Время на выполнение работы: 2 часа — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Время на выполнение работы: 2 часа

2020-05-10 815
Время на выполнение работы: 2 часа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оборудование, технические средства и инструменты:

- Методические рекомендации для практических работ;

- Компьютер для подключения к сети Интернет.


Ход практического занятия:

1 Для выполнения данного задания необходимо изучить теоретический материал по данной теме.

2 Руководствуясь методическими рекомендациями обучающиеся выбирают методы исследования, оптимальные для реализации индивидуального проекта, составляют обоснование собственного выбора и структурируют используемые методы, применительно к выполняемому проекту.

3 Оформить отчёт в виде документа MS Word.

Теоретический материал:

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Для определения методов исследования учащемуся необходимо выяснить, какой вид научного исследования будет использован в данной проектной работе. Так как успех и степень развитости любой науки, по мнению ученых, во многом зависит не только от совершенства применяемых методов исследования, но и задействованности разных видов исследования.

Выделяют следующие виды исследования:

- эмпирическое (от греч. empeiria — опыт, (чувственный));

- экспериментальное (или эмпирическо-экспериментальное);

- теоретическое;

- комплексное (т. е. исследование, включающее все виды исследований).

Эмпирическое исследование основывается на опыте. Опыт возникает из взаимодействия человека с внешним миром, осуществляемый через практику. Чтобы опыт мог стать достоянием человека, он должен включиться в систему общественных отношений, освоить накопленный опыт и обогатить его. То есть опыт - это совокупность чувственно воспринимаемых человеком воздействий вещей или состояний собственного организма, души.

Экспериментальное исследование опирается на эксперимент. Эксперимент — это общенаучный метод исследования, в ходе которого экспе­риментатор планомерно изучает объект в процессе целенаправленно организованного его развития и функционирования для проверки под­тверждения, например, гипотезы исследования.

Теоретическое исследование необходимо для того, чтобы факты любой науки вошли в научную теорию как доказательства ее положений. Для этого факты подвергают отбору, классификации, анализу, сравнению, обобщению и объяснению, чтобы познать причинно-следственные связи явлений, т. е. уяснить закономерности, объективные, устойчивые зависимости между всеми компонентами исследуемого явления.

Эмпирические методы исследования.

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к исследованию, сведения, на которые вы будете опираться. Их можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.

Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.

Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.

Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.

Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования.

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.

Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.

Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.

Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.

Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.

Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.

Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.

Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Количественные методы исследования.

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.

Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Качественные методы исследования.

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования. Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.

Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.

Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы исследования и их характеристики представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Выбор методов исследования

Методы исследования Характеристика
Наблюдение Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.
Сравнение Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.
Измерение Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

 


 

Продолжение таблицы 2.1

Методы исследования Характеристика
Эксперимент Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.
Моделирование Метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной и социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.
Обобщение Одно из мыслительных действий, присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире. Эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося свойства. Теоретическое обобщение осуществляется путем анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы.
Прогнозирование Разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем. Обычно подразделяется на научно-техническое, экономическое, политическое и социальное.
Беседа, анкетирование, опрос Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её мотивов, позиции. Беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации.

Контрольные вопросы:

1 Как классифицируются методы исследования?

2 Перечислите методы исследования.

3 Сформулируйте определение эксперимента.

4 Сформулируйте определение моделирования.

5 К какому виду методов исследования относится эксперимент?

6 К какому виду методов исследования относится моделирование?

7 Какие факторы повлияли на возникновение эксперимента как метода исследований?

8 Перечислите этапы дидактического эксперимента.

9 Охарактеризуйте тестирование.

10 Охарактеризуйте анализ.

Оформление результатов работы

Оформить отчёт о проделанной работе, который должен содержать исчерпывающие текстовые ответы на поставленные вопросы с, пояснениями.

Отчет составляется по следующему плану:

- тема индивидуального проекта;

- краткий алгоритм выполнения проекта;

- методы исследования, применяемые в ходе выполнения проекта;

- выводы.

Ответить на контрольные вопросы.

Сдать и защитить работу.

Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

1 Виноградова, Н.А. Научно-исследовательская работа студента: Технология написания и оформления доклада, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы (14-е изд.), учеб. пособие - М.: ОИЦ «Академия», 2018.

2 Певзнер, Л. ТРИЗ для чайников. - М.: «Издательские решения», 2018.

3 Прокди, Р., Шульгин В.. Создание эффектных презентаций. - М.: «Наука и техника», 2015.

Интернет-ресурсы:

1 Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики, учащихся. Форма доступа: http://www.metod-kopilka.ru. 

2 Научные статьи.ру. Форма доступа:  https://nauchniestati.ru/blog/metody-issledovanija/.

3 Как написать исследовательскую работу. Пособие для учащихся. Форма доступа: http://erudit.tgl.net.ru/images/raznoe/Issledovaniesnulyaposobie.pdf.

4 Проектная деятельность в образовании. Форма доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/259481818/.

Практическая работа № 3. Подбор источников проекта

 

Цель занятия:

- Научиться осуществлять поиск и анализ информации.

- Раскрыть понятие информации, проинформировать о ее видах.

 

Задачи:

- Представить обучающимся разнообразные источники информации для проектирования;

- Обучить на практике использованию различных источников информации при выполнении учебного проекта.

- Закрепление представлений учащихся об обработке информации, не изменяющей ее содержания.

- Сформировать представления учащихся о круге задач, связанных с поиском информации.

- Формировать у учащихся практические навыки поиска информации по бумажным и электронным информационным ресурсам (в сети Интернет в том числе) и сохранения найденной информации.

- Систематизировать подходы к изучению предмета.

- Сформировать компетенции ОК 3- 7, ПК 2.2-2.5, 3.3


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.