Основные типы простого предложения — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Основные типы простого предложения

2020-05-10 190
Основные типы простого предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 37, 38

Дисциплина: Русский язык

Тема: Простое предложение

Цели занятия:

- активизировать и закрепить знания о синтаксической структуре предложения; уяснить виды простых предложений по количеству главных членов предложения;

- закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов;

- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Планируемые результаты

предметные: владение основными понятиями о простом предложении; умение давать характеристику предложению; умение определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.

метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для представления результата;

личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; выявлять пробелы в знаниях и устранять их, развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: Лекция

План занятия:

1. Основные типы простого предложения. Двусоставное предложение. Односоставное предложение.

2. Постановка знаков препинания. Тире в простом предложении.

3. Полное и неполное предложение.

Оснащение: доска, дидактические плакаты.

 

Литература:

1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред.     проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.:  Издательский центр            «Академия», 2019.– 496 с.

2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования / Т.М. Воителева. – 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 224 с.

3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 кл.:общеобразов. орг.:базовый уровень – М., 2014.

 

 

Преподаватели: Гвоздовская Е.И., [email protected]

                         Синельникова В.И. [email protected]

Выполненную работу отправьте фотографиями на указанную электронную почту   до 17.04.2020 (каждая группа отправляет своему преподавателю).  В теме письма укажите ФИО и группу.

Тема: Простое предложение

План занятия:

 

1. Основные типы простого предложения. Двусоставное предложение. Односоставное предложение.

2. Тире в простом предложении.

3. Полное и неполное предложение.

 

Задание:

Изучите материал (§§ 117 - 134). В рабочей тетради кратко законспектируйте (примерный объём – 3 страницы). Выполните упражнение 647.

 

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Основные типы простого предложения

По составу грамматической основы (главных членов) простые предложения делятся на двусоставные и односоставные: Летом был слышен редкий гром (Пауст.) — предложение двусо­ставное, так как грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое — гром был слышен: Скоро обнаружили хорошо сохра­нившийся фундамент какого-то строения (Гейч.) — предложение односоставное, так как грамматическую основу составляет один главный член — обнаружили.

По наличию или отсутствию второстепенных членов простое предложение может быть распространенным и нерас­пространенным: Бело-серые тучи покрыли небо. Кругом стало мрачно (В.) — предложения распространены второстепенными чле­нами; Все притихли (В.); Захолодало (Ес.) — предложения нерас­пространенные, так как в составе имеют только грамматическую основу.

Простое предложение может быть полным и неполным: Ропот недоумения и негодования прошел по площади (В.) — предло­жение полное; Чуть-чуть смутилась Светлана. Укоризненно кач­нула головой (А. Г.) — второе предложение неполное, пропущено подлежащее Светлана, названное в первом предложении.

ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сказуемое

Сказуемое — главный член двусоставного предложения, обо­значающий действие или признак предмета, который назван под­лежащим: Золотое солнце горит в ясном небе, блестит в росе среди травы (Тел.); День был мягкий и мглистый (А. Т.). Сказуемое фор­мально подчинено подлежащему и выражает важные для предло­жения грамматические значения — наклонение и время. В предло­жении: Над круглым столом горит лампа под белым фарфоровым абажуром (А. Т.) — сказуемое горит употреблено в форме един­ственного числа (этого требует от сказуемого подлежащее лампа, которое также стоит в форме единственного числа), в изъяви­тельном наклонении и форме настоящего времени, что формиру­ет значение реальности во всем предложении.

В зависимости от способа выражения действия или признака и грамматического значения сказуемое может быть представлено дву­мя типами: простое сказуемое и составное сказуемое.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из глагола - связки, который выражает только грамматическое значение, и имен­ной части, обозначающей признак предмета (качество, свойство, состояние и пр.), т.е. выражающей лексическое значение сказуе­мого: Свет в комнате был снежно-белый (А. Т.) — в предложении глагол-связка был выражает значение реальности факта в прошед­шем времени (так как стоит в форме изъявительного наклонения прошедшего времени), а также оформляет согласование сказуемо­го с подлежащим; именная часть снежно-белый выражает признак.

Глагол-связка может быть представлен неполнозначными гла­голами: быть, являться, казаться, становиться, делаться, счи­таться и др. — или глагольными сочетаниями устойчивого типа: представлять собой, иметь вид и т. п.: Горы обрадованы были вечер­ним покоем (Форш); Жизнь без людей, без общества, без столичной суеты казалась невыносимой (Гейч.).

Глагол-связка быть в настоящем времени имеет нулевую фор­му: До Ельца дороги ужасны (П.). Ср.: До Ельца дороги были (будут) ужасны. Кроме того, в роли глагола-связки могут выступать зна­менательные глаголы со значением движения, состояния (при­ехать, прибыть, лететь, сидеть, прийти и т.п.): Ели на усадьбах, в затишке, стояли тихие и загадочные (М. Ш.).

Именная часть сказуемого может быть выражена краткими и полными формами прилагательного или причастия, формой срав­нительной степени прилагательного, именем существительным, порядковым числительным, местоимением, реже — наречиями: Погода была сумрачная (И. и П.) — полная форма прилагательно­го; Раскопки будут продолжены (Гейч.) — краткая форма страда­тельного причастия; В области русского языка Бунин был мастером непревзойденным (Пауст.) — существительное. Именная часть мо­жет быть выражена также устойчивым словосочетанием: Его сюр­тук, галстук и жилет были постоянно черного цвета (Л.).

Тире в простом предложении

Интонационное тире

Интонационное тире в простом предложении — это ав­торский знак. Оно ставится:

- если подлежащее выражено личным местоимением и есть необходимость особо подчеркнуть смысл подлежащего или сказу­емого, логически выделить его, например: В природе все безгра­нично... Онавечность (Гейч.);

- если перед сказуемым стоит отрицательная частица не либо употреблен сравнительный союз, но автор желает особо подчерк­нуть значение сказуемого, например: Жениться — не чихнуть: мож­но наперед сказать (Поел.);

- в интонационно расчлененных предложениях между обстоя­тельством места и главным членом, например: Сегодня вещи Пуш­кина — в заповедниках и музеях (Гейч.).

Соединительное тире

Так называемое соединительное тире ставится между дву­мя или несколькими словами:

- при обозначении предела «от... до»: По карте легко просле­дить полет до Танзании: Москва—Каирйеменский аэропорт Ходейда... (Песк.);

- при названии каких-либо научных положений, учений, уч­реждений и т.п.: закон БойляМариотта, теория КантаЛап­ласа.

Тире в неполном предложении

В неполном предложении тире ставится:

- на месте пропущенного члена, который уже был назван в контексте и легко может быть восстановлен: Золото добывают из земли, а знание из книги (Поел.);

- в эллиптических предложениях на месте сокращенного гла­гола со значением движения, перемещения или речи — мысли: Я — за ним через забор. Он — в кусты (А. Г.).

ОДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Назывные предложения

Именной тип односоставных предложений представлен на­зывными предложениями, которые сообщают о наличии, су­ществовании лица, предмета, ситуации в настоящем времени: Вот и лес. Тень и тишина (Т.).

Главный член в назывных предложениях выражается именем существительным в именительном падеже: Благодатный летний день (Гейч.).

Структура назывного предложения может включать как один главный член: Утро, так и второстепенные члены, связанные с главным по способу согласования или управления: Древние курга­ны в голубой дымке (Ш.).

В структуру назывного предложения могут входить и частицы (вот, вон, вон и), с помощью которых формируются дополни­тельные оттенки в значении предложения: Вот и Требенниковский дом (Пант.) — предложению с помощью частицы вот и придает­ся дополнительное значение — достижение цели.

Определение

Определение — второстепенный член предложения, име­ющий значение признака предмета и поясняющий имя суще­ствительное: В березовой роще лыжня разветвляется (М.Ш.) — определение березовой поясняет обстоятельство места в роще, вы­раженное именем существительным. Значение признака у опре­деления выявляется также с помощью вопросов какой? кото­рый? чей?

В зависимости от способа выражения различаются определе­ния согласованные и несогласованные.

Согласованное определение согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже: На другое утро происходил большой морской парад (Гросс.) — определение другое подчинено обстоя­тельству времени утро и согласуется с ним в среднем роде, един­ственном числе, винительном падеже, а определения большой и морской подчинены подлежащему парад и согласуются с ним в мужском роде, единственном числе, именительном падеже.

Согласованные определения выражаются именами прилагатель­ными: Послышался тяжелый всплеск (И. и П.); причастиями: Сквозь замерзшие окна лился белый свет (А.Т.); местоимениями-прилага­тельными: За окном моей хижины стоит старая бедная яблоня (Гейч.); порядковыми числительными: Прошел второй час, тре­тий (Пауст.) — и располагаются обычно перед определяемым сло­вом. Типичной формой определения является имя прилагатель­ное: Холодный, рассудительный голос великого комбинатора оказал свое обычное магическое действие (И. и П.).

Несогласованные определения также обозначают признак предмета, но связываются с определяемым словом по способу управления или примыкания: Поэзией Придонья полны его [Пау­стовского] произведения той поры (М.Ш). Они выражаются, как правило, падежными или предложно-падежными формами имен существительных или местоимений-существительных. Например, формами:

- родительного падежа без предлога со значением признака предмета или его принадлежности: Я стал привязывать цепь лодки к столбу (В.);

- родительного падежа с предлогом: Сырой ветер гнал сильный туман с моря (А.Т.);

- творительного падежа с предлогом: Однажды отец катал меня на лодке с парусом ( М. Г.);

- другими падежными формами: Старец в красном плаще стрях­нул с себя очарование и встал (В.).

Кроме предложно-падежных форм имен существительных не­согласованное определение может быть выражено:

- именем прилагательным в сравнительной степени: События крупнее и важнее не было в истории человечества (А. Т.);

- обстоятельственными наречиями: Поездка верхом очень за­нимала меня (П.);

- инфинитивом: Все лето не покидала Кузьму мечта съездить в Воронеж (Б.).

В отличие от согласованных определений, которые располагаются перед определяемым словом, несогласованные определения всегда стоят после определяемого слова.

Приложение

Приложение — второстепенный член предложения, кото­рый имеет значение характеристики — названия предмета: Изба- старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины (Ес.). По своей сути приложение является параллельным наименованием того же предмета, который уже назван определяемым словом. Оно выражается именем существительным в той же падежной форме, что и определяемое слово. Определяемое слово обычно является основным названием предмета, а приложение — его названием- характеристикой. Приложение характеризует лицо или предмет по роду занятий, профессии, степени родства, национальности, воз­расту, может давать качественную характеристику лицу или пред­мету: Чаще всего я встречался с ворчливым дедом-корзинщиком (Па­уст.); Пригорюнились девушки-ели (Ес.).

Приложение может быть выражено как именем нарицатель­ным, так и именем собственным. При имени собственном, назы­вающем лицо, приложением будет имя нарицательное: Гравер Пожалостинодин из лучших русских граверов (Пауст.). При имени собственном, называющем предмет, приложением будет имя соб­ственное, а определяемым словом — имя нарицательное: В городе Спас-Клепики, в верховьях Пры, работает старинная ватная фабри­ка (Пауст.).

На письме приложение с определяемым словом пишутся через дефис, если:

- определяемое слово и приложение выражены именами на­рицательными: Эх, береза русская! Путь-дорога узкая (Ес.);

- имя собственное стоит впереди имени нарицательного: Кто собьет златую шапку у Ивана-звонаря? (Ф.Т.).

Если приложением является имя собственное — название пред­мета (книги, газеты, журнала, предприятия; географическое на­звание и т.п.), то оно заключается в кавычки, кроме географи­ческого названия, и не согласуется с определяемым словом в падежной форме, а стоит в именительном падеже: Я часто бы­вал в каюте его старого буксира «Смелый» (Пауст.).

Дополнение

Дополнение — второстепенный член предложения, имею­щий значение объекта действия или объекта распространения при­знака: С большого стола в столовой убрали скатерть (А. Т.); Вик­тор развешивал аршин десять разноцветных цепей на стульях (А. Т.).

Дополнение выражается формами косвенных падежей существи­тельных, местоимений-существительных или субстантивирован­ных слов (с предлогом или без предлога): Никита оставил фан­тики и глядел на нее (А. Т.) — дополнение фантики выражено именем существительным, дополнение на нее — местоимением- существительным. Дополнение может быть выражено неопреде­ленной формой глагола (инфинитивом): Он [Максим] приказывал коню нести себя в чужедальнюю сторону (А. К. Т.). Дополнение свя­зывается с определяемым словом по способу управления и может относиться к глаголу (такое дополнение называется приглаголь­ным): Особенно Ваня любил сахар и конфеты (Гейч.) — или пояс­нять имя существительное или прилагательное (такое дополнение называется приименным): Полные до краев овраги гнали вешние воды в реку (А. Т.).

В некоторых случаях у приименного дополнения может появ­ляться определительный оттенок, что часто затрудняет разграни­чение дополнения и несогласованного определения. Как правило, при конкретном имени существительном употребляется предложно-падежная форма в роли несогласованного определения, а при отвлеченном имени существительном — в роли дополнения. Ср.:

какому?

Машина мягко неслась по шоссе дачного поселка (В.);

               с кем?

Встреча с попутчиком радовала его и бодрила (Тел.).

Приглагольное дополнение, выраженное именем существитель­ным в форме винительного падежа без предлога, называется пря­мым дополнением: Все утро я ловлю рыбу (Пауст.). Оно обозна­чает объект, на который непосредственно направлено действие, и всегда стоит при переходном глаголе. Прямое дополнение мо­жет быть выражено формой родительного падежа без предлога при переходном глаголе с отрицанием: Мы не встречаем ни тря­согузки, ни снегиря (Гейч.).

Дополнения, стоящие в формах других падежей (в том числе и винительного с предлогом), называются косвенными: Лес дал человеку первые орудия труда, познакомил с огнем и снабдил мате­риалом для первых костров (Чив.).

Обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, имеющий значение характеристики действия или признака: Но вот однажды над темным краем земли небо слабо осветилось мель­кающим светом (В.). В предложении оно указывает на различные обстоятельства, при которых протекает действие, и, как прави­ло, относится к глаголу-сказуемому: Загорелись яркие звезды в си­нем бархатном небе (Г.-М.) — обстоятельство в небе относится к глаголу-сказуемому загорелись и указывает на место протекания действия.

Обстоятельства чаще всего выражаются наречиями: Незамет­но Давыдов прошел порядочное расстояние (Ш.) — или именами существительными в форме косвенных падежей с предлогом или без предлога: По коридору ходил редакционный поэт (И. и П.). Об­стоятельства могут выражаться инфинитивом: Возле придорож­ного куста боярышника Давыдов прилег в холодке отдохнуть и по­курить (Ш.).

По своему значению обстоятельства делятся на следующие раз­ряды:

- образа действия (как? каким образом?): А звуки по- прежнему горько плакали (В.);

- меры и степени (сколько? насколько? в какой сте­пени?): Едва заметная тропинка терялась между кустами (Пауст.);

- времени (когда?): Осенью почему-то все люди меняются (Тел.);

- места (где? куда? откуда?): Кругом лежали поля (В.);

- причины (почему? по какой причине?):Высокие со­сны трещалиот стужи(Пауст.);

-  цели (зачем? для чего? с какой целью?): Я пришел на мельничный омут ловить рыбу (Пауст.);

-  условия (при каком условии? в каком случае?): При ярком солнечном освещении белая пена создавала чрезвычайно эффектную картину (Пауст.);

-  уступки (вопреки чему? несмотря на что?): Не­смотря на мои старания, я ничего не мог сделать (А. Г.).

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 37, 38

Дисциплина: Русский язык

Тема: Простое предложение

Цели занятия:

- активизировать и закрепить знания о синтаксической структуре предложения; уяснить виды простых предложений по количеству главных членов предложения;

- закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов;

- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Планируемые результаты

предметные: владение основными понятиями о простом предложении; умение давать характеристику предложению; умение определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.

метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для представления результата;

личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; выявлять пробелы в знаниях и устранять их, развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: Лекция

План занятия:

1. Основные типы простого предложения. Двусоставное предложение. Односоставное предложение.

2. Постановка знаков препинания. Тире в простом предложении.

3. Полное и неполное предложение.

Оснащение: доска, дидактические плакаты.

 

Литература:

1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред.     проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.:  Издательский центр            «Академия», 2019.– 496 с.

2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования / Т.М. Воителева. – 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 224 с.

3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 кл.:общеобразов. орг.:базовый уровень – М., 2014.

 

 

Преподаватели: Гвоздовская Е.И., [email protected]

                         Синельникова В.И. [email protected]

Выполненную работу отправьте фотографиями на указанную электронную почту   до 17.04.2020 (каждая группа отправляет своему преподавателю).  В теме письма укажите ФИО и группу.

Тема: Простое предложение

План занятия:

 

1. Основные типы простого предложения. Двусоставное предложение. Односоставное предложение.

2. Тире в простом предложении.

3. Полное и неполное предложение.

 

Задание:

Изучите материал (§§ 117 - 134). В рабочей тетради кратко законспектируйте (примерный объём – 3 страницы). Выполните упражнение 647.

 

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Основные типы простого предложения

По составу грамматической основы (главных членов) простые предложения делятся на двусоставные и односоставные: Летом был слышен редкий гром (Пауст.) — предложение двусо­ставное, так как грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое — гром был слышен: Скоро обнаружили хорошо сохра­нившийся фундамент какого-то строения (Гейч.) — предложение односоставное, так как грамматическую основу составляет один главный член — обнаружили.

По наличию или отсутствию второстепенных членов простое предложение может быть распространенным и нерас­пространенным: Бело-серые тучи покрыли небо. Кругом стало мрачно (В.) — предложения распространены второстепенными чле­нами; Все притихли (В.); Захолодало (Ес.) — предложения нерас­пространенные, так как в составе имеют только грамматическую основу.

Простое предложение может быть полным и неполным: Ропот недоумения и негодования прошел по площади (В.) — предло­жение полное; Чуть-чуть смутилась Светлана. Укоризненно кач­нула головой (А. Г.) — второе предложение неполное, пропущено подлежащее Светлана, названное в первом предложении.

ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.