Характеристика дополнительной общеразвивающей программы — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Характеристика дополнительной общеразвивающей программы

2020-06-04 100
Характеристика дополнительной общеразвивающей программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеристика дополнительной общеразвивающей программы

«Я» в социальном мире»

Уровень освоения программы: общекультурный (ознакомительный)

Количество обучающихся: 12-15 человек в каждой группе

Возраст учащихся: 11-14 лет

Срок обучения: 1 год

Режим занятий: по 1 час 1 раз в неделю

Объем программы: 36 часов

Особенности состава учащихся: состав постоянный, однородный

Форма обучения: очная

Специфика реализации: групповая

Особенности организации образовательного процесса: традиционная форма, в условиях сетевого взаимодействия с ОО и групповое занятие с элементами психологического тренинга.

Прогнозируемый результат:  

- освоение образовательной программы учащимися;

- переход на базовый уровень не менее 25% учащихся.

 

Оглавление

Введение

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

1.1. Пояснительная записка..............................................................................................3

1.2. Цель и задачи программы..........................................................................................5

1.3. Содержание программы (учебный план и содержание учебно-тематического плана)..................................................................................................................................5

1.4. Планируемые результаты..........................................................................................9

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:

2.1. Календарный учебный график................................................................................11

2.2. Условия реализации программы.............................................................................13

2.3. Формы аттестации....................................................................................................13

2.4. Оценочные материалы.............................................................................................14

2.5. Методические материалы........................................................................................14

2.6. Список литературы...................................................................................................15

ВВЕДЕНИЕ

 

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Я» в социальном мире» является одним из компонентов Комплексной дополнительной общеразвивающей программы «Я – целый мир» (далее Комплексная программа).

Комплексная программа представляет собой совокупность самостоятельных Рабочих программ, объединенных по определенному принципу, разработанных с целью оказания помощи учащимся в решении психолого-педагогических и социально-педагогических проблем социализации через формирование компетенции осуществлять универсальные учебные действия.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывают с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения.

В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.
Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.

Важный аспект социальной адаптации – принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации.

Направленность (профиль) программы социально-педагогическая.

Тип программы по уровню освоения общекультурный-ознакомительный.

    Актуальность программы.

Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.

Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы.

Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, безусловно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.

Именно с этой целью разработана программа «Я в социальном мире», которая предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.

Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Отличительной чертой данной программы является более глубокое изучение подростками самих себя, а также процессов, происходящих при общении и других видах взаимодействия между людьми. Только научившись осознавать и понимать себя и другого, мы сможем успешно адаптироваться к разным социальным условиям. Заключительным является блок упражнений и ролевых игр на взаимодействие, в котором, опираясь на полученные знания, мы переходим к формированию и развитию различных коммуникативных навыков.

Полученный подростком комплекс знаний, умений и навыков будет способствовать его успешной социальной адаптации.

Отличительные особенности программы является то, что наряду с оказанием помощи подростку в установлении контакта с одноклассниками и учителями осуществляется помощь в развитии самосознания ребенка, умении самостоятельно принимать решения, а также способности противостоять стрессам.

Адресат программы: дети подросткового возраста с 11-14 лет. Главной задачей развития в подростковом возрасте является самоопределение в сфере общечеловеческих ценностей и общения между людьми. Подросток приобретает навыки межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола, формирует более независимые отношения с родителями (уменьшается эмоциональная зависимость при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке). В этот период складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, людям, обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Центральная потребность данного возраста — быть и чувствовать себя взрослым.
Чувство взрослости у подростков выражается в повышенной критичности по отношению к учителям и другим взрослым. Возрастает количество конфликтов между родителями и детьми. Это происходит из-за того, что подростки начинают формировать собственную систему ценностных установок и ориентаций, из-за разных представлений о степени самостоятельности. Подростки находятся во власти противоречивых тенденций: с одной стороны, им хочется иметь свободу, но, с другой, они понимают, что свобода усиливает их ответственность. Несмотря на утверждение подростков, что они не дети, у них еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости. В то же время есть огромная потребность в признании их взрослости окружающими. Необходимо помнить о недопустимости сохранения «детских» форм общения с подростками.

Объем и срок освоения программы: общее количество часов определяется продолжительностью программы и составляет 36 часов, занятия проходят 1 раз в неделю, в течение учебного года, что составляет 36 недель.

Формы обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами в творческом объединении, группы сформированы одного возраста, являющиеся основным составом творческого объединения. Состав группы постоянный.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год- 36; количество часов и занятий в неделю составляет 1 час; занятия проходят каждую неделю, продолжительность занятия 45 минут.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является создание условий для успешной социальной адаптации подростка через развитие его адаптивных возможностей.

В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач:

1. Изучить основные понятия психологии эффективного общения.

2. Развить коммуникативные навыки, навыки делового общения.

3. Познакомить с приемами психологического манипулирования, способами его распознавания и приемами защиты от манипуляций;

4. Сформировать толерантность как внутреннюю культуру поведения в социуме.

5. Создать условия для формирования адекватной самооценки.

6. Обучить способам управления собственным эмоциональным состоянием.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тематика программы строится по определенной логике. Деление содержания на разделы предполагает его законченность, определенную полноту и помогает целенаправленно строить свои занятия.

Данная программа состоит из 4 разделов:

Раздел 1  «Знакомство»

Раздел 2 «Самопознание. Слышу, вижу, чувствую…себя»

Раздел 3 «Странная логика наших поступков. Слушаю, понимаю, принимаю других»

Раздел 4 «Учимся сотрудничеству» состоит из занятий

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ пп

Название раздела, темы

Всего часов

В том числе

Формы аттестации/ контроля
Теория   Практика    

Раздел 1 «Знакомство»

1 Знакомство. 1   1

Психолого-

педагогическое наблюдение.

Коллективная рефлексия.

2 Карта дружеской страны. 1   1

Раздел 2: «Самопознание. Слышу, вижу, чувствую…себя»

  Тема 1: «Автопортрет»   1   1

Анкетирование

Психолого-педагогическое наблюдение

Диагностика

  Тема 2: «Когда я был маленьким…»   1   1   Тема 3: «Комиссионный магазин»   1   1   Тема 4: «Чувства»   1 0.5 0.5   Тема 5: «Мой сосуд»   1   1   Тема 6: «Я – целая Вселенная» 1   1   Тема 7: «Превратности жизни»   1   1   Тема 8: «Пещера страхов»   1 0.5 0.5   Тема 9: «Планета ленивка»   1   1   Тема 10: «Планета злючка» 1   1   Тема 11: «Мои поступки»   1 0.5 0.5   Тема 12: «Драконовы ключи»   1   1   Тема 13: «Письмо себе любимому»   1 0.5 0.5

Содержание программы

Данная программа включает в себя раздел «Самопознание» - получение ребенком знаний о себе, своих индивидуальных особенностях и способах взаимодействия с окружающими. Ведь только познав себя, поняв свои чувства и поведенческие реакции, мы сможем «услышать» и других людей. В раздел «Странная логика наших поступков» включены занятия на формирование навыков активного слушания, развитие умения понять другую, отличную от собственной точку зрения. И только после этого, в третьем разделе «Учимся сотрудничеству» мы переходим к формированию и развитию различных коммуникативных навыков.

 

Раздел 1: «Знакомство»

Занятие 1. Знакомство:

Цель: знакомство, установление контакта, доверия.

Занятие 2. Карта дружеской страны.

Цель: диагностика взаимоотношений в коллективе

Раздел 2: «Самопознание. Слышу, вижу, чувствую…себя»

Занятие 3. Автопортрет.

Цель: формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики

Занятие 4. Когда я был маленьким...

Цель: осознание своих личностных черт, особенностей характера, осознание личностного роста.

Занятие 5. Комиссионный магазин.

Цель: формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики

Занятие 6. Чувства.

Цель: актуализация и отреагирование чувств и состояний

Занятие 7. Мой сосуд.

Цель: развитие самосознания, повышение уверенности в себе.

Занятие 8. Я – целая Вселенная.

Цель: осознание своих личностных черт, особенностей характера, повышение уверенности в себе.

Занятие 9.Превратности жизни.

Цель: осознание собственных переживаний и эмоциональных состояний.

Занятие 10. Пещера страхов.

Цель: научить детей распознавать свои страхи, помочь найти способы их преодоления..

Занятие 11. «Планета ленивка».

Цель: обучение приемам управления своим эмоциональным состоянием

Занятие 12. «Планета злючка».

Цель: систематизация представлений детей о способах управления эмоциональным

состоянием.

Занятие 13. Мои поступки.

Цель: помощь в осознании ответственности за свои поступки и значимости каждого шага в жизни.

Занятие 14. Драконовы ключи.

Цель: гармонизация внутреннего мира и эмоционального состояния, обучение навыкам релаксации.

Занятие 15. Письмо себе любимому.

Цель: развитие рефлексии.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Подросток должен приобрести

Знания:

·  о структуре развития конфликтных ситуаций;

· о гендерных различиях;

· о факторах, влияющих на взаимоотношения;

· о своих индивидуальных особенностях;

· об основных понятиях психологии эффективного общения;

· о приемах психологического манипулирования, способах его распознавания и приемах защиты от манипуляций;

Умения:

· управлять собственным эмоциональным состоянием;

· выражать агрессию социально-приемлемыми способами;

·  распознавать невербальный компонент в общении;

Навыки:

· саморефлексии и самоанализа;

· активного слушания;

· эффективного взаимодействия в группе;

· делового общения;

· конструктивного выхода из конфликтных ситуаций;

· релаксации;

· ответственного поведения.

 Отдельно хотелось бы отметить личностные результаты, т.е. изменения системы ценностных отношений обучающихся. В результате освоения программы сформировано:

· уважительное отношение к личности другого человека,

· умение понять чужую точку зрения,

· толерантность как внутренняя культура поведения в социуме,

· способность к эмпатии,

· адекватная самооценка.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

№   Месяц Неделя Форма занятия Кол-во часов № занятия Тема занятия

Форма контроля

Раздел 1 «Знакомство»

1.1 Сентябрь 1 Тренинговое занятие 1 1 Знакомство.

 

Психолого-педагогическое наблюдение.

 

Коллективная рефлексия.

1.2 Сентябрь 2 Практическое занятие 1 2 Карта дружеской страны.  

Раздел 2 «Самопознание. Слышу, вижу, чувствую…себя»

2.1 Сентябрь 3 Практическое занятие 1 4 «Автопортрет»

 

 

Анкетирование

 

 

Психолого-педагогическое наблюдение

 

Диагностика

2.2 Сентябрь 4 Тренинговое занятие 1 4  «Когда я был маленьким…» 2.3 Октябрь 1 Психологическая игра 1 5 «Комиссионный магазин» 2.4 Октябрь 2 Практическое занятие 1 6  «Чувства» 2.5 Октябрь 3 Тренинговое занятие 1 7  «Мой сосуд» 2.6 Октябрь 4 Беседа 1 8 «Я – целая Вселенная» 2.7 Ноябрь 1 Беседа 1 9 «Превратности жизни» 2.8 Ноябрь 2 Практическое занятие 1 10  «Пещера страхов» 2.9 Ноябрь 3 Тренинговое занятие 1 11  «Планета ленивка» 2.10 Ноябрь 4 Тренинговое занятие 1 12  «Планета злючка» 2.11 Декабрь 1 Беседа 1 13  «Мои поступки» 2.12 Декабрь 2 Тренинговое занятие 1 14  «Драконовы ключи» 2.13 Декабрь 3 Практическое занятие 1 15  «Письмо себе любимому»

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Результаты выполнения программы отслеживаются и оцениваются с помощью первичной, промежуточной и итоговой (конец учебного года) аттестации. Формы аттестации многообразны и зависят от специфики группы и индивидуальных особенностей детей: обратная связь, заинтересованность детей на участие в тренинге, эмоциональная включенность.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: психолого-педагогическое наблюдение, комплексная рефлексия, викторина, диагностика, журнал посещаемости, аналитический материал, фото.

Документ о завершении обучения по программе - сертификат.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, викторина, защита творческих работ, конкурс, итоговый отчет.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

- Социометрия Дж.Морено, педагогическое наблюдение.

- Тест цветовых выборов Люшера

- Опросник Б. Басса – А. Дарки

- Диагностические задания: опросы (устный, письменный, графический), практические работы, тестирование, наблюдение.

- Наблюдение, анкеты обратной связи, творческие задания

Таблица1

Виды, методы и сроки контроля.

Виды контроля Содержание Методы Сроки контроля

Входной

Диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы; уровень мотивации и интереса Социометрия Дж.Морено, педагогическое наблюдение. Сентябрь  
Исследование актуального психоэмоционального состояния Исследование уровня самооценки. Тест цветовых выборов Люшера   Сентябрь, январь
Выявление уровня конфликтности и агрессивности. Опросник Б. Басса – А. Дарки Февраль
Тематический Освоение учебного материала по теме, учебной единице Диагностические задания: опросы (устный, письменный, графический), практические работы, тестирование, наблюдение. Сентябрь-май
Текущий Оценка вовлеченности и «включенности» в учебный процесс Наблюдение, анкеты обратной связи, творческие задания Сентябрь-май
Итоговый Контроль выполнения поставленных задач Заключительная игра- путешествие Май
  Диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы Социометрия Дж.Морено Май

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Особенности организации образовательного процесса: очно в условиях сетевого взаимодействия с ОО.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, проектно-конструкторский, игровой, стимулирования и мотивации.

  Ф ормы организации образовательного процесса: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга.

Формы организации учебного занятия: беседы,игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия:

1. Мотивационный элемент.

2.Объявление прогнозируемых (учебных) результатов.

3.Предоставление необходимой информации. 

4.Психологические упражнение, игры – центральная часть занятия.

5.Подведение итогов.

- Дидактические материалы: карточки – бланки для ролевых игр, карточки с изображением различных чувств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

3. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (проект) Министерство образования и науки России, Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Словарь практического психолога /Сост.С.Ю.Головин. – Минск, Харвест, 1998.

2. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других/ сост. Р.Римская, С.Римский. – М.:АСТ-ПРЕСС Книга, 2003.

3.Хорев Д.В. Дополнительная образовательная программа профессиональной ориентации «ШАГ»// Дополнительные образовательные программы №2 (32), 2014– ООО «Новое образование», 2014.

4. Школьный психолог, январь 2013

5. Школьный психолог, август 2011

6. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. – СПб., 2002.

7. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 2002.

8. Пиз А., Гарднер А. Язык разговора. – М., 2003.

9. Варламова Е. Ты и Ты! – М., 2001

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПЛАНЫ УРОКОВ К ПРОГРАММЕ.

Занятие 2.

 «Карта дружеской страны»

Цель: диагностика взаимоотношений в коллективе.

Задачи:

· диагностика взаимоотношений в коллективе;

· формирование навыков взаимодействия между учащимися;

· развитие навыков планирования деятельности

 

 1.Ритуал приветствия: «Имя + прилагательное» (на первую букву имени)

Комментарий. Упражнение позволяет включить подростков в групповую работу, обозначив при этом индивидуальные особенности, что позволяет педагогу осуществить диагностический срез предпочитаемых поведенческих стратегий школьников.

 

2. Социометрическое исследование по Дж.Морено (Приложение 2)

 

 

Рефлексия занятия

· Что нового о себе/ для себя вы сегодня узнали?

· Что у вас получилось лучше всего. Почему?

· Что не получилось? Почему?

· Какие чувства или эмоции вызвало у тебя выполнение тех или иных упражнений?

 

Занятие 14.

 Письмо себе любимому.

Цель: развитие рефлексии.

Задачи: повышение самооценки; формирование позитивной Я-концепции; создание внутреннего ресурса.

Оборудование:

· Зубочистки;

· Скотч, ножницы;

· Пластилин / глина / масса для лепки / соленое тесто.

 

Разогревающее упражнение

Учащиеся делятся на несколько мини-групп по 5 человек. Каждая группа берет скотч, ножницы, упаковку зубочисток

Инструкция. Перед вами ножницы, скотч и зубочистки. Ваша задача: сделать башню, используя то оборудование, которое у вас есть. Главное условие – вы ни при каких обстоятельствах не должны разговаривать, задание выполняется молча.

После выполнения задания – получение обратной связи.

Когда вы выполняли это упражнение, вам приходилось работать в команде. Каждый делал что-то свое, но работали вы над общим заданием все вместе. Кто-то предлагал идеи, кто-то думал о том, как это можно сделать, кто-то аккуратно воплощал задуманное в реальность. Каждый из вас внес свой важней вклад в общее дело. А теперь я хочу предложить задание, которое каждый будет выполнять самостоятельно.

 

Рефлексия занятия

· Что нового о себе/ для себя вы сегодня узнали?

· Что у вас получилось лучше всего. Почему?

· Что не получилось? Почему?

· Какие чувства или эмоции вызвало у тебя выполнение тех или иных упражнений?

 

Занятие 16.

 «Угадай…».

Цель: развитие умения понять чужую точку зрения, встать на место другого.

Ход занятия

После приветствия ведущий предлагает посмотреть эпизод из фильма «12 стульев», в котором Остап Бендер выдает себя за инспектора пожарной охраны. Напомним соответствующую цитату из романа:

«- Скажите, где здесь можно видеть товарища завхоза? – вымолвил Остап, прорвавшись в первую же паузу

- А в чем дело, товарищ?

Остап подал дирижеру руку и дружелюбно спросил:

- Песни народностей? Очень интересно. Я инспектор пожарной охраны».

Смутившийся и перепуганный завхоз показывает Бендеру свое хозяйство, разрешая осматривать все помещения, включая кухню, спальню и столовую.

Ведущий спрашивает: почему Остапу удалось обмануть завхоза? Анализируя ответы, ведущий подводит участников к выводу: завхоза испугал присвоенный Бендером статус инспектора, то есть начальника – человека, от которого можно ждать неприятностей. При этом лжеинспектор получил то, что ему было надо: в поисках стула осмотрел весь дом и даже пообедал.

Имеющийся у человека статус нередко способствует формированию у окружающих определенного мнения о нем, даже если человек совершенно им не знаком. Так, определенное доверие вызывает человек в белом халате (врач) или в военной форме.

Примером может быть известный эксперимент, когда студентам в разных аудиториях был представлен один и тот же человек. В одной – как студент, в другой – как лаборант, в третьей как лектор, в четвертой – как профессор. Испытуемых просили оценить его рост. Оказалось, что чем выше был его статус, тем выше ростом он казался.

Итак, то, что сделал Остап, называется манипуляцией. А что такое манипуляция? Ведущий демонстрирует слайд (плакат, надпись на доске) с определением понятия «манипуляция»:

«МАНИПУЛЯЦИЯ» - это преднамеренное и скрытое побуждение человека к принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения целей манипулятора.(6)

По мнению бессмертного героя «12 стульев» и «Золотого теленка», существует четыреста способов сравнительно честного отъема денег. Однако, если их классифицировать, то можно получить несколько основных видов манипуляций (по Р.Чалдини7). Рассказывая о них, ведущий демонстрирует слайды с названиями (записывает на доске).

Возвращаясь к эпизоду из «12 стульев», ведущий говорит, что вид манипуляции, примененный Остапом, называется «Авторитет». «Авторитет» связан со склонностью большинства людей автоматически повиноваться авторитетам. Это удобно, так как истинные авторитеты, как правило, имеют больше знаний, силы и в ситуации непростого выбора облегчают наши терзания, взяв ответственность за выбор на себя. Опасность заключается в автоматическом реагировании не на сам авторитет, а на его символы. Такими символами могут быть титулы, внешний вид и личные вещи (например, генеральские погоны, дорогой автомобиль и др.). Николай Васильевич Гоголь с иронией писал, что уряднику было достаточно отправить в возмущенную чем-либо деревню свою фуражку, и волнения стихали.

В рекламе этот метод используется, когда товар или услугу расхваливают известные люди. В качестве примера ведущий демонстрирует рекламный ролик где банковские услуги рекламируют популярные артисты.

Другой вид манипуляции, «Взаимный обмен», предполагает, что человек, как правило, стремится отплатить за предоставленную ему услугу. Например, в эксперименте испытуемые, разбитые на пары, должны были оценивать картины. Один из них был «подсадным», то есть помощником психолога. Во время перерыва он уходил из лаборатории, а затем возвращался с двумя бутылками кока-колы и предлагал одну из них своему партнеру. В контрольной группе он возвращался без бутылки колы. После того как оценивание картин оканчивалось, он просил настоящего испытуемого оказать ему услугу – купить у него один или несколько лотерейных билетов. Испытуемые, которым до этого был предложен напиток, приобретали в среднем в два раза больше билетов, несмотря на то, что один билет стоил дороже бутылки с колой.

Демонстрируется фрагмент из мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», в котором Колыван, заманивая людей на партию в лото, сначала угощал их пряниками.

Правило «взаимного обмена» дает возможность повлиять на наше решение, предварительно что-то для нас сделав. Оно действует и тогда, когда нам оказывают услугу, о которой мы не просили, и тогда, когда услуга, которую должны оказать мы, значительно серьезнее.

Тактика следующего вида «Отказ, затем уступка» заключается в том, что, начав с завышенного требования, требующий переходит к реальному, которое теперь выглядит как уступка и заставляет нас уступить в ответ. Кроме того, здесь задействовано еще и явление контраста: меньшая просьба по сравнению с более существенной может показаться менее трудной для выполнения. Например, если мы попросим взаймы крупную сумму и получим отказ, то, скорее всего, нам не откажут, если после этого мы попросим меньшую сумму. При этом у жертвы манипуляции остается удовлетворенность заключенным соглашением: ведь по ее мнению решение ссудить нас деньгами было принято «самостоятельно». Иногда жертва испытывает даже чувство вины, что не смогла выполнить нашу первоначальную просьбу.

Иллюстрируя это, можно показать эпизод из мультфильма «Карлсон вернулся», когда Карлсон требует торт со взбитыми сливками, а потом «соглашается на колбасу», вызывая у Малыша чувство вины.

Следующий вид манипуляции можно условно назвать «Симпатия». Он основан на том, что мы склонны соглашаться с симпатичными нам людьми. Однако и симпатия возникает не просто так. Во-первых, мы больше симпатизируем знакомым нам людям. Не случайно, обращаясь к нам с просьбой, люди часто пытаются представиться знакомыми нашего знакомого. Именно механизм «Симпатия» лежит в основе традиции быть представленным кем-либо при знакомстве.

Ссылаясь на общего знакомого, люди выбирают кого-нибудь значимого, важного или приятного, симпатичного.

Для иллюстрации этого ведущий демонстрирует фрагмент из фильма «Берегись автомобиля», где персонаж Г.Волчек представляется продавцу комиссионного магазина: «Я от Олега Николаевича».

Переходя к следующему виду манипуляций, ведущий демонстрирует слайд (плакат), на котором на трех строках изображены символы:

0, 1, 2, 3

О, П, Р, С

         
 
   

 


Участникам предлагается назвать, какие символы они здесь видят. Ведущий обращает внимание, что, несмотря на то, что первый символ во всех строках одинаковый, его, как правило, сначала называют цифрой, потом – буквой, а затем – геометрической фигурой.

Следует обсудить с участниками, почему они сделали такой вывод. В высказываниях подчеркнуть, что к этому их побудил ряд последующих символов: в первом случае – цифр, во втором – букв, в третьем – геометрических фигур. Данный пример иллюстрирует такой вид манипуляции, как «Последовательность».

Применяя этот прием, легче склонить покупателя сделать крупную покупку после того, как он сделает мелкую (сказав «А», скажи «Б»), или продолжать пользоваться услугой даже после того, как исчезает причина (например, скидка на нее), по которой покупатель стал ее приобретать. Вот так в торговле эксплуатируется склонность людей делать выводы на основе ложного посыла, подсказанного манипулятором.

Демонстрируется следующий фрагмент из фильма «Берегись автомобиля» (продавец комиссионного магазина повышает цену за свои услуги).

В этом эпизоде, объясняет ведущий, продавец называет настолько высокую плату за свои услуги, что, не исключено, назови он ее сразу – покупатель отказался бы платить! Но поскольку покупатель уже согласился на сумму несколько меньшую, то конечная цифра ему не кажется чрезмерной. Помимо этого, в данном случае продавец использует и такой вид манипуляции, как «Дефицит».

«Дефицит» основан на простой зависимости – то, что менее доступно, более притягательно. Принцип дефицита действует сильнее, если нечто стало дефицитным совсем недавно и при наличии конкуренции. Дефицитом может быть время: вам предлагают принять решение немедленно, иначе «вы опоздаете»! В качестве примера демонстрируется продолжение предыдущего эпизода: продавец комиссионного магазина дает понять, что если покупательница не согласится с его ценой, он продаст магнитофон други


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.