Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-11-03 | 105 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ЗАДАЧИ:
· обследование детей для выявления состояния здоровья;
· создание условий для укрепления здоровья детей: создание развивающей среды в группах, подбор физиотерапевтического и физкультурного оборудования;
· разработка комплекса мероприятий по оздоровлению детей;
· создание модели взаимодействия педагогического и медицинского персонала;
· разработка паспорта здоровья на каждого ребенка;
· внедрение новых здоровьесберегающих технологий
· разработка системы мониторинга для отслеживания результатов работы.
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………. | 4 |
1. Основные принципы программы ………………………................. | 5 |
2. Основные направления работы ……………………………………. | 6 |
I.Аналитическое обоснование программы……………………………. | 8 |
1.1. Анализ оздоровительного процесса в ДОУ…………………….. 1.2. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду……….. 1.3. Анализ коррекционно – развителвающей работы с детьми в условиях логопедического пункта …..……………..….……… | 8 10 10 |
1.4. Анализ ресурсного обеспечения программы …………………… | 12 |
1.5. Материально – технические условия ……………………………. | 13 |
1.6. Кадровое обеспечение ……………………………………………. | 14 |
2. Концептуальные подходы к построению программы ……………. | 15 |
2.1. Этапы реализации программы | 15 |
3. Современные оздоравливающие и здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ………………………………………………. | 17 |
4. Взаимодействие с семьей …………………………………………… | 21 |
5. Мониторинг эффективности реализации программы ……………. | 22 |
6. Промежуточные результаты ………………………………………. | 23 |
Литература …………………………………………………………….. | 24 |
Приложения |
|
Пояснительная записка
В современном обществе, в эпоху 21 века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям, способностям. Постоянно усиливающее влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, как взрослых, так и детей, к снижению их физического и умственного потенциала.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
За последние 5 лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых 7 лет жизни. На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов: наследственность; воздействие окружающей среды (экологические и природно-климатические факторы); влияние факторов организации медицинского обслуживания; социально-экономические факторы и образ жизни.
В последние годы значительно увеличилось количество детей, которые часто и длительно болеют. Частые заболевания дошкольников неблагоприятно влияют на физическое состояние их организма, отрицательно сказываются на нервно-психическом и физическом развитии, а также затрудняет выполнение детьми их социальных функций. Частые заболевания - фактор риска в развитии хронической патологии и ухудшении генофонда нашего населения. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее страны.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни; как снизить заболеваемость, и добиться высоких результатов в области физического развития детей? Поиски решения проблем привел к необходимости вывести систему, которая стала ведущей идеей опыта: «Физкультурно-оздоровительная работа с часто болеющими детьми».
|
В нашем детском саду разработано комплексное медико-педагогическое сопровождение развития часто болеющих детей и осуществляется оно при участии разных специалистов ДОУ (медицинского работника, воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда).
1. Основные принципы программы
принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
принцип концентричного обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.
принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.
|
принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
принцип целостно – смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в ДОУ создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.
принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.
принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательного музыкального тренинга.
принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе с детьми на период 2015-2018 г.г.
Основные направления работы
Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в МБДОУ.
1. Обновление материально-технической базы:
· приобретение столов и стульев для групп в соответствии с ростом детей
· замена устаревшего мягкого инвентаря – приобретение матрацев, подушек, одеял, полотенец
· приобретение общего кварца
· пополнить спортинвентарь спортзала мячами разных размеров, обручами, массажными мячами, гантелями, ковровыми дорожками, массажными ковриками.
2. Преобразование предметной среды:
· произвести благоустройство физкультурной площадки.
· оборудовать спортивную площадку: «полосой препятствий» для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном, различными малыми формами для организации двигательной активности детей на свежем воздухе
|
· восстановить зоны уединения (для снятия эмоционального напряжения) в каждой возрастной группе
· организации сенсорной комнаты
· создание «Центров здоровья» в группах через проектную деятельность
Организационные:
• Составление программы «Здоровый ребенок».
• Изучение передового педагогического и медицинского опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.
• Установление связи с врачом - педиатром в плане работы по данной теме.
• Установление связи с родителями по ведению оздоровительной работы в детском саду профилактике и лечению плоскостопия.
• Мониторинг.
Лечебно – профилактическое:
Профилактическо-оздоровительная работа в ДОУ должна быть направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделить профилактическим мероприятиям:
- осуществлять проветривание помещения, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
- дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений;
- не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами;
- для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах должны быть укороченными;
- 2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
- 2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
- правильно осуществлять подбор и расстановку комнатных растений;
- своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;
- соблюдать правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств;
- во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.
• Проведение обследования детей и выявление часто болеющих детей с отклонениями в здоровье и плоскостопием.
• Решение оздоровительных задач средствами профилактической работы
• Комплекс лечебно - оздоровительных мероприятий:
- лечебная гимнастика,
- самомассаж: профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости,
- специальные упражнения,
- подбор обуви по профилактике плоскостопия,
- использование специальных ковриков (ходьба по ним),
• Комплекс обще - оздоровительных мероприятий:
- фитотерапия,
- «С-витаминизация», поливитамины
- дыхательная гимнастика и бодрящая гимнастика после сна,
- закаливающие мероприятия,
- фитонциды (лук, чеснок),
- дибазол (октябрь, февраль),
- лечебный сеанс «Родничок» (полоскание горла настоем трав),
- лимонная долька с медом «Сластена»,
- живая вода «Минералика»,
- лечебный сеанс «Морской прибой» (полоскание 0,5 ч.л. соды, 1 капля йода на стакан воды),
|
- зрительная гимнастика
- обширное умывание.
1. Аналитическое обоснование программы
1.1. Анализ оздоровительного процесса в ДОУ
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада.
Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.
Учитывая специфику дошкольного учреждения (у каждого ребенка свой период оздоровления и пребывания в детском саду) и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности ДОУ:
Установление партнерских отношений в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через:
создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров;
мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактичес- кую работу;
преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;
разработку индивидуальной программы воспитания, обучения и оздо- ровления.
Изменение формы и организации образовательного процесса (переход от фронтальных занятий к занятиям небольшими подгруппами с учетом психофизических возможностей и состояния здоровья ребенка), усиленный медицинский контроль за организацией физкультурно-оздоровительного процесса.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика,статические упражнения, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки, самомассаж и др.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.
Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико - оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.
Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.
Единство воздействия со стороны всех сотрудников детского сада для организации единого воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса.
Планируемый конечный результат:
Создана программа по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей дошкольного возраста.
Дошкольники отличаются хорошей физической подготовленностью и крепким здоровьем, психологическим благополучием, у ребенка сформированы ценностные основы отношения к действительности.
Повышена физиологическая адаптация, психологическая готовность к обучению в школе.
Рост числа детей с первой и второй группой здоровья.
Коррекционные технологии
Применяемые педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения здоровьесберегающие педагогические технологии повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
4. Взаимодействие с семьей.
Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы (в соответствии с индивидуальным маршрутом ЧБД) в течение всего года.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.
Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.
Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:
1. Просветительское
2. Культурно - досуговое
3. Психофизическое
Эффективность работы
В оценке эффективности проведенных лечебно-оздоровительных мероприятий основным критерием является динамика уровня заболеваемости каждого часто болеющего ребенка в течение года оздоровления в сравнении с заболеваемостью за предшествующий выздоровлению год (об эффективности выздоровления судят по динамике заболеваемости за год до и после лечения).
Для оценки эффективности оздоровления дети подразделяются на 4 группы:
I группа – ребенок перешел из группы часто болеющих детей в группу эпизодически болеющих или не болеющих (выздоровление);
II группа – ребенок перенес на два и более заболевания меньше, чем до оздоровления, но по количеству перенесенных заболеваний остался в группе часто болеющих детей (улучшение);
III – группа уровень заболеваемости ребенка до и в период оздоровления одинаков (без перемен);
IV – группа после оздоровления число острых заболеваний стало больше, чем до того (ухудшение).
Кроме того, эффективность оздоровления часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным состоянием здоровья оценивается по следующим показателям:
Положительная и соответствующая возрасту динамика основных показателей физического развития (вес, рост);
При уменьшении длительности каждого последующего эпизода острого заболевания;
При снижении числа дней посещения ДОУ, пропущенных одним ребенком за год;
Отсутствие осложненного течения острых заболеваний;
При нормализации показателей функционального состояния организма (хороший сон, аппетит, улучшение эмоционального состояния, самочувствия).
Для всех групп риска рассчитывается показатель эффективности оздоровления (ПЭО):
(ПЭО) Показатель эффективности оздоровления | Число ЧБД снятых с учета по выздоровлению |
*100%
|
Общее число ЧБД, получивших оздоровление |
Эффективным считается оздоровление при ПЭО не менее 23%
С учета по выздоровлении снимаются дети, которые в течение длительного времени (12 месяцев) имеют вышеназванные показатели эффективности.
6. Промежуточные результаты
Программа «Здоровый малыш» была разработана творческим коллективом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Северокоммунарский детский сад» в 2015 году. Программа рассчитана на период 2015-2018 годы.
В рамках этой программы разработан план по улучшению состояния здоровья детей, включающий в себя: организацию двигательного режима, закаливание, витаминотерапию, профилактику заболеваемости, лечебно-оздоровительную работу с часто болеющими детьми и детьми имеющих ослабленное состояние здоровья. Приложение 1.
Литература
1. Б.Б. Егоров, Т.В. Нестерюк. Оздоровительно - воспитательная работа с ослабленными детьми в ДОУ. Пособие для практических работников. Элиста: «Джангар», 1999, - 64 с.
2. Вавилова Е.Н.Укрепляйте здоровье детей. — М., 1986.
3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей ДОУ. Под.ред.З.И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 32 с.(Серия «Библиотека руководителя ДОУ».).
4. Змановский Ю.Ф.и Эффективное закаливание в дошкольных учреждениях - Педиатрия. 1989.— № 4.
5. М.Ю. Картушина. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников. М. Творческий Центр Сфера, 2007.
6. Кузнецова М.Н.Неспецифическая профилактика респираторных заболеваний в педиатрии. М., 1990.
7. М.Н. Кузнецова. Оздоровление детей в детском саду. М.Айрис Пресс, 2008.
8. Т.К. Марченко, Ю.Ф.Змановский. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. М., 1996.
9. В.И.Орел, С.Н.Агаджанова. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. СПб.: Детство – Пресс, 2008.
10. М.А.Павлова, М.В.Лысогорская. Здоровьесберегающая система ДОУ. Волгоград «Учитель», 2009.
11. В.А.Ревякина. Атопический дерматит у детей: Автореф.Дис. д-ра мед. наук. - М., 1993. – 32 с.
12. Романцов М.И.Реабилитационное лечение детей, частоболеющих респираторными заболеваниями. М., 1992.
13. А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.: ил.
14. М.Я.Студеникин, И.И.Балаболкин. Аллергические болезни у детей.-М.; Медицина, 1998.-347 с.
Приложение 1
План мероприятий, направленных на улучшение здоровья
Воспитанников МБДОУ «Северокоммунарский детский сад»
№ | Мероприятия. | Срок | Ответственный |
1 | Строгий контроль за выполнением санитарно-противоэпидемического режима, гигиенических и закаливающих мероприятий. | Постоянно, ежедневно | Врач-педиатр, ст. медсестра |
2 | Контроль санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд. | Постоянно, ежедневно | ст.медсестра Заведующая ДОУ |
4 | Строгий контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий и правильной организацией карантинных мероприятий. | Во время инфекционных заболеваний. | Заведующая Врач-педиатр ст.медсестра |
5 | Качественное проводение сезонной неспецифической иммунокоррегирующей профилактики гриппа и ОРЗ по соответствующим схемам с использованием адаптогенов растительного происхождения, витаминов. | С октября по февраль | , ст. медсестра |
6 | Проведение профилактики с использованием оксолиновой мази. | В период эпидемии гриппа, ОРЗ | ст. медсестра |
7 | Выделить детей с группами риска (по бронхо-лёгочной патологии, ЛОР патологии, с дефицитом и избытком массы тела, ЧБД), проводить их динамическое наблюдение с выполнением индивидуального плана оздоровительных мероприятий и оценкой динамики процессов улучшения. | Постоянно | Врач-педиатр, ст. медсестра |
8 | Продолжить выделять группу ЧБД с составлением индивидуальных планов наблюдения для этих детей и оценкой эффективности оздоровления. | Постоянно | , ст. медсестра |
9 | Осуществлять преемственность между детской поликлиникой и ДОУ в реабилитации детей из групп риска, из группы ЧБД, с хронической патологией, с отклонениями в состоянии здоровья, после острых заболеваний (острая пневмония, кишечная инфекция, ангина). | Постоянно | Врач-педиатр, ст. медсестра |
10 | Информировать педагогический коллектив о состоянии здоровья каждого ребёнка с выдачей индивидуальных рекомендаций по коррекции отклонений в состоянии здоровья на медико-педагогических совещаниях. | 1 раз в 3 месяца. | Врач-педиатр, ст. медсестра |
11 | Продолжать работу по повышению медицинской грамотности воспитателей, родителей. Активно воздействовать на образ жизни ребёнка путём целенаправленного санитарного просвещения родителей. | Постоянно. | ст. медсестра Заведующий |
Приложение 2
Комплексный план оздоровительных и профилактических
мероприятий на основе интеграции деятельности специалистов
Цель: Осуществление охраны и укрепления здоровья детей, создание оздоровительного микросоциума в ДОУ. Задачи: - использование оздоровительных методик, апробированных в ходе инновации, систематическое и качественное их обновление; - сочетание психолого-педагогических подходов с лечебно-профилактическими, диагностическими и коррекционными мероприятиями; - разработка методов и средств повышения адаптивности организма с хроническими или приобретенными патологическими формами. | ||||||
Ответственные
Руководитель физического воспитания, воспитатели
Воспитатели, младшие воспитатели
Воспитатели
Младшие воспитатели
Воспитатели, младшие воспитатели
Мед. сестра, воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Медперсонал
Воспитатели, младшие воспитатели
Воспитатели, младшие воспитатели
Воспитатели, младшие воспитатели
Воспитатели
Физиомедсестра воспитатели
Воспитатели, младшие воспитатели
Организация питания.
Цель: обеспечение полноценным рациональным питанием, что предполагает обеспечение организма содержанием белков, углеводов, жиров, соответственно каждой возрастной группе, полноценным поступлением с пищей витаминов и минеральных веществ, что способствует повышению защитных сил организма, направленных против инфекции и интоксикации, нормализации обмена веществ.
Весна, осень
Согласно меню и карт раскладок
Индивидуально
Ноябрь-апрель
Ноябрь-апрель
Этап. Итогово-обобщающий
Итоговое заседание Совета педагогов на тему «Анализ результатов работы за учебный год
Протокол. Решение заседания Совета педагогов
Обобщение лучшего педагогического опыта
Опыт работы {методические материалы)
Анкетирование педагогических работников «Ведете ли вы здоровый образ жизни?»
Справка по результатам анкетирования
Социально-гигиенический скрининг условий и образа жизни семей воспитанников
Справка по результатам исследования
Анкетирование родителей «Формирование нравственного здоровья дошкольников»
Справка по Результатам анкетирования
Совещания педагогических работников на темы:
— «Анализ работы за I полугодие _____ учебного года»;
— «Представление опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс»
Протоколы совещаний педагогических работников
Обобщение опыта работы МДОУ по реализации собственной оздоровительной программы
Оформление папки с опытом работы МДОУ. Представление опыта работы в СМИ
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!