Строил ли когда-нибудь Абрахам Маслоу «пирамиду потребностей Маслоу»? — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Строил ли когда-нибудь Абрахам Маслоу «пирамиду потребностей Маслоу»?

2020-04-01 169
Строил ли когда-нибудь Абрахам Маслоу «пирамиду потребностей Маслоу»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Полвека тому назад, в 1954 году, гениальный Абрахам Маслоу показал, что интегративным, системообразующим понятием, «объединяющим» учёных всех направлений, являются базовые потребности, испытываемые любым человеком. Поразительно, что психологи, медики, социологи, экономисты – уже 50 лет (десятки поколений студентов!) изучающие и преподающие молодёжи теорию мотивации человеческой деятельности самого цитируемого в учебниках мираамериканского психолога киевского происхождения, «не заметили» или не поняли страстного призыва всей его монографии к холизму, или интегративному подходу, по-современному.     

Для этого есть основания, которые заложил А. Маслоу в свою теорию:

1. «На основании всего вышеизложенного я со всей прямотой и резкос­тью заявляю, что человека, неудовлетворенного в какой-либо из базовых потребностей, мы должны рассматривать как больного или по меньшей мере «недочеловеченного» человека. Нас ничто не останавливает, когда мы называем больными людей, страдающих от нехватки витаминов и мик­роэлементов. Но кто сказал, что нехватка любви менее пагубна для орга­низма, чем нехватка витаминов? Зная о патогенном влиянии на организм неразделенной любви, кто возьмется обвинить меня в ненаучности на том лишь основании, что я пытаюсь ввести в сферу научного рассмотрения такую «ненаучную» проблему как проблема ценностей? Терапевт, столк­нувшись с цингой или пеллагрой, рассуждает о роли витаминов, с тем же правом психолог говорит о ценностях. Следуя этой аналогии, можно ска­зать, что главной движущей силой здорового человека является потреб­ность в развитии и полной актуализации заложенных в нем способностей. Если человек постоянно ощущает влияние иной потребности, его нельзя считать здоровым человеком. Он болен, и эта болезнь так же серьезна, как нарушение солевого или кальциевого баланса».

2. «Мы никогда не разберемся в человеке, если будем по-прежнему игно­рировать его высшие устремления. Такие термины как «личностный рост», «самоактуализация», «стремление к здоровью», «поиск идентичности и автономии», «потребность в совершенстве» (и другие, обозначающие устрем­ление человека «ввысь») следует принять и широко употреблять уже потому, что они описывают общие, а, быть может, даже универсальные человеческие тенденции».

3. «Я пытаюсь выстроить некую систему сущностных человеческих ценностей, своего рода свод общечеловеческих добродетелей, которые… изначально, по сути своей благие, они исконно желанны и именно поэтому не нуждаются ни в оправданиях, ни в оговорках. Эта иерархия ценностей уходит корнями в саму природу человека. Человек не просто желает их и стремится к ним, они необходимы ему, необходимы для того, чтобы противостоять болезни и психопатологии».

Мы видим выход в данном случае в переходе к ноосферной модели здоровья, которая должна учитывать в равной степени все виды базовых потребностей каждого отдельного человека при приоритетном значении здоровья всей человеческой популяции нынешнего и грядущих поколений.

Теперь второй вопрос, имеющий определяющее значение не только для здоровья, но и огромное гносеологическое самостоятельное значение. Дважды выше мы употребили термин «спираль базовых потребностей», хотя весь научный мир десятки лет пользуется понятием «пирамида потребностей Маслоу». Со всей ответственностью заявляем, что это миф-приписка людей, не сумевших, или не захотевших понять великого психолога ХХ века.

Маслоу в своей книге пишет: «Не могу не упомянуть здесь крайне огорчительный для меня факт, заключающийся в том, что это поистине революционное знание (новое представление о человеке, обществе, природе, ценностях, новое понимание науки, философии и т.п.) до сих пор не попало в поле зрения наших интеллектуалов, а порой сознательно не замечается ими, особенно теми, в чьем ведении находятся средства связи с образованной частью общества и молодежью». Похоже, что неприятности А. Маслоу не закончились в 1970 году, в котором вышло второе издание книги и в котором президент Американской психологической ассоциации закончил свой земной путь. Впоследствии с чьей-то «лёгкой» руки, но не холистичной головы, во всех учебниках психологии появилась «пирамида потребностей Маслоу». Он, конечно, этим сильно прославился, но нам кажется «такая» слава великому гуманисту не пришлась бы по сердцу.

Возможно А. Маслоу сам невольно ввёл в заблуждение не очень внимательных и аналитически-цепких читателей, употребив термины: «иерархическая структура» и «мера жёсткости иерархической структуры». «Иерархия» чисто психологически всегда связана с «возрастающими ступенями». Так и получилось: в качестве образа человеческих устремлений появилась ступенчатая «пирамида» (а фактически треугольник в вертикальной плоскости), разделённая на 5 или 7 ступеней - элементов базовых потребностей.

Возникает законный вопрос: стоит-ли бить в колокола по этому поводу и не всё-ли равно – пирамиду имел в виду Маслоу или не пирамиду, раз уж исторически так сложилось и все к этому привыкли?

Чтоозначает в данном случае и что символизирует (то есть с чем ассоциируется и как отражается в массовом сознании) геометрическая фигура «пирамида»?

Дело в том, что это актуальнейшее до сих пор учение, изложенное на почти 500 страницах, подверглось «свёртке», то есть емкому графическому представлению на одной странице, как это показано на рис. 1.

Рис. 1. Пирамида потребностей «Маслоу». 1-физиологические, 2- в безопасности, 3- в любви и принадлежности, 4 – в самоуважении, 5 – в самоактуализации.

В этом нет ничего плохого. Наоборот. Мы всегда за «свёртку» огромных объёмов информации [рис.1], так как только она позволит «не взорваться» от переполняющей каждого человека информации и только она поможет воспитать интегративное (холистичное) мышление, которого так не хватает человечеству для решения таких многофакторных проблем, как разработка стратегии устойчивого развития (для выхода из глобального экологического кризиса), или здоровье. Но тем большая ответственность в предвидении огромных последствий налагается на это изображение: всем некогда читать почти 500 страниц книги Маслоу – все читают «выжимки» из Маслоу – учебники и видят там треугольник, перечёркнутый пятью-семью горизонтальными линиями, которые полностью перечёркивают, простите за этот невольный каламбур, смысл этого прорывного революционного учения о жизни и поступках каждого из нас. Проверка десятков учебников для психологов, менеджеров показала, что ни один из тысяч студентов университетов(!), судя по формулярам, просмотренным нами, не взял в библиотеках за 5 лет эту книгу ни разу.

Особенно нас возмутило невнятное отношение, о чём заранее сетовал ещё Маслоу при жизни, и изображение «пирамиды Маслоу» в общем-то неплохой книге американских психологов К. Байера и Л. Шейнберга, которая и послужила нам отправной точкой исследования вопроса о «пирамиде».

Но пирамида у всех людей со времён изучения географии, когда даже мышление младшего школьника ещё не сформировано, ассоциируется с египетскими каменными конструкциями, много тысяч лет простоявших неизменными. Поневоле закрадывается убеждение, что теория потребностей и мотивов поступков человека не диалектические законы психологии и законы жизни, которые не обойдёшь и не объедешь, и ими надо практически пользоваться для воспитания своего характера, а – закостенелая теоретическая конструкция.

Можно выделить 7 следующих мыслей А. Маслоу в подтверждение наших слов:

1. «Следует раз и навсегда отказаться от бессмысленных попыток перечис­лить и каталогизировать человеческие потребности и желания».

2. «Сама структура каталога, само присвоение потребностям неких «инвентарных номеров» предполагает их взаимную изолированность, независимость друг от друга».

3. Пирамида создаёт впечатление, что «человек, испытывающий одну из потребностей, не может в то же самое время испытывать другую. Однако, как мы уже говорили, отношения между потребностями не подчинены принципу взаимоисключаемости. Напротив, потребности так тесно переплетены друг с другом, что отделить одну от другой практически невозможно. Например, если вспомнить, что когнитивные способности (перцептивные, интеллектуальные, способность к обучению) не только помогают человеку в адаптации, но и служат удовлетворению его базовых потребностей, то становится ясно, что невозможность реализации этих способностей, любая их депривация или запрет на них автоматически угрожает удовлетворению базовых потребностей. Только согласившись с такой постановкой вопроса, мы сможем приблизиться к пониманию истоков человеческого любопытства, неиссякаемого стремления к познанию, к мудрости, к от­крытию истины, неизбывного рвения в разрешении загадок вечности и бытия. Сокрытие истины, цензура, отсутствие правдивой информации, запрет на коммуникацию угрожают удовлетворению всех базовых потребностей.

4. «У меня складывается впечатление, что совре­менные теории мотивации исходят, как правило, из ошибочной трактовки мотивационного состояния как особого, специфического, обособленного от процессов, происходящих на соматическом и личностном уровнях. А между тем любая претендующая на убедительность теория мотивации должна исходить из противоположного допущения, должна предполагать, что моти­вация непрерывна, бесконечна и изменчива, что она является универсаль­ной характеристикой практически любого организмического состояния».

5. «После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потреб­ность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спиральначинает новый виток».

6. «Вся моя книга представляет собой страстную проповедь холистичного подхода... Трудно что-либо противопоставить холизму (целостности) как основе научного мировоззрения, его полномочия очевидны, а истинность не вызывает сомнений, — в конце концов, космос един и внутренне взаимосвязан, всякое общество едино и внутренне взаимосвязано, всякий человек един и внутренне взаимосвязан и т. д., — однако же, холистичный подход пока почти не находит применения в науке, он до сих пор не используется в том качестве, в котором должен был бы использоваться, а именно как способ мировоззрения. В после­днее время я все больше склоняюсь к мысли о том, что атомистический способ мышления следует рассматривать как мягкую форму психопатологии или, по крайней мере, как одну из составляющих синдрома когнитивной незрелости».

7. «Когда мы говорим об иерархии препотентности, может сложиться впечатление, что речь идет о некой жестко фиксированной структуре потребностей. Боюсь, что наши рассуждения могут подтолкнуть мысль читателя в лож­ном направлении. Может показаться, что иерархия пяти описанных нами групп потребностей обозначает конкретную зависимость — стоит, мол, удовлетворить одну потребность, как тут же ее место занимает другая. Отсюда может последовать следующий ошибочный вывод — возникнове­ние потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей потребности. На самом же деле, почти о любом здоровом представителе нашего общества можно сказать, что он одновременно иудовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Ни одна из упомянутых нами потребностей почти никогда не становится единственным, всепоглощающим мотивом поведения человека практически любой поведенческий акт детерминирован множеством детерминант или множеством мотивов»

Отсюда следуют четыре вывода:

1) «пирамида потребностей» – это пресловутый «25-й кадр» и самая настоящая психологическая диверсия неумеющих мыслить целостно учёных против сознания всего человечества (аналогичная знаменитому мичуринскому призыву);

2) предостережени я А. Маслоу о примитивизации его 100%-но холистичной теории были выполнен ы сточностьюдонаоборот;

3) никогда и никакой пирамиды Абрахам Харольд Маслоу (в отличие от наших финансистов) не только не строил, но и не смог предположить, что это сделают за него другие;

4) речь шла только о спирали. Да другого и не могло быть.

Поэтому мы, полагая что приведённых выше соображений против пирамиды и в пользу спирали вполне достаточно, предлагаем исправить эту трагическую для психики человечества ошибку, построив цилиндрическую спираль базовых потребностей А. Маслоу. Это было бы лучшей благодарностью-памятью гениальному психологу и врачу, учёному-холисту, давшему человечеству практическое руководство для воспитания характера, построения стратегии жизни и соответственно - судьбы.

Построение фигуры не вызывает затруднений, если вспомнить, что спираль (жизни и потребностей) бесконечна, как говорил А. Маслоу, но в разные моменты жизни она индивидуальна (Рис.2).

Рис.2. Спираль базовых потребностей Маслоу – Бусыгина.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1 Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002.

2 П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан Хрестоматия по истории психологии -  М., 1980.

3 Пивоваров, Д.И. Баркан, Л.С. Тарасевич, А.И. Майзел Международный менеджмент. Учебник для вузов. С.Э..- СПб: Питер 2000.

4 Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации че­ловека.—М.: Изд-во МГУ, 1990.

5 д.п.н., проф. Бусыгин А.Г., д.п.н., проф. Бусыгина А.Л. Спираль потребностей как основа теории здоровья здорового человека или строил ли когда-нибудь Абрахам Маслоу «Пирамиду потребностей Маслоу»?- Самара: Изд-во СамГПУ, 2003


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.