Весенние гадания. Пляски щеголих — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Весенние гадания. Пляски щеголих

2020-11-03 71
Весенние гадания. Пляски щеголих 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История создания

Год создания 1912

Премьера состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже. Автор декораций и костюмов — Николай Константинович Рерих, хореограф — Вацлав Фомич Нижинский, импресарио — Сергей Павлович Дягилев.

Стравинский долгое время жил в Швейцарии в окрестностях города Монтрё. Именно там он написал «Весну священную». В честь этого названа одна из улиц в Кларансе: Rue du Sacre du Printemps (Улица Священной Весны).

Идея создания балета возникла в 1910 г. Толчком к созданию произведения послужил зрительный образ. «Замысел “Весны священной“ зародился у меня еще во время сочинения “Жар-птицы“. Мне представилась картина языческого обряда, когда приносимая в жертву девушка затанцовывает себя до смерти. Однако это видение не сопровождалось какой-нибудь определенной музыкальной мыслью»

В июле 1911 года в имение княгини Тенишевой под Смоленском Стравинский встретился с  Николаем Рерихом, и они за несколько составили план сценического действия.

Премьера «Весны священной», состоявшаяся 29 мая 1913 года в театре Елисейских полей под управлением Пьера Монте, привела зрителей в шок. Публика свистела, смеялась и шумела. Чтобы усмирить разошедшиеся страсти, Дягилеву пришлось несколько раз гасить свет в зале, и все же утихомирить публику не удалось. Спектакль прервался. Спектакль прошел всего шесть раз. В 1920 году его заново поставил Л. Мясин (1895—1979). Однако именно хореография Нижинского произвела подлинную революцию в балетном искусстве.

Сюжет

Действующие лица:

· Избранная

· Старейший-мудрейший

· Бесноватая

· Юноша

· Старцы, юноши, девушки

Действие происходит в доисторической Руси.

«Весна священная» корнями своими уходит в традиции русской музыки, воспевающей язычество, прежде всего — к «Руслану» и «Снегурочке». Однако центр тяжести ее замысла существенно иной. Это не торжество света и добра, не гимническое славление Ярилы и его живительных сил. Стравинский показывает обряд, в котором род заклинает обожествляемые силы природы. Композитор насыщает это действо энергией и драматизмом, которые придают «картинам языческой Руси» многозначный смысл, рождают аллюзии с современностью.

Балет воспроизводит некий ритуал. Именно «его церемониальный характер, что, в свою очередь, усиливает универсальную окраску творимого на наших глазах действа и исключает необходимость последовательного изложения сюжета. Все известно и предопределено: жизнь и смерть, радость обновления и неизбежность угасания, всемирный расцвет и всеобщий исход, трагизм человеческого существования в целом. Мир природный и мир человеческий неразделимы, взращены землей и обращены к ней в первый и последний миг, в лучезарное мгновение восхода и заката. Земля - олицетворение природно-человеческой судьбы, циклически повторяемой, имеющей свое начало и свой конец» (ИЗМ 6 т.).

Стравинский в своей статье «Что я хотел выразить в «Весне священной» вкратце излагает и сюжетную линию, и общий стиль постановки:

«Впервой картине являются юноши со старой, очень старой старухой, возраст и век которой неизвестны, которая знает все тайны природы и научает сынов своих прорицаниям. Она бежит, нагнувшись над землей... Юноши рядом с ней, как весенние вестники, которые своими шагами обозначают ритм Весны, биение пульса Весны.

В это время спускаются с берега девушки (Щеголихи). Они составляют венок, смешивающийся с хороводом юношей (Вешние хороводы). Они смешиваются, но в их ритме чувствуются катаклизмы составляющихся групп. Группы юношей разделяются и начинают бороться. От одной к другой перебегают борцы, которые ссорятся. Это определение сил борьбой, т. е. игрой (Игра двух городов). Но вот слышится близость шествия. Это приближается Старейший-Мудрейший, самый старый из племени. Всеми овладевает ужас.

И Мудрый благословляет землю, упав ниц, распластав руки и ноги, сливаясь в одно с землей (Поцелуй земли). Его благословение, это - как знак освобождения ритма. Все бегут, извиваясь, соединяясь в большие группы, как новые силы природы. Это - Выплясывание земли.

Вторая картина (Великая жертва) начинается тусклой игрой юношей. Вначале музыкальная прелюдия основана на мистическом пении, под которое танцуют девушки. Последние своими извиваниями обозначают место, где будет замкнута и откуда уже не сможет выйти Обреченная. Обреченная это та, которую должна освятить Весна. Это та, которая вернет Весне силу, отнятую у нее молодостью. Девушки танцуют вокруг обреченной, неподвижной... нечто вроде славления (Величание избранной). Потом следует очищение земли и взывание к праотцам. И предки группируются вокруг Избранницы (Действо Старцев), которая начинает танцевать Искупительный танец (Великая священная пляска)».

Музыка

Жанр

       Сюита – по внешним признакам. Наличие разнообразных контрастных частей в цикле.

       Симфонический цикл. Наличие обобщающего замысла, концепции. Идея «воскресения природы», пробуждение «изначальных» жизненных сил (Вульфсон), идея неизбежного круговорота жизни и смерти. Порядок номеров продиктован требованиями симфонического раскрытия идеи. 2 части балета – симфонические картины, раскрывающие разные стороны языческого представления о весне («Поцелуй земли» - «внешне-игровая и плясовая сторона отношений первобытного человечества к природе»: «Великая жертва – «ощущение таинственности и жути», «паническое чувство» (Асафьев)). На протяжении каждой из частей – непрерывное crescendo + 2-я часть продолжает crescendo 1-й. «Весна священна» демонстрирует новый тип симфонической концепции, основанной не на традиционном драматическом конфликте контрастных тем с их последующей разработкой, приведением к новому синтезирующему единству…, а на конфликтном столкновении «музыкальной стихии и преобразующего её ритма. Именно ритм становится главным действенным элементом сквозного симфонического действия и приобретает глубокий образный смысл» (Вершинина).

+ Стравинский постоянно подчеркивает независимость музыкального ряда от сюжетного. Направленность к «чистой музыке» и к белым балетам.

Здесь осуществляется осознанное движение к синкретическому единству всех форм выражения - от образно-поэтических до музыкально-стилевых - через ритуал. Ритуал становится художественным прототипом многих сочинений Стравинского. Его языческое преломление в "Весне священной" отражает одну из сущностных сторон творческого процесса композитора - стремление к воплощению надличностного, объективно значимого начала и нахождение для этого всеобщих законов структурирования и оформления художественного материала.

Аналогии при сравнении "Петрушки" и "Весны священной".

· И тут, и там Высшая сила простирает свою власть над миром, изъявляет свою волю и диктует свои законы, не выпускает человека за пределы означенного, регламентирует его чувства и деяния.

· И тут, и там Судьба вторгается в мир в момент стихийного всплеска. Приход весны, масленичное гулянье, пробуждение природы - источника любви и красоты.

· И тут, и там символика сменяющих друг друга явлений дня и ночи, утра и вечера. Утро - исток человеческой жизни и начало праздничного гулянья, его сменяет день любовных игр и забав. Вечер напоминает о неизбежности заката и завершается смертью одного из многих - того, на кого пал роковой выбор. Ночь - приношение жертвы во имя нового начала, следующего витка круговорота Земли.

Драматургия

Принципы:

· Контраст между картинами, номерами.

· Сюитное строение + сквозное симфоническое развитие и внутри каждой части, и на протяжении всего балета. Кульминации и для каждой части, и для всего балета. «Цель» нарастания – не преобразование образно-смысловых качеств, а исчерпание их.

· Метод предвосхищения.

Первая часть – Поцелуй земли – воспринимается как преамбула к основному действу, подготовка ритуальной церемонии. В ее основных фрагментах - "Весенних гаданиях" и "Плясках щеголих", "Вешних хороводах", "Игре умыкания" и "Игре двух городов" - запечатлены элементы различных древнеславянских обрядов, которые связаны между собой не сюжетной цепью, а образно-метафорической. Все разрастающаяся танцевально-плясовая стихия, символизирующая игру жизненных начал, внезапно наталкивается на преграду.

Шествие Старейшего-Мудрейшего – перелом. Как точно властный, повелительный жест Судьбы, останавливает бурлящий людской поток, устремленный вперед в попытке оторваться от земли и обрести чувство свободы, ощущение собственного "я", и разворачивает его обратно к земле. По сигналу Старцев ("проводников" Высшей силы) человечество - "все как один" - совершает обряд выплясывания земли. Сюда направлено движение масс, здесь завязывается трагический узел происходящего, его предопределенность. "Смута всемирного расцвета", по словам Стравинского, должна быть искуплена "великой жертвой".

Вторая часть балета - поэтически обобщенное воплощение ритуального действа. Жизненная стихия, пойманная в "тупик каменного лабиринта" (Б. В. Асафьев), лишается права выбора. "Величание Избранной" и "Великая священная пляска", которой предшествуют таинственные приготовления обряда жертвоприношения ("Тайные игры девушек", "Взывание к праотцам", "Действо старцев - человечьих праотцов") - вот трагический удел человечества.

Оркестровка

Тембр инструмента и тип мелодии становятся нерасторжимыми. Например, во вступлении солирующий высокий фагот, излагая мелодию, звучит как языческая свирель, и такое решение кажется единственно возможным (прототипом его можно считать соло флейты в «Послеполуденном отдыхе фавна» Дебюсси или соло фагота, открывающее Думку Паробка из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского в оркестровке Лядова). Высокие деревянные в разных номерах балета исполняют весенние «заклички».

Тематизм

Тематизм «Весны священной» опирается на зазывные кличи веснянок, трихорды колядок, отдельные интонации свадебных песен. Стравинского интересуют типизация напевов, их формульность.

Стравинский превращает этот прием в творческий принцип. При этом формульность не приводит к омертвению попевок. Напротив, они расцветают и оживают в интонационной среде «Весны священной». Так, попевка вступления буквально прорастает из начального интонационного зерна, ее звенья ритмически растягиваются, сжимаются, переставляются, образуют неожиданные гетерофонические звуковые сплетения, политональные сочетания.

           Образные сферы:

· Природа, пейзаж. «Поцелуй земли» - solo Fag. «Великая жертва» - ночной пейзаж.

· Мужская - активная, «Стихия беспредельного роста новых жизненных сил, которые могут расти и развиваться до бесконечности» (Вершинина). Эта сфера воплощается в основном в 1-й части – пульсирующий ритм «Весенние гаданий», туттийные аккорды в «Играх умыкания», мотивы у меди в «Игре двух городов», «освобождение ритма» (Стравинский. Что я хотел выразить в "Весне священной") в «Выплясывании земли». Тематизм «опирается на «стихию ритма», которая находится в постоянном активном взаимодействии с различными гармоническими образованиями и оркестровыми тембрами» (Вершинина).

· Женская – лирическая сфера.

· Праотцы – холод, смерть.

Ритм

· Характерна мотивная работа (как смальта).

· Развёрнутых мелодий – мало:

o Тема вступления.

o «Вешние хороводы».

o «Пляски щеголих».

В основном наигрыши. Ритмо-тембровый тематизм.

Ритм превращается в фактор первостепенный, определяющий (даже довлеющий) во всех номерах произведения. Он становится конструктивным и смысловым "ядром" симфонической концепции. Ритм, срастаясь с тембром и интонацией, гармонией и фактурой, берет на себя образно-тематические функции.

Стравинский придает ритму заклинательную функцию в «Выплясывании земли» и особенно в «Великой священной пляске». "...Я желаю, - подчеркивает Стравинский, - чтобы все мое произведение позволило ощутить близость человека к земле, человеческой жизни и земли, и я искал выражения этого в лапидарных ритмах".

"...Ритм, как конструктивное начало, и организуемый им звучащий материал, - пишет Асафьев, - поставлены лицом к лицу без посредствующих факторов: орнамент, тема, мелодическое образование, гармоническое голосоведение не могут иметь здесь самостоятельного значения. Выбран некий ряд комплексов звучаний. Этот ряд подчинен ритмическим принципам перестановок и перемещений, разворачиванию и сокращению (укорачиванию), динамическим принципам распухания, наполнения и сжатия комплексов, утолщения и утончения линий, наслоению и разрыхлению, накоплению и расточению материала и, наконец, энергетике напряжения и разряда".

Ритм раскрывает именно разные грани состояния образа, подчеркивая неизменность его внутренней сути. "...Музыка не движется и даже не переливается, а только крутится, как колесо вокруг оси", - подчеркивает исследователь.

Анализ

Часть I. Поцелуй земли

Вступление

       Открывается темой у фагота. Она является подлинной цитатой литовской народной песни. Образ пастушеской свирели – утро, пробуждение природы. Основа мелодии краткий мотив, который при помощи метро-ритмического варьирования вырастает до протяжённой мелодии.

Тематизм за исключением 1-й темы у фагота не отличается мелодической яркостью. К тому же эти тематические образования настолько малы по масштабу, что тембровая окраска становится первостепенным признаком тематической характеристики.

По структуре получается такая картина:

Тема Fag. – тема C. Ingl. (а) – тема Ob. (б) – тема Ob. (в) – кульминация (одновременно а, б, в) - Тема Fag.

Игра умыкания

       Продолжает непрерывное движение, которое задала предыдущая часть, но здесь оно имеет более стихийный, импровизационный характер.

       Постепенное рождение темы. Она формируется постепенно. Сначала появляется небольшими попевками (как клич), «всплывая» в непрерывном потоке движения.  

Как более протяжённая мелодия звучит 46.

В кульминационный момент возникает тема:

       Она образует тематическую арку с темой номера «Игра двух городов».

Вешние хороводы

       Номер обрамляется спокойной мелодией у 2-х кларнетов. Она построена по тем же звукам, что и основная тема «Игры умыкания». Про эту тему в статьях говорят, что она основанная на попевках старинной свадебной песни «На море утушка» и «зазывных» интонациях веснянок + нечто общее с колядкой «За рекой огонь горит» из сборника Римского-Корсакова. Но их влияние очень опосредовано.

 

Основная тема номера – 50 +3.

Игра двух городов

       Тоже 2 образные сферы. Основная тема - мужская, - (А):

       Женская (с затакта 60; В). Структура номера – АВА1В1.

 

Выплясывание земли

Как заклинание. Tutti. Полиритмия: басы держат мерный долевой ритм четвертей и восьмых; краткая фанфара валторн кладёт начало триольному ритму, который овладевает альтами, а потом передаётся трубам; с резких репетиций трубы начинается ещё более мелкий ритмический рисунок (шестнадцатыми) у струнных.

Нет мелодии. Короткие мотивы-возгласы. «Выплясывание земли» - высшая точка динамического нарастания стихийного начала музыки «Весны».  

Часть II. Великая жертва

Вступление

       Образ природы. Вначале звучит лейтгармония 2 части – наложение на тоническое трезвучие d-moll трезвучий вводных ступеней es-moll и cis-moll (в произведении записано как des-moll). Главная роль принадлежит сочетанию  es-moll/d-moll. Нигде не повторяются буквально. Подобние гармонии возникают в связке следующего номера (97 – 98). Сочетание es-moll/d-moll становится основой крайних разделов «Действа старцев», а также в «Великой священной пляске» (144 и др.).

Тема возникает 80. Политональность.

       Тема полностью:

Величание избранной

Господствует страшная неукрощенная стихия. «Словно тяжелые молоты выковывают ритм, и после каждого удара с шипением вырывается пламя» (Асафьев). Предвосхищение танца избранной.

Взывание к праотцам

Функция связки. Как псалмодия.

Источники

Глава №23 книги «История зарубежной музыки — 6» http://www.classic-music.ru/6zm023.html

http://lib.icr.su/node/526

Стравинский И. Что я хотел выразить в "Весне священной" // Музыка. 1913. N. 141. С. 491.

Игорь Стравинский. Диалоги

http://www.belcanto.ru/ballet_printemps.html

http://www.liveinternet.ru/users/3395230/post141508344/

Вульфсон «Симфонизм балета Стравинского «Весна священная»

Вершинина «Ранние балеты Стравинского»

История создания

Год создания 1912

Премьера состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже. Автор декораций и костюмов — Николай Константинович Рерих, хореограф — Вацлав Фомич Нижинский, импресарио — Сергей Павлович Дягилев.

Стравинский долгое время жил в Швейцарии в окрестностях города Монтрё. Именно там он написал «Весну священную». В честь этого названа одна из улиц в Кларансе: Rue du Sacre du Printemps (Улица Священной Весны).

Идея создания балета возникла в 1910 г. Толчком к созданию произведения послужил зрительный образ. «Замысел “Весны священной“ зародился у меня еще во время сочинения “Жар-птицы“. Мне представилась картина языческого обряда, когда приносимая в жертву девушка затанцовывает себя до смерти. Однако это видение не сопровождалось какой-нибудь определенной музыкальной мыслью»

В июле 1911 года в имение княгини Тенишевой под Смоленском Стравинский встретился с  Николаем Рерихом, и они за несколько составили план сценического действия.

Премьера «Весны священной», состоявшаяся 29 мая 1913 года в театре Елисейских полей под управлением Пьера Монте, привела зрителей в шок. Публика свистела, смеялась и шумела. Чтобы усмирить разошедшиеся страсти, Дягилеву пришлось несколько раз гасить свет в зале, и все же утихомирить публику не удалось. Спектакль прервался. Спектакль прошел всего шесть раз. В 1920 году его заново поставил Л. Мясин (1895—1979). Однако именно хореография Нижинского произвела подлинную революцию в балетном искусстве.

Сюжет

Действующие лица:

· Избранная

· Старейший-мудрейший

· Бесноватая

· Юноша

· Старцы, юноши, девушки

Действие происходит в доисторической Руси.

«Весна священная» корнями своими уходит в традиции русской музыки, воспевающей язычество, прежде всего — к «Руслану» и «Снегурочке». Однако центр тяжести ее замысла существенно иной. Это не торжество света и добра, не гимническое славление Ярилы и его живительных сил. Стравинский показывает обряд, в котором род заклинает обожествляемые силы природы. Композитор насыщает это действо энергией и драматизмом, которые придают «картинам языческой Руси» многозначный смысл, рождают аллюзии с современностью.

Балет воспроизводит некий ритуал. Именно «его церемониальный характер, что, в свою очередь, усиливает универсальную окраску творимого на наших глазах действа и исключает необходимость последовательного изложения сюжета. Все известно и предопределено: жизнь и смерть, радость обновления и неизбежность угасания, всемирный расцвет и всеобщий исход, трагизм человеческого существования в целом. Мир природный и мир человеческий неразделимы, взращены землей и обращены к ней в первый и последний миг, в лучезарное мгновение восхода и заката. Земля - олицетворение природно-человеческой судьбы, циклически повторяемой, имеющей свое начало и свой конец» (ИЗМ 6 т.).

Стравинский в своей статье «Что я хотел выразить в «Весне священной» вкратце излагает и сюжетную линию, и общий стиль постановки:

«Впервой картине являются юноши со старой, очень старой старухой, возраст и век которой неизвестны, которая знает все тайны природы и научает сынов своих прорицаниям. Она бежит, нагнувшись над землей... Юноши рядом с ней, как весенние вестники, которые своими шагами обозначают ритм Весны, биение пульса Весны.

В это время спускаются с берега девушки (Щеголихи). Они составляют венок, смешивающийся с хороводом юношей (Вешние хороводы). Они смешиваются, но в их ритме чувствуются катаклизмы составляющихся групп. Группы юношей разделяются и начинают бороться. От одной к другой перебегают борцы, которые ссорятся. Это определение сил борьбой, т. е. игрой (Игра двух городов). Но вот слышится близость шествия. Это приближается Старейший-Мудрейший, самый старый из племени. Всеми овладевает ужас.

И Мудрый благословляет землю, упав ниц, распластав руки и ноги, сливаясь в одно с землей (Поцелуй земли). Его благословение, это - как знак освобождения ритма. Все бегут, извиваясь, соединяясь в большие группы, как новые силы природы. Это - Выплясывание земли.

Вторая картина (Великая жертва) начинается тусклой игрой юношей. Вначале музыкальная прелюдия основана на мистическом пении, под которое танцуют девушки. Последние своими извиваниями обозначают место, где будет замкнута и откуда уже не сможет выйти Обреченная. Обреченная это та, которую должна освятить Весна. Это та, которая вернет Весне силу, отнятую у нее молодостью. Девушки танцуют вокруг обреченной, неподвижной... нечто вроде славления (Величание избранной). Потом следует очищение земли и взывание к праотцам. И предки группируются вокруг Избранницы (Действо Старцев), которая начинает танцевать Искупительный танец (Великая священная пляска)».

Музыка

Жанр

       Сюита – по внешним признакам. Наличие разнообразных контрастных частей в цикле.

       Симфонический цикл. Наличие обобщающего замысла, концепции. Идея «воскресения природы», пробуждение «изначальных» жизненных сил (Вульфсон), идея неизбежного круговорота жизни и смерти. Порядок номеров продиктован требованиями симфонического раскрытия идеи. 2 части балета – симфонические картины, раскрывающие разные стороны языческого представления о весне («Поцелуй земли» - «внешне-игровая и плясовая сторона отношений первобытного человечества к природе»: «Великая жертва – «ощущение таинственности и жути», «паническое чувство» (Асафьев)). На протяжении каждой из частей – непрерывное crescendo + 2-я часть продолжает crescendo 1-й. «Весна священна» демонстрирует новый тип симфонической концепции, основанной не на традиционном драматическом конфликте контрастных тем с их последующей разработкой, приведением к новому синтезирующему единству…, а на конфликтном столкновении «музыкальной стихии и преобразующего её ритма. Именно ритм становится главным действенным элементом сквозного симфонического действия и приобретает глубокий образный смысл» (Вершинина).

+ Стравинский постоянно подчеркивает независимость музыкального ряда от сюжетного. Направленность к «чистой музыке» и к белым балетам.

Здесь осуществляется осознанное движение к синкретическому единству всех форм выражения - от образно-поэтических до музыкально-стилевых - через ритуал. Ритуал становится художественным прототипом многих сочинений Стравинского. Его языческое преломление в "Весне священной" отражает одну из сущностных сторон творческого процесса композитора - стремление к воплощению надличностного, объективно значимого начала и нахождение для этого всеобщих законов структурирования и оформления художественного материала.

Аналогии при сравнении "Петрушки" и "Весны священной".

· И тут, и там Высшая сила простирает свою власть над миром, изъявляет свою волю и диктует свои законы, не выпускает человека за пределы означенного, регламентирует его чувства и деяния.

· И тут, и там Судьба вторгается в мир в момент стихийного всплеска. Приход весны, масленичное гулянье, пробуждение природы - источника любви и красоты.

· И тут, и там символика сменяющих друг друга явлений дня и ночи, утра и вечера. Утро - исток человеческой жизни и начало праздничного гулянья, его сменяет день любовных игр и забав. Вечер напоминает о неизбежности заката и завершается смертью одного из многих - того, на кого пал роковой выбор. Ночь - приношение жертвы во имя нового начала, следующего витка круговорота Земли.

Драматургия

Принципы:

· Контраст между картинами, номерами.

· Сюитное строение + сквозное симфоническое развитие и внутри каждой части, и на протяжении всего балета. Кульминации и для каждой части, и для всего балета. «Цель» нарастания – не преобразование образно-смысловых качеств, а исчерпание их.

· Метод предвосхищения.

Первая часть – Поцелуй земли – воспринимается как преамбула к основному действу, подготовка ритуальной церемонии. В ее основных фрагментах - "Весенних гаданиях" и "Плясках щеголих", "Вешних хороводах", "Игре умыкания" и "Игре двух городов" - запечатлены элементы различных древнеславянских обрядов, которые связаны между собой не сюжетной цепью, а образно-метафорической. Все разрастающаяся танцевально-плясовая стихия, символизирующая игру жизненных начал, внезапно наталкивается на преграду.

Шествие Старейшего-Мудрейшего – перелом. Как точно властный, повелительный жест Судьбы, останавливает бурлящий людской поток, устремленный вперед в попытке оторваться от земли и обрести чувство свободы, ощущение собственного "я", и разворачивает его обратно к земле. По сигналу Старцев ("проводников" Высшей силы) человечество - "все как один" - совершает обряд выплясывания земли. Сюда направлено движение масс, здесь завязывается трагический узел происходящего, его предопределенность. "Смута всемирного расцвета", по словам Стравинского, должна быть искуплена "великой жертвой".

Вторая часть балета - поэтически обобщенное воплощение ритуального действа. Жизненная стихия, пойманная в "тупик каменного лабиринта" (Б. В. Асафьев), лишается права выбора. "Величание Избранной" и "Великая священная пляска", которой предшествуют таинственные приготовления обряда жертвоприношения ("Тайные игры девушек", "Взывание к праотцам", "Действо старцев - человечьих праотцов") - вот трагический удел человечества.

Оркестровка

Тембр инструмента и тип мелодии становятся нерасторжимыми. Например, во вступлении солирующий высокий фагот, излагая мелодию, звучит как языческая свирель, и такое решение кажется единственно возможным (прототипом его можно считать соло флейты в «Послеполуденном отдыхе фавна» Дебюсси или соло фагота, открывающее Думку Паробка из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского в оркестровке Лядова). Высокие деревянные в разных номерах балета исполняют весенние «заклички».

Тематизм

Тематизм «Весны священной» опирается на зазывные кличи веснянок, трихорды колядок, отдельные интонации свадебных песен. Стравинского интересуют типизация напевов, их формульность.

Стравинский превращает этот прием в творческий принцип. При этом формульность не приводит к омертвению попевок. Напротив, они расцветают и оживают в интонационной среде «Весны священной». Так, попевка вступления буквально прорастает из начального интонационного зерна, ее звенья ритмически растягиваются, сжимаются, переставляются, образуют неожиданные гетерофонические звуковые сплетения, политональные сочетания.

           Образные сферы:

· Природа, пейзаж. «Поцелуй земли» - solo Fag. «Великая жертва» - ночной пейзаж.

· Мужская - активная, «Стихия беспредельного роста новых жизненных сил, которые могут расти и развиваться до бесконечности» (Вершинина). Эта сфера воплощается в основном в 1-й части – пульсирующий ритм «Весенние гаданий», туттийные аккорды в «Играх умыкания», мотивы у меди в «Игре двух городов», «освобождение ритма» (Стравинский. Что я хотел выразить в "Весне священной") в «Выплясывании земли». Тематизм «опирается на «стихию ритма», которая находится в постоянном активном взаимодействии с различными гармоническими образованиями и оркестровыми тембрами» (Вершинина).

· Женская – лирическая сфера.

· Праотцы – холод, смерть.

Ритм

· Характерна мотивная работа (как смальта).

· Развёрнутых мелодий – мало:

o Тема вступления.

o «Вешние хороводы».

o «Пляски щеголих».

В основном наигрыши. Ритмо-тембровый тематизм.

Ритм превращается в фактор первостепенный, определяющий (даже довлеющий) во всех номерах произведения. Он становится конструктивным и смысловым "ядром" симфонической концепции. Ритм, срастаясь с тембром и интонацией, гармонией и фактурой, берет на себя образно-тематические функции.

Стравинский придает ритму заклинательную функцию в «Выплясывании земли» и особенно в «Великой священной пляске». "...Я желаю, - подчеркивает Стравинский, - чтобы все мое произведение позволило ощутить близость человека к земле, человеческой жизни и земли, и я искал выражения этого в лапидарных ритмах".

"...Ритм, как конструктивное начало, и организуемый им звучащий материал, - пишет Асафьев, - поставлены лицом к лицу без посредствующих факторов: орнамент, тема, мелодическое образование, гармоническое голосоведение не могут иметь здесь самостоятельного значения. Выбран некий ряд комплексов звучаний. Этот ряд подчинен ритмическим принципам перестановок и перемещений, разворачиванию и сокращению (укорачиванию), динамическим принципам распухания, наполнения и сжатия комплексов, утолщения и утончения линий, наслоению и разрыхлению, накоплению и расточению материала и, наконец, энергетике напряжения и разряда".

Ритм раскрывает именно разные грани состояния образа, подчеркивая неизменность его внутренней сути. "...Музыка не движется и даже не переливается, а только крутится, как колесо вокруг оси", - подчеркивает исследователь.

Анализ

Часть I. Поцелуй земли

Вступление

       Открывается темой у фагота. Она является подлинной цитатой литовской народной песни. Образ пастушеской свирели – утро, пробуждение природы. Основа мелодии краткий мотив, который при помощи метро-ритмического варьирования вырастает до протяжённой мелодии.

Тематизм за исключением 1-й темы у фагота не отличается мелодической яркостью. К тому же эти тематические образования настолько малы по масштабу, что тембровая окраска становится первостепенным признаком тематической характеристики.

По структуре получается такая картина:

Тема Fag. – тема C. Ingl. (а) – тема Ob. (б) – тема Ob. (в) – кульминация (одновременно а, б, в) - Тема Fag.

Весенние гадания. Пляски щеголих

Стравинский хотел «обозначить… биение пульса Весны» («Что я хотел показать в «Весне священной» с. 400). Здесь пример характерной для Стравинского полиритмии. Чёткий «втаптывающий», равномерный ритм у струнных прерывается возгласами валторн на слабой доле. В этом номере ритм выполняет объединяющую функцию – представлено 2 образные сферы мужская и женская.

В первом разделе номера – мужская сфера. Трёхчастная форма. Нет протяжённой мелодии, из полиритмической конструкции зарождается тематический мотив фагота.

Связка.

Пляска щеголих (женское начало). Трёхчастная форма. Тема 25 у валторны.

Игра умыкания

       Продолжает непрерывное движение, которое задала предыдущая часть, но здесь оно имеет более стихийный, импровизационный характер.

       Постепенное рождение темы. Она формируется постепенно. Сначала появляется небольшими попевками (как клич), «всплывая» в непрерывном потоке движения.  

Как более протяжённая мелодия звучит 46.

В кульминационный момент возникает тема:

       Она образует тематическую арку с темой номера «Игра двух городов».

Вешние хороводы

       Номер обрамляется спокойной мелодией у 2-х кларнетов. Она построена по тем же звукам, что и основная тема «Игры умыкания». Про эту тему в статьях говорят, что она основанная на попевках старинной свадебной песни «На море утушка» и «зазывных» интонациях веснянок + нечто общее с колядкой «За рекой огонь горит» из сборника Римского-Корсакова. Но их влияние очень опосредовано.

 

Основная тема номера – 50 +3.

Игра двух городов

       Тоже 2 образные сферы. Основная тема - мужская, - (А):

       Женская (с затакта 60; В). Структура номера – АВА1В1.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.