Нейролингвистическое программирование (НЛП) базируется на ряде источников: — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Нейролингвистическое программирование (НЛП) базируется на ряде источников:

2020-11-03 156
Нейролингвистическое программирование (НЛП) базируется на ряде источников: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение в НЛП

 

Для знакомства с НЛП Вы можете прочесть книги следующих авторов: Джон Гриндер, Ричард Бэндлер, Джудит Делозье, Майкл Холл, Роберт Дилтс, Френк Пьюселик, Джозеф О’Коннор, Грегори Бэйтсон, Дэвид Гордон, Флемминг Фанч, Сергей Ковалев, Сергей Горин, Андрей Плигин, Андрей Карелин и др. Подборки книг и видео о НЛП и не только, а также ссылки на другие информационные ресурсы можно найти здесь https://vk.com/psychologicalspace в разделах “Библиотека”, “Видеотека” и “Полезные ссылки”.

 

“НЛП - это искусство и наука о совершенстве, результат исследования того, как выдающиеся люди в различных областях деятельности достигали своих выдающихся результатов. Этими коммуникативными умениями может овладеть каждый, кто хочет повысить свою личную и профессиональную эффективность.

НЛП представляет определенную позицию миропонимания и способ существования в этом мире

НЛП - это модель того, как отдельные люди структурируют свой уникальный жизненный опыт. Это лишь один из многих способов понимания и организации фантастически сложной и, тем не менее, прекрасной системы человеческих мыслей и коммуникации.

НЛП - вещь практическая. Это набор моделей, умений и технологий для того, чтобы мыслить и действовать эффективно в этом мире. Цель НЛП - быть полезным, расширять ваши выборы и делать жизнь лучше.” (Джозеф О’Коннор).

 

НЛП создает широкие возможности повышения эффективности функционирования в образовании, бизнесе, консультировании и психотерапии.

В психотерапии считается современным направлением постэриксоновской психотерапии, разрабатываемой с начала 70-х годов американцами Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером (лингвистом и математиком по базисному образованию) и их последователями. НЛП является психотерапевтической концепцией необихевиористской ориентации. НЛП акцентирует внимание на «подстройке» к клиенту и эффективных технологиях взаимодействия с ним. Такая технологическая» ориентация сочетается с бережным вниманием к самоценности человека и соблюдением принципов внутренней (все изменения не должны вступать в противоречия с другим внутренним опытом) и внешней (все изменения не должны вредить человеку при взаимодействии с другими людьми) экологии.

 

Обучение

 

 

Знаний о НЛП не достаточно, важна практика!

КАЛИБРОВКА

Структура состояний. Калибровка состояний

Калибровка – узнавание состояния человека по невербальным сигналам.

Эффективная коммуникация включает оценку того, что переживают и испытывают другие люди. Точная калибровка требует сенсорной чувствительности, то есть способности замечать изменения (даже самые незначительные) в таких элементах, как:

— положение тела;

— жесты;

— выражение лица;

— движение глаз;

— цвет кожи;

— дыхание;

— громкость голоса, темп речи.

Калибровка также включает способность переключаться с одной точки зрения («позиции восприятия») на другую, то есть:

— знание того, что происходит с тобой;

— наблюдение со стороны за тем, что происходит между вами и с ним:

— полное отождествление себя с другим человеком, то есть постановка себя в его положение.

 

Упражнения (в тройках):

Аудиальная калибровка.

1. Партнер А закрывает глаза. Партнеры В и С воспроизводят один и тот же звук (свист, хлопок в ладоши, щелкание пальцами и т.п.), меняя положение в пространстве и называя себя. После того, как А откалибровал различие звуков, можно перейти ко второму этапу.

2. Партнеры В и С воспроизводят звук, не стремясь к уменьшению разницы между звуками и не называя себя. А определяет, кто является источником звука.

3. Партнеры меняются местами.

Кинестетическая калибровка.

Партнер А закрывает глаза или отворачивается. Партнеры В и С прикасаются к А подобным способом (например, ладонью к спине). Шаги выполняются как в предыдущем упражнении.

Визуальная калибровка.

Партнер А поочередно думает о приятном и неприятном для себя человеке. В и С калибруют отличия, а затем задают вопросы (кто старше?, кто ближе живет?, с кем раньше познакомился?, с кем виделся недавно? и т.п.). Партнер А молча думает об ответе, а В и С стремятся определить, каков ответ.

Партнеры меняются местами.

 

Структура состояния

Элементами единой системы, связанной с состоянием человека, являются:

- внутреннее состояние: ощущения, эмоции, чувства,

- внутренние вычисления – последовательности мыслей,

- внешнее поведение: язык тела, характеристики речи и т.д.,

- контекст - ситуация, в которой возникает состояние.

Все эти элементы взаимно влияют друг на друга. НЛП принимает во внимание всю целостную структуру и стремится к тому, чтобы максимальная польза достигалась путем минимальных изменений внутри этой структуры.

 

Упражнение (в парах). Калибровка ответов “Да” и “Нет”.

Задайте партнеру несколько вопросов, на которые возможны ответы “да” или “нет” и ответы для Вас являются известными (Ты девушка? Тебя зовут Ирина? Ты – студентка? и т.п.). Партнер отвечает мысленно, ничего не произнося вслух. После того, как Вы будете уверены, что достаточно откалибровали различия утвердительного и отрицательного ответов, проверьте себя, задавая вопросы, на которые ответов Вы не знаете.

Партнеры меняются местами.

 

Упражнение (в парах). Калибровка состояний.

Партнер А загадывает три или более различных состояний, дает возможность В откалибровать каждое из состояний. Затем в произвольном порядке А входит в каждое из состояний, а партнер В определяет, в какое из состояний вошел А.

Партнеры меняются местами.

 

Домашнее задание: развивайте навыки калибровки в общении с окружающими Вас людьми.

 

РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Речевые предикаты:

В - Абрис, Аспект, Белый, Бледный Блестеть, Блёклый, Блик, Блистать, Броский, Взгляд, Вид, Видеть, Видимо, Видный, Визуализировать, Воображение, Вспышка, Выглядеть, Выяснять, Глаз, Глядеть, Голубой, Горизонт, Демонстрировать, Дымка, Жёлтый, Замечать, Заслонять, Затенять, Затушевать, Зелёный, Зиять, Зрелище, Зрение, Изображать, Иллюзия, Иллюстрировать, Искриться, Кажется, Картина, Картинно, Колоритный, Контрастировать, Контур, Красный, Красочный, Кругозор, Матовый, Мелькать, Мельтешить, Мрачный, Мутный, Наблюдать, Невзрачный, Неясный, Обзор, Обозрение, Обрисовать, Оглядываться, Озарение, Оранжевый, Ореол, Освещать, Отражать, Отсвет, Оттенок, Отчётливо, Очевидно, Очертания, Пасмурный, Пёстрый, Перламутровый, Перспектива, Пламенеть, По-видимому, Показывать, Появиться, Предвидеть, Представлять, Просвечивать, Прозрачный, Прозрение, Проявлять, Прояснять, Радуга, Размытый, Ракурс, Расплывчатый, Рассматривать, Рисовать, Розовый, Сверкать, Свет, Светиться, Светлый, Серебриться, Серый, Синий, Слепой, Скрывать, Смотреть, Смуглый, Смутный, Солнечный, Сумрачный, Сфокусировать, Схематично, Сцена, Тень, Тёмный, Туман, Тусклый, Фокус, Фокусировать, Фон, Цветастый, Цветной, Чёрный, Являться, Яркий, Ясный

А - Аккорд, Акцентировать, Бас, Баритон, Беседовать, Болтать, Бряцать, Булькать, Внятный, Вокальный, Вопить, Восклицать, Воспевать, Вслух, Вякнуть, Гармоничный, Гармония, Гласный, Глухой, Глушь, Говор, Говорить, Голос, Голосить, Гомон, Греметь, Громкий, Грохот, Гудеть, Гул, Диктовать, Дискуссия, Диссонанс, Договориться, Дребезжать, Заикнуться, Замолчать, Занудный, Заявлять, Звать, Звенеть, Звонкий, Звонок, Звук, Звучать, Звучный, Звякнуть, Зычный, Жужжать, Журчать, Интонация, Испрашивать, Какофония, Крик, Лейтмотив, Мелодичный, Многоголосье, Молчать, Монотонный, Мурлыкать, Мычать, Мямлить, Настраивать, Называть, Немой, Неразговорчивый, Неслыханный, Нудить, Огласка, Оглушительный, Озвучи(ва)ть, Окликнуть, Октава, Орать, Оркестр, Отголосок, Отзвук, Отрывисто, Перекликаться, Перефразировать, Песня, Петь, Пищать, Повествование, Подпевать, Полнозвучный, Послушный, Потолковать, Пронзительный, Пыхтеть, Разговор, Разноголосица, Разразиться, Раскатистый, Рассказ, Резонировать, Речь, Рифма, Рычать, Свистеть, Симфония, Синкопированный, Сиплый, Сирена, Скрежетать, Скрипеть, Скулить, Слух, Слушать, Слушаться, Слышать, Собеседник, Согласовывать, Согласный, Созвучие, Созвучность, Созывать, Сопрано, Стакатто, Стонать, Сюита, Тенор, Тихий, Тишина, Трель, Трещать, Трубить, Тон, Тональность, Тугоухий, Тявкать, Уговаривать, Ударение, Унисон, Утихнуть, Фыркать, Хриплый, Хрустящий, Шаркать, Шелест, Шептать, Шорох, Шуметь, Шумный, Шуршать, Щёлкать

К - Баланс, Бесчуственный, Болезненный, Боль, Бросать, Весомый, Вибрировать, Взяться, Водить, Вручать, Гибкий, Гладкий, Головокруженье, Горячий, Горячительный, Горячить, Греть, Грубый, Давить, Держать, Дотрагиваться, Душный, Дышать, Жалить, Жёсткий, Жевать, Загладить, Задевать, Зажимать, Затронуть, Касаться, Колючий, Комфортно, Контактировать, Крепкий, Леденящий, Лепить, Липкий, Мокрый, Морозный, Мягкий, Мягкотелый, Напористо, Напряжение, Напрячься, На собственной шкуре, Нащупать, Нежиться, Нежный, Неподъёмный, Неуловимый, Обжигать, Опираться, Острый, Остывать, Осязаемый, Отталкивать, Охладеть, Охладить, Ощутимый, Ощущать, Подавленно, Поддерживать, Покалывать, Потеть, Потрясти, Прикоснуться, Притирать(ся), Притрагиваться, Промозглый, Проникнуть(ся), Прорвать, Прохладный, Прохлаждаться, Пустота, Разгладить, Разгоряченный, Режущий, Сгладить, Сдавить, Сдержать, Сжать, Склизкий, Скользкий, Сногсшибательный, Сносить, Спотыкаться, Схватить, Твёрдый, Тесный, Тёплый, Тереть, Толкать, Тонус, Тряхнуть, Тугой, Тяжёлый, Тяжкий, Удержать, Удобный, Улавливать, Упереться, Упругий, Ускользать, Ухватить, Хапать, Хватать, Хлестать, Холодный, Царапать, Целовать, Цеплять, Чесать(ся), Чувствовать, Шероховатый, Шершавый, Щипать, Щупать Ароматный, Благоухающий, Вонючий, Вынюхивать, Душистый, Дымный, Затхлый, Нюхать, Облизываться, Пахнуть, Пахучий, Потрясный, Прокуренный, Пряный, Свежий, С душком, Спёртый, Терпкий, Чуять Вкусный, Вяжущий, Горький, Грызть, Кислый, Набить оскомину, Пересолить, Предвкушать, Пресный, Привкус, Прогорклый, Сладкий, Смаковать, Смачный, Солёный, Солить, Сочный, Тошнотворный

Д - Абсолютно, Бессознательно, Буквально, Быстро, Важный, Возможно, Во-первых..., Двигаться, Делать, Доступный, Думать, Ждать, Задумчивый, Замечательный, Занятый, Знать, Изменять(ся), Использовать, Конструировать, Контролировать, Концентрировать(ся), Лаконичный, Логика, Лукавить, Медитировать, Мотивировать, Найти, Намереваться, Неудачно, Новый, Общаться, Объективный, Однозначно, Околдовать, Осознавать, Отвратительный, Относиться, Отрицательный, Оценивать, Очаровать, Подходящий, Полезный, Положительный, Получаться, Помнить, Помогать, Понимать, Предположительно, Прекрасный, Прелестный, Приемлемый, Принимать, Продуктивный, Простой, Противный, Работать, Развиваться, Расти, Решать, Скоро, Сложный, Собираться, Соглашаться, Сознательный, Сомневаться, Сосредотачивать(ся), Становиться, Старый, Старательно, Строить, Сублимировать, Субъективный, Считать, Тормозиться, Трудиться, Успешно, Умный, Учить, Чудесный, Шикарный, Читать, Фантазировать

 

ЯКОРЕНИЕ

 

 

Якорь — метка в сознании человека, которая отвечает за вызов у него конкретного состояния. Якорь — это стимул в теории условных рефлексов И. П. Павлова, который бессознательно вызывает постоянную реакцию (состояние, переживание) человека.

Процесс якорения используется для стабилизации какого-либо состояния посредством стимула и получения в дальнейшем доступа к нему в любое нужное время.

Естественные якоря могут быть визуальными (определенные цвета, фотографии, выражение лица и иные зрительные образы), аудиальными (звук школьного звонка, определенная музыка, интонация и т.п.), кинестетическими (определенное прикосновение, внутреннее ощущение, положение в пространстве), олфакторными (запахи), густаторными (вкусовые ощущения). Якоря могут относиться с разу к нескольким репрезентативным системам (талисманы, свадебное платье и т.п.).

Якоря делятся на позитивные и негативные в зависимости от того, с каким состоянием они связаны – приятным или не приятным.

Якоря могут быть кратковременными и долговременными. Продолжительность жизни якоря зависит от продолжительности выработки условного рефлекса, числа его подкреплений и интенсивности заякоренного состояния.

Чтобы якорь сработал, его необходимо устанавливать в момент интенсивности переживания и воспроизводить идентичным образом. Якорь считается установленным, если при трехкратном воспроизведении он вызвал заякоренное состояние. Важно, чтобы в реальной жизни установление якоря происходило незаметно для человека.

Связь, установленная якорем, может быть изменена, такой процесс называется переякорением.

 

Упражнение (в парах). Установление якоря ресурсного состояния.

1. Партнер А вспоминает ситуацию, в которой он был ресурсен (ситуацию уверенности, активности, творчества, спокойствия и т.п.).

2. Партнеры А и В совместно обсуждают, какой из якорей (или несколько якорей в разных репрезентативных системах) будут удобны для А для последующего воспроизведения состояния.

3. Партнер А ассоциировано переживает в воображении ситуацию, партнер В калибрует внешние признаки ресурсного состояния.

4. На пике переживаний партнера А партнер В производит якорение.

5. Партнеру А дается пауза для того, чтобы выйти из заякоренного состояния, затем производится проверка эффективности якоря путем его воспроизведения в обычном состоянии А. В осуществляет калибровку внешних признаков ресурсного состояния, А наблюдает за изменением своего внутреннего состояния. Проверка устойчивости якоря производится трехкратно.

 

Существуют разные способы применения якорей:

- интеграция якорей (объединение нескольких якорей одной полярности);

- наложение якорей (объединение нескольких якорей, связанных с одним и тем же состоянием, но из разных контекстов);

- цепочка якорей (создание цепи последовательных состояний, каждое предыдущее из которых запускает следующее);

- коллапс якорей (объединение якорей разной полярности).

 

Техника “Коллапс якорей”

 

1. А вспоминает ситуацию 1, в которой он до сих пор испытывал неприятные чувства, был не ресурсен.

2. В просит А определить, какие чувства он хотел бы испытывать в ситуации 1 вместо уже существующих и вспомнить ситуацию 2, в которой А уже испытывал желаемые чувства.

3. В просит А войти в ситуацию 2 и на пике интенсивности переживаний устанавливает первый якорь.

4. В просит А выйти из ситуации 2 и вернуться к ситуации 1. На пике переживаний ситуации 1 В устанавливает второй якорь, и затем В просит А выйти из ситуации 1.

5. В просит А войти в ситуацию 1 и за несколько секунд до пика переживаний производит коллапс якорей: сначала воспроизводится негативный якорь, затем позитивный, после слияния якорей сначала удаляется негативный якорь, затем позитивный.

6. Производится проверка нового состояния (А воспроизводит ситуацию 1, при этом должен начать испытывать желаемое позитивное чувство).

7. Экологическая проверка.

8. Подстройка к будущему с передачей якоря.

 

Домашнее задание: потренеруйтесь в закреплении с помощью якоря необходимых ресурсных состояний у себя или предложите близким поучаствовать в тренировке Ваших навыков якорения.

 

МЕТА-МОДЕЛЬ

 

Язык человека является репрезентацией его опыта подобно тому, как карта является репрезентацией территории. При передаче словесного сообщения или при его понимании, важная информация может существенно утрачиваться за счет обобщения, опущения и искажения информации

Мета-модель  - это набор речевых приемов, предназначенных для уточнения сообщений.

Существует шесть основных речевых паттернов, требующих уточнения:

1. Неконкретные существительные и местоимения (люди, места, вещи).

Примеры:

— «Мужчины бесчувственны». — «Какие конкретно мужчины?

— «Города опасны для жизни». — «Какие конкретно города?

— «Люди не любят меня». — «Кто конкретно?»

2. Неконкретные глаголы.

Реакция: Как именно?

Примеры:

— «Жена одобрила меня». — «Как конкретно она одобрила вас?»

— «Мои друзья полагаются на меня». — «Как именно они полагаются на

вас?»

— «Я знаю, что вы думаете». — «Откуда именно вы знаете это?»

— «Дети расстраивают меня». — «Что они делают, чтобы расстроить

вас?»

3. Номинализации (имена существительные, выражающие процесс или свойство).

Примеры:

— «Это счастье». — «Кто счастлив? Как?»

— «Наступит свобода». — «Кто свободен делать/что/когда/где/с кем/как?»

— «Между нами равенство». — «Кто кому равен? В чем?»

— «Отношения полны доверия». — «Кто доверяет кому? Доверяет в чем?

Как именно?»

4. Модальные операторы невозможности и необходимости (указатели ограничений опыта – не могу, не возможно, должен, требуется и т.д.).

Реакция:

- Кто это сказал?

- на необходимость: Что будет, если этого не случится?

- на невозможность: Что именно мешает?

Примеры:

— «Я не могу добиться успеха». — «Что вам мешает?

Что случилось бы, если бы вы добились успеха?»

— «Я должен быть совершенным». — «Кто говорит, что вы должны быть

совершенным? Что бы случилось, если бы вы не были совершенны?

5. Универсальные количественные (все, всегда, каждый, никто, никогда и т.п.).

Реакция:

1. Повторите УК в вопросительной форме.

2. Сгустите краски еще больше.

3. Получите от собеседника пример исключения из правил.

4. Уточните референтный опыт.

Примеры:

— «Все мужчины жадные». — «Все мужчины? Каждый мужчина, которого вы встречали в жизни, был жадным? Вы не можете вспомнить хотя бы одного, кто был щедрым? Какие конкретно мужчины жадные?»

— «Всем на меня наплевать». — «Действительно ли всем? Даже вам самому наплевать на себя? Так какая тогда разница? Неужели не было ни одного человека, кто заботился о вас? Назовите для начала хотя бы одного».

6. Сравнительные (прилагательные или наречия, выражающие сравнения, но объект сравнения опускается).

Семантические связки

 

Семантические связки отражают в речи установление человеком неверной логики в интерпретации ситуации:

1. Причина-следствие.

Реакция:

1. Усомниться в причинно-следственной связи.

2. Найти исключение.

3. Конкретизировать предполагаемую зависимость.

Пример:

 - Я сержусь, потому что она кричит на меня.

– Если бы она не кричала, Вы бы не сердились? Вы сердитесь во всех случаях, когда она кричит на Вас? Как именно ее крик заставляет Вас сердиться?

2. Сложное равенство (тождественность одного другому).

Реакция:

1. Проверить наличие тождества.

2. Найти исключение.

3. Поменять местами части тождества.

Пример:

- Мой муж никогда не хвалит меня, значит он меня не ценит.

– Как Вы решили, что он Вас не ценит? Всегда ли те, кто вас хвалил, действительно Вас ценили? А если Вы не хвалите мужа вслух, значит ли это, что Вы его не цените?

3. “Чтение мыслей” (сообщение каких-либо выводов о мыслях, чувствах, мотивах другого человека).

Пример:

 - Он никогда не принимает во внимание моих чувств.

– Как Вы решили, что он не принимает во внимание Ваши чувства?

- Потому что он никогда не обсуждает тему чувств вслух.

- Всегда ли замалчивание темы чувств означает, что человек не принимает чувства во внимание?

Упражнение (в тройках).

А и В ведут диалог на любую тему, при этом используют в разговоре разные варианты семантических связок. Задачей партнера является выявить тип семантической связки и верно на него среагировать. С является наблюдателем и дает обратную связь А и В о качестве выполнения задания.

 

Домашнее задание: развивать навыки уточнения информации с помощью вопросов мета-модели.

РАППОРТ

Введение в НЛП

 

Для знакомства с НЛП Вы можете прочесть книги следующих авторов: Джон Гриндер, Ричард Бэндлер, Джудит Делозье, Майкл Холл, Роберт Дилтс, Френк Пьюселик, Джозеф О’Коннор, Грегори Бэйтсон, Дэвид Гордон, Флемминг Фанч, Сергей Ковалев, Сергей Горин, Андрей Плигин, Андрей Карелин и др. Подборки книг и видео о НЛП и не только, а также ссылки на другие информационные ресурсы можно найти здесь https://vk.com/psychologicalspace в разделах “Библиотека”, “Видеотека” и “Полезные ссылки”.

 

“НЛП - это искусство и наука о совершенстве, результат исследования того, как выдающиеся люди в различных областях деятельности достигали своих выдающихся результатов. Этими коммуникативными умениями может овладеть каждый, кто хочет повысить свою личную и профессиональную эффективность.

НЛП представляет определенную позицию миропонимания и способ существования в этом мире

НЛП - это модель того, как отдельные люди структурируют свой уникальный жизненный опыт. Это лишь один из многих способов понимания и организации фантастически сложной и, тем не менее, прекрасной системы человеческих мыслей и коммуникации.

НЛП - вещь практическая. Это набор моделей, умений и технологий для того, чтобы мыслить и действовать эффективно в этом мире. Цель НЛП - быть полезным, расширять ваши выборы и делать жизнь лучше.” (Джозеф О’Коннор).

 

НЛП создает широкие возможности повышения эффективности функционирования в образовании, бизнесе, консультировании и психотерапии.

В психотерапии считается современным направлением постэриксоновской психотерапии, разрабатываемой с начала 70-х годов американцами Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером (лингвистом и математиком по базисному образованию) и их последователями. НЛП является психотерапевтической концепцией необихевиористской ориентации. НЛП акцентирует внимание на «подстройке» к клиенту и эффективных технологиях взаимодействия с ним. Такая технологическая» ориентация сочетается с бережным вниманием к самоценности человека и соблюдением принципов внутренней (все изменения не должны вступать в противоречия с другим внутренним опытом) и внешней (все изменения не должны вредить человеку при взаимодействии с другими людьми) экологии.

 

Нейролингвистическое программирование (НЛП) базируется на ряде источников:

1) на изучении и анализе практики М. Эриксона, В. Сатир, Ф. Перлза и других представителей американской психотерапии;

2) на современных данных о межполушарной асимметрии — различиях в переработке информации правым и левым полушариями; работах Г. Бейтсона, посвященных одному из вариантов эпистемологии — «экологии разума»; иных достижениях нейрофизиологии и нейропсихологии;

3) на трансформационной грамматике Н. Хомского, выделяющей глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения;

4) на исследованиях кибернетики 50—60-х годов, стирающих границы между искусственным и естественным интеллектом; на теории логических типов Б. Рассела.

Начиная с этих первоначальных моделей. НЛП развивалось в двух взаимодополняющих направлениях. Во-первых, как процесс обнаружения паттернов мастерства в любой области человеческой деятельности. Во-вторых, как эффективный способ мышления и коммуникации, практикуемый выдающимися людьми.

В названии «НЛП» часть «Нейро» указывает на то, что для описания опыта человека необходимо знать и понимать «языки мозга» — те нейрологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации. «Лингвистическое» подчеркивает важное значение языка в описании особенностей механизмов мышления и поведения, а также в организации процессов коммуникации. «Программирование» определяет системность мыслительных и поведенческих процессов: «программа» в переводе с греческого означает «четкая последовательность шагов, направленных на достижение какого-либо результата».

Базисные пресуппозиции  НЛП можно сформулировать следующим образом:

1. Наши представления о мире этим миром не являются (“карта – не территория”). У каждой личности собственная карта мира.

2. Сознание и тело – части одной кибернетической системы. Человеческий организм подобен  компьютеру, использующему для управления поведением специфические программы — закономерности в описании и воспроизводстве опыта. Чтобы описать систему, необходимо выйти за ее пределы.

3. Весь жизненный опыт человека закодирован в его нервной системе. Большая часть «программы» не осознается, но предъявляется в речи, поскольку отражена в глубинных речевых структурах, а также в невербальных проявлениях — в невербальном языке.

4. Субъективный опыт может быть записан и воспроизведен в виде визуальных образов, звуков, ощущений, чувств.

5. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.

6. Не бывает поражений – бывает только обратная связь. Не бывает неудач – есть только опыт.

7. Любое поведение – это выбор наилучшего варианта из имеющихся на данный момент.

8. Любое поведение связано с окружением, в котором оно возникло, имеет позитивное намерение.

9. Каждый человек располагает ресурсами, которые ему нужны для достижения целей.

10. Вселенная, которая нас окружает, и частью которой мы являемся, это дружественная, полная ресурсами сфера.

Дополнительные пресуппозиции НЛП:

1. Я тот, кто контролирует свой мозг и свои результаты.

2. Если это возможно в мире, это возможно и для меня.

3. Проблема — это неверно сформулированное решение.

4. Каждая ситуация содержит множество выборов. Поэтому если нечто не работает, надо просто сделать что-то другое.

5. Или я верю, что могу, или я ничего не могу.

6. Все, что можно детально представить, осуществимо.

7. Я могу все то, чего я действительно хочу.

Домашнее задание: попробуйте кому-либо из своих знакомых объяснить, что такое НЛП. Добейтесь того, чтобы Ваше объяснение стало простым и доходчивым.

 

Обучение

 

 

Знаний о НЛП не достаточно, важна практика!

КАЛИБРОВКА


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.