Основные этапы становления фашизма в Италии — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Основные этапы становления фашизма в Италии

2020-04-01 250
Основные этапы становления фашизма в Италии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Приход фашистов к власти был формально осуществлен законным путем, хотя и под давлением силы. Муссолини сформировал коалиционное правительство, в котором ключевые посты были заняты фашистами.

ноября 1922 г. на заседании парламента правительство получило вотум доверия - 306 голосов против 102 (социалисты, коммунисты, республиканцы). Таким образом, основы старой государственной системы были сохранены, при этом в методы государственного управления внесли изменения. Создание правительства, фактически (не юридически), вставшего над парламентом стало первым, но не единственным изменением такого рода. Фашистские организации контролировали местные органы управления. При префектах появились политические уполномоченные, осуществлявшие «политический надзор». Также к руководителям важнейших государственных учреждений приставляются фашистские уполномоченные.

Сами фашисты первый период своей власти определяли как диктатуру фашистского правительства над старым либеральным государством. Было создано два новых института, служившие гарантией диктатуры: Большой Фашистский Совет (БФС) и Добровольная милиция национальной безопасности (ДМНБ). Совет фактически контролировал все декреты и законопроекты перед внесением их в парламент. Контролировал и правительство через своих членов, состоявших в правительстве. Председателем БФС стал Муссолини. Благодаря ДМНБ Муссолини получил возможность легко контролировать политическую ситуацию внутри страны. Эта организация обладала более широкими возможностями, чем ограниченная формальной законностью полиция.

В марте 1923 г. был издан декрет, допускавший часы сверхурочной работы (2 часа) по взаимному соглашению между рабочими и предпринимателями. На практике это означало ликвидацию восьмичасового рабочего дня. Подобные мероприятия вызывали недовольства среди рабочих. В ответ фашисты ссылались на общие национальные интересы, требовали от рабочих самоограничения в интересах национального производства, отстающего от производства других стран. Но во имя этих же интересов фашисты выступали за неограниченное накопление и обогащение собственников.

Значительная часть рабочего класса продолжала борьбу против фашизма и после его прихода к власти. Однако эффективность борьбы значительно снижалась из-за разногласий между политическими партиями рабочего класса, которых после нового раскола социалистической партии в октябре 1922 г. стало уже три: коммунистическая, социалистическая (максималисты) и унитарная социалистическая (реформисты). К единству на базе широкой антифашистской программы не были готовы ни коммунисты, ни социалисты.

Было бы неверно говорить, что в политических кругах либеральной и демократической буржуазии фашизм был единогласно принят. И здесь было недовольство, а иногда и сильное. Но, как правило, оно сводилось к отказу отдельных политических деятелей сотрудничать с фашистами, как это было с бывшим премьер-министром Ф. Нитти. Вот что он писал по поводу своей позиции против фашизма в одном из частных писем (апрель, 1923 г.): «Необходимо, чтобы фашистский эксперимент совершался без помех: никакой оппозиции с нашей стороны. Я не могу примкнуть к нему, но я не хочу и противодействовать ему. Я более чем когда-либо убежден, что вне моей программы нет спасения; но, оставаясь при этом убеждении, скрашивающем мое одиночество, я не хочу больше ничего предпринимать».

В июле 1923 г. представители либерально-демократических групп одобрили в парламенте законопроект Ачербо о реформе избирательной системы, по которому партия или блок партий, собравшие на выборах ¼ голосов избирателей, получали 2/3 в парламенте. А оставшаяся треть парламентских мест должна была распределяться между другими партиями пропорционально числу выигранных голосов.

Этому голосованию предшествовала широкая компания запугивания и угроз, предпринятая фашистами. Ее жертвой стал лидер католической Народной партии дон Стурцо. Под давлением Ватикана, желавшего избежать осложнений с новой властью, дон Стурцо был вынужден подать в отставку, и это было победой правого крыла в руководстве наиболее массовой буржуазной партии в Италии. Новое ее руководство призвало своих депутатов воздержаться от голосования, а часть даже голосовала за принятие законопроекта. Принимая во внимание число депутатов Народной партии в парламенте, можно смело сказать, что именно благодаря ее позиции, фашисты добились утверждения реформы избирательной системы.

На выборах 5 апреля 1924 г. фашисты вместе с либералами, выступавшими общим списком с ними, получили почти 2/3 всех мест и теперь бесспорно господствовали в парламенте. Впрочем, этот успех на выборах был достигнут, прежде всего, с помощью террора и запугивания, особенно на Юге. Дубинкой и касторкой фашисты компенсировали недостаток своей власти в этой части страны. Успеху фашистов благоприятствовали такие факторы, как раздробленность и взаимное соперничество оппозиций, огромная денежная сумма в 25 млн. лир, полученная фашистами от Всеобщей конфедерации промышленности на проведение избирательной компании.

Но, не смотря на это, довольно много голосов получила оппозиция - социалисты, Народная партия и даже коммунисты. В этих условиях фашисты совершили ошибку, попытавшись одним ударом разрубить гордиев узел политических отношений, ошибку, повлекшую за собой серьезнейший кризис партии. "Партии нового типа" обычно не брезгуют откровенно бандитскими методами политической борьбы, обычно это действует весьма успешно, шокируя оппонентов, но на сей раз, мафиозные методы фашистов обернулись против них самих.

Один из лидеров оппозиции, особенно часто донимавший дуче в парламенте - Джакомо Маттеотти - был похищен и убит фашистами. Депутат-социалист Маттеотти исчез 10 июня 1924 г., через несколько дней после его выступления в парламенте с обличительной антифашистской речью. Ни у кого не было сомнений, что это дело рук фашистов.

Представители оппозиции - Народная партия, группа республиканцев, либералов и демократов, собравшись на совместное совещание, решили отказаться от участия в парламентских заседаниях. Это было началом Авентийской оппозиции (по одной из версий, именно на Авентинский холм удалились римские плебеи во время борьбы с патрициями, что принесло первым победу). Массовый выход их партии заставил Муссолини прервать работу парламентской сессии. Правительство было в растерянности, Муссолини заявил о намерении пресечь террор. Авентийским блоком была принята декларация о том, что все оппозиционные партии не будут учувствовать в работе парламента, пока не будет упразднена фашистская милиция и восстановлена законность. Параллельно начав широкую антифашистскую пропаганду, надеясь на крах фашистских организаций из-за внутренних противоречий и утраты авторитета.

Однако, довольно пассивная тактика Авентинского блока, непримиримая вражда внутри антифашистского лагеря (коммунисты так и не вошли в блок), а главное - продолжавшийся несмотря ни на что рост влияния сторонников дуче, позволили ему реанимировать и усилить свою власть.

января 1925 г. Муссолини выступил в парламенте с речью, в которой заявил о том, что борьба между правительством и оппозицией будет разрешена силой: "Мы хотим фашизировать нацию. Должны быть итальянцы эпохи фашизма, как были, например, итальянцы эпохи Возрождения". Более конкретная программа заключалась в намерении обуздать всяческую оппозицию и восстановить Римскую империю: "Для фашизма стремление к империи, то есть к национальному распространению, является жизненным проявлением. Обратное, то есть сидение дома - есть признак упадка. Народы, возвышающиеся и возрождающиеся, являются империалистами". Именно в этом духе и строилась дальнейшая политика фашистов.

Была объявлена так называемая вторая волна фашизма. Уже с октября 1924 г. в Италии фашистами была создана специальная комиссия «для изучения возможности проведения конституционной реформы, соответствующей требованиям времени». Декретом председателя совета министров от 31 января 1925 г. эта комиссия была преобразована в правительственную комиссию в составе 18 человек. Ее так и назвали «Комиссия 18-ти». Председателем комиссии был назначен Джованни Джентиле. Главной задачей комиссии было изучение проблем, связанных с отношением между государством и обществом и установлением примата первого над вторым.

В мае 1925 г. начались первые преобразования итальянского государства. Через парламент был проведен закон против тайных обществ, который предусматривал юридический запрет всех тайных обществ. Формально он был направлен против масонства.

Следующий шаг - законопроект о правомочиях главы правительства, первого министра, государственного секретаря. По этому закону премьер назначается королем и является ответственным только перед ним, а не перед парламентом. Более того, от него зависит порядок работы парламента. Министры, государственные секретари назначаются и отзываются королем по предложению главы правительства, первого министра.

Вслед за этим был принят закон «О праве исполнительной власти издавать юридические нормы» (от 31 января 1926 г.). Этот закон положил конец формальному разделению власти. Фактически законодательная власть была передана правительству. Тем самым фашизм добился своей цели: освободить правительство от зависимости парламента и сделать его центральным органом.

Далее следует серия декретов и законов, названных «мероприятиями по защите государства». Первым из этой серии стал декрет от 24 декабря 1925 г. о чистке государственного аппарата от «ненационально мыслящих элементов».

декабря 1925 г. был издан закон о праве префектов запретить выпуск «опасных для общественного спокойствия газет». «Закон о печати является важнейшим и актуальнейшим из фашистских законов. Свобода печати кончилась тем, что выродилась в анархический произвол…Всякая индивидуальная свобода имеет значение и цену, поскольку она протекает в рамках государства и дисциплинируется им. В соответствии с фашистской концепцией также и печать должна быть подчинена дисциплине государства».

января 1926 г. был издан декрет о лишении итальянского гражданства политических эмигрантов.

Проведена реорганизация местных органов государственной власти. Законом от 4 февраля 1926 г. вместо выборных муниципалитетов вводился институт «подеста» (старшин), назначаемых королевским декретом сроком на пять лет.

Закон от 3 апреля 1926 г. «О правовой организации коллективных трудовых отношений». Признание со стороны государства получали профсоюзные организации предпринимателей или рабочих, которые отвечали следующим трем требованиям: 1) объединяющие в своих рядах не менее 10 % лиц данной профессиональной категории, 2) способствующие не только охране экономических интересов своих членов, но и их «моральному и патриотическому воспитанию», 3) имеющие руководителей с соответствующими «моральными и патриотическими устоями». Юридическое признание со стороны государства могла получить только одна профсоюзная организация для предпринимателей или рабочих в каждой профессиональной категории. Естественно, что в качестве единственных признаваемых государством профсоюзов должны были выступать фашистские профсоюзы. Закон запрещал забастовки со стороны рабочих, все трудовые конфликты подлежали принудительному разбору в суде.

Хотя права «непризнанных» профсоюзов после принятия закона сводились на нет, они все же продолжали существовать номинально. После апреля 1926 г. их деятельность не была отмечена ни одной сколько-нибудь заслуживающей внимания инициативой.

октября 1926 г. во время празднования годовщины прихода фашистов к власти было совершено четвертое за год покушение на Муссолини. Как и три предыдущих, оно было неудачным: человек, стрелявший в Муссолини, был убит на месте. Новое покушение стало предлогом для массовых репрессий, и они не замедлили последовать.

ноября Муссолини принял отставку министра внутренних дел Федерцони, сам заменив его на этом посту. Вслед за этим проведена серия мероприятий по ликвидации остатков демократии. Был издан закон о роспуске всех «антинациональных» партий, чем формально был завершен переход к однопартийной системе. Все авентийцы лишились депутатских мандатов. Антифашистская печать была запрещена. Было объявлено о введении смертной казни «за покушение на жизнь, неприкосновенность и свободу короля, королевы или главы правительства». Наконец, был учрежден Особый трибунал по защите государства.

Карательные законы, изданные фашистским правительством в ноябре 1926 г. были названы «чрезвычайными», так как они были введены сроком лишь на пять лет. Однако срок их действия постоянно возобновлялся, и они сохранили силу до конца фашистского режима. В числе первых арестованных в ноябре 1926 г. был руководитель коммунистической партии Антонио Грамши. Многие антифашисты почти сразу эмигрировали заграницу, в основном во Францию. Из всех оппозиционных партий только коммунисты сохранили свой подпольный центр в Италии.

Следующим важным этапом было опубликование 24 апреля 1927 г. «Хартии труда». Этот акт исходил от Большого фашистского совета - высший орган фашистской власти, который, однако, формально не обладал законодательной властью. Поэтому «Хартия труда» не стала законом, но она стала основой, на которой впоследствии был разработан ряд законодательных актов.

«Хартия труда» состояла из двух основных разделов: «Корпоративное государство и его организация» и «Коллективный трудовой договор - гарантия труда». Стать I Хартии гласила: «Итальянская нация является организмом, цели, жизнь и средства которого превышают силой и длительностью цели, жизнь и средства действия составляющих этот организм отдельных лиц и групп их. Она представляет моральное, политическое и экономическое единство и целиком осуществляется в фашистском государстве». Данная статья являлась общим исходным пунктом идеологии фашистского тоталитарного государства.

Процесс превращения фашистского государства в тоталитарное, конкретизировался в Хартии расширением государственного вмешательства в сферу производства. В специальной статье уточнялись формы государственного вмешательства в эту сферу: «Вмешательство государства в производство может иметь место лишь тогда, когда отсутствует частная инициатива или когда она является недостаточной, или когда в этом замешаны политические интересы государства. Вмешательство его может принять форму контроля, поощрения или непосредственного управления».

Таким образом, принцип частной собственности оставался незыблемым, и это важно иметь ввиду при характеристике фашистской системы в целом, которую сами фашисты пытались изобразить чуть ли не как новое слово в развитии человеческой цивилизации.

В основе «нового фашистского государства» должны были лежать корпорации, объединяющие предпринимателей и рабочих по отраслям производства. Однако на пути к созданию корпораций было много трудностей. Сопротивление оказывали как рабочие, так и предприниматели. Предприниматели были недовольны теми разделами Хартии труда, в которых оговаривались некоторые гарантии для рабочих: принцип оплаты труда, право на ежегодный оплачиваемый отпуск, о компенсации для уволенных не по вине рабочих и др. Эти весьма скромные и чисто декларативные обещания вызвали недовольство предпринимателей. Могло создаться впечатление о серьезных противоречиях между буржуазией, как классом, и фашизмом, как государственной властью. Фашистская пропаганда старательно работала в этом направлении, насаждая тезис о «надклассовом» характере фашистского государства. Такого рода пропаганда особенно усилилась в период экономического кризиса, поразившего Италию в 1927 г.

В мае 1928 г. парламентом был принят закон «О реформе политического представительства», согласно которому право выдвижения кандидатов принадлежит прежде всего «признанным законом профсоюзам», а также «признанным законом юридическим лицам и ассоциациям, существующим де-факто при условии, что они имеют национальное значение или преследуют цели культуры, воспитания, взаимопомощи и пропаганды».

Выдвижение кандидатов «признанными законом организациями» было первой ступенью новой избирательной системы. Кандидатов в депутаты выдвигалось вдвое больше числа установленных мест в парламенте (800 кандидатов на 400 мест). Вторая ступень - отбор кандидатов для голосования: «БФС составляет списки депутатов, выбирая их по своему усмотрению из числа кандидатов, а также вне его, если это требуется необходимостью включить в список лиц, получивших известность в области наук, литературы, искусств, политики или военного дела, не попавших в число кандидатов». Другими словами, депутаты парламента назначались фашистской партией в лице БФС.

Существовала также третья ступень прохождения депутатов - всеобщее голосование по списку, утвержденному БФС. Но эта ступень создавала только иллюзию привлечения всего народа к решению вопроса о составе парламента.

В плане вопроса о сращивании государственного и партийного аппаратов в Италии обращает на себя внимание тот факт, что в новом законе право окончательного составления списка депутатов было предоставлено БФС, который формально не был ни правительственным, ни государственным органом.

Возникшие несоответствия устранили законом «О строении и правомочиях Большого фашистского совета», принятым в декабре 1928 г. Это один из важнейших законодательных актов фашизма, окончательно завершивший и закрепивший процесс огосударствления фашистской партии.

Фашистская партия превращалась в «организацию общественного характера, используемую фашистским правительством для конституционных и административных целей». Теперь в статье 1 нового закона о БФС указывалось: «Большой фашистский совет является верховным органом, согласовывающим и сосредоточивающим в себе всю активность режима, вышедшего из октябрьской революции октября 1922 г.

Он осуществляет законодательную функцию в установленных законом случаях и должен давать заключения по всяким другим вопросам - политическим, экономическим и социальным - государственной важности, по которым его запросит глава правительства».

Таким образом, новый закон подтверждал и стимулировал процесс сращивания государственного и партийного аппарата в фашистской Италии. Роль партии в Италии сводилась к «простому орудию государства, необходимому для ведения националистической пропаганды», для идеологического приобщения к государству широких слоев итальянского населения.

В 1929 г. Муссолини подписывает с римским папой «Латерантский конкордат» - соглашение о взаимном признании Ватикана и Италии суверенными государствами. Церковь сохраняет влияние на область семейного законодательства и школьное образование, а итальянское правительство выплачивает папе римскому крупные денежные суммы (в качестве компенсации за отказ от притязаний на Рим).

В целом корпоративное строительство отмечено следующими событиями: основание национальных синдикалистских корпораций (1922); принятие Хартии труда (1927); утверждение закона о корпорациях (1934); учреждение палаты фаши и корпораций (1939). 29 октября 1922 г. после принятия декрет о регистрации фашистских профессиональных организаций, начался долгий путь государственного корпоративизма, который сопровождался усилением позиций работодателей и практической ликвидацией классовых политических и профессиональных организаций трудящихся. Фашистские же профсоюзы осуществляли политику «классового сотрудничества».

Структура фашистской партии основывалась на полном подчинении и народа. Было создано большое количество организаций разной направленности: профсоюзные, студенческие, молодежные, спортивные, женские. Они проникали во все слои населения с целью окончательной фашизации общества. Идеологи фашизма использовали методы массового психоза, когда толпа больше не имела способность думать самостоятельно, а слепо верила в великого Дуче. Внешнеполитические планы фашистской партии носили не менее агрессивный характер, активизировалась военная подготовка к созданию империи.

 



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.