Образовательная область (направление)
Целевые ориентиры
| Средний дошкольный возраст
|
Речевое развитие
| Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; знаком с произведениями детской литературы.
|
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
· Диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе.
· игровой деятельности;
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Образовательная деятельность по речевому развитию
Основная образовательная область (направление) с учетом ФГОС ДО
| Цели изадачи в соответствии с программой
|
|
Речевое развитие предполагает:
· формирование основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;
· приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.
| Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми.
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
|
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Образовательная область «Речевое развитие».
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
|
3. формирование грамматического строя речи:
- Морфология (изменение слова по родам, числам, падежам)
- Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений).
- Словообразование.
|
Овладение речью как средством общения
|
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
|
Развитие речевого творчества
|
Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи
|
Развитие звуковой и интонационной культуры речи
|
Обогащение активного словаря
|
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
|
Основные направления работы
|
2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения
|
1. Развитие словаря:
освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение
|
4. Развитие связной речи:
- диалогическая (разговорная речь);
- монологическая речь (рассказывание)
|
5. Воспитание любви и интереса к художественному слову
|
6. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове)
|
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития
|
Игровые
Игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно-практические ситуации, игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры
|
Словесные
Речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос
|
Наглядные
Показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению
|
Принцип развития языкового чутья
|
Принцип формирования элементарного осознания явлений языка
|
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи
|
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
|
Принцип обеспечения активной языковой практики
|
Культурная языковая среда
|
Обучение родной речи на занятиях
|
Художественная литература
|
Изобразительное искусство, музыка, театр
|
Занятии по другим разделам Программы
|
Классификация методов развития речи по используемым средствам
Наглядные
Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, на экскурсии); опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные
Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал
Практические
Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические эпизоды, хороводные игры
|
Классификация методов развития речи в зависимости от характера речевой деятельности
Репродуктивные – основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов
Метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры
Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения
Обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания
|
Технология комплексного подхода к развитию связной речи О.С. Ушаковой: «Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в области словаря, грамматического строя речи, звуковой стороны слова».