Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-05-07 | 300 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Из истории методики преподавания литературы.
Современная МПЛ опирается на опыт педагогов-словесников прошлого, стремится учитывать уроки этого опыта и развивать лучшие традиции отечественной школы. МПЛ неразрывно связана с развитием русского общества и русской литературы, с именами известных деятелей науки и культуры, литераторов и педагогов.
Ломоносов был зачинателем отечественной методики преподавания словесности. «Письмо о правилах российского стихотворства», «Российская грамматика», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Ломоносов был автором первого печатного учебника по словесности на рус «Краткого руководства к красноречию».
Теоретические работы Тредиаковского. Тредиаковский-педагог одним из первых в своей преподавательской практике переходит от латинских сочинений к российским.
Наиболее развернутая концепция преподавания словесности предлагается Щербатовым, который в статье «О способах преподавания разных наук» затрагивает целый комплекс методических проблем: чтение древних и новых авторов, соотношение теории и практики в обучении, значение письменных упражнений, взаимосвязь образовательных и воспитательных задач обучения и др.
Оригинальный курс словесности Сперанский.
Одним из первых опытов создания учебных хрестоматий по словесности был «Письмовник» Курганова
В конце XVIII в. методика как научная дисциплина начинает приобретать самостоятельное значение. Проблема анализа литературного произведения, центральная проблема школьного преподавания литературы, ставится уже в работах педагогов этого времени. В речи профессора Московского университета Чеботарева «Слово о способах и путях, ведущих к просвещению» выдвигается задача формирования у читателя самостоятельного критического отношения к тексту произведения
Особая заслуга в теоретической разработке проблем методики преподавания словесности принадлежит Новикову. В 80-е гг. Новиков помещает на страницах издаваемых им «Прибавлений» к «Московским ведомостям» несколько статей, посвященных педагогическим и методическим вопросам. «О воспитании и наставлении детей», «О сократическом способе учения», «О эстетическом воспитании»
Начало XIX в. в России отмечено целым рядом преобразований в деле народного просвещения.
Уваров
В первой трети XIX в. впервые широко обсуждается вопрос об изучении отечественной словесности в школе, создаются учебные программы и пособия.
Мерзляков, известный поэт и литературный критик, был одним из самых популярных профессоров российской словесности в Московском университете. Мерзляков является автором наиболее известных учебников по риторике и поэтике начала XIX в., написанных ярко и доступно «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических»
Борн
Греч
В 40-50-х гг. заметно возрастает интерес к проблемам дидактики и методики, появляются интересные методические руководства и учебные пособия. Начинается длительная полемика о реальном и классическом образовании.
Одновременно с появлением нового учебного плана публикуется «Наставление преподавателям русского языка и словесности», подготовленное Срезневским. Литературные беседы были попыткой учесть индивидуальные особенности школьников, «возбудить в учениках охоту заниматься самостоятельнее» (Н. И. Пирогов) и подготовить их к университету, привив навык самостоятельного труда. Практическая направленность преподавания находит отражение, в частности, в «Программе русского языка и словесности» и «Конспекте русского языка и словесности», составленных Галаховым и Буслаевым для военных учебных заведений.
С именами Буслаева и Галахова связаны наиболее значительные открытия в методике преподавания словесности в 40-50-е.
Буслаев «О преподавании отечественного языка». в центр поставлено слово, язык художественного произведения. Видя в языке первооснову духовного развития, Буслаев считает отечественный язык основой развития каждой личности, о эвристическом методе
Галахов «Полная русская хрестоматия», «История русской словесности, древней и новой»
Водовозов – анализ художественных текстов, подробный план. Пересказ. Характеристика образа, стилистический анализ.
Станюнин «О преподавании русской литературы», единство нравственного и умственного воспитания. Единство содержан и формы.
Поливанов – хрестоматии. Логико-стилистический анализ.
Острогорский – о выразительном чтении.
Балтолом – «Воспитательное чтение». Воспитание средствами литературы.
ХХ в. Культурно-историческая школа (Пыпин, Венгеров)
Психологическая (Потебня)
Формальная школа
Данилов – «имманентное чтение». Субъективный мир писателя.
Голубков – Методы, виды. Комментирующее чтение.
Кудряшов – творческое чтение, методы, эвристический метод.
Рыбникова - связать преподавание филологических дисциплин с жизнью, о разнообразии уроков, о методике, о задачах учителя, о важности его роли.
2. Методика преподавания лит-ры как научн. дисциплина, задачи, содержание и методы исследования. Связи с научн. дисциплинами.
Методика преподавания формирует квалификацию учителя. МЛ имеет самост. предмет исследования, своё особое содержание и свои методы исследования. Греч. metodos – «путь, дорога». Различают три стороны обучения: 1) учебный предмет или содержание обучения, 2) деят-ть учителя или преподавание, 3) деят-ть ученика или учение. МПЛ – учение о методах преподавания лит-ры, о путях реализации лит. образования в школе. Задача методики – исследовать эти три закономерности. Преподавание решает вопрос обоснования предмета. Методика боится случайностей, неосознанностей. Содержание и структура курса МПЛ. Структура методики литературы отражает процесс обучения литературе в школе. Основные элементы этого процесса: цели обучения, учебный процесс, учитель, ученик. I. Учебный предмет и методика его преподавания. II. Историч. формирование МПЛ как науки. III. Теоретические основы изучения лит. произвед. в школе (методы, приёмы и т.д.). IV. Изучение худ. произвед. в их родовой специфике (эпос, драма, лирика). V. Изучение основ науки о лит-ре (теория и история лит-ры, лит. критики). VI. Развитие речи учащихся на уроках лит-ры. VII. Организация преподавания лит-ры в школе (урок, внеклассная работа и др.) VIII. Взаимодействие искусств в школьном изучении лит-ры. Главные задачи: 1) помочь учащимся правильно понять прочитанные произвед., 2) рассмотреть произвед. как явление эпохи, 3) показать его значение для нашего времени. Наиболее распространёнными являются следующие методы исследования: 1. Метод срезов, или метод массового одновременного опроса, 2. Метод целенаправленного наблюдения способствует детальному изучению хода педагогического процесса, в соответствии с поставленной исследователями проблемой и гипотезой, 3. Метод естественного эксперимента (близок к методу наблюдений), 4. Лабораторный эксперимент.
Связь с литературоведением, педагогикой, возрастной психологией, психологией.
Содержание и структура курса литературы в школе.
Курс лит-ры в школе – основа лит. образования, т.е. система знаний и умений, необходимых для усвоения духовного богатства лит-ры. Содержание: руслит, зарубежка, УНТ. Содержание программы 5-8 классов – определяет интересы учеников, а содержание в старших классах – помогает учителю обратиться к вечным проблемам в лит-ре. Основные элементы худ. лит-ры в школе: 1) изучение худ. произвед., 2) изучение основ науки о лит-ре, 3) развитие речи учащихся в процессе изучения лит-ры. 3 круга чтения: 1) произвед. для чтения и изучения, 2) произвед. для чтения и обсуждения в классе, 3) произвед. для внеклассного чтения. Структура школьного курса лит-ры: 1. Начальная школа – лит. чтение, 2. Средние классы – 5-8 кл. – произвед. рус. лит-ры, начиная от фольклора, к–рые по хронологич. последовательности, произвед. заруб. лит-ры. 3. 9-ый кл. – курс на историко-лит. основе (от «Слова..» до наших дней). 4.10-11-ые кл. – краткий историко-лит. курс. Критерии отбора лит. произведений для изучения в школе: 1) высокое идейно-худ. достоинство произвед. и актуальность в современном мире, 2) разнообразие жанров и стилей, 3) характерность произвед. для данного автора, 4) обществ. И историко-лит. значение произвед., 5) доступность учащимся различных возрастов.
Из истории методики преподавания литературы.
Современная МПЛ опирается на опыт педагогов-словесников прошлого, стремится учитывать уроки этого опыта и развивать лучшие традиции отечественной школы. МПЛ неразрывно связана с развитием русского общества и русской литературы, с именами известных деятелей науки и культуры, литераторов и педагогов.
Ломоносов был зачинателем отечественной методики преподавания словесности. «Письмо о правилах российского стихотворства», «Российская грамматика», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Ломоносов был автором первого печатного учебника по словесности на рус «Краткого руководства к красноречию».
Теоретические работы Тредиаковского. Тредиаковский-педагог одним из первых в своей преподавательской практике переходит от латинских сочинений к российским.
Наиболее развернутая концепция преподавания словесности предлагается Щербатовым, который в статье «О способах преподавания разных наук» затрагивает целый комплекс методических проблем: чтение древних и новых авторов, соотношение теории и практики в обучении, значение письменных упражнений, взаимосвязь образовательных и воспитательных задач обучения и др.
Оригинальный курс словесности Сперанский.
Одним из первых опытов создания учебных хрестоматий по словесности был «Письмовник» Курганова
В конце XVIII в. методика как научная дисциплина начинает приобретать самостоятельное значение. Проблема анализа литературного произведения, центральная проблема школьного преподавания литературы, ставится уже в работах педагогов этого времени. В речи профессора Московского университета Чеботарева «Слово о способах и путях, ведущих к просвещению» выдвигается задача формирования у читателя самостоятельного критического отношения к тексту произведения
Особая заслуга в теоретической разработке проблем методики преподавания словесности принадлежит Новикову. В 80-е гг. Новиков помещает на страницах издаваемых им «Прибавлений» к «Московским ведомостям» несколько статей, посвященных педагогическим и методическим вопросам. «О воспитании и наставлении детей», «О сократическом способе учения», «О эстетическом воспитании»
Начало XIX в. в России отмечено целым рядом преобразований в деле народного просвещения.
Уваров
В первой трети XIX в. впервые широко обсуждается вопрос об изучении отечественной словесности в школе, создаются учебные программы и пособия.
Мерзляков, известный поэт и литературный критик, был одним из самых популярных профессоров российской словесности в Московском университете. Мерзляков является автором наиболее известных учебников по риторике и поэтике начала XIX в., написанных ярко и доступно «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических»
Борн
Греч
В 40-50-х гг. заметно возрастает интерес к проблемам дидактики и методики, появляются интересные методические руководства и учебные пособия. Начинается длительная полемика о реальном и классическом образовании.
Одновременно с появлением нового учебного плана публикуется «Наставление преподавателям русского языка и словесности», подготовленное Срезневским. Литературные беседы были попыткой учесть индивидуальные особенности школьников, «возбудить в учениках охоту заниматься самостоятельнее» (Н. И. Пирогов) и подготовить их к университету, привив навык самостоятельного труда. Практическая направленность преподавания находит отражение, в частности, в «Программе русского языка и словесности» и «Конспекте русского языка и словесности», составленных Галаховым и Буслаевым для военных учебных заведений.
С именами Буслаева и Галахова связаны наиболее значительные открытия в методике преподавания словесности в 40-50-е.
Буслаев «О преподавании отечественного языка». в центр поставлено слово, язык художественного произведения. Видя в языке первооснову духовного развития, Буслаев считает отечественный язык основой развития каждой личности, о эвристическом методе
Галахов «Полная русская хрестоматия», «История русской словесности, древней и новой»
Водовозов – анализ художественных текстов, подробный план. Пересказ. Характеристика образа, стилистический анализ.
Станюнин «О преподавании русской литературы», единство нравственного и умственного воспитания. Единство содержан и формы.
Поливанов – хрестоматии. Логико-стилистический анализ.
Острогорский – о выразительном чтении.
Балтолом – «Воспитательное чтение». Воспитание средствами литературы.
ХХ в. Культурно-историческая школа (Пыпин, Венгеров)
Психологическая (Потебня)
Формальная школа
Данилов – «имманентное чтение». Субъективный мир писателя.
Голубков – Методы, виды. Комментирующее чтение.
Кудряшов – творческое чтение, методы, эвристический метод.
Рыбникова - связать преподавание филологических дисциплин с жизнью, о разнообразии уроков, о методике, о задачах учителя, о важности его роли.
2. Методика преподавания лит-ры как научн. дисциплина, задачи, содержание и методы исследования. Связи с научн. дисциплинами.
Методика преподавания формирует квалификацию учителя. МЛ имеет самост. предмет исследования, своё особое содержание и свои методы исследования. Греч. metodos – «путь, дорога». Различают три стороны обучения: 1) учебный предмет или содержание обучения, 2) деят-ть учителя или преподавание, 3) деят-ть ученика или учение. МПЛ – учение о методах преподавания лит-ры, о путях реализации лит. образования в школе. Задача методики – исследовать эти три закономерности. Преподавание решает вопрос обоснования предмета. Методика боится случайностей, неосознанностей. Содержание и структура курса МПЛ. Структура методики литературы отражает процесс обучения литературе в школе. Основные элементы этого процесса: цели обучения, учебный процесс, учитель, ученик. I. Учебный предмет и методика его преподавания. II. Историч. формирование МПЛ как науки. III. Теоретические основы изучения лит. произвед. в школе (методы, приёмы и т.д.). IV. Изучение худ. произвед. в их родовой специфике (эпос, драма, лирика). V. Изучение основ науки о лит-ре (теория и история лит-ры, лит. критики). VI. Развитие речи учащихся на уроках лит-ры. VII. Организация преподавания лит-ры в школе (урок, внеклассная работа и др.) VIII. Взаимодействие искусств в школьном изучении лит-ры. Главные задачи: 1) помочь учащимся правильно понять прочитанные произвед., 2) рассмотреть произвед. как явление эпохи, 3) показать его значение для нашего времени. Наиболее распространёнными являются следующие методы исследования: 1. Метод срезов, или метод массового одновременного опроса, 2. Метод целенаправленного наблюдения способствует детальному изучению хода педагогического процесса, в соответствии с поставленной исследователями проблемой и гипотезой, 3. Метод естественного эксперимента (близок к методу наблюдений), 4. Лабораторный эксперимент.
Связь с литературоведением, педагогикой, возрастной психологией, психологией.
Содержание и структура курса литературы в школе.
Курс лит-ры в школе – основа лит. образования, т.е. система знаний и умений, необходимых для усвоения духовного богатства лит-ры. Содержание: руслит, зарубежка, УНТ. Содержание программы 5-8 классов – определяет интересы учеников, а содержание в старших классах – помогает учителю обратиться к вечным проблемам в лит-ре. Основные элементы худ. лит-ры в школе: 1) изучение худ. произвед., 2) изучение основ науки о лит-ре, 3) развитие речи учащихся в процессе изучения лит-ры. 3 круга чтения: 1) произвед. для чтения и изучения, 2) произвед. для чтения и обсуждения в классе, 3) произвед. для внеклассного чтения. Структура школьного курса лит-ры: 1. Начальная школа – лит. чтение, 2. Средние классы – 5-8 кл. – произвед. рус. лит-ры, начиная от фольклора, к–рые по хронологич. последовательности, произвед. заруб. лит-ры. 3. 9-ый кл. – курс на историко-лит. основе (от «Слова..» до наших дней). 4.10-11-ые кл. – краткий историко-лит. курс. Критерии отбора лит. произведений для изучения в школе: 1) высокое идейно-худ. достоинство произвед. и актуальность в современном мире, 2) разнообразие жанров и стилей, 3) характерность произвед. для данного автора, 4) обществ. И историко-лит. значение произвед., 5) доступность учащимся различных возрастов.
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!