По обществознанию для 11 класса — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

По обществознанию для 11 класса

2020-06-02 162
По обществознанию для 11 класса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конспект урока

По обществознанию для 11 класса

По теме «Политическое лидерство»                                           дата:10.04.2018                                                                                                

Учитель: Гладчук Ольга Анатольевна

Эпиграф. Испытание властью - тяжелейшее испытание.

Цели.

  1. Сформировать представления о понятиях «политический лидер», «политический маркетинг», типология лидерства, функции политического лидера.
  2. Продолжить формировать умение анализировать, решать поставленные проблемы, работать в группе.
  3. Способствовать формированию у учащихся знаниевой компетенции для осуществления активной политической деятельности и определения чёткой гражданской позиции.
  4. Воспитывать у учащихся гражданскую ответственность и сопричастность к общественному и политическому развитию нашей страны.
  5. Продолжить формирование личного общественно - политического опыта учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: регламентированная дискуссия.

Оборудование урока: рабочие листы для каждого ученика, учебный печатный материал.

Словарь урока: политическое лидерство, качества политического лидера, неформальное лидерство, номинальное лидерство, особенности российского политического лидерства, политический лидер, политический маркетинг, имидж, популизм, институциализация лидерства, профессионализация лидерства, стили политического лидерства, типы политического лидерства, функции лидеров.

План.

1. Актуализация темы урока.

2. Изучение нового материала.

3. Закрепление и подведение итогов работы.

Ход урока.

  1. Актуализация темы урока.

Вопросы учителя.

  1. Какой раздел курса обществознания мы изучаем? (политология)
  2. Какие главы вами уже изучены? (политология как наука, политика и власть, государство в политической системе, гражданское общество и его институты)
  3. Какую главу мы изучаем на последних уроках? (Личность в политической жизни)
  4. Назовите тему урока, запишите её в рабочие листы1. Какие понятия понадобятся вам при изучении этой темы? («Политическое лидерство», политика, политическая власть, лидер, политическое участие, субъекты политики, политическая элита).
  5. Какие проблемные вопросы относительно новой темы у вас возникают? (Как появляются лидеры? Почему одни управляют, а другие лишь исполняют их предписания? Чем руководствуются политические лидеры в своей деятельности?)

6. Определите место сегодняшнего урока в системе уроков по разделу «Политология».

Попытайтесь актуализировать сегодняшнюю тему урока собственно для себя:

(а) понятие лидерства, б) политическое лидерство: я выбираю, меня выбирают)

Это позволяет мне сделать вывод о том, что вы, во – первых, в достаточной мере владеете теоретическим материалом для изучения сегодняшнего урока, а во – вторых, имеете мотивацию, направленную на активную работу.

Напоминаю вам «Не для школы, а для жизни мы учимся» (Античный афоризм).

Политическое лидерство, по сути и по форме есть специфический феномен власти. По оценке многих отечественных и зарубежных ученых, политическое лидерство среди других типов лидерства “гораздо более значимо”, более заметно, более влиятельно, более эффективно в воздействии на политическую и общественную жизнь, на весь ход исторического развития. Поэтому вопрос о политическом лидерстве и роли политических лидеров в общественно – политическом развитии является одним из актуальных вопросов политологии.

  1. Изучение нового материала.

План.

1.Понятие политического лидерства (характерные черты политического лидерства, социальные уровни существования, качества политического лидера, природа лидерства).

2. Типы лидеров и их функции (самостоятельная работа).

Традиции лидерства в России (ученическая презентация).

Имидж политического лидера: создание и поддержание в общественном сознании (политический маркетинг, имидж, популизм)

  1. Понятие политического лидерства.

Прежде всего, выясним кто такой лидер?

1 т.зр.:Лидер – это ведущий, авторитетный член организации, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль. Лидерство – это индивидуальное свойство, обладая которым, человек способен вести за собой.

2 т. зр.:Лидера порождает группа, у которой есть определённая цель и она готова ради её достижения подчиняться влиянию одного человека, который, по её мнению в данный момент, наибольшим образом способен направить эту группу к достижению цели.

Теория Макиавелли

Отрезок АС — это путь к обретению власти, игра в популизм, раздача обещаний и борьба за голоса, т. е. поддержку снизу. Но поддержка снизу — типичная черта неформального авторитета, лидера.

Отрезок СВ — это период укрепления и удержания власти. Здесь совсем другие законы. Добившись власти, ее соискатель стал фор­мальным руководителем, сила которого идет не снизу, а сверху, на­пример подтверждена конституцией или сакрализирована Папой Римским. На этом отрезке правитель будет «заигрывать» с теми, ко­го боится. Он боится не народа, а придворных.

Вам необходимо подобрать примеры из политической жизни России 90-х гг., подтверждающие или опровергающие теорию Маки­авелли

  1. Типы лидеров и их функции.

Учитель. Проявления лидерства достаточно разнообразны по форме. Попытки классифицировать их обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение политических лидеров. Но по этому вопросу нет единого мнения.

Типология по М. Веберу (нем. философ и социолог).

Тип лидерства

Характеристика

Примеры

Традиционное

Опора на традиции, ритуалы, силу привычки. Правление вождей, старейшин, монархов

Монархи

Харизматическое

Основано на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества данного человека. Культ личности.

Ю. Цезарь, Наполеон, Гитлер, Муссолини, Ф. Кастро, Ким Ир Сен, Мао Цзэдун, Ленин, Сталин

Рационально – легальное

Лидерство основано на законности избрания лидера.

По результатам выборов

Типология по М. Херманну (соврем. амер. политолог).

Тип лидера

Характеристика

Примеры

Лидер – знаменосец

Стремиться изменить политическую систему ради идеала.

Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни

Лидер – коммивояжёр

Способность убеждать – гл. черта политического лидера. Он «продаёт» свои идеи, вовлекая в их осуществление последователей.

В.В.Жириновский, Б.Е.Немцов, Г.А.Явлинский,

Лидер – служитель

Служит выразителем интересов своих приверженцев, работает от их имени.

Л.И.Брежнев

Лидер - марионетка

Полностью зависящего от воли и интересов своего ближайшего окружения.

К.У.Черненко

Лидер – пожарник.

Ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы.

Б.Н.Ельцин, В.В.Путин

Направления деятельности

Тип политического лидера

Представители

Сохранение существующего положения

1)«Спасатели»

2)«Успокоители»

1) Черчилль, де Голль

2) Эйзенхауэр

Сторонники умеренных изменений

1)Патерналисты, популисты

2) «Пересмотрщики»

1)Бисмарк, Сталин

2) Рейган, Тэтчер

Сторонники широкомасштабных изменений

1) Идеологи

2) Реформаторы

1)Мао, Гитлер, Ленин, Бухарин, Джефферсон, Линкольн, Рузвельт, де Голль, Горбачев,

2) Рузвельт

Учитель. Лидеры разделялись на львов и лис (Парето). Тип политика-лисы соединяет в себе такие качества, как умение лавировать, предугадывать ход событий, скрывать свои истинные цели, намерения, быть хитрым, осторожным, уметь не попасть в расставленные капканы, запутать свои следы и т.д. Политики-львы чаще всего действуют прямолинейно, методом силового давления и чаще всего попадают в капкан. Их основной принцип — сокрушить противника в решающий момент в открытом бою. Идеальный тип — политик, обладающий сокрушающей силой и твердостью льва, ловкостью и хитростью лисы. Явление это весьма редкое. Если проецировать данную типологию на лидеров нашей страны, то в характере и деятельности М.С. Горбачева преобладают черты лисы, а Б.Н. Ельцина — черты льва, хотя по мере приобретения политического опыта деятельность последнего становится все более гибкой, маневренной.

Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Раскройте более подробно каждую функцию.

Вопрос.

Кроме того, достичь желаемых результатов позволяет популизм - это приём в политике, позволяющий добиться поддержки избирателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги.

Вопрос. 1. Как же ведет себя лидер популистского толка? Продолжите, обратитесь к заданию 2 для помощи.

основной метод общения с массами — митинг, манифестация;

главное действие лидера — обещания, порой даже абсурдные

• речевая лексика - много агрессивной фразеологии(выкрики, лозунги)

• обработка результатов социологических опро­сов, референдумов, плебисцитов и т.д - возможна манипуляция результатами (подтасовка)

• обещания - сделать (улучшить, очистить) исключительно быс­тро

2. Вот некоторые идеи политических деятелей прошлого. Какие из них вы можете оценить как популистские? Попробуйте продолжить примеры.

1. Что нам дала экономическая наука. Надо направить докторов и кан­дидатов наук на «перевыучку к станку»!

2. Голосуйте за меня! Когда я приду к власти, я обещаю, что товары бу­дут дешевыми.

3. Историки должны «в кратчайшие сроки, максимум за год перерабо­тать и установить всю истину о прошлом».

4. Вам нужна земля? Вам нужен мир? Наша партия, придя к власти, тотчас даст их вам.

5. Экономические трудности сейчас мы испытываем из-за «преступ­ного заговора» высшего эшелона государственной власти.

3. Кого из перечисленных политических деятелей можно, по-ва­шему, назвать популистом? Ответ объясните. П. Столыпин А.Керенский В.Ленин А.Гитлер Ф.Рузвельт М.Тэтчер

4. Какие течения, движения из перечисленных можно считать популистскими?

Земское движение в России конца XIX — начала XX вв.

Закрепление.

  1. Что необходимо знать человеку, стремящемуся к политической карьере?
  2. Почему в России среди лидеров всегда ценились «герои» и «мученики»? Минин и Пожарский
  3. Известен политический закон: чем чаще ты мелькаешь в средствах массовой информации, тем больше тебя знают и тем больше у тебя шансов быть избранным.

Вопрос. На какие размышления наводят вас эти данные? Какие понятия урока помогут проанализировать данное явление? Выскажите свою точку зрения на продвижение нынешних политических лидеров.(политический маркетинг, имидж)

  1. Проанализируйте итоги президентских выборов с 1991 года. Выскажите свою точку

зрения на продвижение нынешних политических лидеров.

Подведение итогов.

1. Эпиграф: Испытание властью – тяжелейшее испытание.

Цицерон «Благополучие народа, да будет высшим законом»

2. Выставление оценок.

Домашнее задание.

 

Конспект урока

по обществознанию для 11 класса


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.