Почему «Мертвые души» нельзя назвать романом? — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Почему «Мертвые души» нельзя назвать романом?

2020-05-07 275
Почему «Мертвые души» нельзя назвать романом? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

 ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ И ОБРАЗ АВТОРА В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Прочитайте текст и ответьте на вопросы(письменно) в тетрадях для карантина.

Почему «Мертвые души» нельзя назвать романом?

Какова роль лирических отступлений в поэме?

Каким темам они посвящены?

«Мертвые души» - это крупное прозаическое произведение, которое по своему содержанию и построению близко к роману. Но некоторыми особенностями оно отличается от романа. Эпическое повествование, то есть описание событий, действие и поступков героев произведения, картин жизни, - что характерно и для романа, - сочетается в «Мертвых душах» с многочисленными авторскими, или лирическими отступлениями, раздумьями. Такие лирические отступления свойственны жанру поэмы. В «Мертвых душах» они играют такую же важную идейную роль, как и эпическое повествование. Автор выражает в лирических отступлениях свои мысли и чувства о происходящем, выражает свое отношение к изображаемым жизненным явлениям. К лирическим отступлениям гоголь обращается в тех случаях, когда описание внешних событий и действий персонажей оказывается недостаточным для того, чтобы полностью раскрыть авторский замысел. С эпическим повествованием в «Мертвых душах» преимущественно связано разоблачение господствующих классов, сатирически изображая своих современников, обывательский мир помещиков и чиновников. Лирические отступления по своему торжественно-патетическому тону как будто противоречащие общему сатирическому характеру повествования, на самом деле имеют колоссальное значение.

У Гоголя было страстное стремление к «реабилитации» России. Он понимал, что многое безотрадно и мрачно в жизни родины, но в лирических отступлениях писатель и выразил веру в свой народ, в будущее своей страны. Потому- то автор и определяет произведение как поэму. Такой литературный жанр давал возможность Гоголю «озирать всю громадно-несущуюся жизнь», родину «во всей своей громаде».

Лирические отступления придают «Мертвым душам» и особую поэтическую взволнованность, которая обычно свойственна поэтическим произведениям. Все это дало основание Гоголю назвать свое произведение поэмой.

Темы лирических отступлений в поэме очень разнообразны:

1. Размышления Гоголя над судьбой рисуемых им представителей мертвого мира человеческой пошлости;

2. Размышления о судьбе писателя-сатирика;

3. Размышления о судьбе русского народа;

4. Размышления о замашистом и бойком русском слове;

5. Вставная новелла о Кифе Мокиевиче и Мокие Кифовиче;

6. Размышление о человеческих страстях, которые поражают душу человека, и их губительной силе

7. Заключительное лирическое размышление о Руси - птице-тройке.

Лирические отступления отличаются друг от друга по содержанию. В некоторых автор, как будто что-то по ходу поэмы случайно наталкивает читателя на мысль, начинает рассуждать о жизни в России вообще, а читатель, тем временем, проводит параллели между городами NN и всей Российской империей. Иногда даже непонятно, чьи это рассуждения: голос автора переплетается с голосом Чичикова, сам автор будто уходит в тень. К таким лирическим отступлениям можно отнести, например, рассуждения о «толстых» и «тонких», которые появляются в сцене губернаторского бала.

Лирических отступлений в поэме Гоголя немного, они составляют ее меньшую часть. Однако именно за счет этих прекрасных, вдохновенно написанных строк, поэма становится поэмой, в ней начинает звучать лирическое начало. В лирических отступлениях отражаются мечты и раздумья автора о душе человека, о жизни, о роли писателя, о Родине и русском народе, о преображении России, которая необыкновенна богата и широка, так что в ней рождаются богатыри и живут духовно богатые люди. Только пламенный патриот, каким был Гоголь, смог увидеть и показать всему миру, что ждет Россию. Только глубоко верующий христианин мог увидеть в «омертвелых» душах людей возможность к воскресении., возрождению, восстановлению духа.

Прочитайте некоторые лирические отступления в поэме и заполните вторую колонку таблицы, проанализировав их. Для этого ответьте на вопросы:1)Какими мыслями делится автор? 2)Какова основная мысль лирического отступления? 3)Каким предстает автор в нем? 4)О чем заставляет задуматься читателя это лирическое отступление?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

 ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ И ОБРАЗ АВТОРА В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Прочитайте текст и ответьте на вопросы(письменно) в тетрадях для карантина.

Почему «Мертвые души» нельзя назвать романом?


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.