Специальность/направление/магистратура — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Специальность/направление/магистратура

2020-04-01 103
Специальность/направление/магистратура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ/НАПРАВЛЕНИЕ/МАГИСТРАТУРА

"Финансы и кредит"

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: "Государственные и муниципальные финансы"

Тема: Инвестиционная активность региона Ямало-Ненецкого Автономного Округа

 

Выполнил: Загреба Е.Н.

Студент 5 курса

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Социально-экономическое положения ЯНАО

Общая характеристика инвестиционных возможностей региона

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

2.1 Анализ и оценка экономического потенциала и инвестиционного климата Ямало-Ненецкого автономного округа

2.2 Цели и задачи инвестиционной политики Ямало-Ненецкого автономного округа

Основные приоритеты инвестиционной политики Ямало-Ненецкого Автономного округа

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА

3.1 Основные мероприятия по реализации Инвестиционной стратегии

Механизмы реализации Инвестиционной стратегии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Основное направление деятельности Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа - это обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения. Решение этой стратегически важной задачи сопряжено со структурной перестройкой экономики Ямало-Ненецкого автономного округа и требует мобилизации значительных инвестиционных ресурсов в условиях благоприятного инвестиционного климата. Инвестиционная активность определяет систему стратегических целей и задач органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности, что необходимо для создания условий по привлечению инвестиций, в первую очередь, в приоритетные направления и отрасли производства и проекты жизнеобеспечения Ямало-Ненецкого автономного округа. Инвестиционная стратегия раскрывает совокупность правовых актов, правил, целей, задач, определяющих процесс привлечения и механизмы реализации инвестиционных ресурсов, направленных на активизацию инвестиционных процессов для решения задач, существенно улучшающих инвестиционный климат на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию инвестиционной деятельности автономного округа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы инвестиционной деятельности.

2. Провести анализ инвестиционной активности ЯНАО.

3. Предложить мероприятия по совершенствованию инвестиционной деятельности ЯНАО. Объект исследования - инвестиционная активность Ямало-Ненецкого Автономного Округа.

 


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

Социально-экономическое положения ЯНАО

 

Ямало-Ненецкий автономный округ занимает 769,3 тыс. кв. км и по площади относится к числу крупнейших субъектов России.

Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Промышленный прогресс последних десятилетий способствовал стремительному росту населения округа. Массовой трудовой миграции не помешали ни критические температуры Крайнего Севера, ни слабая обустроенность новых поселений. За пятьдесят лет численность населения в регионе выросла в 8 с лишним раз, достигнув к 01 июля 2011 года 530,2 тыс. человек (0,38% населения России).

Естественный прирост населения региона формируется в основном за счет преобладания представителей более молодой возрастной структуры. Средний возраст жителей 33 года в последние годы ослабляет тенденцию к "старению" населения. Несмотря на то, что суровые условия Севера малопригодны для жизни пенсионеров, доля людей старше трудоспособного возраста увеличилась с 4,4% в 2000 году до 7,9% в 2009 году. В то же время доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась с 26% в 2000 году до 20,9% в 2009 году.

В национальном составе населения преобладают русские (59,0%). Украинцы составляют 13,1%, татары - 5,5%. Доля ненцев в национальной структуре постоянного населения составляет 5,2%, ханты - 1,6%, селькупов - 0,3%.

В регионе зарегистрировано более 360 общественных объединений. Более половины из них - профсоюзы и спортивные организации, остальные - ветеранские, национальные и молодежные организации. Кроме того, действует 70 религиозных объединений, представляющих православие, ислам, протестантизм и другие вероисповедания.

Из 36 тысяч человек, являющихся представителями коренных малочисленных народов Севера, почти 40% продолжают вести исконный кочевой образ жизни.

Расселение населения в округе характеризуется высокой урбанизацией. Спрос и предложение рынка труда в городской и сельской местности имеют структурный дисбаланс. В городах много рабочих мест - мало трудовых ресурсов, в сельских населенных пунктах наблюдается обратная ситуация. Дополнительной особенностью регионального рынка труда является то, что свыше 15% занятых в экономике округа работают вахтовым методом и проживают за пределами Ямала. В среднем по округу потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, превышает численность безработных граждан более чем в два раза.

Уникальные месторождения углеводородов исторически закрепили за Ямалом роль крупнейшего поставщика углеводородного сырья не только на внутренний рынок, но и на рынки Восточной и Западной Европы. Ежегодно здесь добывается более 80% российского газа, или пятая часть его мирового производства. Ямальская доля извлечения нефти и газового конденсата составляет около 8,0% общероссийской.

По объему промышленного производства на душу населения автономный округ занимает второе место в Уральском федеральном округе и третье место в России. Основу промышленного производства составляет добыча углеводородного сырья - газа, нефти и газового конденсата. На добычу полезных ископаемых приходится более 88% промышленного производства региона.

В целом значительная часть ресурсов, колоссальными запасами которых располагает территория автономного округа, не используется (или используется в недостаточной степени) в экономике региона.

Так, недра Полярного Урала, занимающего западную часть автономного округа, являются явным ресурсом, который позволит нарастить минерально-сырьевой потенциал региона и в перспективе радикально улучшит сырьевую базу промышленности Урала и всей страны, но для их промышленного освоения необходима дополнительная доразведка.

Автономный округ обладает самым большим стадом северных оленей в России и в мире - на 01 января 2011 года его поголовье достигло 660 тысяч голов. При этом оленеводство относится не только к высокоперспективной сельскохозяйственной отрасли региона, но и является этнообразующей, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Аналогичное значение имеет в округе и рыбодобыча. Фактически на Ямале добывается половина российского улова сиговых пород.

Экологически чистые ямальские оленина и рыба уже стали брендами региона, заняли достойное место среди деликатесов как внутри России, так и за рубежом. Дальнейшее развитие оленеводства связано с совершенствованием цикла безотходного производства, а рыбной промышленности - с увеличением объемов вылова и переработки, для чего потребуется решить проблему сохранения водных биоресурсов, наладить воспроизводство сиговых пород, ликвидировать браконьерство, достигшее промышленных масштабов.

Еще одним резервным биологическим ресурсом являются дикоросы. Перспективность создания производства на основе дикорастущих лечебных трав и ягод, обильно произрастающих вблизи многих населенных пунктов, требует организации соответствующей инфраструктуры (сбора, хранения, сбыта) и применения высоких технологий.

Территория автономного округа обладает значительными ресурсами деловой древесины, но становление деревообрабатывающей отрасли сопряжено с высокими расходами уже на стадии заготовки древесины. Вовлечение этого ресурса в хозяйственный оборот требует разработки комплексного проекта, учитывающего выбор оптимальных технологий заготовки и переработки, а также логистику и сбыт готовой продукции.

Таким образом, экономический потенциал развития территории автономного округа значителен, но его вовлечение в экономику региона сдерживается отсутствием единой транспортной системы и современных технологий. При этом в первую очередь востребовано именно развитие транспортной инфраструктуры, поскольку требует значительных ресурсных и временных затрат.

Для транспортировки основной продукции нефтегазового комплекса нефти, газа и газового конденсата принципиальное значение имеет трубопроводный транспорт. В округе действует одна из крупнейших в мире трубопроводных систем по транспортировке газа, но ее изношенность отрицательно сказывается на обеспечении безопасности производственных процессов, а также экологии. Высокая степень износа нефтепроводов, вкупе с их неразвитостью, равно как отсутствие единой системы транспорта газового конденсата, усугубляют системные проблемы отрасли.

Воздушный транспорт составляет основу межмуниципального и межпоселкового транспортного сообщения в округе, а в период распутицы является единственным способом доставки людей и грузов в большинство отдаленных и труднодоступных населенных пунктов. Наземная инфраструктура воздушного транспорта для обеспечения должного уровня безопасности и комфортности предоставляемых услуг также нуждается в обновлении и модернизации.

Существующее социально-экономическое положение автономного округа достаточно стабильно. Внушительный ресурсный и людской потенциал сохранят устойчивость региона даже при инерционном сценарии управления. Тем не менее темпы социально-экономического развития способны вырасти, если стимулировать эффективное использование региональных преимуществ и планомерно заниматься решением проблем, снижающих качество жизни населения в условиях Крайнего Севера.

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне Западно-Сибирской равнины, в центре Крайнего Севера России, и занимает обширную площадь в 769 тыс. кв. км. Более половины автономного округа расположено за Полярным кругом, небольшая часть его территории находится на восточном склоне Уральского хребта. Северная граница округа пролегает по берегу Карского моря и имеет протяженность 5100 км. На западе автономный округ граничит с Архангельской областью и Республикой Коми, на юге - с Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке - с Красноярском краем.

Арктика - та географическая область, которая сообразна Ямало-Ненецкому автономному округу и по масштабу, и по специфике проблем, в решении которых он может участвовать. Необходимо отметить, что сейчас арктический регион является геополитическим пространством с растущим мировым значением. И уже существует целый ряд политических, научных и общественных организаций, ориентированных на обслуживание его интересов. Таким образом, округу необходимо будет действовать в плотном конкурентном окружении и четко определять свою нишу в арктическом пространстве. Грамотное управление процессами устойчивого развития, гарантирующего стабильную привлекательность территории для жизни и инвестиций, создаст благоприятные условия для превращения региона в стратегический форпост Российской Федерации в Арктике.

Формирование инновационного лидерства Ямало-Ненецкого автономного округа в арктическом регионе является неотъемлемой частью инвестиционной политики, так как статус региона-лидера позволит качественно улучшить перспективы его экономического развития за счет открытия новых рынков, участия в новых сферах экономической активности и в целом более эффективного продвижения продукции. Кроме того, эффективное использование бренда региона позволит увеличить уровень добавленной стоимости в производимой в регионе продукции. Через Арктику также проходят кратчайшие морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. Так, при использовании маршрута Роттердам - Йокогама, расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11205 морских миль, что на 66% больше, чем при использовании Северного морского пути, расстояние по которому составляет 8000 морских миль. Анализ потенциальных грузопотоков в акватории Северного морского пути показывает: основными грузообразующими отраслями для морского транспорта являются и будут являться: ТЭК, металлургическая, химическая промышленность, а также потенциальные грузы мировой торговли в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона и в области освоения Арктических месторождений.

Строительство морского порта в районе бывшего поселка Сабетта Ямальского района будет способствовать возрождению Северного морского пути. При этом порт будет предназначен не только для транспортировки сжиженного природного газа и обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути, но и может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте товаров, что окажет положительное влияние на экономику Ямало-Ненецкого автономного округа.

Долгосрочные перспективы развития экономики и приоритеты инвестиционной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках общероссийской системы разделения труда связаны с добычей углеводородного сырья.

При безусловном исполнении своей миссии Ямало-Ненецкий автономный округ обладает значительным потенциалом для развития новых направлений экономической специализации. Диверсификация и модернизация экономики автономного округа может быть обеспечена как посредством дальнейшего развития традиционных отраслей, так и развитием новых сфер экономической деятельности основными из которых являются:

Формирование нового российского центра по производству сжиженного природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения. Он расположен в районе упраздненного поселка Сабетта Ямальского района, находящегося на восточном побережье полуострова Ямал. Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию завода - 2018 год. Для этого потребуется строительство до 20 танкеров ледокольного класса вместимостью 140 - 160 тыс. м3, круглогодичное использование которых должны обеспечить четыре ледокола.

Развитие альтернативной энергетики в децентрализованном секторе энергоснабжения на базе ветродизельных установок средней мощности. Их применение актуально в малых населенных пунктах децентрализованного сектора энергоснабжения, что приведет не только к сокращению потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов и снижению экологической нагрузки, но и экономии средств на завозе топлива. В перспективе предусматривается строительство ветроэлектростанций в 11 сельских населенных пунктах.

Организация на основе факторий и убойных комплексов сети заготовительных пунктов, оснащенных современным морозильным оборудованием. В крупных населенных пунктах предполагается разместить предприятия по консервации пантов.

Планируется ввод в строй линий по обработке и консервации эндокринно-ферментного, пантового сырья и крови оленя.

Дальнейшее развитие получит производство по переработке продукции сельского хозяйства (глубокая переработка оленей, рыбы, дикоросов). Уже строятся пять убойно-холодильных комплексов в Тазовском, Надымском, Приуральском и Ямальском районах.

Кроме того, предполагается расширить использование системы изгородного содержания оленей, которая представляет собой сочетание полууправляемого выпаса оленьих стад внутри изгороди с обязательной подкормкой. При организации правильного выпаса большого стада в изгороди появится возможность качественного проведения ветеринарно-зоотехнических мероприятий, будут достигнуты рациональная эксплуатация огороженных пастбищ, хорошая упитанность животных и резкое сокращение потерь. Изгородное содержание изменит технологический процесс, значительно улучшит условия труда и быта оленеводов.

Организация заводов по искусственному разведению сиговых пород рыб. Соответствующие объекты будут возведены в п. Харп и с. Самбург. Организация бройлерных птицефабрик в районах с круглогодичным железнодорожным сообщением, строительство кролиководческих ферм и тепличных хозяйств на базе систем утилизации тепла, производимого электростанциями и компрессорными станциями по перекачке природного газа. Создание международного туристско-рекреационного Центра (хаба) полярного туризма, который сможет удовлетворить спрос самых требовательных туристов благодаря щедрому разнообразию тематических маршрутов. Им будут предложены культурно-познавательные, экстремальные, приключенческие, этнографические, оздоровительные, охотничьи, рыболовные и спортивные туры.

Внедрение новых технологий, расширение глубокой переработки древесины, производство продукции деревообработки - оконных и дверных блоков, клееной продукции, организацию промышленного производства деревянных каркасно-панельных домов и топливных брикетов. Производство строительных материалов позволит изготавливать блочно-модульные дома для застройки населенных пунктов сельской зоны.

От наличия наземной транспортной сети зависит успешная реализация многих перспективных проектов в регионе. Два опорных района, сформировавшихся параллельно освоению месторождений в 1970 - 1990 годы - западный и восточный, в автономном округе до сих пор не связаны между собой. Основу первого составляет связка Салехард - Лабытнангский промышленно-транспортный узел, где грузы перемещаются с водного транспорта на железнодорожный и обратно. Второй район - восточный, завязан на участок Новый Уренгой - Тюмень и средние по размерам реки Надым, Пур и Таз. Здесь дорожная инфраструктура более развита, чем на западе округа, с выходом к автомагистралям страны.

Расширение железнодорожной сети произойдет до 2020 года благодаря строительству и вводу в эксплуатацию железнодорожной линии Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево и открытию железнодорожного сообщения между с. Новый Порт и д. Лаборовая. Решение поставленных задач и реализация приоритетных инвестиционных проектов невозможно без дальнейшего развития энергетики.

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ/НАПРАВЛЕНИЕ/МАГИСТРАТУРА

"Финансы и кредит"

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: "Государственные и муниципальные финансы"

Тема: Инвестиционная активность региона Ямало-Ненецкого Автономного Округа

 

Выполнил: Загреба Е.Н.

Студент 5 курса

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Социально-экономическое положения ЯНАО

Общая характеристика инвестиционных возможностей региона

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

2.1 Анализ и оценка экономического потенциала и инвестиционного климата Ямало-Ненецкого автономного округа

2.2 Цели и задачи инвестиционной политики Ямало-Ненецкого автономного округа

Основные приоритеты инвестиционной политики Ямало-Ненецкого Автономного округа

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА

3.1 Основные мероприятия по реализации Инвестиционной стратегии

Механизмы реализации Инвестиционной стратегии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Основное направление деятельности Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа - это обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения. Решение этой стратегически важной задачи сопряжено со структурной перестройкой экономики Ямало-Ненецкого автономного округа и требует мобилизации значительных инвестиционных ресурсов в условиях благоприятного инвестиционного климата. Инвестиционная активность определяет систему стратегических целей и задач органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности, что необходимо для создания условий по привлечению инвестиций, в первую очередь, в приоритетные направления и отрасли производства и проекты жизнеобеспечения Ямало-Ненецкого автономного округа. Инвестиционная стратегия раскрывает совокупность правовых актов, правил, целей, задач, определяющих процесс привлечения и механизмы реализации инвестиционных ресурсов, направленных на активизацию инвестиционных процессов для решения задач, существенно улучшающих инвестиционный климат на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию инвестиционной деятельности автономного округа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы инвестиционной деятельности.

2. Провести анализ инвестиционной активности ЯНАО.

3. Предложить мероприятия по совершенствованию инвестиционной деятельности ЯНАО. Объект исследования - инвестиционная активность Ямало-Ненецкого Автономного Округа.

 


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

Социально-экономическое положения ЯНАО

 

Ямало-Ненецкий автономный округ занимает 769,3 тыс. кв. км и по площади относится к числу крупнейших субъектов России.

Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Промышленный прогресс последних десятилетий способствовал стремительному росту населения округа. Массовой трудовой миграции не помешали ни критические температуры Крайнего Севера, ни слабая обустроенность новых поселений. За пятьдесят лет численность населения в регионе выросла в 8 с лишним раз, достигнув к 01 июля 2011 года 530,2 тыс. человек (0,38% населения России).

Естественный прирост населения региона формируется в основном за счет преобладания представителей более молодой возрастной структуры. Средний возраст жителей 33 года в последние годы ослабляет тенденцию к "старению" населения. Несмотря на то, что суровые условия Севера малопригодны для жизни пенсионеров, доля людей старше трудоспособного возраста увеличилась с 4,4% в 2000 году до 7,9% в 2009 году. В то же время доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась с 26% в 2000 году до 20,9% в 2009 году.

В национальном составе населения преобладают русские (59,0%). Украинцы составляют 13,1%, татары - 5,5%. Доля ненцев в национальной структуре постоянного населения составляет 5,2%, ханты - 1,6%, селькупов - 0,3%.

В регионе зарегистрировано более 360 общественных объединений. Более половины из них - профсоюзы и спортивные организации, остальные - ветеранские, национальные и молодежные организации. Кроме того, действует 70 религиозных объединений, представляющих православие, ислам, протестантизм и другие вероисповедания.

Из 36 тысяч человек, являющихся представителями коренных малочисленных народов Севера, почти 40% продолжают вести исконный кочевой образ жизни.

Расселение населения в округе характеризуется высокой урбанизацией. Спрос и предложение рынка труда в городской и сельской местности имеют структурный дисбаланс. В городах много рабочих мест - мало трудовых ресурсов, в сельских населенных пунктах наблюдается обратная ситуация. Дополнительной особенностью регионального рынка труда является то, что свыше 15% занятых в экономике округа работают вахтовым методом и проживают за пределами Ямала. В среднем по округу потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, превышает численность безработных граждан более чем в два раза.

Уникальные месторождения углеводородов исторически закрепили за Ямалом роль крупнейшего поставщика углеводородного сырья не только на внутренний рынок, но и на рынки Восточной и Западной Европы. Ежегодно здесь добывается более 80% российского газа, или пятая часть его мирового производства. Ямальская доля извлечения нефти и газового конденсата составляет около 8,0% общероссийской.

По объему промышленного производства на душу населения автономный округ занимает второе место в Уральском федеральном округе и третье место в России. Основу промышленного производства составляет добыча углеводородного сырья - газа, нефти и газового конденсата. На добычу полезных ископаемых приходится более 88% промышленного производства региона.

В целом значительная часть ресурсов, колоссальными запасами которых располагает территория автономного округа, не используется (или используется в недостаточной степени) в экономике региона.

Так, недра Полярного Урала, занимающего западную часть автономного округа, являются явным ресурсом, который позволит нарастить минерально-сырьевой потенциал региона и в перспективе радикально улучшит сырьевую базу промышленности Урала и всей страны, но для их промышленного освоения необходима дополнительная доразведка.

Автономный округ обладает самым большим стадом северных оленей в России и в мире - на 01 января 2011 года его поголовье достигло 660 тысяч голов. При этом оленеводство относится не только к высокоперспективной сельскохозяйственной отрасли региона, но и является этнообразующей, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Аналогичное значение имеет в округе и рыбодобыча. Фактически на Ямале добывается половина российского улова сиговых пород.

Экологически чистые ямальские оленина и рыба уже стали брендами региона, заняли достойное место среди деликатесов как внутри России, так и за рубежом. Дальнейшее развитие оленеводства связано с совершенствованием цикла безотходного производства, а рыбной промышленности - с увеличением объемов вылова и переработки, для чего потребуется решить проблему сохранения водных биоресурсов, наладить воспроизводство сиговых пород, ликвидировать браконьерство, достигшее промышленных масштабов.

Еще одним резервным биологическим ресурсом являются дикоросы. Перспективность создания производства на основе дикорастущих лечебных трав и ягод, обильно произрастающих вблизи многих населенных пунктов, требует организации соответствующей инфраструктуры (сбора, хранения, сбыта) и применения высоких технологий.

Территория автономного округа обладает значительными ресурсами деловой древесины, но становление деревообрабатывающей отрасли сопряжено с высокими расходами уже на стадии заготовки древесины. Вовлечение этого ресурса в хозяйственный оборот требует разработки комплексного проекта, учитывающего выбор оптимальных технологий заготовки и переработки, а также логистику и сбыт готовой продукции.

Таким образом, экономический потенциал развития территории автономного округа значителен, но его вовлечение в экономику региона сдерживается отсутствием единой транспортной системы и современных технологий. При этом в первую очередь востребовано именно развитие транспортной инфраструктуры, поскольку требует значительных ресурсных и временных затрат.

Для транспортировки основной продукции нефтегазового комплекса нефти, газа и газового конденсата принципиальное значение имеет трубопроводный транспорт. В округе действует одна из крупнейших в мире трубопроводных систем по транспортировке газа, но ее изношенность отрицательно сказывается на обеспечении безопасности производственных процессов, а также экологии. Высокая степень износа нефтепроводов, вкупе с их неразвитостью, равно как отсутствие единой системы транспорта газового конденсата, усугубляют системные проблемы отрасли.

Воздушный транспорт составляет основу межмуниципального и межпоселкового транспортного сообщения в округе, а в период распутицы является единственным способом доставки людей и грузов в большинство отдаленных и труднодоступных населенных пунктов. Наземная инфраструктура воздушного транспорта для обеспечения должного уровня безопасности и комфортности предоставляемых услуг также нуждается в обновлении и модернизации.

Существующее социально-экономическое положение автономного округа достаточно стабильно. Внушительный ресурсный и людской потенциал сохранят устойчивость региона даже при инерционном сценарии управления. Тем не менее темпы социально-экономического развития способны вырасти, если стимулировать эффективное использование региональных преимуществ и планомерно заниматься решением проблем, снижающих качество жизни населения в условиях Крайнего Севера.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.