Приёмы для занятий театральной деятельностью — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Приёмы для занятий театральной деятельностью

2020-05-07 306
Приёмы для занятий театральной деятельностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для того чтобы творческая активность не стала обыденной, воспитателю необходимо менять набор приёмов в работе с детьми, учитывая их возраст.

· Просмотр сценок кукольного театра. Этот вид театрализованных игр особенно актуален для детей первой и второй младших групп, в которых малыши ещё не вполне готовы к полноценному участию в данном виде творческой деятельности. Но зато с удовольствием участвуют в ней в качестве зрителей. Так, сказку «Репка» можно разыграть пальчиковыми куклами.

· Разыгрывание сказок и инсценировок. Это приём особенно активно используется в старших группах, когда дети уже знакомы со всеми видами театрализованных игр. В зависимости от типа театрализованной деятельности такие постановки могут быть в рамках утренника, открытого занятия, обычного занятия или как вид работы по ознакомлению с литературным произведением. И хотя полноценно «игровые» виды театра рекомендуется начинать в старших группах, такие хорошо известные сюжеты, в которых не будет проблем с заучиванием небольшого текста, можно использовать в качестве сценария для драматизации с детьми младших групп.

· Беседы о театре. Приём, который используется уже в первой младшей группе. При этом малыши постигают театральную тематику, начиная со знакомства с персонажами, которые там представлены (к примеру, герои пальчикового театра, куклы бибабо и пр. в первой младшей группе, персонажи театра теней — во второй младшей, тростевой театр в старшей и т. д.).

· Выполнение упражнений, направленных на формирование выразительности исполнительского мастерства. К примеру, в старших группах дети с удовольствием принимают участие в этюде «Тень», развивающем внимание и наблюдательность. Суть упражнения заключается в том, что малыши разбиваются на пары, воспитатель даёт установку (например, «дети идут по дороге»), один «актёр» выполняет действия, а второй, его «тень», их повторяет.

· Работа над упражнениями по социально-эмоциональному развитию детей ведётся, начиная с первой младшей группы. К примеру, с детьми 2–3 лет это может быть вариант выбора обращения («мяу-мяу», «гав-гав») к котятам, собакам на прогулке. Таким образом, дети не только знакомятся с окружающим миром, но и воспринимают как данность, то, что некоторые животные спокойно сосуществуют с человеком, и последний не должен создавать для них угрозы. А вот в средней группе малышам можно давать задание «Потеряшка», которое развивает слуховое внимание, эмоциональность, воспитывает ответственность. Воспитатель предлагает малышам представить ситуацию: они оказались в лесу и узнали, что один из ребят потерялся. Будучи обеспокоенными, остальные дети по очереди зовут «потеряшку»: «Ау, Серёженька!», а тот, стоя спиной к детям, должен по голосу распознать, кто же его позвал.

· Психогимнастика (может использоваться в рамках физкультминутки). Этот приём помогает ребятам прислушаться к своим ощущениям, провести рефлексию. Задания обычно представляют собой сочетание инструкций взрослого и музыки. Чаще всего это звуки природы и просьба представить себя на берегу моря, в лесу, а затем проиграть разные эмоции, связанные с этой ситуацией: зашли в море, приятно, потом тревожно, ведь не знаем морское дно — хмуримся, подплыли рыбки, удивились, испугались — что-то незнакомое, обрадовались новым друзьям — морским жителям.

· Игры с драматизацией. Отличный приём для проведения подвижных игр, в том числе и на улице.

Пример игры с драматизацией «Зайцы и волк» для средней группы.

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Одного из играющих выбирают «волком». Остальные — «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, ведущий говорит: «Зайцы скачут скок, скок, скок, на зелёный на лужок. Травку щиплют, кушают, осторожно слушают — не идёт ли волк». Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.

Как индивидуализировать задания

Одной из основных концепций современного образования является индивидуальный подход к детям. Реализовывать его необходимо постоянно, во всех видах деятельности. Что касается театрализованной игры, то есть несколько вариантов персонализировать работу. Выбор зависит от того, какую цель индивидуализация преследует. Например, если малыш — интроверт, то ему нелегко презентовать материал на публике. И если никакие способы привлечь его к публичным выступлениям не действуют, то, вероятно, стоит найти для него иную нишу в творческом процессе. Например, разработку и подготовку декораций.

Если же у ребёнка выражены артистические и творческие способности, то стоит уделить их дальнейшему развитию особое внимание. Так, если малыш отлично читает прозу, то есть смысл дополнить сюжет несколькими объёмными авторскими ремарками.

Каждый ребёнок к старшему дошкольному возрасту осваивает свои способы самореализации в театральном творчестве. Но воспитатель по мере возможностей должен приобщать малышей к разным видам активности в этом виде деятельности, используя подходящие приёмы, а также варианты работы в малых группах, парах.

Как мотивировать детей

Для любого вида деятельности, в том числе и для игры, малышей нужно мотивировать. Кроме уже описанных приёмов театрализованных игр, которые могут использоваться и для создания нужного настроя на работу, можно предложить ещё несколько:

· Наглядность. Если речь идёт о постановке известного сюжета, то без картинок не обойтись. У ребёнка в детском саду только происходит переход от наглядного к наглядно-образному восприятию, поэтому чтобы лучше воспринимать содержание произведения, малышу нужно увидеть действующего персонажа. Если же речь идёт о кукольном театре, то и здесь перед началом драматизации тоже стоит показать всех героев, представить их поимённо. Нельзя забывать и о такой форме наглядности, как показ мультимедийных презентаций. Это очень удобная форма представления общей информации о театре или его разновидностей, основных сведений об авторе (особенно актуально для старших групп, где театрализованная деятельность основывается на изучении авторских сказок), а также для демонстрации разных вариантов обыгрывания одного и того же образа (например, русский и американский персонаж Кот в сапогах). Отдельно стоит сказать о таком виде наглядности, как буклеты с картинками. Такие раздвижные книжечки не только помогают детям освежить изученные сюжеты, но и выяснить детали внешнего облика персонажа.

· Беседы. Кроме разговоров о театре, для мотивации можно применять вопросно-ответную форму общения по сюжету постановки (например, «Кто является главным героем сказки В. Сутеева «Ёлка»? «Почему сломался теремок»?, «Кого на своём пути встречал Колобок»? и др.). Так дети смогут не только настроиться на рабочий лад, но и повторить сюжет, имена персонажей.

· Игры. В основном используются забавы, направленные на формирование исполнительского мастерства (с первой младшей группы), а также на социально-эмоциональное развитие (со второй младшей группы).

Примеры игровых мотивационных приёмов для детей разного возраста

Вид игры Возрастная группа Описание

Направленные на формирование исполнительского мастерства

Первая младшая

Этюд «Канон»
Цель: развивать волевое внимание.
Дети стоят по кругу. Под музыку поочерёдно делают следующие движения:

  • «1» — приседают и встают;
  • «2» — хлопают в ладоши;
  • «3» — приседают и встают и т. д.
Вторая младшая
Средняя «В магазине зеркал». Цель: развитие наблюдательности и внимания. В.: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала им корчить рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей тоже, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения. Дети повторяют за педагогом движения.
Старшая Музыкальная сказка Цель: снятие мышечных зажимов, психомышечная тренировка, развитие творческих способностей. В.: Сейчас мы с вами разделимся на две группы, одна из которой будет зрители, другая — артисты. Артистам я скажу тихо на ухо, кого они будут играть, а зрители должны узнать, кого они показывают. А здесь будет и курочка, и бабка с дедом, и мышка. Слов никаких не произносим, и должно быть очень тихо. Каждому из героев говорится, кого он играет. Дети начинают показывать под музыку. Выбирается любая известная сказка в соответствии с возрастом детей.
Подготовительная «Скульптор» В.: Для проведения этого упражнения нужно, чтобы вы встали в пары, лицом друг к другу. И договоритесь между собой, кто будет №1, а кто №2. Вот сейчас №1 будет скульптором, а № 2 — глиной. Скульптор будет лепить из глины волка. Выполняем. А сейчас мы меняемся ролями № 2 будет скульптором, а № 1 — глиной. И скульптор будет лепить зайца.

Направленные на социально-эмоциональное развитие

Вторая младшая

«Тренируем эмоции»
Воспитатель просит детей:

  • Нахмуриться, как:
    • осенняя туча;
    • рассерженный человек;
    • злая волшебница.
  • Улыбнуться, как:
    • кот на солнце;
    • само солнце;
    • как Буратино;
    • как хитрая лиса;
    • как радостный ребёнок;
    • как будто ты увидел чудо.
  • Позлиться, как:
    • ребёнок, у которого отняли мороженое;
    • два барана на мосту;
    • как человек, которого ударили.
  • Испугаться, как:
    • ребёнок, потерявшийся в лесу;
    • заяц, увидевший волка;
    • котёнок, на которого лает собака.
  • Устать, как:
    • папа после работы;
    • человек, поднявший тяжёлый груз;
    • муравей, притащивший большую муху.
  • Отдохнуть, как:
    • турист, снявший тяжёлый рюкзак;
    • ребёнок, который много потрудился, но помог маме;
    • как уставший воин после победы.
Средняя
Старшая «Спаси птенца» В.: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите в ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло своего дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!
Подготовительная «Переходы» (дети сидят в кругу). Цель: игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и различия. Педагог просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним слева, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые тёмные волосы. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д. Вариант №2. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.