "равноправный" режим, должно даваться в соответствии с пониманием этих категорий, принятых в международном праве. Отсутствие отсылки к международному праву дает возможность толкования договаривающимся сторонам этих категорий в соответствии с национальным законодательством.

 

Принцип недискриминации

 

Идея о недопустимости дискриминации иностранцев эволюционизировалась веками, прежде чем она получила концептуальное, а затем и вообще международно-правовое признание.

Исторически применяемые дискриминационные меры в отношении иностранцев являлись во все времена главным препятствием для развития международной торговли, установления нормальных личных связей между жителями различных стран. Но по мере укрепления международных экономических отношений пришло понимание того, что дискриминационный подход наносит вред всем без исключения государствам.

В течение длительного времени, начиная с первой половины XIX в., государства начали практиковать заключение двусторонних конвенций о поселении, которые были направлены на предоставление выходцам из стран, заключившим такие договоры на взаимной основе, определенных прав. Эта категория граждан рассматривалась договаривающимися государствами как "привилегированные иностранцы". Это означало, что они уже находились не только под защитой национальных законов, но и норм международного права.

Выбор иностранцами видов, наделенных привилегированным статусом хозяйственной деятельности, зависел от доброй воли договорившихся государств. Въезд и продолжительность их пребывания оставались под национальной регламентацией, конвенции только уточняли сферы деятельности, куда допускались иностранцы.

В ходе постепенной эволюции правового положения иностранных юридических и физических лиц в теории и практике международного права утвердилась идея о том, что гражданские правоотношения должны развиваться на основе дискриминации иностранных лиц*(356).

Таким образом, постепенно общее международное право столкнуло на свалку истории проблему нецивилизованной односторонней дискриминации иностранных лиц, установив раз и навсегда, что в каждом государстве все иностранные лица должны обладать одинаково щадящим режимом. В результате в конце прошлого века произошли важные демократические изменения в исследуемой сфере.

Современное международное частное право неуклонно придерживается в отношении иностранных юридических и физических лиц принципа недискриминации, который обязывает государство взаимно предоставлять иностранным лицам в стране пребывания наиболее благоприятные условия (наибольшее благоприятствование).

Принцип недискриминации не допускает произвольного одностороннего ограничения основных прав и свобод иностранных граждан, а требует от других государств создания для его граждан и фирм в хозяйственном обороте тех же условий, какими пользуются лица из всех других государств, т.е. общих и одинаковых для всех иностранных лиц.

В отношении правового статуса иностранных физических лиц ряд многосторонних международных договоров закрепил принцип недискриминации, предусмотрев обязательное предоставление иностранным лицам определенного минимума гражданских и гражданско-процессуальных прав.

Устав ООН, Пакты о правах человека (1966 г.), Европейская конвенция о защите прав человека (1950 г.) и ряд других международных соглашений запрещают дискриминацию иностранных лиц относительно как своих граждан и фирм, так и лица из третьих государств.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.