Глава 1. Организационно-правовые формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 1. Организационно-правовые формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью

2020-04-01 167
Глава 1. Организационно-правовые формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире границы не останавливают лиц, совершающих противоправные деяния. Как показывает практика, развитие экономических и культурных связей между народами используют в своих общественно опасных целях преступники. Каждое государство закономерно нуждается в правовой помощи другого государства. Возникает необходимость сотрудничества независимых суверенов. Имея единую функцию по защите общества от противоправных посягательств, государства стали объединять свои усилия с целью уменьшения уровня преступности.

На современном этапе развития общества проблема увеличения роста преступности занимает особое место, так как несет в себе угрозу всему человечеству и в различных своих проявлениях присутствует во многих областях общественной жизни большинства государств мира. Ежегодно в мире увеличивается число совершаемых преступлений и людей, пострадавших в результате действий преступников.

Поэтому предупреждение преступности является первоочередной задачей государств.

В настоящее время проблема преступности вышла за национальные границы и представляет опасность не только для отдельных государств, но и для всего человечества. В этих условиях необходимо объединить совместные усилия и вести повседневное сотрудничество в борьбе с негативными проявлениями преступности. Особое место в этом сотрудничестве занимает институт экстрадиции, или выдачи, преступников, осуществляемой с помощью как двусторонних, так и многосторонних конвенций.

Современное международное право достаточно четко определило параметры применения института выдачи, дало ответ на вопросы, которые обычно возникают в этой связи в отношениях между государствами. Институт выдачи однозначно применяется только к лицам, которые уже осуждены, или к предполагаемым преступникам, то есть к тем, кто обвиняется в совершении преступления.

Вместе с тем даже сейчас нередки случаи, когда государство обращается к другому государству с требованием о выдаче на том основании, что лицо, находящееся на его территории, является гражданином государства, требующего выдачи. Но в отношениях между государствами действует общепризнанная норма, согласно которой полагается соблюдать право каждого лица покидать любую страну, включая свою собственную, и государства обычно с уважением относятся к этому праву. Они не принимают в отношении иностранных граждан никаких насильственных мер по их выдаче или высылке, если эти иностранцы законным образом находятся на их территории и не совершили каких-либо действий, влекущих за собой выдворение в соответствии с законодательством.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы дать комплексный анализ состояния и перспектив развития международного регулирования отношений, связанных с выдачей преступников.

Целью исследования является анализ механизма сотрудничества государств в борьбе с преступность.

В соответствии с этим предусмотрено решение следующих задач:

¾ изучить организационно-правовые формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью;

¾ рассмотреть вопросы сотрудничества Республики Беларусь в борьбе с преступностью в рамках международных организаций;

¾ изучить многосторонние и двусторонние соглашения Республики Беларусь по вопросам борьбы с преступностью;

¾ изучить международное сотрудничество по выдаче преступников.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера.

Предмет исследования составляют международно-правовые акты, принятые в рамках ООН, Европейского Союза, Совета Европы, СНГ, ряда международных организаций (Интерпол, Европол, ФАТФ и другие); договоры, заключенные Республикой Беларусь, а также некоторых зарубежных стран, касающиеся проблем борьбы с преступностью международного характера; практическая деятельность правоохранительных органов государств и международных организаций, участвующих в борьбе с международной преступностью на современном этапе.

Теоретическую и методологическую базу исследования составил ряд международных соглашений, а так же учебные пособия, труды и публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам международных отношений в вопросах противодействия международной преступности и терроризму, определяющих место, роль и функции Республики Беларусь в современной антикриминальной системе.

В работе использованы источники литературы отечественных и зарубежных авторов по данной теме, материалы, обзоры, и прогнозы Национального Центрального Бюро Интерпола в Республики Беларусь, материалы специализированной периодической печати.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 8 пунктов, а также заключения и списка использованных источников.

 


 

Выдача преступников

 

Выдача осуществляется по просьбе или по требованию запрашивающего государства, соответственно инициация экстрадиционной процедуры в запрашиваемом государстве происходит с получением такого запроса. Необходимые документы, в своей совокупности составляющие просьбу о выдаче, должны содержать сведения о субъекте экстрадиции (лице, выдача которого требуется)- фамилию, имя, отчество лица, год и место его рождения, гражданство, место жительства или пребывания, по возможности - описание внешности, фотографию, отпечатки пальцев и другие сведения о его личности; и описание фактических обстоятельств деяния, послужившего основанием обращения с запросом о выдаче, и текст закона с указанием предусматриваемой этим законом меры наказания; а также должны быть приложены заверенные копии постановлений о заключении под стражу и привлечении в качестве обвиняемого.

Если требования о выдаче одного и того же лица по поводу совершения им одного или нескольких преступлений поступают от нескольких государств, Республика Беларусь самостоятельно принимает решение о том, какое из этих требований должно быть удовлетворено (ст.79 Конвенции СНГ).

В Кишиневской конвенции не указывается какими основаниями следует руководствоваться при «выборе» государства, запрос которого будет удовлетворен. Следует полагать, что такими основаниями могут выступить относительная тяжесть и место совершения преступления, хронологии деяний, гражданства лица и возможности последующей выдачи другому государству, предусмотренные ст. 17 Европейской конвенции о выдаче от 1958 года.

Передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания ими наказания в государстве, гражданами которого они являются, наряду с выдачей для уголовного преследования и приведения приговора в исполнение является одной из форм международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Институт передачи лица, осужденного к лишению свободы, посвящен обеспечению права преступника отбывать уголовное наказание в той стране, гражданином которой он является или где он постоянно проживает, а также основных общепризнанных прав человека (права на родной язык, культуру, обычаи, религию и т.д.).

Международным правом признается, что предоставление осужденным возможности отбывать наказание в стране их гражданства или постоянного места жительства способствует более эффективному достижению целей уголовного наказания, соблюдению принципа гуманности. Передача осужденных является одним из важных обеспечивающих факторов возвращения отбывающих наказание лиц к нормальной жизни в обществе, их социальной адаптации после отбытия наказания. Будучи смежным с уголовно-исполнительным правом, институт передачи осужденных представляет собой правомерную составляющую экстрадиции.

Осужденный не может быть вновь привлечен к уголовной ответственности в государстве исполнения приговора за то же преступление, в связи с которым был вынесен вступивший в силу приговор (non bis in idem).

Передача осужденных предполагает обязательное соблюдение принципа двойной криминальности, который состоит в том, что передача осужденного возможна только в том случае, если данное лицо осуждено и отбывает наказание за деяние, которое признается преступлением в соответствии с законодательством и государства гражданства или постоянного места жительства осужденного, и страны, в которой данное лицо осуждено.

В целом, законодательное регулирование института выдачи в Республике Беларусь позволяют государству оказывать международную правовую помощь по уголовным делам в соответствии с нормами международного права и с соблюдением основных прав человека, содержащихся в Конституции Республики Беларусь.

Большинство вопросов международной правовой помощи, хотя и регламентируется в УПК Беларуси шире, чем в других странах, соотносится с их законодательством и не имеет значительных противоречий с ними.

«Лицо, которое находится под стражей или отбывает срок тюремного заключения на территории одного Государства-участника и присутствие которого в другом Государстве-участнике требуется для целей установления личности, дачи показаний или оказания иной помощи в получении доказательств для расследования, уголовного преследования или судебного разбирательства в связи с преступлениями, охватываемыми Конвенцией, может быть передано при соблюдении следующих условий:

¾     данное лицо свободно дает на это свое осознанное согласие;

¾ компетентные органы обоих Государств-участников достигли согласия на таких условиях, которые эти Государства-участники могут счесть надлежащими».

Субъектами международного сотрудничества в борьбе с преступностью следует отметить международные суды, к юрисдикции которых отнесено рассмотрение дел о международных преступлениях.

Органы законодательной власти и суды, не являясь специализированными правоохранительными органами, также принимают участие в борьбе с преступностью, и, соответственно, являются субъектами этой деятельности: первые путем издания законов, определяющих преступность и наказуемость преступлений, вторые - фактически выполняя функции охраны права, поскольку защита публичных интересов является неотъемлемым элементом правосудия.

Кроме того, как известно, борьбой с преступностью (в широком смысле) занимаются и иные государственные органы, общественные организации, юридические и физические лица (например, граждане при пресечении преступлений, оказании содействия на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и т.д.). Однако, эта деятельность не является для них основной, осуществляется в произвольной форме, зачастую для защиты от конкретных преступных посягательств и, что самое главное, такие лица не уполномочиваются законом осуществлять ее. В силу этого, она носит в большей мере предупредительный характер. Борьба с преступностью регламентируется на внутригосударственном уровнешироким кругом законов и подзаконных актов различных отраслей права:

При этом, соответствующее отраслевое законодательство содержит нормы, определяющие круг субъектов (участников) правоохранительной деятельности, которые путем использования предоставленных им законом прав и выполнения возложенных на них обязанностей осуществляют определенные функции в сфере борьбы с преступностью.

Среди субъектов правоохранительной деятельности, прежде всего, выделяются специализированные государственные органы, осуществляющие борьбу с преступностью и наделенные законом определенными полномочиями, включая применение государственного принуждения - правоохранительные органы.

Органы законодательной и судебной власти, не являясь специализированными правоохранительными органами, принимают участие в борьбе с преступностью опосредованно - выполняя функции охраны права в ходе законодательной деятельности и осуществления правосудия, соответственно.

Затем следуют представители иных органов исполнительной власти, общественных организаций и юридических лиц, которым закон разрешает выполнение некоторых функций в борьбе с преступностью, преимущественно связанных с предупреждением преступлений.

Четвертую группу субъектов составляют физические лица, лично участвующие или оказывающие содействие в борьбе с преступностью, в т.ч. в предупреждении преступлений.

Общим признаком, общей чертой всех групп субъектов является то, что при всех различиях в их правовом статусе, в характере и содержании их прав и обязанностей и в выполняемых ими функциях все они участвуют в тех или иных формах в совершении таких действий, совокупность которых и является борьбой с преступностью, т.е. они - участники борьбы с преступностью.

Таковы четыре основных признака, которыми характеризуется международное сотрудничество в борьбе с преступностью и которые его отличают, во-первых, от других видов международного сотрудничества, а во-вторых - от других отраслей деятельности государства.

Следует иметь в виду, что только совокупность всех указанных выше признаков образует научное понятие международного сотрудничества в борьбе с преступностью, отдельные же признаки могут и не отграничивать его от других видов международного сотрудничества и других отраслей внутригосударственной деятельности.

Исходя из этого, можно дать следующее определение: международное сотрудничество в борьбе с преступностью есть урегулированная нормами международного и внутригосударственного права совместная деятельность субъектов международного права и внутригосударственных правоотношений по обеспечению правовой защиты личности, общества, государства и мирового сообщества от международных и имеющих международный характер преступлений, а также транснациональных преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок.

Рассмотрение обстоятельств, обусловливающих перспективы международного сотрудничества в борьбе с преступностью, позволяет констатировать, что его развитие, с одной стороны, детерминировано количественными и качественными изменениями самой преступности, а с другой - требованиями, вытекающими из международных договоров и внутригосударственного законодательства стран, участвующих в нем.

В силу этого, содержание как самого международного сотрудничества в борьбе с преступностью, так и его отдельных форм постоянно расширяется.

Такое сотрудничество может быть формальным и неформальным по своему характеру, двусторонним и многосторонним по масштабам. Оно может быть направлено как на преступность в целом, так и на отдельные категории преступлений, потребности защиты от которых представляются в конкретной обстановке более значимыми (яркий пример такой направленности, это деятельность международного сообщества против терроризма, транснациональной организованной преступности, коррупции, незаконного оборота наркотиков).

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Международная преступность представляет собой совокупность всех преступных деяний, совершенных в определенный период в государствах. При этом различают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности и участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью.

В современных условиях взаимозависимости государств и интернационализации преступности сотрудничество в борьбе с ней занимает одно из ведущих положений в контексте международных отношений. В условиях глобализации мировое сообщество сталкивается с новыми вызовами, которые ранее не были известны цивилизованному обществу.

В этой сфере действует ряд международных стандартов, среди которых важную роль играют документы, принимаемые Конгрессом ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителям. Особое внимание Конгресс уделяет борьбе с организованной преступностью, терроризмом, совершенствованию деятельности органов правосудия и правоохранительных органов.

С учетом всего вышеизложенного особенно важным является решение наиболее существенных проблем сотрудничества в области борьбы с преступностью, охраны правопорядка и обеспечения законных прав и интересов граждан. Прежде всего, это проблема совершенствования законодательной базы, цель которой - создание условий для более тесных и плодотворных связей компетентных органов, для осуществления более эффективной уголовно-правовой борьбы с преступностью.

Проблема выдачи преступников всегда актуальна и сложна в силу того, что затрагиваются многие вопросы, входящие во внутреннюю компетенцию государств. На практике возникает большое количество проблем, связанных с отсутствием в международном уголовном праве единого правового акта, регулирующего процесс экстрадиции. Актуально это и для Республики Беларусь ведь у нас, по сути, отсутствует даже национальный законодательный акт, регулирующий данный вопрос. Поэтому считаю в как можно скорее необходимо:

¾     создать единый нормативно-правовой акт об экстрадиции, как на национальном, так и на международном уровне, тем самым приложить дальнейшие усилия для преодоления проблем, которые возникают в результате оснований отказа в выдаче, в то же время принять соответствующие меры, направленные на ускорение процедуры выдачи;

¾ включить в УК положение об основаниях выдачи преступников и отказа в ней, которые на сегодняшний день отсутствуют.

В целом же институт экстрадиции продолжает развиваться.

Несмотря на определенные различия в правовых системах о выдаче, следует отметить, что развитие этого института происходит в демократическом направлении по пути укрепления эффективных мер международного сотрудничества в области уголовного правосудия с целью создания единых сравнимых международно-правовых стандартов и юридических процедур, позволяющих обеспечить соблюдение неотъемлемых прав и свобод человека в сфере уголовного судопроизводства.

Выдача преступников в международном праве, безусловно, является сложным и многогранным явлением. Исследование, изучение данной категории осуществляется и в настоящее время, а в частности, и разработка некоторых основополагающих принципов института экстрадиции. Данная разработка еще не закончена, но этими принципами уже руководствуется международное научное сообщество.

Подводя итоги рассмотрения такого явления, как выдача преступников, следует подчеркнуть, что международное уголовное право как комплексная отрасль права без этого института существовать не может. Применение его не только к международным, но и к другим преступлениям говорит о том, что в развитии международного уголовного права наступил новый этап. Он связан с тем, что границы между преступлениями международными, международного характера и многими видами общеуголовной преступности становятся все более прозрачными. В то же время этот процесс не может быть оценен как поглощение международным уголовным правом внутреннего права государств, или наоборот.

Несмотря на международное сотрудничество в рамках ООН, которое ведется, начиная с пятого Конгресса (Женева, 1975 г.) и активизацию в последние годы сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровне, остается еще ряд не решенных проблем. К ним относятся:

1) Проблема правового характера. Существование в государствах различных правовых систем уголовной законодательства, строящихся на различных принципах, в результате чего неодинаково оцениваются одни и те же преступные деяния.

2) Проблема внешнеполитического характера. Сотрудничество в борьбе с организованной преступностью зависит от того, какую внешнюю политику ведут государства, какие взаимоотношения сложились между ними. Чем более напряженные эти отношения, тем более затруднено сотрудничество, особенно в тех случаях, когда сталкиваются разные идеологии.

) Экономическая проблема. Многие государства в силу своего уровня экономического развития не в состоянии обеспечить полноценного сотрудничества в области борьбы с организованной преступностью.

) Внутренние политические проблемы. Правительства некоторых государств не в состоянии контролировать политическую ситуацию в своих государствах (некоторые страны СНГ - Грузия, Таджикистан, Азии - Афганистан, Латинской Америки, Африки), что способствует бесконтрольности преступности на их территории, в том числе и организованной.

5) Проблема коррумпированности правительств некоторых государств. Правительства отдельных государств не заинтересованы в налаживании сотрудничества в области борьбы с организованной преступностью, особенно когда высшие эшелоны власти этих государств погрязли в коррупции, а международное сотрудничество может подорвать позиции коррумпированных должностных лиц или даже правительства в целом. Такое происходит и когда речь идет о сотрудничестве с государством-«отстойником преступных сообществ».

6) Проблема обеспечения суверенитета в ходе сотрудничества. Правительства некоторых государств рассматривают некоторые формы сотрудничества как вмешательство во внутренние дела этого государства. Так, например некоторые правительства считают, что граждане, нарушившие нормы права, должны подвергаться уголовному преследованию в своих государствах и не должны подпадать под иностранную юрисдикцию, государства, поэтому часто неохотно осуществляют экстрадицию собственных граждан даже при наличии весьма веских доказательств их вины. Довольно часто в экстрадиции не заинтересованы и сами выдаваемые лица, это объясняется различием санкций за совершение одного и того же преступления, которые предусмотрены уголовными законодательствами разных государств.

Проблема совершенствования международного сотрудничества в области борьбы с преступностью в настоящее время является одной из наиболее актуальных в деятельности правоохранительных органов развитых стран мира. Современная преступность приобрела качественно новые формы, усилилась ее корыстная направленность, значительно возросло количество преступлений, имеющих международные связи, обнаруживается все большее количество международных преступных группировок.


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире границы не останавливают лиц, совершающих противоправные деяния. Как показывает практика, развитие экономических и культурных связей между народами используют в своих общественно опасных целях преступники. Каждое государство закономерно нуждается в правовой помощи другого государства. Возникает необходимость сотрудничества независимых суверенов. Имея единую функцию по защите общества от противоправных посягательств, государства стали объединять свои усилия с целью уменьшения уровня преступности.

На современном этапе развития общества проблема увеличения роста преступности занимает особое место, так как несет в себе угрозу всему человечеству и в различных своих проявлениях присутствует во многих областях общественной жизни большинства государств мира. Ежегодно в мире увеличивается число совершаемых преступлений и людей, пострадавших в результате действий преступников.

Поэтому предупреждение преступности является первоочередной задачей государств.

В настоящее время проблема преступности вышла за национальные границы и представляет опасность не только для отдельных государств, но и для всего человечества. В этих условиях необходимо объединить совместные усилия и вести повседневное сотрудничество в борьбе с негативными проявлениями преступности. Особое место в этом сотрудничестве занимает институт экстрадиции, или выдачи, преступников, осуществляемой с помощью как двусторонних, так и многосторонних конвенций.

Современное международное право достаточно четко определило параметры применения института выдачи, дало ответ на вопросы, которые обычно возникают в этой связи в отношениях между государствами. Институт выдачи однозначно применяется только к лицам, которые уже осуждены, или к предполагаемым преступникам, то есть к тем, кто обвиняется в совершении преступления.

Вместе с тем даже сейчас нередки случаи, когда государство обращается к другому государству с требованием о выдаче на том основании, что лицо, находящееся на его территории, является гражданином государства, требующего выдачи. Но в отношениях между государствами действует общепризнанная норма, согласно которой полагается соблюдать право каждого лица покидать любую страну, включая свою собственную, и государства обычно с уважением относятся к этому праву. Они не принимают в отношении иностранных граждан никаких насильственных мер по их выдаче или высылке, если эти иностранцы законным образом находятся на их территории и не совершили каких-либо действий, влекущих за собой выдворение в соответствии с законодательством.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы дать комплексный анализ состояния и перспектив развития международного регулирования отношений, связанных с выдачей преступников.

Целью исследования является анализ механизма сотрудничества государств в борьбе с преступность.

В соответствии с этим предусмотрено решение следующих задач:

¾ изучить организационно-правовые формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью;

¾ рассмотреть вопросы сотрудничества Республики Беларусь в борьбе с преступностью в рамках международных организаций;

¾ изучить многосторонние и двусторонние соглашения Республики Беларусь по вопросам борьбы с преступностью;

¾ изучить международное сотрудничество по выдаче преступников.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера.

Предмет исследования составляют международно-правовые акты, принятые в рамках ООН, Европейского Союза, Совета Европы, СНГ, ряда международных организаций (Интерпол, Европол, ФАТФ и другие); договоры, заключенные Республикой Беларусь, а также некоторых зарубежных стран, касающиеся проблем борьбы с преступностью международного характера; практическая деятельность правоохранительных органов государств и международных организаций, участвующих в борьбе с международной преступностью на современном этапе.

Теоретическую и методологическую базу исследования составил ряд международных соглашений, а так же учебные пособия, труды и публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам международных отношений в вопросах противодействия международной преступности и терроризму, определяющих место, роль и функции Республики Беларусь в современной антикриминальной системе.

В работе использованы источники литературы отечественных и зарубежных авторов по данной теме, материалы, обзоры, и прогнозы Национального Центрального Бюро Интерпола в Республики Беларусь, материалы специализированной периодической печати.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 8 пунктов, а также заключения и списка использованных источников.

 


 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.