Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-11-03 | 107 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
№ | Ценности | Х ср. подростков с высоким уровнем суицидального риска | Х ср. подростков с низким уровнем суицидального риска | Т-крите-рий Стьюдента | р (уро-вень значи-мости) |
1 | Аккуратность | 5,91 | 5,30 | 0,55 | 0,58 |
2 | Воспитанность | 5,55 | 5,27 | 0,26 | 0,79 |
3 | Высокие запросы | 12,30 | 12,02 | 0,23 | 0,81 |
4 | Жизнерадостность | 13 | 10,86 | 1,36 | 0,05 |
5 | Исполнительность | 10,66 | 12,13 | -1,20 | 0,23 |
6 | Независимость | 8,86 | 7,63 | 1,02 | 0,30 |
7 | Непримиримость к недостаткам в себе и других | 11,9 | 13,05 | -1,03 | 0,30 |
8 | Образованность | 11,5 | 8,6 | 2,37 | 0,01 |
9 | Ответственность | 7,6 | 8,88 | -0,90 | 0,36 |
10 | Рационализм | 10,6 | 10,3 | 0,33 | 0,74 |
11 | Самоконтроль | 8,58 | 7,9 | 0,52 | 0,59 |
12 | Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов | 10,2 | 9,6 | 0,53 | 0,59 |
13 | Твердая воля | 7,4 | 8,4 | -0,86 | 0,39 |
14 | Терпимость | 12,4 | 11,08 | 1,41 | 0,1 |
15 | Широта взглядов | 8,38 | 9,27 | -0,79 | 0,43 |
16 | Честность | 8,83 | 10,08 | -0,93 | 0,35 |
17 | Эффективность в делах | 10,3 | 9,55 | 0,66 | 0,51 |
18 | Чуткость | 11,02 | 10,55 | 0,43 | 0,66 |
Выявлены достоверные различия между следующими показателями:
1. «Жизнерадостность» (р≤0,05). Значения Х среднего меньше у подростков с низким уровнем суицидального риска.
Наличие такой ценности как жизнерадостность снижает у подростков суицидальный риск.
2. «Образованность» (р≤0,01). Значения Х среднего меньше у подростков с низким уровнем суицидального риска, что указывает на ее большую значимость для них.
Подростки с низким уровнем суицидального риска ощущают необходимость и ценность широты знаний, высокой общей культуры.
Из рисунка видно, что для подростков с низким уровнем суицидального риска более значимы такие ценности, как аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, независимость, образованность, рационализм, самоконтроль, смелость в отстаиваниях своего мнения, терпимость, чуткость.
|
Далее проведем ранжирование инструментальных ценностей (ценностей-средств) подростков с различным уровнем суицидального риска.
Таблица 5.
Ранжирование инструментальных ценностей подростков
№ | Ценности | Ранг подростков с высоким уровнем суицидального риска | Ранг подростков с низким уровнем суицидального риска |
1 | Аккуратность | 2 | 2 |
2 | Воспитанность | 1 | 1 |
3 | Высокие запросы | 16 | 16 |
4 | Жизнерадостность | 18 | 14 |
5 | Исполнительность | 12 | 27 |
6 | Независимость | 8 | 3 |
7 | Непримиримость к недостаткам в себе и других | 15 | 18 |
8 | Образованность | 14 | 6 |
9 | Ответственность | 4 | 7 |
10 | Рационализм | 11 | 12 |
11 | Самоконтроль | 6 | 4 |
12 | Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов | 9 | 10 |
13 | Твердая воля | 3 | 5 |
14 | Терпимость | 17 | 15 |
15 | Широта взглядов | 5 | 8 |
16 | Честность | 7 | 11 |
17 | Эффективность в делах | 10 | 9 |
18 | Чуткость | 13 | 13 |
Для подростков с низким уровнем суицидального риска первозначимыми ценностями-средствами являются аккуратность, воспитанность, самоконтроль, тверда воля. Для подростков с высоким уровнем суицидального риска более значима такая ценность, как ответственность, широта взглядов.
Для более полной картины ценностно-смысловой сферы подростков проведены исследования двух выборок по тесту - опроснику СЖО.
Данные, полученные в ходе исследований, приведем в таблице:
Таблица 6.
Средние значения показателей теста СЖО
Шкалы теста СЖО | Х ср. подростков с низким уровнем суицидально-го риска | Х ср. подростков с высоким уровнем суицидально-го риска | Т-критерий Стьюдента | р (уровень значимости) |
1. Цели в жизни | 35,5 | 30,25 | 3,69 | 0,001 |
2. Процесс жизни | 28,5 | 26,19 | 1,66 | 0,1 |
3. Результативность жизни | 25,5 | 23,8 | 1,77 | 0,05 |
4. Локус-контроля Я | 22,5 | 20,4 | 2,77 | 0,01 |
5. Локус-контроля жизнь | 27,4 | 24,6 | 1,75 | 0,05 |
Статистическое сравнение по t-критерию Стьюдента позволило выявить достоверные различия между показателями подростков с различным уровнем суицидального риска по шкалам: «Цели в жизни» (р≤0,001), «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (р≤0,05), «Локус-контроля Я» (р≤0,01), «Локус-контроля жизнь» (р≤0,05) теста СЖО.
|
Это позволяет сказать, что средние значения показателей по статистически различным шкалам ниже у подростков с высоким уровнем суицидального риска. Это позволяет сказать, что эти подростки живут сегодняшним или вчерашнем днем. У них присутствует признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; неудовлетворенность прожитой частью жизни. Им характерен фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Рассматривая группу подростков с низким уровнем суицидального риска можно отметить, что в целом это не только целеустремленные люди, но и прожектеры, планы которых не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. В целом, это подростки удовлетворенные пройденным отрезком жизни, ощущением того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. У них присутствует убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Рассмотрим в рисунке средние значения показателей теста СЖО подростков.
Из рисунка видно, что средние показатели подростков с низким уровнем суицидального риска выше по всем шкалам. Это указывает на их максимальную осмысленность жизни.
Содержательный анализ корреляционных связей
Для иллюстрации корреляционных связей необходимо представить корреляционные плеяды!
С целью изучения взаимосвязей между показателями тестов проведен корреляционный анализ, с использованием корреляции Спирмена. Выявлена достоверная корреляционная связь в выборке подростков с низким уровнем суицидального риска между показателями:
1. «здоровье» и «высокие запросы» теста «Ценностные ориентации» (r=-0,45). Это позволяет сказать, что чем более значимы для подростков физическое и психическое здоровье, тем менее значимы для них высокие требования к жизни и высокие притязания.
2. «здоровье» и «исполнительность» теста «Ценностные ориентации» (r=0,45). Чем более значима для подростков такая ценность как «здоровье», тем более значима для них исполнительность.
|
3. «интересная работа» и «ответственность» теста «Ценностные ориентации» (r=0,49). Чем более значима для подростков интересная работа, тем более выражено у них чувство долга, умение держать своё слово.
4. «интересная работа» и «честность» теста «Ценностные ориентации» (r=0,51). Чем более значима для подростков интересная работа, тем более они правдивы и искренни.
5. «продуктивная жизнь» теста «Ценностные ориентации» и шкалой «Локус контроля-Я» теста СЖО (r=0,47). Это позволяет сказать, что чем менее значима для подростков продуктивная жизнь, тем выше у них неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
6. «жизненная мудрость» теста «Ценностные ориентации» и шкалой «Социальный пессимизм» ОСР (r=0,42). Это позволяет сказать, что чем более зрелые суждения и здравый смысл у подростков, тем ниже социальный пессимизм.
7. «счастье других» теста «Ценностные ориентации» и шкалой «Временная перспектива» ОСР (r=-0,41). Это позволяет сказать, что чем более значимо для подростков благосостояние, развитие и совершенствование других людей, тем более выражена у них неспособность конструктивно планировать будущее.
8. «наличие хороших и верных друзей» теста «Ценностные ориентации» и шкалой «Временная перспектива» ОСР (r=0,47). Это позволяет сказать, что чем более значимо для подростков наличие хороших и верных друзей, тем более выражена у них неспособность конструктивно планировать будущее.
В выборке подростков с высоким уровнем суицидального риска выявлена достоверная корреляционная связь между показателями:
1. «материально обеспеченная жизнь» теста «Ценностные ориентации» и шкалой «Процесс жизни» теста СЖО (r=0,43). Это позволяет сказать, что чем менее значимо для подростков с высоким уровнем суицидального риска отсутствие материальных затруднений, тем более значим процесс жизни и эмоциональная насыщенность жизни. Гораздо интереснее вывод будет звучать если его переформулировать: чем более значимо отсутствие материальных ценностей, тем менее важен процесс жизни!!! Это очень-очень показательный результат! Который напрямую связан с распространяющейся психологией потребительства!
|
2. «исполнительность» теста «Ценностные ориентации» и шкалой «Локус контроля-Я» теста СЖО (r=-0,47). Это позволяет сказать, что чем более значима для подростков исполнительность, тем ниже неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. Как-то не по-русски формулируете, зачем все усложняете? чем больше веры в свои силы,, тем более исполнителен подросток (или я что-то не так поняла?)
3. «широта взглядов» теста «Ценностные ориентации» и шкалой «Результативность жизни» теста СЖО (r=0,44). Чем более ценно для подростков с высоким уровнем суицидального риска умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи привычки, тем менее они удовлетворенны самореализацией.
4. «честность» теста «Ценностные ориентации» и шкалой «Процесс жизни» теста СЖО (r=-0,41). Это позволяет сказать, что чем более значимо для подростков с высоким уровнем суицидального риска честность, тем более значим процесс жизни и эмоциональная насыщенность жизни.
5. «чуткость» теста «Ценностные ориентации» и шкалой «Процесс жизни» теста СЖО (r=-0,42). Это позволяет сказать, что чем более значимо для подростков с высоким уровнем суицидального риска чуткость, тем более значим процесс жизни и эмоциональная насыщенность жизни.
6. «жизненная мудрость» теста «Ценностные ориентации» и шкалой «Временная перспектива» ОСР (r=0,41). Это позволяет сказать, что чем более значимо для подростков зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом, тем более выражена у них способность конструктивно планировать будущее.
7. «воспитанность» теста «Ценностные ориентации» и шкалой «Временная перспектива» ОСР (r=0,48). Это позволяет сказать, что чем более значима для подростков воспитанность, тем более выражена у них способность конструктивно планировать будущее.
8. «терпимость» теста «Ценностные ориентации» и шкалой «Слом культурных барьеров» ОСР (r=0,53). Чем более значима для подростков с высоким суицидальным риском терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, тем ниже у них культ самоубийства.
9. «цели в жизни» теста СЖО и шкалой «Слом культурных барьеров» ОСР (r=0,50). Чем более значима для подростков с высоким суицидальным риском наличие четких целей в будущем, тем ниже у них культ самоубийства. Вы только представили свои результаты, следующим параграфом (или в этом же по ходу) вам нужно наиболее интересные из них интерпретировать!
Заключение
Обобщая результаты теоретического анализа, можно сказать следующее. Категория жизненного смысла — одна из наиболее общих интегральных характеристик жизнепонимания и жизнеощущения личности на индивидуально психологическом уровне. Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель.
|
Определяя смысл жизни, происходит внутренняя работа личности по соотнесению проявлений мотива в нескольких пересекающихся друг с другом плоскостях: жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который и определяет дальнейший ход жизни.
Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. Роль ценностей определяется тем, что они служат мотивообразующими факторами, участвуют в определении целей и средств, отвечающих тем или иным ценностям; являются основой принятия решений и критерием, того, к чему следует стремиться и чего следует избегать.
Высокий уровень самоубийств заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его предупреждения. Суицидальные реакции обусловлены психологическими и патопсихическими особенностями личности в экстремальных жизненных обстоятельствах. На первом месте среди факторов суицидального поведения стоят личностные свойства индивидуума: то, как он ценит жизнь, его прошлое и акцентуация его личности.
Суицидальное поведение, как и любое другое, социально детерминировано, следовательно, имеет под собой определенную социальную почву. Психологические и культурологические факторы являются условиями, в которых проявляются те или иные формы или модели суицидального поведения. Адаптированность личности к социальной среде характеризуется успешностью ее социализации, формированием в соответствии с требованиями среди установок, системы мотивации, ценностных ориентаций, включенностью в социальные и профессиональные группы и т. д.
Важнейшим «подкреплением» смысла жизни являются либо полученные «блага», либо общее чувство удовлетворенности человека тем, как он строит свою жизнь.
Насколько я помню, выводу по стандарту, пишутся отдельно (уточните по методичке). И потом здесь Вами представлены выводы по экспериментальной части, они должны быть представлены в конце экспериментальной главы. А сами выводы должны отвечать на поставленные вами во введении задачи (соответственно).
Результаты экспериментального исследования позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Наиболее важной ценностью для подростков с различным уровнем суицидального риска является «здоровье».
2. Статистическое сравнение терминальных ценностей показало, что для подростков с низким уровнем суицидального риска более значимы такие ценности, как активная деятельная жизнь, развитие. Именно эти иррациональные ценности служат антисуицидальными факторами.
3. Статистическое сравнение инструментальных ценностей показало, что для подростков с низким уровнем суицидального риска более значимы следующие ценности: жизнерадостность, образованность.
4. Смысложизненные ориентации более сформированы у подростков с низким уровнем суицидального риска. Подростки с высоким уровнем суицидального риска живут сегодняшним или вчерашнем днем. У них присутствует признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; неудовлетворенность прожитой частью жизни. Подросткам с низким уровнем суицидального риска характерен фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Подростки с низким уровнем суицидального риска в целом целеустремленные люди, удовлетворенные пройденным отрезком жизни. У них присутствует убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что существует зависимость суицидального риска с ценностными и смысложизненными ориентациями у детей подросткового возраста. Гипотеза подтвердилась: в ходе исследования выявлена связь суицидогенного фактора с ценностями и смысложизненными ориентациями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Актуальные проблемы суицидологии. / Труды Московского НИИ психиатрии. – М: Медицина, 1981. – 264 с.
2.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
3.Амбрумова А.Г. Психология самоубийства. // Медицинская помощь. № 3, 1994. – С. 15-18.
4.Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990. – 367 с.
5.Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О некоторых особенностях суицидального поведения детей и подростков. Журн.невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1983, т.83, вып.10. – С. 35.
6.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды\ Под ред. А.А.Бодалева. – М., 1980. – 174 с.
7.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М., 1968. – 231 с.
8.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с анг. – М.: Прогресс, 1980. – 274 с.
9.Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1996. – 300 с.
10.Вагин И. Психология жизни и смерти. - СПб: Питер, 2001. – 160 с.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания: (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: МГУ, 1984. – 186 с.
12.Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности…Дис. К.п.н., СПб, 1995.
13. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социальный этюд – М.,1994. – 198 с.
14.Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности – Изд. Мос.Ун-та, 1980. – 195 с.
15. 3обнев В.М., Голуб М. Исследование ценностных ориентации больных алкоголизмом с суицидальным поведением \\ Обозрение психиатрии и мед. психологии им. Бехтерева. – 1993. - №3. – С. 43.
16. Карвасарский Б. Д. Неврозы. Руководство для врачей – М: Медицина, 1990. – 276 с.
17. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности – М.: Наука, 1988. – 153 с.
18. Комплексные исследования в суицидологии\ Моск. НИИ психиатрии; [Отв.ред. В.В.Ковалев] – М.: Моск. НИИ психиатрии, 1983. – 186 с.
19.Конончук Н.В. О суицидальных попытках при депрессиях \\ Журн. Невропатологии и психиатрии им. Корсакова. – 1990. – т.90, вып.4. – С. 76.
20.Конончук Н.В. Эмоциональное состояние в пресуициде у лиц с острыми ситуционными реакциями\\Сб. науч. тр./Ленинг. Н.-И. Психоневрол.ин-т.- 1986.-Т.115. – С. 63.
21. Конончук Н.В. Формирование мотивов острых суицидальных реакций в зависимости от особенностей жизненного пути пациентов.// Журн.невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1981,т.81,вып.12. – С. 86.
22.Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества – М.: Медицина, 1972. – 238 с.
23.Коган Л.И. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1996. – 235 с.
24.Кравченко А.И. Социология. – Скат – г: Деловая книга, 1998. – 286 с.
25.Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М.: Смысл, 1992. – 16 с.
26.Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М.: Смысл, 1992. – 17 с.
27. Муздыбаев К.И. Психология ответственности. - Л.: Наука, 1983. – 235 с.
28.Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. -Пермь: ПГПИ, 1988. – 80 с.
29.Методы профилактики суицидального поведения\ Под ред. Г.В. Акопова, Н.И. Мельченко, О.И. Ефимовой. – Самара, Изд-во Самарского гос. пед. ун-та, 1998. – 372 с.
30.Михеева И.Н, Амбивалентность личности – М.: Наука, 1991. – 295 с.
31. Мясищев В.Н. Личность и неврозы – Л.: Изд-во Ленинг. Ун-та, 1960. – 273 с.
32. Мясищев В.Н. Психология отношений – Москва-Воронеж, Московский психолого-социальный ин-т, 1995. – 214 с.
33.Практикум по психодиагностики. Прикладная психодиагностика. - М.: МГУ, 1992. – 218 с.
34. Плюс-минус жизнь. Социальные психологические аспекты проблемы суицида. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 137 с.
35.Полищук Ю.И. О так называемых непатологических суицидоопасных ситуационных реакциях\\ Обозрение психиатрии и мед. психологии им. Бехтерева. – 1993. - №3. – С. 87.
36.Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. – Харьков: Основа. 1991. – 163 с.
37.Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. - М.,1990. – 285 с.
38. Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологии: Сб. науч. тр.\ Моск. НИИ психиатрии. – М.: Моск. НИИ психиатрии, 1984. – 175 с.
39.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2тт.,т.1. –М.: Педагогика, 1989. – 356 с.
40.Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – Л.: ЛГУ, 1990. – 285 с.
41.Скворцов Л.В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. – М.: Изд-во Полит. Лит-ры, 1989. – 276 с.
42.Столин В.В. Самосознание личности.- М.: МГУ, 1983. – 284 с.
43.Трегубов Л.З., Вагин Ю.Р. Эстетика самоубийства. - Мед. помощь.- 1994. – С. 87.
44.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
45. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов: Психологический журнал, - т. 13 – М., 1992-№1. – С. 65.
46.Фролов И.Т. Перспективы человека. - М.: Политическая литература, 1983. – 230 с.
47.Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. - М.: Знание, 1985. – 64 с.
48.Фромм Эрих. Человек для себя. - Минск: Издательство В.П. Ильина, 1997. 416 с.
49.Юнг К.Г. Алхимия снов. – С-П.: Питер, 1997. – 236 с.
50. Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н. Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. – 264 с.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!