Используем обычные (рутинные) ситуации для закрепления знаний и навыков — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Используем обычные (рутинные) ситуации для закрепления знаний и навыков

2020-04-03 89
Используем обычные (рутинные) ситуации для закрепления знаний и навыков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для ребёнка, имеющего интеллектуальные нарушения, особенно важно многократное повторение изучаемого материала. Это можно делать не только в условиях класса или учебной группы, но и в обычных бытовых ситуациях в течение дня (особую ценность таким занятиям придаёт то, что в них ребёнок может на практике применить изучаемые знания и навыки).

Например, массу учебных тем можно закрепить и применить на практике во время обычного визита в большой магазин: потрогать и обсудить фрукты и овощи, вспомнить, чем они отличаются друг от друга, где растут и для чего используются; повторить обобщения и группы предметов (одежда, обувь, продукты), представления о форме и цвете предметов, закрепить навыки устного счёта и многое другое.

Информация, полученная ребёнком во время ваших совместных прогулок, поездок и экскурсий, будет намного лучше усвоена ребёнком, если вы неоднократно проговорите и вспомните с ним, куда и когда вы ездили, что там видели, что было особенно интересно, вместе посмотрите сделанные вами фотографии и фильмы, попросите ребёнка рассказать о том, что он видел.

Важно: многократно повторять и закреплять знания и умения, создавать ситуации практического использования знаний и навыков.

Методика 4 ступеней

Формируя у ребенка с нарушением интеллекта какой-либо навык, важно соблюдать схему, разработанную специалистами-дефектологами. Это облегчит процесс обучения ребенка. Весь процесс делится на 4 этапа, с предыдущего на следующий нужно переходить только тогда, когда ребенок усвоил информацию. А на протяжении всего процесса важно активно эмоционально поддерживать ребенка. Хвалить даже за небольшой успех, подбадривать, напоминать, как вчера у него это уже получалось выполнить, а значит и сегодня он сможет справиться.

1 этап. Взрослый показывает, что и как нужно сделать, привлекая внимание ребенка и комментируя каждое свое действие. Важно делать это не спеша, включая в цепочку действий не более 4-5 шагов. Например: «Я включаю воду, беру мыло и намыливаю руки, кладу мыло обратно, споласкиваю руки под водой, выключаю воду».

2 этап. Взрослый проделывает то же самое совместно с ребенком. Необходимо выполнять действие прямо руками ребенка, снова и снова проговаривая каждый шаг. И только, когда ребенок перестает путать последовательность движений, становится уверенней, можно двигаться дальше.

3 этап. Ребенок выполняет самостоятельно после примера взрослого. Например, взрослый моет руки, проговаривая свои действия, а потом предлагает ребенку вымыть руки так же, как это сделал он. Если ребенок сбивается, торопится или робеет, нужно активно поддерживать его словами. Если же у него не получается справиться, то можно просто вернуться на предыдущий этап и показать ребенку, что он может выполнить это, то есть зафиксировать его зону успешности на данный момент.

4 этап. Ребенок выполняет самостоятельно в присутствии взрослого. На этом этапе ребенок учится выполнять действие просто по устной инструкции взрослого.

Учим распознавать эмоции

Прежде, чем формировать у ребенка с умственной отсталостью эмпатию, необходимо научить его распознавать эмоции, свои и чужие. Дети, имеющие опыт проживания в учреждении, как правило, имеют задержку развития эмоциональной сферы. Это связано с отсутствием опыта личного общения со значимым взрослым, а также с тем, что никто ребенку не объяснял, что он чувствует, почему и как это называется. По этой причине может создаваться впечатление, что ребенок неадекватно реагирует в разных ситуациях и это напрямую связано с его умственными способностями. А это так только отчасти. Ребенок с умственной отсталостью способен дифференцировать простые эмоции, узнавать их и называть, если его обучить этому. Для этого в обычной повседневной жизни взрослый должен озвучивать свои эмоции и состояние ребенка. Например: «Мне очень радостно/приятно вот так сидеть с тобой и читать книгу», «Я вижу, что тебе грустно от того, что нужно уходить с прогулки» и т.п. Можно использовать зеркало, чтобы ребенок мог рассмотреть выражение своего лица, а взрослый назовет, как это настроение называется, покажет его на своем лице, а потом еще и на картинке. Обучив ребенка понимать и называть простые эмоции, мы сможем потом задавать ему вопросы: почему ты плачешь? Что хорошего произошло, что тебя обрадовало в цирке? И получать на них ответы. А пойдя дальше по этому пути, можно будет обсуждать настроение и поступки героев сказок, мультиков. И, таким образом, формировать у ребенка причинно-следственную связь между событиями и его чувствами.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.