Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-05-10 | 190 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 37, 38
Дисциплина: Русский язык
Тема: Простое предложение
Цели занятия:
- активизировать и закрепить знания о синтаксической структуре предложения; уяснить виды простых предложений по количеству главных членов предложения;
- закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов;
- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
Планируемые результаты
предметные: владение основными понятиями о простом предложении; умение давать характеристику предложению; умение определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.
метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для представления результата;
личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; выявлять пробелы в знаниях и устранять их, развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция
План занятия:
1. Основные типы простого предложения. Двусоставное предложение. Односоставное предложение.
2. Постановка знаков препинания. Тире в простом предложении.
3. Полное и неполное предложение.
Оснащение: доска, дидактические плакаты.
Литература:
1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.– 496 с.
|
2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования / Т.М. Воителева. – 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 224 с.
3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 кл.:общеобразов. орг.:базовый уровень – М., 2014.
Преподаватели: Гвоздовская Е.И., [email protected]
Синельникова В.И. [email protected]
Выполненную работу отправьте фотографиями на указанную электронную почту до 17.04.2020 (каждая группа отправляет своему преподавателю). В теме письма укажите ФИО и группу.
Тема: Простое предложение
План занятия:
1. Основные типы простого предложения. Двусоставное предложение. Односоставное предложение.
2. Тире в простом предложении.
3. Полное и неполное предложение.
Задание:
Изучите материал (§§ 117 - 134). В рабочей тетради кратко законспектируйте (примерный объём – 3 страницы). Выполните упражнение 647.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Основные типы простого предложения
По составу грамматической основы (главных членов) простые предложения делятся на двусоставные и односоставные: Летом был слышен редкий гром (Пауст.) — предложение двусоставное, так как грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое — гром был слышен: Скоро обнаружили хорошо сохранившийся фундамент какого-то строения (Гейч.) — предложение односоставное, так как грамматическую основу составляет один главный член — обнаружили.
По наличию или отсутствию второстепенных членов простое предложение может быть распространенным и нераспространенным: Бело-серые тучи покрыли небо. Кругом стало мрачно (В.) — предложения распространены второстепенными членами; Все притихли (В.); Захолодало (Ес.) — предложения нераспространенные, так как в составе имеют только грамматическую основу.
|
Простое предложение может быть полным и неполным: Ропот недоумения и негодования прошел по площади (В.) — предложение полное; Чуть-чуть смутилась Светлана. Укоризненно качнула головой (А. Г.) — второе предложение неполное, пропущено подлежащее Светлана, названное в первом предложении.
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сказуемое
Сказуемое — главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак предмета, который назван подлежащим: Золотое солнце горит в ясном небе, блестит в росе среди травы (Тел.); День был мягкий и мглистый (А. Т.). Сказуемое формально подчинено подлежащему и выражает важные для предложения грамматические значения — наклонение и время. В предложении: Над круглым столом горит лампа под белым фарфоровым абажуром (А. Т.) — сказуемое горит употреблено в форме единственного числа (этого требует от сказуемого подлежащее лампа, которое также стоит в форме единственного числа), в изъявительном наклонении и форме настоящего времени, что формирует значение реальности во всем предложении.
В зависимости от способа выражения действия или признака и грамматического значения сказуемое может быть представлено двумя типами: простое сказуемое и составное сказуемое.
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое состоит из глагола - связки, который выражает только грамматическое значение, и именной части, обозначающей признак предмета (качество, свойство, состояние и пр.), т.е. выражающей лексическое значение сказуемого: Свет в комнате был снежно-белый (А. Т.) — в предложении глагол-связка был выражает значение реальности факта в прошедшем времени (так как стоит в форме изъявительного наклонения прошедшего времени), а также оформляет согласование сказуемого с подлежащим; именная часть снежно-белый выражает признак.
Глагол-связка может быть представлен неполнозначными глаголами: быть, являться, казаться, становиться, делаться, считаться и др. — или глагольными сочетаниями устойчивого типа: представлять собой, иметь вид и т. п.: Горы обрадованы были вечерним покоем (Форш); Жизнь без людей, без общества, без столичной суеты казалась невыносимой (Гейч.).
|
Глагол-связка быть в настоящем времени имеет нулевую форму: До Ельца дороги ужасны (П.). Ср.: До Ельца дороги были (будут) ужасны. Кроме того, в роли глагола-связки могут выступать знаменательные глаголы со значением движения, состояния (приехать, прибыть, лететь, сидеть, прийти и т.п.): Ели на усадьбах, в затишке, стояли тихие и загадочные (М. Ш.).
Именная часть сказуемого может быть выражена краткими и полными формами прилагательного или причастия, формой сравнительной степени прилагательного, именем существительным, порядковым числительным, местоимением, реже — наречиями: Погода была сумрачная (И. и П.) — полная форма прилагательного; Раскопки будут продолжены (Гейч.) — краткая форма страдательного причастия; В области русского языка Бунин был мастером непревзойденным (Пауст.) — существительное. Именная часть может быть выражена также устойчивым словосочетанием: Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета (Л.).
Тире в простом предложении
Интонационное тире
Интонационное тире в простом предложении — это авторский знак. Оно ставится:
- если подлежащее выражено личным местоимением и есть необходимость особо подчеркнуть смысл подлежащего или сказуемого, логически выделить его, например: В природе все безгранично... Она — вечность (Гейч.);
- если перед сказуемым стоит отрицательная частица не либо употреблен сравнительный союз, но автор желает особо подчеркнуть значение сказуемого, например: Жениться — не чихнуть: можно наперед сказать (Поел.);
- в интонационно расчлененных предложениях между обстоятельством места и главным членом, например: Сегодня вещи Пушкина — в заповедниках и музеях (Гейч.).
Соединительное тире
Так называемое соединительное тире ставится между двумя или несколькими словами:
- при обозначении предела «от... до»: По карте легко проследить полет до Танзании: Москва—Каир — йеменский аэропорт Ходейда... (Песк.);
- при названии каких-либо научных положений, учений, учреждений и т.п.: закон Бойля — Мариотта, теория Канта — Лапласа.
Тире в неполном предложении
В неполном предложении тире ставится:
|
- на месте пропущенного члена, который уже был назван в контексте и легко может быть восстановлен: Золото добывают из земли, а знание — из книги (Поел.);
- в эллиптических предложениях на месте сокращенного глагола со значением движения, перемещения или речи — мысли: Я — за ним через забор. Он — в кусты (А. Г.).
ОДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Назывные предложения
Именной тип односоставных предложений представлен назывными предложениями, которые сообщают о наличии, существовании лица, предмета, ситуации в настоящем времени: Вот и лес. Тень и тишина (Т.).
Главный член в назывных предложениях выражается именем существительным в именительном падеже: Благодатный летний день (Гейч.).
Структура назывного предложения может включать как один главный член: Утро, так и второстепенные члены, связанные с главным по способу согласования или управления: Древние курганы в голубой дымке (Ш.).
В структуру назывного предложения могут входить и частицы (вот, вон, вон и), с помощью которых формируются дополнительные оттенки в значении предложения: Вот и Требенниковский дом (Пант.) — предложению с помощью частицы вот и придается дополнительное значение — достижение цели.
Определение
Определение — второстепенный член предложения, имеющий значение признака предмета и поясняющий имя существительное: В березовой роще лыжня разветвляется (М.Ш.) — определение березовой поясняет обстоятельство места в роще, выраженное именем существительным. Значение признака у определения выявляется также с помощью вопросов какой? который? чей?
В зависимости от способа выражения различаются определения согласованные и несогласованные.
Согласованное определение согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже: На другое утро происходил большой морской парад (Гросс.) — определение другое подчинено обстоятельству времени утро и согласуется с ним в среднем роде, единственном числе, винительном падеже, а определения большой и морской подчинены подлежащему парад и согласуются с ним в мужском роде, единственном числе, именительном падеже.
Согласованные определения выражаются именами прилагательными: Послышался тяжелый всплеск (И. и П.); причастиями: Сквозь замерзшие окна лился белый свет (А.Т.); местоимениями-прилагательными: За окном моей хижины стоит старая бедная яблоня (Гейч.); порядковыми числительными: Прошел второй час, третий (Пауст.) — и располагаются обычно перед определяемым словом. Типичной формой определения является имя прилагательное: Холодный, рассудительный голос великого комбинатора оказал свое обычное магическое действие (И. и П.).
Несогласованные определения также обозначают признак предмета, но связываются с определяемым словом по способу управления или примыкания: Поэзией Придонья полны его [Паустовского] произведения той поры (М.Ш). Они выражаются, как правило, падежными или предложно-падежными формами имен существительных или местоимений-существительных. Например, формами:
|
- родительного падежа без предлога со значением признака предмета или его принадлежности: Я стал привязывать цепь лодки к столбу (В.);
- родительного падежа с предлогом: Сырой ветер гнал сильный туман с моря (А.Т.);
- творительного падежа с предлогом: Однажды отец катал меня на лодке с парусом ( М. Г.);
- другими падежными формами: Старец в красном плаще стряхнул с себя очарование и встал (В.).
Кроме предложно-падежных форм имен существительных несогласованное определение может быть выражено:
- именем прилагательным в сравнительной степени: События крупнее и важнее не было в истории человечества (А. Т.);
- обстоятельственными наречиями: Поездка верхом очень занимала меня (П.);
- инфинитивом: Все лето не покидала Кузьму мечта съездить в Воронеж (Б.).
В отличие от согласованных определений, которые располагаются перед определяемым словом, несогласованные определения всегда стоят после определяемого слова.
Приложение
Приложение — второстепенный член предложения, который имеет значение характеристики — названия предмета: Изба- старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины (Ес.). По своей сути приложение является параллельным наименованием того же предмета, который уже назван определяемым словом. Оно выражается именем существительным в той же падежной форме, что и определяемое слово. Определяемое слово обычно является основным названием предмета, а приложение — его названием- характеристикой. Приложение характеризует лицо или предмет по роду занятий, профессии, степени родства, национальности, возрасту, может давать качественную характеристику лицу или предмету: Чаще всего я встречался с ворчливым дедом-корзинщиком (Пауст.); Пригорюнились девушки-ели (Ес.).
Приложение может быть выражено как именем нарицательным, так и именем собственным. При имени собственном, называющем лицо, приложением будет имя нарицательное: Гравер Пожалостин — один из лучших русских граверов (Пауст.). При имени собственном, называющем предмет, приложением будет имя собственное, а определяемым словом — имя нарицательное: В городе Спас-Клепики, в верховьях Пры, работает старинная ватная фабрика (Пауст.).
На письме приложение с определяемым словом пишутся через дефис, если:
- определяемое слово и приложение выражены именами нарицательными: Эх, береза русская! Путь-дорога узкая (Ес.);
- имя собственное стоит впереди имени нарицательного: Кто собьет златую шапку у Ивана-звонаря? (Ф.Т.).
Если приложением является имя собственное — название предмета (книги, газеты, журнала, предприятия; географическое название и т.п.), то оно заключается в кавычки, кроме географического названия, и не согласуется с определяемым словом в падежной форме, а стоит в именительном падеже: Я часто бывал в каюте его старого буксира «Смелый» (Пауст.).
Дополнение
Дополнение — второстепенный член предложения, имеющий значение объекта действия или объекта распространения признака: С большого стола в столовой убрали скатерть (А. Т.); Виктор развешивал аршин десять разноцветных цепей на стульях (А. Т.).
Дополнение выражается формами косвенных падежей существительных, местоимений-существительных или субстантивированных слов (с предлогом или без предлога): Никита оставил фантики и глядел на нее (А. Т.) — дополнение фантики выражено именем существительным, дополнение на нее — местоимением- существительным. Дополнение может быть выражено неопределенной формой глагола (инфинитивом): Он [Максим] приказывал коню нести себя в чужедальнюю сторону (А. К. Т.). Дополнение связывается с определяемым словом по способу управления и может относиться к глаголу (такое дополнение называется приглагольным): Особенно Ваня любил сахар и конфеты (Гейч.) — или пояснять имя существительное или прилагательное (такое дополнение называется приименным): Полные до краев овраги гнали вешние воды в реку (А. Т.).
В некоторых случаях у приименного дополнения может появляться определительный оттенок, что часто затрудняет разграничение дополнения и несогласованного определения. Как правило, при конкретном имени существительном употребляется предложно-падежная форма в роли несогласованного определения, а при отвлеченном имени существительном — в роли дополнения. Ср.:
какому?
Машина мягко неслась по шоссе дачного поселка (В.);
с кем?
Встреча с попутчиком радовала его и бодрила (Тел.).
Приглагольное дополнение, выраженное именем существительным в форме винительного падежа без предлога, называется прямым дополнением: Все утро я ловлю рыбу (Пауст.). Оно обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, и всегда стоит при переходном глаголе. Прямое дополнение может быть выражено формой родительного падежа без предлога при переходном глаголе с отрицанием: Мы не встречаем ни трясогузки, ни снегиря (Гейч.).
Дополнения, стоящие в формах других падежей (в том числе и винительного с предлогом), называются косвенными: Лес дал человеку первые орудия труда, познакомил с огнем и снабдил материалом для первых костров (Чив.).
Обстоятельство
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, имеющий значение характеристики действия или признака: Но вот однажды над темным краем земли небо слабо осветилось мелькающим светом (В.). В предложении оно указывает на различные обстоятельства, при которых протекает действие, и, как правило, относится к глаголу-сказуемому: Загорелись яркие звезды в синем бархатном небе (Г.-М.) — обстоятельство в небе относится к глаголу-сказуемому загорелись и указывает на место протекания действия.
Обстоятельства чаще всего выражаются наречиями: Незаметно Давыдов прошел порядочное расстояние (Ш.) — или именами существительными в форме косвенных падежей с предлогом или без предлога: По коридору ходил редакционный поэт (И. и П.). Обстоятельства могут выражаться инфинитивом: Возле придорожного куста боярышника Давыдов прилег в холодке отдохнуть и покурить (Ш.).
По своему значению обстоятельства делятся на следующие разряды:
- образа действия (как? каким образом?): А звуки по- прежнему горько плакали (В.);
- меры и степени (сколько? насколько? в какой степени?): Едва заметная тропинка терялась между кустами (Пауст.);
- времени (когда?): Осенью почему-то все люди меняются (Тел.);
- места (где? куда? откуда?): Кругом лежали поля (В.);
- причины (почему? по какой причине?):Высокие сосны трещалиот стужи(Пауст.);
- цели (зачем? для чего? с какой целью?): Я пришел на мельничный омут ловить рыбу (Пауст.);
- условия (при каком условии? в каком случае?): При ярком солнечном освещении белая пена создавала чрезвычайно эффектную картину (Пауст.);
- уступки (вопреки чему? несмотря на что?): Несмотря на мои старания, я ничего не мог сделать (А. Г.).
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 37, 38
Дисциплина: Русский язык
Тема: Простое предложение
Цели занятия:
- активизировать и закрепить знания о синтаксической структуре предложения; уяснить виды простых предложений по количеству главных членов предложения;
- закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов;
- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
Планируемые результаты
предметные: владение основными понятиями о простом предложении; умение давать характеристику предложению; умение определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.
метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для представления результата;
личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; выявлять пробелы в знаниях и устранять их, развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция
План занятия:
1. Основные типы простого предложения. Двусоставное предложение. Односоставное предложение.
2. Постановка знаков препинания. Тире в простом предложении.
3. Полное и неполное предложение.
Оснащение: доска, дидактические плакаты.
Литература:
1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.– 496 с.
2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования / Т.М. Воителева. – 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 224 с.
3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 кл.:общеобразов. орг.:базовый уровень – М., 2014.
Преподаватели: Гвоздовская Е.И., [email protected]
Синельникова В.И. [email protected]
Выполненную работу отправьте фотографиями на указанную электронную почту до 17.04.2020 (каждая группа отправляет своему преподавателю). В теме письма укажите ФИО и группу.
Тема: Простое предложение
План занятия:
1. Основные типы простого предложения. Двусоставное предложение. Односоставное предложение.
2. Тире в простом предложении.
3. Полное и неполное предложение.
Задание:
Изучите материал (§§ 117 - 134). В рабочей тетради кратко законспектируйте (примерный объём – 3 страницы). Выполните упражнение 647.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Основные типы простого предложения
По составу грамматической основы (главных членов) простые предложения делятся на двусоставные и односоставные: Летом был слышен редкий гром (Пауст.) — предложение двусоставное, так как грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое — гром был слышен: Скоро обнаружили хорошо сохранившийся фундамент какого-то строения (Гейч.) — предложение односоставное, так как грамматическую основу составляет один главный член — обнаружили.
По наличию или отсутствию второстепенных членов простое предложение может быть распространенным и нераспространенным: Бело-серые тучи покрыли небо. Кругом стало мрачно (В.) — предложения распространены второстепенными членами; Все притихли (В.); Захолодало (Ес.) — предложения нераспространенные, так как в составе имеют только грамматическую основу.
Простое предложение может быть полным и неполным: Ропот недоумения и негодования прошел по площади (В.) — предложение полное; Чуть-чуть смутилась Светлана. Укоризненно качнула головой (А. Г.) — второе предложение неполное, пропущено подлежащее Светлана, названное в первом предложении.
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!