Тема 1 Контроллинг в системе управления предприятием — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 1 Контроллинг в системе управления предприятием

2020-07-07 142
Тема 1 Контроллинг в системе управления предприятием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

М.Н.Павленков

Контроллинг

 

Учебное пособие

 

Рекомендовано объединенной учебно-методической комиссией института открытого образования для магистров, обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 –экономика производственной деятельности производственное предпринимательство

 

 

Нижний Новгород

2016


 

УДК 65.052.201.2(075.8)

ББК У9(2)0(я73)

                   П 12

П 12 Павленков, М.Н. Контроллинг [электрон. ресурс] / М.Н.Павленков.- Нижний Новгород: Изд-во, ННГУ, 2016.-167с.

 

Рецензенты:

д.э.н., профессор Ю.В.Трифонов

д.э.н., профессор О.В.Трофимов

 

    В учебном пособии рассмотрены теоретические и практические основы разработки и внедрения контроллинга на предприятиях. Рассмотрены цели, функции и задачи создания и функционирования оперативного и стратегического контроллинга. Особое внимание уделено технологии формирования и внедрения системы контроллинга.

    Для студентов экономических специальностей, аспирантов, преподавателей и экономистов-практиков.

 

 

УДК 65.052.201.2(075.8)

ББК У9(2)*У8(973)

© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2016

 

 


 

 

Оглавление

Введение                                                                                                     4

Тема 1 Контроллинг в системе управления предприятием                 6

1.1 Предприятия в условиях рыночной неопределенности                     6

1.2 Эволюционные процессы управления                                                  16

1.3 Концепции контроллинга                                                                      23

1.4 Сущность функционального контроллинга                                            28

Контрольные вопросы                                                                                          41

Тема 2.Теоретические основы контроллинга                                            42

2.1 Общие вопросы методологии исследования                                           42

2.2. Методологические основы контроллинга                                            47

2.3. Методы исследования задач контроллинга                                        60

Контрольные вопросы                                                                                          80

Тема 3.Технология создания системы контроллинга                           82

3.1 Функциональная модель контроллинга предприятия                         82

3.2 Структурная модель контроллинга предприятия                                84

3.3. Коммуникационная модель контроллинга предприятия                 105

Контрольные вопросы                                                                                119

Тема 4. Организационные основы контроллинга предприятия                 121

4.1. Организационная структура предприятия                                             121

4.2 Организация контроллинга на предприятии                                     129

4.3. Функции и задачи контроллера предприятия                                   141

4.4 Должностная инструкция контроллера                                              152

Контрольные вопросы                                                                                        156

Тема 5.Внедрение контроллинга                                                                      157

5.1 Факторы, тормозящие внедрение контроллинга                                      157

5.2 Факторы – основания внедрение контроллинга                                            159

5.3 Фазы внедрения контроллинга                                                            160

5.4 Типичные ошибки при внедрении контроллинга                             162

Контрольные вопросы                                                                                        166

Список литературы                                                                                     167

 


 

Введение

Промышленные предприятия должны адекватно реагировать на имеющиеся внешние и внутренние факторы неопределённости и риска, а для этого необходимо: эффективно обеспечивать процессы формирования, отслеживания и реализации стратегических и оперативных целей в быстро меняющихся условиях современной экономики; координировать внешние и внутренние процессы функционирования предприятия и разрешать межфункциональные противоречия при формировании и реализации целей, при разработке, согласовании и выполнении плановых решений; отслеживать нежелательные отклонения экономических показателей от нормативного уровня, возникающие в процессе функционирования, и формировать механизмы, обеспечивающие эффективное развитие предприятия и конкурентоспособность продукции.

Контроллинг, как наиболее перспективное научное направление, отвечает современным условиям развития экономики и обеспечивает создание новых и совершенствование действующих механизмов эффективного развития и конкурентного преимущества предприятия.

В связи с интеграцией российской экономической науки и международных исследований возникают взаимосвязи новых научных результатов. Работы таких зарубежных авторов как А. Дайле, И. Вебер, Х.Ю. Кюппер, Э. Майэр, Т. Райхман, Д. Хан, П. Хорват, Д. Шнайдер во многом заложили основы современных российских исследований контроллинга.

Российские ученые Ю.П. Анискин, А.Л. Градов, И.Б.Гусева, Н.Г. Данилочкина, В.Б. Ивашкевич, А.М. Карминский, В.Г.Ларионов, А.М. Павлова, С.Г.Фалько и др. в своих трудах развивают теорию и практику контроллинга с учетом особенностей российской экономики.

Целью учебного пособия является получение читателем базовыхзнаний в областиформирования системы контроллинга промышленного предприятия с использованием современных научных достижений, направленной на эффективное и устойчивое развитие предприятия в условиях неопределенности и рисков.

В первой теме рассмотрены теоретические и практические концепции контроллинга с целью формирования единого подхода к сущности системы контроллинга предприятия.

Вторая тема посвященаметодологическим основам контроллинга как логически завершённой унифицирующей системы, которая выполняет инструментальную функцию и позволяет использовать её в качестве средства исследовательской рефлексии при формировании системы контроллинга промышленного предприятия.

Третья тема раскрывает функциональную, структурную и коммуникационную модели, обеспечивающие унификацию технологии формирования системы контроллинга промышленного предприятия.

Четвёртая тема посвящена организационным основамформирования контроллинга промышленного предприятия, функционирующего в условиях жёсткой рыночной конкуренции.

Практические аспекты внедрения контроллинга на промышленных предприятиях рассмотрены в пятой теме.

Учебное пособие ориентировано в первую очередь на студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика», «Информационные технологии и инструментальные методы». Кроме этого, учебное пособие может быть рекомендовано преподавателям, аспирантам, специалистам-практикам.

 



Концепции контроллинга

Описанные выше аспекты предъявляют новые требования к развитию контроллинга, который должен развиваться как часть системы управления. Это означает необходимость изменения существующих механизмов планирования, контроля и координации.

В конце XX века эта проблема получила логическое развитие и, в первую очередь, в работах по контроллингу.

Слово «контроллинг» произошло от английского глагола to control, который можно интерпретировать двояко: в значении «контролировать», «проверять» (что в английском языке выражает также глагол to check) и в значении «управлять», «руководить», «распоряжаться». Это семантическое разнообразие и не позволяет четко определить понятие «контроллинг».

До конца XX века тему контроллинга рассматривали в основном зарубежные авторы, а отечественные публикации представляли собой тезисы докладов и научные статьи. Издание в 1997 году перевода монографии Д. Хана положило начало целому ряду отечественных работ о контроллинге. Термин стал появляться в литературных источниках, посвященных бухгалтерскому и управленческому учету, стратегическому и оперативному менеджменту, принятию решений, информационным технологиям, логистике и т.д. Причины многообразия, на наш взгляд, следующие:

• понятие контроллинга изменяется в силу совершенствования производства;

• авторами рассматриваются различные аспекты контроллинга;

• подходы различаются соотношением теоретических обоснований и прикладных исследований.

Авторы являются сторонниками разных научных школ организационного управления. Традиционно выделяют немецкую и американскую школы. В Германии большее внимание уделяется научному обоснованию принципов и методов контроллинга, а в США – инструментам и их практическому применению.

Основные отличия американской и немецкой моделей заключаются в уровне принятия решений. Немецкая модель концентрируется на задачах внутреннего учета, а американская охватывает также задачи управления финансами и информационные.

Анализ литературных источников позволил выделить следующие подходы к концепции контроллинга:

• управленческий учет;

• управленческая информационная система;

• координация;

• координация процесса принятия решений.

Каждый подход имеет свои особенности, и более поздние подходы развивают предыдущие, акцентируя внимание на различных аспектах. Это, по нашему мнению, и является одной из причин отсутствия целостного представления о системе контроллинга. Чаще всего возникает ассоциация с контролем. В переводе с английского control – это управление, а не контроль. Поэтому версию контроля будем считать неверной.

Первая концепция рассматривает контроллинг как совокупность организационных мероприятий по совершенствованию документооборота в рамках оперативного учета. Положения этой концепции приведены в работах Р. Манна и Э. Майера. В отечественной литературе по управленческому учету контроллинг также трактуется как блок управления затратами на основе концепции маржинальной прибыли. В американской литературе этот термин заменился другим – управленческим учетом (Managerial accounting). Второй причиной возникшей путаницы, на наш взгляд, - наличие модуля контроллинга для управления затратами в интегрированных информационных системах: R/3 (SAP); Baan (Baan); iRenaissance (IRC); «Галактика» («Галактика»); «Флагман» («ИнфоСофт»); М-2 (КСТ). Третьей причиной является то, что ссылки на контроллинг как систему управления затратами встречается в работах, посвященных проблемам менеджмента.

В литературных источниках, ориентированных на первую концепцию контроллинга, по сути, описывается оперативный учет и приводятся методы и модели управления затратами и бюджетирования.

Контроллинг строит для нужд управления предприятием более сложную информационную систему по сравнению с данными бухгалтерского учета и отчетности, которая обеспечивает информацией другие его подсистемы. В рамках контроллинга учет тесно связан с анализом затрат и финансовых результатов, контролем и подготовкой управленческих решений. Он формирует информацию для внутреннего пользования.

Ограничения контроллинга чисто денежными показателями представляется слишком узким подходом. Контроллинг, с данной точки зрения, относится прежде всего к оперативному уровню и лишь отчасти – к стратегическому, когда речь заходит о потенциале успеха.

Вторая концепция рассматривает контроллинг как управленческую информационную систему. Различие между первой и второй концепциями кроется в уровне принятия решений. В первом случае приоритет отдается оперативным задачам, при этом информационной основой служат количественные данные бухгалтерского и оперативного учета. Во втором – информационная база принятия решений расширяется за счет данных функциональных подсистем, а уровень принятия решений расширяется до стратегического.Обе концепции используют данные учета. Различие кроется в приоритетах и методах, а также в том, что во втором случае предметная область расширяется за счет функциональных подсистем. Сторонники второго подхода понимают под контроллингом информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений – сбор и обработку информации, используемой в процессе реализации функции планирования, контроля и регулирования.

В рамках этой концепции контроллинг рассматривают как процесс информационного обеспечения, который включает в себя постоянный сбор, систематизацию и выдачу самой различной информации в качестве основы для принятия решений. Задачи контроллинга в рамках данной концепции состоят в том, чтобы ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия, а главная задача – в координации получения и подготовки информации с потребителями в ней:

- предоставление руководству информации в нужном качестве и количестве, в нужный момент и в надлежащем месте;

- организация информационной подсистемы с учетом соотношения издержек и пользы (прибыли).

Эта подсистема выполняет, таким образом, сервисную функцию для других подсистем контроллинга, таких как, например, плановая, контрольная или аналитическая подсистемы. Однако включение столь обширных информационных задач в хозяйственную структуру предприятия представляет трудную проблему.

Если вся информационная область предприятия становится функцией контроллинга, то ее включение в общее поле действия приобретает неопределенный, размытый характер, поскольку информационные потребности пользователей слишком многоаспектны. В этом основной недостаток концепций.

Планирование и контроль являются основой третьей концепции контроллинга. Ее основоположником является Д. Хан.Он является последователем немецкой модели контроллинга, рассматривающей подход к управлению в виде циклов планирования, организации, контроля, мотивации, а это требует координации, которую нельзя достичь формализованными методами, поэтому возрастает роль лица, принимающего решение (ЛПР), в выборе достижения целей. Хан выделил стратегический и оперативный контроллинг, разделив цели и задачи, а также средства их достижения.

Третья концепция развивает координирующую функцию контроллинга. Ее авторы используют тезис о возможности управления координацией планирования и контроля. Одним из основных понятий рассматриваемой концепции является регулирование, посредством которого фактическая траектория развития системы удерживаются на теоретической траектории. Регулирование возможно только в случае формализованной цели и наличия модели управления. В текущем планировании имеется информация, имеются модели для снижения рассогласования между теоретическими и фактическими значениями показателей. Стратегические же планы часто имеют только качественные характеристики, поэтому согласовываются отдельные решения по достижению общей цели. Координация заключается не в управлении состоянием объекта, а в управлении процессом и является инструментом согласования функций. Помимо задач внутреннего учета, эта концепция индивидуально рассматривает: управление персоналом; инвестициями, маркетингом, логистикой, производством. В этом и заключается недостаток данной концепции.

Четвертая концепция характеризует контроллинг как функцию поддержки принятия управленческих решений. Контроллинг не координирует, а предлагает методологию и методику координации.

Анализ показал, что для современных научных исследований в области контроллинга характерно: соперничество различных школ и направлений; отсутствие устоявшихся стереотипов и стилей научного мышления в этой сфере знаний; наличие дискуссий по поводу того, какую из предлагаемых научным миром концепций можно принять за парадигму, которая определяла бы направления исследований в области контроллинга. Сегодняшнее состояние в этой сфере знаний, следуя Томасу Куну, допарадигмальный период развития контроллинга.

Парадигму Томас Кун определяет как: «…признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». Далее он отмечает: «…пока средства, представляемые парадигмой позволяют успешно решать проблемы, порождаемые ею, наука продвигается успешно и проникает на самый глубокий уровень явлений, уверенно используя эти средства».

На современном допарадигмальном этапе отсутствует единый методологический подход к исследованию контроллинга: каждая из рассмотренных концепций имеет рациональное зерно; делает акцент на отдельных теоретических и (или) практических аспектах контроллинга; исследовательские программы этих концепций основываются на различных методологических принципах; имеется глубокий разрыв между многообразием (количественным) концепций контроллинга и общей методологией формирования контроллинга.

Главное условие успеха управления предприятием – способность своевременно определить опасность кризиса и оперативно предотвратить его. В процессе выполнения функций менеджеры, осуществляя планирование, организовывая работу, мотивируя людей, занятых на предприятии, контролируя и координируя все процессы, принимают большое количество решений.

Цель контроллинга состоит не в управлении менеджерами со стороны, а в содействии им в процессе реализации функций. Функции контроллинга начинают выполнять отдельные менеджеры (полностью или как минимум частично). Контроллинг можно понимать как реинтеграцию задач менеджмента в систему контроллинга.

При новом распределении задач следует иметь в виду, что часть из них, которые до сих пор выполнялись менеджером, должна остаться именно у него. Смысл не состоит в том, чтобы сделать менеджера безработным. Как правило, сначала определяется, какая часть задач менеджера должна быть передана контроллеру, а затем – в какой степени в процесс контроллинга будут вовлечены другие специалисты предприятия.

В ходе внедрения контроллинга происходит в первую очередь перераспределение задач, связанных с процессом планирования, контроля и информационного обеспечения. На первом этапе анализируются все возможные действия, связанные с выполнением перечисленных функций. Далее обсуждается, кто конкретно будет отвечать за отдельные этапы этих процессов. Следует иметь в виду, что менеджеры структурных подразделений компании, как правило, хорошо знают специфику своих участков работы. Одновременно следует обеспечить единство и сквозной характер выстраиваемых систем. Эта задача централизованной службы контроллинга. Таким образом, важно найти «золотую середину» между близостью к «месту событий» и способностью отследить общий ход событий.

Организация контроллинга должна удовлетворять требованиям ориентации на клиента. При этом контроллеру следует ориентироваться на потребности клиентов внутри предприятия и предоставлять в распоряжение коллег инструментарий, позволяющий соблюсти ориентацию на клиента на уровне предприятия в целом – например, метод формирования плана производства.

Описанные изменения позволяют сформировать новое понимание роли контроллинга организации. Контроллинг в современных условиях выполняет функцию внутреннего советника (консультанта), располагающего знаниями о продуктах, клиентах и процессах.

Современные изменения во внешней и внутренней среде предприятия влияют на изменение системы контроллинга. Задачи контроллинга, его организационное оформление и использование контроллинговых инструментов постоянно обсуждаются и изменяются. Другими словами, контроллинг на современных предприятиях должен соответствовать быстро меняющимся требованиям. Предприятиям необходимы новые подходы, инструменты и методы обеспечения устойчивого развития. Сегодня стоит вопрос о недостаточной методологической проработки контроллинга, что сдерживает системное внедрение его на промышленных предприятиях. Анализ показывает, что необходима комплексная методология и основанный на ней инструментарий, которые позволили бы усовершенствовать систему управления предприятием с целью повышения эффективности его деятельности.

Методология контроллинга должна охватывать совокупность теоретических подходов, общие закономерности, научные принципы, цели, задачи, функции и методы, отражающих современные требования рынка.

 

 

Рис. 1.9 Контроллинг в системе менеджмента предприятия

 

Функционирование предприятия зависит от внешних и внутренних факторов. Главное условие его эффективного функционирования – способность контроллеров своевременно определить опасность кризиса и оперативно предотвратить его, а, следовательно, необходимо осуществлять непрерывное отслеживание фактической траектории развития предприятия, упреждая отклонения от теоретической (целевой) траектории. 

В рамках традиционной системы менеджмента координация взаимодействие менеджеров предприятия в процессе выполнения ими функций сталкивается с противоречивыми интересами. Для решения задач, возникающих на пересечении деятельности менеджеров при выполнении ими свих функций, и должен реализовывать свои функции контроллинг, выполнение которых в существующей системе «размыто», что не способствует созданию эффективных условий развития  предприятия и конкурентных преимуществ.

    В российской практике нет широкого применения контроллинга на предприятиях. К основным причинам такого отношения можно отнести, во-первых, в директивной экономике вопросы координации подменялись контролем, во-вторых, концепция контроллинга это новое течение и сформировалось оно в конце ХХ-го столетия, в-третьих, новые собственники заводов и пароходов не имеют необходимого уровня знаний и опыта управления приобретенными бизнесом, в-четвертых, новые собственники в условиях нестабильности переходного периода ориентируют бизнес на краткосрочную перспективу получения прибыли, в-пятых, для новых форм управления возникла потребность в специалистах, которых сегодня готовится недостаточно, в-шестых, для создания новой формы управления, требуются материальные, трудовые и финансовые ресурсы, которые новые собственники не стремятся вкладывать в управление.

Внедрение на практике новых идей и подходов контроллинга по нашему мнению сдерживается еще и тем, что этой проблематике мало уделяется вниманием и в научной среде. Публикации, которые сегодня имеются по этой проблематике можно подразделить на публикации, в которых рассматриваются отдельные аспекты контроллинга в составе тех или иных функций менеджмента, на публикации, в которых контроллинг рассматривается как обеспечивающая функция стратегического планирования, на публикации, в которых представлен опыт использования контроллинга на западных фирмах.

В процессе исследования современной зарубежной и отечественной теории и практики в области контроллинга было выявлено, что наиболее важной для разработки новых и развития действующих механизмов (так как с их помощью создаются эффективные условия развития и конкурентные преимущества предприятий), наиболее сложной (из-за множества подходов и взглядов на сущность и назначение) и наименее разработанной является выбор методологии исследования контроллинга: логически завершённой унифицирующей системы, которая, во-первых, выполняет инструментальную функцию, т.е. играет роль инструмента структурно-функционального исследования, а, во-вторых, позволяет использовать её в качестве средства исследовательской рефлексии, т.е. обосновывать способы достижения целей и улучшать эти способы при формировании системы контроллинга промышленного предприятия.

Контрольные вопросы

1.Основные причины реформирования предприятий.

2.Краткая характеристика факторов неопределенности.

3.Основные модели управления организацией.

4.Краткая характеристика модели механической конструкции организации (Модель 1).

5. Краткая характеристика модели, сформированной по принципу разделения труда (Модель 2).

6. Краткая характеристика модели, представляемой в виде сложной иерархической системы (Модель 3).

7. Краткая характеристика модели, представляемой как общественные организации (Модель 4).

8.Основные отличия немецкой и американской моделей контроллинга.

9.Краткая характеристика концепции контроллинга «Управленческий учет».

10.Краткая характеристика концепции «Управленческая информационная система».

11.Краткая характеристика концепции «Координация планирования».

12.Краткая характеристика концепции «Координация процесса принятия решений».

13. Основные составляющие контроллинга.

14. Основные элементы контроллинга.

15.Основные взаимосвязи контроллинга с другими самостоятельными видами правленческой деятельности.

16.Определения контроллинга.

 

 


Учитывая вышеизложенные базовые положения, объектом исследования является система контроллинга предприятия, которая представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией принятых решений для достижения поставленных целей.

Контроллинг можно рассматривать также как процесс решения проблем в ходе достижения целей. В главе 3 приведены технологии разработки и принятия решений в системе контроллинга предприятия

Исходя из теоретических положений, предметом исследования называют систему знаний, умений, навыков, отобранных из соответствующих отраслей науки, экономики, техники, отобранных для исследования в конкретной работе.

Координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы управления предприятием на достижение поставленных целей, контроллинг обеспечивает связь процессов управления за счет выбора организационного, математического, информационного, технического, программного, лингвистического обеспечения для исследования процессов управления хозяйственной деятельностью: планирования, учета, регулирования, контроля, анализа, организации информационных потоков и др.

Таким образом, предметом контроллинга являются методы создания методологии в соответствии с установленными правилами, нормами, решениями: процессы и явления, рассматриваемые с точки зрения стратегии развития предприятия; процессы и явления, рассматриваемые с точки зрения возможного их несоответствия намеченным целям, планам, нормам, решениям; процессы и операции принятия плановых, технических, финансовых, организационных решений с позиций экономической эффективности, достоверности и целесообразности.

Одной из главных причин внедрения контроллинга является необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной структуре предприятия, так как контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, регулирования, учета и анализа, а также оценки межфункциональной ситуации для принятия управленческих решений.

Контроллинг позволяет установить контроль за достижением как стратегических, так и тактических целей деятельности предприятия, обеспечивая инструментарием межфункциональные процессы менеджмента, которые позволяют отслеживать движение предприятия к стратегическим целям своего развития. Чтобы в полном объеме использовать потенциал контроллинга на российских предприятиях, необходимо перестроить планирование, учет и анализ хозяйственной деятельности в соответствии с современными требованиями. Особая роль в контроллинге отводится методам исследования: стратегического и оперативного планирования; системы показателей; неопределенности и рисков; взаимосвязи планирования с бюджетированием.

Методом исследования систем управления называют способ получения информации (снятие неопределенности) об объекте управления, его характеристиках, возможном их изменении при изменении условий или состояния объекта.

Методика исследования – совокупность алгоритмов, специальных правил и приемов получения информации об объекте исследования.

Исследовательский прием (процедура) – практическое, математическое, информационное действие по: измерению или расчету характеристик; получению типового представления объекта исследования; оценке его эффективности, затрат, безопасности или риска, а также

достоверности результатов предыдущих действий.

Приемами диалектического познания являются: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция, дедукция.

Процесс управления, как объект исследования в контроллинге, представляется как совокупность действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения решения. Другими словами в процессе управления выражаются наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между различными процессами управления.

К числу важнейших закономерностей контроллинга следует отнести: 

- развитие теории и практики контроллинга в условиях изменения форм и методов контроллинга;

- динамичное влияние контроллинга на функционирование внешней и внутренней среды предприятия;

- влияние форм собственности на цели предприятия;

- динамичное изменение целей и задач контроллинга в условиях нестабильного окружения;

- рационализация уровней управления предприятием.

Под воздействием проявления закономерностей на предприятии формируются принципы контроллинга и требования к целям, функциям, задачам, методам и организационной структуре. Первым сформулировал принципы управления А. Файоль, которые приведены в таблице 2.1. В дополнение к выделенным А. Файолем принципам, проверенным последующей практикой, эволюция менеджмента позволила добавить следующие:

- принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода в управлении;

- принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления;

- принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинение низших уровней управления высшим;

- принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения;

- принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

Наряду с общими принципами, которыми контроллинг должен руководствоваться, определены специальные принципы, которые позволяют регулировать межфункциональные процессы с учетом специфики целей, функций, методов и задач: принцип развития; принцип стратегии; принцип оперативности; принцип отчетности.

Таковы общие и специальные принципы контроллинга предприятия, его методологический базис.

Принципы контроллинга, синтезируя объективные закономерности, формируют требования к целям.

Формирование и согласование целей – важнейшая часть методологии контроллинга. В соответствии с этим решение вопросов целеполагания контроллер должен осуществлять на основе системного подхода, опираясь на свой и своих коллег предпринимательский талант, высокую компетентность, опыт, интуицию и безусловное добросовестное отношение персонала организации. Производственный термин «целеполагание» означает, что «действие или поведение можно рассматривать как направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект, поведение которого изучается, достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием».


 

 

                                                                                     Таблица 2.1

Принципы А.Файоля.

Название принципа Содержание принципа
Разделение труда Специализация работ, необходима для эффективного использования рабочей силы
Полномочия и ответственность Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу
Дисциплина Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры – применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка
Единоличие Работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником
Единство действий Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться по единому плану
Подчиненность интересов Интересы организации имеют преимущество перед интересами личности
Вознаграждение персонала Получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд
Централизация Организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
Скалярная цепь управления Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми иерархиями («цепь начальников»)
Порядок Рабочее место – для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте
Справедливость Установленные правила и соглашения должны проводится в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи
Стабильность персонала Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность
Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
Корпоративных дух Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве – сила)

Цели формируются теми, кто распоряжается ключевыми ресурсами. В то же время, формулировка их не произвольна, исходит не только из личных взглядов руководства, но и из той роли, которую контроллинг играет на предприятии.

 На формулировку целей существенное влияние оказывают также интересы субъектов, связанных с деятельностью предприятия. К ним, помимо ее владельцев или руководителей, относятся: сотрудники, которым организация дает средства к существованию; деловые партнеры, чье благополучие также в немалой степени от нее зависит; местные власти, которым организация помогает решать многие их проблемы; общество в целом.

Должностные обязанности

1. Наименование предприятия

2. Наименование должности: Руководитель отдела - контроллер.

3. Место в организационной структуре

3.1. Контроллер административно подчиняется директору предприятия.

3.2. Ему административно и функционально подчиняются работники его отдела.

3.3. Занимающий должность замещается одним из сотрудников отдела или заместитель директора предприятия.

4. Основные задачи

Функции контроллера вклю­чают все, что относится к планированию и ко


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.