Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-05-10 | 108 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1) Ария Руслана (из 2-го д.)
2) Каватина Людмилы (из 1-го д.)
Русские композиторы в своих произведениях использовали не только западную и русскую народную музыку, но и восточные мелодии.
- В чем особенность восточных интонаций?
- Что нам надо узнать на уроке?
Почему русские композиторы в своих произведения часто используют восточные мотивы?
В чем же особенности восточной интонации?
В волшебном замке Наины из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» звучит хор девушек. В его основе - восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. Отсюда и название – «Персидский хор».
001 Слушание «Персидский хор».
– Кто исполняет этот хор? (восточные девушки в замке злой волшебницы Наины)
- Зачем? (персидские девы манят путников пленительным пением) Как восточным красавицам это удается?
- В чем особенность их пения?
– Тембр голоса завораживающий, нежный,
– многочисленные распевы,
– убаюкивающий ритмический рисунок,
– мелодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.
– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Как они двигаются? (мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…)
Предлагаю вам посмотреть восточный танец и послушать мелодию по ссылке
М.И. Глинка «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» - http://www.youtube.com/watch?v=wHiJNWz7Fho
Творческое задание: импровизация подходящих к музыке движений.
-Представьте, что вы находитесь в волшебном замке Наины и должны своим пением, движениями, взглядом поймать в свои сети путника.
Придумайте, найдите, подберите соответствующие характеру музыки свои движения – в этом вам помогут ваши внутренние представления, воображение и фантазия
|
(повторное слушание “Персидского хора” – дети двигаются, далее выбирают наиболее подходящие движения, составляя “танец персидских дев”).
- Получился замечательный восточный танец!
Углубление в тему
– А теперь я хочу рассказать подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. “Восточная тема” стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере “Руслан и Людмила” он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток.
– Объясните, почему именно так назвали эти образы? (ответы детей) То есть за основу были взяты подлинные народные персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были русскими композиторами.
Работа по теме урока.
– Восток в музыке русских композиторов загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…
Презентация «Дивный Восток»
Да, Русский Восток красив, а какой же тогда настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок “Тысяча и одна ночь”, который знаком и любим нами с детства.
|
– А почему эти сказки нам так нравятся? (много увлекательных приключений и т.д.)
– Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.) Чем они так известны? (ответы детей)
– Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…)
Физкультминутка.
– Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…
– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова (показ портрета).
Он написал симфоническую сюиту “Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца.
– Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? (сказки “Тысяча и одна ночь”)
– Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту “Шехеразада”.
В симфонической сюите “Шехеразада” можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока.
Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
002 Слушание музыкииз музыкальной сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада». (фрагмент из первой части)
– Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают?
|
(слушание)
– Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…)
– Как вы это почувствовали? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…)
– А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? (мягкая, нежная, тонкая, мягкая, задумчивая, мечтательная, пленительная. …)
– Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа)
– С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок? (ответы детей)
– Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.
Итог урока. Рефлекия.
- Назовите тему урока.
- Какие произведения слушали?
- Какова проблема урока?
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!