Количество практических занятий и формы контроля — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Количество практических занятий и формы контроля

2020-04-01 174
Количество практических занятий и формы контроля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Гидрометеорологический техникум»

Рассмотрено на заседанииПЦК

радиотехнических и

естественнонаучных дисциплин

Протокол № 1 от 01.09.2018г.

Председатель ПЦК

______________ (В.Н. Белинцев)

Методические указания

По выполнению

Практических занятий

по МДК  02.01. «Технология аэрологических наблюдений и обработки аэрологической информации»

(код и наименование МДК)

 

В профессиональном модуле

ПМ. 02 «Проведение аэрологических наблюдений»

(наименование ПМ)

основной профессиональной образовательной программы

по специальности среднего профессионального образования

11.02.07– Радиотехнические информационные системы

                    (код, наименование специальности)

Составитель: _______________ В. П. Куняева  

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка 3
2. Перечень практических занятий 5
3. Указания по выполнению практических занятий 7
4. Информационное обеспечение 124
5. Описание программы «аэрология» 126

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные методические указания предназначены для проведения практических занятий для студентов 3 курса СПО. Практические работы предусмотрены рабочей программой профессионального модуля ПМ 02.  «Проведение аэрологических наблюдений» в количестве 50 занятий.

Методические указания по выполнению практических занятий разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности, рабочей программой МДК 02.01 «Технология аэрологических наблюдений и обработки аэрологической информации» и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 11.02.07 «Радиотехнические информационные системы».

Целью практических занятий является закрепление знаний и формирование практических навыков проведения аэрологических наблюдений, обработки и анализа аэрологической информации. Методические указания могут быть использованы также при самостоятельной работе студентов при решении типовых задач по МДК 02.01.

Этапы и содержание практического занятия:

1. Вступительная часть

a. Мотивация темы, цель занятия.

b. Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов.

c. Характеристика содержания, порядка проведения и оценки результатов практической работы.

2. Актуализация теоретических знаний студентов.

3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

4. Заключительная часть занятия (обобщение, выводы по теме, оценка работы студентов на занятии. Домашнее задание - отчет).

 

Критерии оценки:

оценка «5» - работа выполнена полностью и верно, выводы сделаны правильно, студент ответил на все вопросы преподавателя. Возможны незначительные замечания по оформлению работы, неточность при округлении, не достаточно полный ответ на один из поставленных вопросов;

оценка «4» - одна из задач решена с ошибками и (или) неверно сделан вывод и (или) дан неверный ответ на вопрос преподавателя;

оценка «3» - работа выполнена не менее чем на 50%, могут быть допущены ошибки или неверно сделан вывод, ответы на вопросы преподавателя не верные;

оценка «2» - выполнено менее 50% работы, нет выводов, на вопросы преподавателя студент не отвечает.

 

Количество практических занятий и формы контроля

Раздел, тема

Семестр

Теор. (час.) Лаб. (час.) Практ. (час.)

Формы контроля

Раздел 1. Шаропилотные наблюдения 46   14     Тема 1.1. Введение 8 - -     Тема 1.2. Обеспечение аэрологических станций водородом 10 - 2     Тема 1. 3. Проведение шаропилотных наблюдений 28 - 12     Раздел 2. Радиозондирование атмосферы 52 - 86     Тема 2. 1. Эксплуатация радиозонда 12 - 8     Тема 2. 2. Проведение температурно-ветрового зондирования атмосферы (ТВЗ) 10 - 6     Тема 2. 3. Обработка координатно-телеметрической информации ТВЗ атмосферы 20 - 48     Тема 2. 4. Радиопилотные наблюдения 4 - 10     Тема 2.5. Система радиозондирования «МАРЛ-А – МРЗ-3АТ» 2 - 6     Тема 2. 6. Организация работы на аэрологической станции 4 - 8     Всего часов 98 0 100    

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

2.

Наименование разделов и тем Название и № практического занятия Объем часов

Раздел 1 Шаропилотные наблюдения

14 Тема 1.2. Обеспечение аэрологических станций водородом №1. Правила техники безопасности при работе с водородом. 2

Раздел 2. Радиозондирование атмосферы

86

Тема 2. 2. Проведение температурно-ветрового зондирования атмосферы (ТВ)

№12. Подготовка радиозонда к выпуску.  2 №13. Проведение ТВЗ атмосферы с использованием АП. 2 №14. Анализ аэрологической информации, полученной с помощью АП. 2

Всего часов

100

Практическая работа № 1

Практическая работа №2

Определение вертикальной скорости шара-пилота (W) по грузоподъёмности (А) и длине окружности оболочки (С).

Вертикальная скорость шара-пилота (W) определяется по формуле:

W = * (1)

 

1.1.  Получить задание у преподавателя или использовать исходные данные в таблице 1.

Таблица 1

№ варианта Температура t, oС Давление P, гПа Поправочный множитель k Грузоподъемность A, г Длина окружности оболочки С, см Табличная вертик. скорость Wтабл, м/мин Вертикальная скорость W, м/мин
1 -15 980   10 120    
2 -2 1000   65 155    
3 +5 1013   235 250    
4 +17 990   75 192    
5 +22 987   180 278    

1.2. По приложению 12 (стр. 99) Наставления выпуск 4 часть 1 [Л. 3] по температуре и давлению определить поправочный множитель на плотность воздуха k= .

1.3. По приложению 11 (стр. 96) [Л. 3] по грузоподъёмности шара-пилота (А) и по длине окружности (С) определить табличную вертикальную скорость шара-пилота Wтабл.

1.4. Умножить табличную вертикальную скорость шара-пилота Wтабл. на поправочный множитель на плотность воздуха k (W= Wтабл* k), округлить результат с точностью до 1м/мин

Определение вертикальной скорости шара-пилота (W) по грузоподъёмности (А) и массе оболочки (q).

Вертикальная скорость шара-пилота (W) определяется по формуле:

(2)

2.1. Получить задание у преподавателя или использовать исходные данные в таблице 2.

Таблица 2

№ варианта t, oС P, гПа k № оболочки A, г q, г Wтабл, м/мин W, м/мин
1 14,6 1002   10 24 17    
2 -12,5 989   20 128 35    
3 -21,8 1007   30 146 76    
4 23,9 996   20 171 38    
5 0,5 1012   30 302 85    

2.2. По приложению 7 (стр.86) [Л. 2] по температуре и давлению определить поправочный множитель на плотность воздуха k= .

2.3. По приложениям 10а (стр. 92), 10б (стр. 93), 10в (стр. 95) [Л. 3] по номеру оболочки, по грузоподъёмности шара-пилота А и по массе оболочки q определить табличную вертикальную скорость шара-пилота Wтабл.

2.4. Умножить табличную вертикальную скорость шара-пилота Wтабл. на поправочный множитель на плотность воздуха k и округлить результат с точностью до 1м/мин.

W= Wтабл*k (3)

3. Определение грузоподъёмности шара-пилота (А) для стандартной вертикальной скорости (Wст) 200м/мин или 240м/мин.

3.3. Получить задание у преподавателя или использовать исходные данные в таблице 3.

Таблица 3

№ варианта t, oС P, гПа k Масса фонарика, г Wст, м/мин q, г № оболочки A, г
1 -20 987   18 200 34 20  
2 -14 1006   - 200 36 20  
3 0 1010   20 200 72 30  
4 +7 994   - 240 76 30  
5 +25 978   - 240 80 30  

3.3. По приложению 7 (стр.86) [Л. 3] по температуре и давлению определить поправочный множитель на плотность воздуха k= .

3.3. По приложениям 8а (стр. 87), 8б (стр. 88), 8в (стр. 89) [Л. 3] по номеру оболочки, по поправочному множителю на плотность воздуха k, по стандартной вертикальной скорости 200 м/мин или 240 м/мин, по массе оболочки q определить грузоподъёмность шара-пилота А и округлить до 1 грамма. (Для получения стандартной вертикальной скорости шара-пилота с фонариком следует пользоваться значениями поправочного множителя k= в правой графе, а значения грузоподъемности, найденные из таблицы, увеличить на массу фонарика).

Пример выполнения задания

t=-15°C; Р=986гПа; А=10г; С=120см. W-? - поправочный множитель на плотность воздуха; Wтабл.=82г; W=Wтабл.*k=82*0,96=78,72»79м/мин.

 

Контрольные вопросы:

1. Как практически определяется грузоподъемность шара-пилота?

2. Как определить длину окружности оболочки?

3. Какие силы действуют на шар-пилот, выпущенный в свободный полет?

4. Какую оболочку можно наполнить до стандартной вертикальной скорости?

5. До какой вертикальной скорости (произвольной или стандартной) предпочтительнее наполнять шаропилотную оболочку и почему?

Отчётный материал: Оформленная работа с результатами вычислений и с выводом. Ответы на контрольные вопросы.

 

Практическая работа №3

Практическая работа №4

Проверка уровня.

Если теодолит не удалось сгоризонтировать, то уровень надо проверять.

· После горизонтирования вращать теодолит вокруг вертикальной оси и найти такое положение, при котором пузырёк воздуха максимально смещается из центра.

· Половину этого смещения устранить юстировочными винтами уровня, а другую половину – подъёмными винтами при горизонтировании теодолита. Проверку уровня производить в несколько приёмов.

 

Проверка буссоли.

4.1. Проверка буссоли железным предметом:

· Ослабить арретир буссоли и совместить магнитную стрелку с рисками.

· Сбоку к концу стрелки поднести железный предмет и сразу убрать его.

· Исправная магнитная стрелка отклоняется в сторону железного предмета и, немного покачавшись, возвращается на риски.

· Если стрелка долго качается, то она слабо намагничена. Если стрелка не возвращается на риски, значит, износилась игла или подпятник или стрелка имеет наклон и касается буссольной коробки.

4.2. Проверка однообразия показаний буссоли.

· После ориентирования теодолита по буссоли сбить стрелку с рисок и снова совместить стрелку с рисками и отсчитать горизонтальный угол с точностью 0,01о. (Выполнить эту операцию 5 раз).

· Вычислить разность между максимальным и минимальным значениями.

Δα = αmax – αmin     (8)

· Если эта разность больше 0,5°, то такой буссолью пользоваться нельзя, её нужно сдать в ремонт.

Для определения однообразия показаний буссоли можно использовать данные из таблицы 6.

Таблица 6

№ варианта α1,° (угол магнитного склонения) α2 α3 α4 α5
7 6,98 7,03 7,1 6,7
7 7,5 7,25 7,40 7,07
7 6,87 6,9 7,05 7,2
7 7,0 7,4 7,02 6,95

 

Практическая работа №5

Подготовка к выпуску шара-пилота

1.1. Установить теодолит на штативе и провести его горизонтирование, фокусирование, ориентирование (пр. раб. №3).

1.2. Подготовить шаропилотную оболочку. Провести внешний осмотр оболочки, вытряхнуть тальк. (Если необходимо, то взвесить оболочку).

1.3. Наполнить оболочку гелием (или водородом, соблюдая правила техники безопасности) до произвольной (или стандартной) вертикальной скорости.

Сопровождение шара-пилота

4.2. Включить систему визира и направить трубу теодолита в ту сторону, куда полетит шар-пилот.

4.3. Выпустить шар-пилот, включив секундомер.

4.4. Через 10-15 секунд после выпуска шара-пилота с помощью мушки и целика навести теодолит на шар-пилот. (Глаз наблюдателя при этом должен находиться на расстоянии вытянутой руки от мушки и целика).

4.5. Вращая микрометренные винты, удерживать изображение шара вблизи креста нитей в той четверти поля зрения, которая противоположна направлению движения шара.

4.6. По команде "без пяти" привести шар-пилот в крест нитей, а по команде "отсчёт" - отсчитать углы с точностью 0,01°, и записать в КАЭ-1. До трёх минут полёта шара-пилота вертикальный и горизонтальный углы отсчитывать через 0,5 минуты, а затем через 1 минуту.

4.7. Записать в КАЭ-1 время с точностью до 1 секунды, когда шар-пилот при входе в облако начинает туманиться.

4.8. По окончании наблюдений указать время, причину прекращения наблюдений, направление (в румбах), в котором скрылся шар-пилот, количество и формы облачности, скорость и направление ветра, метеорологические явления.

 

Контрольные вопросы:

1. Зачем нужно определять время момента входа шара-пилота в облака?

2. Почему предпочтительнее наполнять шар-пилот до стандартной вертикальной скорости?

3. По каким причинам могут быть прекращены шаропилотные наблюдения?

4. Когда наполняют шар-пилот до произвольной вертикальной скорости?

5. По каким приборам определяют температуру воздуха в различные периоды года?

6. По каким приборам определяют влажность воздуха в различные периоды года?

Отчётный материал: Заполненная книжка КАЭ-1 с координатами шара-пилота и с выводом.

Практическая работа №6

Графический метод обработки

1.1. Записать в книжку КАЭ-1 координаты шара-пилота из таблицы 7 для своего варианта.

Таблица 7

Время, мин.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Горизонт. угол Вертик. угол Горизон т. угол Вертик. угол Горизонт. угол Вертик. угол Горизонт. угол Вертик. угол
0,5 107,7 20,4 124,8 23,1 342,1 33,5 341,3 40,7
1 108,1 20,7 123,0 22,2 349,4 31,8 342,7 38,9
1,5 108,5 22,1 123,6 21,3 350,6 32,5 343,7 37,2
2 109,7 22,2 123,7 21,4 351,7 32,1 346,0 35,9
2,5 110,5 22,6 123,4 21,0 353,2 31,6 347,8 33,9
3 111,0 23,0 123,0 20,6 353,3 31,1 349,0 32,1
4 109,0 24,2 124,0 21,3 355,0 29,3 349,9 31,4
5 107,5 25,5 122,3 21,5 356,5 28,8 350,7 30,8
6         358,5 28,5 352,0 30,1

τтум = 5 мин. 15 сек

τтум = 5мин.30сек.

τтум = 6 мин. 45 сек

τтум =6 мин. 20 сек

 

1.2. Определить высоту шара-пилота (12).

· Вертикальную скорость шара-пилота (W) умножить на время (t) и записать в книжку КАЭ-1 в графу «Высота шара-пилота над поверхностью земли». Например: Стандартная вертикальная скорость шара-пилота 200м/мин. Для времени 0,5 минуты Н=200*0,5=100 метров. Для времени 1 минута Н=200*1=200 метров. И т.д. До 3-х минут высоту определять через 0,5 минуты; с 3-х до 10 минут – каждую минуту, а затем через 2-е минуты.

1.3. На планшет А-30 нанести проекцию шара-пилота по его координатам: вертикальному углу, азимуту, высоте следующим образом

· Рабочий край линейки, проходящий через центр круга, подвести к значению вертикального угла на металлическом круге.

· Вращая подвижный прозрачный круг, под рабочий край линейки подвести значение азимута.

· В месте пересечения рабочего края линейки с кривой (L=H*ctgδ), соответствующей данной высоте шара-пилота, поставить точку проекции и оцифровать временем. Таким образом, на планшет А-30 нанести точки 0,5; 1; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; … До 3-х минут точки проекции нанести через 0,5 минуты, с3-х до 10 минут – каждую минуту, после 10 минут – через 2 минуты.

· Если первые точки проекции невозможно нанести на планшет, то масштаб по высоте нужно увеличить в 2 или 10 раз. Если точки проекции будут выходить за пределы круга, то масштаб по высоте уменьшить в 2 или 10, или 20 раз. При изменении масштаба последнюю точку, нанесенную в прежнем масштабе, обязательно нужно повторить в новом масштабе.

1.4. Определить скорость ветра в атмосфере по проекции шара-пилота.

· Две соседние точки проекции расположить на одной линии масштабной сетки и подсчитать количество клеток в данном отрезке.

·  Если интервал времени между точками проекций составляет 0,5 минуты, то для определения скорости ветра количество клеток надо умножить на 2: 

(14).

· Если интервал времени между точками проекций составляет 1минуту, то скорость ветра равна количеству клеток проекции:

(15).

· Если интервал времени между точками проекций составляет 2 минуты, то скорость ветра равна количеству клеток проекции деленному на 2:

(16).

f – скорость ветра,

L – горизонтальное удаление, которое проходит шар-пилот под действием ветра,

t – интервал времени между точками проекций шара-пилота,

n – количество клеточек в данной проекции,

60 – масштаб одной клетки на местности равен 60 метрам.

При определении скорости ветра следует учитывать масштаб. Если при нанесении проекции шара-пилота масштаб по высоте был увеличен, то количество клеток проекции (n) надо уменьшить в такое же количество раз. Если при нанесении проекции шара-пилота масштаб по высоте был уменьшен, то количество клеток проекции (n) надо увеличить в такое же количество раз. (Например, в проекции между 10 и 12 минутами количество клеток n=22. Масштаб не изменялся. Тогда скорость ветра f= 11м/с).

1.5. Определить направление ветра в атмосфере по проекции шара-пилота. Для этого две соседние точки проекции расположить на одной линии масштабной сетки. Направление ветра в градусах отсчитать по шкале подвижного круга планшета в том месте, где она пересекает диаметр неподвижного круга со стороны меньшей минуты (откуда дует ветер). Значения скорости и направления ветра записать в книжку КАЭ-1.

1.6. Высоту середины слоя над поверхностью земли определить как среднее арифметическое и округлить до 10 метров. Пример приведен в таблице 8 для вертикальной скорости 180 м/мин и высоты теодолита над уровнем моря 200 метров.

Таблица 8

Время, мин Высота шара-пилота над поверхностью земли, м Высота середины слоя над поверхностью земли, м Высота середины слоя над уровнем моря, м
0,5 90 (0+90)/2=45 ≈ 50 250
1 180 (90+180)/2=1350 ≈ 140 340
1,5 270 (180+270)/2=225 ≈ 230 430
2 360 (270+360)/2=315 ≈ 320 520
2,5 450 (360+450)/2=405 ≈ 410 610
3 540 (450+540)/2=495 ≈ 500 700

 

1.7. Высоту середины слоя над уровнем моря определить прибавлением высоты теодолита над уровнем моря к высоте середины слоя над поверхностью земли (табл. 8).

1.8. Определить высоту нижней границы облаков над поверхностью земли. Для этого вертикальную скорость шара-пилота нужно умножить на время, когда шар начинает туманиться при входе в облака.

Нн.г.обл=W*tтум (17)

 

1.9. Определить высоту нижней границы облаков над уровнем моря, прибавив высоту станции над уровнем моря. Например, 1746+200=1946м.

1.10. Определить скорость и направление ветра на стандартных высотах 0,1; 0,2; 0,3; 0,5; 0,6; 0,9км над поверхностью земли и 0,5; 1; 1,5; 2; 3; 4км и т.д. над уровнем моря путем линейной интерполяции данных между соседними серединами слоев, лежащих выше и ниже определенной стандартной высоты. Например, найти направление и скорость ветра на стандартной высоте 0,2км над поверхностью земли, используя данные в таблице 9.

Таблица 9

Высота середины слоя над поверхностью земли, м Направление ветра, ° Скорость ветра, м/с
140 236 12
230 248 8

Если при изменении высоты на 90 метров (230-140=90м) направление ветра изменяется на 12° (248-236=12°), а скорость изменяется на 4м/с (12-8=4м/с), то при изменении высоты на 30метров (находим разность между стандартной высотой и ближайшей высотой середины слоя над поверхностью земли 230-200=30м) направление изменится на , а скорость изменится на . Полученные изменения направления и скорости ветра прибавляют к значениям направления и скорости ветра на ближайшей высоте середины слоя или вычитают в зависимости от хода направлении и скорости ветра в слое. Таким образом, направление ветра на высоте 0,2км будет 248-4=244°, а скорость ветра 8+1,3=9,3м/с≈9м/с.

1.11. Определить скорость и направление ветра на изобарических поверхностях путем линейной интерполяции. Примерные высоты изобарических поверхностей над уровнем моря приведены в таблице 10.

 

Таблица 10


Давление ИП, гПа Высота, км
850 1,5
700 3
500 5,5
400   7
Давление ИП, гПа Высота, км
300 9
250 10,5
200 12
150 13,5
100 16

 

Пример выполнения задания

Высоту нижней границы облаков над поверхностью земли определяют по формуле:

Нн.г.обл=W*tтум 

Например, вертикальная скорость шара-пилота W=180м/мин, а шар начинает туманиться в 9минут 42секунды. Необходимо время перевести в минуты, поделив секунды на 60, будет 9,7минуты. Нн.г.обл=W*tтум=180*9,7=1746метров

 

Контрольные вопросы:

1. Каким образом (по какой формуле) определяют высоту нижней границы облаков?

2. Почему предпочтительнее наполнять шар-пилот до стандартной вертикальной скорости?

3. Дайте определение вертикального угла. На каком круге планшета А-30 нанесены вертикальные углы?

4. По какой формуле строятся котангенсоиды на планшете А-30?

5. Какая информация используется для определения скорости и направления ветра на стандартных высотах над поверхностью земли методом интерполяции?

Отчётный материал: Книжка КАЭ-1 с вычисленными значениями скорости и направления ветра.

 

Практическая работа № 7

Практическая работа №8

Датчик температуры ММТ-1.

Возьмите датчик температуры, изучите его устройство, принцип работы, характеристики, подключение к радиоблоку.

Датчик влажности.

Возьмите датчик влажности, изучите его устройство, принцип работы, характеристики, подключение к радиоблоку.

Радиоблок.

Возьмите радиоблок, изучите его схему и устройство, назначение и принцип работы каждого элемента, характеристики.

Источник питания.

Возьмите источник питания, изучите его устройство, принцип работы, характеристики, подключение к радиоблоку.

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте принцип действия датчика температуры.

2. Что является чувствительным элементом датчика влажности?

3. Каким образом в датчике температуры уменьшается радиационная погрешность?

4. От чего зависят периоды: опорный Топ, температуры Тt, влажности Tu?

5. Чему равна несущая сверхвысокая частота радиозонда МРЗ-3А?

6. Чему равна суперирующая частота радиозонда МРЗ-3А?

 

Отчётный материал: Привести функциональную схему радиозонда, характеристики датчиков и радиоблока, ответы на контрольные вопросы.

Практическая работа №9

Устройство стойки Щ-05м и подготовка ее к работе

Цель работы: Изучить назначение, устройство и регулировки блоков Щ-95, Щ-96, Щ-97 стойки Щ-05м.

Принадлежности: стойка Щ-05м.

 

Порядок выполнения и методические рекомендации

1. Блок Щ-97 (рис. 5).

1.1. Не включая питание стойки, открыть поглощающую камеру блока Щ-97. Посмотреть на дне камеры разъемы для подключения радиозонда (ИСТ. ПИТ, ТД, ДВ, ТГ, ЧМ). Разобраться, для чего нужен каждый разъем.

1.2. На задней стенке камеры посмотреть на приемо-передающую антенну. Уяснить, для чего она предназначена. Закрыть поглощающую камеру и установить все регулировки в начальное положение, согласно техническому описанию.

Блок Щ-96.

2.1. По конспекту и описанию стойки ( Стойка Щ05М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. БЕ2 068 075 ТО) изучить все схемы, контрольно-измерительные приборы и регулировки, входящие в блок Щ-96, и их назначение.

2.2. Установить все регулировки в блоке Щ-96 в начальное положение, согласно техническому описанию.

3. Блок Щ-95.

3.1. По конспекту и описанию стойки ( Стойка Щ05М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. БЕ2 068 075 ТО) изучить все схемы, контрольно-измерительные приборы и регулировки, входящие в блок Щ-95, и их назначение.

3.2. Установить все регулировки в блоке Щ-95 в начальное положение, согласно техническому описанию.

3.3. Включить стойку Щ-05м тумблером ВКЛ. При этом В блоке Щ-95 должны загореться лампочки СЕТЬ и БЛ. ВКЛ.

Рисунок 5. Стойка Щ-05м. Блоки Ш-95, Щ-96, Щ-97.

Контрольные вопросы:

1. Какие сигналы принимает и передает приемо-передающая антенна в блоке Щ-97?

2. Назначение разъема ТГ в блоке Щ-97?

3. Каким прибором измеряется несущая частота радиозонда?

4. О чем говорит максимальное отклонение стрелки прибора «НАСТРОЙКА» в блоке Щ-96?

5. Назначение тумблера ЧМ ВКЛ./ЧМ ВЫКЛ. В блоке Щ-97?

 

Отчётный материал: Перечислить состав и назначение блоков стойки Щ-05м, перечислить назначение разъемов в поглощающей камере, ответ на контрольные вопросы.

 

Практическая работа №10

С помощью стойки Щ-05м

Цель работы: проверить электрические параметры радиозонда и определить его пригодность для ТВЗ атмосферы.

Принадлежности: стойка Щ05м, радиозонд МРЗ-3А.

Порядок выполнения и методические рекомендации

Подключение радиозонда

1.1. Установить радиоблок радиозонда МРЗ-3А (без батареи питания и датчиков) в поглощающую камеру блока Щ-97 стойки Щ05М (рис. 5) и подключить его к соответствующим разъемам:

· Разъем питания радиозонда к разъему ИСТ. ПИТ. блока Щ-97;

· Разъем подключения датчика температуры радиозонда к разъему ТД блока Щ-97;

· Разъем подключения датчика влажности радиозонда к разъему ДВ блока Щ-97;

· Контрольный разъем электронного коммутатора радиозонда к разъему ТГ (тактовый генератор) блока Щ-97;

· Контрольный разъем генератора суперирующих импульсов радиозонда к разъему ЧМ (частотная манипуляция) блока Щ-97. Закрыть поглощающую камеру.

· Датчики температуры и влажности подключить к разъемам ТД и ДВ, находящимся на передней панели блока Щ-97.

1.2. Закрыть поглощающую камеру.

1.3. Включить стойку Щ05М тумблером ВКЛ. в блоке Щ-95. При этом:

· в блоке Щ-95 должны загореться лампочки СЕТЬ и БЛ. ВКЛ.;

·  на цифровом табло КАЧЕСТВО ОТВ. должны появиться цифры 0.00;

·  на экране электронно-лучевого индикатора (ЭЛИ) должна появиться развертка и импульсный сигнал.

1.4. Подать напряжение на радиозонд, установленный в поглощающей камере. При этом:

· установить переключатель АКТ-КОНТР-ВКЛ 1Б25 в блоке Щ-95 в положение ВКЛ 1Б25.

· В блоке Щ-95 переключатель 0.00-1.00-УС-600 установить в положение УС (усиление) для радиозонда МРЗ-3А с частотой суперизации 800 кГц.

· В блоке Щ-96 переключатель РАБ-ВЫКЛ-КАЛИБР установить в положение РАБ (работа).

2. Проверка токов, потребляемых радиозондом по цепям 27В и 9,5В.

Для проверки токов необходимо:

· в блоке Щ-95 переключатель установить в положение 9,5В, по вольтметру измерить напряжение, а по миллиамперметру (прибор ТОК ЦД 4мА – цена деления) измерить ток по цепи 9,5 В. Ток по цепи 9,5В должен быть в пределах: I9,5 = 20 ÷ 37мА;

· в блоке Щ-95 переключатель поставить в положение 27В и снова измерить напряжение и ток. Ток по цепи 27В должен быть в пределах: I27 = 35 ÷ 50мА.

Практическая работа №11

Практическая работа №12

Подготовка радиозонда к выпуску

Цель работы: Приобрести умения по подготовке радиозонда МРЗ-3А к выпуску.

Принадлежности: радиозонд МРЗ-3А.

Порядок выполнения и методические рекомендации

1. Проверка комплектности радиозонда. В комплект радиозонда должны входить:

· датчик температуры;

· датчик влажности;

· радиоблок;

· источник питания;

· этикетки датчика температуры, датчика влажности и радиоблока;

· корпус радиозонда;

· шнур для обвязки радиозонда.

2. Проверка соответствия номеров на этикетках и на датчиках температуры, влажности и на радиоблоке. (Нельзя выпускать радиозонд, если номера не соответствуют).

3. Проверка датчика температуры. Проверить у датчика целостность антирадиационного покрытия и выводов. (Если антирадиационное покрытие хотя бы частично нарушено, то такой датчик нельзя использовать, т.к. он будет иметь большую радиационную погрешность).

4. Проверка датчика влажности. Проверить целостность датчика и выводов.

Подготовка источника питания.

Для подготовки батареи питания 28-МХМ-0,1необходимо:

· вскрыть запаянный футляр, произвести внешний осмотр батареи и убедиться в отсутствии механических повреждений и в надежности пайки выводов. (Если батарея хранилась при температуре ниже 10 ° С, то ее необходимо выдержать при комнатной температуре не менее 1 часа).

· Опустить батарею в воду с температурой 25±10°С на 6 минут, чтобы алигнин впитал воду. При этом батарея должна быть в вертикальном положении вилкой вверх, а толщина слоя воды над батареей была не менее 5см. Для ускорения проникновения воды батарею следует покачивать. (После замачивания 2-3 батарей воду необходимо заменить).

· Вынуть батарею из воды, встряхиванием удалить излишки воды и поместить батарею в 2-а полиэтиленовых чехла.

· Подключить вилку батареи к разъему ПОДКЛ. БАТ. (подключение батареи) блока Щ-95 стойки Щ-05М.

· В блоке Щ-95 переключатель АКТ – КОНТР – ВКЛ 1Б25 (активация – контроль – включить радиозонд) установить в положение АКТ (активация). При этом батарея включается на нагрузочные сопротивления, эквивалентные радиозонду.

· Через 10 минут в блоке Щ-95 переключатель АКТ – КОНТР – ВКЛ 1Б25 (активация – контроль – включить радиозонд) установить в положение Контроль и наблюдать по вольтметру значения напряжения по цепям 27В и 9,5В.

· Формовку батареи прекращать при достижении минимальных значений напряжения 24,4В и 8,6В по цепям питания 27В и 9,5В. Общее время формовки не должно превышать 15 минут.

· После окончания формовки отключить батарею от разъема ПОДКЛ. БАТ. и завязать каждый полиэтиленовый пакет на втулке. (На всех этапах подготовки батареи нельзя допускать короткого замыкания контактов вилки батареи после ее замачивания).

6.   Сборка радиозонда.

При сборке радиозонда изучить схему подключения и руководствоваться следующей инструкцией:

· Открыть крышку кожуха радиозонда, источник питания уложить горизонтально маркировкой вверх и подключить к радиоблоку.

· Подключить к радиоблоку датчики температуры и влажности.

· Закрыть корпус радиозонда крышкой, установить на крышку держатель датчиков, обвязать шнуром длиной 1 метр.

· Вставить датчики температуры и влажности в держатель.

· Поднять радиозонд за концы шнура и уравновесить радиозонд.

Контрольные вопросы:

1. Почему батарею не формуют до номинальных напряжений?

2. От чего зависит радиационная погрешность  датчика температуры?

3. Чему равна отражательная способность датчика температуры ММТ-1?

4. Что значит проградуировать датчик температуры?

5. Как определяется сопротивление датчиков при их градуировании?

 

Отчётный материал: Записать константы датчика температуры (А, B, C), датчика влажности (K, N, M), радиоблока (R01,R 02); привести схему подключения радиозонда и ответы на контрольные вопросы.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.217 с.