Тема урока: Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема урока: Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

2020-05-07 320
Тема урока: Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема урока: Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

Цель: ввести первый закон термодинамики как закон сохранения энергии термодинамической системы, раскрыть его физическое содержание при рассмотрении изопроцессов, сформировать умения использовать первый закон термодинамики для описания газовых процессов.

Задачи:

образовательные: изучить первый закон термодинамики как закон сохранения энергии термодинамической системы, раскрыть его физическое содержание при рассмотрении конкретных процессов, ввести понятие об изотермическом, изобарном, изохорном, адиабатном процессе, сформировать умения использовать первый закон термодинамики для описания газовых процессов.

развивающие: развить навыки применения первого закона термодинамики при решении задач, научить составлять алгоритм решения задач, развить познавательного интерес.

воспитывающие: воспитывать мировоззрение учащихся на основе метода научного познания природы.

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, экран, таблица, пробирка с пробкой, термометр, вода, лист бумаги, таблица "удельная теплоемкость различных веществ".

Тип урока: комбинированный

Методы ведения урока: письменный опрос, беседа, метод алгоритмизации, использование ИКТ.

План урока.

Этапы урока

Время, мин.

Приёмы и методы

1. Организационный момент

3

 

2. Проверка знаний

20

Письменный опрос, практическая работа.

3. Изучение новой темы

25

Рассказ, демонстрации, записи в тетрадях, диалог

4. Закрепление материала (Решение задач)

22

Решение задач, ответы на вопросы

5. Рефлексия

5

Ответы на вопросы

6. Домашнее задание с комментариями

5

 

Ход урока

1. Организационный момент урока.

- Здравствуйте, сегодня мы продолжаем изучение главы «Основы термодинамики». Для начала повторим изученный материал прошлого урока, затем перейдём к изучению нового материала.

2. Проверка знаний по темам: "Кристаллические и аморфные тела. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии":

I. Провести письменный опрос на 2 варианта:

 

1 вариант

2 вариант

1. Что такое кристаллические тела?

1. Что такое аморфные тела?

2. Перечислите свойства кристаллических тел.

2. Перечислите свойства аморфных тел.

3. На доске приведен список различных тел: эбонит, жемчуг, пластмасса, алмаз, соль, стекло, каучук, графит, полиэтилен, янтарь, сода.

выбрать из списка аморфные тела

Ответ: эбонит, пластмасса, стекло, каучук, полиэтилен.

выбрать из списка кристаллические тела

Ответ: алмаз, соль, жемчуг, сода, графит

4. Общее задание (для всех вариантов) - объяснить на основе проведенного опыта наблюдаемые явления:

«Изменение внутренней энергии тела»

Опыт № 1. Приборы и материалы: 1) пробирка химическая, закрытая пробкой; 2) термометр; 3) цилиндр измерительный с носиком 100 мм с холодной водой; 4) лист бумаги; 5) таблица «Удельная теплоемкость веществ».

Порядок выполнения работы

A. Налейте в пробирку немного воды (8-10 г) и измерьте ее температуру.

B. Закройте пробирку пробкой и заверните в бумагу. Энергично встряхивайте воду в пробирке в течение 30-40 с.

C. Откройте пробирку и снова измерьте температуру воды.

D. Вычислите изменение внутренней энергии воды.

E. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.

F. Ответьте на вопросы:

- Как изменялась внутренняя энергия воды во время опыта?

- Каким способом вы изменяли внутреннюю энергию воды в опыте?

- Зачем пробирку с водой необходимо было заворачивать в бумагу во время опыта?

- Что можно сказать о зависимости изменения внутренней энергии тела от совершенной работы?

Опыт №2. Потрите ладони друг об друга. Что вы чувствуете? Почему ладони греются? (учащиеся объясняют, что внутренняя энергия изменяется за счёт совершения работы).

 

Изучение нового материала.

1). Повторить материал о внутренней энергии, способах изменения внутренней энергии и формулы расчета количества теплоты. Систематизировать материал темы в виде схемы, ответив на вопросы:

a. Что называем внутренней энергий?

b. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?

c. Что называется работой?

d. Что называем количеством теплоты?

e. Назовите процессы, сопровождающиеся выделением и поглощением тепла.

 

 

 

2). Изучение новой темы

 

Устная информация:

К середине XIX в. многочисленные опыты доказали, что механическая энергия никогда не пропадает бесследно. Падает, например, молот на кусок свинца, и свинец нагревается вполне определенным образом. Силы трения тормозя тела, которые при этом разогреваются

На основании множества подобных наблюдений и обобщения опытных фактов был сформулирован закон сохранения энергии:

Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую.

Закон сохранения энергии управляет всеми явлениями природы и связывает их воедино. Он всегда выполняется абсолютно точно, неизвестно ни одного случая, когда бы этот великий закон не выполнялся.

Этот закон был открыт в середине XIX в. немецким ученым, врачом по образованию Р. Майером (1814—1878), английским ученым Д. Джоулем (1818—1889) и получил наиболее точную формулировку в трудах немецкого ученого Г. Гельмгольца (1821 — 1894).

Закон сохранения и превращения энергии, распространенный на тепловые явления, носит название первого закона термодинамики.

В термодинамике рассматриваются тела, положение центра тяжести которых практически не меняется. Механическая энергия таких тел остается постоянной, изменяться может лишь внутренняя энергия каждого тела.

Под запись:

Изменение внутренней энергии системы при переходе ее из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе:

U=A+Q.

Часто вместо работы А внешних тел над системой рассматривают работу А' системы над внешними телами. Учитывая, что А'=-А, первый закон термодинамики можно записать так:

Q=∆U+A′

Изотермический процесс.

При изотермическом процессе (Т=const) внутренняя энергия идеального газа не меняется. Согласно формуле все переданное газу количество теплоты идет на совершение работы: Q=A'.

Если газ получает теплоту (Q>0), то он совершает положительную работу (А'>0). Если, напротив, газ отдает теплоту окружающей среде (термостату), то Q<0 и А'<0. Работа же внешних сил над газом в последнем случае положительна.

Изохорный процесс.

При изохорном процессе объем газа не меняется, и поэтому работа газа равна нулю. Изменение внутренней энергии равно количеству переданной плоты: ∆U=Q.

Если газ нагревается, то Q>0 и ∆U>0, его внутренняя энергия, увеличивается. При охлаждении газа Q<0 и ∆U=U2-Ul<0, изменение внутренней энергии отрицательно и внутренняя энергия газа уменьшается.

Изобарный процесс.

При изобарном процессе (P = const) передаваемое газу количество теплоты идет на изменение его внутренней энергии и на совершение им работы при постоянном давлении.

Q=∆U+A′

Адиабатный процесс.

Рассмотрим теперь процесс, протекающий в системе, которая не обменивается теплотой с окружающими телами.

Рефлексия

Сегодня на уроке мы изучили первый закон термодинамики, раскрыли его физическое содержание при рассмотрении изопроцессов – изотермического, изобарного, изохорного, адиабатного, научились использовать первый закон термодинамики для описания газовых процессов.

Оцените сегодняшний урок:

 

6. Домашнее задание: изучить § 78, 79, выучить конспект в тетради, выполнить упр.15 (№7,8)

 

Тема урока: Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

Цель: ввести первый закон термодинамики как закон сохранения энергии термодинамической системы, раскрыть его физическое содержание при рассмотрении изопроцессов, сформировать умения использовать первый закон термодинамики для описания газовых процессов.

Задачи:

образовательные: изучить первый закон термодинамики как закон сохранения энергии термодинамической системы, раскрыть его физическое содержание при рассмотрении конкретных процессов, ввести понятие об изотермическом, изобарном, изохорном, адиабатном процессе, сформировать умения использовать первый закон термодинамики для описания газовых процессов.

развивающие: развить навыки применения первого закона термодинамики при решении задач, научить составлять алгоритм решения задач, развить познавательного интерес.

воспитывающие: воспитывать мировоззрение учащихся на основе метода научного познания природы.

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, экран, таблица, пробирка с пробкой, термометр, вода, лист бумаги, таблица "удельная теплоемкость различных веществ".

Тип урока: комбинированный

Методы ведения урока: письменный опрос, беседа, метод алгоритмизации, использование ИКТ.

План урока.

Этапы урока

Время, мин.

Приёмы и методы

1. Организационный момент

3

 

2. Проверка знаний

20

Письменный опрос, практическая работа.

3. Изучение новой темы

25

Рассказ, демонстрации, записи в тетрадях, диалог

4. Закрепление материала (Решение задач)

22

Решение задач, ответы на вопросы

5. Рефлексия

5

Ответы на вопросы

6. Домашнее задание с комментариями

5

 

Ход урока

1. Организационный момент урока.

- Здравствуйте, сегодня мы продолжаем изучение главы «Основы термодинамики». Для начала повторим изученный материал прошлого урока, затем перейдём к изучению нового материала.

2. Проверка знаний по темам: "Кристаллические и аморфные тела. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии":

I. Провести письменный опрос на 2 варианта:

 

1 вариант

2 вариант

1. Что такое кристаллические тела?

1. Что такое аморфные тела?

2. Перечислите свойства кристаллических тел.

2. Перечислите свойства аморфных тел.

3. На доске приведен список различных тел: эбонит, жемчуг, пластмасса, алмаз, соль, стекло, каучук, графит, полиэтилен, янтарь, сода.

выбрать из списка аморфные тела

Ответ: эбонит, пластмасса, стекло, каучук, полиэтилен.

выбрать из списка кристаллические тела

Ответ: алмаз, соль, жемчуг, сода, графит

4. Общее задание (для всех вариантов) - объяснить на основе проведенного опыта наблюдаемые явления:

«Изменение внутренней энергии тела»

Опыт № 1. Приборы и материалы: 1) пробирка химическая, закрытая пробкой; 2) термометр; 3) цилиндр измерительный с носиком 100 мм с холодной водой; 4) лист бумаги; 5) таблица «Удельная теплоемкость веществ».

Порядок выполнения работы

A. Налейте в пробирку немного воды (8-10 г) и измерьте ее температуру.

B. Закройте пробирку пробкой и заверните в бумагу. Энергично встряхивайте воду в пробирке в течение 30-40 с.

C. Откройте пробирку и снова измерьте температуру воды.

D. Вычислите изменение внутренней энергии воды.

E. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.

F. Ответьте на вопросы:

- Как изменялась внутренняя энергия воды во время опыта?

- Каким способом вы изменяли внутреннюю энергию воды в опыте?

- Зачем пробирку с водой необходимо было заворачивать в бумагу во время опыта?

- Что можно сказать о зависимости изменения внутренней энергии тела от совершенной работы?

Опыт №2. Потрите ладони друг об друга. Что вы чувствуете? Почему ладони греются? (учащиеся объясняют, что внутренняя энергия изменяется за счёт совершения работы).

 

Изучение нового материала.

1). Повторить материал о внутренней энергии, способах изменения внутренней энергии и формулы расчета количества теплоты. Систематизировать материал темы в виде схемы, ответив на вопросы:

a. Что называем внутренней энергий?

b. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?

c. Что называется работой?

d. Что называем количеством теплоты?

e. Назовите процессы, сопровождающиеся выделением и поглощением тепла.

 

 

 

2). Изучение новой темы

 

Устная информация:

К середине XIX в. многочисленные опыты доказали, что механическая энергия никогда не пропадает бесследно. Падает, например, молот на кусок свинца, и свинец нагревается вполне определенным образом. Силы трения тормозя тела, которые при этом разогреваются

На основании множества подобных наблюдений и обобщения опытных фактов был сформулирован закон сохранения энергии:

Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую.

Закон сохранения энергии управляет всеми явлениями природы и связывает их воедино. Он всегда выполняется абсолютно точно, неизвестно ни одного случая, когда бы этот великий закон не выполнялся.

Этот закон был открыт в середине XIX в. немецким ученым, врачом по образованию Р. Майером (1814—1878), английским ученым Д. Джоулем (1818—1889) и получил наиболее точную формулировку в трудах немецкого ученого Г. Гельмгольца (1821 — 1894).

Закон сохранения и превращения энергии, распространенный на тепловые явления, носит название первого закона термодинамики.

В термодинамике рассматриваются тела, положение центра тяжести которых практически не меняется. Механическая энергия таких тел остается постоянной, изменяться может лишь внутренняя энергия каждого тела.

Под запись:

Изменение внутренней энергии системы при переходе ее из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе:

U=A+Q.

Часто вместо работы А внешних тел над системой рассматривают работу А' системы над внешними телами. Учитывая, что А'=-А, первый закон термодинамики можно записать так:

Q=∆U+A′


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.