Глава I. АТЭС. История создания, характер деятельности. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава I. АТЭС. История создания, характер деятельности.

2020-04-01 626
Глава I. АТЭС. История создания, характер деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Понятие "Азиатско-тихоокеанский регион" - сравнительно новое в нашем политическом лексиконе. В АТР входят страны зарубежной Восточной и Юго-Восточной Азии, географически тяготеющие к Тихому океану. Наряду с ними в АТР включают и ряд государств двух других континентов - Австралию вместе с Новой Зеландией и островными мини-государствами тихоокеанского Юга, западное побережье Соединенных Штатов Америки и Канады. Гораздо реже как о части АТР говорят о тихоокеанских странах Латинской Америки, хотя там со все большим интересом присматриваются к тем процессам, которые происходят на западе Тихого океана.

Из этого перечня видно, что границы АТР во многом условны и вызывают споры. Этот регион как определенная политическая и экономическая общность находится в процессе становления. Его формирование еще далекой до своего завершения.                                               

В самом деле, с первого взгляда то, что называется АТР, поражает исключительным многообразием составляющих его государств. Они резко отличаются друг от друга своими географическими условиями, культурно-историческими традициями, уровнем экономического развития, социально-политическим строем. Между ними, казалось бы, гораздо больше различий нежели общего. Легко говорить о регионе применительно к странам Западной Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока. Здесь налицо географическая компактность и общее культурно-историческое наследие, зачастую выраженное в преобладающем языке, религии, этническом составе населения, в тесных политических и экономических связях.

Всего этого нет в АТР. Громадные расстояния отделяют тут многие страны друг от друга. Очень разнятся исторические судьбы, скажем, так государств Дальнего Востока, как Китай, Япония, Корея, сложившихся в глубокой древности под сильным воздействием конфунцианской религиозно-культурной традиции, и так называемых "белых доминионов" Англии - Австралии, Новой Зеландии, Канады, заселенных преимущественно выходцами с Британских островов. Вместе с США и Японией они относятся к числу промышленно развитых государств региона. Наряду с ними здесь насчитывается более двух десятков развивающихся стран, начиная с таких гигантов, как Индия, Индонезия, и кончая крошечными мини-государствами тихоокеанского Юга с населением всего в несколько десятков тысяч человек.

Своеобразие АТР состоит и в том, что практически только здесь, сохранились коммунистические режимы и коммунистическая идеология (KНР, КНДР). И хотя государства АТР избежали эскалации национализма, характерной для некоторых других частей мира, налицо серьезные территориальные споры между некоторыми из них (Япония - Россия - конфликтная зона в Южно-Китайском море).[1]      

Что же объединяет эти столь несхожие между собой народы и государства в один регион? Прежде всего, то, что еще в первое десятилетие XX в. несмотря на рост экономической и военной мощи новых тихоокеанских держав - США и Японии, - этот район земного шара продолжал представлять из себя колониальную периферию европейских метрополий.

В середине 90-х годов на долю АТР приходилось свыше 60% про­мышленного производства капиталистического мира, почти половина миро­вой торговли[2]. Концентрация внешнеторговых потоков в регионе привела к тому, что за последние 12 лет внутрирегиональные обмены возросли с 55 до 65 % всей внешней торговли стран региона. Между тем в Европейском со­обществе этот показатель не превышает 61%)[3]. Здесь производится 67% ав­томобилей, 77% телевизоров и радиоприемников, 50% алюминия, 54% стали, две трети судов и синтетических волокон.

В течение последних 30 лет в АТР идет интенсивный процесс формирования нового центра мировой экономики. Именно здесь произошло большинство "экономических чудес" современности и зафикси­рованы рекордные, самые высокие в мире (в отдельных странах двузначные -10-13%) темпы экономического роста, по которым АТР в целом опережает практически все остальные районы земного шара.

Наибольшим динамизмом развития отличаются 15 стран АТР, которые особенно активно включились в региональное экономическое сотрудничество. Сюда входят "старые" промышленно развитые капиталистические государства (Тихоокеанские штаты США, Австралия, Новая Зеландия и Япония), четыре так называемые новые индустриальные страны (НИС) Восточной Азии (Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур), пять развивающихся стран Юго-Восточной Азии из группировки АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины), Папуа - Новая Гвинея, а также Китай. Уже к началу 80-х годов на их долю приходилась четверть всей производимой в мире продукции.   

Экономический динамизм региона в решающей степени и явился результатом выхода ведущих стран АТР на лидирующие позиции в наиболее перспективных направлениях НТП - в области электроники, производства микропроцессоров, промышленных роботов, разработки новых источников энергии и освоения богатств мирового океана, аэрокосмической технологий и т.д. Нельзя не учитывать и такой факт, как наличие огромных глобальный запасов полезных ископаемых и стратегического сырья в АТР: более 50% урана, 90% - олова, 80% натурального каучука, 40% - никеля, кобальта, цинка.     

Самую надежную основу для упрочения мира и добрососедства создают торгово-экономические связи. В настоящее время во внешнеполитической деятельности республики все большее значение придается расширение торгово-эхономического сотрудничества со странами АТР.


История создания АТЭС

 

Региональный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона в современных условиях — наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному экономическому росту азиатских новых индустриальных стран (НИС). Различия в уровне развития и международной специализации обусловливают взаимодополняемость экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и инвестиционной активности.

В 1989 г. была образована организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Несмотря на некоторую противоречивость и несмолкающие споры об эффективности АТЭС, это одна из самых влиятельных региональных организаций в мире. Ее главная долгосрочная цель — углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом взаимодействии.

На протяжении всего ХХ в. Тихий океан был ареной политической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось 70-летнее противостояние капиталистической и социалистической систем (в основном СССР и США), здесь во второй половине столетия происходил экономический взлет Японии, новых индустриальных стран и Китая.

Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго и трудно: предлагались различные варианты ее осуществления, разнящиеся как по составу участников, так и по целям. США ставили во главу угла военно-политические интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО; Япония разрабатывала идею организации на экономических основах. Тихоокеанское объединение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского кольца — вот некоторые предполагавшиеся названия организации. В 1967 г. был образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна (Pacific Basin Economic Council), в 1968 г. проведена первая Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference), в 1980 г. учрежден Тихоокеанский совет экономического сотрудничества (Pacific Economic Cooperation Council).

Однако ни одна из этих организаций не выполняла функций координирующей региональной экономической структуры. В 1989 г. по инициативе Австралии и при поддержке ведущих экономических держав региона была создана качественно новая организация, сумевшая путем синтеза разнообразных концепций сформулировать конкретные задачи и направления работ объединения — форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asia-Pacific Economic Cooperation — APEC; соответствующая русская аббревиатура — АТЭС).

Организация была основана как форум для обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений работы — проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в Тихоокеанском бассейне.

При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и 6 стран Юго-Восточной Азии — Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), ныне участниками форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 г. присоединились Сянган (Гонконг)1, КНР и о. Тайвань2, в 1993 г. — Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994 г. — Чили, в 1998 г. — Вьетнам, Россия и Перу. Столь быстрое расширение привело к объявлению организацией 10-летнего (до 2008 г.) моратория на прием новых членов, несмотря на то, что Индия, Монголия и несколько других стран Азии, а также Латинской Америки выразили желание влиться в ее ряды.

Такое количество государств, среди которых есть как главные промышленно развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обусловливает экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной экономической арене.

АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу ХХI в. на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а их совокупный валовой продукт превышал 24 трлн долл., то есть 56% общемирового. К тому же создание организации усилило экономические связи между странами.

За 1990—2000 гг. доля экспорта стран — членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67,5 до 72,6% от общего объема экспорта этих стран, доля импорта — с 65,4 до 68,1%.

 

Характер деятельности АТЭС

 

 

Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран АТЭС состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия). Были выработаны ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются неполитический характер форума, его консультативный статус и равноправие всех участников; определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в регионе, содействие дальнейшему экономическому росту.

В 1993 г. в США, в городе Сиэтле (точнее, на острове Блэйк рядом с Сиэтлом) состоялась первая неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 г., была принята «Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС», в которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации, а также сроки ее осуществления: для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г., для развивающихся — к 2020 г.

Если Богорская декларация определила стратегию форума, то Осакская программа действий, принятая на третьей встрече руководителей стран АТЭС (Япония, 1995 г.), определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам — членам АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения «богорских целей»: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств Всемирной торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Участникам форума также было поручено разработать индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций.

На манильском саммите (Филиппины, 1996 г.) было решено, что реальные шаги по процессам либерализации станут предприниматься в 1997 г. Однако разразившийся в 1997—1999 гг. финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии притормозил исполнение этих планов, и главной темой нескольких последующих ежегодных встреч было изучение причин и поиск выходов из кризиса.

Главным достижением встречи в Ванкувере (Канада, 1997 г.) было принятие Программы ускоренной добровольной либерализации, определившей 15 секторов, в которых к 2010 г. должны быть устранены тарифные и нетарифные ограничения. На шестом саммите (Куала-Лумпур, Малайзия, 1998 г.) было решено представить этот вопрос на рассмотрение в ВТО.

Десятилетие своего существования форум встретил в новозеландском городе Окленде, где были подведены первые итоги работы. Восьмая неформальная встреча лидеров государств АТЭС, прошедшая в ноябре 2000 г. в Брунее, была посвящена обсуждению влияния процесса глобализации, а также ее выгод и издержек в свете экономического развития региона.

В октябре 2001 года в Шанхае (Китай) прошел 9-й неформальный саммит глав государств и правительств стран АТЭС. Главной темой форума была борьба с международным терроризмом, что, впрочем, несмотря на неполитический характер организации, вполне закономерно: большинство стран АТЭС — экспортно-ориентированные державы, и поэтому сложившаяся после событий 11 сентября 2001 г. в США неблагоприятная конъюнктура серьезнейшим образом воздействует на недавно оправившийся от финансового кризиса регион. Было продолжено обсуждение глобализационных процессов, эффективного использования людских ресурсов (что особенно важно в свете того, что в АТЭС входят такие густонаселенные страны, как Китай и Индонезия).

На ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС принимаются ключевые документы, определяющие долгосрочную стратегию развития организации, утверждается объем работ и их финансирование.

Встречи министров иностранных дел, торговли и экономики и заседания на уровне министров по конкретным областям сотрудничества служат форумами для обсуждения актуальных проблем.

Главный лозунг организации — «APEC means business» («АТЭС значит дело») — подтверждается круглогодичной работой ее многочисленных структурных подразделений.

В начале сентября 2002 г. во Владивостоке состоялся симпозиум по вопросам инвестиций в рамках АТЭС

Образованный в 1993 г. Секретариат (расположен в Сингапуре) является, как это определено в его рабочих документах, «основным механизмом поддержки идущих в АТЭС процессов». В его ведении находится консультативное и материально-техническое обеспечение работы организации: он формулирует проекты и отвечает за их оценку и финансирование, осуществляет координацию действий, а также выполняет информационные и общественные функции от имени АТЭС. Непосредственная работа по исполнению Осакской программы ведется в узкоспециализированных рабочих органах: комитетах, подкомитетах и рабочих группах.

Огромный цветочный глобус с изображением очертаний стран АТЭС был установлен на клумбе в новом шанхайском парке во время проведения здесь саммита форума осенью 2001 г.

Одна из отличительных черт организации — постоянный диалог между властными и предпринимательскими кругами стран-членов, так как форум АТЭС изначально был учрежден для создания благоприятной бизнес-атмосферы в регионе. Этот диалог поддерживается через образованный в 1995 г. Деловой консультативный совет, в который входит не более трех представителей бизнеса от каждой страны-члена. На ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС участники совета представляют доклад, содержащий итоги обсуждений по конкретным вопросам регионального делового сотрудничества.

Председательствуют в АТЭС посменно разные страны-участники (срок — один год). Страна-председатель ответственна за организацию министерских встреч и саммитов глав государств и правительств. Очередность председательства в АТЭС: США (1993), Индонезия (1994), Япония (1995), Филиппины (1996), Канада (1997), Малайзия (1998), Новая Зеландия (1999), Бруней (2000), Китай (2001), Мексика (2002), Таиланд (2003), Чили (2004), Южная Корея (2005).

Эффективность деятельности АТЭС — одна из любимых тем дискуссий у политологов и экономистов всего мира. Многие считают, что вследствие разброса «весовых категорий» стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе просто невозможно создать устойчивый интеграционный блок. Однако форум АТЭС никогда и не ставил целью своей деятельности образование вторых «Соединенных Штатов Европы». Работа организации, как уже отмечалось, направлена на создание благоприятной атмосферы для бизнеса как основного фактора экономического роста в регионе. Поэтому и действует она на основах консенсуса и на ее саммитах вырабатываются не жесткие директивы, а рекомендации.

Мишенью для критики служат и цели Богорской декларации. Снятие таможенных барьеров — действительно сложная задача, особенно учитывая, что участники организации — это не только постиндустриальные страны. Несколько лет назад ряд стран-участников во главе с США попытались свести весь смысл деятельности АТЭС к скорейшему созданию гигантской зоны свободной торговли. Хорошо, что попытка эта не имела успеха, иначе форум быстро распался бы, ведь ясно, что открытие неподготовленных рынков окажется губительным. Образование свободного рынка все-таки является задачей организации, однако, важно, что на первый план выдвигается не конкуренция, а сотрудничество. Сотрудничество — ключевое слово во всех официальных документах организации.

Но пока это сотрудничество довольно пассивно (еще один характерный упрек критиков) и выражается в основном в проведении встреч на различных уровнях, в подготовке проектов и в организации семинаров. Однако задачи АТЭС таковы, что для их выполнения требуется огромная подготовительная работа.


Таблица №1. Показатели социально-экономического развития стран АТЭС, 2000 г. [4]

 

<TBODY> Страна ВВП[5], млрд долл. Темпы прироста ВВП, % ВВП на душу населения, тыс. долл. Экспорт, млн долл. Импорт, млн долл. Численность населения (на середину 2001 г.), млн чел. Темпы прироста населения (2001 г.), % Число пользователей Интернета[6], млн чел.
Австралия 446 4,7 23,2 63869 71531 19,4 0,99 7,77
Бруней 6 3,0 17,6 3500 1600 0,3 2,11 0,03
Вьетнам 154 5,5 2,0 14450 15635 79,9 1,45 0,12
Индонезия 654 4,8 2,9 62124 33515 228,4 1,60 0,40
Канада 775 4,3 24,8 276635 244786 31,6 0,99 13,28
Китай 4500 8,0 3,6 249297 225097 1273,1 0,88 22
Южная Корея 765 9,0 16,1 172268 160481 47,9 0,89 15,3
Малайзия 224 8,6 10,3 98237 82210 22,2 1,96 1,5
Мексика 915 7,1 9,1 166424 182635 101,9 1,50 2,5
Новая Зеландия 68 3,6 17,7 13267 13906 3,9 1,14 1,34
Папуа-Новая Гвинея 12 2,9 2,5 1980 1120 5,0 2,43 0,002
Перу 123 3,6 4,6 7002 8797 27,5 1,70 0,40
Россия 1120 6,3 7,7 105200 45500 145,5 -0,35 9,2
Сингапур 110 10,1 26,5 137875 134545 4,3 3,50 1,74
США 9963 5,0 36,2 781125 1257636 278,1 0,90 148
Сянган (Гонконг), особый район Китая 181 10,0 25,4 202440 214200 7,2 1,30 1,85
Таиланд 413 4,2 6,7 69057 61924 61,8 0,91 1
о. Тайвань 386 6,3 17,4 148320 140010 22,4 0,80 6,4
Филиппины 310 3,6 3,8 39783 33808 82,8 2,03 0,50
Чили 153 5,5 10,1 18158 18070 15,3 1,13 0,63
Япония 3150 1,3 24,9 479249 379511 126,8 0,17 27,06
Всего по странам АТЭС 24428 5,6 14,0 3110260 3326517 2585,3 1,33 261,0
Всего по миру 43600 4,8 7,2 6364000 6669000 6157,4 1,25 407,1
Страны АТЭС в % от общемировых показателей 56,02 48,87 49,88 41,99 64,12 </TBODY>


Заключение.

 

Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) образован в ноябре 1989 года. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 года проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками Форума является 21 страна (экономика): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

В странах-членах АТЭС проживают более 2,5 млрд. человек, совокупный валовой внутренний продукт этих стран превышает 18 триллионов долларов (1999). На их долю приходится более 47 процентов мировой торговли.

Сохраняя консультативный статус, АТЭС фактически превратился в достаточно эффективный механизм, в рамках которого вырабатываются и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической, научно-технической и инвестиционной деятельности.

Важнейшими формами деятельности АТЭС являются: саммиты глав государств и правительств (экономических лидеров), встречи министров иностранных дел, торговли и экономики, профильные встречи министров и совещания старших должностных лиц (СДЛ) экономик-участниц Форума.

Проблематикой конкретных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются: Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и управления, Подкомитет СДЛ по экономическому и техническому сотрудничеству, подкомитеты по таможенным процедурам, стандартам и соответствию, а также рабочие группы по содействию торговле, промышленной науке и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, людским ресурсам, энергетике, по сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму.

В АТЭС действует институт страны - председателя, обязанности которого в 2001 году выполняет Китай. В 2002 году страной-председателем была Мексика, в 2003 году - Таиланд, в 2004 году-Чили.

Выполнение административно-технических функций возложено на Секретариат АТЭС, штаб-квартира которого находится в Сингапуре.

Деятельность АТЭС осуществляется на основе консенсуса.
Интересы предпринимательских кругов выражает Деловой консультативный совет АТЭС, в который входят по три представителя бизнеса от каждой страны, назначаемые лидерами экономик.

С 1993 года ежегодно созываются неформальные встречи глав государств и правительств стран-членов АТЭС. Первый саммит прошел в Сиэтле, США. На нем лидеры обсудили перспективы формирования сообщества стран Азиатско-Тихоокеанского региона, основанного на принципах открытости и партнерства, которое будет содействовать свободному движению товаров, услуг и инвестиций, обеспечению устойчивого экономического роста, достижению более высокого уровня жизни и стандартов образования, сохранению окружающей среды. Эти идеи получили наименование "видение АТЭС".

К встречам в верхах приурочиваются ежегодные регулярные совещания министров иностранных дел и министров, отвечающих за вопросы торговли.

На втором саммите АТЭС в Богоре (Индонезия, 1994 год) была принята "Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС", которая определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010 -2020 годам системы свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На третьем саммите в Осаке (Япония, 1995 год) лидеры АТЭС приняли Программу действий по реализации заявленных целей. Ключевым моментом Программы стала договоренность участников АТЭС подготовить индивидуальные планы действий, направленные на либерализацию торгового и инвестиционного режимов, а также коллективные планы по развитию экономического и технического сотрудничества.

В результате четвертого саммита АТЭС в Маниле (Филиппины, 1996 год) участники договорились приступить, начиная с 1997 года, к практическим шагам по продвижению процесса либерализации торговли и инвестиций. Соответственно были приняты Манильский план действий АТЭС, в основу которого положены индивидуальные планы действий стран-участниц и коллективные планы по либерализации торговли и инвестиций, а также Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и технического сотрудничества и развития.

В ходе пятой встречи в верхах в Ванкувере (Канада, 1997 год) были утверждены критерии членства в АТЭС, решен вопрос о приеме из 11 кандидатов трех новых членов: России, Вьетнама и Перу, после чего на прием в организацию был объявлен 10-летний мораторий. Была также принята специальная Декларация, в которой выражались намерения усилить экономическое и научно-техническое сотрудничество.

В Ванкувере была согласована программа ускоренной добровольной секторальной либерализации, предусматривавшая устранение к 2010 году тарифных и нетарифных барьеров в 15 секторах торговли товарами, причем в 9 из этих секторов конкретные шаги должны были быть предприняты, начиная уже с 1999 года.

Однако на шестом саммите в Куала-Лумпуре (Малайзия, ноябрь 1998 года) было принято решение перенести рассмотрение вопроса об ускоренной добровольной секторальной либерализации во Всемирную торговую организацию. Значительное внимание участники саммита уделили поиску согласованных подходов к преодолению финансово-экономического кризиса и обеспечению общей экономической стабильности в АТР, облегчению условий торговли и инвестиций, активному развитию экономического и технического сотрудничества, обращенного в ХХI век.

В Куала-Лумпуре Россия, как и Перу и Вьетнам, стала полноправным членом АТЭС.

Основными темами седьмого саммита АТЭС в Окленде (Новая Зеландия, сентябрь 1999 года) стали уроки азиатского финансового кризиса, меры по восстановлению и поддержанию экономического роста в регионе путем укрепления функционирования рынков, роль АТЭС в упрочении системы многосторонней торговли в свете начала нового раунда переговоров в рамках Всемирной торговой организации. Были также рассмотрены итоги деятельности Форума за десять лет и обозначены перспективы развития АТЭСовского процесса в новом тысячелетии.

В центре внимания восьмого саммита АТЭС в Брунее (ноябрь 2000 года) были, прежде всего такие актуальные для мировой и региональной экономики процессы, как глобализация с присущими ей рисками и возможностями ускорения темпов экономического развития, повышения благосостояния населения, освоения новейших информационных и телекоммуникационных технологий и связанная с этим проблематика "новой экономики". Обсуждалась и проблема укрепления многосторонней торговой системы.

В саммите участвовал Президент Российской Федерации В.В. Путин, который выступил с докладом по проблеме глобализации перед представителями деловой элиты.

Китайская Народная Республика, приступив к исполнению обязанностей страны-председателя в 2001 году, выдвинула в качестве основной темы Форума: "Навстречу новым вызовам наступившего столетия - достижение общего процветания на основе участия и сотрудничества". Деятельность в АТЭС в текущем году направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:

1) Достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий в этой сфере, изучаются возможности расширения применения цифровых технологий и обеспечения их доступности для всех стран, развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления.

2) Продвижение либерализации торговли и инвестиций. Расширяется применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли, ведется работа по улучшению инвестиционного климата в регионе, принимаются меры по поддержке многосторонней торговой системы и подготовке нового раунда торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации, сокращению сроков достижения целей Богорской декларации по либерализации торговли к 2010 и 2020 годам.

3) Поддержание устойчивого экономического роста.

Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере, проведение диалога по макроэкономической политике для обеспечения большей предсказуемости экономического развития стран региона, содействие структурным реформам в интересах развития конкурентоспособных отраслей промышленности.

В последнее время активизировалось участие России в деятельности АТЭС.

Разработана и одобрена Президентом Российской Федерации концепция участия России в АТЭС, определяющая стратегические цели страны на этом направлении и пути их достижения.

В 1998 году учреждена Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам участия в Форуме "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество", которую возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Клебанов.

Российские представители участвуют в работе Делового консультативного совета АТЭС, в мае 2001 года в Москве проведено одно из его заседаний.

Россия выступила с инициативой проведение VII Инвестиционного симпозиума и III Инвестиционной ярмарки в 2002 году во Владивостоке.

Об этом, в частности, свидетельствует опыт, накопленный Фондом сотрудничества Россия - АСЕАН в процессе длительного общения с правительственными организациями и бизнесменами из стран АТЭС. Фонд, выполняя функции национального организатора, обеспечил участие представителей государственных и частных структур Российской Федерации в бизнес-саммитах АТЭС в Куала-Лумпуре (1998 г.) и Шанхае (2001 г.), III и IV выставках-ярмарках АТЭС в Куала-Лумпуре (1998 г.) и Джакарте (2000 г.), I и II форумах "Рынок инвестиций АТЭС" в Сеуле (1999 г.) и Янтае, КНР (2001 г.), III и IV форумах "Рынок технологий АТЭС" в Голд Косте, Австралия (1999 г.) и Сучжоу, КНР (2001 г.). Установленные обширные контакты с зарубежными партнерами и достигнутые практические результаты, свидетельствуют о наличии реальных возможностей расширения делового сотрудничества с государствами АТР в различных сферах.


Список использованной литературы

 

I. Работы общетеоретического характера

1. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, Онер, 1996.- 288 с.

2. Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996. -624с.

3. Назарбаев Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. – Москва: Фонд содействия развитию социальных наук, 1997. – 480 с.

4. Назарбаев Н.А., Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы: Онер, 1997. – 270 с.

5. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы: Атамура, 1999. – 296 с.

6. Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождения европейской цивилизации. – Москва: Экономика, 2000. - 544 с.

7. Назарбаев Н.А. Эпицентр мира. – Алматы: Елорда, 2001. – 294 с.

8. Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество // Казахстанская правда. - 2002. - 7 февраля.

9. Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана Астана, апрель 2002 г.// Казахстанская правда. - 2002. - 2 мая.

10. Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. - 240 стр.

11. Токаев К.К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий. // Казахстан и мировое сообщество. - 1995, №2

12. Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. -Алматы: Бiлiм, 1997.- 736 с.

13. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей под редакцией Токаева К.К. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет - 1998 г., 450 с.

14. Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. –Алматы: Сак, 2000. - 584 с.

15. Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстана. –Алматы: Елорда, 2001. - 552 с.

II. Источники

1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

2. Выступление А.В. Козырева перед учеными-международниками и представителями деловых и политических кругов Японии 14 апр 1993 // Москва: Дипломатический вестник, 1993, № 9-10

3. Выступление И. Иванова на 53-й сессии ГА ООН 22 сентября 1998 года // Москва: Дипломатический вестник, 1998, № 10. – с. 5-9

4. Отношения Советского Союза с Народной Кореей 1945-1980. Документы и материалы. – Москва: Наука, 1981. – 457 с.</O:P></SPAN>

5. Сборник важнейших документов по международному праву. М. 1996-1997гг.

6. Экспорт и импорт Всемирной Торговой Организации (ВТО).

 

 

III. Монографии и статьи

1. Арыстанбекова А.Х. Объединенные нации и Казахстан. – А.: Дайджест-Пресс, 2002 г. – 432 с.

2. Бельчук А. Международный финансовый кризис: новый этап. -М.: РАН ИМЭМО, 1999.

3. Богатуров А. Без перемен не обойтись. // Азия и Африка сегодня, №3, 1991.

4. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Социология, политика международных отношений. – М.

5. Бутрос Бутрос-Гали. Укрепление потенциала Организации Объединенных Наций. // Мировая экономика и международные отношения. – 1993 г., №4, с. 5-15.

6. Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ) N113. 2000. 28 сентября. С. 12-13.

7. Государственные, национальные, классовые институты во внешней политике. // Мировая экономика и международные отношения. – 1989 г., №2

8. Джозеф С. Най (младший). Взаимозависимость и изменяющаяся международная политика. // Мировая экономика и международные отношения. – 1989 г., №12, с. 73-81.

9. 7. Каукин И. Основные черты межкорейского экономического сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2002, № 1. - 122-123 с.

10. Козырев А.В. ООН против тоталитаризма. // Международная жизнь, 1990 г. -№12

11. Куколка Ю. Проблемы теории международных отношений. – М., 1980.<SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; mso-bidi-font-size: 7.5pt">

12. Ли Д. Х. Сравнительный анализ политики СССР и РФ по отношению к СВА и двум корейским государствам. Автореферат кандидатской диссертации на соискание ученой степени канд. полит наук. - Москва: ИДВ РАН, 1999. – 31 с.

13. Ли В.Ф. Россия и Корея в геополитике евразийского Востока. Москва: Инфра,2000. – 364 с.

14. Мадиярова Д.М. Стратегия формирования внешнеэкономической деятельности - Алматы: Экономика, 1999. -184.

15. Матюхин Г. Пора перестать искать внешние причины наших бед.// «Международный финансовый кризис», -М.: РАН ИМЭМО.,1999.

16. Мен Д. Сеул-Пхеньян: реалии, перспективы сотрудничества проблемы. // Алматы: Саясат, 2002, №8.- с. 47-52.

17. Мясников В.С. Положение в сфере безопасности в СВА. – Москва: Инфра, 1999. – 312 с.

16. Симонов В. В. Кредитная система и государственное регулирование.- М.: Деньги и кредит, 1992, № 4.

17. Федоровский А. Китай и восточноазиатский кризис., -М.:РАН ИМЭМОД999.

18. Хонг В.С. Геостратегия России и Северо-Восточная Азия. – Москва: Инфра,1998. – 321 с.

19. Цыганков П.А. Теория международных отношений. - Москва: Гардарики, 2003. - 590 с.<SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; mso-bidi-font-size: 7.5pt">

20. Чой С.А.. Эволюция отношений России с государствами Северо-Восточной Азии. – М: Наука, 1998 – 263 с.

1. Мишель Пебро. Международные экономические, валютные и финансовые отношения - М., 1994.

4. П. X. Линдерт. Экономика мирохозяйственных связей.- М., 1992.

 

ВВП по странам СНГ // Экспресс-информация. - 09.12.2000. - Агентство РК по статистике. Статистический ежегодник Казахстана: Статистический сборник /


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.