Тема. « Рэй Брэдбери. Рассказ «Каникулы» . — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема. « Рэй Брэдбери. Рассказ «Каникулы» .

2020-06-05 351
Тема. « Рэй Брэдбери. Рассказ «Каникулы» . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема. «Рэй Брэдбери. Рассказ «Каникулы».

 

Цели:

1. Расширить представление учащихся о фантастике как жанре.

2. Познакомить с творчеством американского фантаста Рэя Брэдбери, выяснить особенности фантастики этого писателя.

3. Формировать умения выделять композиционные особенности и художественное своеобразие рассказа «Каникулы».

  • Рассказ Рея Брэдбери “Каникулы”.
  • Развивать творческие способности учащихся.

Эпиграфы:

Писать - это так же замечательно, как любить!..

* * *

Нужно постоянно быть в состоянии влюбленности во что-нибудь. В моем случае — в книги, в писательство.

* * *

Мир изобилует интереснейшими сюжетами, нужно только уметь пристально, любовно смотреть вокруг. Любой нюанс, любая случайность (хотя на самом деле ничего на этой земле не случайно) могут послужить поводом для написания литературного произведения».

Р. Брэдбери

Х О Д У Р О К А

Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами вновь обратимся к творчеству Р. Брэдбери – крупнейшего американского фантаста.

Знакомство с биографией Рэя Брэдбери.

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель: - Перед вами портрет человека, которому 22 августа прошлого года исполнилось 88 лет. Что вы можете сказать, глядя на фотографию, об этом человеке?

- Перед нами человек не первой молодости. Черты лица излучают доброту, жизнерадостность. Даже в 88 он похож на задорного мальчишку. Невольно вспоминаются его слова, что он оптимист по натуре и не переносит нытиков. «Я родился счастливым, - говорит он, - и с оптимизмом встречаю любое испытание. Не терплю тоски, не выношу людей серьезных и тех, кто пишет про отчаяние и тоску, но не предлагает никаких путей для спасения». И еще: «Надо прославлять жизнь, не позволять охватывать себя сомнениям, недоверию, равнодушию к другим».

"Когда я гляжу в зеркало, я встречаю взгляд мальчишки, чьи голова и сердце переполнены мечтами, восторгом и неистребимой любовью к жизни. Да, у него совсем седая шевелюра - но что с того? Люди часто спрашивают, как мне удается оставаться таким юным, как удается сохранить ощущение молодости. Все просто: пусть ваша жизнь преисполнится всеми возможными рифмами, всеми возможными занятиями, всей возможной любовью. И обязательно находите время для смеха - помните о том, что дарит вам счастье - каждый день, без исключения. Именно так я и поступаю с самого раннего детства".

- Судьба писателя не была постой. Что же позволило ему добиться успеха, стать всемирно известным писателем?

Биография писателя.

- Полное имя этого человека - Рэймонд Дуглас Брэдбери (второе имя дали в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса). Он - американский писатель, классик научной фантастики. Писал под псевдоним Уильям Эллиот. Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городке Уокиган, штат Иллинойс, в семье мелкого служащего компании по производству электроэнергии. Отец - Леонард Сполдинг Брэдбери - был потомком первопоселенцев, приплывших в Америку из Англии в 1630 году. Мать - Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению. Дед Сэмюэл Хинкстон Брэдбери и прадед Рэя по отцовской линии занимались издательством газет. Кроме Рэя, в семье были сын Леонард-младший (1916 г.р.) и дочь Элизабет (1926 г.р.)

Цель – прежде всего.

К 20 годам Рэй Брэдбери твердо решил, что станет писателем. С 18 лет начал продавать газеты на улице - продавал их каждый день в течение четырех лет, пока литературное творчество не стало приносить ему более или менее регулярный заработок.

Будущий писатель носился по улицам с криком "Последние новости!" четыре года, с 1938 по 1942, одновременно придумывая новые рассказы, наблюдая за людьми, подмечая яркие детали... Если у него хватало на это сил. Вы никогда не бегали по улицам с тяжеленной пачкой газет? Попробуйте. Через много лет он написал об этом времени: "Когда я продавал газеты, друзья спрашивали меня: "Что ты тут делаешь?" Я отвечал: "Становлюсь писателем". "Ты выглядишь не по-писательски", - говорили они. "Зато я чувствую себя как писатель!" - возражал я".

Только в 1941 году удалось напечатать рассказ. "Мятник". В 1940 году в журналах были опубликованы отдельные рассказы, в 1947 году вышел первый авторский сборник Рэя Брэдбери "Мрачный карнавал". В 1946, 1948, 1954 годах его рассказы включались в антологии лучших американских рассказов; в 1947, 1948 годах произведения Брэдбери вошли в сборники рассказов, удостоенных премии им. О.Генри. В 1950 году писатель-фантаст получил широкую известность после выхода сборника связанных новелл "Марсианские хроники".
7. Любить того, кто рядом.

27 сентября 1947 года состоялась свадьба Рэя Брэдбери и Маргарэт. С первого дня семейной жизни и в течение нескольких лет Маргарэт работала, чтобы муж мог оставаться дома и работать над книгами, изучила четыре языка, стала истинным знатоком литературы. Её руками был набран первый экземпляр «Марсианских хроник». Ей же и была посвящена эта книга.
Вместе они прожили всю жизнь (Маргарэт умерла 24 ноября 2003 года). В семье Брэдбери родились 4 дочери: Tina, Ramona, Susan и Alexandra. Маргарэт.

8. Исполинская работоспособность.
»Я пишу каждый день, каждое утро, в течение семидесяти лет, не останавливаясь! А для театра я работаю уже сорок пять лет - мне это безумно нравится...»

— Бывают ли счастливы гениальные писатели? Я — да! Если, конечно, я гениальный. Но я толком не знаю, что означает это слово — «гениальный». Зато я знаю: когда я пишу, я не впадаю в уныние, напротив — я ликую, меня переполняет радость от того, что я делаю. Возможно, поэтому я не похож на других писателей, — какой стыд, если это так!

Композиционные приемы

· Прямая – действие в произведении развивается в соответствии с временем происхождения.

· Обратная - действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего.

· Кольцевая - события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.

· Ретроспективная - есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования.

Беседа по вопросам.

- Чем должно стать это утро для героев?

  1. Самые длинные каникулы в истории,
  2. самый долгий пикник,

3. нескончаемое лето.

- Продолжи фразу: «Каникулы — это...»

- Какое определение слова «каникулы» вам встретилось в словарях?

КАНИКУЛЫ - (польск. kanikula - от лат. caniculares - период наиболее жарких дней в году):

1) перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года (школьные каникулы, студенческие каникулы).

2) в некоторых странах - перерыв в работе парламента парламентские и т. д.).

- Вы должны были найти, каково происхождение слова «каникулы»? (Предварительное задание учащимся).

(Латинское название звезды Сириус — «Каникула» — означает «маленькая собачка»; римский сенат объявлял дни отдыха в самое жаркое летнее время, когда эта звезда появлялась на утреннем небе; отсюда и происходит слово «каникулы»_.

- Что под этим словом понимают герои рассказа?

- Продолжи фразу: «Для героев рассказа каникулы – это...»

- Почему? (Отец не будет ходить на работу, сыну не надо ходить в школу и выполнять домашнее задание).

- Что такое пикник?

ПИКНИК -, пикник м. англ. угощенье складчиной или загородная пирушка БРАТчиной; складчинка, ссыпчинка, братчинка. (Словарь В.Даля)

ПИКНИК - загородная увеселительная прогулка компанией (словарь Ожегова)

- Какие чувства испытывают герои, узнав, что их места сбылась – все исчезли? (Чувство вины – и… чувство радости. Опять парадокс!)

- Как это характеризует героев?

- Каким они видят будущее земли? («Пусть мир принадлежит лошадям и коровам, бурундукам и паукам Они без нас не пропадут. А потом когданибудь другой род, умеющий сочетать естественное счастье с естественным любопытством, построит города, совсем не такие, как наши»).

- А своё будущее? (30 лет счастья, ОБЯЗАННОСТЬ быть счастливыми).

- Как описывает автор это счастье Рэй Брэдбери? («...Женщина и мальчик побежали вдоль берега... Они вернулись с горстью влажных ракушек и чудесными розовыми камешками,... в полдень к ним спустился с насыпи отец, без пиджака, без галстука, и они пили апельсиновую шипучку, глядя, как в бутылках, теснясь, рвутся вверх пузырьки. Стояла тишина. Они слушали, как солнце настраивает старые железные рельсы. Соленый ветер разносил запах горячего дегтя от шпал).

«А нам не будет одиноко?»

- В Библии говорится: "...все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам". Наши герои получили то, о чём мечтали. А Брэдбери утверждает: «Фантастика — это окружающая нас реальность, доведенная до абсурда».
- Что такое абсурд?

АБСУ́РД (от лат. absurdus, «нестройный, нелепый») — нечто нелогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу.

- В чём абсурдность ситуации, описанной в рассказе? (Люди несчастливы, несмотря на то, что получили, о чём мечтали).

- Докажите, что они несчастливы.

- Подбери слово, которое наиболее емко, точно определяло бы то состояние, которое пережили герои в конце рассказа.

- Почему нельзя назвать это чувство счастьем? (Если пожелаешь радости и покоя только для себя, тогда не только вокруг, но и в душе образуется пустыня...)

- Почему, обрадовавшись вначале исполнению желания, герои рассказа захотели вновь увидеть вокруг себя полнокровную жизнь: людей – пусть даже злых, суету – пусть даже бестолковую? (Сколь бы они ни храбрились, сколь бы не мечтали о «светлом» будущем, не чинили расползшиеся рельсы, они понимали, что натворили. Легкомысленное желание обернулось катастрофой. Ведь дальше будет только хуже. Железная дорога тут как метафора всей их будущей жизни – починишь сегодня, но завтра столкнешься с большей бедой, а послезавтра с настоящей катастрофой.)
– В чём смысл нового желания людей? (Вернуть все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь.)

- Почему плачет мужчина, только ли потому, что ему «тоже не с кем играть»?

-Как описывает мужскую слезу автор? Какие художественные средства при этом использует? (Что-то светлое, мокрый комочек, влажное пятнышко, влажная дорожка следствие душевных переживаний).

- Почему автор прямо не говорит, что мужчина плачет? (Скрывает своё состояние).

– Почему в рассказе дано имя только ребёнку, родители же обозначены, как мужчина (муж, папа) и женщина (жена, мама)?

-И всё-таки давайте подумаем: в конце рассказа мальчик вкладывает записку в бутылку и бутылку бросает в море; что он написал в ней?

- Почему беспокойно смотрят мужчина и женщина на бутылку, в которой уплывает желание мальчик? Почему мать не решилась спросить, что он написал? (Беспокоятся, что его желание не совпадёт с их: «это или не это? Наше или своё?» Вдруг он захочет избавиться от них так же, как они пожелали избавиться от других?!»)

- Кому адресовал он записку?

- Можно ли однозначно сказать, что будет дальше? (Нет).

- Такая концовка в произведениях литературы называется открытым финалом.

Итог урока.

- В послесловии к последнему сборнику «Спешите жить» писатель рассказывает о своём детском решении стать иллюзионистом: «Оно превратилось в жизнь, не так ли? Я пишу фантастику, не фэнтэзи, не сказки в духе магического реализма и не сюрреалистические стихи. «В мгновенье ока» - это, наверное, самое удачное заглавие из всех, какие мне удавалось придумать для новых сборников. Я делаю вид, что занят чем-то будничным, но стоит вам на секунду отвлечься – и в мгновенье ока из моей бездонной шляпы появляется два десятка ярких шёлковых платков».

- Итак, что же «в мгновение ока» открыл нам, над чем заставил задуматься этот Великий Иллюзионист, рассказав совсем не фантастическую историю под названием «Каникулы»?

- Почему его можно назвать иллюзионистом наоборот? (Иллюзионист обманывает, создает видимость реальности, а Рэй Брэдбери, наоборот, раскрывает для человека истинные ценности и отношения).

- Рэй Брэдбери — это не только фокусник. Он еще и доктор - иглоукалыватель. У него удивительный талант находить важные точки человеческой души и втыкать в них невидимые глазу иголочки. От них чувствуешь боль. И даже выступают слезы иногда. Так вот и происходит альтернативное лечение души. При столкновении с реальностью герои Брэдбери сохраняют целостность, хотя и меняются, меняется их душа, исчезает чёрствость и отчужденность.

9. Выводы:

  1. Особенность фантастики Рэя Брэдбери в том, что главный интерес сосредоточен на человеке, его внутреннем мире, переживаниях, мотивах поступков, размышлениях о будущем не только человека, но всего мира.
  2. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством. Главную ценность для человека представляет другой человек, «узы неповторимой нежности» человеческих привязанностей, все, чему человек отдает «свои дни».

Рефлексия.

- Заполните кластер. Чем стали каникулы для героев?

11. Домашнее задание:

Задания по выбору:

  • В рассказе Р. Брэдбери герои испытали чувство тоски по прошлому. Были ли такие случаи в твоей жизни? Знакомо ли тебе подобное состояние? Подготовься рассказать об этом в классе.
  • Нарисуйте иллюстрацию к рассказу «Каникулы», объясните, почему вы выбрали именно этот эпизод.

 

  . Проработать стр.264-277.

 

Тема. «Рэй Брэдбери. Рассказ «Каникулы».

 

Цели:

1. Расширить представление учащихся о фантастике как жанре.

2. Познакомить с творчеством американского фантаста Рэя Брэдбери, выяснить особенности фантастики этого писателя.

3. Формировать умения выделять композиционные особенности и художественное своеобразие рассказа «Каникулы».

  • Рассказ Рея Брэдбери “Каникулы”.
  • Развивать творческие способности учащихся.

Эпиграфы:

Писать - это так же замечательно, как любить!..

* * *

Нужно постоянно быть в состоянии влюбленности во что-нибудь. В моем случае — в книги, в писательство.

* * *

Мир изобилует интереснейшими сюжетами, нужно только уметь пристально, любовно смотреть вокруг. Любой нюанс, любая случайность (хотя на самом деле ничего на этой земле не случайно) могут послужить поводом для написания литературного произведения».

Р. Брэдбери

Х О Д У Р О К А

Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами вновь обратимся к творчеству Р. Брэдбери – крупнейшего американского фантаста.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.